Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки"
1907 г. Апрель

1 апреля. Воскресенье. Л. Н. не выходил, покашливает. Дал списать начисто; думает, что кончил «Провозглашение» Гаррисона, статью Суткового и свое прибавление к ним.

К обеду пришла Татьяна Львовна, первый раз после родов; с ней Дорик и Наталья Степановна — учительница его.

Л. Н. сказал, что слышал, как Илья Васильевич говорил с садовником о политике, о правых, левых и т. д.

— Как они всё знают, как им, должно быть, все это интересно, развлекает их. По случаю насморка читал два дня газеты. Речь Бобринского1 хороша не по существу, а бойко, умно, большая начитанность.

Татьяна Львовна: А с удовольствием читаешь газеты?

Л. Н.: Ничего, с удовольствием. Удовольствие такого удовлетворенного презрения. Есть серьезные вопросы, которыми я живу; все это (газетная болтовня, Дума) возле них — мелочное, неискреннее, злобное.

Известие, что помер А. В. Олсуфьев; ему было около 65 лет.

Л. Н.: Я это знаю, каждую минуту — быть готовым.

За чаем Л. Н. прочел вслух из «Круга чтения» на 1 апреля: первое, второе, третье и последнее изречения2, и по поводу одного из них сказал, что вся Дума и понятия думские — навеянные, чужие, не свои.

Потом говорил про инцидент между Пуришкевичем и Головиным3 и сказал:

— Пуришкевич дурак, но хоть свое говорит, сам по себе, а не повторяет.

В школе сегодня Л. Н. раздавал синодальные Евангелия — 11 (тем, у кого еще не было), японских петушков4 — 21 (сколько было учеников), конфетки и т. п. Рассказал, что, когда говорил, что ни рая, ни ада нет, — Миколка Ромашкин отозвался: «Тогда и жить не стоит. Куды душа-то пойдет?»

Л. Н.

Еще Л. Н. говорил про статью Столыпина; в ней поразительные выписки из журнала, издаваемого гимназистами пятого класса: 1) негодование на существующий порядок, 2) о разврате5.

2 апреля. Л. Н. выходил гулять на веранду. Приезжал Наживин из Сочи, где решил осесть, и поручил купить землю для себя и построить дом. Приезжал Андрей Львович. Оба уехали ночью.

У Л. Н. голос слабый. За обедом рассказал про двух бывших у него молодых людей: один просил книг, другой — денег. Этому Л. Н. предложил тоже книг. Ответ, что он в Москве получит. Что̀ ему Л. Н. ни говорил, отскакивало от него, как от стали; у него партийные взгляды (социал-демократические) — не свои. Л. Н. сказал ему, что рабочие на шее у крестьян.

«Нет, — ответил он, — без машинистов нельзя было бы доставить хлеб в места, где голодающие. Наше занятие и крестьянское — солидарное».

Л. Н.: Как это жалко, что умственная и нравственная деятельность сделалась денежною!

Л. Н. получил письмо от Морозова, — его «В начале жизни» в «Русском богатстве» 1906 г. мы читали вслух. Он посылает свою книгу (об Апокалипсисе), про которую говорил Ганский, что она просто астрономическая. Книга пока не получена1.

Л. Н.: Он удивительно, должно быть, даровитый человек, вероятно, из тех человеков, на все способных и во всем недалеких.

Л. Н. любовался картинкой «Охотники» Маковского в новом номере иллюстрированного приложения «Нового времени»2.

Вечером, перед отъездом, Наживин, уставший беседовать, прочел мастерски рассказ Чехова, особенно диалог дамы с писателем3.

3 апреля. Утром уехала Софья Андреевна в Москву.

Л. Н. ездил гулять — верхом. Получил множество писем. Я рассказал про параллель «Tolstoy and B. Shaw», в «Review of Reviews», January 1907.

Л. Н. (про Шоу): Мысли у него низменные, он такой парадоксалист!

Юлия Ивановна рассказала про выставку «Голубая роза» архидекадентов1, о которой ей подруга, Александрова, пишет, что там нет ни одного натурального лица, позы и т. д. Л. Н. охал и смеялся от удивления.

4 апреля. Утром Л. Н. нездоровилось.

Л. Н.«Русские ведомости»; прочел Думу. Там есть: озлобление крестьян, желание земли, зависть, честолюбие и тщеславие. Я их различаю: честолюбие — добиться мест, почестей; тщеславие — только чтобы о нем говорили; и страшное, повальное лицемерие.

Л. Н. кончил Евангелие для детей и вечером кончил первое чтение его с мальчиками. Хочет еще раз прочесть с начала до конца.

Смущало Л. Н., что, передавая слова Иисуса (например, из Иоанна, где глубокомысленно, но труднопонятно мальчикам) своими словами, так, как он понимает их, он нехорошо поступает, приписывая их самому Иисусу. А теперь нашел форму: «По учению Христа...», если своими (Л. Н.) словами и «Христос говорит...», если точно переданные слова евангелиста. Л. Н. рад этому.

Сегодня с мальчиками был инцидент: Архипкин брат, старший, шумит, рассказывает другим шутки, отвлекает внимание. Л. Н. ему сказал, чтобы уходил, — тот не хотел. Тогда Л. Н. сказал, что тогда он уйдет; переговоры... и тот удалился.

Л. Н.: Какой маленький Жаров жалкий, в тряпье, заплатах, тут отвалилась у него подошва. Надо попросить старушек, нет ли у них старых башмаков, купить у них. Впрочем, ему шьют сапоги.

Я отозвался, что он просил у меня на сапоги и я отказал ему, дурно сделал.

Л. Н. спросил, та ли эта Жарова, которой он помогает?

Я: Да, у нее пятеро детей.

Л. Н.: Ведь только подумать, что каждого надо накормить, одеть, каждому обувь, шубенку.

Ученики входящему Л. Н. говорят: «Здравствуй, Лев Николаевич!»

Сегодня обедали у Татьяны Львовны в «кузминском доме» Л. Н., Юлия Ивановна, Татьяна Львовна, Дорик, Наталья Степановна. Татьяна Львовна рассказала, что̀ ей пишет Александра Львовна про лечение: градусник через два часа ставят, усиленное питание, лечение специалистом носогорлового пространства, бактериологическое исследование мокроты и т. д. До мая там останется, потом на кумыс, потом опять на юг.

Л. Н.: Это они слушаются докторов. Своего здравого смысла, инстинкта слушаться. Я ночью сочинил письмо, которое им напишу... Но это не значит, чтоб она раздетая ходила.

Вечером за чаем у нас Л. Н. спросил Татьяну Львовну: не остро ли он пишет о докторах1. Татьяна Львовна стала защищать докторов, что они больше всех делают, самоотверженные, когда позовут — тогда идут...

Л. Н.: Это все хорошие люди, хорошие кучера, хорошие священники делают.

Татьяна Львовна: И больше нас знают.

Л. Н.: Ничего не знают. Я уверен, что через 40 лет будут удивляться тому, как они лечили. Они смотрят на легкие, по их состоянию определяют, что больной доживет до завтра, а он проживет 30 лет. Они следят за микроорганизмами — на этом пути никуда не дойдут. Совокупности всех проявлений (организма) не знают. Гигиена — главное.

— Они (доктора) грешат тем, — говорил далее Л. Н., — что ставят целью лечить тело, не беречь его для того, чтобы служить чему-то, а цель — только свое здоровье беречь. Послезавтра умереть — но делая свое дело, а не жить десять лет для продолжения своей жизни и без другой цели.

Л. Н. (о письме Баба Бхарати2. Он хочет дальше отдавать подать исторической религии.

Л. Н. еще о письме Баба Бхарати:

— Он многословный.

Л. Н. целовал ручку Танечки.

5 апреля. Первый дождик; еще лед на пруду: бабы стирают у проруби. Л. Н. гулял пешком. Обедали: Л. Н., Татьяна Львовна, Юлия Ивановна, Наталья Степановна. Л. Н. после обеда прочел вслух из «Нового времени» от 3 апреля статейку «Панегирик бомбометателю» — о белостокском 18-летнем Шае Цуккермане, убившем семь сыщиков, городовых и солдат1.

Л. Н. дочитал и сказал взволнованно:

— Что! А ведь есть этому сочувствующие!

Школа.

Сегодня Л. Н. не беседовал, к чаю не выходил.

6 апреля. Л. Н. ездил на Делире к Марии Александровне, торопился, весь вспотел. Сломалось деревянное стремя1*, вместо него пробовал устроить петлю — устал, а не удалось.

Л. Н. читал газеты — «Русские ведомости» («Новое время» почти каждый третий день не доходит).

В передней, одеваясь, Л. Н. рассказал Илье Васильевичу:

— Василий Маклаков сказал блестящую речь в Думе, только задорную. Дело в том: три крестьянина пьянствовали с городовым, потом пошли за ним, подрались, и один из них ударил городового лопатой — убил. Их троих присудили на десять лет. Генерал-губернатор Гершельман отдал дело новому суду, и их повесили. За это (ужасное дело) Маклаков нападает на правительство. Только не из сострадания к крестьянам, а с партийной точки зрения, чтобы подкопаться под правительство. Увидим, что напишет «Новое время» об этом.

Обедали у Татьяны Львовны, Танечка плясала.

Л. Н. пришел в зал в четверть 11-го. Татьяна Львовна, Юлия Ивановна и я. Принес немецкую драму доктора Елинека с латинским названием1.

Л. Н.: Что же наш Жозя? Был бы святой, если бы не сплетничал. Написал Черткову, что я недоволен тем, что он Сытину дает печатать мои сочинения и обходит Ивана Ивановича. Я сказал, что мне жаль Ивана Ивановича. От Черткова теперь предлинное письмо, педантичное, где излагает, почему связывается с Сытиным как с надежным продавцом. Не хочет попасть в погибающее издательство Ивана Ивановича2.

Л. Н.: Иван Иванович — непрактический человек, и дела его близки к тому, чтобы рухнуть.

пишет с задором3.

Л. Н. о том, какая упорная болезнь инфлюэнца. У него все держится, вечером не способен работать. Татьяна Львовна удивлялась ему, как он мог сегодня съездить к Марии Александровне, после сходить к ним на обед и после еще с мальчиками заниматься.

Вечером Л. Н. написал ответ Н. Морозову (революционеру-астроному). Потом пытался прочесть фельетон Амфитеатрова о книге Н. Морозова «Апокалипсис» в «Руси» от 4 апреля, но было скучно и неясно, и не дочел. В 11 часов разошлись.

7 апреля. За обедом Л. Н., Татьяна Львовна, Юлия Ивановна и я.

Л. Н.: Ах, Иван Иванович, все его издательство погибает. Я теперь смотрел, что он издал, сколько хорошего делает! Я сегодня весь день читал издания горбуновские, сборники для детей, собрал 108 рассказов (для детского «Круга чтения»), но, к сожалению, кроме своих, все должен переделать: Козетта из «Misérables» как хороша!1 Представляю себе, как будет нравиться детям.

Прочел тоже книжки (Шеперд и Дунаевой) о половом вопросе, объяснение детям2. Наживину нравятся.

Татьяна Львовна: А ты что, дашь мальчикам читать?

Л. Н.: Нет, нельзя. Я хочу поговорить об этом с Дориком. Или лучше дать прочесть?

Молчание.

— Если бы я еще раз пришел на свет, я бы желал ничего не слышать, не читать, не знать о том. Для меня была женщина — что-то таинственное, чистое, возвышенное.

За чаем Л. Н. рассказал, что получил от издателя японской «Review of Revolutions» письмо, что переведет, издаст, между прочим, «Письмо к китайцу» Л. Н-ча.

Л. Н.: Этому я рад.

Сегодня был вдребезги пьяный солдат с Дальнего Востока, босяк, грозил, что перебьет, подожжет. Л. Н. сам с ним по нескольку раз говорил, отсылал его.

Л. Н. чувствует себя слабым.

— Когда же я умру? — спросил он меня.

8 апреля. читал им из «Цветника»1 и «Часы» Накрохина (издание «Посредника»). Эти не дочел, не совсем подходили.

Читал газеты. За чаем говорил про английский роман Schuyler (про племянника Пилата)2, который читает; Татьяна Львовна удивлялась ему, что его интересует.

Л. Н.: Романическое с Саломэ — плохо, проповеди Христа — хороши. Описан в частном доме бой гладиаторов; я думал, что он производился только в общественных учреждениях.

— Как объяснить, что гладиаторы шли на бой? — спросил я.

Л. Н.: Были рабы, подвластные и жизнью господам; выбирали сильных, тут было чувство отличиться, молодчество. Понятно...... 2*

Л. Н. сегодня чувствует себя очень слабым: «Как отравлен». Смотрит на эту слабость так, что сегодня постарел, что сегодня переворот совершился в его жизни. Сказал:

— Просто старость. Истинно хорошо. Так хорошо, чудесно! Стал чище нравственно.

Пил и хвалил кефир, как вкусен, «но только с пеной»; как без пены, постоявший — противен. Татьяна Львовна желает летом (пополам) выписать кумысника.

Л. Н. за обедом с Танечкой играл, руки ей целовал, но утверждал, что она безобразна (лицом). Татьяна Львовна этому замечанию (не очень) противоречила, но ничуть не огорчалась. Л. Н. играл Танечке на рояле, чтобы поплясала. Танечка его — «дида» очень любит. Л. Н. же любит, когда его дети любят.

9 апреля. Приехал Н. Г. Сутковой, ради статьи, которую редактировал Л. Н.: своего «Провозглашения» («Свободные христиане») и «Провозглашения» Гаррисона с прибавлением Л. Н. Желал бы, чтобы она была покороче, чтобы издать листком.

Л. Н. сказал про «Круг чтения», что он читает его третий раз и что он ему самому полезен. Вводит его в тот мир, о котором можно (случается) — иногда несколько недель проходит — не думать.

Сутковой сказал Л. Н., что его знакомый Павлов спасся от пессимизма «Кругом чтения».

Л. Н. сказал, что, когда он слышит, что деятельность его приносит плоды, он радуется, но этому не надо радоваться:

— Моисей не вошел в Ханаан1. Это так и есть. В материальной деятельности человек хочет видеть и видит награды; в духовной — награда в самой деятельности, в сеянии семян, а плодов не дано видеть (и не нужно видеть).

Разговор об экспроприации в казначействе Петербургского университета 3 апреля; прочли из «Нового времени» об этом2.

его и повернул назад. Потом по пути слез и влез один. Вечером Л. Н. часто дышал.

Л. Н. сравнил туннели (по поводу разговора о новопроведенном Симплонском) — с пирамидами, что в будущем так же будут смотреть на них. Можно бы довольствоваться прежними путями. Усовершенствованные пути туристам нужны (не товарам).

Л. Н. (о помощи голодающим): Кто там живет, не может не помогать, насколько осилит от себя оторвать, но при правительственной, общественной помощи — помощь только ослабляет энергию голодающих, они полагаются на помощь извне. В Самарской губернии мне рассказывали, что переселенцы в Сибирь, которые идут под правительственной опекой, возвращаются разоренными, а самовольные беглецы устраиваются, — именно потому, что надеются только на себя.

Л. Н. читал в «Новом времени» фельетон о развитии мышц гимнастикой и работой. Автор полагает причину недолговечности деревенского населения в чересчур продолжительной работе и недосыпании со дня на день в страдную пору. Л. Н. вспомнил, как и он также увлекался работой, не хотел отставать от крестьян. Остерегал от этого Суткового. По Л. Н., молодому человеку надо спать 8 часов.

Сутковой говорил об антимилитаристе Ярковском, который прислал Л. Н. свои издания — смелые.

Л. Н. в разговоре с трудом вспоминал имена, сам над собой смеялся:

— У меня память выгнилась, просыпается (сыплется), но я не променяю себя на прежнего (я не променял бы себя на прежнего, с хорошей памятью).

Л. Н. (о рассказе Тищенко3): Прекрасно написано, но задорный революционер.

Л. Н.: Стасов, как он ни старался соглашаться со мной о Шекспире и о Мольере, не мог согласиться. Мольер, что бы он ни писал, — талант, настоящий талант.

10 апреля. Утром возвратилась Софья Андреевна из Москвы. Приехал Андрей Львович из Тулы на тягу вальдшнепов. Вечером приехал М. Введенский. Учился в Тифлисе в одноклассной землемерной школе, получал стипендию десять рублей, на них и на деньги, которые получал за урок, жил. Но отказался от стипендии, т. к. «эти деньги не трудовые мои», вышел из училища и приехал к Л. Н. попросить найти ему работу у крестьянина. Л. Н. сказал ему, что он необдуманно поступил. Сутковой ему разъяснил, что в центральных губерниях теперь еще нет работы, а после тоже не хватает работы и для деревенских жителей. Л. Н. не одобряет резкой ломки — ведет к разочарованию. Сутковой ему рекомендовал искать себе место учителя.

Софья Андреевна рассказывала про выставки в Москве: декаденты возмутительно глупы1.

Л. Н. (про Маковского): Маковский, действительно, великий художник.

Горбунов прислал № 79 «Нови» со статьей «М. Горький о религиозном вопросе»2. Л. Н. высказался, что неопределенно, растянуто.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1907 г. Апрель

ДЕТИ ИЗ ДЕРЕВНИ ЯСНАЯ ПОЛЯНА (НА ВТОРОМ ПЛАНЕ ВИДНА ЯСНОПОЛЯНСКАЯ УСАДЬБА)

Фотография В. Г. Черткова, 1905—1910

«Л. Н. пробовал мальчикам читать «Круг чтения», пересказывая своими словами... Играл с ними в лото, или, как они говорят, в «долото». Раздавал... книжки». — Запись от 15 апреля 1907 г.

В «Новом времени» Меньшиков пишет о Горьком3.

— Обижает Горького, — сказал Л. Н.

Л. Н. получил от духоборов канадских пять тысяч долларов для голодающих. Просил Суткового поехать в Самарскую губернию, купить муки и т. д. и распределить. Неделю тому назад получил из Финляндии 84 тысячи рублей (или 200 тысяч финских марок). Эти отдал Львову.

Л. Н. читал буддийское о переселении душ4, и нравится ему: или нирвана, или переселение — середины нет:

— Что такое характер прирожденный (есть и приобретенный)? Из прежних существований вынесенный склад жизни.

Л. Н. еще свежий: помнит сам все, ничего ему не нужно припоминать, все сам обдумывает, какую работу должен делать, какие книги ему нужны, кому что писать, послать, сделать, вернуть, с кем о чем поговорить, не забывает посетителей; сам себе все, что нужно, делает, обслуживает себя: умывание, одевание, еда, далеко может гулять, без помощи садится на лошадь. Радостного, веселого духа.

Вчера пожелал Татьяне Львовне и всем долго жить. Андрей Львович сказал ему, что противоречит себе, когда раз говорит, что смерть ему желанна, а другой раз желает себе долго жить.

Л. Н.: Не может быть иначе, как так: и жить хорошо, и там будет хорошо, еще лучше.

Л. Н. ездил в Колпну нанимать второй дом в усадьбе Гужона в Ясенках для Чертковых5.

11 апреля. За обедом Л. Н. сказал:

— Я написал Шкарвану длинное письмо, вы ему припишите, что в новой газете Бодянского («Народной молве») я читал «Гарун-Аль-Рашид» — сказку, им подписанную. Очень хорошо составлена. Напишите, что я ей был очень рад и что непременно помещу в «Круг чтения» для детей1.

Л. Н. получил арабское письмо из Яффы; после обеда принес его мне показать и опять унес. Письмо короткое, в пять — семь строк.

Л. Н.: Это что-то важное. Там есть секта вроде бабидов2 — я читал что-то — спиритуалистов.

Л. Н. написал сегодня около шести писем3. В 8 часов вечера приехал Андрей Львович с Волковым и ночью уже уехали. Винт. Л. Н. звал Татьяну Львовну с семьей поселиться, хоть на неделю, в нашем доме. Вечером Л. Н. прочел вслух из «Народной молвы» № 1 статью «Власть и народ» (о современной революции), подписанную: Человек. «Человек» — это Успенский. Статья христианско-анархическая4.

Разговор о Сутковом. О. К. Клодт пишет о нем, какой он, «на все хорошее готовый», прекрасный человек, только бы не женился, а то все пропадет5. Разговор перешел на женщин, которые закрутят и таких людей, как он и как П. И. Бирюков, Чага. Л. Н. сказал, что такие действуют грубо, у которых нет таинственности, поэзии женственности.

Сегодня отвечал Л. Н. влюбленному Крамореву, что жениться можно только тогда, когда не можешь поступить иначе (не жениться), а не тогда, когда решил в своей голове, что на этой хорошо бы жениться6.

Л. Н. был рад книге «Что читать русскому народу?», составленной харьковскими учительницами. Есть в библиотеке. Пригодилась ему для поисков рассказов для народа, детей7.

12 апреля. И. И. Горбунов прислал Л. Н. лучшие свои издания для детей и народа. Л. Н. понравились:

— «Малым ребятам» с картинками Бём, сборники, двадцать книжечек, прекрасные, — сказал Л. Н. — Это его (Ивана Ивановича) попомнят школы и дети. Я много почерпну из них.

Эти сборники составляет, собственно, Е. Е. Горбунова.

Л. Н. получает ежегодно 100—400 книг и брошюр от самих авторов, иногда от издателей.

Л. Н. ездил верхом. За чаем: Софья Андреевна, Татьяна Львовна, Юлия Ивановна, Наталья Степановна. Л. Н. получил первые номера газеты Хирьяковых «Народная правда». Хирьяковы недавно издавали другую газету1.

Л. Н.: Теперь каждый человек издает три газеты. Я там (в «Народной правде») читал, что приготовляют 15 забастовок. Я только боюсь, что не удадутся, так как между потребителями столько людей, которым забастовка невыгодна.

Татьяна Львовна: Забастовщики наказывают бедных покупателей. Как простить их?

Л. Н.: Перестать роскошно жить.

Татьяна Львовна: Это нельзя сделать завтра, привычки...

Л. Н.: Отвыкнуть можно; пример: в санаториях как грубо ломаются привычки.

Я читал «Новое время». Л. Н. подошел ко мне и спросил, о чем читаю.

Я: Об союзе, при эстонском обществе воспитания молодежи, против употребления спиртных напитков как вредных всему народу. Идут по стопам финляндцев и скандинавцев.

13 апреля. Два дня сухо. Множество путников, паломников, прохожих, цыган, студентов.

Софья Андреевна говорила о дневниках Варвары Валерьяновны, которыми сейчас пользуется для «истории своей жизни»:

— Какая богатая внутренняя жизнь была у нее!1

За обедом: Л. Н., Софья Андреевна, Юлия Ивановна.

Л. Н.: Сколько прохожих было сегодня! Был и один очень тяжелый, самоуверенный, сочинитель; был и в прошлом году. Какое это с ним испытание! Для храбрости выпил полбутылки водки, но не было на нем заметно, а сам сказал. Был прилично одетый мальчик лет 16-ти, просил денег, говорил, что отец и мать его сгорели.

Днем приезжал очень умный студент Петербургского университета, был два раза в заключении. Задал Л. Н-чу ряд вопросов — например, что делать студенту?

Л. Н.: Первое, выйти из университета, так как университет — правительственное учреждение.

На дальнейшие вопросы Л. Н. ответил ему:

— Кто вас призвал устраивать жизнь народа, вам 20 лет, вы должны устраивать свою жизнь. — Этим ответом отрубил продолжение вопросов.

Студент: Я никак не ожидал, что вы так радикально будете относиться. — Приехал в начале 11-го часа и говорил с Л. Н. до 12.15, так что Л. Н. сегодня мало своей работы сделал.

Были и румынские цыгане, которые называют себя то болгарами, то сербами, то греками. Л. Н. вспомнил свою поездку через Румынию. Народ, похожий на русский, на хороший русский народ. Хоровод, его водили цыгане. Одна девушка хорошо пела. В белом платье, подпоясана и, несмотря на то, что до невозможности рябая, — красивая сложением и манерой держать себя. Вспомнил румынские слова: «Джуманита друме» — полдороги. Ямщик останавливал лошадей, там корчма. Выпил белого вина, потер вином лошадям носы, они фыркали2.

Я читал «Круг чтения», Л. Н. подошел ко мне, и, увидев, что́ я читаю, сказал:

— А!.. Сегодня прекрасное, о разуме и уме3. Я, по крайней мере, читаю всякий раз с большой для себя, своей души, пользой, вроде молитвы.

Л. Н.: Читал в газетах, что Анатоль Леруа-Болье приехал в Россию. Желал бы, чтобы заехал ко мне4.

Л. Н. получил по почте — кто-то из Лодзи ему присылает — антиклерикальный журнальчик, борющийся с папизмом, «Das Banner der Freiheit».

— Негативный, ничего позитивного там нет, — сказал я.

Л. Н.: И, главное, что это можно без конца повторять и к цели не ведет. Они придумывают свои возражения.

Л. Н. занимался школой и раздал ученикам множество книжек «Малым ребятам».

Вечером в 11 часов пришел ко мне в комнату, прочел английскую открытку без подписи из Черкасс о русском народе, что его смирение исчезло, что он теперь непослушный, ленивый, блудный. Л. Н. жалел, что пишущий не подписался5.

Принес немецкое письмо Ф. Пришинга, подмастерья-каменщика из Штирийского Граца (Graz), редактора анархистского журнальчика «Der gerade Michel», прочел его вслух. Л. Н. понравилось — простой, ядреный, сильный, грубый мужицкий язык и просто выраженные мысли о свободном человеке, которого государство не должно и не может сломать. К письму был приложен листок «Religion und Staat».

— Завтра вместе переведем его, — сказал Л. Н.

Говорил еще, что получил письмо от С. Т. Семенова из Крайсчерча, неприятное. Просит выхлопотать позволение вернуться в Россию. Л. Н. намерен через Сергея Львовича обратиться к А. А. Столыпину, брату министра. Л. Н. неприятно у Семенова самомнение. Л. Н. говорит, что прежние рассказы его были хорошие, но потом он написал драму, тут Иван Иванович согрешил, напечатав ее: драма совсем плохая6.

С 8 до 9 Софья Андреевна читала Л. Н. вслух девичий дневник В. В. Нагорновой, когда 16-ти, 18-ти и 22-х лет гостила в Ясной. Л. Н-чу был очень интересен и хвалил; как хорошо написала, какая богатая душевная жизнь у Варвары Валерьяновны. (Передаю со слов Софьи Андреевны.)

Шкарван написал Л. Н-чу; между прочим, просит позволения перевести детский «Круг чтения» на словацкий, чешский, немецкий языки. Л. Н. с радостью согласился7.

Л. Н. никогда не выходит из терпеливости, ласковости к Софье Андреевне, какие бы она ни говорила обидные, бессмысленные речи о близких ему людях и о его идеях.

14 апреля. Л. Н. гулял. С мальчиками сегодня кончил «Евангелие». Они пересказывают своими словами то, что поняли. Л. Н. на них проверяет свое писание. Роздал им много книг.

После мне читал вслух из Сковороды (Гусев прекрасно составил)1 его мысли и почти плакал притом, так ему нравились. Сказал: «Удивительны!»

Л. Н. поручил мне попросить Черткова послать его (Л. Н.) сочинения редактору магометанской «Review of Religions» (Quadian, district Guardas pur India). Шкарвана же просил послать Fr. Prisching немецкие: «Christliche Lehre», «Die Bedeutung der russichen Revolution», «Für Alle Tage» («Lesekreis»)2.

Л. Н. получил от Г. П. Задёры книжку «Л. Н. Толстой о медицине и врачах»; понравилась ему и написал Задёре3.

Юлия Ивановна показывала фотографию Марии Львовны, увеличенную в Америке и присланную ее знакомыми американцами Николаю Леонидовичу.

Л. Н.: Выражение лица хорошо, подробности — плохо. Я к ней пойду вскоре.

Л. Н. восхищенно хвалил рассказ С. Т. Семенова «Два брата», сегодня читал.

15 апреля. Вербное воскресенье.

Л. Н.: Нынче я прочитал Государственную думу (прения о земельном вопросе) — ребячество какое!1 Злоба! Нам, вдали стоящим, видно, что из этой взаимной ненависти, партийной злобы ничего толкового выйти не может. Отнять землю и распределять. Кто же это будет решать? Бобринский прочел в Думе заявление богородицких мещан, что и они хотят землю. Если всем мещанам в России дать по норме (четыре десятины), нужно 70 миллионов десятин, а всей земли, которую можно прирезать, — 35 миллионов десятин. О Генри Джордже ни слова.

Татьяна Львовна: Его не знают.

Л. Н.: Я припомнил Ивану Ивановичу, что хорошо было бы послать членам Думы о генриджорджевском решении земельного вопроса, что я сам послал бы. Иван Иванович послал всем, говорил Наживин.

Л. Н.: Я нынче написал М. А. Стаховичу, чтобы похлопотал о Семенове2.

Л. Н. пробовал мальчикам читать «Круг чтения», пересказывая своими словами. И увидел, что «Круг чтения» для детей гораздо труднее написать, чем предполагал.

Л. Н.: О смысле жизни — мое и Эпиктета — было им понятно, а случайные мысли не годятся. Особенно понятливые: Коля Орехов, Жаров и горбатенький Власов.

Л. Н. играл с ними в лото, или, как они говорят, в «долото» (на карточках со стихами из русских поэтов). Раздавал — независимо от лото — книжки. Мальчиков было около 20, и были такие, которые в школу не ходят.

Речь о Горбове.

Л. Н.: Тип. Богатые купцы (Дунаев, Коншин, Абрикосов) нравственно (с женщинами отношения) лучше нас, дворян.

Л. Н. спросил меня о письмах и потом вспомнил о каком-то письме и своем ответе на него. Сказал:

— Как получил письмо, мысль, которую ответить, была ясна — сейчас и написал. Так лучше. Только всегда нельзя так, некогда бывает.

Раз Л. Н. говорил, что всякая мысль имеет свой зенит, когда она яснее, сильнее, потом тускнеет; и в то время, когда она в зените, нужно ее записать. Л. Н. так и делает. Записную книжку всегда имеет под рукой и днем и ночью; днем при себе, ночью на тумбочке. Иные ночи не ленится раз пять зажигать свечу и записывать пришедшие ему мысли.

16 апреля. Л. Н. ездил верхом. Вечером пришли в школу только два мальчика, не учил.

Л. Н. вышел к чаю в 10, говорил про прения в Думе:

— Смешно и жалко, как они подковыривают друг друга. Какая злоба, ненависть. Жалко, что они так умны и образованны и злоупотребляют <этим> для ругательств.

Наталья Степановна

Л. Н.: За границей формы установлены. Не замечаем. Так подробно не следим.

Л. Н. прочел из «Нового времени» вслух «Стансы» Фофанова:

О, замолчи, воспоминанье, —
К себе былое не зови!
Печально вспомнить дни страданья,
Еще печальней дни любви!
Накинь, душа, покров забвенья
На всё, на всё! Я жить устал;
Мне даже скучно вдохновенье, —
Мой лучший жизни идеал!
Темней, мой день! Гасись, лампада!
Закат мой бледный, догорай...
Не здесь блаженство и отрада,
Не на земле счастливый рай!1

Отложив газету, Л. Н. повторил: «Печально вспомнить дни страданья, еще печальней дни любви!» И потом: «Мне даже скучно вдохновенье...» У Л. Н. голос дрожал, читал с большим чувством и волнением.

Л. Н.: Лучше поэта нынче нет. Пьет запоем, а когда трезв, заставляют его написать, и напишет такое за 25 рублей. Никто не обращает на него внимания. Кроме него и нет никого. Бальмонт — дрянь, декадент...

Л. Н. спросил меня, сколько мне лет.

— Сорок.

— Желаю вам дожить до старости. В старости не скучно, как говорит Фофанов, а что прельщало в молодости — чуждо, идешь в расход с молодыми, становишься одиноким — это Гете заметил — все более и более.

Я: Нет.

Л. Н.: Жизнеописание и его мысли замечательны.

Потом Л. Н. прочел вслух Лескова: «Под праздник обидели» и сказал, что прочел мальчикам с успехом; сам Л. Н. был очень тронут этим рассказом и вспомнил, что Сергей Николаевич любил хорошее чтение, не случайную болтовню.

Наталья Степановна спросила Л. Н., знает ли он Вересаева, кто-то сказал, что он был здесь2.

Л. Н.: Хорошо пишет, немножко однообразно и с политической тенденцией, не отдается художественному чувству.

Наталья Степановна: Он прекрасный человек.

Л. Н.: Да, он скромен.

Разошлись в 12-м часу. Л. Н. еще пошел побеседовать с А. П. Ивановым, он сегодня пришел.

17 апреля. Вторник. Я ходил в Тулу. Вечером приехали Миша и Аля Сухотины. Вечером Л. Н. занимался с мальчиками.

За чаем Татьяна Львовна читала вслух из «Нового времени» от 15 апреля Меньшикова «Письмо к ближним: Исполины». После интересного описания кулачного боя в петербургском цирке между исполинами русским и немцем — пустое философствование.

Л. Н.: Тут ему нечего сказать, он петляет.

Меньшиков говорит, что возможно целое племя Поддубных, целый народ-богатырь. «Начните кормить крестьянина, не изнуряйте работой и не оставляйте без работы, уберегите от истощающих пороков, вроде пьянства, и человеководство само собой начнет подыматься... Поставьте народ в правильные отношения к земле; не пройдет двух столетий, и вы его физически не узнаете».

Л. Н.: Это нехорошо. Могущество у Паскаля — больного. Прежние поколения выработали Паскаля (больного),

О том месте, где у Меньшикова речь о выработке мускулов-бицепсов.

Л. Н.: (Напротив) — в старину, в мое время, никто не знал мускулов, и все были здоровы. Как же смотреть на человека, у которого идеал в мускулах?

По поводу того места, где Меньшиков пишет о скоте с большим выменем и употребляет сравнение его с человеком.

Л. Н.: Человека надо воспитать в духовном, идеал не может быть в теле. Какие будут (телом) — такие и будут. Ренан говорит, что будущий род будет скрофулёзный3*.

«Не рассматривайте крестьянина, — пишет далее Меньшиков, — как существо цивилизованное, ибо это подлежит спору. Поглядите на него хоть раз в жизни с самой низкой стороны, просто как на животное, или, если это много, то как на растение».

Л. Н.: Не могу посмотреть на человека, как на растение. Это кощунство.

О словах Меньшикова: «Прежде всего в хозяйстве хлев... Центр вопроса не в клевере, а в хлеве, в фабрике навоза... Я недавно писал о китайском ретираде, который как учреждение ставлю выше парламента».

Л. Н. (со смехом): С этим я согласен.

На утверждение Меньшикова: «Сто с небольшим лет тому назад народ во Франции вымирал от голода, вымирал он и в Германии... Не школы спасли Европу, а переворот в хозяйстве»,

Л. Н.: Переворот был не в хозяйстве, а в государственном устройстве.

На заключение Меньшикова: «Устройте хлев — вы получите многочисленную и могучую породу скота. Около нее, на тучном поле, может быть, вновь подымется могучая человеческая порода, где Поддубными будут все».

Л. Н.: Я только одно говорю: оставьте их (мужиков) в покое — не брать с них податей, солдат. Не Меньшиков их — они научат вас.

Л. Н. удивлялся, что все это так перемешано, необдуманно. Потом Л. Н. стал читать вслух драму Льва Львовича1. Читал четверть часа, но т. к. Татьяна Львовна, Юлия Ивановна, Наталья Степановна во время чтения ушли, продолжал читать, просматривать про себя. Потом сказал мне:

— Я посмотрел конец, совсем нет характеров.

18 апреля. Вчера Софья Андреевна говорила, что одиноко в Ясной, как никогда не было. Л. Н. потерял популярность, потому что не сочувствует ни правительству, ни революции.

Сегодня Л. Н. съездил в усадьбу Баратынской (за три версты), где 11-летний мальчик топором убил 9-летнего братишку. Поссорились из-за того, кому пошла мать купить платье. Тело обкусали собаки. Там Л. Н. застал судебного следователя с врачом. Мальчик ему сам рассказал, что как было.

После обеда Л. Н. спросил меня, о чем я думаю. Я ответил, что о дневниках, которые пишу с тех пор, как в Ясной живу4*. Сегодня смотрел их: ужасно много. Я грешен: пишу дневники, этим оправдываю свое пребывание у вас; может быть, будут полезны.

Л. Н.: Этого не знаю, это ваше дело. Сколько вы прожили у нас?

— Два с половиной года.

Л. Н.: У меня два стариковские взгляда на время. Проходит быстро, если занят внешним, и медленно, если внутренней работой.

Л. Н.: Приедет ли Чертков? Я очень рад был бы, если бы приехал. Вероятно, последний раз придется видеть Галю, если приедут на короткое время.

<Л. Н.>: Пьеса Левы. Говорят, что изображен Андрей, есть сходство.

Л. Н.: Посмотрите закат солнца, посмотрите же! Малиновое, пурпуровое. Этого я никогда не видал.

Я читал «Sociale Befreiung». Л. Н. спросил, есть ли «Письмо к китайцу»? Показал «The Russian Review» («Что же делать?» и «Письмо к китайцу»).

В школе было только четыре мальчика. Л. Н. о школе:

— Мальчики портятся. Польза мне от школы, от них та, что, когда пишу, это публика передо мной: такой-то оборот, поймут ли?

Л. Н.: Учение Конфуция: какие глубокие мысли, и так плохо, непонятно переданы.

Л. Н.: Читали сегодня «Круг чтения»? Очень хорош Лихтенберг5* 1.

19 апреля. Л. Н. на Вороном съездил в Тулу к Андрею Львовичу, с 2-х часов до 4.50. Тридцать верст (с ходьбой) туда и обратно. Вороной пугливый, особенно весной. Л. Н. думает, это потому, что из темной конюшни выходит на яркий свет. Около дома, когда Л. Н. уже возвратился, испугался и понес, насилу Л. Н. его удержал. Встретил автомобиль, тоже испугался.

За обедом: Л. Н., Софья Андреевна, Юлия Ивановна. Говорили о старике Стаховиче, о его болезни.

Софья Андреевна: Всем грустно жить.

Л. Н.: Всем весело.

Софья Андреевна: Скоро помрет.

Л. Н.: Все смертны. Бессмертная жизнь была бы (самое большое) наказание.

Софья Андреевна: Да, скучно в старости...

21 апреля. Ночью1

Нашел в Ясной Поляне Сергея Львовича с Марией Николаевной. За обедом разговор о православных постах. Л. Н. сказал, что в народе строго соблюдаются посты, и вычислил, что целую половину года постятся (четыре поста: Великий, Петровский, Успенский и Филипповский — 24 недели; потом 56 сред и пятниц и несколько праздников — 184 дня).

Софья Андреевна заметила, как они, пока Л. Н. был православным, соблюдали посты. Всю Страстную неделю ели один черный хлеб с солью и водой.

За чаем Софья Андреевна попросила Сергея Львовича сыграть; играл, главным образом, Грига.

Л. Н.: Оригинален, но à la longue6* скучен.

Потом сыграл что-то, о чем Л. Н. сказал, что очень искусственно. Сергей Львович сказал, что это Вагнер.

Л. Н.: Не ошибся, искусственное вагнеровское — начинается, кончается, без середины.

Разговор о происхождении Шопена. Софья Андреевна сказала, что, вероятно, еврейского происхождения, т. к. великий талант.

Л. Н.: Нет. Великих музыкантов-евреев нет. Ни великих мыслителей.

Об игре Сергея Львовича, когда он ушел, Л. Н. сказал:

— Он владеет вполне инструментом, может передать свое понимание.

22 апреля. Христово Воскресенье. Л. Н. ездил к Марии Александровне. Утром приехал и уехал М. М. Сухотин. Вернулась из Крыма Александра Львовна, веселая, довольная, загорелая. Пополудни гуляли. Обедали у Татьяны Львовны: Л. Н., Софья Андреевна, Сергей Львович, Мария Николаевна, Александра Львовна, Андрей Львович, Юлия Ивановна, Дорик.

Татьяна Львовна дала Л. Н. прочесть в «Голосе Москвы» «Еще об убийстве о. Василия Тимофеева» (старообрядческого настоятеля Преображенского кладбища)1.

Л. Н. прочел внимательно и, отложив газету, видимо взволнованный, помолчал, потом сказал с жалостью и негодованием:

— Удивительны эти убийства! Это страшнее самых диких зверей, самих тигров. Безжалостность с этими браунингами.

23 апреля. Приехал С. Д. Николаев искать себе квартиру на лето. Л. Н. ездил верхом в Ясенки искать квартиру для сопровождающих Черткова.

За обедом Л. Н. хвалил Эркман-Шатриана «Рассказ часовщика»1: «Тон хороший».

«Потрясены известием о смерти Льва Николаевича. Немирович-Данченко»2.

Л. Н. говорил, как мало сказок для детей. Мария Николаевна советовала Л. Н. обратиться к сказаниям о русских богатырях и назвала, к каким именно.

Л. Н.: Это мифическое. Из этой старины только один Гомер вечен. (Л. Н. недавно перечитывал его.)

Л. Н.: Христос сказал, что надо учиться у детей — их удовлетворяет только доброе. Только что, то самое лучшее, — хорошо для детей.

Разговор о Танечке, что̀ из нее будет? Сергей Львович сказал, что у Сенкевича одна мать говорит, что она боится не за дочерей — в худшем случае они могут быть несчастными и только, — а за сыновей: они могут стать дурными.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1907 г. Апрель

С. Л. ТОЛСТОЙ С ЖЕНОЙ М. Н. ТОЛСТОЙ

Ясная Поляна, 1907

Фотография С. А. Толстой

«Ночью я поехал к Абрикосовым и вернулся... Нашел в Ясной Поляне Сергея Львовича с Марией Николаевной». — Запись от 21 апреля 1807 г.

Л. Н.: Почему же <только> несчастными? Падение женщины ужаснее, чем несчастье.

Татьяна Львовна говорила о том, что детей нельзя воспитать такими, как стараешься, и приводила примеры хороших родителей, у которых дети не удались. Говорили и другие. Л. Н. слушал и потом, когда все замолчали, сказал, что у него взгляд на воспитание подобный взгляду на политику:

— Надо самому жить по воле божией, и влияние твое на общество, политику будет самое лучшее. Чтобы влиять хорошо на детей, все старание обратить на то, чтобы самому жить хорошо. Какие впечатления воспримет ребенок — нельзя знать. Надо любить ребенка не эгоистически, а перенестись в его требования, нужды, жертвовать собой. Надо жить самому хорошо (строго) по закону. Надо, чтобы отношение к ребенку было должное, и тогда будет сделано, что должно.

Разговор о прислуге, как она разыгрывает из себя бар. Татьяна Львовна рассказала про горничных девушек — Дашу и Ганю — они сегодня, в отсутствие повара, не состряпали сами себе обед, а призвали для этого женщину из деревни.

Л. Н.: Я умру и до этого не доживу, но через 30 лет будет стыдно, что лакеи прислуживали за столом, выносили нечистоты...

Николаев с Л. Н. о том, что ни в одном книжном магазине в Москве нельзя найти русской Симфонии (concordii) Евангелия3. И что она так дорога — 3 р., а Симфония Ветхого завета — 7 р. Л. Н. сказал, что хорошо бы Ивану Ивановичу издать их.

Л. Н.: Признак, как мало интереса у нас к религиозному вопросу. Мыслимо ли это в Англии?

Ночью в 4 часа приехал Андрей Львович из Тулы. Тамошняя газета получила телеграмму из Петербурга, что умер Л. Н.1

Ночью заболела Софья Андреевна.

Когда услышала Авдотья Васильевна, что распространился слух о кончине Л. Н., сказала:

— Теперь ему долго жить, слава богу, — перекрестилась, — теперь графская смерть умерла.

Когда рассказали об этом Л. Н-чу, он пошутил:

— Она уже раза три умирала; я надеюсь, что не совсем умерла.

Приехал Сутковой за духоборческими деньгами, чтобы съездить в Самару, распределить пособия голодающим. Л. Н., услыхав, что из Самарской губернии высылают чужих, приезжающих «кормить голодных» и ведущих революционную пропаганду, и с ними и других, не революционеров, просто чужих, — по совету Андрея Львовича, поехал к губернатору Арцимовичу в Тулу за свидетельством для Суткового. Так как Л. Н. был вял, я поехал ему навстречу в коляске. Встретили Л. Н. на Косой Горе; он шел пешком и вел Делира за повод: щадил лошадь. Кто бы это делал в 70-летнем возрасте?! Л. Н. не был доволен, хотя старался не показывать этого, что выслали пару с лучшей коляской за ним. Сам подтянул мне стремя и подержал Делира, когда я садился.

Л. Н. с Сутковым о том, как действовать в Самарской губернии. Предоставил ему — кормить ли людей, давать ли на семена (только для своего хлеба, а не для продажного) или на корм скотине.

Речь о помощниках. Сутковой вспомнил Кузьмина.

Л. Н.: Нет, он неопределенный, увлекающийся.

Сутковой: Тогда добролюбовцы и молокане будут помогать.

Л. Н. пошел учить мальчиков.

Сутковой попросил Л. Н. разрешения присутствовать при учении детей. Притчи из Евангелий — три, — удивительно запоминали и пересказывали.

Л. Н. (за чаем): Получил от Наживина письмо, роман не расходится, что надо бы объявление. Сам пишет (что ему неприятно идти на такой шаг)2. Что же заботиться о последствиях своей деятельности? Делать свое дело, а предоставить последствия богу.

Л. Н. с Сутковым об обрядах (молоканских). Венчание для иной женщины — священный акт. Если соблазнил девушку или хочешь жениться на ней без церковного брака, на котором настаивают родители, проклинают ее.

Л. Н.: Важна не форма, а содержание и значение, которое форме придаешь (согласишься на церковный брак не как на святость, а чтобы не делать страдания родителям невесты).

— в Самарскую губернию.

25 апреля. Была Мария Александровна, как всегда веселая, радушная, заботливая о больных, советовалась со мною о нескольких. Была Надежда Павловна.

За обедом Л. Н. рассказал:

— Китайского мудреца спросили, есть ли такое слово, от которого человек может быть счастливым? «Есть, — ответил он, — слово Шу»1.

Школа с мальчиками; потом попросили поиграть на китайском биллиарде. Л. Н. и сам играл с ними.

Софья Андреевна дала мужикам в позапрошлом году 40 десятин в аренду. Они определили их под рожь. Пришли опять просить в прошлом году — дала им 40 (под овес). И теперь опять пришли просить. Софья Андреевна не намерена больше давать. Л. Н. ей говорил, что у русских мужиков хозяйство трехпольное, поэтому им надо дать еще 40 десятин. Они это так понимают. Софья Андреевна же, не понимая, что полю нужно каждый третий год под паром лежать, хочет, чтобы пару не было, а чтоб сеяли каждый год на двух полях. Негодовала на мужиков, какие нечестные, воруют и т. д. Татьяна Львовна тоже. Обе говорили, что жить в деревне трудно...

Л. Н. вспомнил, что о том же говорил вчера Сергей Львович и что он (Л. Н.) хотел сказать ему, как по́шло ругать мужиков. Если недовольны — плохи сами

Мужики, сегодня встретившие Л. Н., христосовались с ним.

Вчера и сегодня были разговоры, какая нужда в корме скотине7* и людям. Л. Н. сказал:

— Год 1840 был голодный год, и у нас в опеке продали имение 300 душ за 100 тысяч рублей, чтобы кормить голодных2.

Л. Н. гулял и вечером.

Приехали Гольденвейзер с Сибором концертировать. У меня с 8 до 5 больные в амбулатории. Л. Н. с Гольденвейзером ездили верхами. Л. Н. школой очень доволен. Переработал «Обращение к народу» для издания «Обновление» и дал ему другое название «Наше жизнепонимание»1. Завтра намерен отослать.

Л. Н. советовал мне прочесть в японской «Review of Revolutions», № 10 статью: «The revolutionary spirit of China».

Л. Н.: Какое революционное настроение в Китае! Но все это европейские мысли. Как они хотят свергнуть маньчжурскую династию! Жаль, что прочее японское — прочесть нельзя.

«Крейцерову сонату» Бетховена. Играли просто, хорошо, спокойно. Были все знакомые — Л. Н., Софья Андреевна, Татьяна Львовна, Юлия Ивановна, Аля Сухотин, Дорик, Надежда Павловна, было интимно. Гольденвейзер и Сибор не были артистами, а просто играли, лучше играли, чем на эстраде — не волновались, Л. Н. усмехался, восхищался, хлопал раза два. Ему особенно нравились вариации Моцарта и «Крейцерова соната». После нее сказал:

— Никогда не слышал, чтобы так хорошо играли, в самом деле.

Татьяна Львовна: А чешский квартет?2

Л. Н.: Первая часть («Крейцеровой сонаты») — это лучшая манера бетховенская, величественная, тон трагический, страстный. Вторая часть — метода моцартовская, мелодичная, прелестная. Третья часть — слабая, плохая.

— Очень искусственен, но музыкален, мелодичен.

Л. Н.: Я помню, как я с Чайковским познакомился, он мне играл «Бурю»3. Там был скрипач, играли вместе.

Л. Н.: Шаляпин пел Рахманинова «Судьбу». Я имел неосторожность сказать: «Отвратительно»8* 4.

Л. Н.— нехорошая биография Гете5.

27 апреля. Вечером приехал М. С. Сухотин с Сережей из-за границы.

Л. Н., кажется, кончил переделку статьи «Рабочему народу» для нового издания в «Обновлении», переименовав ее сначала на «Забытое и верное средство», а сегодня на «Истинная свобода». Школа. Сегодня первый совсем теплый день, березы оделись.

Л. Н. (за обедом мне

Татьяна Львовна о переселенцах в Сибирь. В газетах пишут, что нет определенной земли для них и что везут их товарными поездами медленно, путь устлан трупиками детей.

Л. Н. сказал, что это верно: нет отведенных, размежеванных участков.

Л. Н. вспомнил о переселенцах, на его памяти приезжавших в Самарскую губернию, которая тогда была то, что теперь Сибирь. Беглые устраивались хорошо. Беглый идет своими силами, сам себя обдумывая, подымает всю свою энергию. Те, которых переселяло правительство, хуже устраивались.

28 апреля. рубахе до пят, с кедровой палкой, русая борода, длинные волосы, фамилия его Варгенау (Р. Л.): он из немцев-протестантов, но вполне обрусевших. Сдержан в разговорах, старается жить по Христу; читает Евангелие, влияния Л. Н., религиозно-нравственные сочинения которого знает с 1885 г., или кого-нибудь другого, кроме Христа, — не признает; работает у бедных. Л. Н-чу понравился, поговорил с ним немного; я отозвал его из кабинета в 10-м часу утра.

— Только эта наружность не то... Но он молод, — сказал Л. Н.

Л. Н. пополудни гулял со Страховым и Дунаевым; потом верхом — к Марии Александровне.

Страхов и гость из Архангельска были в школе у Л. Н. и удивлялись свободе детей и терпеливости Л. Н.: не бранит, не карает...

Вечером Страхов говорил о своем желании отдать землю крестьянам, чему жена сопротивляется. Говорил, что дочь желает иметь такие же и столько же платьев, как ее богатая подруга, и т. д. А у Страховых средства скудны.

Л. Н. дилемма: или насилие делать над привычками жены, дочерей, или отдать имение и уйти <от дел>, как я сделал. «Это дурно, — скажут: — отдал имение семье, и она его содержит из того же имения, живет в достатке». Но уйти <совсем>, оставить семью нельзя. Это годится только для разговоров, а для поступков — нет. Не считаться с общественным мнением. Fais ce que dois, advienne que pourra9*. Жизнь только в совершенствовании себя. Христианин не может быть самоспокойным (как магометанин, еврей, выполняющие предписания); не может быть святым, сам Христос не был им; христианин может только приближаться к идеалу.

Федор Алексеевич говорил Л. Н. про «Бранда» Ибсена, идущего на сцене в Москве, имеющего великий успех. Федор Алексеевич передал разговор с одним знакомым социал-демократом о Бранде, которому ставит в упрек насилие против семьи, подчинение ее своей воле. Знакомый ответил: «Вы презираете толпу, а я обожаю».

Л. Н. недоволен «Брандом», нерелигиозностью Ибсена.

— Автор на чьей стороне? — спросил Л. Н-ч Страхова, и сказал: — Это, друг мой, такое, что не хочется сказать. Общественное мнение — мнение большинства, а большинство всегда глупое. Нам импонирует толпа, когда многие говорят одно и то же; мы думаем, что тут должно быть что-то. умное, а толпа одобряет убийство городового. Можно вперед сказать, что общественное мнение — дурное. Это я говорю и насчет своих вещей, которые хвалят (толпа) у меня; они дурные и есть.

Страхов рассказывал о молоканском журнале, что он хорош, и его редакторе1.

Л. Н.

Михаил Сергеевич рассказал о двух знакомых Л. Н-чу помещиках Чернского уезда, Тульской губернии, которых на днях сожгли. Удивлялись частым пожарам в деревнях около Ясной Поляны. Кто поджигает?

Дунаев рассказывал про Германию, из которой он только что приехал. Он ею очарован, хвалил все: и ученость профессора Ernährungsterapie10* Фрейбургского медицинского факультета, и санатории, и одежду, и все. Рассказал, как Берлин разрастается; про 35 тысяч малых огородов в окрестностях, где жители Берлина работают в досужее время; про налог с повышения стоимости земли в Берлине и других больших городах Германии.

Л. Н.: В Шотландии становится меньше земли, потому что одна пятая отведена под спорт.

Еще Дунаев рассказал, что видел в монастыре картину из Крестьянской войны (которая была при жизни Лютера). Крестьяне, ворвавшиеся в монастырь, убивают монахов, грабят церковь. Один подносит горсть облаток ко рту, и перед его ртом надпись: «Jetzt will ich mich an dem lieben Gott satt fressen!11*

: Авилов и Живаго убеждали меня, что теория Генри Джорджа никуда не годна. Что только свою землю будет человек хорошо культивировать, улучшать: «Как ты улучшишь тот клочок, который нанимаешь у Прохорова?» Я им ответил, что они сами доказали то, что я утверждаю. Я улучшил землю, и Прохоров повысит аренду или — убирайся. А при Генри Джордже, пока буду платить ренту столько же, сколько другой, никто не прогонит меня с земли.

Л. Н.: Только одно средство — Генри Джордж, чтобы смотреть всякому смело в глаза. Плачу с земли на общественные цели полный наем.

За обедом Федор Алексеевич прочел вслух ответ Горького на вопрос анкеты «Mercure de France» о религии, где Горький говорит, что бог — религиозная идея. Л. Н. сказал:

— Бог есть только объект религиозной идеи, а не религиозная идея.

О том месте, где Горький говорит, что религии различны, и они разъединяют людей, а соединяет их искусство, наука, которые одно, — Л. Н. сказал:

— Какое искусство и наука одно? Есть искусство японское, наука китайская, древняя, теперешняя.

Л. Н.: Пафос не есть чувство.

— Тут есть что-то такое, но необдуманно, неясно, многословно2.

Михаил Сергеевич спросил Л. Н., получил ли он вопросный лист «Mercure de France» и ответил ли?

Л. Н.: Получил и ничего не ответил. Все отвечают. Это все в этом тоне, я думаю, болтовни, неопределенности12*.

Л. Н.: «Нибелунги» — плохо. Я знаю (ценю) только Гомера и арабские сказки «1001 ночь», подробности художественны, и русские народные сказки, некоторые.

«Калевалу».

Л. Н.: И «Калевала» тоже.

Софья Андреевна вспомнила, что Л. Н. давно начал писать о трагизме матерей, когда вырастают дети3.

Л. Н.: Уединение (в Ясной Поляне) тем хорошо, что не слышишь этих вопросов, которые волнуют.

Л. Н.: У русского народа удивительные приемы вежливости к старшим людям. Никогда не скажут старшему: «Павел», а «дядя Павел» или «дедушка». (Это теперь теряется.)

— о Вальжане у епископа:

— Я не могу. Меня (до того) трогает. Это такая история, — она меня за душу хватает, я ее не могу читать4.

30 апреля. Л. Н. писал много писем1. Вчера Л. Н. решил поехать через несколько дней в Чифировку и Пирогово. Сегодня был очень доволен мальчиками. Сказал:

— У них несомненный интерес к нравственному миру.

Особенно нравятся ему Иван Прохоров и Коля Орехов. Мальчики спорили между собой, какое Евангелие лучше; одни хвалили Матфея, другие Иоанна. Когда Л. Н. говорил про свое «Соединение Евангелий», что выпустил в нем все непонятное, например, о Кане Галилейской, как из воды сделали вино, один из мальчиков сказал: «Ведь это выдумано».

Л. Н. вчера и сегодня хвалил книжку «Посредника»: «Как живут китайцы». Л. Н. сказал, что она была составлена лет 15—20 тому назад по его совету2. Цитировал со страниц 59—60 (тут передаю своими словами). Чтобы жило человечество хорошо, надо жить хорошо отдельным народам, а чтобы они жили так, надо хорошо жить отдельным семьям, людям и каждому человеку, надо самому стараться хорошо жить.

Михаил Сергеевич

Л. Н.: И несомненно.

Михаил Сергеевич говорил Л. Н. по поводу реферата Членова («Русские ведомости», 29 апреля) об анкете по половому вопросу среди студентов Московского университета, что относительно много неразвращенных (не падших) и что сами приписывают это влиянию «Крейцеровой сонаты»3.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1907 г. Апрель

А. Н. ДУНАЕВ

Москва, 1906—1908

Собрание В. М. Дунаева, Москва

«Утром приехали Ф. А. Страхов и А. Н. Дунаев... Дунаев рассказывал про Германию, из которой он только что приехал». — Запись от 28 апреля 1907 г.

Л. Н. наскоро ответил, что это знает по множеству писем, которые получал4, и переменил разговор.

1 апреля

1 Речь гр. В. А. Бобринского по земельному вопросу на заседании Гос. думы 29 марта (НВ, 11152, 30 марта).

2 Изречения Канта, Лихтенберга, Омара Хайяма и самого Т.; тема их — при бесконечности области знания, надо знать, что́ — самое важное («Круг чтения», т. I, с. 251—252; т. 41, с. 221—222).

3 См. НВ

4 Т. научился делать из бумаги «петушков», как их делают в Японии, и считал, что «произведение такого петушка есть хорошее искусство» (см. т. 30, с. 410).

5 Ст. «Пиво и воля» (НВ, № 11145, 23 марта).

2 апреля

1 «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса» (Япб, дарств. надпись). Т. отв. 6—11 апр. (т. 77, с. 78).

2 Репродукция картины В. Е. Маковского в Илл. прилож. к НВ, № 11153, 31 марта.

3 «Драма» (1887).

3 апреля

1 Выставка картин художников формалистической группы «Голубая роза» (Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов и др.) открылась в Москве в конце марта.

4 апреля

1 Письмо к А. Л. Толстой и Н. М. Сухотиной от 4 апр. (т. 77, с. 71—72).

2

5 апреля

1 Об этих террористических актах анархиста Ш. Цуккермана (М. Шпиндлера) сообщалось в хроникальной заметке «Панегирик бомбометателю» (НВ, № 11156, 3 апр.).

6 апреля

1 L. . Des Juden Fluch. Ein historisches Schauspiel in 5 Akten und einem Vorspiel. Здолбунов, 1906 (Япб).

2 См. запись 14 марта. На письмо Черткова от 12 апр. н. с. Т. отв. 6 апр. (т. 89, с. 63).

3 Отвечая на письмо Т. от 2/15 марта (т. 77, с. 47—52), Э. Рейхель писал ему 14 апр. н. с: «В общем же ваше письмо меня несколько разочаровало. Два таких человека, как мы, я тоже художник, могли бы сказать друг другу нечто иное, нежели то, что вы мне говорите».

7 апреля

1 «рассказов и сказаний» для детей «Рождественская звезда» (3-е изд. М., 1905) помещен под загл. «Жаворонок в неволе» отр. из «Отверженных» Гюго (о Козетте) за подписью Е. Б. (Япб).

2 Е. Шеперд. Молодым девушкам и матерям для дочерей. Пер. с англ. Е. Дунаевой. М., «Посредник», <б. г.>; Ее же. Молодым людям и отцам для сыновей. Пер. с англ. Е. Дунаевой. М., «Посредник», <б. г.>

1 «Цветник». Сб. рассказов, изданных в Москве в 1887 г.

2 «Under Pontius Pilate». Translated and edited by W. Schuyler. N. Y. and L., 1906 (Япб).

1 То есть не увидел «земли обетованной», в к-рую вел свой народ (Второзаконие, XXXII, 48—52; XXXIV, 1—5).

2 Хроникальная заметка «Ограбление университетской кассы» (НВ

3 Очевидно, рассказ Ф. Ф. Тищенко «Кормилец в тюрьме». СПб., 1907 (Япб, дарств. надпись).

10 апреля

1 1 апр. в Москве открылась «Первая выставка картин «Независимых»».

2 «Mercure de France» по вопросам религии («Новь», № 79, 5 апр). См. запись 28 апр.

3 Фельетон «Борьба миров» — «Раздетые и обутые» из цикла «Письма к ближним» (НВ, № 11161, 8 апр.).

4 Г. Ольденберг. Будда. Его жизнь, учение и община. М., 1905 (ЯпбCarus. The Gospel of Buddha. Упом. изд.

5 Высланный в 1897 г., Чертков получил разрешение возвратиться в Россию. Он предполагал провести с семьей лето близ Ясной Поляны (см. т. 89, с. 65—66).

11 апреля

1 Письмо Т. к А. Шкарвану от 11 апр. (т. 77, с. 82—83). Приложенное по просьбе Т. письмо Маковицкого к Шкарвану не сохр. В след. письме от 13 апр. Маковицкий писал: «В моем ответе (вместе с письмом Л. Н., отосланным вчера) ошибочно указано, что «Гарун-аль-Рашид» Л. Н. читал в «Народной молве». Этой сказки там нет» (LAMS«Круг чтения» не ставить его имени. Среди сохр. матер. для детского «Круга чтения» сказки о Гарун-аль-Рашиде нет.

2 Бабиды — религиозно-полит. секта в Иране; в 1848—1852 гг. возглавляла народные антифеодальные восстания («бабидские восстания»).

3 См. т. 77, с. 78—83.

4 Автором ст. являлся анархист Бурдин. В том же № «Народной молвы» опубл. ст. П. Л. Успенского «Не нужны (с натуры)» за подп. П. -Л. ().

5 Письмо от 6 апр.

6 Отв. Т. на письмо Н. Н. Краморева от 9 апр. (т. 77, с. 81—82).

7 Х. Д. Алчевская <и др.>. Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения. Тт. I—II. СПб., 1884—1889 (Япб, дарств. надпись).

12 апреля

1 В 1906 г. А. М. Хирьяков издавал газету «Голос».

13 апреля

1 —1875 гг. Не опубл.

2 Воспоминания относятся ко времени пребывания Т. на воен. службе (1854).

3 В «Круге чтения» на 13 апр. высказывания Гончарова, Вовенарга, Рёскина, Чаннинга и самого Т. — т. I, с. 276—278 (т. 41, с. 243—244).

4 А. Леруа-Болье уже приезжал к Т. (см. запись 9 мая 1905 г.).

5 Открытка из г. Черкассы (Самарской губ.) от 5 апр. (почт. шт.).

6 «Надежда Чигалдаева».

7 Открытка А. Шкарвана от 18 апр. н. с. О согласии Т-го Маковицкий сообщил ему в цит. выше письме от 13 апр.

14 апреля

1 Кн. Гусева «Народный украинский мудрец Георгий Саввич Сковорода» (М., «Посредник», 1906). Она послужила Т. матер. для очерка о Сковороде (см. т. 40, с. 406—412). Несколько мыслей Сковороды включены Т. в «На каждый день» (тт. 43 и 44).

2 Пер. на нем. яз. соч. Т. «Христианское учение», «О значении русской революции», «На каждый день» («Круг чтения»).

3 Япб). Т. отв. 14 апр. (т. 77, с. 83).

15 апреля

1 НВ, № 11167, 14 апр.

2 См. т. 77, с. 85.

1 Илл. прилож. к НВ, № 11167, 14 апр.

2 В. В. Вересаев посетил Т-го 15 авг. 1903 г.

17 апреля

1 Толстой. Братья-помещики. Комедия в 4-х д. СПб., «Театр и искусство», б. г. В марте 1907 г. шла в петерб. Малом театре.

18 апреля

1 В «Круге чтения» на 18 апр. помещены 3 афоризма Лихтенберга о науке — т. I, с. 301—303 (т. 41, с. 266—267).

1 По-видимому, в ночь с 19 на 20 апр.

22 апреля

1 Хроникальная заметка в «Г. Москвы», № 94, 20 апр.

23 апреля

1 «Воспоминания часового мастера». По Эркману-Шатриану. Изложила В. Лукьянская. М., <«Посредник»>, 1904. Отр. вошел в «Круг чтения» на 29 дек. — т. II, с. 594 (т. 42, с. 385); использован как эпиграф к гл. III ст. «Одумайтесь» (т. 36, с. 108).

2 О распространившемся слухе о смерти Т. см. запись от 24 апр.

3 Симфония — алфавитный указатель слов и текстов на все канонические кн. Ветхого и Нового заветов.

24 апреля

1 См., напр., «Речь», № 96, 25 апр.

2 В письме от 5 мая н. с. И. Ф. Наживин просил у Т. разрешения поместить в объявлении о своей кн. «Менэ... Тэкел... Фарес...» письмо Т-го к нему от 11 марта с положительной оценкой романа. В отв. письме от 24 апр. Т. не советовал Наживину печатать это письмо (т. 77, с. 90—91).

1 См. «Круг чтения» на 19 мая — т. I, с. 385—386 (т. 41, с. 333).

2 Т. упоминает об этом в черн. вар. начала «Исповеди», озагл. «Что я?» (т. 23)

26 апреля

1 См. письмо Т. к Н. Г. Сутковому от 27 апр. (т. 77, с. 91—92).

2

3 Чайковский подарил Т-му ряд своих произв., в том числе фантазию по Шекспиру «Буря» (вероятно, клавир).

4 См. запись 23 февр. А. Б. Гольденвейзер отметил, что Шаляпин пел «Судьбу» Рахманинова, показавшуюся Т. «фальшивой»; слова Апухтина он назвал «отвратительными» (Гольденвейзер, с. 58).

5 Lewes. The Life and Works of Goethe with Sketches of his Age and Contemporaries from Published and Unpublished Sources, t. I—II. Lpz., 1858 (Т. I — Япб).

28 апреля

1 «Духовный христианин», ред. к-рого был А. С. Проханов. По-видимому, он посетил Т. в 1898 г. перед отъездом к духоборам на Кипр (см. т. 71, с. 458 и 476).

2 На вопрос редакции франц. журн.: «Присутствуем ли мы при разложении религиозной идеи и религиозного чувства или при их эволюции?», — Горький ответил: «Если под «религиозной идеей» вы понимаете идею бога, т. е. сверхъестественного существа, управляющего судьбами мира и людей, — эта идея, мне кажется, постепенно умирает и неизбежно должна умереть <...> Что касается религиозного чувства — я определяю его так: религиозное чувство есть радостное и гордое чувство гармонической связи человека с миром» («Новь», № 79, 5 апр.).

3 Замысел повести «Мать» возник у Т. в 1890 г. Работать над ней он начал весной 1891 г.; повесть осталась незаконченной (т. 29). Неск. раз, вплоть до 1903 г., «Мать» появлялась в списке сюжетов, которые «стоит и можно обработать, как должно».

4 Эпизод «о Вальжане у епископа» из «Отверженных» Гюго в обработке Т. вошел в «Круг чтения» под загл. «Епископ Мириель» — т. II, с. 485—492 (т. 42, с. 278—284). См. «Толстой-редактор», с. 261—267.

1 Известно 5 писем Т. от 30 апр. (т. 77, с. 92—95).

2 <А. А. Гатцук.> Как живут китайцы. Упом. изд.

3 Членов. Перепись московского студенчества (Р. вед., № 97).

4 Жданов. Из писем к Толстому (ЛН, т. 37—38, с. 381—386).

Сноски

1*

2* Пропуск в подлиннике. — Ред.

3* золотушный (франц. scrofuleux).

4* До сих пор Л. Н-чу никогда не говорил о Записках и после никогда, но Л. Н. мог знать, что я их пишу, потому что иногда за столом Юлия Ивановна, Татьяна Львовна и другие подтрунивали надо мной, что записываю, хотя я старался записывать незаметно, но они замечали по моему устремленному в пространство взгляду.

5* Предыдущие полторы страницы переписаны с листков через шесть лет.

6* франц.).

7* У Толстых все лошади (9 выездных и 26 рабочих с жеребятами) худы от недостаточного корма.

8* Списано с листка.

9* Делай, что должно, пусть будет, что будет (франц. пословица).

10* нем.).

11* «Вот теперь-то я досыта нажрусь дорогого боженьки!» (нем.).

12* Дальнейшее до окончания записи этого числа переписано мною с черновых записей через семь лет.

Раздел сайта: