Сельской учитель

СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬ.

Назначенiе журнала не состоить въ томъ, чтобы вызывать новую деятельность, но въ томъ, чтобы отвечать на потребность деятельности, существующую въ обществе, въ томъ, чтобы группировать силы, направленныя къ одной цели, и темъ увеличить влiянiе известной деятельности. Цель Сельскаго Учителя — есть первоначальное народное образованiе. Ошиблись ли мы въ мненiи, что потребность образовываться въ народе и потребность образовывать народъ въ более образованномъ сословiи чувствуется въ настоящее время въ нашемъ обществе, покажетъ успехъ нашего журнала. — Намъ кажется, что потребность эта чувствуется въ сильнейшей степени народомъ, образованнымъ сословiемъ и Правительствомъ. Правительство, особенно въ последнее время, видимо признало народное образованiе необходимымъ условiемъ благосостоянiя, видимо признало необходимость делать реформы въ методе образованiя, начиная съ низшихъ школъ. Прежде всего у насъ основалась академiя, потомъ Университеты, потомъ гимназiи. Весьма естественно на низкой степени общественнаго развитiя думать, что возможны ученыя акадсмiи и университеты безъ ученыхъ гимназiй и народныхъ училищъ. — Россiя прошла черезъ это заблужденье, какъ и другiе народы. Теперь заметенъ переходъ къ более серьезному взгляду[77] на низшiя учебныя заведенiя. Теперь занимаются гимназiями более, чемъ университетами. Со временемъ будутъ заниматься Уезднымъ училищемъ и сельской школой более, чемъ гимназiей, Университетомъ и Академiей. Въ Германiи и въ Англiи, где долее всехъ другихъ государствъ наука Педагогiи, переходъ этотъ уже совершился. Ежели Правительство чувствуетъ потребность народ[наго] образованiя, то на сколько сильнее правительства должна чувствоваться эта потребность въ образованныхъ сословiяхъ дворянства, купечества, находящихся въ прямой, непосредственной зависимости отъ нравовъ, образа мыслей народа. Что народъ самъ чувствуетъ потребность образованiя, мне кажется не подлежить доказательствамъ. Это есть, по нашему мненiю, такая же потребность всякаго народа, какъ потребность питанiя всего живаго. Народъ нашъ не имеетъ органа, которымъ бы онъ могъ выражать свои потребности, потому мы не имеемъ права сказать, чего онъ желаетъ или не желаетъ. Но образованiе для народа есть потребность а не желанiе. И ежели народъ говоритъ, что не нужно бы образовываться, то онъ говорить то, что сказала бы лошадь, которая для себя везетъ возъ сена, что не нужно бы было ее мучать. Итакъ.

Мы не боимся преждевременности нашего журнала. Но это одно только изъ условiй неуспеха, есть еще условiя. Журналъ можетъ быть излишнимъ, можетъ идти по пути, занятому уже другимъ, говорить о томъ, что уже сказано. Этаго намъ, кажется, можно тоже не бояться. Мы не знаемъ нетолько изданiя, но книги, которая бы удовлетворяла темъ потребностямъ, на которыя мы хотимъ и надеемся ответить въ нашемъ журнале — на потребности руководствъ для учащихся[78] въ сельскихъ школахъ и руководствъ для обучающихъ въ сельскихъ школахъ. — Скажемъ смело наше мненiе, нашъ журналъ долженъ быть первымъ шагомъ къ народному образованiю, которое еще не начиналось въ Россiи. У насъ есть въ народе грамотность, но образованiе еще не начиналось. Споръ о томъ, нужна или нетъ грамотность, надъ которой такъ ядовито смеются,[79] но[80] самое слово и понятiе грамотность, не такъ смешны, какъ кажется. По нашему мненiю, это есть физiологическiй фактъ въ нашемъ обществе. Понятiе грамотности есть удивительно русское понятiе. Это есть тоже, что ежели бы знанiе однехъ буквъ безъ складовъ считалось бы за известную ступень развитiя и стали бы спорить, полезно оно или вредно. — Грамотность не есть ступень развитiя, а случайная Fertigkeit.[81] Вредно или полезно уметь плести снурочки въ смысле образованiя? Никто не можетъ ответить. Но ежели одни будутъ несправедливо разуметь подъ грамотностью ступень развитiя, a другiя вредное влiянiе учителей и процеса ученiя на нравственность и умственныя способности учащихся, то споръ можетъ продлиться. Но ежели бы споръ о грамотности яснее былъ бы формулированъ, то мы только по опыту были бы на стороне техъ, которые отрицаютъ ея пользу. —

изложить основанiя, которыя будутъ руководствовать насъ въ выборе статей для нашего журнала. —

Образованiе есть потребность всякаго человека. Поэтому образованiе можетъ быть только въ форме удовлетворенiя потребности. Вернейшiй признакъ действительности и верности путя[82] образованiя есть удовольствiе, съ которымъ оно воспринимается. Образованiе на деле и въ книге не можетъ быть насильственно и должно доставлять наслажденье учащимся. —

Идеалъ руководства

Примечания

Отрывок «Сельской учитель» относится к предполагаемому педагогическому журналу, которому Толстой сначала хотел дать такое заглавие. Он написан, вероятно, в первой половине марта 1860 г., одновременно с предыдущим отрывком, в конце которого также идет речь об издании нового журнала.

°; бумага сероватая, фабрики Новикова. Текст писан на обеих сторонах листа и заканчивается на половине л. 2; на обороте л. 2 крупным почерком записаны карандашом алгебраические вычисления (решение уравнений с одним неизвестным); такие же вычисления видим мы и в рукописи «Педагогические заметки», что является лишним доказательством того, что оба эти отрывка написаны одновременно.

Почерк довольно мелкий, но разборчивый и тщательный. Поправок мало. Полей нет, но вместо них с левой стороны страниц оставлены небольшие отступы.

Начало: «Сельской Учитель. Назначение журнала не состоит в том...» Текст обрывается в начале новой фразы: «Идеал руководства...»

Рукопись хранится в АТБ (Папка XVI).

Печатается впервые.

77. В подлиннике описка: взгляды

78. Сначала было: для первоначальнаго обученiя, затем последние слова были зачеркнуты и сверху надписано: учащихся

79. Зачеркнуто: либ[еральные] журналы или такъ упорно

80. В подлиннике: не

Разделы сайта: