Отрывок записки о народных школах Крапивенского уезда

[ОТРЫВОК ЗАПИСКИ О НАРОДНЫХ ШКОЛАХ КРАПИВЕНСКОГО УЕЗДА.]

(1875.)

... качества ученiя. 3) Меньше расходы земства. 4) Прямое и живое участiе обществъ въ своихъ школахъ. 5) Привлеченiе изъ местныхъ жит[елей] крестьянскаго сословiя лицъ въ учителя. 6) Отсутствiе постороннихъ вредныхъ влiянiй. —

1) Цифры. — 2) Отчетъ и соображен[iя] о народномъ прiеме. Мой недостаточно народенъ. 3) Расходы относительно прежняго. 4) Эпизоды недовольства за дурн[ое] ученье въ Ник. когда открываются нов[ые] въ Моск. В. нерелигiозное въ Мисоедове — побои. — 5) Общiй характеръ учителей — Духовенства, разночинцевъ, крестьянъ. Характеръ ихъ образованiя и деятельности. 6) Эпизодъ Красногорь [?]. Общiй характеръ Семинаристовъ и Словъ [?]. Какъ смотрятъ на это пессимисты и либералы — анекдотъ о Борисове. Общiй выводъ — соответственность этихъ меръ помещенiя (%) жалованья на лето. Простаго прiема обученiя и образованiе учителей изъ крестьянъ.

... въ Амер[иканскихъ] книгахъ на конце тамъ где бываютъ Mоnеу желалъ даже, чтобы направленiе это было бы моей задушевной верой именно для того, чтобы вера что все истина и образов[анiе] въ естеств. наукахъ я могъ всетаки искренн[о] сказать, что это нехорошо, и нехорошо не потому, что мне не нравил[ось], а потому, что народъ не хочетъ и не любитъ этаго. А то что онъ любитъ не мешаетъ всякаго рода развитiя. По псалтырю можно выучиться чита[ть], а потомъ читать Дарвина. —

Вся <наша> ошибка въ новой педагог[iи] та, что совершенно забыто, что народъ име[лъ] 1000 летнюю исторiю образованiя. И начинать писать на немъ [какъ] на Tabula rasa нельзя. — Вообще, чтобы образованiе пошло, не представляло опасность, надо спуститься къ требованiямъ народа, помогать ему въ удовлетворенiи его требованiй, предлагая ему новое. И самое дело образованiя предоставить изъ него выбраннымъ лицамъ. Семинарiя и школы образцовыя. 

Примечания

В архиве Толстого сохранились некоторые материалы, относящиеся к его земской деятельности в качестве помощника председателя Училищного совета Крапивенского уезда. Помимо чисто официальных писем и рапортов, полученных им от различных лиц и учреждений по вопросам школьной жизни, к числу этих материалов относятся и два отрывка, принадлежащие самому Толстому и связанные с его докладами уездному земскому собранию о работе сельских школ Крапивенского уезда, вверенных его наблюдению.

Сохранившийся отрывок, автограф Толстого, писан на оторванном от двойного листа тонкой линованной почтовой бумаги и представляет собой черновые заметки, в виде на-скоро, для памяти, набросанной программы предполагаемого доклада. Почерк в начале очень крупный и размашистый, на обороте — более мелкий и сжатый. Верхний правый край листа оторван и от него сохранились только отдельные слова, лишенные общей связи:

«Меры и.... Съезды... Результаты.... 2) заявленiе же.... Неудача съез[да].... Общiй результа[тъ].... число учащихся 2...»

На обороте листа текст также начинается с отдельных оторванных несвязных слов:

«.... новейшей педа[гогiи].... ся. Все Азбуки [пр]едназначенныя для... ти всегда естественно-исто[рическим][?].... ми положенiемъ. Кро.... начел[?] Прем. но зато.... [ч]тобы сеять или en regard.... къ обезьяны животное растенье.... вленье упорно и нами[?] просвечиваетъ....[вс]ехъ этихъ книгахъ также как[ъ]»

Связный текст начинается со слов: «въ Амер. книгахъ...».

На обороте — конец (несколько строк) письма Варвары Валерьяновны Толстой («Варя»), писанного рыжими, сильно выцветшими чернилами. Текст Толстого писан темными чернилами между строк письма его племянницы. Разница в содержании текста, и в почерке автографа заставляет думать, что отрывок писан не одновременно, а в два приема.

(Папка XVI).

Печатается впервые.

478. Зачеркнуто: почти

479.

Разделы сайта: