Биография (Вариант 2, неизвестный автор)

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна Тульской губ. — 7 (20) ноября 1910, ст. Астапово Липецкой губ., похоронен в Ясной Поляне

Российский писатель, философ, педагог, общественный деятель

Из дворянского рода Толстых, граф. В 1841—1847 жил в Казани, где учился в университете один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. Педагогическая деятельность началась с 1849, когда краткое время учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. В 1851 уехал на Кавказ на военную службу, в 1854—1855 участвовал в обороне Севастополя в ходе Крымской войны; в эти годы начал заниматься литературной деятельностью. С 1855 в Санкт-Петербурге, сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским.

—1862 жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей (реорганизована в 1861), способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал. В 1860 намеревался учредить просветительное общество с целью открытия школ для крестьян, подбора учителей для них, составления курса преподавания и помощи учителям в их работе.

В 1857 и 1860—1861 предпринял поездку по странам Западной Европы (Франция, Бельгия, Швейцария, Германия, Великобритания) с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования, по возвращении писал о полном неприятии им механистических, рационалистических установок европейской педагогики. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (вышло 12 номеров), где напечатал ряд педагогических статей; каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей. В знак протеста против давления со стороны властей в 1862 временно прекратил педагогическую деятельность.

После завершения работы над романом «Война и мир» (1869) начался второй период педагогической деятельности, содержанием которого было создание «Азбуки» — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1—4, 1872), — своеобразной энциклопедии для первоначального обучения, отличавшейся оригинальными принципами составления: все материалы отражали жизнь русского крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены этнографические и географические сведения. «Азбука» не имела ожидаемого успеха, после массированной критики Министерство народного просвещения отказалось давать рекомендации по её использованию в школах. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). «Новая азбука» получила широкое признание и была рекомендована для всех учебных заведений. В это же время составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.

увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда учебной литературой и инвентарём. В 1874 написал обобщившую педагогический опыт программную статью «О народном образовании», в которой критиковал деятельность земских школ, полагая, что они сдерживают инициативу крестьян по открытию собственных школ, недостаточно учитывают интересы крестьянства. Разработал проект крестьянской учительской семинарии, получил разрешение на её открытие (1876), но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.

Критически относился к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 1860—1890-х гг. (К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков и др.); отстаивая традиционный буквослагательный метод, отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. Инициатор экспериментальной проверки Московским комитетом грамотности результатов обучения грамоте звуковым и буквослагательным методом в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

— художественные (роман «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича»; пьесы «Плоды просвещения» и «Власть тьмы») и публицистические («Исповедь», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Рабство нашего времени» и др.) — проникнуты мыслью о лживости и несправедливости жизни. Для пропаганды своих идей использовал организованное им издательство «Посредник», где напечатал ряд рассказов, издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день», начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения», в последний год жизни написал ряд рассказов «Детская мудрость». Статьи «Беседы с детьми по нравственным вопросам» («Свободное воспитание», 1908) и «Учение Христа, изложенное для детей» отражали опыт занятий с учениками по вопросам морали в Ясной Поляне в 1906—1908. Безуспешно просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков.

Главным в обучении в это период признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства», считал бесполезной школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии». Полагал недопустимым разделять обучение и воспитание, основой которого считал религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием. В статье «Мысли о воспитании» (1902) утверждал, что моральный авторитет взрослого человека не может быть незыблемым, и должен основываться на постоянном самосовершенствовании и необходимости выстраивания единого с детьми поля правил и ограничений, поскольку дети видят «лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям».