Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки"
1907 г. Март

1 марта. Л. Н. ездил верхом. Вечером думал и ничего не говорил. Был в сонливом настроении.

Я сегодня ездил далеко, к двум роженицам.

2 марта. Прекрасный день. Л. Н. писал письма, как и вчера; верхом ездил. Вечером не разговаривал, только спрашивал, что̀ в газетах.

Михаил Сергеевич: Трудовики1 хотят снять подати с земли, нужной для продовольствия семьи, и обложить только землю сверх этой.

Л. Н.: «Для продовольствия» — широкое понятие, как его определить?

Л. Н. сегодня спокойный и веселый.

3 марта. Суббота. Приехали Сергей Львович, Гольденвейзер. За обедом Л. Н. сказал:

— Обвал потолка в здании Думы будет иметь большие последствия. Возникнут легенды в народе, что хотели завалить депутатов, как была легенда про Александра II, что господа хотят убить его1.

Вечером Л. Н. принес мне в комнату письмо ко мне И. К. Дитерихса, в котором он пишет о Веригине.

— Только это вам и пишет? — спросил Л. Н. (ожидал, что будет личное об ином). — На нас Веригин произвел хорошее впечатление. Я думаю, что я не ошибаюсь. — Немного помолчав: — А впрочем... О Чертковых пишет странно, как будто бы ими недоволен... Этот футбол...2

Я показал Л. Н. в книге Снегирева «Маточные кровотечения», место, где он пишет о духовной стороне брачной жизни. Л. Н. прочел и сказал:

— Общие рассуждения. — Потом прочел о кормлении, кормилицах; о том, что мать обязана сама кормить; спросил, как (на этот счет) за границей, и, когда я ответил, что за границей среди богатых классов выкармливание детей кормилицами очень распространено, Л. Н. сказал: — Это показывает, как мы дошли до конца нашей цивилизации.

Потом Л. Н. сказал о своем «Законе божием для детей», что не удается ему:

— Начал читать с мальчиками Евангелие, но отступаю от его хода; тогда почему же Евангелие? Хотел из «Круга чтения» сделать детский — выходит слишком теоретическое.

Л. Н. спросил Гольденвейзера, не знает ли он Горького «Le sage»? Л. Н. читал в журнале «Etudes Franco-Russes»3. Гольденвейзер не знал и заметил, что новая пьеса Горького была освистана в Риме4.

Л. Н.: Горького слава не выдержала. Островский написал пять-шесть драм («Не так живи, как хочется» — это его зенит), потом остановился, но последние его (плохие) драмы все восхваляли во имя славы первых. Его слава выдержала.

Веселый, какой-то распущенный вечер: кефир, вино. Гольденвейзер уехал, Сергей Львович играл на фортепиано с 11 до половины первого.

4 марта. Приехали Н. Л. и М. Л. Оболенские, М. Л. ночью уехал в Киев. За обедом — об астрономии.

Л. Н.: Были интересные астрономы1. Году в 1852 было затмение солнца. Барятинский послал сказать Шамилю, что он прикажет солнцу скрыться и опять открыться. Шамиль ему ответил, что он знает по календарю, что это будет.

С Сергеем Львовичем споря, Л. Н. сказал:

— Весь опыт так называемых физических наук — это история, а системы — это басни. Системы на нашей памяти одна другую заменяют.

Л. Н.: Каждый человек есть все проявляющееся новое и новое существо, а не есть тот же человек.

Сергей Львович вспомнил Ивакина, бывшего домашнего учителя, что он мог бы Софье Андреевне многое припомнить для ее книги2.

Л. Н.: Какая это жизнь — учителя гимназии. Всё одному и тому же учит.

Л. Н.: Японцы и англичан и американцев за пояс заткнули, за несколько лет западную цивилизацию (внешнюю) совсем освоили. В некоторых предметах опередили. Это доказывает, что очень легко западную цивилизацию освоить, что она медного гроша не стоит. Другое дело — нравственный склад жизни: этот трудно вырабатывается.

Л. Н.: Болезнь старости — забывать недавно пережитое. А все-таки помнится квинтэссенция пережитого.

Л. Н. беспокоится об Александре Львовне, которая все кашляет.

5 марта. Приехал Михаил Львович с Александрой Владимировной, четырехлетним Ваней и трехлетней Таней.

Л. Н. за обедом рассказал, как, подъезжая верхом от плотины к Марии Александровне, его лошадь завязла по брюхо в сугробе; он должен был слезть, держать лошадь за поводья, и сам завяз, и в этот критический момент на них набросились собаки. Тут подбежали мужики, шедшие за ним, выручили. Собаки нападали больше на лошадь (а Делир боится их). Л. Н. испугался, и после сердце у него расстроилось.

«под сводами». Читал им отрывок из «Записок из Мертвого дома» («Орел»), помещенный в «Круге чтения»1 — и рассказал про Достоевского.

Потом раздавал книжки. «Лев Николаевич! Мне ету дайте, ету!»

Ночью уехал Сергей Львович.

6 марта. Вторник. Второй день Михаил Львович с женой и старшими детьми. Я весь день с больными. Вечером приехал Андрей Львович. У Л. Н. школа.

Андрей Львович говорил про озлобление рабочих в Туле. Когда едет с должностным лицом, им кричат: «Кровопийцы, дармоеды!» и т. п.

Л. Н.: Понятно. Были в гипнозе, гипноз прошел1.

По этому поводу произошел спор между Л. Н., с одной стороны, и Софьей Андреевной и Андреем Львовичем, с другой.

Софья Андреевна: Ведь в Америке еще больше разницы, чем у нас, между богатыми и бедными, почему же там не так? Если гипноз, то общий.

Спор.

Л. Н.: Мне стыдно, когда несут мороженое и мальчики стоят в передней.

Андрей Львович: А я завидую великому князю...

Л. Н.: Разница между его и твоим образом жизни не так велика. Мужику, во-первых, говоришь «ты», в комнату твою он не может войти...

В споре живо участвовала Софья Андреевна.

Л. Н.: Выгода богатых, что могут видеть несправедливость своего положения и переменить его. Несчастье бедных, что они завидуют.

Л. Н. (Андрею Львовичу): Не надо участвовать в революции и в контрреволюции — перемены внешней жизни бесполезны, и не в нашей власти. — Одно внутреннее (внутренняя работа над собой, изменение себя) нужно, и одно оно в нашей власти. Не можем знать и изменять будущее, а только самого себя.

Андрей Львович

Софья Андреевна привела подобные же, impraticables1* примеры.

Л. Н.: Приво́дите крайности, а нужно в обыденной жизни, в том, что кажется мелочами, изменяться: вот я теперь уйду к себе, и, если не буду волноваться и не стану осуждать вас, скажу себе: «Слава богу» и буду рад, почувствую блаженное чувство; если же потеряю терпение, буду недоволен собой. Становиться лучше — это единственная (возможная) радость, благо. А другие заботы, радости — это Танины матрешки-игрушки — ни к чему.

Михаил Львович попросил читать домой Наживина «Менэ... Тэкел... Фарес...» с отметками Л. Н.; Александра Владимировна — «Ramakrishna» Баба Бхарати. Л. Н. дал, только просил вернуть.

Мальчики каждый день просят книг, и Л. Н. каждый день им дает, хотя как должно быть трудно ему распределять их. У мальчиков это вроде мании: иногда приходят каждый день за книгами; у иных их, должно быть, по 30, нам уже давно надоело им давать.

За обедом Л. Н. шутил с Таней (дочкой Александры Владимировны) и спрашивал ее немецкие слова. Знала и умела отвечать2*.

В час ночи Л. Н. пришел ко мне:

— Вы еще не ложились? Какое это сердечное средство? Мне оно не нужно, а только спросить пришел. Не вспомню — не засну.

Я: Строфант.

Л. Н.: Да, строфант. Не мог вспомнить.

7 марта. Л. Н. ездил верхом.

Вечером приехал Н. Я. Гурович, дантист, автор статьи «Об альтруизме». (Он посылал ее в рукописи Л. Н., и Л. Н. ему из учтивости ответил1.) Л. Н. с ним поговорил.

Л. Н. (о нем): Самоуверенно, как если бы что новое говорил, а ничего не знает, что̀ в литературе об этом написано. Кажется, психически больной...

Л. Н. хвалил сегодняшние занятия в школе, потом просматривал каталог изданий «Посредника» 1900 г. За чаем прочли вслух рассказ «Телка» (издание «Посредника»)2.

Л. Н.: Хорошо написано (первая половина).

Л. Н. продиктовал Александре Львовне, какие книжки ему нужны для детского «Круга чтения». Просматривая каталог «Посредника», сказал:

— Что тут труда! — Продиктовал мне названия еще нескольких хороших книг и сказал: — Переделать все их надо, изложить детям3.

Потом Л. Н. рассказал об индусской книге на английском языке, которую сейчас читает; что там есть рассказ о царе, который пошел в пустынники, похожий на рассказы о христианских пустынниках4.

— Вот «Жития святых»; ими мало пользуюсь. — И Л. Н. постоял, как мне показалось, колеблясь, не взять ли к себе эти книги.

Л. Н.: Сегодня к «закону божию» подошла сказка о пришедшем к Пифии. Не нужно знать будущее, а только самого себя — γνωϑι σεαυτὸν*3* (т. е. то, что твоя божественная душа требует в настоящем).

Л. Н. убрал из кабинета исторические книги: о декабристах, Екатерине II, Павле, Александре I, Николае I и Александре II. Он их держал и читал прошлым летом и осенью для исторической работы (романа), которую бросил. Те книги, которые были из петербургской и московской библиотек, возвратил на прошлой неделе через С. А. Стахович и Сергея Львовича. Некоторые же книги из тех библиотек, которые не мог вспомнить, из какой, остались пока неотосланными. Штемпелей на книгах нет.

Исторические книги, убранные 7 марта 1907 г. из кабинета Л. Н.:

«Сибирь и каторга» С. Максимова. СПб., 1891.

«Раскольники и острожники» Ф. В. Ливанова.

«Сочинения и переписка К. Ф. Рылеева». СПб., 1872.

«Религиозные убеждения декабристов» прот. Т. Буткевича. Харьков, 1900.

«Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном» А. П. Беляева. СПб., 1882.

«Записки И. Д. Якушкина». М., 1905.

«Донесение его имп. величеству Следственной комиссии» (старая книга). <СПб.,> 1826.

«Воцарение императора Николая I». — «Русский вестник», 1882.

«Воспоминания декабриста А. С. Гангеблова». М., 1888.

«Император Николай и иностранные дворы» С. С. Татищева. СПб., 1889.

«Первый декабрист Вл. Раевский» П. Е. Щеголева. СПб., 1905.

«К истории декабристов». Статьи С. Лунина, Никиты Муравьева. М., 1906.

«Внешняя политика Николая I» С. С. Татищева. СПб., 1887.

<М. А. Корф>. «Восшествие на престол Николая I». СПб., 1857.

«Записки Басаргина». М., 1872.

«Дипломатические сношения России и Франции 1808—1812 гг.» вел. кн. Николая Михайловича, т. IV—V. СПб., 1906—1907.

«История Николая I» Поля Лакруа, т. I, вып. 1—2. М., 1877—78.

«Император Александр II» С. С. Татищева, т. I—II. СПб., 1903.

«Записки С. Гр. Волконского» (декабриста). СПб., 1902.

«Записки кн. М. Н. Волконской». СПб., 1904.

«Князья Долгорукие, сподвижники Александра I», вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1901.

«Император Николай I» Шильдера, т. I—IV. СПб., 1903.

«Император Павел I» Шильдера. СПб., 1901.

«Император Александр I» Шильдера, т. I—IV. СПб., 1904—1905.

«Histoire de Nicolas I» par Paul Lacroix. P., 1871.

8 марта. Четверг. Приехали А. М. Бодянский, П. Л. Успенский, П. А. Мазаев (молоканин). Л. Н. провел с ними много времени. Они присутствовали на занятиях в школе (я почти не присутствовал — устал, голова болела, очень занят больными).

Бодянский о своей харьковской газете «Народное слово» (деньги дал Мазаев), которая хотела быть христианской, но сотрудниками явились кадеты и социалисты-революционеры, и он невольно принимал их статьи. Третий номер ее конфисковали, на четвертом прекратилась.

Л. Н.: Даже с государственной точки зрения это странно, так как то, что газета старалась внушать — против всякого насилия, убийства.

Л. Н. был или усталый, или считал бесполезным убеждать, или берег себя, — но он мало говорил и больше просил своих собеседников читать то, что они с собой привезли.

Когда в 11 часов вечера они уехали, Л. Н. стал играть в шахматы с Михаилом Сергеевичем.

Л. Н.: Я так и думал, что они кадеты. Тот, черный (Успенский) — не кадет. Высокий (Мазаев) ни при чем. Он только деньги дает.

Михаил Сергеевич спросил, зачем они издавали газету.

Л. Н.: Бодянский — себя заявить. Тот (Мазаев) — выдвинуть себя, а тот (Успенский) — умный человек, знаю его по его письму о Кудрине1.

— нервного и психически больного, бывшего в Ясной неделю тому назад. Больной находится в больнице для душевнобольных, и выдают его на поруки в Москву.

Л. Н. сказал про него и его нервного друга-туляка, ходившего в Ясную чаще:

— Он (туляк) не знал, что тот сумасшедший, потому что находился под его влиянием.

9 марта. Пятница. Л. Н. ездил в Ясенки. Вечером: Л. Н., Софья Андреевна, Сухотины, Юлия Ивановна, Николай Леонидович. Александра Львовна лежит.

Софья Андреевна получила анонимное письмо (от яснополянского крестьянина Михеева), чтобы доктор прекратил лечение в деревне: во-первых, заносятся разные болезни в деревню; во-вторых, он мало занимается деревенскими, а больше чужими, которые платят.

Л. Н. (мне): Неприятное письмо, — и выразил недоумение и любопытство, какая причина побудила написать его. Я предположил, что зависть к Марфе, где квартира1. Л. Н. согласился и сказал:

— В Груманте сходка; хотят снести два каменных дома новопостроенные, стесняющие выгон. В Ясной хотят снести угловой дом Степана Резунова, потому что на аршин в переулок вдался. Зависть, взаимное озлобление. Дай (крестьянам) три месяца анархии — та̀к будут друг друга обижать, что пожелают Николая Павловича, только бы завел какой-нибудь законный порядок.

Сегодня Л. Н. говорил с начальником почты в Ясенках. Начальник сказал, что Дума, новое правительство увеличит их оклад, можно будет детей воспитать.

Л. Н. (ему): Ведь достаточен для пропитания семьи? Дети могут обучаться ремеслу.

Он: Разве плотничьему; сыновей надо в технологическое училище, дочерей — на курсы.

Л. Н.: Стало быть, на шею народа. Вот где корень желания перемены правительства, либерализма. Наивный эгоизм. Этот эгоизм оправдывается либерализмом.

Л. Н. (радостным голосом): Я получил два хороших письма: Картушина2 и студента-медика (А. Колесниченко)3. Картушин твердо решил работать на земле, поселиться на Кавказе (Сочи, Черноморской губ.). Пишет, что тамошние революционеры теперь не берут никаких моих сочинений, потому что начинаются разговоры о боге, и их прокламации не хотят читать. Студент-медик, пройдя через социализм, анархизм, пришел к убеждению, что наша цивилизация у конца; хочет бросить училище и идти в общину. Ищет знакомства с людьми одних взглядов, напишите ему адреса: Дудченко, Беневского, Картушина; спишите ему его (Картушина) письмо, как раз соответствует ему — Николаева, Суткового, Лебрена. Я ему отвечу.

У Л. Н. сегодня перебои. Я зашел к нему. Щупал его пульс левой руки, он же себе в то же время — правой, и считали перебои. Пульс 80, слабый. Я советовал ему не писать и не читать, наклонившись вперед, и еще кое-что. Л. Н., мягко отклоняя ненужные мои старания, сказал: «Старость не вылечите».

Вечером Л. Н. ходил по зале. В 11 выпил черного кофе. Софья Андреевна не знала, что у него перебои, и, когда я ему принес в кабинет кофе, дал мне знак не шуметь, чтобы Софья Андреевна не услыхала.

Л. Н. сказал, что перевел сегодня 50 изречений Ларошфуко в книгу Русанова, — «и плохо». Прочел вслух некоторые — тонкие, остроумные, глубокие.

— признак относительного здоровья и серьезной работы мысли.

Л. Н. вспомнил рассказ, который хотел написать, «о бекешке» Дельвига, соседа из Покровского:

— Мы были маленькие, довольные своим графством, подтрунивали над его бекешкой. Бекешки раньше были в ходу, а тогда — уже «mauvais ton»4*. Потом я узнал, что у Дельвига остались какие-то долги (отца?) и он решил не заводить нового платья, пока не заплатит эти долги4.

10 марта. Прошлую ночь я лег в половине 4-го, встал в 7, а т. к. у Л. Н. вчера вечером были перебои, дожидаюсь его, не иду в амбулаторию. Перебои и теперь, утром. Пополудни ездил в Воздремы и Головеньку — у обоих больных гангрена легких.

В 11.30 ночи Татьяна Львовна родила шестимесячного мертвого ребенка. Вернувшись в 12.30 с Софьей Андреевной от Татьяны Львовны, Л. Н. подал мне руку, как бы в благодарность, и пожалел «бедняжку Таню». Потом сказал, что получил письмо от Суткового, — очевидно, радость ему1.

Пропасть всяких книг (с почты из Тулы). Между ними «Псевдохристианство как тормоз прогресса (Беседы с братьями по духу)» Н. Анинского2. Л. Н. об этой книжке:

— Это социалист (написал), который понимает христианство в высоком смысле. Это интересно, что может в нынешнее время такую книжку написать (о православии, против него).

Другая книжка — «Love God». The Caxton Press, Los Angeles, Calif.

Л. Н. о ней сказал, что это фальшивая американская компиляция всякой всячины. Увидев в раскрытых «Искрах» фотографии Думы и статьи о ней, сказал:

— До чего мне это неинтересно!

М. С. Сухотин по поручению Л. Н. исправляет перевод Вовенарга, сделанный Русановым, и переводит другие его мысли, указанные Л. Н.

11 марта. Воскресенье.

Л. Н.: Получил письмо от Шейермана. Его на полгода заключили, а потом выслали (за границу). Теперь вернулся, хочет жить между крестьянами; ему семья сочувствует, но власти не позволяют1.

Михаил Сергеевич: Он, наверное, был в Крестьянском союзе?

Л. Н.: Я его просил, чтобы он подробнее описал.

Михаил Сергеевич сказал что-то о Хилкове.

Л. Н.: А Хилков меня поражает с хорошей стороны.

«The Open Court») про медиумические плутни: «Очень интересно»!2

Л. Н., читая письма, начинает иногда с середины.

Л. Н.: Сегодня я думал о Маше, я часто ее вспоминаю, как она была между нами, а теперь ее нет, как это мы продолжаем жить, как прежде?

Софья Андреевна: Какие у нее были хорошие отношения с людьми, везде, где побывала, и за границей!

Л. Н. просил достать буддийские легенды, книжку Каруса из библиотеки.

Л. Н. хвалил школьных детей и говорил, как они любят сказки о животных. Михаил Сергеевич рассказал Л. Н. про Столыпина, что он смел, умен, добросовестен, по убеждению остается председателем Совета министров, рискуя жизнью.

Л. Н.: Столыпину написать: надо о душе подумать. Но ему в этом водовороте не видно... Дума... все это кончится, сгладится, следа не останется3.

Я сказал Л. Н., что помер У. Гаррисон, 63-летний сын У. Л. Гаррисона. Перешли на его статейку в «Evening Post», в которой он ратует за допущение негритянских детей в школы, куда ходят белые. (В том же номере и его некролог.)4

Л. Н.: Как отдельный человек поплатится за свои грехи, так и нация. Покупали негров, превращали их в рабов, а теперь имеют — по-ихнему трудный — негритянский вопрос.

14 марта. Приехал Иосиф Константинович1. Как всегда, интересно рассказывал. Передавал привет Кропоткина и объяснение его, что Л. Н. напрасно пеняет на него, что неправильно толкует и нападает на Генри Джорджа. Он знает Генри Джорджа, и лично знал его, и писал против тех проектов его, о каких он говорил, когда приезжал в Англию, а не о позднейших.

Л. Н.: Нет. Генри Джордж одному учил, тут Кропоткин соврал.

— Что, Кропоткин не приедет (в Россию)? — спросил Л. Н.

Иосиф Константинович: Он собирался, вещи были уложены, как настал поворот (после 17 октября)2, получил письма от друзей, чтобы не ехал, что правительство может его заключить (в тюрьму).

Л. Н.: Нет, не тронули бы его и по возрасту и по важности (общественного положения). В России теперь все свободно, кроме как откусить нос Николаю Александровичу. Этого не допустят, а то в России свободнее, чем в западных государствах.

— Как относится Кропоткин к убийствам? — спросил Л. Н.

: Очень сожалеет. Он против них.

Л. Н.: Было ли это во Французскую революцию, чтобы так убивали, как у нас?

Иосиф Константинович: Хилков большое значение приписывает прогрессивному налогу (Генри Джорджа). Сейчас воронежские крестьяне, купившие землю у Е. И. Чертковой по 100 рублей, перепродают ее кулакам по 300.

Л. Н.: Проект Генри Джорджа устанавливает справедливое положение. Я, Софья Андреевна, Михаил Сергеевич могли бы прямо смотреть крестьянам в глаза, пользуясь землей на одинаковых правах, исполняя одинаковые обязанности. А Черткова сделала, что следовало, а что дальше — не ее дело.

Иосиф Константинович рассказал о том, что Чертков через посредство Эртеля ведет переговоры с Сытиным об издании сочинений Л. Н-ча. Сытина ждут в Англию. Л. Н-чу это было совершенно ново, и он удивился этому известию, и, видимо, смутился, не был рад ему. Иосиф Константинович об этом сообщил в Москве Горбунову, и Горбунов сказал ему: «Это можем и мы сделать. Ведь издаем же мы все книги в большом количестве. Мы еще не кончены».

Иосиф Константинович (мне): «Посредник» умирает, как честный кустарь возле фабриканта.

Иосиф Константинович тоже не одобряет план Черткова и то, что решает, не спрашивая Л. Н.3

В разговоре о Сытине Л. Н. заметил:

— Сытина отчасти сделал Чертков.

Иосиф Константинович опасается, что Сытин изгадит дело.

Иосиф Константинович говорил о Веригине, что он двуличный, нерелигиозный, самовластный, что духоборы против него. Канадское правительство отняло у них землю (не всю, а бо́льшую часть).

Л. Н. не брался судить Веригина — пусть он без религии, безнравственный. «Что нам за дело? Все мы люди».

Иосиф Константинович (о Чертковых): Владимир Григорьевич очень занят своей работой — «Сводом мыслей» Л. Н.4, лекциями, футболом. Анна Константиновна — она, собственно, руководит издательством — практическими делами, это на ее плечах. Дима — местный патриот, страстно предан спорту, к России вряд ли привыкнет. Они строят дома́ и дома́: для Ольги Константиновны, для Томпсона и скупают землю кругом; акр — 300 фунтов. Соседи-земледельцы возмущаются постоянной игрой господ в футбол. Играют даже при фонарях.

Л. Н.: Футбол, лаун-теннис, лодки возможны только при рабстве.

Иосиф Константинович: В Петербурге, Москве — карты, балы, вечера. Сумасшедшая жизнь. Шаляпин назначил за ложу 500 рублей.

Иосиф Константинович говорил, что был в Петербурге у Льва Львовича, который показал ему свою «Солдатскую памятку» и дал было ее экземпляр, но потом взял назад.

Л. Н.: Может писать что угодно, только не под тем же названием, что отец. Из простого приличия5.

Иосиф Константинович: Лев Львович теперь из своего книжного магазина больше всего книг посылает в войска.

15 марта. Приехали Мария Александровна, Н. М. Кузьмин, Иосиф Константинович. Вечером Андрей Львович.

Л. Н. гулял далеко, устал. Рассказал, что встретил обоз с водкой, а навстречу пустые подводы. Л. Н., хотя вообще избегает разговоров во время прогулки, в этот раз спросил: «Что возили?» — «Солому, — ответил мужик и добавил: — Эх, житье стало плохое».

— Я хотел сказать, что житье плохое, а водку везут им навстречу. И что если на паре возит продавать солому, значит, нужды нет; но сейчас же бы услышал жалобы, озлобление. Это теперь так, — сказал Л. Н.

Л. Н.: Неделю не читал газет. Сегодня прочел «Новое время» от доски до доски. Читал Думу. Видно, что из этого ничего не выйдет. Гадкое, мелочное, тщеславное все их говорение.

Кузьмин рассказал об отношении малеванцев к Думе; по их мнению, это меняет одно ярмо на другое.

Л. Н. говорил про примеры отсутствия доброжелательства у крестьян, про зависть между ними.

С мальчиками Л. Н. занимался полтора часа: читал им рассказ Семенова «Ночь перед Рождеством»1. Шесть мальчиков прекрасны, а другие невнимательны, шумят.

16 марта. Утром уехала Мария Александровна, в полдень Иосиф Константинович; под вечер приехала Надежда Павловна и возвратился Михаил Сергеевич из Москвы с известием об убийстве Иоллоса.

Л. Н. получил длинное письмо Черткова о свободе воли1, «очень хорошую» статью Евгения Ивановича о воспитании2 — просят о помощи в «борьбе с капиталом»3.

Л. Н. снова прочел вслух (теперь Михаилу Сергеевичу) то, что читал и вчера: начало статьи Меньшикова в «Новом времени» от 13 марта «Осада власти» (гл. IV)4.

— Только Меньшиков может так остроумно написать, — сказал Л. Н.

Л. Н. говорил о Кузьмине, о том, что он рассказывал о малеванцах. Их 1000 человек; свои записки о них Кузьмин оставил здесь5. Они о Думе говорят, что это только новое правительство, и не нужно. О Генри Джордже — кто будет оценивать землю и собирать единый налог, опять будет властвовать.

Речь зашла о кокетстве.

Л. Н.: Это смелость красивых женщин, им же мужчины покоряются, льстят, говорят одни приятности. Я тоже был этим грешен. Они становятся смелы. «She has got more brains than is good for her»5* 6.

17 марта. Суббота. После обеда Л. Н. мне:

— Очень хороши Кузьмина эти Записки. Жалко только — восторженность, напыщенность (ихняя). Для религиозного чувства нужно спокойствие. Очень высокое настроение (этих малеванцев). Чертков будет рад Запискам.

Л. Н. сегодня первый вечер занимался со вторым классом своей школы, в нем младшие мальчики.

Софья Андреевна спросила, хороший ли класс?

Л. Н.: Прекрасный, — и похвалил, особенно некоторых, горбатого сына Власа (Власова). — Умнейший мальчик.

Л. Н. (за чаем): Новый номер журнала Баба Бхарати — хороший («The Light of India»). Пишет, что надо было уничтожить 100000 человек и <две или три> эскадры, чтобы признать, что и другие (цветные) люди имеют право на жизнь1. — Л. Н. говорил это с усмешкой, как бы изумляясь, что такую давно для него очевидную истину люди Запада могли не видеть.

Я спросил Л. Н., какая разница между браманизмом и буддизмом.

Л. Н.: Как между Ветхим заветом и Новым. Брамины не признают Будды. Они обоготворяют людей, Кришна......6*

Л. Н. спрашивал про Татьяну Львовну. Михаил Сергеевич сказал, что она боится за Танечку — что та помрет.

Л. Н.

18 марта. Третий день как солнце греет, под снегом лужицы, по дороге в деревне сегодня потекли ручейки.

Приехал из Финляндии И. Ф. Наживин, по пути на Кавказ — едущий туда покупать землю. С Л. Н., как всегда, интимные разговоры в кабинете. Л. Н. его ценит и как талантливого писателя1.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1907 г. Март

И. К. ДИТЕРИХС

Англия, начало 1900-х годов

Любительская фотография

«Приехал Иосиф Константинович. Как всегда, интересно рассказывал. Передавал привет Кропоткина...». — Запись от 14 марта 1907 г.

Софья Андреевна, которая в доме первая прочла его «Менэ... Тэкел... Фарес...», читала ему 1881 год из «истории» своей жизни. Я тоже слушал. Очень живо, интересно. Есть нить, трудно прервать чтение. Софья Андреевна сказала, что ей это писание стоит больших трудов, что и видно: все думы и речи ее с позапрошлого года об «истории». Начала ее писать, когда болела. Тогда, ожидая недалекой кончины, решила и стала писать «историю» своей жизни. Дети, особенно Андрей Львович, ее иногда на смех поднимают за то, что так поглощена этой «историей». Со всеми интересными ей приезжающими гостями непременно разговорится о ней.

Михаил Сергеевич прочел из отчета заседания Думы 15 марта конец речи Джапаридзе, в которой восхваляется кровавое восстание и которой аплодировали2. И вспоминал, как грозно-угнетающе действовали такие же зажигательные речи в сочувствующей им среде Первой Думы. У него бывали перебои сердца, когда выступал Аладьин.

Л. Н.: Дума — несуразная болтовня, ни к чему не ведет.

Потом Л. Н. говорил в том смысле, что политиканство, тщеславие руководят думцами — мечутся от предмета к предмету, ничего не постановят.

Л. Н. рассказал, как шел по шоссе с побирушкой, тульским мещанином, работавшим 35 лет самовары; его семья до сих пор этим живет. Он ей платит один рубль в месяц, и этот рубль собирает в три дня на хлебе, который продает. С восторгом рассказывал Л. Н-чу о паломничестве по святым местам Тихоновой пустыни, Киева, Воронежа: «У хохлей (хохлов) и переночевать даром дают и накормят».

— Это нетронутый народный крестьянский мир, — сказал Л. Н. — Мы считаем миром газетный мир, а это маленький в сравнении с ним (народным).

Л. Н. принес было рукопись Кузьмина о малеванцах и дал Наживину читать. Теперь, увидя ее на столе возле Наживина, взял ее, сел к круглому столу и читал из нее долго вслух, начав с того места, где малеванец рассуждает о бесполезности Думы. Читал так, как и сам он редко читает (а он, по-моему, самый лучший чтец), — с вдохновением, жаром, убеждением. Когда Л. Н. кончил читать, мы все молчали, были тронуты. Мне хотелось сказать, что эти слова Малеванного сильнее, более действующее, чем новые статьи Л. Н., но не сказал.

Наживин говорил про плохие дела Ивана Ивановича («Посредника»); он сам сумрачный, апатичный. В прошлом году «Посредник» выпустил пять миллионов листов. Издание всяких газет, книг в России за последние два года было огромнейшим, но теперь засекло. «Посреднику» грозит крах. Наживин говорил, что начинают интересоваться взглядами Л. Н. Каждую неделю кто-нибудь читает о Л. Н.

Л. Н.: Сознание изменяется. Все стремятся к единению.

Наживин подтвердил, как сознание изменилось в эти два года.

За обедом Л. Н. говорил с Наживиным про охоту на медведей. На его душе три медведя, т. е. собственно два: одного отогнал медвежатник и убил брат. То, что его погрыз медведь, не было ему неприятно. Щеголял черной повязкой. Медвежатник был маленький, худенький, без бороды...3 «того» Л. Н., что он ему чужее чужого человека, что он бы с ним и говорить не стал или поспорил бы и не убедил бы его. Л. Н. рассказал, сам удивляясь тому, что мальчикам, старшему классу (до 13 лет), читал сегодня Гаррисона о непротивлении4, перефразируя некоторые места. Интересовались и отлично понимали.

19 марта. Л. Н. за обедом спросил меня, какие письма я получил. Он получил от Конкина из Канады1. Пишет, что ездил с Веригиным в Монреаль. Правительство требует от духоборов принятия в собственность участков и присяги на подданство Эдуарду (новому королю). Они ни земли не приняли, ни присяги не дали. Им это трудно, когда обзавелись хозяйством, дорогими машинами, за которые еще должны. Если бы были простые земледельцы (не богатые машинами), переехали бы в другую страну, в Калифорнию. Правительство же не может сделать исключения. Помолчав, Л. Н. сказал:

— И смешно это: как многое в свете — детские игрушки. Ведь канадскому правительству их присяга и Эдуард тоже не нужны, а оно не уступит (своих требований) и лишится лучших своих переселенцев. Но это легко, потому что там теперь заселено, и ждут (своей очереди) новые поселенцы. Как только земля духоборцев станет свободна, — сядут на нее.

С 7 до трех четвертей 8-го Л. Н. в школе (первый класс); потом шахматы с Михаилом Сергеевичем.

Л. Н. получил 10-тикопеечную брошюру «Кто победит?» В. Ярковского2.

Л. Н.: Это анархическая брошюра, очень хорошая. В ней новый довод за распущение войска, что не нападут на нас другие, таков: если Германия распустит войско, разве наши мужики, рабочие нападут на нее?

Михаил Сергеевич сказал:

— Нет, но Германия нападет на нас, если мы распустим войско.

Л. Н.: Германское правительство да, но народ — нет.

За чаем Л. Н. выпил по обыкновению две полбутылки кефира. Он любит трехдневный, кислый, густой. Похвалился, что не завтракает, только два яйца ест, — меньший объем пищи.

Л. Н. (мне и Михаилу Сергеевичу): В Записках Кузьмина сильно еще одно место: как социалист стал малеванцем. Когда сознание в народе пробудится, неизбежно будут последствия этого.

20 марта. Л. Н. четвертого дня ушибся, но ходил гулять.

Александра Львовна возвратилась из Москвы; Л. Н. за обедом спросил ее про дочь Бутурлина:

— Кто же она, какого она духа?

С настройщиком говорил про балалаечников Андреева, хвалил их игру, и про гармонщиков тульских1.

21 марта. За обедом Л. Н. ко мне:

— Читали страшное! Девушка7* на похоронах Иоллоса убила городового1.

Александра Львовна: И, кроме того, убили еще двух городовых на постах.

Л. Н.: В японском журнале в «Review of Revolution» — перевод Тургенева на английский: девушка стоит перед страшным зданием в раздумье, войти или не войти, и входит; слышится голос: «Она безумная», а другой голос — «Она святая»2. Вот эти две вещи читал одну за другой (Тургенева — в японском журнале, про убийство городовых — в русской газете). Вот действие! Тургенев пользуется авторитетом, и его вещь проникла уже в Японию. Надо обращаться со словом осторожно, особенно писателю.

Молчание.

Л. Н.: Тургенев не был серьезный человек.

Софья Андреевна подтвердила.

Л. Н.: Достоевский не был так изящен, как Тургенев, но был серьезный. Он много пережил, передумал. Умел устоять, чтобы не льстить толпе.

— Это мало кто может устоять, — сказал кто-то.

Л. Н.: Да.

С 7 до 8.10 Л. Н. занимался со вторым классом. Вышел восхищенный учениками (младшими), как они хорошо пересказывали из Евангелия об искушении Христа то, что читали третьего дня, и притчу Паскаля о доме и хозяине3. Все внимательны.

— Я пришел к ним довольно вялым, а они меня подняли, — сказал Л. Н.

В 11 часов вечера опять разговорился о них:

— Только один шалун между ними. Грех не дорожить таким вниманием! Когда читаем притчи, то их внимание обращается больше к рассказу — притче, чем к нравственной истине, которую притча объясняет. Одно меня смущает, что их балую, что им картинки показываю, что это их привлекает.

22 марта. Сегодня длинная корреспонденция о восстании крестьян против землевладельцев и евреев в Румынии: «Русское слово», 21 марта1— 1846—47 гг. Опустошено несколько сот городов. В первые дни писалось, что убивают евреев и что этим руководят члены «Союза русского народа», которых 2000 поехало туда. Чтобы евреев убивали — теперь не слышно, а в столкновениях с войсками по 40, 50, 200 убитых крестьян.

Л. Н.: Меня удивляет не то, что убивают, — при этом отсутствии нравственного начала, когда проповедуют, что всякого можно убивать, а что мало убивают.

23 марта. Привезли новый шкап; отодвигали ящики с книгами и нашли ужа, вынесли его и пустили. В Ясной поверье, что в каждом дворе живет домовой — уж, и его не трогают. В ином доме уж обедает вместе с хозяевами, крошки со стола подбирает, молоко из чашки пьет (например, у священника в Мясоедове). В подвале под террасой, под балконом и в нескольких комнатах нашего дома живут ужи. Они показываются в это время — перед весной.

Л. Н. в буфете встретил Авдотью Васильевну с оголенными локтями:

— Вы по последней моде? — сказал ей. Потом, улыбнувшись, спросил нас, Александру Львовну, Надежду Павловну и меня: — Что такое мода? — и, не получив удовлетворительного ответа, сказал: — Это должна быть такая привлекательная и смелая женщина, которая пренебрегает общественным мнением, знает, что бы она ни делала, все за ней пойдут. И тогда начинается подражание, и это подражание — мода.

Вчера и сегодня проверяли с Александрой Львовной для Черткова копию дневника Л. Н. с июня 1906 г. по февраль 1907 г.

Вечером приехал Иосиф Константинович проститься. Едет в Тифлис жить.

Иосиф Константинович рассказывал, что Кун (директор Оружейного завода в Туле) отказал наотрез председателю «Союза русского народа» в выдаче оружия, штук 1000, и будто бы получил выговор из Петербурга. Что-то готовится.

Л. Н. не сказал ничего; только мне показалось, что ему в это не верилось. Рассказал про письмо из Тифлиса от юношей Челокаевых; пишут, что, советуя проект Генри Джорджа, Л. Н. противоречит христианскому решению земельного вопроса1. Л. Н. в недоумении, отвечать или не отвечать им: «Потерял много времени». — На другой день утром дал письмо Челокаевых прочесть Иосифу Константиновичу, чтобы он на словах ответил им.

— Они или социалисты, или крупные землевладельцы, — догадывался Л. Н. по тону их письма. — Пишут самоуверенным, дерзким тоном.

Речь зашла о каких-то поступках революционеров.

Л. Н.: Смирение, скромность теперь забыли, все считают себя вершителями судеб.

Л. Н. (Иосифу Константиновичу о своем «университете»): — Я раньше отчаивался написать «закон божий», т. е. доступное детям нравственное учение: ведь его нет, трудно; а нынче выходит, удается.

Разговор о том (прежде говорили об убийствах), прогресс или регресс в наше время.

Л. Н. вспомнил урядника, который застрелился на Косой Горе:

— Ужасное время переживаем! Гимназистка убила городового.

Татьяна Львовна

Л. Н.: А все-таки прогресс есть: то, что было под спудом, теперь выказалось, выразилось. Это теперь жестокость, огрубение ужасное, но само себя уничтожает, потому что множество людей оттолкнулось от этого направления и ищет чего-то противоположного, нового. Самые чуткие, нравственные люди уже не могут участвовать в этом распутстве.

С 11 до 12 вечера Софья Андреевна и Надежда Павловна играли на фортепиано. Л. Н. просил повторить одно адажио Гайдна. На круглом столе, около которого сидели мы с Иосифом Константиновичем, лежала книжка «Современного мира». Иосиф Константинович показал на повесть Куприна.

Л. Н.: В ней, где описывает цирк, — хорошо2.

Иосиф Константинович стал хвалить «Allez» и «Капитана Рыбникова».

Л. Н. к похвале «Капитана Рыбникова» отнесся отрицательно.

Потом Л. Н. раскрыл там же стихи3, стал читать, и, дочитавши страницу, сказал:

— Вся новая литература, (новая) музыка — просто скверная. Фет, — Л. Н., намекая на только что процитированное Софьей Андреевной стихотворение, — это уже путь показал такой, за ним пошли подражатели. Где ни откроешь («Современный ли мир» или что другое) — бессмысленное. — Затем Л. Н. стал смотреть «Новое время»4.

Л. Н. попросил найти «Провозглашение» Гаррисона, но я не искал, делая другое. Потом вечером Л. Н. сам искал долго. Это нередко так бывает; не исполняю самых простых поручений Л. Н. (или исполняю не вовремя).

Сегодня уехали: М. С. Сухотин в Швейцарию и Сицилию, Александра Львовна с Наталией Михайловной в Ялту.

24 марта. Утром уехал Иосиф Константинович, при прощании поцеловавшись и с лакеем Ваней по русскому обычаю. Так же вчера Александра Львовна с горничными Сухотиных.

Иосиф Константинович был в Тульском земском книжном магазине сосчитаться. Полгода тому назад отдал туда 50 экземпляров Л. Н. «О значении русской революции» (баснословно дешевого издания — 15 коп.)1. Они продали 30 экземпляров, а 20 хотели ему вернуть, т. к. не надеются продать! Публика! Но они и не показывают, им брошюра не по душе.

Л. Н. переделал статью Суткового («Свободные христиане»), поправил «Провозглашение» Гаррисона и написал к нему прибавление2.

Приехал Андрей Львович, вечером старички у Татьяны Львовны.

25 марта. Уехал Андрей Львович.

Л. Н. снова переделал статью Суткового; кажется, не осталось ни одного предложения, им написанного. И переделал прибавление к Гаррисону.

: Не помню, чтобы когда-нибудь мы жили так одиноко, как в этом году.

Всю зиму мало гостей. Мария Львовна умерла, Сухотины живут в другом доме. Андрей Львович, Александра Львовна уехали, теперь остались только Л. Н., Софья Андреевна, Юлия Ивановна и я.

Софья Андреевна о своей работе (пишет 1883 год):

— Чтобы легко и удачно писалось, надо войти в дух того времени, которое описываешь.

Л. Н. вечером слаб, пошел с Софьей Андреевной к Татьяне Львовне.

26 марта. У Л. Н. слабость прошла. Сегодня опять много писал, кончил переделку статьи Суткового и прибавления к «Провозглашению» Гаррисона.

За обедом Л. Н. о дороге:

— Наст держит. — Об Илье Васильевиче, у которого ночью сын помер. Потом о старичках, муже и жене калужских, побирающихся. О первом сказал: — Он непрестанно говорит. Его бы в Думу, делать обструкцию. — И Л. Н. вспомнил картинку, представляющую одного парламентского обструктора: — Глупейшее лицо, и он говорит речь. Совсем бессмысленную тоже нельзя говорить, а то председатель может остановить.

Л. Н. (мне про школу): Это для меня такая польза, удовольствие. Если бы я для своего удовольствия занимался ими, то выбрал бы пять самых лучших, остальные невнимательны. Еще не прочел с ними Евангелие до конца, надо его прочесть, а потом снова, тогда выйдет что-то.

В 11.10 Л. Н. взял чашку чаю к себе:

— Пойду к себе читать. Читать нечего! Как-то я романы читать не могу, повести.

Похоронили Сережу, сына Ильи Васильевича. За обедом Софья Андреевна о своей книге, которую торопится написать, пока жив Л. Н., а то ей может стать тяжело вспоминать после его смерти. Надеется, что это будет книга серьезного тона, какой она в мемуарной литературе не знает, и что будет иметь успех.

О Татьяне Львовне:

— Таня жила светом (успех в свете) и школой. Она вчера вечером читала свои дневники времен школы (художественной) и от воспоминаний не могла спать.

Л. Н. ездил верхом. Статью Суткового и свое прибавление к Гаррисоновому «Провозглашению» перемешал, выходит одна статья. За обедом говорил про то, что читал газеты и что две хорошие статьи: Меньшикова про мужика, нахватавшегося образования и не переварившего его, а только употребляющего его в путаных речах (Л. Н-чу статья была тем более интересна, что такой мужик был летом у него)1— о том, что не в малоземелье беда мужика, а в недостаточной обработке земли (пишет о книге немецкого крестьянина, написанной 130 лет тому назад и теперь появившейся в русском переводе, о том, как точно так же, как теперь русские, или еще хуже, хозяйничали немецкие крестьяне)2.

С 9 до 9.30 Л. Н. был у Татьяны Львовны; потом пил кефир и у себя в кабинете читал Чехова, нашел том в зале3.

28 марта. Пополудни Л. Н. дал мне письмо Сиксне, «очень хорошее», — прочесть и списать для Наживина1. Сиксне выпустили из дисциплинарного батальона, перевели в полк и оттуда, за отказ обучаться гимнастике, отправили в Заамурскую железнодорожную бригаду.

— В № 11 московской новой газетки «Простая жизнь» реферат Ф. А. Страхова «Церковь и Евангелие», читанный в кругу молодежи в Москве 17 марта (о спорных местах Евангелия). Л. Н. дал читать Илье Васильевичу и мне.

За обедом вчера Л. Н. не ел одного блюда, сказав, что ему не следует столько есть. Недавно заметил, что мы едим втрое больше, чем нужно. Сегодня Софья Андреевна за вторым блюдом объявила, что будет только три блюда и салат, но его каждый столько съел, что вышло четыре. Давно уже поднимается вопрос, чтобы за обедом не давать четвертого блюда. Софья Андреевна его отстаивает из-за гостей. Редкие дни, когда их нет.

За обедом Илья Васильевич сказал Л. Н., что пришел странник, которому он велел прийти. Л. Н. попросил Илью Васильевича достать у него в кабинете из кошелька гривенник и дать страннику. Рассказал нам, что встретил на прогулке двух богомольцев: один — этот, а другой 70-летний, сегодня прошел 40 верст. Идет из Новгородской губернии в Киев, питается одним хлебом, который ему везде подают. Зуба у него ни одного нет, корки мочит в воде, чаю не пьет и дома не пил; тот не пришел за подачей. Ночует в деревне.

— Еще сегодня был, — рассказал Л. Н., — бывший солдат, попавший в каторгу на 12 лет, на Сахалин, добродушнейший человек.

Ваня: Он попал ни за что. Толканул офицера, когда тот хотел его ударить.

Л. Н.

С отъезда Михаила Сергеевича и Александры Львовны Л. Н. к вечернему чаю не выходит. Л. Н. пьет кефир и одну чашку чаю уносит к себе в кабинет.

Л. Н. спросил меня, что я читаю.

— Краткую биографию Гаррисона2, — и я похвалил биографию и особенно вступление Л. Н. и рекомендовал два изречения об одурманивании в «Круг чтения». Л. Н. прочел их вслух.

Л. Н.— когда пошла слава, когда ездил в Англию, тогда уже ничего выдающегося не написал.

29 марта. Вчера и сегодня ясные, теплые дни. Вечером школа. После нее Л. Н. пригласил Софью Андреевну, Юлию Ивановну и меня к Татьяне Львовне и прочел вслух «Попрыгунью» Чехова; две трети читал он: так живо, я воображал себе всю историю так, как если бы происходила у меня на глазах. Л. Н. устал, последнюю треть читала Татьяна Львовна, но какая поразительная разница в чтении, а Татьяна Львовна тоже мастерица читать. Л. Н., читая, сначала смеялся, восхищался. Сказал:

— С таким тонким юмором написано; это мне удовольствие предстоит; это я с удовольствием перечту всего Чехова.

Слушал и Дорик; мне казалось, что Л. Н. некоторые места выпускал. Когда Татьяна Львовна кончила, Л. Н. сказал:

— Превосходно, превосходно! Есть юмор, сначала, а потом эта серьезность... И как чувствуется, что после его смерти она будет опять точно такая же.

Софья Андреевна: Я то же самое хотела сказать.

30 марта. Приехал Сергей Львович и был очень приятен. Заботлив о здоровье отца. Рассказал про взгляд Дальгейма (барона, приехавшего из Франции) на русские дела: политику делают заграничные банкиры. Правительство в зависимости от них. Думу распустить правительство не может, не получит займа.

: Думаем, что идем к чему-то лучшему, что национализация земли даст рай, а мы просто медленно идем к западному буржуазному строю, может быть, с некоторыми особенностями.

Л. Н.: Это и жалко; не с точки зрения славянофилов, а просто буржуазный западный строй — безвыходное положение. Общая ненависть классов.

Сергей Львович: Все-таки буржуазный строй лучше, чем крепостное право.

Л. Н.— молодой человек, из которого что-то может выйти.

Сергей Львович: Дальгейм говорит, что там книг не читают, одни газеты.

Л. Н.: Это и у нас скоро так будет. Идей никаких нет, путаница, под видом цивилизации — озверение, озлобление, путаница.

Л. Н. возвратил Публичной библиотеке книги, между прочим: «Les vies des plus illustres philosophes de l’antiquité. Traduites du grec de Diogène Laerce». Amsterdam, chez J. H. Schneider. MDCCLVIII.

«La vie de Jesus Christ» и говорил про ужасное описание распятия. Потом говорили про воскресение, как его Ге хорошо изобразил1.

Л. Н.: Это распятие и воскресение будет трудно с мальчиками читать, объяснять. Не захочется неправду говорить о воскресении, что телесного не было, и их скандализировать.

Л. Н. дочел за полтора дня Ренана, будет читать Штрауса2. Л. Н. просил достать дальнейшие тома рассказов Чехова из библиотеки.

Л. Н.: В томе, где «Попрыгунья», еще хороши: «Черный монах» — мания величия, как понемногу его охватывает, и «Рассказ неизвестного человека» — интеллигент-революционер служит лакеем, отношение господ, барынь к нему.

«Если будет милость ваша, найдите книгу», «... ответьте», «... пустите мальчиков, чтобы они уселись, и тогда я приду».

Сергей Львович спросил Л. Н., не поехал ли бы он в Москву. Сегодня же звала его и Софья Андреевна.

Л. Н.: Нет. Никакого желания нет.

Л. Н. велел кланяться Бутурлину и сказал о нем, что он мягкий, порядочный до мозга костей человек:

— Помню, как из Козловки пришел со слепым, неприятным человеком, он все время с ним обходился учтиво, услужливо, так, как он относился бы и к царю3.

«how to make money»8* 4? (Это Л. Н. такое чуждое, непонятное, как людям хочется этим жить.)

31 марта. Л. Н. не выходил, но учил. Придя после школы наверх, восхищался:

— Как они рассказывают! Удивительно! Я возьму Евангелие и прочту им главу Иоанна и ожидаю со страхом; а они все запомнят, перескажут!

Л. Н. читал в «Новом времени» от 29 марта статью Меньшикова «Пьяный бюджет».

— На две трети миллиарда рублей продается казенной водки! — воскликнул Л. Н. — Помню, когда был государственный бюджет 160—200 миллионов9*. — Понравилось ему выражение Меньшикова «алкоголическое одичание», но Л. Н. не ожидает ничего от предлагаемых Меньшиковым паллиативов: убавления законом числа праздников (дней пьянства) и крепости водки (с 40% на 30%):

— Нужно более глубокое духовное — бросил. Праздники сами крестьяне перестают соблюдать, работают по воскресеньям.

Л. Н. продолжал:

— Как это Меньшиков может в неделю две темы найти, две статьи может написать, и всегда попадает в точку! В Думе такие мысли не высказывают.

Л. Н. вспомнил про рассказанный ему Ваней инцидент в Думе: члены в память Иоллоса встали, Пуришкевич предложил встать и в память убитых городовых — не встали. А председатель Пуришкевича исключил из заседаний. Л. Н. удивлялся, как смерть, такое важное, серьезное, могут употреблять как средство партийной борьбы:

— Ведут себя глупо, мои дети (т. е. ученики) так не вели (бы) себя.

— Какое развращение от газет и от Думы! Вчера Сережа говорил — он, наверное, высказывал мысль большинства, что, слава богу, мы на пути Запада (становимся конституционным буржуазным государством). Этим сказал, как если бы передние завязли в трясину, из которой выхода нет, а мы «слава богу», шли бы за ними. У них ожесточение (одних против других), войско и выход глупый, материалистический. Пред людьми есть идеал царства божия, а там идеал — материалистическое благо (достаток, благоденствие), сделать доступным всем внешний, материальный комфорт. Мне об этом хотелось писать, как мне это ясно, подробно изложить. Но я эту работу бросил: не идет.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1907 г. Март

ТОЛСТОЙ С ВНУЧКОЙ ТАНЕЙ СУХОТИНОЙ

Ясная Поляна, 1907

«Л. Н. играл Танечке на рояле, чтобы поплясала. Танечка его — «дида» — очень любит. Л. Н. же любит, когда его дети любят». — Запись от 8 апреля 1907 г.

Примечания

2 марта

1 Трудовики «Трудовая группа») — группировка мелкобуржуазных демократов в Гос. думах; в их состав входили депутаты от крестьян и интеллигенты народнического толка.

3 марта

1 2 марта в зале Таврического дворца, где происходили заседания! Гос. думы, обвалился потолок.

2 И. К. Дитерихс сопровождал П. В. Веригина с группой духоборов, возвращавшихся из России в Канаду. На обратном пути он останавливался у Чертковых в Крайсчерче.

3 Франц. пер. (Веры Полторацкой) сказки М. Горького «Мудрец» (1906) появился в № 3 «Etudes Franco-Russes» (Япб).

4 «Дети солнца», поставленная в нояб. — дек. 1906 г. в Салерно. Рус. посол в Риме Н. В. Муравьев сообщал в секретной депеше мин. ин. дел: «Пьеса успеха не имела, но послужила предлогом для новых похвал Горькому и шумной демонстрации «pro Russia» в театре» («Новый мир», 1928, № 4, с. 169).

4 марта

1 См. запись 20 янв.

2 В это время С. А. Толстая работала над описанием 1880-х гг.; в те годы учителем детей Т. был И. М. Ивакин. Записки его опубл. в ЛН, т. 69, кн. 2.

1 «Круг чтения», т. I, с. 505—507 (т. 41, с. 434—436).

6 марта

1 В дн. М. С. Сухотина эта реплика записана так: «Л. Н. заметил, что время такое, «проснулся» рабочий человек. Из-за этого слова «проснулся» поднялся длинный и неприятный спор...» (, с. 193).

7 марта

1 Т. отв. Н. Я. Гуровичу 27 февр. (т. 77, с. 40). Ст. была издана отд. книжкой: Н. Я. Гурович— коммунизм. Научная теория и демократическая тактика. СПб., 1907.

2 Рассказ О. Н. Спенглер «Телка» был в 1887 г. издан «Посредником» по рекомендации Т. (см. т. 85, с. 318), вместе с ее рассказом «Свет жизни»; автор указан не был. Позднее вышел отд. кн.

3 Продиктованный Т. список кн. был послан Горбунову-Посадову при письме от 7 марта. Список не сохр. На письме рукой Маковицкого добавлено под диктовку Т.: «Рассказы Ковалевской и Круглова, «Сорок лет» Костомарова-Толстого, «Робинзон Крузо» (лучше «Хижина дяди Тома»)». В письме от 31 марта Т. вновь просил книг для детей (т. 77, с. 54 и 68).

4 Возможно, легенда о Будде, приведенная в указ. выше кн. П. Каруса и Г. Ольденберга. Позднее у Т. возник связанный с этой легендой замысел сказки о молодом царе, ушедшем в работники (см. т. 58, с. 210—212).

8 марта

1

9 марта

1 Марфа — хозяйка, сдававшая свою избу под медиц. пункт, где принимал Маковицкий; получала за это 13 р. в месяц.

2 Письмо П. П. Картушина от 1 марта. Т. отв. 11 марта (т. 77, с. 56).

3 На письмо А. Я. Колесниченко от 5 марта, тронувшее Т. своей «серьезностью, искренностью и простотой», он отв. 11 марта (т. 77, с. 57).

4

10 марта

1 Письмо от 27 февр. При нем Н. Г. Сутковой прислал ст. «Свободные христиане», в к-рой сделал попытку изложить учение Т. Он просил Т. поправить эту ст. или самому изложить свое учение. Эта просьба явилась поводом для ст. Т. «Наше жизнепонимание». В нее Т. включил краткое изложение содерж. «Провозглашения основ, принятых членами общества, основанного для установления между людьми всеобщего мира» (составлено У. Л. Гаррисоном), свое прибавл. к этому изложению и переработанный текст ст. Суткового (т. 37, с. 23—30).

2 Часть 1 этой кн. вышла в Москве в 1906 г. (на обл.: 1907; Япб).

11 марта

1 от 6 марта он осведомлялся у Т. об условиях жизни духоборов в Канаде. Т. отв. 11 марта (т. 77, с. 62—63).

2 См. запись 2 февр.

3 С 17 до 26 июля Т. работал над письмом к П. А. Столыпину, в к-ром убеждал его отказаться от адм. и суд. репрессий и содействовать уничтожению «жестокой несправедливости земельной собственности» (т. 77, с. 164—170). Отв. Столыпина от 23 окт. см. в сб. «Лев Николаевич Толстой». М., 1929, с. 91—93.

4 «Death of W. Ph. Garrison» (некролог) и «Race separation at Berea. A protest from William Lloyd Garrison» («Evening Post», 28. II).

14 марта

1

2 То есть поворот к реакции и репрессиям, отменившим на практике все либеральные обещания манифеста 17 окт. 1905 г.

3 О деловых отношениях с И. Д. Сытиным, связанных с перенесением изд-ва Св. сл. из Англии в Петербург, Чертков подробно сообщил в письме от 1 апр. н. с. В отв. от 6 апр. Т. неодобрительно высказался о «деле с Сытиным» (т. 89, с. 62—63).

4 «Свод мыслей Л. Н. Толстого» — систематизированное собрание мыслей Т. из его худож. и теоретических произв., Дн. и писем по всем затронутым в них вопросам: искусство, наука, воспитание, обучение, проблемы нравственности, семья, война, гос-во, религия и т. д. Работа над составлением свода началась в 1890-х гг. по инициативе и под руководством Черткова; с 1907 до 1923 г. велась под руководством Ф. А. Страхова. «Вот это настоящая моя биография, биография моей мысли», — говорил Т. о «Своде» (см. т. 56, с. 56, 142, 201, 507—508). Работа закончена не была. Рук. экз. «Свода» хранится в ГМТ.

5 Л. Л. Толстой. Памятка русского солдата. СПб., «Патриотическая библиотека», № 1, 1907 (Япб). «Памятка», как и нек-рые др. соч. Л. Л. Толстого, направлена против отца, в частности против его ст. «Солдатская памятка» и «Офицерская памятка».

1 С. Т. Семенов. В рождественскую ночь. Рассказ. М., («Посредник»), 1904, В ЕСТ отмечено, что при чтении Т. «очень волновался, обрывался голос».

1 Письмо от 15 марта н. с.

2 В отв. письме Е. И. Попову от 5 (?) апр. Т. дал подробный отзыв о присланной ст. (т. 77, ст. 74—75).

3 Письмо рабочих от 12 марта. Под письмом подп.: «Временный совет рабочих депутатов. Вязники» и печать: «Вязниковская группа РСДРП».

4 Назв. ст. М. О. Меньшикова содержала резкую оценку дебатов 10 марта в Гос. совете, расписавшемся, по словам фельетониста, «в сочувствии неучащейся молодежи».

5 Николай Жихарев в журн. «Познание России», 1909, №№ 1—3: «Искатели правды (Среди малеванцев)».

6 См. запись 12 янв.

17 марта

1 «Light from dark races» («Light of India», № 6, March), посвящ. вопросу об отрицательном влиянии западной цивилизации на страны Востока. «Понадобилось взорвать Порт-Артур, две или три европейских флотилии и сто тысяч или больше европейских солдат, — говорилось в статье, — чтобы заставить Европу уважать права азиатов на свои собственные земли» (р. 193).

18 марта

1 Ср. в указ. кн. Наживина «Моя исповедь», с. 415.

2 А. Л. Джапаридзе выступил в Думе 15 марта против правит. репрессий, к-рым подвергались рабочие — участники революции 1905 г., и призывал Думу защитить «тех, кто взял на себя наиболее кровавую часть революционного движения». Эта заключ. часть выступления Джапаридзе в газ. отчете сопровождалась ремаркой: «Аплодисменты левых» (НВ, № 11138, 16 марта).

3 —277). Упоминаемый медвежатник — Архип Осташков.

4 Т. читал соответствующий раздел из «Провозглашения...» У. Л. Гаррисона. Полный текст «Провозглашения...» приведен Т. в его трактате «Царство божие внутри вас» (т. 28, с. 4—8).

19 марта

1 — 3 марта н. с.

2 В. Ярковский. Кто победит? СПб., 1907 (Япб, дарств. надпись).

20 марта

1 ДСТ III, с. 132 и т. 69, с. 69). Гармонщики тульские — мастера, делавшие гармони.

1 В Р. вед., № 64, 20 марта и в Р. сл. от того же числа сообщалось, что 19 марта в. 5 ч. вечера промчавшийся на лихаче молодой человек выстрелами из револьвера убил на Сретенке стоявшего на посту городового. Он скрылся, а ехавшая с ним девушка, гимназистка 6 класса Михайлова, была арестована. С похоронами Иоллоса этот террористический акт, по-видимому, никак связан не был.

2 «Порог». В подл.: ««Дура!» — проскрежетал кто-то сзади. — «Святая!» — пронеслось откуда-то в ответ». Ср. Сухотин, с. 195.

3 Вероятно, та притча, к-рая в излож. Т. включена в «На каждый день» (т. 44, с. 389—390). Чертков перевел ее на англ. яз.; переработанный Т. пер. под загл. «The Hostelry (A Parable for Children)» напеч. в т. 37, с. 281—282.

22 марта

1 Р. сл. И. Г-ка «События в Румынии. — Ужасы в Валахии» (№ 65) с подробностями о крупнейшем крест. восстании, охватившем Румынию.

23 марта

1 В связи со ст. Т. «Единственное возможное решение земельного вопроса» А. А. Челокаев и его жена в письме от 17 марта выражали недоумение, как Т. может утверждать, что «все зло угнетения и вражды людей» происходит от «неправды земельного вопроса». Т. отметил в Зап. кн.: «Письмо Чел<окаевых>, к стыду, расстроило» (т. 56, с. 188).

2 СМ опубл. сц. А. И. Куприна в одном действии «Клоун». Несоответствие в записи возникло, быть может, потому, что, по ассоциации с назв. сц., Т. вспомнил рассказ Куприна «В цирке» (МБ, 1902, № 1), к-рый ему очень понравился (см. письмо А. П. Чехова к А. И. Куприну от 22 янв. 1902 г. — Полн. собр. соч. и писем, т. XIX. М., 1950, с. 229 и ЛН, т. 37—38, с. 552).

3 В том же номере СМ «Садко», а также стихотв. Е. Тарасова, Г. Галиной и А. Лукьянова.

4 Далее Маковицкий приводит текст прочитанной Т. -м ст. из НВ, № 11143, 21 марта — «Убийство Иоллоса и «черносотенцы»».

24 марта

1 Ст. «О значении русской революции» вышла в «Посреднике» 23 нояб. 1906 г.

2 «Наше жизнепонимание».

27 марта

1 Ст. «Пророк из деревни» (НВ, № 11147, 25 марта). В ст. приводится разговор Т. с этим крестьянином из Подольской губ. о Геккеле иНицше.

2 В том же № НВ «Книга для крестьян» — по поводу вышедшего в Киеве 3-м изд. перевода соч. саксонского крестьянина И. Х. Шубарта «Книга для крестьян о лучшем устройстве сельского хозяйства».

3 Вероятно, т. 9 Собр. соч. (Прилож. к «Ниве» за 1903 г.), в к-рый вошли, в числе др.: «Рассказ неизвестного человека», «Попрыгунья», «Черный монах». В Зап. кн. Т. отметил: «Читаю Чехова 2-й день и восхищаюсь» (т. 56, с. 189).

28 марта

1 Письмо К. П. Сиксне от 25 марта. Т. отв. 5 апр. (т. 77, с. 75—76). И. Ф. Наживин собирал присылаемые Т-му письма отказавшихся от воен. службы.

2 Краткое извлечение из 4-томной биогр. Гаррисона, написанной его сыновьями.

1 Картина Н. Н. Ге «Вестники воскресения» (1867) находится в ГТГ.

2 D. F. Strauss. Das Leben Jesu, für das deutsche Volk bearbeitet. Lpz., 1864 (Япб

3 Т. вспоминает о посещении А. С. Бутурлина 7 июля 1904 г. В тот же день при ехал в Ясную Поляну, уже во 2-й раз, слепой крестьянин из Костромской губ. Я. И. Розов, в то время сочувствовавший взглядам Т.

4 Письмо У. Хельминга от 17 марта н. с.

Сноски

1* неприменимые ().

2* Когда был в Ясной Михаил Львович с Александрой Владимировной и детьми (весной? 1907, зимой или...), за обедом вспоминали капризничанье. Л. Н., обратившись к внучке: «Каприза не будет. Каприз убежал. Еду верхом, бежит маленький. «Кто ты?» — «Я каприз». — «Откуда бежишь?» — «От Танечки». — И бежал с горы прямо в пруд». — Из позднейших записей Маковицкого.

3* Познай самого себя (греч.).

4* «дурной тон» ().

5* У нее больше ума, чем это нужно для нее» (англ.).

6* Пропуск в подлиннике. — Ред.

7* Собственно, гимназист, ехавший с 16-летней девушкой.

8* «как наживать деньги» (англ.).

9*

Раздел сайта: