Правила для педагогических курсов
(старая орфография)

Правила для педагогических курсов
Старая орфография

ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХЪ КУРСОВЪ,
учрежденныхъ графомъ Л. Н. Толстымъ въ сельце Ясной Поляне Крапивенскаго уезда Тульской губернiи для приготовленiя народныхъ учителей.

1875.

Глава I-я. Общiя положенiя.

1. Педагогическiе курсы для приготовленiя народныхъ учителей учреждаются графомъ Л. Н. Толстымъ въ сельце Ясной Поляне Тульской губернiи Крапивенскаго уезда.

2. Цель педагогическихъ курсовъ — доставить педагогическое образованiе молодымъ людямъ всехъ сословiй, преимущественно крестьянскаго, православнаго исповеданiя, желающихъ посвятить себя учительской деятельности въ народныхъ школахъ <Тульской губернiи>.

3. Для практическихъ упражненiй воспитанниковъ педагогическихъ курсовъ въ преподаванiи, при означенныхъ курсахъ существуетъ народное училище.

4. Педагогическiе курсы <и народное училище> содержатся на иждивенiи графа Л. Н. Толстаго и суть заведенiя открытыя.

5. <Въ педагогическихъ курсахъ состоитъ... человекъ учащихся.>[460] Количество учащихся не можетъ быть определено въ точности; но предполагается не менее 50.

6. Педагогическiе курсы состоятъ изъ <трехъ> двухъ классовъ; курсъ ученiя въ нихъ <трехъ> двухгодичный, по одному году въ каждомъ классе. <Впрочемъ> для <некоторыхъ> более же способныхъ воспитанниковъ онъ можетъ быть сокращенъ, по усмотренiю учредителя курсовъ; <но воспитанникамъ, оказавшимся черезъ три года ученiя не вполне приготовленными для самостоятельной учительской деятельности, дозволяется оставаться въ заведенiи еще одинъ годъ.>

7. [461]Педагогическiе курсы непосредственно подчиняются Попечителю Московскаго Учебнаго Округа.

Глава II. Составъ педагогическихъ курсовъ для приготовленiя народныхъ учителей.

9. Педагогическiе курсы и народное при нихъ училище состоять подъ непосредственнымъ управленiемъ графа Л. Н. Толстаго.

10. <Графъ Л. Н. Толстой имеетъ бдительный надзоръ за воспитанниками въ нравственномъ отношенiи не только въ стенахъ заведенiя, но и вне ихъ, по мере возможности.>

11. [462]Въ конце года графъ Л. Н. Толстой представляетъ Попечителю Учебнаго Округа отчетъ о состоянiи своего заведенiя.

12. При педагогическихъ курсахъ состоять: одинъ законоучитель, учителя остальныхъ предметовъ — числомъ, по усмотрению учредителя курсовъ, и учитель народнаго училища.

13. [463]Учителя избираются и назначаются графомъ Л. Н. Толстымъ: Законоучитель, пo предварительному соглашенiю съ епархiальнымъ начальствомъ, изъ лицъ духовнаго званiя, имеющихъ на то право по воспитанiю; остальные учителя изъ лицъ, по своему образованiю удовлетворяющихъ требованiямъ отъ преподавателей педагогическихъ курсовъ.

14. Преподаватели обязаны: <а., съ целiю чисто педагогическою, на сколько имъ позволяетъ время, присутствовать на урокахъ одинъ другаго; б.> [464]кроме преподаванiя своихъ предметов, руководить воспитанниковъ въ ихъ практическихъ занятiяхъ въ народномъ училище и помогать имъ въ учебныхъ занятiяхъ вне классовъ; <в., содействовать графу Л. Н. Толстому въ нравственномъ надзоре за воспитанниками и вне стенъ заведенiя.>

15. Въ случае болезни или отсутствiя одного изъ преподавателей, исполненiе его обязанностей, по распоряженiю учредителя, принимаютъ на себя, насколько это возможно, прочiе наличные преподаватели.

16. Въ случае болезни или отсутствiя графа Л. Н. Толстаго, одинъ изъ преподавателей, по его назначенiю, заступаетъ его место.

17. [465]По мере надобности, графъ Л. Н. Толстой собираетъ учащихъ для совещанiя по разнымъ деламъ, касающимся до заведенiя. Таковы: а., Прiемъ желающихъ поступить въ педагогическiе курсы и снабженiе ихъ, по окончанiю курса ученiя, свидетельствами объ отомъ; <б., Определенiе наградъ и наказанiй;> в., Увольненiе изъ заведенiя воспитанниковъ не благонадежныхъ, особенно въ нравственномъ отношенiи; г., устройство учебной части педагогическихъ курсовъ и народнаго при нихъ училища; утвержденiе программъ и способовъ преподаванiя; выборъ учебниковъ и руководствъ изъ числа одобренныхъ М-вомъ Нар. Просвещенiя и духовнымъ ведомствомъ; распределенiе учебныхъ предметовъ и уроковъ между учащими; д., назначенiе къ выписке книгъ для учениковъ и для фундаментальной библiотеки е., изысканiе всехъ меръ вообще, которыя могутъ служить къ благоустройству и успехамъ заведенiя въ учебно-воспитательномъ, административномъ и хозяйственномъ отношенiи.

19. Общiй прiемъ въ педагогическiе курсы бываетъ одинъ разъ въ годъ, предъ начатiемъ учебнаго курса; но частные прiемы, по усмотренiю учредителя, могутъ быть и въ теченiе года, съ темъ чтобы желающiе поступить въ педагогическiе курсы по своимъ познанiямъ и развитiю подходили подъ уровень того класса, въ который они желаютъ поступить.

20. Желающiе поступить въ педагогическiе курсы должны лично явиться къ графу Л Н. Толстому и представить ему,[466] кроме метрическаго свидетельства о рожденiи и крещенiи, а: Лица податнаго состоянiя: 1, паспортъ или видъ на жительство и согласiе общества, и 2, свидетельство отъ своего приходскаго священника или отъ лица, известнаго графу, о добромъ поведенiи, если проситель лично известенъ учредителю курсовъ, или училищное свидетельство о своихъ познанiяхъ и добромъ поведенiи, если проситель обучался въ народномъ училище. Б., Лица же другихъ сословiй: свидетельство о своихъ познанiяхъ и о добромъ поведенiи отъ техъ заведенiй, где воспитывались, или отъ лицъ, известныхъ учредителю курсовъ, если лично ему неизвестны.

21. Все, желающiе поступить въ первый классъ педагогическихъ курсовъ, подвергаются испытанiю по темъ предметамъ, которые составляютъ курсъ народныхъ училищъ, при чемъ обращается преимущественное вниманiе не на механическую бойкость ответовъ, но на пониманiе и способность соображенiй.

Примеч.: Курсъ народныхъ училищъ определенъ программами, приложенными къ правиламъ для выдачи свидетельствъ о знанiи курса начальныхъ училищъ лицомъ, желающимъ при отбыванiи воинской повинности воспользоваться льготой, определенною п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности.

<22. Воспитанники педагогическихъ курсовъ освобождаются на все время пребыванiя своего въ заведенiи отъ лежащихъ на нихъ повинностей, въ томъ числе и военной.>

23. [467]Образъ жизни воспитанниковъ педагогическихъ курсовъ определяется учредителемъ сихъ курсовъ.

24. Воспитанники, окончившiе курсъ въ заведенiи графа Л. Н. Толстаго, не получаютъ свидетельства отъ заведенiя на званiе народнаго учителя; но прiобретаютъ это званiе узаконеннымъ порядкомъ.

[468]Впрочемъ они могутъ быть допускаемы Инспекторами народныхъ училищъ къ учительскимъ занятiямъ въ сихъ училищахъ, если инспекторы найдутъ ихъ къ тому способными.

Глава ІІІ-я. Учебно-воспитательная часть.

25. Педагогическiе курсы состоятъ изъ 2-хъ[469] классовъ: младшаго, <средняго> и старшаго, съ годовымъ курсомъ въ каждомъ.

26. <Курсъ младшаго и средняго классовъ теоретическiй;> Воспитанники <въ немъ только учатся; курсъ старшаго класса теоретико-практическiй; воспитанники этаго класса> не только учатся сами, но и постепенно[470] подъ руководствомъ своихъ учителей[471] упражняются въ преподаванiи <въ> состоящемъ при курсахъ народномъ училище.

27. Ученiе въ педагогическихъ курсахъ начинается съ 15 Сентября[472] и продолжается до 1-го Мая.[473] Въ воскресные, праздничные и табельные дни воспитанники свободны отъ уроковъ. Ученья не бываетъ: во время Рождества Христова съ 24-го Декабря по 7-е Января, съ пятницы масляной до понедельника 1-й недели великаго поста и съ субботы вербной до понедельника Фоминой недели. На страстной неделе воспитанники говеютъ.

28. На рождественскiе святки, страстную и светлую недели и на летнiе каникулы съ 1-го Мая по 15-е Сентября воспитанники могутъ быть увольняемы къ родителямъ и родственникамъ.

