На каждый день.
Черновые варианты. Предисловие

ПРЕДИСЛОВІЕ.

Книга эта состоитъ, такъ же, какъ и первоначальный «Кругъ Чтенiя», изъ собранiя мыслей на каждый день. Разница только въ томъ, что мысли расположены здесь не такъ случайно, какъ въ той книге. Здесь въ каждомъ месяце содержанiе, общiй смыслъ мыслей каждаго дня вытекаетъ изъ содержанiя мыслей предыдущихъ дней. Такъ что каждый отдельно взятый месяцъ заключаетъ въ себе изложенiе одного и того же определеннаго жизнепониманiя, религiозно-нравственнаго, изъ котораго вытекаетъ и руководство поведенiя. Жизнепониманiе это съ разныхъ сторонъ подтверждается и освещается мыслями древнихъ и новыхъ мыслителей разныхъ народовъ.

Вся книга, такимъ образомъ, по числу месяцевъ, двенадцать разъ повторяетъ то же мiровоззренiе, которое выражено по числу дней въ месяце, въ тридцати отделахъ.

Отделы эти расположены въ следующемъ порядке:

1. Вера. Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, чтò онъ долженъ и чего не долженъ делать. Для того же, чтобы знать это, нужна истинная вера. Истинная же вера только та, которая одна для всехъ людей. И такая вера есть, и все люди знаютъ ее: истинная вера эта въ томъ, чтò одно и то же во всехъ верахъ и чтò одно и то же въ разуме и сердце каждаго человека.

2. Душа. Вера эта въ томъ, что во всехъ людяхъ, кроме тела, есть еще и то, чтò безтелесно и что даетъ жизнь телу.

3. Одна душа во всехъ. Безтелесное существо это одно и то же во всехъ людяхъ и во всемъ живомъ. Мы называемъ существо это душою.

4. Богъ. Въ самомъ же себе, неразделенное телами людей, безтелесное существо это, дающее жизнь всему живому, мы называемъ Богомъ.

5. Жизнь — единенiе. Душа наша, хотя теломъ и отделена отъ другихъ существъ и отъ Бога, всегда ищетъ соединенiя съ темъ, отъ чего она отделена.

6. Любовь. Соединенiе это съ другими существами и Богомъ достигается любовью.

7. Грехи, соблазны, суеверiя. Душа человека хочетъ соединиться съ душами другихъ людей и Богомъ. Но грехи, подчиняя душу человека его телу, мешаютъ этому.

8. Грехъ блуда. Больше всехъ греховъ подчиняетъ себе душу человека грехъ блуда. Грехъ блуда въ томъ, что человекъ отдается половой похоти не для продолженiя рода и возращенiя детей, а для удовлетворенiя телесной страсти.

9. Грехъ излишества. Также подчиняетъ телу душу человека и грехъ излишества. Грехъ этотъ въ томъ, что человекъ ради похотей пищи, одежды, жилища и всякой роскоши забываетъ душу.

10. Грехъ богатства. Третiй грехъ это — грехъ богатства. Грехъ этотъ въ томъ, что человекъ захватываетъ себе чужiе труды и не делится ими съ другими.

11. Грехъ тунеядства. Четвертый грехъ это — грехъ тунеядства. Грехъ этотъ въ томъ, что человекъ отъ того, что можетъ пользоваться чужими трудами, перестаетъ работать.

12. Грехъ недоброжелательства. Грехъ блуда, излишества, богатства, тунеядства втягиваетъ человека въ борьбу съ людьми. Борьба же съ людьми приводитъ людей къ худшему изъ греховъ — къ греху недоброжелательства.

13. Соблазнъ гордости. Грехи мешаютъ единенiю человека съ другими людьми и Богомъ. Соблазны оправдываютъ грехи. Самый вредный изъ соблазновъ это — соблазнъ гордости. Соблазнъ этотъ въ томъ, что человекъ признаетъ себя выше друтихъ людей и потому оправдываетъ себя въ техъ делахъ, которыя считаетъ грехами для другихъ людей.

14. Соблазнъ славы людской. Второй соблазнъ это — соблазнъ славы людской. Соблазнъ этотъ въ томъ, что человекъ делаетъ не то, чтò онъ самъ передъ своей совестью считаетъ хорошимъ, а то, чтò одобряютъ люди.

15. Соблазнъ наказанiя. Третiй соблазнъ это — соблазнъ наказанiя. Соблазнъ этотъ въ томъ, что люди оправдываютъ свое недоброжелательство темъ, что будто бы то зло, которое они делаютъ людямъ, они делаютъ для пользы техъ, кому они делаютъ зло, называя это зло не зломъ, а наказанiемъ.

— суеверiе насилiя. Суеверiе это въ томъ, что будто бы одни люди могутъ силою устраивать жизнь друтихъ людей.

17. Суеверiе государства. Суеверiе насилiя породило суеверiе государства. Суеверiе государства въ томъ, что будто бы для того, чтобы люди могли жить хорошо, они должны жить не по своей воле и своему разуму, а по воле и разуму некоторыхъ людей и потому должны исполнять требованiя этихъ людей, какiя бы они ни были.

18. Суеверiе церкви. Соблазнъ государства поддерживается суеверiемъ церкви. Суеверiе это въ томъ, что будто бы были и есть такiе люди, которые, собравшись вместе и назвавъ себя церковью, могутъ разъ навсегда и для всехъ людей устанавливать законъ Бога.

19. Суеверiе науки. Подобное суеверiю церкви, есть еще и суеверiе науки, тоже поддерживающее суеверiе государства. Суеверiе это въ томъ, что будто бы те знания, которыя прiобретены немногими, освободившимися отъ необходимаго для жизни труда, людьми и необходимы для государства, суть те самыя знанiя, которыя важны и нужны для всехъ людей.

20. Усилiе. Для того, чтобы освободиться отъ греховъ, соблазновъ и суеверiй, нужно духовное усилiе.

— въ самоотреченiи, т. -е. въ такомъ отреченiи отъ тела, при которомъ не тело властвуетъ надъ душой, а душа властвуетъ надъ теломъ.

22. Усилiе смиренiя. Причина всехъ соблазновъ въ гордости, т. -е. въ возвышенiи себя надъ другими людьми. И потому духовное усилiе противъ соблазновъ — въ смиренiи, т. -е. памятованiи о томъ, что человекъ по душе не можетъ быть выше другого человека.

23. Усилiе правдивости. Причина всехъ суеверiй въ доверiи къ внешнимъ людскимъ ученiямъ. И потому духовное усилiе противъ суеверiй — въ признанiи божественности своей природы и проявленiя ея въ разуме, допускающемъ истину только въ томъ, чтò согласно съ нимъ.

24. Усилiе воздержанiя въ поступкахъ. Усилiя самоотреченiя, смиренiя, правдивости все всегда такiя, что человеку нужно не столько думать о томъ, чтò ему должно делать, сколько о томъ, отъ чего ему должно воздержаться.

25. Усилiе воздержанiя въ слове. Усилiе воздержанiя, нужное въ поступкахъ, так же нужно и въ слове, потому что словомъ можно разъединять людей, можно и соединять ихъ.

27. Жизнь только въ настоящемъ. Жизнь человеческая проходитъ не во времени, въ продолженiе столькихъ-то дней, месяцевъ, летъ отъ рожденiя и до смерти, но всегда происходитъ сейчасъ, въ настоящую минуту. И потому благомъ или зломъ жизни человеческой можетъ быть только то, чтò въ настоящую минут происходитъ съ нимъ. То же, чтò въ настоящую минуту происходитъ съ человекомъ, — всегда во власти его. Делаетъ человекъ сейчасъ, въ настоящую минуту то усилiе, которое соединяетъ его съ другими людьми и съ Богомъ, — и ему хорошо. А это всегда можетъ делать человекъ.

28. Нетъ зла. И потому, чемъ больше полагаетъ человекъ въ минуту настоящаго усилiй для освобожденiя себя отъ греховъ, соблазновъ и суеверiй, темъ меньше могутъ быть чувствительны для него все те телесныя бедствiя, которыя считаются несчастьями.

29. Нетъ смерти. Тело живетъ во времени, и потому для тела есть смерть; душа же живетъ въ настоящемъ, а для настоящаго нетъ ни начала, ни конца, и потому для души нетъ и не можетъ быть смерти.

30. После смерти. То, что люди на нашихъ глазахъ умираютъ, показываетъ намъ только то, что тела людей изменяются, но про жизнь нашу, которую мы знаемъ въ настоящую минуту, мы знаемъ, что она есть и не можетъ уничтожиться, потому что она одна только есть. Не было бы ея — ничего бы не было.

— благо. Жизнь человека — это все большее и большее соединенiе души, отделенной теломъ отъ другихъ душъ и отъ Бога, съ темъ, отъ чего она отделена. Соединение это делается темъ, что душа все больше и больше освобождается отъ тела. И потому, если человекъ понимаетъ, что въ этомъ освобождении его жизнь, и желаетъ этого освобожденiя, то жизнь его не можетъ быть ничемъ инымъ, какъ только темъ, чего онъ желаетъ, т. е. благомъ.

Такъ какъ одни месяцы имеютъ тридцать дней, a другiе — тридцать одинъ, то въ тридцатидневныхъ месяцахъ соединены вместе два рядомъ расположенные отдела.

Подъ мыслями, которыя я заимствовалъ у друтихъ мыслителей, я обозначаю ихъ имена. Но многiя изъ такихъ мыслей были мною сокращены и изменены, согласно моему разуменiю.

Все же мысли не подписанныя составлены мною.

31 марта 1910 г.

Раздел сайта: