Маковицкий Д. П.: "Яснополянские записки"
1908 г. Март

7 марта. Первые слова, которыми меня встретил Илья Васильевич, были: «Лев Николаевич очень тужит, что вас побеспокоили, то есть телеграммой отозвали от больного отца, который в вас нуждался. Он даже не знал, что телеграфировали»1.

9 марта. Воскресенье. Дома: Л. Н., Софья Андреевна, Юлия Ивановна, Н. Н. Гусев и я. Л. Н. очень одобрил новую книжку Наживина «Голоса народов»1. Вчера послал Сытину прочитанные корректуры первых двух месяцев нового издания «Круга чтения».

За обедом Гусев:

— Я прочел письмо к вам, Лев Николаевич, ученика учительской семинарии в Иркутске. Первая страница мне очень не понравилась. Пишет о боге: «Как у нас есть монарх и депутаты, так и на небе бог, Христос — депутат, а вы, Лев Николаевич, предвестник другого депутата». Но, прочитав все письмо, увидел, что это остатки суеверия (якутского)2.

Л. Н.: Сегодня я получил письмо от «бессмертника», ответ на мой ответ ему. Не разубедил его. Он пишет: «Как же вы пишете, что вы одной ногой в гробу? Ведь доктора вас лечат, они не стали бы лечить, если бы вы были при смерти»3.

Гусев: Стало быть, понимание бессмертия у него основано на материальных предположениях.

Л. Н. спросил меня, куда я ездил.

— В Коледино, к старушке восьмидесяти лет. Она упала с лежанки и сломала себе ребро.

Л. Н.: Русская бедность после заграницы, должно быть, поразила вас?

Я: У нас беднее живут. Именно там, где я был врачом, в деревнях около Летавы, на каждого домохозяина приходится 1,4 морга земли, то есть не целая десятина. Тут, в Ясной, только в одном дворе живут двое хозяев. У нас же на одном дворе иногда по шесть-семь хозяев: комната о комнату — целый переулочек. Тут хлеб постоянно есть, у нас же не так, а картошка да капуста. Тут семьи живут вместе, если отец работает в городе. У нас из каждой семьи два-три человека уходят на заработки: отец — в отхожие промыслы, сын — в Америку или в город на фабрику, дочь — на службу. А русские (угорские) или румыны еще теснее живут. У них не так просторно.

Л. Н.: А маджары?

Я: У них за последние тридцать лет стало много безземельных (земля отошла к адвокатам, землевладельцам), и они тоже плохо живут.

Л. Н.: Как обманчива заграница! Когда я ездил по заграничным городам, мне казалось, что там везде благосостояние.

Л. Н.: Духоборы, «свободники» картофель сырой едят.

Гусев спросил, не у Наживина ли («Голоса народов») он об этом читал?

Л. Н.: Да. Он это, наверно, взял из Бодянского («Духоборы»). Я его (Бодянского) не читал.

«The Black Stain» by George R. Sims — члена общества защиты голодных, заброшенных детей в Англии4.

Л. Н.: Книга эта живо описывает ужасное положение детей пьяниц в Лондоне, Бирмингаме.

Вечером, за чаем, в 9.30, Л. Н. принес письма для ответа Гусеву. Принес «Наш журнал» — очевидно, продолжение запрещенного «Трудового пути». Рассказал о помещенном там рассказе Леонида Андреева «Иван Иванович»5.

— Ниже, чем посредственно, бездарность, — сказал Л. Н. и стал — впрочем, с трудом — припоминать имена: Куприн... Серафимович... Арцыбашев, — как более художественно пишущих, чем Андреев.

После этого прискорбного интермеццо (что выставляемый современной прессой за лучшего русский писатель — такая бездарность), Л. Н. сказал:

— Я читал теперь, в кабинете, не это («Наш журнал»), — сказал, как бы оправдываясь, что долго засиделся в кабинете, — а Бернарда Шоу6. Очень умно. Он за социализм против анархизма. Мне это очень интересно. Он выставляет слабые стороны социализма. Два главных имени социализма и анархизма — Бакунин и Кропоткин — русские. Это авторитеты, с которыми не спорят. Бернард Шоу очень даровит. Его драмы, рассказы и особенно статьи даровиты.

Л. Н. хотел прочесть вслух что-нибудь и стал читать из «Нашего журнала» описание Гельсингфорса Куприна7. Читал спешно строк 30 и бросил — неинтересно.

Потом рассуждал Л. Н., как это Финляндию, Польшу с одной стороны русские, с другой — пруссаки и австрийские немцы хотят проглотить. На что это, кому это нужно?

Софья Андреевна: Никому...

Л. Н.: Меньшиков не этого мнения.

Потом Л. Н. вспомнил, что в «Руси» (теперь с четверть года читает не «Новое время», а «Русь») перепечатано о том, как хранятся рукописи Л. Н. у Черткова в Крайсчерче (в Англии). Гусев прочел вслух. Прочел место: «Теперь, при преклонном возрасте его, опасность конфискации или обыска, надо полагать, миновала. Беспокоит нас в этом отношении только Союз русского народа, который, как известно, в своей дикости не знает границ. С этой стороны всего можно ожидать»8.

10 марта. Понедельник. Л. Н. после болезни, начавшейся дней восемь тому назад, первый раз поехал верхом — к кузнецу под Косую Гору и там оставил лошадь ковать, сам же пошел пешком на Рудакову Гору.

За обедом Софья Андреевна разговорилась о чествовании 80-летия Л. Н., какие есть проекты: дешевое издание сочинений, устройство читален, высаживание деревьев и т. д. Я припомнил, что̀ предлагает Владимир Поссе (см. «Новое время», 8 марта)1.

Л. Н.: Это хорошо. Кто такой Поссе?

«Неделе»2.

Вечером Л. Н. продиктовал в фонограф шесть ответов на письма. Произносил ясно, громко, отчетливо, равномерно. Потом воспроизвел, призвав нас — Юлию Ивановну, Гусева и меня — в кабинет. Можно было все понять, только в хрипящем и крикливом голосе граммофона не был узнаваем мягкий, спокойный, выразительный, мужественный голос Л. Н.

К чаю вышел в 9.30. Мне передал написанный им английский ответ Болтону Холлу о Генри Джордже — исправить со словарем и переписать3. Я не нашел ошибок.

Потом я прочел Л. Н. о побоище в Черновой 21 октября («Blutbad bei Kirchenweine») и о суде над черновцами.

Л. Н. внимательно слушал и задавал вопросы. Был потрясен и возмущен, делал замечания, что творится такое и в стране конституционной, не в одной России. Но казалось ему слишком односторонне написанным, не хотелось верить, чтобы черновцы были так невинны, пассивны, как описано в прочтенной статье4.

Л. Н.: Послать бы в газету.

Я спросил Л. Н., не поместит ли он этот образец государственного насилия над невинными людьми в свою новую статью. (Л. Н. сам в декабре говорил об этом.) Л. Н. допускал возможность, что поместит, и особенно потому, что это недавнее происшествие5.

Я еще прочел из «Нового времени» от 6 марта (№ 11488) корреспонденцию из Лондона «Мадьярский произвол над словаками» — о суде над черновцами, кончающуюся тем, что Бьёрнстьерне Бьёрнсон готовит по этому поводу новое обличительное сочинение против мадьярского режима.

Л. Н.: Таня виделась с ним (Бьёрнсоном) в Риме. Свежий старик6.

Разговор перешел на иную тему. Гусев заговорил об ином. Я еще раз вернулся к Черновцам, но разговор о них не возобновился.

Л. Н. о Наживине и его книжке «Голоса народов»:

— Он пишет об одних браминах, бабистах, духоборах, а мало ли в Китае и инде теософов, искателей.

Гусев: «Голоса народов» — это первый выпуск, будет продолжать.

Сравнительно рано, в 9.30, как и вчера, разошлись спать.

11 марта. Вторник. Л. Н. ходил гулять на Козловку, назад — на санях. Встает в 8 часов, в 8.30 выходит гулять, в десятом начинает работать, в час пополудни кончает, под вечер, с 5 часов до 6.30—7, спит, спит дольше, чем раньше, в прошлом году, и перестал раздеваться, ложится одетый.

Софье Андреевне казалось, что Л. Н. меньше ее: смерилась с ним — она ему до бровей.

Л. Н. за завтраком Гусеву о фельетоне в «Новом времени» (о юбилее Толстого):

— Меньшиков как ловко пишет! Во многом прав1.

«Новое время» перестал читать, заявив, что оно «все одно и то же», и о Меньшикове, когда Татьяна Львовна прислала из Рима какие-то статьи его, выразился, что он «отвратительно пишет»; присутствовавший С. И. Танеев заметил: «Ведь Меньшиков был прежде вашим последователем?», на что Л. Н. возразил: «Я, по крайней мере, никогда его своим последователем не считал». Этот фельетон Меньшикова понравился Софье Андреевне.

За обедом говорили об ужасном множестве снега; его столько, сколько старые люди не запомнят.

Л. Н. спросил:

— Душан Петрович, нехорошие известия из дому получили? (т. е. о больном отце).

И потом расспрашивал про родных. Л. Н-ча очень мучит, что мне телеграфировали, что он заболел и я вернулся от больного отца.

Софья Андреевна говорила про свои Записки, пишет 1889 г. Вспоминала Урусова. Он говорил, что не mens sana in corpore sano1*, а наоборот. Л. Н. соглашался, что mente sana — corpus sanum2*. Он сегодня отвечал французской газете на вопрос, с каких пор вегетарианствует и как вегетарианство действовало на него. Ответил: 25 лет2. Софья Андреевна поправила его, что он еще в 1889 году ел осетрину; что он тогда несколько раз переходил от вегетарианства к убоине. Л. Н. не мог вспомнить и удивлялся этому, т. к., оставив-де мясо, никакого лишения не испытал — не то, когда бросил курение. Бросить курить было ему трудно.

Л. Н. ел за обедом брынзу, которую я привез из Липтова. Спрашивал, как ее делают.

Л. Н.: Сегодня поезд на юг имел тридцать вагонов; что они возят? Этого я никогда не пойму: поезда товарные и обозы с вином.

Л. Н. про письмо Ивана Ивановича, в котором жалуется на тяжелое положение «Посредника». Теперь административным порядком запрещают магазинам продажу книг3. Л. Н. перечислял: «Соединение и перевод Евангелий» (три тома), «Календарь на 1908 год», Сэндерленда «Библию», Наживина что-то. Л. Н. с сочувствием говорил про тяжесть положения Ивана Ивановича (стоящего иногда на краю финансового краха) и о большой работе, сделанной им. В голосе слышалась грусть. Мне думалось, что ему тяжело за новое издание «Круга чтения», которое перешло к Сытину4.

Кто-то заметил, что Горбуновы заложили зимние вещи в ломбард и что так делают сколько лет, чтобы протянуть лето, до продажи школьных книг осенью.

Л. Н. решил завтра начать занятия с мальчиками от часу до двух часов дня. Будет читать с ними корректуры «Детского Евангелия», т. е. сокращение и упрощение краткого изложения «Евангелия»5.

— С ними видно, — сказал Л. Н., — что́ нужно поправить, они все («Евангелие») хорошо знают. А «Круг чтения» плохо идет с ними. Над ним надо еще много поработать; сделаю, если буду жив.

Вчера я услышал от Софьи Андреевны, что Гусев не читал ни «Войны и мира», ни «Анны Карениной». Гусев объяснил это тем, что ему некогда их читать и не нужно, когда есть «Круг чтения», зато он знает «Круг чтения» основательно. Софья Андреевна считает это невежеством и......3* Гусев ответил мне, что ему дорого, если Л. Н. делает приписки к его письмам (ответам на письма к Л. Н. посторонних лиц) или напишет: «Гусев ответил на ваши вопросы так, как я бы ответил на них». «Вот этого мне добиться, — говорил Гусев, — стоило немало труда, направить мысль в этом направлении».

Л. Н. вышел в 10.40. Принес девять писем, шесть из них по фонографу списал Гусев, Л. Н. еще пересмотрел их, одно списал я6. Стал быстро ходить по зале, холодно ему было. Софья Андреевна ему предложила чаю с коньяком.

Л. Н.: Самое большое лишение (из мяса, курения, вина) — это вино.

: Почему же не пьешь его?

Л. Н. ответил что-то, что не следует пить его.

Софья Андреевна вспомнила:

— Таня вряд ли приедет. В деревне 16 случаев коклюша.

Л. Н.: Кто это усмотрит? Одна болезнь кончается, другая начинается (сказал в том смысле, что не надо бояться, не надо избегать).

Л. Н. получает — и сегодня — рукописи с письмами, из которых явственно (иногда скрыто), что пишут ради денег.

Л. Н.: Ради честолюбия — еще понятно: находишь сочувствие своим мыслям; но умственную деятельность сопрягать с деньгами — это отвратительно.

12 марта. Среда. Л. Н. гулял. За обедом разговор. Софья Андреевна начала его, сообщив, что получено письмо от архиепископа (А. П. Храповицкого) о возвращении Л. Н. в Церковь. Софья Андреевна спросила, что ответить. Л. Н. сказал, что он на прогулке обдумал ответ1.

Софья Андреевна объясняла, что хотят вернуть Л. Н. для того, чтобы возможны были церковные похороны.

Л. Н. спросил, кто такой Храповицкий. Николай Николаевич ответил, что председатель миссионерского съезда в Казани 1897 года. Он писал к Л. Н. письма в печати, очень сдержанно. (Убеждал его вернуться в православие.)

Л. Н.: Я думаю, что, точно, я очень умен, потому что никого не обращал — это неуважение (обращение в веру). Неужели мне, 80-летнему, Антоний что нового скажет, что̀ я не передумал? Точно так же, как я не сказал ничего нового Антонию (он все это знает). У него устройство психики такое, что все это соскакивает (с него).

Л. Н. (ко мне): Получил большое восторженное письмо от Досева2. Он пропагандист. Христианское — одна своя, внутренняя работа, — она важна. Есть двоякая деятельность: свое, внутреннее отношение и внешнее воздействие. Иногда человек умный бросается на внешнее воздействие. Ищите царства божия, и все остальное — это внешнее воздействие — приложится вам. Есть люди, которые на это одно внешнее воздействие отдаются. Тут ничего дурного нет, но это не то.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1908 г. Март

ТОЛСТОЙ НА ПРОГУЛКЕ В ЯСНОПОЛЯНСКОМ ПАРКЕ

Январь — февраль 1908 г.

Фотография В. Г. Черткова

Николай Николаевич сказал Л. Н., что тут крестьянин из Лаптикова, средних лет, пришедший поговорить о вере. Л. Н. был очень рад и пошел к нему. В дверях остановился и спросил Николая Николаевича:

— Читали вы «Письма к ближним» Меньшикова? В них письмо Чехова к нему. Интересно, что он пишет о себе, что он (Чехов) неверующий3. Очень интересен всегда мне был он — как и многие — тем странным отношением «пожалуйста, не трогайте меня» (не говорите про христианство), которые боятся, что христианство расторгнет его спокойствие, которое он себе устроил.

За вечерним чаем Л. Н. рассказал, что, возвращаясь с Козловки, написал палкой на снегу: «Братья, любите друг друга».

Говорил про своих учеников, из них шесть выдающихся: Коля Орехов — это первый......4*, Болхин......5*, Шураев..... 6*, брат Архипки.

Сегодня первый раз после болезни учил в третьем часу пополудни в продолжение четверти часа одиннадцать мальчиков.

Софья Андреевна вырезывала из газет, что̀ пишут по поводу ожидаемого юбилея 80-летия Л. Н. со дня рождения, и говорила, что ежедневно, в каждом номере газет, есть статья.

Нынче присылают следующие газеты: «Новое время», «Русь», «Русские ведомости», «Слово», «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Сибирь» (Иркутск).

Л. Н.: Зачем вырезывать? Откладывать номера.

Л. Н. (ко мне): Бодянский написал длинное письмо, как чествовать Толстого: «Заключить его в тюрьму — его последователей сажают. Это ему будет самое настоящее удовлетворение»4. Совершенная правда.

Софья Андреевна протестовала:

— Там распух бы, чистой постели не было бы.

Л. Н.: Уверяю тебя, что было бы приятно. Хоть было бы верное избавление от празднования — туда, куда-нибудь в Крапивну, с венками не пришли бы.

Л. Н.: Не напечатала ни одна газета (письма Бодянского).

13 марта. Утром приехала Мария Александровна.

По поводу подготовляемых торжеств М. А. Стахович по поручению Петербургского комитета чествования 80-летия поехал за границу для договоров по этому делу с заграничными инициаторами. Л. Н. просил, нельзя ли это прекратить, и написал отказ от юбилейных торжеств1.

Приехал М. В. Булыгин. Ночью ожидается Александра Львовна. Михаил Васильевич рассказывал о предполагаемом соборе; ожидают, что он мог бы поправить православную церковь.

Л. Н.: Искажение церкви так далеко зашло, что ничего сделать нельзя.

Мария Александровна списывала детское «Евангелие» и сказала мне, что Л. Н. все переделал, много поработал.

Л. Н.: Сегодня с мальчиками читал прощальную беседу (Иисуса Христа с учениками)2. Ах, как хороша! Говорит о любви. Нигде так ясно, просто не высказано.

Л. Н.: Как это несносно: все это разбилось на бесчисленное количество партий; враждуют.

Л. Н.: У Рокфеллера 20 миллиардов. Это указывает на развращенность существующего строя.

Мария Александровна не понимала, сколько это 20 миллиардов. Л. Н. объяснял ей: 20 тысяч миллионов. 20 тысяч — это уж несчетно много...

14 марта. Ночью приехала Александра Львовна; утром в 17° мороза на санях из Тулы в осеннем пальто приехал сибиряк 20-ти лет из Омска, слесарь, помощник машиниста. Он читал случайно «Крейцерову сонату», и вся жизнь его перевернулась. Написал Л. Н-чу горячее письмо о целомудрии, получил ответ, написал снова хорошее письмо. Отсюда поедет в колонию Беневского. Симпатичное лицо, нервный, деятельный1.

Л. Н. ездил верхом, но снег очень глубокий.

— Я, — говорил Л. Н., — как встречные, поворачиваю до места, где можно объехать. А то, если посторонишься в снег, лошадь проваливается передними ногами, а зад торчит, потом проваливается задними ногами, а перёд высоко, делает разные гамбады7*. Нельзя рассчитать, какие движения, становится на дыбы, можно упасть.

Л. Н. получил из Ясенок тринадцать заказных писем, принесли почту и вчера и третьего дня. Получил «Рассказы для детей» Глеба Макарова (Ярославль, 1907) в 20—30 экземплярах2. Нравились ему, читал вслух нам и мальчикам в школе и им роздал. Получил от Вересаева «На войне»3.

Просил Юлию Ивановну достать ему открытки и картинки из Третьяковской галереи: Верещагина, Орлова и т. д. для мальчиков. Сегодня почтой получил — неизвестно от кого — некоторые и показывал их мальчикам. Когда показывал узника, стоящего на столе и смотрящего в окно4

— Напрасно, — отозвался один мальчик.

— Не напрасно, за мои книжки, — сказал Л. Н.

Вечером взял иллюстрированное прибавление к «Новому времени», где на первой странице безвкусные, грубые карикатуры, «Дневник кавказского человека» — кавказца, убившего татарина и жарящего его ногу5.

— Карикатуры! — сказал, как бы вздохнув, Л. Н. — Ах, не люблю я! Особенно в «Руси». Там читаешь смертные приговоры, а рядом карикатуры. Это кощунство.

Софья Андреевна стала переписывать на ремингтоне то, что пишет Л. Н. Когда он болел, ей показалось, что она так мало помогала ему, служила, за ним ходила, с ним говорила в последнее время, — каялась в этом, что хочется ей поправить.

Рассказывала про 1889 год своих мемуаров, кто бывал у них из молодых людей «темных». Имена записала, но вспомнить большую часть не может. Л. Н. тоже мало кого помнил. После, когда остались у чая одни, Л. Н., Мария Александровна и я, Л. Н. к Марии Александровне:

— Как я успел все забыть, кроме того, что мне нужно (для духовной работы). А кто замуж вышел и... не помню. Вы мне припомнили Ге, все его картины вспомнил. Знаете вы про Ге? — спросил Л. Н. вошедшего Гусева. — И Л. Н. стал вспоминать, как он (Ге) восторгался хорошим. «Он больше затевал, чем мог исполнить. Был совершенный ребенок» (в 60 лет). Потом говорил о его сыновьях — Николае и Петре. — Сыновьям его далеко до него.

Мария Александровна спросила, пишет ли Л. Н-чу Колечка (Н. Н. Ге-сын).

Л. Н. сказал, что он не пишет; это соответствует его характеру. Он не любит сентиментальности и молчит.

15 марта. В «Русском слове» 14 марта Курбский (Г. С. Петров) в статье «У Л. Н. Толстого» описывает недавнее посещение Л. Н.1 За внешним почтением бесконечная далекость духовная (внутренняя). Он вообще пишет, выступает не как литератор, революционер, а во имя высших (христианских) соображений, а тут, в этом фельетоне, пишет о Л. Н., что самосовершенствование не нужно.

Л. Н. об этом фельетоне сказал, что это «нам практика в непротивлении». Л. Н. вспомнил текст «Евангелия», который сегодня читал с мальчиками, и по нему бы поступил с Григорием Петровым. Если бы был с ним наедине, сказал бы: «Напрасно вы так думаете о самом важном», — сказал бы ему кротко; а если бы не внял, ушел бы от него.

Л. Н. хочет «милому» Макарову написать и даже отметить баллами его рассказы, будут от 0—1: например, «Петр Великий»; до 5, например, «Мешки». (Как мужик вез мешок овса, сел на него, продавил, и овес рассыпался. Приехав домой, взвесил мешок, сильно негодовал на торговца, что тот его обвесил. На другое утро, ехавши тем же путем, видя полоску овса, обругал ротозеем мужика того, кто рассыпал.)

Л. Н. получил от американской дамы Mrs Isabel Martin Gray (Cincinnati) книгу: «My Mamie Rose. The Story of my Regeneration» by Owen Kildare. New York, 1903 — и даже просмотрел ее2.

— Неинтересно и плохо, — сказал о ней Л. Н.

16 марта. Л. Н. занимался между прочим корректурой нового (у Сытина) издания старого «Круга чтения». Софья Андреевна с Надеждой Павловной играли в четыре руки, поэтому Л. Н. вышел только в 10.30 и накоротко.

Л. Н. (): Во французской газете пишут, что, по словам «Руси», занимаюсь переводом Виктора Гюго и что это неправда, потому что он (Толстой) не любит стихотворений и занимается только потому, чтобы развенчать

Виктора Гюго. Я бы очень рад был случаю, — добавил от себя Л. Н., — заявить мое восхищение Виктором Гюго1.

Концом «Бедных людей» Л. Н. восторгался. Нашел сделанное Микулич изложение «Бедных людей» Гюго в «Круге чтения» 7 января нехорошим и пожелал найти в библиотеке или купить оригинал и по нему переделать2. Л. Н. восторгался также изречениями Ламеннэ, указал на 8 января в «Круге чтения» и сказал:

— Это его место о народе, что все, что важное, выходило, может вы ходить только из народа3.

Л. Н.: Я прочел Бирюкова «Духоборцы», очень хорошо составлено4. Вы, — обратился к Гусеву, — никому не посылаете ее? Посылайте таким серьезным, — и прибавил: — Я думаю, духоборцы возвратятся (Л. Н. так и сказал: «духоборцы»).

17 марта. Л. Н. ездил с Александрой Львовной в Таптыково.

Л. Н. вечером говорил Гусеву, что если бы общественное мнение было таково, что нельзя было бы писать за деньги, то сразу бы прекратились такие газеты, какие есть.

По поводу газетных толков, приготовлений к чествованию 80-летия Л. Н-ча говорили, что они могут переутомить Л. Н., и Александра Львовна сказала отцу:

— Спрятать тебя, увезти в Пирогово на тот день.

— У нее свой план, а у меня свой, — с задумчивостью сказал

Л. Н. Говорили, что мысль чествовать юбилей случайно возникла в компании Максима Ковалевского, М. А. Стаховича, И. Е. Репина и что воззвание к чествованию написал Г. Петров с Л. Андреевым и Венгеровым.

Разговор о филиппинцах, о духоборах канадских.

Л. Н.: Тогда я был еще молод, когда ожидал от властей исправления.

18 марта. Л. Н. за обедом:

— Получил второе письмо из Японии о том, что меня с радостью ждут. Там распространен слух, что приеду1— И Л. Н. стал шутя говорить, что поедет, и вычислять, сколько туда езды.

После обеда Л. Н. сказал, что пойдет к себе, возьмет книжку и будет читать, а работа — корректура «Круга чтения» — останется несделанной.

Так и вышло, читал браминскую «Бхагавад-Гиту» и письма. Утром хочет читать корректуру «Круга чтения» (сытинскую).

Л. Н. сказал, что в «Бхагавад-Гите» сказано, что работа не есть самое важное дело и что работа тогда хороша, когда не думаешь о последствиях.

Николай Николаевич предлагал Л. Н. изречения Паркера («Свободное слово» Черткова) для «Круга чтения»2.

Л. Н. говорил, что сегодня искал изречений у Торо, Hazlitt8*, Emerson, Carlyle, Ruskin3. Эмерсон содержательнее всех. Карлейль Л. Н-чу не нравится.

Николай Николаевич рекомендовал Карпентера.

Л. Н.: Он односторонен и нерелигиозен.

Николай Николаевич: У него ум большой.

Л. Н.: Я сегодня читал браминское изречение: «У кого много ума, надо столько же ума, чтобы управлять им» (пользоваться им — to use it).

19 марта. Утром приехал И. Ф. Наживин, днем — Андрей Львович, в четыре часа он уехал. В три часа пополудни пришел за мной в лечебницу Николай Николаевич, сообщив, что Л. Н. плох: таким слабым голосом говорит, как недели две тому назад после обморока, и, лежа на диване, говорил Александре Львовне, когда ее уже не было в комнате, а там был Илья Васильевич. Л. Н. пожелал пройтись, сказав: «Слабость пройдет на прогулке, на воздухе». — И пошел. Александра Львовна, узнав про его слабость, поехала за ним на шоссе, ехала тихо вслед. Л. Н. не заметил. Когда догнала его и он спросил ее, почему не с той стороны приехала, ответила, что хотела побольше полукруг сделать (чтобы не дать ему знать, что опасалась за него). Л. Н. вернулся с желтоватым лицом, посидел с Софьей Андреевной (она не знала про слабость) и Александрой Львовной.

Л. Н. спросил меня об отце, я рассказал, что́ брат пишет о его болезни и слабости.

Софья Андреевна пожалела его за старость и понегодовала на старость вообще.

Л. Н.: Мы так и остаемся ни в чем не согласные. Старость — это такое блаженство. — И на новое возражение Софьи Андреевны Л. Н. продолжал:

— Всплывает божественная сторона, а телесная — страсти — слабеет. Доброжелательство, любовь чувствуешь. Вы, — обратился к Андрею Львовичу, Александре Львовне, — не знаете, не имеете понятия, какое старость благо.

Наживин желал бы издать все места из корреспонденции Л. Н., касающиеся юбилея, не называя лиц, и напечатать эти места хотя бы через Меньшикова, фельетон которого о юбилее Толстого, чтобы его не праздновать, ему очень понравился.

20 марта. сегодня тоже. Некоторые письма были с советами не праздновать юбилей, а некоторые — как праздновать.

Наживин: Зонов рекомендует в тот день молчать. Кто любит Л. Н., пусть в тот день сидит дома и молчит.

Булыгин: Читать Льва Николаевича.

Л. Н.: Излечиваюсь от тщеславия, не дорожу славой. Кто здоров — не дорожит здоровьем, кто богат — богатством. Прежде искал в газетах, где обо мне писано, теперь отворачиваюсь; скорее другое место посмотрю.

Л. Н. почтой получил книгу московского митрополита Иннокентия, что обращал сибирских инородцев, лично ездил к ним: «Указание пути в царствие небесное». М., 19001.

Когда Л. Н. ушел, Наживин вспомнил главу из индийского романа, где четверо возвращаются ночью по Бомбею домой и разговаривают о Л. Н. Он же вспомнил, что японцы в начале войны писали: «Разве жалко Россию? В ней ничего хорошего, кроме любимого Толстого».

Софья Андреевна: Он искренний, это к нему притягивает. Такой всемирной славы никто не добился.

Когда Л. Н. вернулся в залу, завязался разговор о бабизме. Наживину нравится любимое изречение Аббаса Эффенди: «Не будем делать из религии предмета распри». У магометан нравится ему их достоинство.

Л. Н. подробно рассказал, что читал в газете, как ограбили сборщика винных лавок и после убили и его и 17-летнего ямщика. Ужасался. В 80-летней его жизни не случалось такое так часто и легко.

М. В. Булыгин рассказал, как в Засеке, под Тулой, убили лесного сторожа и ограбили (взяли 60 р.) и в Туле лавочника — за три рубля.

Наживин: В Москве теперь всё мелкие грабежи, так как большие учреждения охраняются.

Л. Н. говорил, что в озверении виновны и казни.

— Разве, — сказал Л. Н., — это может проходить даром, что в день шесть казней? Это делают правительственные люди, благословляют священники.

Утром приехал тверской крестьянин «в колонию» — в Ясную Поляну; неинтересен. Вечером приехал Johannes Kordes из Москвы.

Вечером читали вслух письмо Беневской. (Ответ Л. Н-чу.) Чисто умственное, холодное. Не нравилось гостям2.

Вечером же Николай Николаевич читал вслух сегодня сделанный перевод Л. Н. из Гюго: разговоры материалиста со спиритуалистом3.

Утром уехали Наживин и Булыгин. Писем из Засеки 14. За обедом Мария Александровна, Софья Андреевна, Александра Львовна, Николай Николаевич.

Разговор о чествовании Л. Н-ча. М. А. Стахович спрашивает телеграммой. Софья Андреевна ответила ему по-своему. Она желала бы удачи юбилею, но с тем, чтобы не тревожили Л. Н. Александра Львовна желает одного — не тревожить отца. Боится за его здоровье, и теперь его волнение юбилеем ей тяжело. Стахович склонен чествовать Толстого не ради его и не ради себя, а чтобы его чествовала Россия для России (то, что для нее сделал), и каждая страна также, и чтобы его особы не касались1.

Когда Софья Андреевна говорила, прочтя из письма Стаховича к ней о том, что чествование Л. Н. будет содействовать исполнению людьми его учения2, Л. Н. заметил:

— Оттого, что чествуем Христа церквами, обеднями, не исполняем его приказаний.

Софья Андреевна говорила что-то о деньгах для Андрея Львовича.

Л. Н.: Деньги — это только подмазка, по которой спускаются новые. Деньги — никакое <не> счастье.

Вечером Л. Н. говорил Марии Александровне очень наглядно, просто, убедительно, ласково:

— Как это люди не живут любовью? Как естественно, а мучаются.

В «Fortnightly Review» (January 1908) статья Л. Н. «Love one another» (его прощание с ребятами, посетителями Чертковых в 1907 г. в Ясенках)3. Л. Н. не мог вспомнить этой статьи и говорил, что ничего не помнит. Когда ему напомнили о ней, сказал:

— Как хорошо, вы не можете себе представить, ослабление памяти в старости! Тем сильнее, энергичнее, плодотворнее идет работа в умственной, религиозной области, когда голова не заполнена тем, что было.

Л. Н. прочел присланный ему французский памфлет Garzon о Южной Америке, как там начинает бить жизнь4. Я же рассказал про статью Эллиса о современных испанских идеалах в «Fortnightly Review», что испанские противокатолики не всегда атеисты, а христиане5.

Л. Н.: Как идет везде невидимая работа, но та самая, которая нужна. Работает мысль, и какая мысль — такие будут поступки.

Пришла Александра Львовна и рассказала про книгу Вересаева «На войне», которая запрещена. Вересаев на днях прислал ее Л. Н. Очень интересна ей. Рассказала про злоупотребления и другое там описываемое.

Л. Н.: Эта манера во всем видеть одно дурное, желание осудить — нехороша.

Л. Н. пересматривал большую новую книгу доктора М. Л. Шлезингера «Russland im XX Jahrhundert», Berlin, 1908. Не заинтересовала его. Написана с немецкой политической точки зрения, и содержание ее — политические неурядицы в России. Когда Л. Н. развернул объемистую карту России, европейской и азиатской, вложенную в конце книги, он умиленно проговорил:

— Ах, матушка Расея!

6.

Софья Андреевна говорила про крыс. Л. Н. вспомнил, что сегодня муха села на лист бумаги, на котором писал, и он почувствовал в ней живое существо. Не мог бы убить ее: «Непосредственное чувство, прямо жалко ее. Для меня прежде не существовало».

22 марта. Утром приехала Н. П. Сергеенко помочь ремингтоновать «Круг чтения» и А. Н. Шарапова по поручению эсперантского международного комитета поговорить с Л. Н., как чествовать его юбилей. Здесь М. А. Шмидт. Вечером приехал Афанасий Ечинац, полковник в отставке, бывший австрийский офицер, воевавший под командованием Черняева в сербско-турецкую войну 1877 г., занимавшийся обучением иностранных языков посредством фонографа. Приехал попросить Л. Н. наговорить в его фонограф1. Л. Н. наговорил из «Круга чтения» на 22 марта. Спросил его, что нового в Петербурге:

— Революция подавлена?

Ечинац: Притихла. Ежедневные обыски, наложение арестов на брошюры продолжаются. С составом Думы можно быть спокойным. Единодушно высказалась против злоупотреблений в строении и управлении флота. Ужасное бегство офицеров из армии. И в кадетские корпуса не поступает достаточно учеников. Им стыдно быть офицерами. В Сибири, когда подавляли революцию, их стыдили.

Ечинац уже когда-то давно, кажется, больше, чем десять лет тому назад, был у Л. Н-ча. Л. Н. сразу узнал его и спросил:

— Вы серб?

В фонограф ему сказал, между прочим: «Жизнь и смерть — одинаковое благо». Ечинац не понял и просил объяснить.

Л. Н.: Жить хорошо, умереть тоже хорошо.

А. Н. Шарапова говорила без конца об эсперанто, но спасибо Софье Андреевне, что увела ее к круглому столу. Когда они там вместе разговаривали, Л. Н. заметил, улыбаясь:

— Кто кого переговорит?

Разговор о Лебрене: вспоминали его приятные свойства, хорошие поступки.

Л. Н.: Все хорошо, когда сам хорош. Его почерк приятен... Мне даже неприятно: я его исключительно люблю, не как всех.

— Эти люди, у которых в голове исключительная мысль, как энергичны, — говорил Л. Н. о А. Н. Шараповой.

— Она, когда станет говорить, забывает про еду, отстраняет блюда и говорит, — сказал кто-то.

Л. Н.: Что она говорит — умно и хорошо. Только что одним занята. Какое счастье, что нашла себе занятие! Разъезжает по России по делу эсперанто. У нее эсперантизм основан на христианском единении людей.

— Очень мило было мне ваше посещение.

23 марта. Утром уезжал Ечинац. Перед выездом из Ясной Поляны, против столбов, его сани встретились с санями, высланными за Гольденвейзером, но привезшими Надежду Павловну. На них сидел и Л. Н., возвращавшийся с утренней прогулки. Когда сани встретились и остановились от толчка, Л. Н. выпал и ударился обеими ногами, особенно внутренней стороной левого колена. Встал с трудом сам, без помощи; поговорил еще с Ечинацом о том, о чем Ечинац его утром спрашивал: «Жизнь и смерть — одинаковое благо?» («Das Leben und das Sterben ist gleiches Wohl?»). Потом Л. Н. сел в сани и поехал домой.

Пополудни гулял, «охромев на обе ноги». В шесть часов вечера позвал меня. На левом бедре припухло, покраснело, болезненно. Я растер хлороформовым маслом и забинтовал фланелевым бинтом. После обеда Л. Н. сильно хромал; на ночь приложил компресс со свинцовой примочкой.

За обедом Л. Н., Софья Андреевна, Александра Львовна (только что вернувшаяся после трехдневной отлучки), Юлия Ивановна, Надежда Павловна, Н. П. Сергеенко, Гусев и я.

Юлия Ивановна рассказала про друзей московских. Николаева родила

— поперечное положение, ребенок жив, но у него сломана рука. Николаев — невыспавшийся, измученный, но бодрый. Желает приехать с третьим томом «Евангелия». Л. Н. с участием и любовью отзывался о них. Дунаев болен грудной жабой и недоволен политическими событиями, отчасти оттого и болен, и очень негодовал на конфискацию «Краткого изложения Евангелия».

Л. Н.: Это Ивану Ивановичу трудно. Могут запретить и другое — «Детское Евангелие», которое теперь печатает. (Тридцать пять глав из пятидесяти напечатано.) Даже тем более его запретят. Но что же им делать? («им» — т. е. властям).

— Заседают, нужно им что-нибудь решать. Хорошее слово «заседать», — сказал кто-то.

Л. Н. вспомнил и сказал смешно (как он умеет) четверостишие Пушкина:

В Академии наук
Заседает князь Дундук...
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь.
Отчего ж он заседает?
Оттого, что ж... есть.

Общий хохот.

После обеда Юлия Ивановна принесла Л. Н. открытки с картинками для его учеников. Сам Л. Н. просил ее привезти.

— Раздам им их, — сказал он. Вот список этих картин-открыток:

«Смертельно раненый»; Ге «Тайная вечеря», «Голгофа», «Петр Первый допрашивает царевича Алексея»; Касаткина «В коридоре окружного суда»; Крамского «Христос в пустыне»; Маковского «Свидание»; Орлова «Молебен в казенке»1, «Обход прихожан»2, «Офеня-коробейник», «Умирающая», «Увод телки за недоимки»3; Репина «Перед казнью»4, две картины «Дуэль»5, «Запорожцы», «Не ждали» и еще некоторые.

Л. Н. смотрел. Первая попалась Орлова. Л. Н. про него:

— Даровитый человек. Даровитее всех Пастернаков, хотя не стоит сравнивать. Сердечно умный и религиозный человек.

Смотря картину Касаткина:

— Очень хорошо.

Юлия Ивановна заметила:

— Это («В коридоре окружного суда») — лучшее, что он написал.

Л. Н.: Вот у него лучшее удалось, а у Репина не удалось. (Имел в виду его последний портрет — «Л. Н. Толстой и С. А. Толстая». Л. Н. тогда говорил, что у хороших художников не все удается, а у посредственных — некоторые картины очень удачны.)

Глядя на «Запорожцев, пишущих ответ султану», Л. Н., смеясь:

— Это Репин своих сородичей изобразил. Смотря «Голгофу» Ге:

— Хорошо. Эти босые ноги. Какое это удивительное искусство — живопись! Как мало им умеют пользоваться! — Л. Н. почти прослезился. — А какие трогательные вещи!

Глядя на какую-то картину Орлова:

— Это прелесть. Настоящих царей пишет Орлов.

Юлия Ивановна: Он сам пишет текст к своим картинам. — И о «Молебне в казенке» заметила: — Как выбраны эти типы!

Л. Н.— жалкий человек. Этот фарисейски крестящийся мужичок. Это так умно. Вот сердечно пишет, не лукавствует, просто любит народ.

Маковицкий Д. П.: Яснополянские записки 1908 г. Март

ТОЛСТОЙ, С. А. ТОЛСТАЯ, МАКОВИЦКИЙ И КРЕСТЬЯНСКИЕ МАЛЬЧИКИ У «ДЕРЕВА БЕДНЫХ»

Ясная Поляна, 16 апреля 1908 г.

Фотография А. Л. Толстой

«Пополудни пять школьников Л. Н., с Александрой Львовной катали яйца на террасе. Когда привели лошадь Л. Н-чу, Коля Орехов попросил Л. Н. тоже катавшего с ними яйца, сняться с ними. Александра Львовна сняла группу. Л. Н. верхом, возле Софья Андреевна, пять учеников и я под вязом... Фотография удалась». — Запись от 16 апреля 1908 г.

Смотря Репина «Дуэль» (и ту и другую), Л. Н. сказал:

— Одна лучше (та, где «победитель» отвернулся).

Юлия Ивановна: Как можно этими картинами пренебрегать (как нынешнее русское общество), а интересоваться картинами голых женщин!

Л. Н.: Вот именно, что эту силу, которая может перевернуть душу, вдруг употребляют на рисование голых женщин.

Вечером Л. Н. отвечал на письма в фонограф6. Колено болело у него, лежал на кушетке.

Юлия Ивановна рассказала, что получила письмо от И. К. Дитерихса; намеревается перевести «Круг чтения» на самое распространенное на Кавказе татарско-турецкое наречие. Странное название, не может вспомнить его.

Л. Н.: Кумыкское? Самое распространенное кавказское. Когда я жил на Кавказе, даже немного говорил на нем.

24 марта.

У меня с шести до девяти больные.

За обедом Л. Н.:

— Нынче по случаю слабости читал газеты. Читаю статью в «Новом времени» и думаю: как бойко, даровито. Совсем забыл, что туда Меньшиков пишет. А это он про Хомякова, про то, что начальнику с подчиненными шутить не следует9*. Остроумно, умно написано; вставлены примеры его неуместных шуток.

И Л. Н. рассказал как пример, что Хомяков сказал Шульгину.

— Меньшиков прав, — продолжал Л. Н., — пишет, что председателю следует быть беспристрастным.

Л. Н. продолжал говорить про Меньшикова. Александра Львовна заметила:

— Как его Дунаев ненавидит! Руки бы ему не подал.

Л. Н.: Это поветрие (т. е. «кого клюют вороны, того и сороки»).

Александра Львовна1.

Л. Н.: Напрасно помнишь и не прощаешь.

После обеда Л. Н. прочел вслух рассказ П. И. Федосеева «Барабанщик Марков» из книги «По мытарствам»2.

— Хорошо написана, — говорил Л. Н. — Читая, смеялся почти до слез над «писанкой» (слова этого сам Л. Н. не понял). Федосеев, наверное, сам военный. Эту обстановку я знаю. Смотр с любовью описан. Эта важность, торжественность смотра. Ужасно странная вещь — искусство. Ведь прямо отталкивающее — смотр. А тут прямо вас притягивает.

Еще разговор о дровах для отопления, купленных, казенных; привезли дубовые.

Л. Н.

Приехал Сергей Львович.

За чаем разговор об Эртеле. Он был управляющим имений Пашковых (стоящих двадцать миллионов). Софья Андреевна вспомнила:

— Его отец был управляющим, он — писателем, и пошел в управляющие.

Л. Н.: Я уважал его очень за то, что решился бросить писательство. Он был даровитый писатель, даровитее всех этих Андреевых...

Вторник. Благовещение. Приехал Н. В. Давыдов (меня не было при этом), рассказал Л. Н., что должен был выйти в отставку. Требовали от его суда смертных приговоров (политическим), он не хотел; требовали также, чтобы при казнях присутствовал один из секретарей их суда, — тоже не хотел, и секретари не хотели. Подал в отставку. Еще говорил, что его не любят за то, что он в дружбе с Л. Н. и в родстве с Трубецкими, Евгением и Сергеем.

Говорили про юбилей. Давыдов — тоже член московского юбилейного кружка, и хотят его выбрать в председатели. Намерен принять председательство, дать иное назначение кружку.

Давыдов говорил про «труп» (т. е. про мужчину, о котором он рассказывал Л. Н-чу, и Л. Н. написал о нем драму «Живой труп»), что он недавно помер1. Давыдов устроил было его в суде. Затем говорил про устроенный им тульский приют для малолетних преступников. Некоторые из бывших питомцев — теперь порядочные люди, иные — рецидивисты. Говорил про тамбовский (такой же) приют, управляемый четой — мужем и женой, так что там живут, как в семье.

— Вы должны много читать (новые законы и т. д.)?

Получив утвердительный ответ, спросил, есть ли что близкое его (Н. В. Давыдова) взглядам в новых законах, постановлениях.

Николай Васильевич: Очень мало, а что есть — и то недоделано.

Л. Н.«Пески»2. Это такая прелесть.

Ничего особенного (по содержанию), но настоящее художественное произведение. Это мне Чехова напоминает. Такой он мне чужой был по взглядам, такой ничтожный по содержанию, но настоящий художник.

Сергей Львович: Читал ты, папа́, в фельетоне Меньшикова письмо Чехова к нему о тебе?3

— Я не знал, что он меня так любил.

Л. Н. в первом и втором письме к М. А. Стаховичу хотел высказать свое мнение о юбилее. И Давыдова просил о том же хлопотать4. И был очень доволен, что освободился при помощи Михаила Александровича и Николая Васильевича (они постараются разъяснить и от себя) от затеянного юбилея.

Л. Н. просил Сергея Львовича сыграть на фортепьяно. Сергей Львович охотно сейчас же встал и играл.

Л. Н.— Гольденвейзера и др.), кроме Танеева, который тоже всегда готов играть, играют только то, что умеют в совершенстве.

Сергей Львович сыграл «Рысь» Рудольфа5. Л. Н. вспомнил про него, как пьяненький ходил в оранжерею и сочинял такие вещи6.

Л. Н. поручил Гусеву отвечать на письма7 и насчет одного ответа заметил: «Я с вашим согласен, как всегда».

Л. Н. спрашивал Марию Николаевну, жену Сергея Львовича, о ее школах, приютах; она жаловалась, что очень дорого обходится каждый питомец — в других еще дороже — и что из этих приютов выходят избалованные.

Сергей Львович говорил, что он имеет дело с разными приютами и не удовлетворен их деятельностью.

Л. Н. ответил Марии Николаевне на это, что тут дело в ее самоотверженной деятельности: результаты всегда сомнительны.

27 марта.

Л. Н.: Я с ней говорил горячо потому, что она религиозный человек, только запутанный.

Николай Николаевич говорил про полученное издание «Посредника» М. Арнольда «Сущность христианства и иудейства».

Л. Н.: Не конфискуют ли ее?

Николай Николаевич

Л. Н.: Хорошая книга, она имела на меня большое влияние1.

Николай Николаевич прочел Л. Н. вырезку из газеты «Дальний Восток» (Владивосток, № 49, 1 марта 1908 г.): «В японских газетах появилось известие об ожидающемся приезде в Японию графа Льва Толстого в марте или апреле нынешнего года. Японцы выражают свое удивление неутомимости и энергии маститого мыслителя, который, невзирая на сбой преклонный возраст (в августе этого года ему исполнится восемьдесят лет), решается на такое утомительное путешествие. Японская печать чрезвычайно заинтересована мотивом этого необычайного путешествия графа Толстого и в числе разнообразных догадок по этому поводу высказывает свое предположение, что, вероятно, он посетит, кроме Японии, и Корею, как часть света, самую подходящую, где высокая доктрина проповеди о непротивлении злу найдет самую благодарную почву».

Л. Н.: Как хорошо — непротивление злу. Что они связывают его со мной — я этому очень рад.

На днях кто-то рассказал, что «Краткое изложение Евангелия» (издание «Посредника») запретили.

Л. Н.

28 марта. Пятница. Александра Львовна рассказала мне, что отец, прочитав в интервью сотрудника «Русского слова» у Анатоля Франса о юбилее Толстого, сказал, что Франс — умный человек, и как все-таки не понимает непротивления злу. Старый, культурный человек1.

Л. Н. ходил далеко гулять.

Л. Н. сегодня переделал, совсем переделал, так что из старого не осталось камня на камне, «Будду» в сытинской корректуре «Круга чтения»2.

— Теперь я не умру, — намекая на рекламную брошюру Лурье.

Софья Андреевна: Он послал вдвое больше, чем заказали.

Л. Н. спрашивал про нашу словацкую кислую «жинчицу» (овечий кумыс), про овец, шалаши, пастухов, и, очевидно, ему нравятся наши горы и жизнь народа в них.

— Должно быть, хорошо у вас в горах, — сказал он.

Тут же, обращаясь ко мне:

— Умер хороший друг Жемчужников (86 лет). Поэт — не особенный, но хороший человек. Хотя естественно умирать... — не досказал, по выражению лица, глаз видно было, что ему жалко.

Были неприятные просители, пять молодых людей. Л. Н. предполагал, что, наверно, сговорились на станции прийти за гривенниками.

«Ясная Поляна» просит Л. Н., чтобы он лично заступился письмом у издательства за него. Это книгоиздательство, судя по жалобам, получаемым Л. Н., многих надувает, не только не исполняя того, что обещает напечатать, но и не досылая заказов. У нас неизвестно ни кто издатель, ни издания его. Л. Н. не пришлось их даже видеть3.

Вечером с Александрой Львовной проверяли новый «Круг чтения», ее ремингтованные экземпляры. Она восхищалась тем, что̀ Л. Н. теперь пишет, — про безрелигиозность и государственные учреждения.

Александра Львовна получила письмо от С. А. Стахович. Выражает радость по поводу письма Л. Н. к ее брату Михаилу Александровичу о том, что не желает празднования юбилея. Пишет, что, когда Михаил Александрович сообщил это комитету, один, некто Аничкин «обыскался» (нашелся), воскликнув: «Еще раз Лев Толстой не дает себя использовать для освободительного движения». Как характерно!4

За чаем Л. Н., Николай Николаевич, Александра Львовна, Юлия Ивановна и Наталья Петровна Сергеенко.

Л. Н. говорил что-то о Челышеве. Юлия Ивановна заметила, что «Русское слово» пишет, что в его банях в Самаре тайно продают водку.

Л. Н.5.

Разговор о вчерашней монашке. Юлия Ивановна говорила:

— Хотя Лев Николаевич кричал с ней, она, уезжая, была очень до вольна, счастлива, благодарна ему, радостна.

Александра Львовна заметила о ней, что она спиритка, и какая спиритка!

Л. Н.: Она учреждает, воздействует10* Это как деятельность революционеров6.

Я заметил, что русские монашки кротки, тихи, несравненно смиреннее западных.

Л. Н.: У них есть форма, терпение.

В общем разговоре упомянули имя Сологуба.

Л. Н.7.

С. Т. Семенов писал из Женевы, что может возвратиться. Л. Н. обрадовался. Статью, которую Сергей Терентьевич просил поместить в журнале, Л. Н. послал в «Вестник Европы»8.

Я спросил Л. Н.:

— Как объяснить, что нерелигиозные люди бывают нравственны — например, Кропоткин, Стасов (см. книжку Гинцбурга «Из моей жизни», стр. 184)?9

Л. Н. ответил приблизительно так: надо взвесить разные стороны нравственности, и бессознательно-религиозные бывают в малой мере нравственны. Стасов — c’est sujet à caution11* — он был художник, его занимало искусство, но его нужда в просвещенности и нужда в хлебе народа не трогала. Стасов — богатый человек, не нарушал нравственности в собственности, но имел врагов, которых он не любил. С ними сражался, ссорился. Когда ему было больше семидесяти лет, еще был доволен тем, что мог иметь дело с женщиной, от чего человек христианский, чуткий старается пораньше освободиться. Бывает, что религиозный человек не нравственнее нерелигиозного. Здесь обстоятельства, характер играют роль.

— Христианская чуткость у Орлова. Я с радостью смотрю на его картины. Вот художник! Это умное, христианское отношение к изображаемой жизни. Где он? — спросил Л. Н. и продолжал: — Его картина поп с мешком и женщина, говорящая нищей: «Теперь некогда»10. Весь трагизм жизни русского народа и его кротость, смирение, терпение. Этот старик... — и Л. Н. сложил руки, как набожный человек12*.

За обедом: Л. Н., Сергей Львович с Марией Николаевной, Александра Львовна, Юлия Ивановна, Н. П. Сергеенко.

Л. Н.«The Gospel of Buddha» (by Paul Carus). Очень хорошее изложение. Карус — американец, он свободно переводит, а немецкий перевод — тяжелый, но зато добросовестный. Там и параболы, легенды... (но эти) слабы. Некоторые сходны с евангельскими — например, Будда с женщиной у колодца, только мотив другой.

Потом заговорил о письмах. Стал очень много получать.

— Петров наделал мне много дел, — сказал Л. Н. — Он написал (в фельетоне «Русского слова»), что отвечаю всем пишущим мне11. Нынче письмо карандашом, развязное, от мужика про конституцию, что я «должен»* Кроме просительных и автографов и чтобы отыскать места, стал получать письма несерьезного тона: спрашивают о вере и другом, чтобы получить ответ (автограф). Стал отмечать их: Б. о. (Без ответа).

Л. Н. получил письмо из Петербурга с десятью подписями, между прочим, Трегубова и Плюснина, просят написать Столыпину, чтобы были выпущены на свободу все заключенные, последователи его, Л. Н., взглядов12. Л. Н. сказал Николаю Николаевичу, что не будет писать:

— Если бы я и просил амнистию, это были бы пустые слова, я держусь того: меньше вступаться.

Я спросил, означает ли что-нибудь слово «Моница». С таким прозвищем был у меня больной, и оно встречается и у нас, на словацком.

Л. Н.: Нет.

Ваня заметил, что это так дразнят. Л. Н. подтвердил и рассказал, что тут (в Ясной Поляне) прозвище Курзик такое дразнительное. Курзику восемьдесят лет. И вспомнил, как с ним косил, и Андрюша, поднося кувшин людям, рядом работающим, пришедши к нему, сказал: «Вот тебе, Курзик». — У Курзика нет трех пальцев на правой руке, но может косить. Рассказал, как это случилось: ехал с тройкой, выпивши, и около озера, где всегда плутают, поблуждал, простоял целую ночь, отморозил пальцы; лежал в больнице, мясо опало, выписался и потом рассказывал: кости гремят, мешают, — взял топор — отрубил. Фамилия Фоканов (яснополянская) происходит от Фока, так звали их прадеда.

Л. Н.: Когда говорят неверно о моем нравственном (учении), тогда мне неприятно. Но написать (обо мне лично) могут нехорошо — мне все равно.

— Уйду, ведь я вам мешаю. — сказал Л. Н. И действительно, настроение, за минуту шаловливое, при появлении Л. Н. оборвалось. Я тут подумал, как мы, в сущности, далеки Л. Н., хотя мним себе, что близки. Я слышал давно, что Л. Н., спрошенный кем-то, кто ему самые близкие люди, ответил, что они среди умерших, не назвав их. Наша веселость была не та, в какой мог бы участвовать Л. Н.

29 марта. Л. Н. получил по почте теперь вечером, кроме 37 писем, разные книги; между ними новое мадьярское издание «Войны и мира» в новом переводе Амброзовича. Этот перевод сделан с оригинала1. Многие переводы на мадьярском, итальянском, испанском и других (иногда и чешском) языках сделаны не с оригинала, а с других переводов: французских, немецких и т. д. Приславшим эти книги издателям, братьям Révai в Будапеште, не ответили и не поблагодарили; Л. Н. не всегда до того и некогда, а окружающие его, которым бы полагалось это сделать (в этом случае мне), обыкновенно забывают. Мадьярский перевод хороший, и издание изящное.

Спрашивал ее, что будет завтра делать.

Прокудин-Горский пишет о новом изобретении — о цветных фотографиях, — и спрашивает, может ли приехать снять Л. Н. Советовались, что ему ответить.

Л. Н.: Отмолчаться. Мне нежелательно фотографирование, но Софье Андреевне будет желательно.

Л. Н. не решил, а сказал:

— К вечеру выхожу весь (т. е. бываю утомлен), сколько бы часов ни было. А утром на все смотрю совершенно иначе.

2.

30 марта. Был Сергеенко.

Татьяна Львовна говорила о коклюше в деревне, опасаясь, что заболеет Танечка.

Л. Н.: Ах, коклюш! Не опасайся ни о себе, ни о других. Когда бог велит — заболеет, когда бог не велит — не заболеет. Предвидеть этого нельзя.

Говорили о сновидениях. Л. Н. сказал, что Паскаль писал о них и сказал, что во сне нет нравственного усилия.

Говорили о евреях и поспорили.

Л. Н.: Чего же тут спорить? Подавлять недоброе чувство, если оно есть.

Л. Н. говорил, что вычитал из газеты: 1) что в Португалии убили двух полицейских. «Там так же убивают, как у нас», — сказал Л. Н. 2) О побоище в Риме. Рабочий-социалист сорвался на постройке и убился. Рабочие ассоциации обличали архитекторов и инженеров, что не заботятся о безопасности рабочих, лишь бы дешевле строить. И убитого демонстративно хоронили. При этом столкновение с полицией и войсками, причем убито 40 человек. Об этом Л. Н. прочел в «Биржевых ведомостях» 28 марта1.

Л. Н., Александра Львовна, Юлия Ивановна, Н. П. Сергеенко, Н. Н. Гусев. Приехал Илья Львович. Ночью температура выше ноля. Дождик. Санный путь стал портиться. Л. Н. гулял, хотел идти навстречу Илье Львовичу, подсел к звавшему его яснополянскому мужику. У Л. Н. были неприятные посетители: 15 молодых людей из Тулы нарочно пришли «по гривенники». Подобные партии парней в три — пять человек бывали и в последние дни. Л. Н. сказал, что, как ни противно ему, должен будет отказать в подаче таким.

Афанасий Агеев в Казначеевке, друг Л. Н., заболел воспалением легких.

Писем всем много. Сегодня читал Л. Н. опять «Новое время», а не «Русь».

Илья Львович поседел, постарел внешне. Не рад этому. Желал бы остаться молодым.

Л. Н.

Илья Львович отнекивался. Л. Н. тоном мягким, добрым, внушительным подтвердил, что его совет хорош:

— Это хорошо.

Л. Н. спросил Илью Львовича, какие газеты читает.

— Никаких. Иногда заглядываю в «Русское слово» — иногда читаю «Русские ведомости».

Л. Н.«Русь» и «Новое время». «Русь» — из-за краткого означения событий в заголовке крупным шрифтом: «Шесть казней, три смертных приговора...»

Илья Львович: Есть такая черносотенная газета «Русская земля». Там обратное — в траурной раме: «Убиты два стражника, три городовых».

Разговор Илья Львович перевел на Милюкова, на его инцидент с Бобринским. (Бобринский вызвал Милюкова на дуэль.)

«Руси».

Илья Львович: Он в «Русь» не пишет, а в «Речь».

Александра Львовна: Душан Петрович спрашивал Сережу про Милюкова.

Я«Умный, очень способный, хитрый, холодный».

Илья Львович: Милюков препротивный человек.

Илья Львович говорил о том, какие книжки теперь в ходу и что̀ на сцене идет: «Шерлок Холмс» Конан-Дойля, литература о сыщиках и самая неприличная, эротическая. Потом на вопрос Л. Н. о Софье Николаевне он рассказал, что она отдалась, как вообще женщины теперь, теософии. Они думают, что они занимаются философией.

Л. Н.: Увлечение теософией — это реакция против материализма.

Л. Н. говорил об общине, что у нее основной принцип хорош, что земля общая и что грех разрушать ее, вводить собственность на землю. Это вводится для того, чтобы большой землевладелец мог сказать мужику: «И ты собственник земли».

Илья Львович рассказывал, какая борьба идет между обществами мужиков и Крестьянским банком. Банк продает отрубные участки одиноким лицам. Отруба сделаны так, чтобы никак нельзя было делать чересполосицы. Крестьяне скупают несколько отрубных участков и соединяются в общество и делят их себе в пользование (трехпольное). Чтобы поощрять население на отдельные отрубные участки, их отдают стопроцентной ипотекой, т. е. крестьянин не должен платить при покупке ничего, рассрочивается на 28—45 лет проценте погашением. Если же покупает общество, дают только такие поля, где нет воды, и дают в долг только 60 процентов. Васильчиков и его чиновники уверены, что они, разрушая общину, делают великое дело, вроде петровского. Так и говорил чиновник, прибывший в симбирский (или калужский) Крестьянский банк. Столыпин и компания хотят уничтожить деление земель на чересполосицы. Отводят участки с лесом, а крестьяне сейчас же лес вырубают. Крестьян, у которых очутилось много наделов, земские начальники уговаривают выделиться из общины и закрепить землю за собой. И доводят об этом до сведения в Петербург; это им вменяется в заслугу.

14*Илья Львович говорил, как крестьяне местами не покупают землю, ждут, хотят ее получить обществом.

Л. Н. очень внимательно слушал, переспрашивал, был очень тронут, задет, потом говорил:

— Возмущает меня это коверканье жизни крестьян. Такая дрянь — Васильчиков и эти Столыпины. Крестьяне, которые лучше, умнее, полезнее их... Как смеют на себя брать, решать эти ерники петербургские то, что крестьяне лучше их понимают? Какая дерзость — ломать крестьянскую общину! Даже эти социал-демократы, они должны бы об этом писать.

Примечания

7 марта

1 В связи с заболеванием Т-го Маковицкий 2 марта был вызван телегр. Вызваны были также врачи Д. В. Никитин и Г. М. Беркенгейм.

1 И. Наживин. Голоса народов. Вып. 1. М., 1908 (ЯПб).

2 Письмо Т. Макарова от 14 февр.

3 Письмо С. Казакова от 6 марта (почт. шт.) в отв. на письмо Т. от 18 февр. (см. т. 78, с. 66—67).

4 ЯПб).

5 После запрещения осенью 1906 г. ЖдВ ред. пыталась возобновлять его под др. назв.: «Народная весть» (нояб. — дек. 1906), «Трудовой путь» (1907 — янв. 1908) и один № под назв. «Наш журнал» (февр. 1908). В нем и опубл. рассказ «Иван Иванович».

6 B. Shaw. The Impossibilities of Anarchism. L., 1906 (ЯПб*).

7 А. Куприн— Напеч. в № 1 журн. (февр.).

8 В заметке «Книги и писатели» (Р, № 66, 7 марта) сообщалось о выходе 2-го изд. кн.: «Jahrbuch für Literatur und Kunst», со свед, о хранилище рук. Т. в доме Черткова в Англии.

10 марта

1 В № 11490 газ. была перепеч. из «Совр. слова», № 152, 7 марта часть ст. В. А. Поссе «Как ознаменовать юбилей Л. Н. Толстого», в к-рой он предлагал, чтобы «все, кому дорог Толстой», отказались от спиртных напитков, от «нездоровых, развращающих душу развлечений», а деньги, к-рые тратятся на это, вносили «хотя бы в кооперативные учреждения».

2 «Книжках «Недели»» (№№ 1—2) ст, «Немецкий реалист». В № 1 «Книжек «Недели»» того же года была напеч. в сильно урезанном виде ст. Т. «О голоде» под загл. «Помощь голодным» (т. 29).

3 На письмо Б. Холла (B. Hall) от 3 февр. н. с. Т. отв. только 15 марта (т. 78, с. 90).

4 См. запись 6 нояб. 1907 г.

5 В янв. — марте Т. работал над ст. «Закон насилия и закон любви» (т. 37). Она была задумана в форме обзора рус. и зарубежных газ.; тогда, очевидно, Т. и хотел воспользоваться предложением Маковицкого, но вскоре форма статьи была изменена, и материалы о суде над Черновцами (словацкие крестьяне, привлеченные венгерскими властями к судебной ответственности за мнимое подстрекательство против венгров) использованы не были.

6 В письмах к матери из Рима от 23 и 29 февр. Т. Л. Сухотина упоминала о встречах с Б. Бьёрнсоном и его семьей. В одном из них она писала: «Когда я была у него, он позвал свою жену: очень благообразная белокурая немолодая женщина, но совершенно глухая. Его дочь замужем за сыном Ибсена. Она хорошая певица и здесь давала два концерта. Бьёрнсону 75 лет; бодрый, красивый старик. По взглядам, он, кажется, материалист».

1 М. Меньшиков. Толстой в плену (НВ, № 11491, 9 марта). Ср. Гусев II

2 В письме от 15 февр. Т. Л. Сухотина просила Т. отв. на запрос амер. журн. (а не франц. газ.) «Good Health» о вегетарианстве. Текст отв. Т. сообщил в письме к Т. Л. Сухотиной от 10 марта (т. 78, с. 79—80 и 312).

3 На письмо Горбунова-Посадова от 10 марта Т. отв. 11 марта (т. 78, с. 80).

4 По инициативе Черткова печатание 2-го изд. «Круга чтения», над к-рым Т. работал в 1907—1908 гг., было передано И. Д. Сытину. Сытин задерживал изд., опасаясь судеб. преследования, и, кроме того, не сочувствовал антицерковным взглядам Т., выраженным в этом сб. афоризмов. 2-е изд. «Круга чтения» вышло: в 1910 г. — 1 вып., в 1911—1912 гг. — остальные 3 вып.

5 Печаталось в «Посреднике» под загл. «Учение Христа, изложенное для детей».

6 —88.

12 марта

1 9 марта архиепископ Антоний (А. П. Храповицкий) писал С. А. Толстой: «Вам, надеюсь, было бы очень отрадно, если бы он умер в мире с Христом Спасителем или если бы поправился и стал сыном церкви». Он просил сообщить, может ли приехать в Ясную Поляну. С. А. ответила в тот же день (отв. неизв.).

2 Письмо Х. Досева от 4 марта н. с. (почт. шт.). Т. отв. 17 марта (т. 78, с. 93).

3 В фельетоне «Толстой в плену» (НВЧехов. Собр. соч., т. XII. М., 1964, с. 360—362).

4 В письме к Гусеву А. М. Бодянский сообщил, что послал в газеты откр. письмо по поводу юбилея Т. Газ. этого письма не напечатали. Ответ Т-го Бодянскому от 12—13 марта (т. 78, с. 88—89) опубл. в Р. вед., № 65, 18 марта (ср. , с. 110).

13 марта

1 См. письмо Т. к М. А. Стаховичу от 28 февр. (т. 78, с. 73—75).

2 Еванг. от Иоанна—XVII.

14 марта

1 Письма Т. к И. А. Самсонову — т. 77, с. 321 и т. 78, с. 68—69. Самсонов намеревался поехать в земледельческую колонию, организованную И. А. Беневским на своем хуторе Дубровка.

2 Т. отв. Г. В. Макарову 17 марта (т. 78, с. 94). В экз. кн., хранящемся в ЯПб, Т. дал оценку рассказам по 5-балльной системе.

3 Вересаев. На войне. Записки. СПб., 1908 (ЯПб, пометы).

4 Репродукция картины Н. А. Ярошенко «Заключенный» (1878; подл. — ГТГ).

5 Илл. прилож. к НВ, № 11494, 12 марта).

15 марта

1 Г. С. Петров был в Ясной Поляне 24—25 февр.

2 «правдивая история» заинтересует автора «Воскресения».

16 марта

1 9 марта в Р, № 68 появилась корресп. из Москвы, в к-рой сообщалось, что Т. занят переводом стихов Гюго. «Echo de Paris» опровергла это на том основании, что Т., «кажется, никогда не числился в списке поклонников Гюго <...> Если Толстой, действительно, занят Гюго, то, по всей вероятности, только развенчиванием его...» 13 марта в № 72 Р перепечатала эту заметку, к-рая возмутила Т. (см. т. 78, с. 113—114).

2 О работе Т. над пер. поэмы Гюго «Бедные люди» см. в сб. Толстой-редактор, с. 268—280.

3 «Круг чтения», т. I, с. 25—26 (т. 41, с. 25—26).

4 П. И. Бирюков. Духоборцы. Сб. статей, воспоминаний, писем и др. документов. М., «Посредник», 1908 (ЯПб).

18 марта

1 «из самой Ясной Поляны» и сообщил, что в Японии ходят слухи о приезде Т. «Позвольте помнить, — писал Саваяма, — что на Дальнем Востоке есть остров мирный, который вас ожидает без терпения». Письма написаны по-русски. Слух был вызван намерением сына Т. Льва Львовича посетить Японию.

2 Изречения Паркера из его кн. «О преходящем и вечном в христианстве» и «О вопросах религии» (изд. Св. сл., 1901) вошли в 1-е изд. «Круга чтения». Во 2-е изд. Т. ввел еще неск. его изречений.

3 Изречения назв. писателей, за исключением Хазлита, вошли в «Круг чтения» и «На каждый день».

1 Кн. хр. в ЯПб (не разрезана).

2 Письмо М. А. Моисеенко (Беневской) от 26 февр. — отв. на письмо Т. от 17 янв. На конв. помета Т.: Б. о.

3 2 марта Т. продиктовал пер. рассказа Гюго «Атеист» («Un athée») — см. , с. 104—105. 31 марта он исправил свой перевод. Под загл. «Неверующий» рассказ вошел во 2-е изд. «Круга чтения» (т. 41, с. 516—522).

21 марта

1 В отв. телегр. С. А. Толстая предложила комитету руководствоваться письмом Т. от 28 февр. и ее письмом от 15 марта.

2 Письма М. А. Стаховича к С. А. Толстой от 13 и 18 марта.

3 «Любите друг друга» (т. 37). Журн. сохр. в ЯПб.

4 E. Garzon. L’Europe dans l’Amérique latine. Le voyage de M. Bénard («Le Figaro», 9 mars 1908). P., s. a. (ЯПб

5 H. Ellis. Spanish ideals of to-day («Fortnightly Review», № 493, Jan.; ЯПб).

6 П. Дерулед посетил Ясную Поляну 16 июля 1886 г. (см. ЛН, т. 75, кн. IV с. 535—541).

22 марта

1

23 марта

1 Авт. назв. — «Освятили» («Освящение монополии»).

2 Авт. назв. — «Христа-ради» («По приходу»).

3 Авт. назв. — «Недоимка» («Крестьянское горе»).

4 — «Отказ от исповеди».

5 Два вар. «Дуэли» — 1896 и 1897. Т-му понравился 1-й.

6 Очевидно, письма, опубл. в т. 78, с. 100—108.

24 марта

1 См. запись 11 авг. 1906 г.

2 Федосеев. По мытарствам и др. рассказы. М., 1908 (ЯПб, дарств. надпись).

25 марта

1

2 19 февр. Т. прочитал гостям начало этого рассказа. Опубл. в «Лит. -художественном альманахе изд-ва «Шиповник»», кн. 3, <1907>. См. Гусев II, с. 92.

3 См. запись 12 марта.

4 «уничтожить всякие попытки чествования» его (т. 78, с. 104—106). Давыдов прочел письмо на заседании комитета 2 апр., и деятельность комитета была прекращена.

5 «Кавалерийская рысь».

6 Т. привез с собой из Москвы в Ясную Поляну музыканта Рудольфа в мае 1849 г.

7 См. т. 78, с. 331.

27 марта

1 «замечательное произведение» М. Арнольда в оригинале: «Literature and Dogma» (L., 1889) — в 1880-х гг. (см. т. 85, с. 180). Кн., вероятно, была послана Т-м Горбунову-Посадову (см. т. 77, с. 69). Рус. пер. издан «Посредником» в 1908 г. под загл. «В чем сущность христианства и иудейства?» (ЯПб, не разрезана).

28 марта

1 А. Франс был членом Толстовского юбилейного комитета в Париже. В интервью с корресп. Р. сл. «Толстой оказался бы в противоречии со своей теорией «непротивления злу», если б он считал «даже злом подобный праздник».

2 Очерк «Будда» (т. 41, с. 96—101).

3 См. письмо Т. по поводу изд-ва «Ясная Поляна» в ред. Р. сл. от 8 дек. (т. 78, с. 278—279).

4 «обыскался» — из этого письма.

5 См. запись 7 окт. 1909 г.

6 Маковицкий записал разговор не полностью и пометил на полях: Гусев, намереваясь, очевидно, воспользоваться след. записью Гусева:

«За вечерним чаем вспоминали вчерашнюю монахиню.

— Она верит в спиритизм, — сказала Александра Львовна.

— Нет, у нее есть худшие недостатки, — возразил Л. Н., — она хочет учреждать, устраивать, обращать, заниматься революционною деятельностью в своем смысле... Есть и доля тщеславия» (Гусев II, с. 120).

7 Р (№ 85) была напеч. заметка б. подп. по поводу опубл. в «Золотом руне» стихотв. Ф. Сологуба «Расстегни свои застежки...» и процитированы из него 32 строки.

8 При письме от 4 марта н. с. С. Т. Семенов прислал рассказ «Из жизни Макарки» и просил поместить его в ВЕ (см. т. 78, с. 324). Т. послал рассказ М. М. Стасюлевичу 5 марта (см. т. 78, с. 77). Он был опубл. в 1908, № 5.

9 ЯПб, дарств. надпись; на с. 184 пометы — возможно, Маковицкого).

10 «Христа-ради» («По приходу»).

11 В указ. выше ст. «У Л. Н. Толстого» Г. С. Петров рассказывал о разнообразной корресп. Т. и о его ответах на множество писем.

12 Письмо членов «Общины свободных христиан» от 23 марта. Т. отв. И. М. Трегубову 30 марта (т. 78, с. 111—112).

1 Tolstoy L. Haboru és béke. Ford. D. Ambrozovics. I—III. Budapest, Révai, 1907.

2 Письмо С. М. Прокудина-Горского от 23 марта. Отв. Т. не сохр. (ср. т. 78, с. 311—312). Прокудин-Горский был в Ясной Поляне 22—23 мая и сделал неск. снимков Т. См. воспроизв. одного из них на с. 65 наст. кн.

30 марта

1 «В Лиссабоне» (БВ, утр. вып., № 10424); Н. М-ов. Кровавое столкновение в Риме (веч. вып., № 10425).

Сноски

1* в здоровом теле здоровый дух (лат.).

2* — тело здорово (лат.).

3* Пропуск в подлиннике. — Ред.

4* Пропуск в подлиннике. — Ред.

5* Пропуск в подлиннике. — Ред.

6* Пропуск в подлиннике. — Ред.

7* ́ (франц. gambades).

8* Hazlitt. Reflections on Life. Thoughts. London, C. W. Daniel, s. a.

9* — председатель Думы — по своей прихоти не дал говорить Пуришкевичу и исключил его на одно заседание.

10* Пропуск в подлиннике. — Ред.

11* это нуждается в подтверждении (франц.).

12* Я думаю, что Л. Н. имел картины Орлова в кабинете над диваном не только потому, что их любил и ценил, но и потому, чтобы ему, отвлекающемуся работой и обстоятельствами от тесного общения с народом, эти картины напоминали: «Не забывай жизнь, нужду нашу». —

13* Пропуск в подлиннике. — Ред.

14* Отсюда до конца записи 31 марта текст вписан Маковицким позднее. — Ред.

Раздел сайта: