Гусев Н. Н.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над «Войной и миром» составила эпоху в жизни Толстого.

Работа эта потребовала от «взыскательного художника» семь лет напряженного и сосредоточенного труда, точнее, семь лет жизни. Это был «период счастливого самоуверенного труда», как вспоминал он по окончании работы1.

Создавая «Войну и мир», Толстой находился в том состоянии высокого душевного подъема, о котором он писал Фету по поводу одного из его стихотворений: «Я знаю то счастие, которое оно вам дало сознанием того, что оно прекрасно...— вы»2.

В результате упорного многолетнего труда было создано произведение, огромное по размеру, оригинальное по форме, глубокое и всестороннее по содержанию, — произведение, представляющее собою соединение эпопеи с романом, сочетание строгого эпоса с самым задушевным лиризмом, а также с философскими и отчасти публицистическими рассуждениями.

«Что такое «Война и мир»?

«Война и мир» есть то, что хотел и что мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Так писал Толстой в 1868 году3.

«хотел и мог выразить» Толстой в «Войне и мире» очень многое, и форма романа-эпопеи давала ему для этого большой простор. О тех возможностях, какие форма романа представляет для изложения основных воззрений автора, Толстой в 1889 году писал одному из своих друзей: «Иногда хочется все-таки писать и, представьте себе, чаще всего именно роман, широкий, свободный, вроде «Анны Карениной», в который без напряжения входило бы все, что кажется мне понятым мною с новой, необычной и полезной людям стороны»4.

Еще в Севастополе Толстой пришел к убеждению, что героем Восточной войны был русский народ. Теперь, поставив перед собою грандиозную задачу — написать историю русского народа в трудный и решающий период его жизни, Толстой приходит к выводу, что народ есть движущая сила всей истории человечества. Это положение с чрезвычайной силой и убежденностью высказано в эпопее.

И Толстому радостно было, создавая своей роман-эпопею, переживать героическое прошлое своего народа, сливаться в своем сознании с простыми солдатами, с партизанами, с Кутузовым, и радостно было представлять себе созданных его творческим воображением таких представителей русского народа, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа, княжна Марья, Платон Каратаев.

«Там русский дух, там Русью пахнет». Этот стих Пушкина как нельзя более применим к «Войне и миру». Когда автор говорит от себя, он часто употребляет эпитет «русский», и употребляет его по большей части в положительном смысле.

В черновой редакции первого тома Толстой в таких выражениях описывает продвижение русских войск через Польшу, а затем через Богемию: «Армия была весела, несмотря на осеннее, ненастное время и скверные, грязные дороги и беспрестанные болезни, которые заставляли оставлять людей в австрийских гошпиталях. Проходили с русскими песнями, русским говором, русскими мыслями и русскими привычками сначала польские деревни, города... ... и руссее казался этот оторванный кусок России...»5

Князь Андрей верит Кутузову больше всего потому, что «он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки»; потому, что «голос его задрожал, когда он сказал «до чего довели!» и что он захлипал, говоря о том, что он «заставит их есть лошадиное мясо»6.

Описывая русскую пляску Наташи у дядюшки-«чистое дело марш», автор для ее характеристики находит следующие вдохновенные слова:

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить?7 Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка... Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке»8.

Письмо Билибина к князю Андрею о ходе войны 1806 года Толстой характеризует словами: Билибин «хотя и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию»9.

Глубокая любовь и к русскому человеку и к русскому народу в целом проникает всю гениальную эпопею-роман с первой страницы до последней.

«Войны и мира» выражен им главным образом в мыслях и чувствах действующих лиц, особенно Пьера Безухова, а также князя Андрея и княжны Марьи.

«Человек сотворен для счастья». «Счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей»10.

«Проснулась любовь, и проснулась жизнь»11.

Чтобы любить людей, нужно делать им добро. «Как говорит Стерн, мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали»12.

«На свете нет ничего страшного»13. «Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки, всё пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье»14.

«Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит всё»15.

«радостно созерцать вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь», «видеть великое, вечное и бесконечное во всем»16.

Общее отношение к жизни автора «Войны и мира» выражено тем возгласом, который «с счастливым восторгом» повторяет молодой Ростов вместе с немцем крестьянином, у которого он стоит в войну 1806 года:

«Да здравствует весь мир!»17

Многоплановость произведения, бесконечное разнообразие характеров, положений, сюжетных линий, вообще художественное совершенство «Войны и мира» таково, что если Толстой раньше (23 января 1863 года) мог записать в дневнике: «Сюжетов нет, т. е. никакой не просится особо, но — заблужденье или нет — кажется, что всякий сумел бы сделать», — теперь, с созданием «Войны и мира», он имел фактическое доказательство своей изумительной художественной мощи.

Необычайный творческий подъем привел Льва Толстого к созданию произведения высокого мирового значения. Но это не было завершением его творческого пути. Работа над великим романом-эпопеей, способствовавшая росту его могучего дарования, помогла ему в дальнейшем создать целый ряд других замечательных произведений, достойных его гения.

1

2 Письмо к А. А. Фету 11 мая 1870 г.

3 Статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»

4 Письмо к Г. А. Русанову от 12 марта 1889 г. (Полное собрание сочинений, т. 64, 1953, стр. 235).

5

6 «Война и мир», т. III, ч. II, гл. XVI.

7 Пушкин: «Татьяна, русская душою, сама не зная почему...»

8 «Война и мир», т. II, ч. IV, гл. VII.

9

10 Там же, т. IV, ч. III, гл. XII.

11 Там же, т. IV, ч. IV, гл. II.

12

13 Там же, т. IV, ч. IV, гл. XII.

14

15 Там же, т. III, гл. IX.

16 «Война и мир», т. IV, ч. IV, гл. XII.

17 Там же, т. I, ч. II, гл. IV.

Раздел сайта: