О социализме (варианты)

О социализме
Старая орфография с примечаниями
Варианты

ВАРИАНТЫ «О СОЦИАЛИЗМЕ».

№ 1.

определяютъ эту форму субъективно вызывая въ каждомъ члене общества сознанiе <неразумности>, преступности существующаго порядка и потребность воздержанiя отъ какого бы то ни было участiя въ немъ, не предрешая того, что выйдетъ изъ этого воздержанiя. Разница эта кажется не важная, но последствiя того и другого отношенiя къ экономическимъ вопросамъ огромны. Разница, во 1-хъ, въ томъ, что при соцiалистическомъ отношенiи къ вопросу это для огромнаго большинства занятыхъ или для рабочего народа вопросъ этотъ становится личнымъ вопросомъ выгоды, для руководителей вопросомъ славы людской, а такое отношенiе къ вопросу не содействуетъ правильному пониманiю его, тогда какъ при религiозно нравственномъ отношенiи это вопросъ общiй, не включающiй ничего личнаго и дело нетолько не въ выгоде, а только въ самоотреченiи. Главное же различiе — въ предрешенiи вопроса соцiалистами и въ не заботе о последствiяхъ своей дея тельности людей религiозныхъ по самому существу своей веры убежденныхъ въ неизбежной плодотворности ихъ деятельности воздержанiе отъ участiя.

№ 2.

Вотъ отъ этого то я, считая между многими пустыми и вредными деятельностями. вытекающими изъ суеверiя устроительства едва ли не самой пустой и вредной и деятельность соцiалистическую, я никакъ не могу послать въ вашъ альманахъ статью экономическую или соцiалистическую.

№ 3.

№ 4.

Только следованiе религiозно-нравственному закону даетъ ясно определенные, твердые и благiе результаты, соцiалистическiя же ученiя только препятствуютъ всякому улучшенiю экономическаго положенiя людей. Происходить это по моему мненiю отъ того, что ученiя религiозно-нравственныя, воспринятыя людьми, изменяютъ самый тотъ матерiалъ, изъ котораго слагается общество, тогда какъ соцiалистическiя ученiя могутъ изменить только внешнюю форму его. Во-вторыхъ, что ученiя религiозно-нравственныя въ своихъ основахъ одне и те же во всемъ мiре и во все времена: оне въ признанiи братства людей и деланiи другимъ того, чего себе хочешь, ученiя же соцiалистическiя и коммуiнистическiя безконечно разноречивы и враждебны другъ другу, какъ это и не можетъ быть иначе при определенiи впередъ той формы, которую должно принять экономическое устройство общества. Въ третьихъ происходитъ это еще и отъ того, что требованiя религiозно-нравственныхъ ученiй всегда независимы отъ выгоды исполняющего ихъ. Хороши ли, выгодны ли будутъ для него самого или для его семьи, сословiя исполненiе требованiй нравственнаго закона, человекъ, следующiй этому закону, исполняетъ его. Но не то съ требованiями соцiалистическихъ ученiй. Соцiалистическiя ученiя строятся на равныхъ выгодахъ всехъ людей. Установленiе же равныхъ выгодъ для всехъ людей представляетъ безконечныя неразрешимыя трудности вследствiи различныхъ формъ труда и его сложныхъ сплетенiй, зависимости одного труда отъ другихъ, трудности же эти везде всегда вызывали и вызываютъ несогласiя и борьбы между собою, различныхъ партiй. Отъ этого то и происходитъ то, что следованiе людьми однимъ нравственно-религiознымъ законамъ безъ предрешенiя последствiй своей деятельности всегда давало более ясные определенные твердые и благотворные результаты, чемъ следованiе вымышленнымъ законамъ соцiалистическимъ, направленнымъ на осуществленiе впередъ определенной программы.

№ 5.

На этомъ суеверiи основаны величайшiя бедствiя людей: всякiй деспотизмъ, все жестокости людей противъ людей, все тюрьмы, казни, извращенiе религiй, развращенiе детей и молодыхъ поколенiй, порабощенiе рабочихъ капиталомъ и захватомъ земельной собственности, податной грабежъ, приготовленiя къ войнамъ и военныя побоища.

№ 6.

Бедственныя последствiя эти производятъ всевозможныя политическiя теорiи, всякаго рода государственныя переустройства, республиканизма, и парламентаризмъ и международныя отношенiя и едва ли не более всего всякiя комунистическiя и соцiалистическiя ученiя.

№ 7.

Но ведь для того чтобы власть была властью, необходимо чтобы она поддерживала себя теми же самыми средствами, которыми поддерживаетъ себя теперешняя власть — насилiемъ.

№ 8.

(речи), конгрессы, брошюры, книги, отвлекающiя людей отъ пониманiя главнаго свойственная людямъ и дающаго имъ истинныя блага, религiозно нравственнаго закона жизни. Суеверiе это есть суеверiе устроительства, т. -е. ложной веры въ то, что одни люди могутъ знать самое лучшее для всехъ людей общественное устройство и могутъ ради достиженiя этого устройства или удержанiя его отступать не только отъ закона религiозно-нравственнаго, допускать насилiя и участвовать въ нихъ.

Сноски

О социализме
Старая орфография с примечаниями
Варианты

Раздел сайта: