О государстве (варианты)

О государстве
Варианты

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ [«О ГОСУДАРСТВЕ»]

№ 1.

Придумывать объясненiя существованiя такого страннаго учрежденiя, при которомъ воля одного или несколькихъ людей можетъ быть причиною всякаго рода страданiй, смерти и, хуже всего, развращенiя многихъ, придумывать разумныя причины этому поразительному, противному и чувству и разуму человеческому учрежденiю действительно очень трудно, и нужны самыя отвлеченныя отвлеченности для того, чтобы не видна была простая, грубая правда, грубое насилiе человека надъ человекомъ, попиранiе однимъ человекомъ высшихъ свойствъ другого. Очень трудно оправдывать, но для того, кто не хочетъ оправдывать, понять сущность дела необычайно легко. Трудность только въ томъ, что последствiя этого учрежденiя, окружающiя насъ, такъ огромны, такъ привыкли все люди признавать священнымъ (хорошо бы, если бы признавалось священнымъ что-нибудь хорошее, а то признается самое отвратительное) то, что не только не священно, но отвратительно, что надо большое усилiе, чтобы понять всю простоту, зловредную губительность для жизни людей этого учрежденiя. Ведь дело такъ просто, что описывая его совестно говорить какъ о чемъ-то новомъ, никому неизвестномъ: такъ оно бьетъ въ глаза своей очевидностью. И, удивительное дело: я, думая о предметахъ, связанныхъ съ государствомъ, сознавая всю его губительность, до 80-ти летъ не могъ понять, въ чемъ это простое и ясное дело, и только, смешно сказать, нынче мне это открылось какъ что-то новое.

№ 2.

Все это великое устройство государства основано только но томъ (говорю только о томъ, какъ оно могло начинаться), что люди, сначала силою овладевъ другими, внушивъ имъ страхъ къ себе и этимъ страхомъ заставляя ихъ делать то, что имъ хочется, властвовали одни надъ другими. Имея уже непосредственную власть надъ некоторыми, они привлекали къ поддержанiю своей власти насилiемъ и угрозами насилiя людей, какъ тотъ стражникъ, которыхъ они, вследствiе своего насилiя надъ первыми, могли подкупать, т. е. заставлять ихъ делать дела, противныя ихъ совести. Въ этомъ самомъ простомъ явленiи ядро, зерно всехъ государственных устройствъ, всехъ покоренiй однихъ народовъ другими, положенiя всехъ Польшъ, Индiй, Боснiй и Герцеговинъ и т. п., всехъ ужасныхъ злодеянiй, совершающихся внутри государствъ и вне ихъ, злодеянiй темъ особенно ужасныхъ, что принимаемый людьми за справедливое, даже за достойное похвалы, все эти злодеянiя все более и более развращаютъ народъ и лишаютъ его пониманiя своего положенiя и техъ средствъ, которыя могутъ вывести его изъ его и подавленнаго, и несчастнаго, и развращеннаго положенiя.

получаетъ 35 за то, что онъ при случае готовъ вести въ тюрьму, даже убить своего ближняго.

№ 3.

<Т. -е. не уверены, a уверяютъ себя, что верятъ, въ глубине же души не могутъ не знать, что если кого ужъ называть негодяями, то они самые несомненные негодяи не только по своимъ свойствамъ, но по всей своей отвратительной деятельности.>

№ 4.

Король, императоръ, вообще такъ называемый глава государства не можетъ не <дорожить своимъ положенiемъ, потому что оно не только выгодно, но оно и очевидно преступно для всякаго человека, освободившегося отъ фикцiи государства. Всемъ же, начиная отъ министра и кончая последнимъ чиновникомъ, служащимъ ему, необходимо нужно поддерживать то таинственное величiе, безъ котораго превращается въ ничто все это сложное построенiе. Поддерживаетъ этихъ людей въ ихъ деятельности не одни 35 р. стражника, <не одна корысть> хотя 35 р. всетаки главная причина, но тутъ и сложные мотивы того, что называется честолюбiемъ, <но что по настоящему должно бы было называться подлолюбiемъ, тутъ и преданiя, и личная, и сословная, и национальная гордость, и сложная религiя — все это складывается въ одно громадное, хотя и безъ всякаго основанiя зданiе, но которое импонируетъ массамъ и изъ котораго не могутъ выбраться даже и те искреннiе люди, которые служатъ этому обману.>

№ 5.

государства насильниковъ, разбойниковъ, подбираютъ и соединяютъ въ одну, повинующуюся одной воле силу людей, подговариваемыхъ ими къ этому или обманомъ, или подкупомъ, или, когда власть уже установлена, страхомъ, угрозой.

№ 6.

Всемъ имъ прежде всего нужно <35 рублей. Но для того, [чтобы] скрыть это отъ самихъ себя, они приписываютъ особенное, таинственное величiе государству и значенiе служенiя ему. Древность, внешнее величiе этого обмана такъ сложны, такъ скрыты въ немъ искусно его основные мотивы, что, странное дело! даже те люди, революцiонеры, которые видятъ весь ужасъ, всю зловредность обмана, не понимая его сущности, думаютъ насилiемъ свергнуть насилiе, а не видятъ того, что пока можно будетъ подкупить царей, палачей, министровъ, стражниковъ, порядокъ этотъ нельзя уничтожить. Уничтожить этотъ порядокъ можно будетъ только тогда, когда люди будутъ въ состоянiи противустоять соблазнамъ страха наказанiя и приманке корысти, когда у людей будутъ основы, вследствiе которыхъ они будутъ въ силахъ противустоять этимъ соблазнамъ. Основы эти — одне: религiозно-нравственныя.>

№ 7.

<Когда же такой порядокъ утвердится, эти люди внушаютъ темъ, надъ кемъ они властвуютъ, что властвованiе это не только не вредно для подвластныхъ, но полезно, необходимо для нихъ, такъ [какъ] устанавливаетъ между ними порядокъ и главное защищаетъ отъ другихъ грабителей.>

Сноски

О государстве

Разделы сайта: