По поводу статьи Струве (вариант)

По поводу статьи П. Струве
Варианты

ВАРИАНТ «ПО ПОВОДУ СТАТЬИ СТРУВЕ».

Отъ того ли, что, не читая журналовъ, я отвыкъ отъ умныхъ разсужденiй или вообще отъ умственной слабости, но я несмотря на все усилiя ничего не могъ понять въ этомъ разсужденiи.

И потому неизбежно былъ приведенъ къ признанiю одного изъ двухъ или того, что говоря просто глупъ я, не понимая того, что можно понять, или глупъ тотъ, кто пишетъ то, чего никакъ нельзя понять. Въ данномъ случае решенiе дилеммы легко, не говоря уже о томъ, что Г-нъ Струве кажется профессоръ во всякомъ случае очень ученый человекъ, я же отставной офицеръ, не кончившiй курса въ высшемъ учебномъ заведенiи, решенiе дилеммы было легко уже по одному тому, что не понимаю я того, что говоритъ Г. Струве. Онъ же нетолько понимаетъ, но и исправляетъ погрешности моего разсужденiя, видя явное противоречiе тамъ, где я несмотря на усилiя никакъ не могъ усмотреть его.

томъ, что для того чтобы избавиться отъ жизни, основанной на насилiи, и установить жизнь, основанную на любви, людямъ (естественное свойство которыхъ состоитъ въ любви,) нужно избавиться отъ скрывающихъ отъ нихъ радостную жизнь любви греховъ, соблазновъ и суеверiй (мысль эту я неоднократно выражалъ въ моихъ писанiяхъ), прежде отъ суеверiй, что легче всего, потомъ отъ соблазновъ, потомъ отъ греховъ.

Такъ что въ томъ, въ чемъ Г. Струве усматриваетъ противоречiе, я по неучености своей виделъ только просто указанiе на то, въ чемъ должны состоять усилiя людей для освобожденiя себя отъ закона насилiя.

<Но Г-нъ Струве не хочетъ знать этого. Не хочетъ же онъ знать этого очевидно потому, что не хочетъ впасть въ то самое, въ чемъ онъ (такъ победоносно) уличаетъ меня, въ противоречiе. Противоречiе же, въ которое боится впасть Г. Струве, есть противоречiе здраваго смысла съ суеверiемъ науки, съ темъ самымъ суеверiемъ, отъ котораго я считаю прежде всего необходимымъ избавиться людямъ, но которое Г. Струве и признаетъ чемъ то неизменнымъ, не могущимъ быть измененнымъ усилiями людей.

И потому очевидно глупъ только я, не понимающiй того, что говоритъ Г-нъ Струве.>

Дело очевидно въ томъ, что Г. Струве по учености своей очень хорошо знаетъ, въ чемъ по науке состоитъ основной роковой вопросъ совершенствованiя человеческой жизни и что существующее устройство тоже по науке неизменно и не можетъ быть разрушено освобожденiемъ людей отъ суеверiя государства, поддерживаемаго суеверiемъ науки, я же по невежеству своему не знаю этого и по невежеству своему воображаю, что если люди перестанутъ верить въ Казанскую Царицу Небесную, то и перестанутъ ставить ей свечи, а если перестанутъ верить въ неизбежность предопределенiя государства, то и перестанутъ служить ему.

По поводу статьи П. Струве

Разделы сайта: