Дневник Ясно-полянской школы.
Примечания

Часть: 1 2
Примечания

Примечания

В статье «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» Толстой дал живое и яркое изображение жизни Ясно-полянской школы, с ее своеобразным строем и укладом. Некоторые дополнительные сведения находим мы в его письме к гр. А. А. Толстой, относящемся к середине августа 1861 г., когда он с особенным увлечением занимался школьным делом с деревенскими ребятами. «... Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться — это школа... Учитель учит по моим советам, но всё-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3—4, и никогда не скучно. Нельзя сказать, что это за дети — надо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал. Подумайте только, что в продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины, ни один и ни одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова. Дом школы теперь почти отделан. Три большие комнаты — одна розовая, две голубые заняты школой. В самой комнате кроме того музей. По полкам, кругом стен разложены камни, бабочки, скелеты, травы, цветы, физические инструменты и т. д. По воскресеньям музей открывается для всех, и немец из Иены (который вышел славный юноша) — делает эксперименты. Paз в неделю класс ботаники, и мы все ходим в лес зa цветами, травами и грибами. Пения четыре класса в неделю. Рисование шесть (опять немец) и очень хорошо. Землемерство идет так хорошо, что мальчиков уже приглашают мужики. Учителей всех, кроме меня, три. И еще священник два раза в неделю... Классы положены с 8-ми до 12 часов и с 3-х до 6-ти, но всегда идут до двух, потому что нельзя выгнать из школы — просят еще. За обедом и ужином, и после ужина мы — учителя — совещаемся. По субботам же читаем друг другу наши заметки и приготовляем к будущей неделе». (ПТ, стр. 154—155.)

Вероятно, в связи с этими совещаниями учителей возник в Яснополянской школе и особый «Дневник», в который каждый преподаватель вносил свои замечания и наблюдения, и который должен был служить непосредственным отражением всей текущей работы школы. Мысль об этом «Дневнике» возникла, повидимому, у самого Толстого, который внес в него и первую запись. Первое время он очень аккуратно вел это дело и ежедневно вносил в «Дневник» записи своих занятий. Он занимался с учениками преимущественно математикой — со старшим классом, но иногда брал на себя и младшие отделения; иногда же предлагал ученикам писать сочинения по собственному выбору и желанию (28 февр., 6 марта), или же сам рассказывал им из русской истории (7 марта), делал химические опыты (28 февр.) или вел беседы с младшими детьми.

Алгебру и геометрию, рисование и черчение преподавал Густав Федорович Келлер, молодой немец, приехавший с Толстым из Германии в мае 1861 г.; он же производил на уроках физические и химические опыты.[509] Келлер приехал в Россию совершенно не зная русского языка, но в скором времени настолько освоился с ним, что мог вести дело преподавания; однако свои записи в «Дневнике» он вносил на немецком языке.[510]

Значительную и разнообразную часть школьной работы вел в Ясно-полянской школе Петр Васильевич Морозов: кроме обучения чтению и письму, он преподавал арифметику, русскую и священную историю и вел с детьми общие беседы.[511] Для обучения закону божьему два раза в неделю приходил в школу приходский священник К. Пашковский.

В Яснополянской школе систематически применялись приемы, несколько напоминающие ланкастерскую систему взаимного обучения: старшие ученики школы обучали младших чтению и арифметике, под руководством учителя и самого Толстого.

Всего в школе, судя по «Дневнику», было 37 учеников, из них 32 мальчика и 5 девочек. Старший класс состоял из 12 учеников, которые делились на два отделения, по своему возрасту и подготовке; младший состоял также из двух отделений; однако, это деление по группам соблюдалось не особенно строго.

Записи в «Дневнике Яснополянской школы» велись от 26 февраля до 14 марта 1862 г. Толстой, повидимому, довольно скоро охладел к этому делу: последняя запись сделана им 10 марта.

Рукопись «Дневника» представляет собой большую тетрадь, сшитую по середине белыми нитками. Всего 30 листов, in-folio, серой писчей бумаги плохого качества, с овальным клеймом Кливской фабрики. Текст писан разными лицами, на обеих сторонах листа, причем он начинается с оборотного листа и переходит на следующий: в записях, кроме Толстого, принимали участие учителя Яснополянской школы: П. В. Морозов и Г. Ф. Келлер, священник К. Пашковский, а также некоторые из старших учеников. Обложка вшита в ту же тетрадь. Заглавие писано более крупным почерком, повидимому — Морозовым, первая запись сделана самим Толстым, вероятно для того, чтобы наглядно показать характер предполагаемых школьных записей. Чернила сильно выцвели, плохого качества. Начало текста: «Февраль 26. Понедельник. Стар. к. — Математика. Морозов был услан...»

Рукопись хранится в АТБ (Папка XIV).

«Дневник» печатается впервые.

Сообщаем некоторые сведения об учителях и учениках Яснополянской школы, имена которых упоминаются в «Дневнике».

Владимир Александрович — отставной солдат, преподававший математику с основания Яснополянской школы, однако не пользовавшийся симпатией среди учеников. О нем В. С. Морозов, учившийся в Яснополянской школе, сообщает следующее: «Все учителя были добрые, веселые, как под одну мерку Льву Николаевичу, исключая только одного. Не помню его фамилии, но звали его Владимиром Александровичем. Кажется, отставной солдат.... Характера он был крутого. Он спрашивал с нас того, чего сам не понимал. Он задавал нам задачи, которые сам не мог решить. С досады зa свое непонимание срывал зло с наших щек ладонью или линейкой... Но, бог дал, он скоро был уволен без нашего доноса».[512] В «Дневнике Яснополянской школы» этот учитель упоминается только один раз, в записи от 26 февраля, и, повидимому, тогда же он был уволен от занятий.

Петр Васильевич Морозов — см. о нем стр. 510.

— см. о нем стр. 508. Некоторые дополнительные сведения о Г. Ф. Келлере сообщены нам его сыном Георгием Густавовичем Келлером. Г. Ф. Келлер (по немецки фамилия его писалась: Kaehler), сын учителя, родился в Веймаре в 1839 г., учился там же в реальном училище, а затем в Иенском университете на математическом факультете, и наконец в Политехникуме в Карлсруэ (1858—1861 гг.). Толстой познакомился с ним в Веймаре, где Келлер жил в семье своих родных. Там же 16 апреля 1861 г. ими заключен был сохранившийся у его сына «контракт», по которому Келлер обязался производить в школе физические и химические опыты, а также вообще помогать Толстому в школьных занятиях, за что, в свою очередь, он получал от Толстого полное содержание и жалованье в размере 300 талеров в год. В Яснополянской школе Келлер занимался до конца ноября 1862 г., когда перешел к Серг. Ник. Толстому, в качестве воспитателя его сына Григория. В марте 1865 г. он поступил на службу в Тульскую классическую гимназию, сперва в качестве надзирателя, а затем учителя немецкого языка. В этой должности он прослужил 39 лет и скончался 1 марта 1904 г.

Константин Иванович Пашковский, сын дьячка, окончил Тульскую духовную семинарию; с ноября 1860 г. до апреля 1875 г. он был приходским священником Кочаковской церкви; в Ясно-полянскую школу он приходил два раза в неделю обучать учеников закону божьему. В сентябрьской книжке журнала «Ясная поляна» Пашковский поместил небольшую заметку о своем преподавании (стр. 58—61).

В состав старшего класса Яснополянской школы входили следующие ученики:

Банникова Аграфена Алекссевна (р. 1852 г.) — из дворовой семьи: ее дед Николай Дмитриевич Банников был дядькой молодых Толстых; он выведен в «Детстве» в лице Николая. Банникова считалась одной из лучших учениц в школе; повидимому, к ней относится замечание Толстого в 1-й статье: «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (см. выше стр. 40): «Дворовая, самостоятельная девочка, с озабоченным лицом сидящая всегда на высоком столе, — так и кажется, каждое слово глотает».

Богданов Роман («Ромашка»); Толстой в той же статье говорит о нем, как о «лучшем математике первого класса, делающем в голове извлечение квадратных корней» (см. стр. 55). О Богданове см. также стр. 542.

Жданов Василий («Васька») — упоминается в 1-й статье «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (см. 73).

Иванов (Воробьев) Кирилл Евдокимович («Кирюшка») (1853—1874) — один из лучших учеников Яснополянской школы, рано умерший и бездетный. О нем упоминается в книге В. С. Морозова «Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Ясно-полянской школы B. C. Морозова». Изд. «Посредник». М. 1917, стр. 22 и 129.

Козлов Александр Давыдович (р. 1852 г.).

Козлов Данил Давыдович (1848—1918); отец его был «волторнистом» в оркестре Толстых и упоминается в «Романе русского помещика» (см. т. 4, стр. 360—361). Козлов происходил из бедной семьи, которой Толстой помогал неоднократно. В Яснополянской школе он считался одним из лучших учеников. Вместе с Семеном Резуновым, Тарасом Фокановым и Ольгой Ершовой (Матвеевой) он принадлежал к числу немногих учеников, переживших Толстого. Писатель А. С. Панкратов, посетивший в 1912 г. Ясную поляну, беседовал с этими оставшимися в живых учениками Толстого, сообщившими ему некоторые сведения из жизни Ясно-полянской школы (угощение ребят на праздниках, катанье на масленице, школьная елка, детские спектакли и т. п.).[513]

Макаров Игнат Севастьянович («Игнатка») (1848—97); в 1-й статье: «Ясно-полянская школа зa ноябрь и декабрь месяцы» он изображен под именем Сёмки: «Сёмка — здоровенный и физически и морально малый лет 12, прозванный Вавило»: неоднократно Толстой характеризует его как «скептика». См. о нем также стр. 44, 59, 103.

Морозов Василий Степанович (1849—1914) один из любимых учеников Толстого, который взял его с собою, вместе с Черновым, когда он летом 1862 г. ездил в Самарскую губернию. Толстой изображает его, под именем Федьки, как «нежную, восприимчивую; поэтическую и лихую натуру», в статье: «Кому у кого учиться писать...» В 9-й книжке «Ясной поляны» он поместил рассказ Морозова «Солдаткино житье», переизданный впоследствии «Посредником». В «Международном Толстовском альманахе, составленном П. А. Сергеенко» (М. 1909) Морозов написал воспоминания о Толстом («Из исповеди», стр. 126—153); позднее, в 1917 г., они были напечатаны отдельной книгой в значительно расширенном виде, в издании «Посредника». См. о нем также стр. 541.

Румянцев Василий Николаевич (1850—1884) упоминается в воспоминаниях В. С. Морозова (стр. 76); см. о нем выше, стр. 542.

Фокáнов Иван Иванович; дед его, Тимофей Михайлович Фокáнов, был бурмистром в Ясной поляне и управлял Самарским имением.

Фокáнов Тарас Карпович («Тараска») (1852—1924) — он выведен в 5, 13 и 14 вариантах «Декабристов» в лице Тараски и в «Ягодах», под именем «Тараски Резунова». Гольденвейзер упоминает о нем в своем Дневнике при разговоре с Толстым, который назвал его «одним из самых моих лучших учеников».[514] Впоследствии А. Л. Толстая поручила Фоканову сторожить могилу ее отца.

Чернов Егор, из деревни Ломинцево, принадлежал к числу лучших учеников Ясно-полянской школы. В 1-й статье о Ясно-полянской школе Толстой характеризует его, как «чрезвычайно талантливую натуру». Вместе с Морозовым Чернов сопровождал его в поездку в Самарские степи. См. о нем стр. 55.

О младших учениках удалось собрать только немногие сведения:

Арбузов Сергей Петрович (1849—1904) — мать его Марья Афанасьевна, была няней у Толстых. Будучи хорошо грамотным, Арбузов еще мальчиком поступил в дом Толстого в качестве слуги и прослужил там 22 года. В 1881 г. он сопровождал Толстого при его поездке в Оптину пустынь. Зная хорошо столярное ремесло, он в 1884 г. переехал в Тулу и открыл там столярную мастерскую. Арбузов написал свои воспоминания о Толстом. «Воспоминания бывшего слуги» (М. 1904).

Бузняков Иван Михайлович — из дер. Грумант.

Ермилова (Зябрева) Пелагея Васильевна («Поля») — горничная С. А. Толстой в начале ее замужества. О ней говорится в неизданных воспоминаниях С. А. Толстой: «Моя автобиография».

Кондауров (Копылов) Иван Родионович (1850—1922).

Матвеев (Егоров) Яков Матвеевич (1852—1881).

Матвеева (Егорова) Ольга Родионовна (р. 1851 г.). О ней сообщает некоторые сведения в газете «Русское слово» А. Панкратов (см. стр. 439), который беседовал с нею в Ясной поляне о Толстом и о его школе. См. о ней также стр. 624.

Поликеев Иван (р. 1852 г.) — сын Поликарпа Ильича, бывш. дворового.

Сахаров Дмитрий — из дер. Грецовки.

Михеев Василий Егорович (р. 1851 г.).

Резунов Семен Сергеевич (1847—1917). Резунов отличался задорным характером и в драке сломал руку своему отцу, плотнику Сергею Федоровичу Резунову (1819—1893). о котором упоминается в «Дневнике помещика» (см. т. 5, стр. 346).

Фролков Дмитрий Яковлевич (р. 1852 г.)

Цветков Николай Васильевич (р. 1853 г.).

Сноски

209. Общее заглавие «Дневника» и заголовок первой записи от 26 февраля писаны рукою учителя П. В. Морозова; текст записи о математике — автограф Толстого; две следующие записи (о Писании и чтении) сделаны Морозовым.

210. Запись из нов. завета, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским.

211. Две записи о математике под ряд, кончая запиской на имя Петра Васильевича Морозова — автограф Толстого, дальше — рука Морозова

212. В подлиннике это слово по ошибке повторено дважды.

213. Запись о математике — автограф Толстого, дальше — рука Морозова.

214. Запись о математике с обращением к Густаву Федоровичу Келлеру — автограф Толстого, следующая немецкая запись о черчении и рисовании, с рисунком, сделана Келлером, дальше — рука Морозова.

215. [Рисовали внешний вид школьного стола.]

216. Вся эта запись сделана рукою Морозова.

217. Запись о математике — автограф Толстого; дальше — рука Moрозова.

218. — автограф Толстого — зачеркнута и отнесена чертою к предыдущей записи; дальше, до конца записи о математике, русско-немецкий текст писан рукою Келлера. Следующая запись о писании — рукою Морозова.

219. [У купца 600 аршин сукна.]

220. Запись о сочинениях и о математике и заметка об ученике М. [Морозов ?] — автограф Толстого. Фраза о Кирюшке написана карандашом. Следующая запись о священной истории — учителя Морозова.

221. Запись об экспериментах — автограф Толстого, следующая запись о рисовании — Келлера.

222. [Рисование квадрата в различных положениях с указанием на перспективу.]

223. Запись о математике — автограф Толстого, дальше — Морозова.

224. Запись о рисовании и рисунок сделаны Келлером, дальше — рука Морозова.

225. [Два новых ученика, Арбузов и Сахаров сейчас же зарисовали прилагаемую фигуру с упражнениями[?]]

226. Запись о математике — автограф Толстого, дальше —рука Морозова.

227. Три записи под ряд — о математике, опытах и рисовании — сделаны Келлером.

228. [Задачи в роде следующей, которую мы решили сначала: в кассе 6000 рублей; А берет в три раза больше, чем Б, плюс еще 100 рублей, а В берет в четыре раза больше, чем Б, минус 250. Сколько взял каждый?]

229. [Задачи в роде следующей, которую мы решили сначала: в кассе 6000 рублей; А берет в три раза больше, чем Б, плюс еще 100 рублей, а В берет в четыре раза больше, чем Б, минус 250. Сколько взял каждый?]

230. [Опыты].

231. Осаждение металлов из их растворов посредством SH.

232. Самовозгорание фосфора на угольной пыли. Разложение Р в эфире.

233. Растворение фосфора, налитого на сахар и брошенного в кипящую воду. Самовозгорание подымающихся газов.

234. Свечение рук, увлажненных и натертых раствором эфира.

235. [Продолжение рисования квадрата в различных положениях. Хруслов должен быть переведен во второй, старший класс.]

236. Запись о математике и св. истории —Морозова.

237. Запись о математике — автограф Толстого, дальше две записи — Морозова.

238. : Келлера.

239. [Все классы вместе. Рисовали очень хорошо. Румянцев лучше всех.]

240. [Уравнения с мнимыми двумя неизвестными величинами, напр.: У одного человека х детей и у

241. Запись о математике — автограф Толстого, дальше рука Морозова.

242. Запись о рисовании сделана. Келлером.

243. [Урок пришелся на послеобеденное время. Вследствие наступающих сумерек мы рисовали только приложенную простую фигуру. Ученики были очень неспокойны.]

244. Запись о математике — автограф Толстого. Следующая запись — Морозова.

245. младшими.

246. К первоначально написанному: 41/2 вписано: 5 а 1/2 зачеркнуто.

247. 4

248. Вся немецкая запись о геометрии сделана Келлером.

249. [Начали совсем сначала.

Линия на плоскости. Направление; определение его; длина. Две линии. 1) Параллельные или 2) пересекающиеся. Смежные и вертикальные углы.

Три линии. 1) Все три параллельны.

3) Ни одна не параллельна другой. Треугольник. Для 2 перечисление различных возникающих пар углов.

250. Запись о математике, так же как и запись о сочинениях — автограф Толстого; запись о русской истории — Морозова; записъ баллов сделано самими учениками.

251. Запись о математике — автограф Толстого; следующие записи сделаны Морозовым и Келлером.

252. [Соотношение углов при пересечении параллельных линий.]

254. Эта и следующая запись — о чтении и писании — сделаны Морозовым.

255. Две записи: о русской истории и о математике — автограф Толстого.

256. Переделано из: 5

257. Запись Морозова.

258. — Морозовым.

259. [Повторение углов при параллельных линиях. Составление уравнений для трех непараллельных линий в отношении к параллельным. Пересечение трех линий; треугольник. Сумма его внешних и внутренних углов.

Четыре линии.

1) 4 параллельных. 2) 3 параллельных. 3) по две пары параллельных и 2 неравных. 4) все 4 неравные, направленные в разные стороны.]

260. Две записи сделаны учениками, неустановившимся детским почерком.

261.

262. В подлиннике: Гаврила

263. Запись о писании и чтении сделана Морозовым.

264. Запись о рисовании сделана Келлером, следующая — Морозовым.

266. Запись о математике — автограф Толстого; первые два слова писаны чернилами, все остальное, включая фамилии учеников — карандашом.

267. Здесь у Толстого ошибка: вместо: 1—а нужно: а-1

268. — Морозова.

269. Запись о геометрии — Келлером.

270. [Повторение и более подробное изложение пройденного вчера. Определение равенства противолежащих углов параллелограмма и определение суммы его внутренних и внешних углов. Четыре произвольно направленные линии. Четыреугольник. Определение его внутренних и внешних углов.]

271. Вся запись отметок сделана рукой одного из учеников.

272. Запись о рисовании сделана Келлером; две следующие записи сделаны Морозовым.

274. Две записи об алгебре и геометрии сделаны Келлером; между ними запись о писании и чтении — Морозова.

275. [Упражнения по алгебре.]

276. [Параллелограмм.]

277. Вся запись, включая и задачи, сделана рукой одного из учеников.

278. — Келлера; между ними запись о беседах — автограф Толстого.

279. [Вид нижней части школьного стола.]

280. Фамилия: Соколов над зачеркнутым: вписана по какому-то ранее надписанному слову.

281. Записи о чтении сочинений и о писании — Морозова, между ними запись о математике — Келлера.

282. [Арифметика должна была сегодня выпасть, так как Морозов, Макаров, Иванов не были в состоянии, Банникова не пришла, а Козлов, Богданов и Фоканов должны былиучить младшие классы.]

283. Запись о геометрии — Келлера.

Перечисление всех возможных случаев пересечения и составление уравнений для всех внутренних и внешних углов.

Я предложил ученикам составить любые фигуры из 4 линий, и тогда мы определяли новые угольные уравнения.]

285. Вся запись, включая и задачу, сделана учениками.

286. Задача не закончена.

287.

288. [С натуры.]

289. Три записи под ряд — о географии, о писании и о русской истории — рукой Морозова.

290. Записи о математике и геометрии сделаны Келлером, между ними запись о писании и чтении — Морозова.

291. Запись о геометрии рукою Келлера.

Внутренние углы = 2n — 4 = 2(n — 2).

Внешние углы = 2n + 4 = 2(n + 2).

293. Вся запись, включая и задачи, сделана рукой одного из школьников.

294. Вся запись, включая и задачи, сделана рукой одного из школьников.

295.

296. Запись учителя Морозова.

297. Три записи под ряд: черчение, рисование и опыты — сделаны Келлером.

298. [Окончание рисунка нижней части стола. Козлов плакал, так как потерял свою тетрадку.]

299. [С. Резунов рисовал на доске для примера.]

Добывание хлора из MnO2}OH2}Cl2иClHMnCl4MnCl2

Побледнение окрашенных предметов от воды.]

301. Три записи под ряд: география, писание и чтение — сделаны Моро

302. Запись о математике сделана Келлером.

303. Запись о чтении сделана Морозовым.

304. Запись о геометрии сделана Келлером.

305. [Ученики решали некоторые задачи относительно суммы углов в различных фигурах.

306. Записи по обоим отделениям писаны рукой учеников — Богданова и Чернова.

308. Запись сделана Келлером.

307. Переделано из 0.

509. Келлер заменил в качестве преподавателя математики прежнего учителя Ясно-полянской школы Владимира Александровича, преподававшего математику во время заграничного путешествия Толстого в 1860—1861 гг. О нем см. ниже, стр. 624.

511. О Морозове см. выше. стр. 510.

512. «Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Ясно-полянской школы Василия Степановича Морозова», изд. «Посредник». М., 1917, стр. 58.

513. «Русское слово» 1912, № 257, от 7 ноября.

514. А. П. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», I. М. 1922. стр. 97

1 2
Примечания

Разделы сайта: