Трудолюбие, или торжество земледельца (варианты)

Трудолюбие, или торжество земледельца
Варианты

[ВАРИАНТЫ К СТАТЬЕ «ТРУДОЛЮБИЕ, ИЛИ ТОРЖЕСТВО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА».]

№ 1.

Говорить о справедливости мыслей, изложенныхъ въ этомъ сочиненiи, о значенiи и важности ихъ — совершенно излишне для огромнаго большинства людей, для рабочихъ людей, для техъ, которые стоятъ еще на распутьи между зломъ и добромъ — между правою и ложною дорогой: люди эти поймутъ все ясно и просто. Они поймутъ, что то, что имъ казалось зломъ, есть благо, а что то, что имъ представлялось благомъ, есть зло; но есть другiе люди, те самые, которые считаютъ себя учеными и мудрыми, которые уже давно перешли распутье между правой и ложной дорогой и такъ далеко зашли по ложной дороге, что мысли, изложенныя здесь и обличающiя ихъ, покажутся имъ неясными, неверными, и они будутъ всеми силами стараться выискать все то, что поддается спору и осужденiю въ этомъ сочиненiи, для того чтобы оправдать ту ложную дорогу, по которой они идутъ. Для этихъ то людей, къ кругу которыхъ я принадлежу и взгляды и мысли которыхъ я твердо знаю, я и считаю нужнымъ сказать несколько словъ о значенiи этаго сочиненiя. <То, что я хочу сказать, я хочу сказать не для того, чтобы оскорблять, унижать и делать зло тому кругу, къ которому я принадлежу, а для того, напротивъ, чтобы смягчить его сердце, возвысить его духъ и сделать ему добро. Прошу читателя прежде всего, приступая къ чтенiю этаго сочиненiя, забыть про себя и свое положенiе, а помнить одну правду — и не торопиться защищать себя, а быть готовымъ, если то понадобится, и покаяться и исправиться, если то будетъ нужно>.

№ 2.

жить, т. е. действовать. Для того, чтобы жить, т. е. действовать, человеку нужно знать, что именно ему надо делать, въ чемъ воля Бога и въ чемъ его призванiе. Все существующее въ мiре знаетъ свое призванiе и исполняетъ волю Бога: растенiе, рыба, животное растетъ, живетъ, кормится, множится и не нуждается въ указанiи. То же и съ человекомъ. Человекъ знаетъ свое призванiе, знаетъ волю Бога по отношенiи его. Человекъ всякiй знаетъ (и никто не будетъ спорить), что призванiе его в томъ чтобы кормиться (подъ словомъ кормиться я разумею и одеваться и спасаться отъ холода и непогоды), плодиться, кормить своихъ малыхъ и старыхъ и, кроме того, служить другимъ людямъ. Если бы человекъ не покорялъ себе силой другаго человека, то онъ волей неволей исполнялъ бы свое призванiе — волю Бога. Онъ жилъ бы, плодился, кормился и кормилъ бы свою семью и послужилъ бы другимъ людямъ. Но съ техъ поръ, какъ мы знаемъ людей, мы знаемъ, что одни люди покоряли другихъ и заставляли этихъ другихъ кормить себя, а сами освобождали себя отъ этаго призванiя, отъ исполненiя этой воли Бога. И уволивъ себя отъ этаго перваго призванiя кормиться, сами лишали себя возможности служить другимъ людямъ.

въ этомъ сочиненiи все необходимое для поддержанiя жизни). Лишенiе хлеба, тяжелый трудъ для добыванiя хлеба губитъ жизни человеческiя. И потому человекъ, желающiй блага людямъ, прежде всехъ долженъ содействовать поддержанiю жизни людей. Во всемъ въ жизни важно бываетъ знать не то, что хорошо и нужно, а знать то, что лучше и нужнее. Важно не то, чтобы знать, что и что нужно сделать, а знать, что изъ всехъ нужныхъ делъ сделать прежде, а что после: какъ распределить все то, что нужно сделать по номерамъ, что подъ 1-м, что подъ 2-м, 3-м и т. д. — до 100-го. Очень хорошо и нужно месить хлебы, но нужно прежде натопить печку. Очень хорошо и нужно топить печку, но нужно прежде нарубить дровъ и т. п. Все несчастiя людей, все зло мiра происходитъ отъ того, что мы беремся за второе дело, не исполнивъ 1-го, а часто и за 100-е, не исполнивъ 1-го. Все, что делается людьми, кроме явнаго зла, все хорошо и нужно, но хорошо оно только тогда, когда делается въ свою очередь; когда же оно делается безъ очереди, то что могло бы быть добромъ, делается зломъ. Такъ во всемъ отъ малаго до великаго. Такъ и въ самомъ великомъ, въ религiозныхъ обязанностяхъ человека, съ тою разницею, что въ малыхъ делахъ делаютъ такiя ошибки, когда месятъ хлебы, не затопивъ печь. 

№ 3.

<Это есть проэктъ, планъ спасенiя человечества отъ ихъ золъ. Мы знаемъ же такiе же проэкты, и приводимые въ исполненiе и только предлагаемые, и обсуживаемъ ихъ. Почему же намъ не обсудить и этотъ? Мы знаемъ проэктъ консерваторовъ, утверждающихъ основы, и обсуживаемъ его, несмотря на то, что сама практика показываетъ несостоятельность этаго плана. Мы обсуживаемъ проэкты либералов, конституцiоналистовъ, соцiалистовъ, революцiонеровъ и анархистовъ. Для исполненiя техъ, другихъ и третьихъ нужно, чтобы люди разделяли убежденiя, предлагаемый этими проэктами, считали бы, что спасенiе, улучшенiе произойдеть отъ укрепленiя основъ, отъ конституцiи, отъ соцiалистическаго устройства, отъ анархiи. То же нужно и при проэкте Бондарева. Посмотримъ же, какой изъ этихъ проэктовъ имеетъ более основательности, т. е. теоретически оправдываетъ ли самъ себя данный проэктъ? Верна ли представляемая смета? Не нужно большого труда, чтобы убедиться въ несостоятельности предлагаемыхъ сметъ. Ни консервативная, ни либеральная, ни революцiонная не выдерживаютъ критики. Если все исполнится по ихъ проэкту, зло все-таки будетъ.>

Трудолюбие, или торжество земледельца
Варианты