Христианский катихизис
(старая орфография)

Христианский Катихизис
Старая орфография

ХРИСТІАНСКІЙ КАТИХИЗИСЪ.

(1877 г.)

«Верую во единую истинную святую церковь, живущую въ сердцахъ всехъ людей и на всей земле[562] и выражающуюся въ знанiи добра моего и всехъ людей и въ жизни людской. Выражаю же эту веру въ Христiанское ученiе православной церкви,[563] и потому верую во единаго Бога отца и т. д.»

Вотъ символъ моей веры, и потому изложенiе катихизиса моего и введенiе въ него будетъ следующее:

О Вере.[564]

В. Что есть православный катихизисъ?

О. Пр[авославный] кат[ихизисъ] есть наставленiе въ[565]истинной вере, для передачи каждому человеку вообще и православному христiанину въ частности для спасенiя[566] души — т. е. для жизни, соответственной не однимъ потребностямъ тела, но и потребностямъ души, <въ кот[орыхъ] бы душа человека находила полное удовлетворенiе и соответствiе своимъ требованiямъ.>

В. Чемъ отличаются потребности тела отъ потребности души? И не сливаются ли оне въ одно? Не есть ли то что мы называемъ потребностями души, только более сложныя потребности тела?

О. Потребности[567] тела имеютъ целью личное благо. Потребности же души имеютъ целью благо вообще — не только часто, но почти всегда противуположное благу личному. И потому потребности души не могутъ быть более сложными [чемъ] потребности[568] тела.

(Примечанiе) Нынешняя философiя, <въ особен[ности]> (матерьялисты) утверждаетъ, что то, что называли до сихъ поръ потребностями души, есть ничто иное какъ усложненныя запасы техъ же последствiй удовлетворенiй матерьяльныхъ потребностей — очень часто выражающихся въ отрицанiи прямыхъ — не перешедшихъ черезъ мозговые процессы, матерьяльныхъ потребностей. Но утвержденiе это ни на чемъ не основано, такъ какъ сами матерьялисты признаютъ, что проследить этотъ ходъ для нихъ нетолько невозможно, но и нетъ ни малейшаго намека на тотъ путь, к[оторымъ] это можетъ быть объяснено. — Но если бы даже и допустить, что этотъ процессъ былъ бы раскрытъ, то и тогда противуположность душевныхъ и телесныхъ потребностей оставалась бы во всей силе и точно также потребности души, имеющiя целью благо вообще, противуположное благу личному, было бы точно основано только на вере въ это благо.

В. Что нужно для спасенiя души <т. е.> или что нужно для того, чтобы[569] знать то, что нужно для потребностей души?

О. Ясное определенiе того,[570] во что мы веримъ <и жизнь сообразная съ темъ, во что мы веримъ.>

В. Что есть вера?

О. <По апост. Павлу «есть уповаемыхъ извещенiе, вещей обличенiе неведомыхъ».> Вера есть несомненное знанiе вещей непостижимыхъ разуму.

В. Какая разница между знанiемъ веры и знанiемъ разума?

О. Всякое знанiе разума основано на предшествующемъ знанiи. Знанiе же веры имеетъ основанiе само въ себе. —

В. Возможно ли знанiе разума безъ знанiя веры?

О. Невозможно, потому что всякое знанiе разума основано на предшествующемъ знанiи; предшествующее же тоже должно быть на чемъ нибудь основано. И потому самый прiемъ разума, основывающiй каждое знанiе на предшествующемъ, исключаетъ возможность знанiя безъ какого то другаго знанiя, не имеющаго основанiемъ разумное знанiе.

В.

О. Знанiе веры.

[571]В. Что есть знанiе веры и где мы встречаемъ его?[572]

О. Знанiе веры есть то несомненное знанiе смысла окружающихъ насъ явленiй, которымъ мы руководствуемся всякую минуту жизни и то[573]

[574]В. Въ какихъ случаяхъ жизни руководствуемся мы знанiемъ веры, не основанномъ на разумномъ знанiи?

О. Когда мы разсчитываемъ на завтрашнiй день, мы веримъ, что взойдетъ солнце и мы будемъ жить; когда мы даемъ есть другому и когда мы жалеемъ его, мы веримъ, что онъ голоденъ, что ему больно, когда мы идемъ въ другое место, зная, что тамъ земля и люди, мы веримъ. Ни одно изъ составляющих нашу жизнь простейшихъ действiй мы не основываемъ на разуме, а на вере.

В. Где въ наукахъ видно то знанiе веры, на кот[оромъ] оне основываются?

О. Въ Астрономiи мы прежде верили въ существованiе небесныхъ телъ и небеснаго неизмеримаго пространства и потомъ уже вычисляли движенiе телъ и меры пространства. Въ физике и химiи мы веримъ въ безконечную делимость, въ действiя силъ, а потомъ уже вычисляемъ. Въ политический наукахъ мы прежде всего веримъ въ смыслъ жизни людей (прогрессъ), а потомъ уже изучаемъ явленiя этой жизни.

В. Возможно ли знанiе веры безъ знанiя разума?[575]

О. Возможно, ибо оно не нуждается ни въ какомъ основанiи.

[576]В. Въ чемъ же будетъ состоять наставленiе въ истинной вере, если для знанiя веры не нужно знанiе разумное?

О. Въ томъ, что бы показать те пределы разумнаго знанiя, при которыхъ разумное знанiе останавливается и приходитъ къ темъ самымъ основамъ, на которыхъ оно зиждется.[577]

Объ откровенiи.

В. Откуда почерпается <разумное> <выраженiе> знанiя веры?

О.[578]Знанiя веры имеютъ основанiе въ душе человеческой, <но выраженiе знанiя этаго передается отъ однаго человека другому.>

В. Откуда получилъ человекъ это знанiе?

О. Отъ источника всего — отъ Бога.

[579]<В. Если оно передается, то <где> основная причина источника его>, <кто первый> изъ людей получили его?

[580]O. Вопросъ этотъ очевидно переходитъ въ область разумнаго знанiя, такъ какъ онъ требуетъ основанiя знанiю въ предшествовавшемъ, и потому знанiе веры <не можетъ> отвечать на него темъ, что знанiе веры получено прямо отъ источника всего существующа[го], — Бога <и называется откровенiемъ>.

[581]В. <другаго> еще выраженiя этаго знанiя, к[оторое] люди получаютъ другъ отъ друга?

О. Знанiе[582] веры людямъ передано Богомъ непосредственно въ душе каждаго человека, и посредственно черезъ выраженiе и передачу того, что было открыто предшествовавшимъ людямъ.

[583]В. Всемъ ли людямъ далъ Богъ одинаковое откровенiе.[584]

О. Въ душе каждаго человека одинаково открыто Богомъ знанiе веры, но передача того, что открыто было предшествовавшимъ людямъ, совершалась неодинаково, такъ какъ передача этаго знанiя веры была уже деломъ знанiя разума.

В. Существуетъ ли одно истинное знанiе веры <общее всемъ людямъ?>

О. Существуетъ это знанiе въ сердце людей. То знанiе, которое обще всемъ людямъ, есть истинное знанiе веры.

[585]В. Есть ли выраженiя веръ Буддисткой, Еврейской, Христианской, Магометанской истинныя или неистинныя?

О. Истинное знанiе веры одно — то, которое обще всемъ людямъ и к[оторое] открыто Богомъ въ сердцахъ людей, и потому все выраженiя веры истинны въ томъ, въ чемъ они сходятся. Внешнiя же признаки веръ суть только особенности, зависящiя отъ историческихъ, географическихъ условiй, имеющихъ значенiе разумнаго знанiя, а не знанiя веры. —

В. Истинна ли христiанская вера въ своемъ ученiи?

О. Истинна настолько, насколько она открываетъ знанiя веры, открытыя въ сердцахъ людей, и насколько ученiе ея не противуречитъ этому знанiю.

[586]В. Какимъ образомъ передается[587] то, что было открыто предшествовавшимъ людямъ?

О. Посредствомъ священныхъ писанiя и преданiя и примера.

В. Что разуметь подъ именемъ священнаго писанiя?

О. Все те книги,[588] въ которыхъ предшествовавшiе люди передавали другимъ то знанiе веры, к[оторое] б[ыло] открыто ихъ сердцу, и то, которое имело целью спасенiе души.

————

В. Что разуметь подъ св[ященнымъ] пред[анiемъ]?

О. Преданiе (idem).

В. Что разуметь под прим[ерами]?

О. Действiя, показ[ывающiя] знанiе веры для спасенiя души.

В. Что разуметь вообще подъ свящ[еннымъ] откровенiемъ, передаваемымъ писанiемъ, преданiемъ и примеромъ?

О.

В. Есть ли верное хранилище священнаго откровенiя?

О. Есть. Все истинно верующiе, соединенные свящ[еннымъ] откровенiе[мъ] совокупно составляютъ изъ себя совокупно и преемственно церковь, кот[орая] хранитъ священ[ное] откровенiе. —

В. Какое отношенiе имеетъ Христ[iанская] церковь къ общей Б[ожiей] церкви?

О. Отношенiе частнаго къ общему. Христ[iанская] церковь есть одно изъ выраженiй вселенской церкви.

В. Можетъ ли быть Христ[iанская] церковь погрешима?

О. Въ духе — нетъ, но въ букве — да.

В. Почему?

О. Духъ соответствуетъ всегда знанiю веры въ сердце. Буква же есть орудiе передачи.

В. То ли же и съ други[ми]?

О. Тоже.

В. Какъ относится къ ученiю Христ[iанство]? Где оно противуположно[590] разуму?

О. Если[591] ученiе не противуположно ученiю вселен[ской] церкви и сердцу, то смирять умъ передъ непонятнымъ ученiемъ.

В. Если противуположно знан[iю] сердца?

О. Отвергать его, чтобы оставаться членомъ вселенск[ой] церкви. —

Христiанскiй Катихизисъ.

В. Въ чемъ состоитъ первая передача откровенiя христi[анскаго]?

О. Въ священны[хъ] книгахъ Ветхаго завета.

В. Какiя?

О. Книга Бытiя.

[В.

О. Сотворенiе

Примечания

Отрывок «Христианский катихизис» — автограф Толстого, занимает два листа писчей бумаги (in-folio), перегнутые пополам для внесения вставок на полях; бумага фабрики Говарда, сероватая, № 7. Текст занимает 31/2 страницы. В тексте встречаются довольно значительные помарки, поправки и дополнения, вписанные между строк и на полях. Почерк крупный и четкий, за исключением некоторых вставок, вписанных над строкой. Более значительные дополнения вставлены на полях; кроме того на полях внесены и цыфровые отметки: 1, 2 и 3; относящиеся к ним строки текста в рукописи обведены чернилами кружком.

Рукопись не имеет заглавия, но оно внесено в конце текста, содержанию которого оно вполне соответствует. Начало: «Верую во единую истинную святую церковь...»

Отрывок «Христианский катихизис» относится к периоду возникновения у Толстого интереса к богословским вопросам и датируется довольно точно, благодаря сохранившемуся письму его к H. Н. Страхову, относящемуся к осени 1877 г. «На днях слушал урок священника детям из катихизиса. Всё это было так безобразно. Умные дети так очевидно не только не верят этим словам, но и не могут не презирать этих слов, что мне захотелось попробовать изложить в катихизической форме то, во что я верю, и я попытался. И попытка эта показала мне, как это для меня трудно и, боюсь — невозможно. И от этого мне грустно и тяжело». Попытка Толстого изложить для детей христианское учение в догматической форме не удалась ему, и он быстро в ней разочаровался; поэтому рукопись его резко обрывается, и последние строки ее носят характер краткого конспекта. Впоследствии Толстой вернулся к изложению катехизиса в 1884—85 гг.; но в эту эпоху в его миросозерцании произошел решительный перелом, и самые догматы христианского учения получили другую оценку и истолкование.

Рукопись хранится в ГТМ (AЧ).

Отрывок печатается впервые. 

Сноски

562. Зачеркнуто: и понятную для меня и вполне выражающую по слабости моего ума всЕ таинства веры. Понимаю же это ученiе

563. Зач.: вполне выражающей для слабаго моего ума все таинства веры

564. Заглавие: О Вере. представляет собой вставку, внесенную в текст позднее и другими чернилами.

565. Зач.: православной

566. Зач.:

567. Зач.: души

568. В подлиннике: потребностями

569. Зачеркнуто: душа испытывала соответствiе своимъ требованiямъ

570. В подлиннике: о того

571. От слов: В. Что есть знанiе веры кончая словами: Явленiя этой жизни весь вставленный в текст отрывок написан на полях.

572. Слова: где мы встречаемъ его? зачеркнуты и восстановлены.

573. Фраза не закончена.

574. Зачеркнуто: В. Где встречается это знанiе веры, к[оторымъ] мы руководствуемся, на которомъ основаны все самыя сложныя знанiя наши? Конец фразы: по ошибке в подлиннике не зачеркнут.

575. От слов: знанiя разума сделана сноска на полях:

576. Зач.: В. Почему въ ученiи при наставленiи въ истинной вере требуется еще знанiе разумное, кроме знанiя веры?

577. Зач.: В. Для чего же необходимо знанiе веры? О. Фраза не закончена.

578. Зач.: Выражен[iе]

579. От слов: В. кончая: называется откровенiемъ. несколько фраз зачеркнуто одною чертой.

580. Зачеркнуто: О.

581. Зач.: В. Какимъ образомъ, въ какомъ виде передается Богомъ откровенiе веры людямъ? Над зачеркнутыми словами: откровенiе веры выраженiе знанiя

582. Слово: Знанiе вписано над зачеркнутым словом:

583. От слов: В. Всемъ ли людямъ кончая словами: есть истинное знанiе веры. 1

584. Слова: одинаковое откровенiе вписаны над строкой над зачеркнутыми словами: знанiе веры

585. Есть ли выраженiя веръ кончая словами: не противоречитъ этому знанiю. несколько фраз обведены на полях чертой и отмечены цыфрой: 2

586. Какимъ образомъ передается кончая словами: хранитъ священ[ное] откровенiе — несколько фраз обведены на полях чертой и отмечены цыфрой: 3.

587. Божественное откровенiе веры? того что было

588. В подлиннике под словами: Все те книги первоначально было написано:

589. Против слов: Все это..... для спасенiя душ[и] на полях поставлена сноска: Феларетъ

590. здравому смыслу

591. Зач.: тотъ ответъ к. даетъ христiанство

Христианский Катихизис
Старая орфография