29. Предметы преподаванiя въ педагогическихъ курсахъ определены въ плане сихъ курсовъ, представленномъ г. Попечителю.

<30. Практическiя занятiя учениковъ <старшаго класса> въ народномъ училище совпадаютъ по времени съ ихъ теоретическими занятiями въ педагогическихъ курсахъ; поэтому въ первыхъ воспитанники обыкновенно принимаютъ участiе только поочередно, небольшими партiями отъ 2 до 4-хъ человекъ, за исключенiемъ двухъ часовъ въ неделю, когда они все обязаны участвовать въ этихъ занятiяхъ.)

31. Въ народномъ училище, состоящемъ при педагогическихъ курсахъ, преподаются те же предметы, какъ и въ каждомъ народномъ училище, т. e. Законъ Божiй, чтенiе и письмо по-русски, славянское чтенiе, арифметика и пенiе.

32. Для каждого класса педагогических курсовъ назначается въ неделю по 30-ти[474] часовыхъ уроковъ; въ этомъ числе 2 часа[475] въ младшемъ и по 3 часа въ старшемъ назначаются на собственно[476] практическiя занятiя учениковъ <старшаго класса> въ народномъ училище, подъ руководствомъ или самаго учредителя курсовъ или одного изъ учителей по его указанiю. <Ученики народнаго училища занимаются 20-ть часовъ въ неделю.>

недельныхъ уроковъ делается только по разрешенiю г. Попечителя Учебнаго Округа.

34. Кроме показанныхъ въ таблице уроковъ для воспитанниковъ педагогическихъ курсовъ могутъ быть назначаемы общее чтенiе и беседы по предметамъ ихъ курса.

<Таблица числа недельныхъ уроковъ въ педагогическихъ курсахъ и народномъ при нихъ училище.>

Предметы преподаванiя въ педагогическихъ курсахъ[477]

Въ народномъ училище

Младшiй кл.

Среднiй кл.

Старшiй кл.

4

3

 

Арифметика...

6

3

 

Русский язык...

6

6

 

Славянскiй язык...

2

2

 

Географiя...

2

 

Исторiя...

2

 

Геометрiя линейное...

2

2

 

2

 

Пенiе...

2

2

 

Алгебра...

6

 

Практическiя занятiя...

2

2

 

Чистописанiе...

6

 
 

30

 

30

 

Инспектор []

Примечания

Неудача в Московском комитете грамотности не подействовала на изменение педагогических взглядов Толстого. Твердо уверенный в правильности принятого им способа обучения грамоте, он не хотел сдавать своих позиций сторонникам звукового метода. Был один момент, когда Толстой думал даже заинтересовать в этом деле высшие правительственные власти, убедив их в целесообразности своего способа обучения, который он считал более простым, практичным, более соответствующим духу русского народа и складу русского языка, чем звуковой метод, целиком заимствованный от немецких педагогов. В архиве Толстого сохранилось его письмо к министру народного просвещения гр. Дмитрию Андреевичу Толстому от 18 апреля 1874 г., писанное, очевидно, под свежим впечатлением, вынесенным им из прений в Комитете грамотности, в которых большинство ораторов, из числа молодых московских педагогов, выступало против Толстого, в защиту нового звукового метода обучения грамоте. Поэтому в своем письме к министру Толстой резко критикует этот метод своих противников, как «построенный на бесцельно усложненных и ложных началах, совершенно чуждых и даже противных духу русского языка и народа...» «Во всяком случае, — пишет он, — я убежден, что при немецких педагогических основах дело народного образования не может идти успешно. Вместо этой искусственной системы, по которой так продолжительно и сложно выучиваются учителя и неуспешно, с помощью дорогих пособий, учат детей, я предлагаю простой, народный и понятный прием обучения... Смею Вас уверить, что долгий и добросовестный опыт показал мне всеобщую удобоприменительность того очищенного от его недостатков народного способа, который я только для краткости называю своим; и что если бы Министерство нашло это дело заслуживающим внимания, я бы мог представить подробную программу и план преподавания в народной школе и план образования народных учителей в самых школах».[1284]

Письмо это не было отправлено Толстым по назначению, вероятно потому, что, по зрелому размышлению, он признал невозможным осуществить свои планы при сложившихся в Министерстве народного просвещения узко-бюрократических порядках. В связи с этим он писал, между прочим, своей двоюродной тетке гр. А. А. Толстой в письме от 23 июня 1874 года: «Я занят практическими делами, а именно педагогией: устраиваю школы, пишу проэкты и борюсь с петербургской педагогией вашего protégé[1285] Дм[итрия] Андр[еевича], который делает ужасные глупости в самой важной отрасли своего управления, в народном образовании».[1286]

Однако мысль, высказанная Толстым в его письме к министру народного просвещения, мысль о необходимости «образования народных учителей в самых школах» не была им оставлена. Вообще вопрос о постановке дела элементарного образования в народных, в частности сельских, школах настолько интересовал Толстого, что еще осенью 1873 года он решил даже, вопреки своему обычному нерасположению к официальным выступлениям, баллотироваться в гласные Крапивенского уездного земства, для того чтобы иметь возможность принять непосредственное и активное участие в общественной работе в пользу близкого ему школьного дела. Избранный единогласно в члены Училищного совета, он серьёзно занялся исполнением взятых на себя обязанностей. В декабре 1874 года он писал тому же лицу: «Я теперь весь из отвлеченной педагогии перескочил в практическое с одной стороны и в самое отвлеченное с другой стороны дело школ в нашем уезде. И полюбил опять, как 14 лет тому назад, эти тысячи ребятишек, с которыми я имею дело... Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, в роде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. И дело у меня идет хорошо, очень хорошо. Я вижу, что делаю дело и двигаюсь вперед гораздо быстрее, чем я ожидал».[1287] Об этом увлечении школьным делом, охватившем Толстого, говорит и С. А. Толстая в своем письме к брату С. А. Берсу от 20 ноября: «Лёвочка весь ушел в , школы, учительские училища, т. е. где будут образовывать учителей для народных школ, и всё это его занимает с утра до вечера».[1288]

В своей статье «О народном образовании» Толстой, полемизируя против насильственного внесения в народную школу новых программ, приемов и методов, заимствованных у немцев, искусственных и чуждых народному духу, высказывает свое глубокое убеждение, что всё дело народного образования должно быть основано на полной свободе и всецело предоставлено самому народу, потому что только при таком условии народное образование может развиваться быстро и успешно. Шурин Толстого Степан Андреевич Берс, одно время помогавший ему в его работе с яснополянскими школьниками, сообщает в своих воспоминаниях, что Толстой неоднократно высказывал мысль, что учителя, вышедшие из интеллигентной среды «не в состоянии образовать простого народа так, как это нужно народу, потому что видят благо народа в прогрессе и цивилизации».[1289] Поэтому Толстой считал необходимым создание дешевых народных школ, с учителями, близкими народу, вышедшими из той же народной, крестьянской среды. «Я помню, — говорит Берс, — что главная цель Льва Николаевича в этом деле заключалась в том, чтобы будущего учителя-крестьянина удержать в той же обстановке, в которой живут крестьяне, и чтобы образование не развивало в нем новых внешних потребностей, кроме духовных». Одно время у Толстого возникла даже мысль о создании высшего учебного заведения для народа, но такого, чтобы поступление в него и обучение в нем не требовало изменения в условиях жизни учеников. «Пусть это будет », говорил Лев Николаевич.[1290]

места учителей в деревенских школах, заявить об этом Училищному совету. В связи с этим предложением Толстой несколько месяцев спустя писал одному общественному деятелю Нижегородской губернии: «Мера эта превзошла все ожидания Совета. В настоящее время большое число вновь открытых школ замещено учителями из молодых крестьян, оказавшимися в высшей степени ревностными, понятливыми, нравственными и постоянно развивающимися учителями». Эти учителя некоторое время (иногда несколько дней, а иногда неделю, две три) совершенствовались в знаниях в Яснополянской школе; жалование им платилось от 4 до 8 руб. в месяц. «Школ с такими учителями, — писал далее Толстой, — около 20, и результаты их — некоторые существуют 21/2 месяца — необычайны. Приписать ли это близости учителя к ученику, добросовестности и серьезности отношения к делу учителей, но результаты учения в этих школах не хуже и иногда лучше, чем в школах с учителями в 300 руб. жалованья — учащих по усовершенствованным способам. В четырех таких школах, открытых 21/2 месяца, все ученики (до 30) пишут, читают и знают сложение и вычитание».[1291]

Летом 1875 года Толстой решил организовать в Ясной поляне Педагогические курсы для подготовки народных учителей, преимущественно из крестьянской молодежи. Для получения соответствующего официального разрешения он обратился в управление Московского учебного округа, с приложением разработанной им программы предполагаемых курсов. 16 июля он получил от директора народных училищ Тульской губернии бар. Н. Нольде официальное письмо, в котором сообщается, что Попечительский совет Московского учебного округа в заседании 20 июня, по рассмотрении предложенного проекта педагогических курсов, нашел нужным сделать в этом проекте некоторые изменения и дополнения.

«Чтобы не замедлить ход дела внесением исправленного проекта на обсуждение в новом заседании Попечительского совета, которое не может состояться раньше начала будущего учебного года, прилагается еще переписанный набело проект в исправленном виде, согласно замечаниям Попечительского совета, именно в том виде, в каком он, подписанный Вашим Сиятельством, в случае согласия с мнением Попечительского совета и возвращенный в Управление округа, мог бы быть немедленно представлен на утверждение Министерства народного просвещения. Всё это г. Попечитель округа изложил в письме на имя Директора народных училищ и поручил сообщить Вашему Сиятельству».[1292]

и на жалование учителям. Тульская губернская управа поддержала это ходатайство Толстого, а губернское собрание, в заседании 12 декабря 1876 года приняло его просьбу о пособии для устройства Педагогических курсов и постановило ассигновать для этой цели некоторую сумму, в зависимости от количества слушателей, посланных от уездных земств для обучения педагогическому делу. Тульская губернская управа, ознакомившись с условиями поступления на яснополянские курсы, установила, что для бесплатного обучения на курсах может быть прислано всего 43 человека, причем на содержание их в течение шести зимних месяцев может быть отпущено 24 рубля на каждого. Открытие курсов было предположено на сентябрь 1877 года.

Но, несмотря на незначительность предстоящих расходов для предполагаемых курсов, большинство училищных советов и уездных управ уклонилось от сделанного им предложения, и только пять уездных управ заявили о своем желании прислать на эти курсы молодых слушателей, в числе 12 человек. Такое незначительное число желающих поступить на проектируемые педагогические курсы, «совокупно с другими обстоятельствами, встреченными графом Толстым», как сказано в отчете губернской управы, заставили Толстого отказаться от задуманного им проекта.[1293]

Рукопись «Правила для педагогических курсов» занимает 8 листов, in-folio, белой писчей бумаги с клеймом Сергиевской фабрики, и представляет собой копию, писанную неизвестной рукой, красивым четким почерком, на обеих сторонах листа, на левом перегибе. Текст занимает лл. 1—6 об.; лл. 7 и 8-пробельные. В разных местах копии имеются поправки и дополнения, вписанные в текст рукою Толстого и вносящие различные изменения в его содержание; в других же местах автором зачеркнуты в тексте отдельные слова и целые фразы, а параграфы 22 и 30 целиком исключены из программы. Кроме того на полях рукописи встречаются различные отметки, сделанные карандашом неизвестной рукою, вероятно, одному из чинов управления Московского учебного округа, которому был поручен просмотр присланной Толстым программы педагогических курсов; этому же лицу принадлежит, повидимому, и подпись «Инспектор [фамилия неразобр.]».

(Папка XVI).

Текст печатается впервые.

Сноски

460. Далее вписано Толстым чернилами поверх зачеркнутого выше.

461. заменить

462. Против п. 11 на полях помечено карандашом: заменить

463. Против п. 13 на полях неизвестной рукой написано:

464. Следующие четыре слова вписаны Толстым поверх зачеркнутого выше.

465. Против п. 17 на полях неизвестной рукою написано: уведомлять об этом [о благонадежности воспитанников

466. Следующие семь слов зачеркнуты и восстановлены.

467. В подлиннике цифра: 23 переправлена на 22 для связи с зачеркнутым предыдущим параграфом.

468. Против первых слов карандашная пометка:

469. Цыфра: 2 переправлена из: 3

470. Слово: постепенно сами

471. Слова: упражняются въ преподаванiи вписаны Толстым поверх зачеркнутого: преподаютъ

472. Сентября Августа

473. Слово: Мая Іюня.

474. Цыфра: 30 переправлена из: 20

475. Следующие восемь слов вписаны Толстым поверх текста карандашом.

476. практическiя занятiя учениковъ на полях неизвестной рукою помечено карандашом: мало практич. уроков

477. Последняя фраза вписана (карандашом) рукою Толстого; далее им же внесен (чернилами) и список предметов преподавания, а также количество недельных часов, установленных для Педагогических курсов.

1285. [покровительствуемый].

1286. ПТ, стр. 251.

1287. Там же, стр. 258.

1289. С. А. Берс, «Воспоминания о графе Л. Н. Толстом». Смоленск, 1893, стр. 59.

1290. Б, 3, стр. 94—95.

1291. Подлинник хранится в АТБ.

«Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л. Н. Толстой в расцвете художественного гения (1862—1877)». Труды Толстовского музея, М. 1928, стр. 196—197.

Правила для педагогических курсов
Старая орфография

Раздел сайта: