Крейцерова соната (черновики)
Варианты к послесловию

[ВАРИАНТЫ К «ПОСЛЕСЛОВИЮ К «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ».]

№ 1.

Мысли же эти очень просты и ясны для того, кто мыслитъ для того, чтобы познать истину. Странными, парадоксальными, даже несправедливыми эти мысли кажутся только тому, кто разсуждаетъ не для того, чтобы понять истину, а для того, чтобы свою жизнь со всеми ея пороками и заблужденiями считать истинной.

Мысли эти, выражая ихъ въ самомъ сжатомъ виде, следующiя: [177]

1) Никакой родъ преступленiй людскихъ противъ нравственнаго закона не скрывается съ такой тщательностью людьми другъ передъ другомъ, какъ преступленiя, вызываемыя половой похотью, и нетъ преступленiя противъ нравственнаго закона, которое бы было такъ обще всемъ людямъ, захватывая ихъ въ самыхъ разнообразныхъ и ужасныхъ видахъ, нетъ преступленiя противъ нравственнаго закона, на которое бы смотрели такъ несогласно люди, — одни считая известный поступокъ страшнымъ грехомъ, другiе — тотъ же поступокъ самымъ обычнымъ удобствомъ или удовольствiемъ. Нетъ преступленiя, насчетъ котораго было бы высказано столько фарисейства, и нетъ преступленiя, отношенiе къ которому показывало бы такъ верно нравственный уровень человека, и нетъ преступленiя более губительнаго для отдельныхъ людей и для движенiя впередъ всего человечества.

№ 2.

тому, что лучше, то родъ человеческiй прекратится. А если вы говорите, что надо делать то, отъ чего прекратится родъ человеческiй, то, значитъ, все, что вы говорите, все вздоръ. Такъ говорили, говорятъ и будутъ говорить те люди, которые не хотятъ быть обличаемы, а хотятъ съ сознанiемъ своей правоты продолжать мазаться въ своемъ разврате. И людей этихъ много, и люди, стоящiе на перепутьи, которыхъ тоже много, часто слушаютъ этихъ людей и, потакая своимъ слабостямъ, откидываютъ спасительное указанiе и гибнутъ навекъ въ разврате. И для этихъ то людей, какъ ни неправильно разсужденiе о прекращенiи рода человеческаго, я считаю нужнымъ ответить на него.

Вопервыхъ, — и этого перваго достаточно вполне — положа руку на сердце, можетъ ли кто нибудь сказать, что, отдаваясь плотской любви, онъ думаетъ о продолженiи рода? Этого даже представить себе нельзя. Это прямо выдумка, и никто никогда этого не думаетъ. Если же есть такой необыкновенно заботливый человекъ, то пусть онъ успокоится: природа позаботилась такъ объ этомъ, вложивъ въ людей половую страсть, что нельзя представить себе людей безъ нея.

№ 3.

3) То, что въ нашемъ обществе девушки и женщины не только не стыдятся того, чтобы украшенiями и выставленiемъ своего тела возбуждать чувственныхъ мущинъ, но въ этомъ, большею частью, отъ низшихъ до высшихъ, кладутъ главный интересъ своей жизни. То, что мущины считаютъ это занятiе украшенiя себя женщинами весьма важнымъ деломъ, такъ что считающiйся философомъ Ренанъ называетъ нарядъ женщинъ великимъ искусствомъ (le grand art), и что миллiоны рабочихъ трудятся не переставая для удовлетворенiя этой похоти женской, и что средняя женщина съ молодыхъ летъ, занятая преимущественно темъ, чтобы разжигать чувственность мущины, разжигаетъ свою и вследствiи этого умственно и нравственно принижается и, поглощаясь исключительно женскимъ интересомъ, перестаетъ участвовать въ интересахъ человеческихъ. И это все женщиие надо понять, что унизительно и безнравственно возбужденiе своимъ теломъ чувственности и, понявъ это, усвоить себе разъ навсегда покойныя, удобныя, красивыя, но не чувственныя одежды и потому перестать съ жадностью и поспешностью следить за теми измененiями одеждъ и модъ, изобретаемыми женщинами, по профессiи занятыми только выдумками новыхъ средствъ возбужденiя чувственности мущинъ.

№ 4.

На какой бы человекъ ни стоялъ ступени, ему предоставлено стремиться къ высшей по направленiю, къ целомудрiю. Живущiй въ полной распущенности будетъ подвигаться къ целомудрiю, когда у него будутъ определенныя наложницы и жены, живущiй въ многоженстве — если онъ перейдетъ къ единобрачiю, живущiй въ единобрачiи — если онъ будетъ воздерживаться, когда это несвойственно природе, воздерживающiеся супруги — если они станутъ жить какъ братъ съ сестрою.

Конечно, нельзя, едучи верхомъ, съ высоты лошади указывать человеку, идущему пешкомъ, направленiе пути по колокольне, которую я вижу, но онъ не видитъ, и нельзя указывать на требованiе полнаго целомудрiя человеку живущему распущенно. Это все равно, что съ лошади указать дальнюю колокольню, которую не видитъ пешiй. Онъ заблудится, если оставить его съ этимъ указанiемъ. Надо указать ему на ближайшiй видимый предметъ, но въ томъ же направленiи. Тоже въ указанiи нравственного пути человеку, живущему въ распущенности, указать единобрачiе и т. д. Но для мыслящихъ, стремящихся къ истине, въ особенности для детей, для чистыхъ, для неиспорченныхъ людей мы не имеемъ права указывать другаго, какъ то, что намъ указано, — ученiе истины — целомудрiе и полное целомудрiе, хотя бы до уничтоженiя рода человеческаго

№ 5.

полнаго целомудрiя человеку, живущему распущенно. Пешеходъ, не видя дальнюю колокольню, заблудится. Также заблудится и человекъ, которому будетъ указанъ идеалъ целомудрiя. Чтобы руководить его, надо указать ему на ближайшiй видимый ему предметъ въ томъ же направленiи и сказать: иди на этотъ столбъ, на этотъ домъ, а тамъ опять спроси.

Такъ поступали и поступаютъ все жреческiя религiозныя ученiя и ученiя практически-нравственныя: ты живешь въ распущенности, живи въ многоженстве — это будетъ лучше. Ты живешь въ многоженстве, живи въ единобрачiи — это будетъ лучше. И ты будешь совсемъ хорошiй и нравственный человекъ. Но не таково ученiе Христа.

№ 6.

Есть два способа указанiя пути идущему и не знающему пути человеку. Одинъ способъ состоитъ въ томъ, что спрашивающему о пути даются внешнiя указанiя: иди на дерево, которое увидишь, отъ дерева на домъ, на деревню, на мостъ, на курганъ и т. д.

Другой способъ состоитъ въ томъ, что спрашивающему указывается недостижимый предметъ — солнце и говорится: иди на закатъ, восходъ или полдень, полночь, поперечное направленiе движенiю солнца.

Первый способъ есть способъ временныхъ, внешнихъ, государственныхъ, общественныхъ и религiозныхъ определенiй. Человеку указываются признаки техъ делъ, которыя онъ долженъ, и техъ, которыя онъ не долженъ делать. Помни день суботнiй, не пей хмельнаго, не крадь, не прелюбодействуй и т. д. Другой способъ есть способъ вечный, внутренняго сознанiя Христовой истины. Человеку указывается вечная, недостижимая и сознаваемая имъ цель и направленiе къ этой цели, путь. Ты живешь въ распущенности, живи въ многоженстве, такъ и такъ обращаясь съ своими женами, говоритъ внешнее религiозное ученiе, и люди отъ большей распущенности переходятъ къ меньшей и подвигаются на пути целомудрiя. Но достигнувъ многоженства, они будутъ коснеть въ немъ, считая себя вполне правыми до техъ поръ, пока внешнее ученiе не укажетъ следующiй шагъ. Они пойдутъ дальше только тогда, когда внешнее ученiе скажетъ: ты жилъ въ многоженстве, живи въ единобрачiи, это будетъ лучше. И только тогда люди поднимутся на следующую ступень, на которой опять остановятся съ сознанiемъ своего достоинства и совершенства. Но не таково ученiе Христа — внутренняго сознанiя истины.

№ 7.

«Но родъ человеческiй! Если такъ, то прекратится родъ человеческий!» — смело говорятъ люди, забывая то, что они исповедуютъ христiанское ученiе или, по крайней мере, живутъ среди людей, исповедующихъ его. Ведь не я выдумалъ это: именно то, что целомудрiе лучше распущенности и что человеку свойственно стремиться отъ одного къ другому. Ведь это не произвольное мое утвержденiе, а ясное и определенное положенiе откровенiя, въ которомъ мы, христiанскiе народы выросли. Въ этомъ откровенiи ясно и безповоротно указано то, что женатому должно оставаться съ темъ или съ тою, съ которымъ онъ сошелся. (Мф V...) Не женатому лучше не жениться (Мф, XVIII). Обоимъ же должно воздерживаться отъ любовнаго вожделенiя, такъ какъ самое вожделенiе къ женщине есть грехъ (Мф, V, 28). «Но не все верятъ откровенiю Христа, не все обязаны верить ему» — отвечаютъ на это. И это совершенно справедливо: верить откровенiю Христа потому, что оно откровенiе Христа, также неразумно, какъ верить откровенiю Магомета потому, что оно откровенiе Магомета. Но дело въ томъ, что откровенiю Христа мы веримъ не потому, что оно откровение Христа, а потому, что оно открываетъ намъ очевидныя для насъ свойства человеческой природы вне насъ, въ исторiи, и въ насъ, въ нашей совести и нашемъ разуме. 

№ 8.

этой цели. Главное же то, что если даже допустить, что идеалъ человечества есть полное целомудрiе и полное безбрачiе, то и признавъ этотъ идеалъ, мы не имеемъ никакого ни основанiя ни права обсуживать этотъ идеалъ на основанiи того, что будетъ, когда онъ достигнется.

№ 9.

Церкви же установили языческiй бракъ, назвали его христiанскимъ и вследствiи этого потеряли выставленный Христомъ идеалъ — стремленiе къ совершенству, включающее въ себе целомудрiе и въ браке и вне его, и нравственный уровень народовъ, живущихъ въ церковныхъ определенiяхъ брака, понизился до степени язычества. Понизился до такой степени, что въ нашемъ мире люди не замечаютъ того, что, исповедуя единобрачiе, они живутъ въ самомъ определенномъ многоженстве и многомужестве и что бракъ, установленный церквами, есть ничто иное, какъ только печать, накладываемая за деньги на некоторые исключительные браки, составляющiе едва ли не меньшую долю совершающихся въ действительности браковъ. Самый же бракъ самъ по себе есть въ большей части случаевъ ничто иное, как разрешенный и церковью и государствомъ и общественнымъ мненiемъ организованный развратъ.

Сноски

177. Зачеркнуто.:

Раздел сайта: