Действительное средство

[ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО.]

Само собою разумеется, что очень радъ бы былъ сделать все, что могу, для противодействiя тому злу, которое такъ сильно и болезненно чувствуется (всеми) лучшими людьми нашего времени.

Но думаю, что въ наше время для действительной борьбы съ смертной казнью нужно не проламыванiе раскрытыхъ дверей; не выраженiя негодованiя противъ безнравственности, жестокости и безсмысленности смертной казни (всякiй искреннiй и мыслящiй человекъ и кроме того еще и знаюiцiй съ детства шестую заповедь не нуждается въ разъясненiяхъ безсмысленности и безнравственности смертной казни), не нужны также и описанiя ужасовъ самаго совершенiя казней; такiя описанiя могутъ только успешно подействовать на самихъ палачей, такъ что люди будутъ менее охотно поступать на эти должности и исполнять ихъ, и правительству придется дороже оплачивать ихъ услуги.

И потому думаю, что главнымъ образомъ нужно не выраженiе негодованiя противъ убiйства себе подобныхъ, не внушенiе ужаса совершаемыхъ казней, a нечто совсемъ другое.

Какъ прекрасно говоритъ Кантъ, «есть такiя заблужденiя, которыя нельзя опровергнуть. Нужно сообщить заблуждающемуся уму такiя знанiя, которыя его просветятъ, тогда заблужденiе исчезнетъ само собою».

Какiя же знанiя нужно сообщить заблуждающемуся уму человеческому о необходимости, полезности, справедливости смертной казни, для того чтобы заблужденiе это уничтожилось само собой?

Такое знанiе, по моему мненiю, есть только одно: знанiе того, что такое человекъ, каково его отношенiе къ окружающему его мiру или, что одно и то же, въ чемъ его назначенiе и потому что, можетъ и долженъ делать каждый человекъ, а главное, чего не можетъ и не долженъ делать.

И потому, если ужъ бороться съ смертной казнью, то бороться только темъ, чтобы внушать всемъ людямъ, въ особенности же распорядителямъ палачей и одобритолямъ ихъ, ошибочно думающимъ, что они только благодаря смертной казни удерживаютъ свое положенiе, внушать этимъ людямъ то знанiе, которое одно можетъ освободить ихъ отъ ихъ заблужденiя.

Знаю, что дело это не легкое. Наемщики и одобрители палачей инстинктомъ самосохраненiя чувствуютъ, что знанiя эти сделаютъ для нихъ невозможнымъ удержанiе того положенiя, которымъ они дорожатъ, и потому не только сами не усваиваютъ этого знанiя, но всеми средствами власти, насилiя, обмана, коварства, лжи, жестокости стараются скрыть отъ людей эти знанiя, извращая ихъ и подвергая распространителей ихъ всякаго рода лишенiямъ и страданiямъ.

страданiя, сообщать людямъ это знанiе, потому что это единственно действительное средство борьбы.

29 октября, 1910 г.

Оптина пустынь.

Первоначальный, заключительный вариант статьи «Действительное средство».

Давайте же, если мы <точно> <имеемъ это знанiе> точно хотимъ уничтожить заблуждение смерт[ной] казни <Сообщ> и, главное, имеемъ то знанiе, к[отор]ое уничтожаетъ это заблужденiе, давайте несмотря ни на какiя угрозы, лишенiя и страда[нiя] сообщать людямъ это знанiе, п[отому] ч[то] нетъ по моему мненiю другого <действительна> средства борьбы съ <смерт> этимъ заблужденiемъ.

12 /24 октября 1910 г. К. И. Чуковский послал из Финляндии (ст. Куоккала) Толстому письмо, в котором просил его присоединиться к протесту против смертной казни (текст письма К. И. Чуковского см. в томе 58, стр. 560—561). Письмо это было получено 14 октября 1910 г. На конверте сделана пометка рукой Толстого: «Отвечать». В Дневнике Толстого записано 26 октября 1910 г.: «Написал Чуковскому о смертной казни». 27-го Толстой поправлял, а 29-го, уже в Шамардине, записал в Дневнике: «Вчера дописал заметку в Речь о смертной казни».

Статья «Действительное средство» — последнее произведение, написанное в жизни Толстым.

Статья появилась в «Речи» уже после смерти Толстого 13 ноября 1910 г. (№ 312). Под текстом дата «Оптина пустынь. 29 октября 1910 г.»

Печатая статью по авторизованной копии, находящейся у К. И. Чуковского, мы внесли в текст статьи исправления некоторых мелких погрешностей, вкравшихся при переписке, и восстановили цензурную купюру в конце статьи (после слов «но всеми средствами»): «власти, насилия, обмана, коварства, лжи, жестокости». Заглавие статьи было дано В. Г. Чертковым, отправлявшим статью Чуковскому. Ставим это заглавие, как не принадлежащее Толстому, в прямые скобки.

«Круга чтения» (т. II, вып. 2, изд. «Посредник». М. 1907, стр. 518, от 6 декабря).

В Рукописном отделении ГТМ (A4, папка 140) хранятся следующие рукописи, относящиеся к статье «Действительное средство».

№ 1. Машинопись — 2 листа обыкновенной писчей бумаги 4° и 1 л. из блокнота. Начало: «Само собой разумеется, что очень»... конец: «давайте делать, если возможно». Много авторских поправок, изменений и вставок. Весь текст написан заново. На первом листе рукой A. Л. Толстой сделана пометка: «Чуковскому». Под текстом машинная дата: «26 октября, 10 г. Ясная Поляна».

№ 2. Машинопись — копия с № 1. 2 листа писчей бумаги 4°. Начало: то же, что и в предыдущей рукописи; конец: «... насколько это по нашим силам». Новая авторская правка, изменившая заново почти весь текст.

№ 3. Машинопись — копия с № 2. 4 листа, из которых один — срезок, а остальные писчей бумаги 4°. Начало то же, что и в предыдущих рукописях; конец: «... действительное средство борьбы съ этимъ заблужденiемъ». Много новой авторской правки. Л. 3 — дополнительный новый автограф (вставка). Л. 4 (срезок) имеет два текста: машинный с поправками и рукописный (рукой А. П. Сергеенко), без всяких поправок (продиктованный?).

— 8 листов писчей бумаги 4°. Начало то же, что в предыдущих рукописях; конец: «... действительное средство борьбы». Авторской правки нет, но есть поправки рукой А. П. Сергеенко (под диктовку?). Под текстом дата рукой А. П. Сергеенко: «29 Окт. 1910 г.»

№ 5. Автограф чернилами заключительного абзаца статьи, написанный 29 октября в Оптиной пустыни в последней Записной книжке Толстого, приводимый нами как вариант (стр. 437).

Автограф этот — последние слова, написанные рукою Толстого в зaписных книжках (см. т. 58, стр. 234).

«письма»: текст написан рукой А. П. Сергеенко (3 листа писчей бумаги 4°), заглавие («Действительное средство») — неизвестной рукой, а подпись («Левъ Толстой») — рукой Толстого. Под текстом — дата рукой А. П. Сергеенко: «29 Октября, 1910 г.», а под датой — неизвестной рукой: «Оптина пустынь».

Разделы сайта: