Крейцерова соната (черновики)
Третья (незаконченная) редакция послесловия

ТРЕТЬЯ (НЕЗАКОНЧЕННАЯ) РЕДАКЦИЯ «ПОСЛЕСЛОВИЯ К «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ».]

Прочтя «Крейцерову Сонату» вы говорите, что не можете хорошенько уяснить себе техъ соображенiй, которыя тамъ делаются относительно брака. Между темъ этотъ вопросъ, пишете вы, для меня въ настоящую минуту весьма интересенъ и даже важенъ. И вы просите меня сообщить вамъ основную мысль этой повести съ краткими поясненiями. Вы пишете, что мой ответъ можетъ отразиться на всей вашей жизни, давъ ей другое направленiе. Но какъ мне отвечать вамъ?

<Очень жалею, что вы не указали прямее на то, въ чемъ мои взгляды на бракъ могутъ влiять на васъ: въ чемъ вашъ личный вопросъ. Мне бы тогда легче было отвечать вамъ. Вы, можетъ быть, молодой человекъ, неженатый, и вопросъ представляющiйся вамъ, состоитъ ли въ томъ, жениться ли вамъ вообще или жениться ли вамъ на этой известной девушке; вы, можетъ быть, и женатый человекъ, чувствующiй себя счастливымъ или несчастнымъ въ браке и для котораго представляется вопросъ, какъ ему дальше вести свою женатую жизнь. Въ обоихъ случаяхъ решенiе вопроса зависитъ не отъ васъ однихъ, а [и] отъ той женщины, съ которой вы только хотите <соединиться> или уже соединились. Такъ что отвечать я долженъ такъ, чтобы мой ответъ относился и къ вамъ въ различныхъ положенiяхъ и къ той женщине, съ которой вы соединились или хотите соединиться, что я и попытаюсь сделать, такъ какъ после распространенiя «Крейцеровой Сонаты» въ рукописи я слышалъ и читаю сужденiя и получаю письма, выражающiя совершенно превратное пониманiе того, что тамъ сказано. И ответъ мой на ваши письма могъ бы служить и разъясненiемъ того, что, не скрываясь за вымышленной личностью Познышева, думаю я о главномъ предмете этаго рассказа, <о томъ, въ чемъ состоитъ неправильность отношенiй половъ, отъ чего она происходитъ и каковы бы они должны быть, т. е. чемъ долженъ руководствоваться каждый отдельный человекъ, для того чтобы поступать нравственно въ этомъ отношенiи.> Для того чтобы ответить на этотъ вопросъ, необходимо предпослать ему одно общее соображенiе. Соображенiе это следующее. <Если[175] вы, будучи высоки ростомъ или едучи верхомъ, на высокомъ экипаже, видите впереди себя колокольню города, въ который вы идете, и идущiй съ вами по дороге невысокiй человекъ спрашиваетъ васъ, какъ пройти къ городу, вы будете неправы, если, не узнавъ того, видитъ ли вашъ спутникъ колокольню, которую вы видите, определите для него направленiе, по которому ему надо идти, колокольней, которую вы видите. Прежде всего надо узнать уровень зренiя того, кто спрашиваетъ. Тоже самое и во всехъ нравственныхъ вопросахъ, определяющихъ направленiе жизни, и тоже самое очевиднее всего въ вопросе отношенiя половъ.>

Идеалъ, къ которому стремится человечество въ отношенiяхъ половъ, <идеалъ бесконечно отдаленный, можетъ быть, недостижимый (это вопросы, до насъ не касающiеся)>, есть целомудрiе. Что идеалъ человечества именно такой, подтверждается 1) судомъ совести: всякое приближенiе къ целомудрiю одобряется и всякое удаленiе отъ него осуждается ею, 2) движенiемъ <прогрессомъ> въ этомъ отношенiи человечества: везде и постоянно человечество отъ наибольшей распущенности въ половомъ отношенiи, отъ полнаго смешенiя половъ переходило къ наложничеству, многоженству и наконецъ къ единобрачiю; и 3) свидетельствомъ Евангелiя, которое исповедуютъ такъ называемые христiанскiе народы, въ которомъ безусловно и безповоротно идеаломъ поставлено целомудрiе, бракъ же только допускается для техъ, которые не въ силахъ достигнуть идеала целомудрiя. Идеалъ, къ которому влечетъ человечество и внутреннiй голосъ, и историческiй ходъ, и откровенiе истины, есть целомудрiе <Целомудрiе есть та колокольня изъ того царства Божiя, къ которому стремится человечество, колокольня, указанная намъ Христомъ и видная намъ съ высоты его ученiя. При этомъ надо заметить, что идеалъ целомудрiя истиненъ не потому, что Христосъ намъ указалъ его, а Христосъ потому указалъ намъ его, что это есть истинный идеалъ человечества. Целомудрiе есть идеалъ, видный съ высоты ученья Христа>, и въ этомъ никогда ни для однаго христiанина не было сомненiя.

ученiю Христа. <Такъ cмотритъ на это неиспорченная человеческая природа.> Во всехъ катихизисахъ при определенiи того, что есть бракъ, сказано, что по ученiю Христа состоянiе девственности лучше, чемъ состоянiе брака. (Изъ катехизиса выписка), т. е. что не надо жениться, но не погибъ и тотъ, кто женился. Идеалъ есть целомудрiе. И какъ ни недоступенъ этотъ идеалъ для людей, теперь называющихъ себя христiанами, ненадо принижать идеалъ для слабости людской, а надо, продолжая держать идеалъ во всей его чистоте, поднимать людей до высоты его. Таковъ идеалъ целомудрiя для христiанъ, признающихъ христiанство не въ букве, а въ духе его. Для людей же, номинально признающихъ христiанство, только по букве, и для людей, которыхъ очень и очень много, вовсе не признающихъ его, идеалъ целомудрiя не существуетъ. И говорить такимъ людямъ о томъ, что ихъ идеаломъ, то есть руководителемъ ихъ поступковъ въ половомъ общенiи должно быть стремленiе къ полному целомудрiю, все равно, что человеку, съ своего низкого уровня не видящаго колокольню, указывать на нее какъ на руководительство въ его направленiи. Для такихъ людей хотя идеалъ наибольшаго достижимаго целомудрiя остается тотъ же, должна быть указана видимая имъ цель въ этомъ направленiи, должно быть указано видимое имъ дерево, стоящее на той же линiи, какъ и колокольня. Вотъ то соображенiе, которое нужно предпослать ответу на вашъ вопросъ. И потому, прежде чемъ отвечать, нужно знать, о чемъ именно спрашивается: объ общемъ ли идеале человечества и всехъ людей или о частномъ случае известнаго человека въ известномъ положенiи. И если спрашивается о частномъ случае, то надо знать, на какой высоте сознанiя находится спрашивающiй.

<Если спрашивающiй не видитъ идеала целомудрiя, не видитъ того, что его благо и потому благо всехъ темъ ближе осуществится, чемъ ближе онъ достигнетъ целомудрiя, ему нельзя указывать идеалъ стремленiя къ целомудрiю.>

Если спрашивается объ общемъ идеале человечества, то для насъ, христiанъ, или хоть воспитанныхъ въ христiанскихъ преданiяхъ людей конца XIX века не можетъ быть никакого сомненiя въ томъ, что идеалъ нашъ, сознанный и выраженный 1860 летъ тому назадъ, есть несомненное полное целомудрiе. Такъ это высказано Христомъ. Идеалъ семьи и бракъ, поставленный

Сноски

175. Взятое в ломаные скобки зачеркнуто поперечной чертой. В зачеркнутом еще ранее зачеркнуто по строкам следующее: вы можете сделать только тогда, когда спрашивающiй стоитъ рядомъ съ вами.

Раздел сайта: