Варианты статьи "Прогресс и определение образования"

Прогресс и определение образования
Варианты

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ».

Стр. 325, строка 11 сн.

После слов: «Рус. вест.», 1862 г., № 5, стр. 186). в рукописи А следует: Мы не считаемъ приличнымъ отвечать раздельно на каждый изъ этихъ пунктовъ, (отвечать более или менее логично и остроумно всегда можно), а попытаемся отъискать какъ психологическую, такъ и философскую причину разногласiя взгляда г. Маркова съ нашимъ.

Стр. 326, строка 17 св.

Вместо: в ркп. А: каламбуръ

Стр. 326, строка 2 сн.

После слов: в ркп. А зачеркнуто: аналогiй.

Стр. 327, строка 7 св.

После слов: в ркп. А зачеркнуто: какъ говорили въ старину, что клопы и блохи полезны.

Стр. 327, строка 13 сн.

После слов: в ркп. А зачеркнуто: Въ настоящей статье я постараюсь доказать, почему оно такъ.

Стр. 328, строка 1 сн.

После слов: в ркп. А следует: Я не стану приводить любимыхъ г. Марковымъ историческихъ доказательствъ на это — Рима и т. п. Чтобы всемъ существомъ убедиться въ томъ, стоитъ только изъ Тульской гимназiи переехать въ Ясно-Полянскую школу, изъ заседанiй Сената перейти на мирскую сходку.

Стр. 330, строка 18 св.

После слов: в ркп. А следует: Боже мой! что это за неплодотворная и праздная красивая болтовня! Мы ищемъ критерiума и не критерiума, а выраженiя этого критерiума. Критерiумъ добра и правды всегда лежалъ одинъ и тотъ же во всемъ человечестве. Въ различныхъ выраженiяхъ этаго критерiума въ исторiи педагогики мы пытаемся отыскать то общее начало, которое лежитъ и въ насъ.

Стр. 330, строка 12 сн.

Слова: в ркп. А подчеркнуты.

Стр. 330, строка 1 сн.

Вместо печатного текста, начиная от слов: почему явился Руссо его месте в истории, в ркп. А значатся: почему этотъ же Руссо любилъ свободу и правду?

Историческое воззренiе говорить: и у отдельной личности нетъ критерiума, потому что она[199] бываетъ и шалуномъ-мальчикомъ, и либераломъ-поэтомъ, и практическимъ деятелемъ жизни. Это справедливо, но отчего же во всехъ этихъ фазахъ онъ всегда носитъ въ себе одинъ, хотя и можетъ быть не выраженный, но не изменный критерiумъ?

После слов: Но все эти места также в ркп. А следует: пропитаны духомъ историческаго воззренiя,

После слов: мы ограничимся разъяснением в ркп. А следует: несостоятельности историческаго взгляда относительно философскихъ вопросовъ и доказательствомъ несправедливости техъ основныхъ положенiй о необходимости прогресса, о воздвигающейся кучи, безъ объясненiя причинъ этихъ явленiй, на которыхъ строится историческiй взглядъ.

После слов: понятие прогресса и вера в него? в ркп. Б (лл. 1—6 и коррект. гранки №№5 (bis)—6«Ясной Поляны»; автор, повидимому, не был им доволен и поэтому первоначально пытался внести в него некоторые исправления; следы этой работы сохранились в гранках его статьи, в виде орфографических исправлений, зачеркивания отдельных абзацов текста и внесения некоторых дополнений на полях корректур. Однако все эти изменения не удовлетворили автора, и он целиком исключил из печатного текста целый ряд страниц оригинала. Восстановляем эти зачеркнутые страницы по корректурным гранкам.

<Г. Марковъ говорить: истина находится только въ исторiи развитiя. Историческое развитiе, следовательно, есть законъ, вследствiе котораго человечество постоянно двигается къ совершенствованiю — прогрессъ. На этомъ основанiи г. Марковъ отвергаетъ всякiй выводъ мысли, противоречащiй историческому развитiю; на этомъ основанiи онъ говорить, что школа не должна быть лабораторiей для опыта, но должна быть фабрикой для приготовленiя служителей историческаго развитiя — прогресса. Мы сказали, что школы становятся хуже и хуже. Г. Марковъ восклицаетъ: хорошъ бы былъ прогрессъ! Мы сказали: потребность одного учить, а другаго учиться имеетъ своимъ основанiемъ вложенную въ человека потребность къ равенству. Г. Марковъ говоритъ: потребность образовываться[200] имеетъ своимъ основанiемъ потребность къ образованiю — прогрессъ, — а остальное безполезная натяжка и т. д. и т. д. Все наши пункты разногласiя имеютъ основанiемъ одну эту причину — веру въ прогрессъ. И ему, и всемъ кажется совершенно яснымъ.

Въ 12 кн[ижке] жур[нала] Воспитанiе есть на двухъ страничкахъ ожесточенная статейка противъ насъ. Мы отвергаемъ педагогику, статейка же доказываетъ, что мы неправы потому, что педагогика идетъ впередъ, т. е. что въ ней есть прогрессъ, и что потому мы неправы. И всемъ это кажется ясно. Въ миллiоне случаевъ разногласiй, слово прогрессъ играетъ роль божества, уничтожающаго своимъ появленiемъ все вопросы и сомненiя. Сколько разъ мне случалось слышать и читать логичное разсужденiе, вдругъ, съ появленiемъ понятiя прогресса, переходящее въ бездоказательную безсмыслицу, точно также какъ это бываетъ съ полусумасшедшими и фанатиками, верующими въ столы, и вообще верующими во что бы то ни было.

Что же такое это странное понятiе прогресса? Иногда произнося слово[201] прогрессъ, не определяя ясно его значенiе, а разумея то экономическiй, то политическiй, то нравственный, то вещественный прогрессъ. Собственно же прогрессъ, съ которымъ мы имеемъ дело, есть прогрессъ цивилизацiи, такъ, какъ понимаютъ его люди, определенно выражающiеся и въ особенности историки. Для того, чтобы дать о прогрессе понятiе, котораго не имеетъ о немъ большинство, я возьму определенiе этого понятiя у историка (и авторитета), у Маколея, котораго именно цитируетъ Г-нъ Марковъ какъ великаго человека, — его III главу I части.

Описывая въ этой главе положенiе Англiи въ 1685[202] г., онъ заключаетъ, что во всехъ отношенiяхъ, положенiе Англiи усовершенствовалось, т. е. произошелъ прогрессъ цивилизацiи, и въ конце главы онъ говоритъ: прiятно думать, что общественное мненiе въ Англiи, созревая, сделалось нежнее, и что въ продолженiи вековъ, мы стали не только мудрее, но и добрее. На это недоказанное положенiе можно, главное, заметить, что умнее и добрее стали Англичане на взглядъ Маколея, но не на взглядъ другаго, который умъ и доброту можетъ понимать иначе. Далее историкъ внушаетъ читателямъ, что недовольство настоящимъ и обращенiе къ прошедшему и будущему есть заблуждёнiе, похожее на заблужденiе путешественниковъ въ пустыне, впереди и сзади себя полагающихъ видеть зеленые и прохладные оазисы. Историкъ упустилъ изъ виду то, что недовольство настоящимъ происходитъ не отъ призраковъ прошедшаго и будущаго, а отъ внутренняго сознанiя несоответственности настоящаго съ вечными, присущими человеку, требованiями красоты, добра и истины, и что обращенiе къ прошедшему и будущему происходитъ только вследствiе этаго сознанiя. Человекъ ищетъ равно въ прошедшемъ, настоящемъ и будущемъ того, что соответствуетъ его природе. Итакъ посмотримъ, въ чемъ видитъ историкъ прогрессъ и чемъ доказываетъ его. Вотъ содержанiе III главы. 1) Населенiе Англiи. Оно увеличилось. 2) Доходы Англiи, они увеличились. 3) Военное, морское и гражданскiя учрежденiя — какъ то, такъ и другое и третье, громадно увеличились. 4) Города все увеличились. 5) Положенiе хлебопашества. Земля стала производить въ 10 разъ более, леса свелись, дичь истреблена. 5) Металловъ стало выкапываться безъ сравненiя более. 6) Деревенское дворянство стало более учено и стало более путешествовать. 7) Духовенство получило большую силу и стало более уважаемо. 8) Мелкихъ землевладельцевъ было гораздо более, число ихъ уменьшилось. 9) Города увеличились такъ, что городское населенiе составило шестую часть всего населенiя Англiи, — тогда какъ въ царсгвованiе Карла ІІ-го только 4 города имели по 10 тыс. жителей. 10) Освещенiе въ городахъ было дурно. 11) Дороги были не хороши. 12) Почтъ и дилижансовъ и железныхъ дорогъ не было. 13) Были разбойники по дорогамъ; почты не были устроены. 14) Газетъ не было. Книгъ было очень мало и надо было покупать и везти съ собой те, которыя хотелъ читать. 15) Женщины высшаго круга были мало образованы и делали орфографическiя ошибки. Мужчины были также мало образованы и знали только хорошо латинскiй языкъ. 16) Литература, которой, безъ сомненiя, занималось только высшее общество, была в упадке и безнравственна, между прочимъ, въ ней явился Шекспиръ. Наука была въ упадке, но въ ней явились Беконъ и Ньютонъ. 17) Искусства были въ упадке, но архитектура стояла на высокой, теперь не досягаемой степени. 18) Положенiе простаго народа. Объ этомъ отделе Маколей говоритъ следующее: великiй критерiумъ положенiя простаго народа есть величина заработной платы, и такъ какъ 4/5 простаго народа были употребляемы въ XVII столетiи на хлебопашество, то въ особенности важно определить — какая была заработная плата хлебопашеству. Далее Маколей доказываетъ, что эта заработная плата была не более 4 шиллинговъ въ неделю, тогда какъ теперь самая низкая составить 7 шиллинговъ. Историкъ видитъ въ этомъ прогрессъ. Разсматривая далее заработную плату на мануфактуры, онъ выводить тоже, что она была вдвое менее настоящей. Детская работа, воспрещенная теперь, тогда не воспрещалась, говорить онъ. Пропорцiя бедныхъ, по его мненiю и весьма неопределеннымъ доказательствамъ, не увеличилась. Изъ всего этаго историкъ чувствуетъ себя въ праве сделать выводъ, что прогрессъ цивилизацiи принесъ болыпiя блага народу и улучшилъ его состоянiе. Выводъ этотъ замечателенъ. Вотъ онъ. Рынокъ, на который деревенскiй житель можетъ прiехать въ часъ времени, былъ прежде на разстоянiи суточной езды отъ него; улица, которая теперь представляетъ для мастероваго въ продолжении всей ночи удобную прогулку, была, 160 летъ тому назадъ, такъ темна после захожденiя солнца, что онъ не могъ бы видеть своей руки, и такъ дурно мощена, что онъ постоянно былъ бы въ опасности сломать себе шею, и такъ дурно охранена, что онъ былъ бы въ серьезной опасности быть убитымъ и ограбленнымъ. Каждый каменьщикъ, падающiй съ подмостокъ, каждый раздавленный телегой теперь можетъ быть перевязанъ, исправленъ съ такимъ искусствомъ, котораго 160 летъ тому назадъ, не могъ купить за все свое состоянiе Лордъ Ормондъ или богачъ Клейтонъ. Много страшныхъ болезней уничтожены наукой или изгнаны полицейскимъ присмотромъ. Продолженiе человеческой жизни увеличилось по всему королевству и въ особенности въ городахъ. Въ 1685 г. умиралъ 1 на 23 жителя Лондона, теперь умираетъ 1 на 40. Различiе Лондона XIX стол. и XVII стол., въ гигiеническомъ отношенiи, более чемъ различiе Лондона въ простое время во время холеры. Далее следуетъ доказательство — смягченiя нравовъ. Историкъ говорить, что тогда Англiйскiй народъ похожъ былъ на грубаго, легкомысленнаго школьника. Теперь онъ похожъ на утонченнаго и усовершенствованнаго человека. Далее, наконецъ, сравненiе съ пустыней, о которомъ мы говорили, въ которомъ внушается, что не надобно верить чувству, возмущаемуся противъ настоящаго, и что чувство это есть заблужденiе. Такъ вотъ онъ, въ самомъ лучшемъ его определенiи, тотъ прогрессъ, съ которымъ мы имеемъ дело и который мы хотимъ яснее определить себе. Мы нарочно взяли это определенiе у историка, представляющего авторитетъ для всего мiра науки, но не для меня, имеющаго дерзость обсуживать все явленiя и ничего не принимать на слово. Кроме того, мы выбрали это определенiе прогресса и потому, что оно есть самое общее определенiе и включаетъ въ себе все другiя.

[203]<Въ жизни, т. е. въ книжкахъ и разговорахъ, намъ случалось постоянно сталкиваться съ 4-мя различными, постоянно смешиваемыми понятiями прогресса. Все 4 понятiя находятся и въ Маколеевскомъ определiенiи: 1-е, прогрессъ государственный, т. е. что Россiя или Англiя становятся могущественнее сравнительно съ другими государствами. 2-е, прогрессъ духовный, т. е. что науки, искуства и нравственность становятся выше и сложнее. 3-е, прогрессъ благосостоянiя людей вообще, преимущественно такъ называемаго простаго народа, составляющаго большую часть людей. 4-е, прогрессъ вообще, т. е. движенiе (не скажу, потому что неизвестно, впередъ или назадъ двигаемся мы), но движенiе всехъ сторонъ человеческой жизни.>

Прогрессъ вообще или историческое развитiе — одно и тоже. Основная мысль его и выраженiе будетъ следующее>:

Вместо слов: все попытки остановить..... истории — бесполезны. в ркп. Б и корр. значится: Не говоря уже о томъ, что самый выводъ приводитъ къ безразличiю хорошаго и дурнаго въ действiяхъ человеческихъ, приводить къ тому же восточному фатализму, который такъ презираютъ верующiе въ прогрессъ.

После слов: говоритъ историкъ, в ркп. Б и корр.: и философъ

После слов: с Англией нашего времени, в ркп. № 2 и корр.: (доказательства эти очень неосновательны и произвольны, какъ мы увидимъ впоследствiи.)

Вместо слов: свободные от суеверия прогресса, в ркп. Б и корр.: одаренные здравымъ смысломъ,

Вместо слов: историческую фантазию, в ркп. Б и корр.: философскую фантазiю.

После слов: вообще во всем человечестве, в ркп. Б и корр.: т. е. движенiе къ совершенствованiю,

После слов: и вспоминать в корр.: или прочесть Риля сочиненiе Land und Leute.

Стр. 337, строка 8 св.

Вместо слов: В подтверждение моей мысли, кончая: в «Я. п.»: Кроме того, это умозаключение объясняет мне совершенно то странное явление, что, несмотря на то, что прогресс не есть общий закон человечества, что, несмотря на то, что прогресс не ведет к увеличению благосостояния всего европейского человечества, несмотря на то, что 9/10 народа противны ему, — прогресс продолжает быть восхищен и всё более и более распространяться. Вся эта фраза, не имеющаяся в рукописи, была включена в текст «Я. п.» взамен указанных выше слов, исключенных по требованию цензуры.

После слов: в наискорейшем времени 40.000 франков в ркп. Б и корр. следует: Hôtel d’Europe par l’entremise de Chapel frères et C° .

После слов: скажут мне наивные в ркп. Б первоначально было написано: кретины. люди.

Стр. 340, строка 16 св.

Слов: есть «Журнал для детей» для юношества и есть в «Я. п.» нет; очевидно случайный пропуск.

Стр. 340, строка 18 сн.

Тургенева, Державина, в ркп. Б: Филарета.

Стр. 340, строка 11 сн.

надобно этому человеку кончая: своим человеческим потребностям. в ркп. Б:

Стр. 342, строка 10 сн.

Слов: и наконец Библия и Евангелие, в «Я. п.» нет.

После слов: это есть уменьшение его. в ркп. Б (л. <24> 35) следует: Малая часть приводитъ свои аргументы, мы приводимъ свои, съ темъ большею смелостiю, что на нашей стороне 9/10

Продолжение текста не вошло в печатный текст «Ясной Поляны», вероятно, по цензурным условиям; мы печатаем его по ркп. Б (лл. 25—34 об.) и корр. №№ 1619.

*По моимъ соображенiямъ железныя дороги невыгодны для народа потому 1) что они стягиваютъ народонаселенiе въ городахъ, 2) уничтожаютъ леса, 3) возвышаютъ цену на хлебъ,

4) поощряютъ праздность.

не признаетъ это за благо. Что жъ делать? [скажетъ] пожимая плечами политико-экономъ: это неизбежный законъ цивилизацiи. Эта одна невыгода выкупается болышимъ количествомъ выгодъ — правильное разделенiе труда, более производительный трудъ, скажетъ онъ. Я согласенъ, что трудъ будетъ более производителенъ на фабрике, где пары делаютъ стальныя перья, ежели мужикъ, пришедшiй изъ деревни, будетъ работать тамъ при паровике, чемъ если бы этотъ мужикъ выдергивалъ изъ гусей перья и чинилъ ихъ; но дело въ томъ, что мужику этому не нужны стальныя перья, и въ его деревне достаточно однаго гусинаго пера на всю деревню. Заработная плата его пойдетъ по трактирамъ, железнымъ дорогамъ и, если частiю возвратится домой, то превратится тамъ въ те же первобытныя, а не мануфактурныя произведенiя земли. Онъ купитъ корову, срубъ, лошадь, но только не перо, но даже не ситецъ, не сукно. Произведенiя его труда останутся въ городе. Въ Ярославле, Владимiре и другихъ губернiяхъ беременныя бабы косятъ и пашутъ, потому что мужья ихъ праздно стоятъ на углахъ извощиками или баньщиками, мочалками растираютъ спины прогрессистовъ. Я согласенъ, что трудъ его въ деревне былъ менее производителенъ въ известномъ смысле, менее далъ бы денегъ; но деньги и не нужны для сельскаго населенiя; но трудъ его, какъ бы онъ мало производителенъ не былъ, оставаясь дома, былъ бы выгоденъ для благосостоянiя его семейства. Я опоздалъ на биржу и даю ему, извощику, целковый за полверсты; мне это очень выгодно, потому что это мое раннее присутствiе можетъ для меня выручить тысячи, — но для деревни, въ которую извощикъ привезетъ этотъ целковый, онъ ни на волосъ не можетъ прибавить благосостоянiя. Взаменъ потеряннаго работника въ продолженiе года или больше, сельское населенiе получаетъ известную сумму денегъ; на деньги эти оно не прiобретаетъ никакихъ предметовъ промышленности, — они ему не нужны, — a прiобретаетъ только на той же земле, безъ помощи отсутствовавшаго сына, вырощенную скотину или лесъ. Сельское населенiе ничего не выиграло, выигралъ только я — успехомъ времени на биржу. Ежели бы не было этого извощика, я бы потерялъ время для выгодной операцiи, а лишнiй бы работникъ оставался въ сельскомъ населенiи и произвелъ бы хоть лишнюю четверть хлеба, или лишнюю скотину, или вырезалъ бы хоть петушка на князекъ своей избы, или отгребъ бы снегъ отъ ея оконъ, и елъ бы этотъ же самый хлебъ, произведенный землею, только не перевезенный изъ Саратова въ Москву. Точно тоже случится и со всякимъ другимъ мастеровымъ, изъ деревни пришедшимъ въ городъ. Взаменъ своего труда, котораго онъ лишитъ деревню, онъ принесетъ изъ города только деньги, и редко-редко эти деньги употребляются на прiобретенiя произведенiя промышленности и торговли: ситцевая рубаха, фабричное сукно, гармоника, чай, сахаръ. Но новыя потребности эти не улучшаютъ быта населенiя, въ чемъ согласится каждый: посконная рубаха, тканая дома, прочнее, теплее, прохладнее, прiятнее на теле и даже красивее ситца и холстинки. Домашнее сукно опять прочнее и вообще лучше того фабричнаго сукна, которое купитъ мужикъ. Чай, сахаръ, табакъ, еще не составляющiе потребности большинства, не прибавятъ здоровья и благосостоянiя, какъ и вообще все привычки и потребности, вынесенныя изъ города. Повторяю еще разъ: намъ нельзя, какъ Англичанамъ, высчитывать благо железныхъ дорогъ для народа по количеству удешевленныхъ необходимыхъ Англiйскому пролетарiю предметовъ торговли и промышленности. Тамъ этотъ мнимо-свободный человекъ уже окончательно оторванъ отъ прямыхъ отношенiй съ природой, — онъ ничего не имеетъ своего отъ первобытныхъ произведенiй природы и все долженъ купить деньгами, начиная отъ жилища, топлива и пищи, до одежды и удовольствiя. Тамъ удовлетворенiе потребностей соразмерно съ высотою заработной платы, и тамъ для человека, поставленнаго въ среду мануфактурныхъ и торговыхъ переворотовъ и лишеннаго возможности удовлетворенiя прямыхъ первобытныхъ потребностей, — потребности промышленныя возрастаютъ соразмерно съ успехами прогресса вообще и железныхъ дорогъ въ особенности. Но у насъ заработная плата не имееть никакого влiянiя на увеличенiе благосостоянiя сельскаго населенiя, потому что сельское населенiе, имея возможность со своей земли удовлетворять всемъ своимъ потребностямъ, стоитъ совершенно независимо отъ успеха прогресса железныхъ дорогъ, и не смотря на увеличенiе железныхъ дорогъ, потребности сельскаго населенiя нисколько не увеличиваются, сельское населенiе только вследствiе того теряетъ съ каждымъ днемъ больше и больше своихъ членовъ, становящихся въ условiя зависимости отъ своихъ потребностей англiйскаго работника. Увеличенiе городовъ потому выгодно только для людей общества, въ смысле такъ называемаго образованнаго общества, а не выгодно для народа. Оно выгодно для домовладельцевъ, для трактирщиковъ, откупщиковъ, лавочниковъ и т. д. Я не буду говорить уже о сравнительномъ физiологическомъ и нравственномъ здоровье городскаго и сельскаго населенiя, это слишкомъ избитая и всемъ известная истина. Стоитъ только на минуту забыть политическую экономiю, чтобы несомненно убедиться въ безъусловномъ зле, производимомъ увеличенiемъ городовъ. Стоитъ только подумать о необработанных, невозделанныхъ по недостатку рукъ поляхъ Россiи, о разваливающихся и бедныхъ по недостатку рукъ жилищахъ народа, о сверхъестественномъ труде, который несутъ по деревнямъ женщины, потому что мужья уходятъ въ города, и вспомнить, что делаетъ сельское населенiе, стянутое въ городахъ. Извощики, лавочники, половые, банщики, разнощики, нищiе, писцы, делатели игрушекъ, кринолинъ и т. п. — все эти, очевидно, пропавшiе для народа руки, трудятся только для того, чтобы дать выгоды поклонникамъ прогресса, эксплуатирующимъ народъ и этихъ людей.

2-е. Въ деле уничтоженiя лесовъ, тоже насъ утешаютъ политико-экономы. Я читалъ даже такiя разсужденiя, что леса нельзя сохранить иначе, какъ уничтоживъ ихъ. Но какiе бы парадоксы ни изобретало корыстолюбiе прогрессистов[204] для утешенiя насъ, мы все, отъ мала до велика, отъ народа до царя, не можемъ безъ жалости и какого-то еще непрiятнаго чувства, похожаго на раскаянiе, не можемъ видеть срубленнаго большого дерева, не говоря уже о тяжеломъ чувстве, которое возбуждаетъ въ насъ видъ знакомаго намъ срубленнаго леса. А благодаря железнымъ дорогамъ и пароходамъ каждый изъ насъ уже разъ 20 испыталъ это тяжелое чувство. Я 17 летъ тому назадъ жилъ въ деревне, въ 40 верстахъ отъ Казани, на реке Мёше, — дичи было столько, что каждый неумелый мальчикъ могъ набить утокъ и зайцевъ столько, что не донесетъ. Мужики топили дровами, за которыя они ничего не платили, строились также изъ лесу, въ который имели право въезда. Нравы мужиковъ были таковы, что прiедешь на лошади въ деревню, мужикъ накормитъ и еедока и лошадь, не зная и не спрашивая откуда, и оскорбится, ежели ему предложатъ плату. Въ нынешнемъ году, после 17 летъ, я былъ въ Казани, — дичи и рыбы совершенно нетъ: дичь вывелась, потому что сведены леса, а рыба распугана пароходами въ море и Волге. Сажень дровъ, стоившая 2 р., стоитъ 10 р. Мужики топятъ соломой и за лесомъ на постройку ездятъ уже не въ свой боръ, а за 50 верстъ на пристань Волги. Ежели заедеть чужой человекъ въ деревню, то его не примутъ уже, а приметъ мужикъ-харчевникъ, который потребуетъ 25 к. за порцiю. 17 летъ тому назадъ я ехалъ въ Казань 7 дней, теперь я ехалъ два. — Это, правда, мне было очень прiятно на пароходе, и содержателямъ парохода должно быть очень прiятно, потому что пароходовъ на Волге больше, чемъ грибовъ, и каждый день нарастаютъ еще новые, следовательно, выгоды получаются огромныя, и все съ радостiю приветствуютъ прогрессъ пароходовъ. Откуда-жъ были эти выгоды? Ежели улучшилось благосостоянiе мое, какъ пассажира, и содержателей пароходовъ, — то на чей счетъ оно улучшилось? Очевидно, на счетъ всего богатства,[205] первобытнаго богатства края и техъ людей, которые непосредственно связаны съ краемъ — на счетъ народа. Мы не замечаемъ этаго только потому, что те, которымъ стало лучше, звонятъ въ колокола о своемъ улучшенiи; въ рукахъ ихъ находится главный соучастникъ прогресса — книгопечатанiе, a те, которымъ стало хуже — молчатъ и терпятъ. Интересующихся этимъ вопросомъ я прошу прочесть сочиненiе Риля: «Земля и люди», и потому самъ не вхожу въ дальнейшiя соображенiя объ этомъ предмете. Замечу только одно: найдись въ Россiи новые золотые прiиски, можно купить и завести пароходство еще более сильнейшее на Волге; но ничто уже не можетъ возвратить вековые леса, истребленные железными дорогами и пароходами.

3-е. Прогрессисты[206] постоянно утешаютъ насъ, что съ распространенiемъ путей сообщенiя у насъ въ Россiи уравняются, но въ большинстве случаевъ, для массы народа, для земледельцевъ, возвысятся цены на хлебъ. Да этаго никому не нужно, кроме какъ меньшинству большихъ владельцевъ, техъ же прогрессистовъ. Народъ всегда только объ одномъ молитъ Бога, чтобы везде было больше хлеба. Изобилiе и дешевизна хлеба даетъ ему возможность содержать больше скотины, выкуривая больше вина, удовлетворять решительно всемъ своимъ потребностямъ. Пути сообщенiя, возвысивъ цены на хлебъ, будутъ содействовать его выпуску заграницу, а изъ-за границъ все таки ничего намъ не привезутъ, что бы было нужно крестьянину, нешто одну косу, которая и до железныхъ дорогъ обходилась ему дешево. Жилища, орудiя, одежда, опять все у него свое, и лучше или хуже только отъ того, что много ли у него лесу, земли и работниковъ. Возвышенiе ценъ на хлебъ опять нужно только для высшаго класса, а не для большинства, для народа.

4. Железные дороги поощряютъ праздность. Мне всегда казалось, что политико-экономическiя соображенiя не могутъ быть справедливы, основываясь на однихъ матерiальныхъ условiяхъ, что весьма часто психологическiя явленiя разрушаютъ правильность всехъ матерiальныхъ соображенiй. Казалось бы такъ ясно, что легкость путей сообщенiй должна бъ была способствовать только равномерному размещенiю труда и богатства. Что время должно бъ выигрываться темъ, что работникъ, шедшiй въ Москву три дня, едетъ теперь 5 часовъ; что для барки, для которой прежде нужно было 200 бурлаковъ, теперь нужно только 10 или 20 человекъ. Кажется, какая выгода экономiи силъ, а въ действительности нетъ никакой выгоды, a скорее убытокъ. Тотъ самый работникъ, который теперь, поддаваясь искушенiю легкости способа передвиженiя, едетъ въ Москву искать работу и черезъ неделю возвратится назадъ, не потерялъ бы этихъ двухъ дней переезда, ежели бы не было искушенiя железной дороги. Онъ нашолъ бы работу и дома. Работа эта принесла бы ему меньше денегъ, но онъ не потерялъ бы времени переезда. Такихъ безполезно переезжающихъ работниковъ железныя дороги порождаютъ тысячи; такъ что ежели выигрывается время переезда для техъ работниковъ, которые необходимы, то теряется несравненно более въ техъ работникахъ, которые переезжаютъ безъ необходимости. Купецъ, который прежде подумалъ бы долго прежде, нежели везти свой товаръ лямкой или гужомъ, везетъ его смело посредствомъ пара, и товаръ этотъ, въ различныхъ видахъ и принадлежа различнымъ хозяевамъ, переезжаетъ взадъ и впередъ по той же дороге. В старину, до железныхъ дорогъ, наши отцы и деды целыя жизни проживали на одномъ месте, плохо-ли, хорошо-ли трудясь въ своей родине, вокругъ места своего жительства, и жизнь ихъ оставляла резкiе определенные следы: дома,[207] сады, хозяйства и т. п. Въ наше время удобство железныхъ дорогъ делаетъ то, что всякiй благоразумный русскiй, съ известными привычками, едетъ въ Швейцарiю, Флоренцiю и на Рейнъ и тамъ проживаетъ доходы русской земли. Время, проведенное въ дороге: пешкомъ, по почте или въ вагоне, есть время, вычеркнутое изъ жизни, неплодотворное ни для себя, ни для общества. Старики наши долго собирались и молились Богу, чтобъ ехать въ дорогу за 1000 верстъ и, съездивши одинъ разъ въ жизни, уже оставались дома до самой смерти. Я поверялъ это на близко знакомыхъ мне людяхъ, и каждый можетъ поверить это, что ежели счесть дни, проведенные въ дороге нашими отцами, то выйдетъ, что у насъ, благодаря удобству железныхъ дорогъ, вдвое, если не втрое, такихъ потерянныхъ дорожныхъ дней. Прежде я ездилъ изъ Твери въ Москву въ 24 часа и устроивалъ такъ дела, что ездилъ только разъ въ годъ, такъ что въ годъ у меня было потерянныхъ только двое сутокъ. Теперь, по железной дороге, невольно поддаваясь ея искушенiямъ, я езжу, самое малое, 10 разъ, — положимъ еще меньше, 5 разъ, и у меня потерянныхъ 5 разъ по 6, туда и назадъ по 12, итого 60 часовъ вместо 48. Нужно счесть при этомъ еще, что прежде у меня было только разъ въ годъ потерянное время зборовъ, отъезда и прiезда, теперь у меня этихъ зборовъ бываетъ 5 разъ. Это наблюденiе можно проверить какъ надъ дворяниномъ, купцомъ и чиновникомъ, такъ <и надъ> мещаниномъ и крестьяниномъ. Это наблюденiе можно проверить и надъ всею массою[208] населенiя. В 1830-хъ годахъ въ данную минуту находилось по всей Россiи въ процессе передвиженiя, т. е. людей, потерянныхъ для работы въ данную минуту, безъ сомненiя, менее, чемъ въ 1862 г., при настоящемъ развитiи железныхъ дорогъ и пароходства. Это положенiе, безъ сомненiя, не доказано; но наблюденiя мои подтверждаютъ его, и я надеюсь, что люди, имеющiе способность наблюдать непосредственно явленiя жизни, подтвердятъ его. Паровые пути сообщенiя, выгадывая время, должны бы были уменьшать движенiе товаровъ и народа; мы же постоянно и везде видимъ противоположныя явленiя: чемъ больше развиты пути сообщенiя, темъ больше въ каждую данную минуту народа и товара находится въ процессе передвиженiя, т. е. потеряно для производительности. Соглашаясь съ этимъ, мне скажутъ, можетъ быть, что хотя и более празднаго народа въ дорогахъ, за то народъ этотъ, постоянно передвигаясь, производительнее работаетъ и дешевле прiобретаетъ предметы своихъ потребностей. О ненужности для народа мануфактурныхъ предметовъ я говорилъ уже, а для того, чтобы производительнее работать, я не вижу никакой надобности работникамъ и купцамъ лететь по 60 верстъ въ часъ изъ Москвы въ Петерб[ургъ], изъ Петерб[урга] въ Полтаву и обратно. Ежели вы изобрели средства для усиленiя производительности рабочихъ силъ, наприм., паровую съ каменнымъ углемъ пильню, мельницу, пахальную или косильную машину, почему же намъ не привезти эту машину именно туда, где работа тратится даромъ, въ среду работниковъ, и для чего тутъ нужны паровозы, железныя дороги, съ самымъ серiознымъ лицомъ и съ значительнымъ видомъ мчащiе вагоны косынокъ, кринолиновъ, фортопьянъ, мебели и работниковъ, для произведенiя всехъ этихъ предметовъ. Надобно быть съумасшедшимъ или политическимъ экономомъ для того, чтобы понять, почему народъ будетъ счастливее, ежели съ быстротою молнiи будутъ летать изъ города въ городъ вагоны съ праздными чиновниками и дворянами, купцами, наровящими сорвать процентикъ съ каждаго зерна, прошедшаго чрезъ ихъ руки отъ земледельца къ горожанину, и чиновниками, отыскивающими место въ администрацiи, съ плотниками и каменьщиками, едущими строить дома темъ же чиновникамъ, съ баньщиками, половыми, извощиками, разнощиками и солдатами, и съ товарами всякаго разбора, опять таки для техъ же дворянъ, купцовъ, чиновниковъ и людей, отрываемыхъ отъ народа. Какъ бы быстро не летали эти вагоны, для народа отъ нихъ ничего не прибавляется. Только съ каждымъ годомъ и съ каждымъ часомъ отрываются все более и более люди изъ народа, втягиваются въ движенiе прогресса и делаются участниками его, въ смысле вытягиванiя сока изъ народа, изъ занятыхъ классовъ.

Я бы могъ привести еще много и много аргументовъ, какъ противъ железныхъ дорогъ, такъ и противъ машинъ, въ особенности въ смысле упадка вследствiе ихъ физической и нравственной силы человечества; но я ограничусь этими и возвращусь опять къ 1-му аргументу противъ прогресса цивилизации, именно тому, что народъ не хочетъ его.

Вместо слов: что эти люди..... поколения этих диких, в ркп. Б: что Кирилы, Вавилы и Юхваны, и целыя поколенiя этихъ Юхвановъ,

Вместо слова: работников в ркп. Б: Юхвановъ

После слов: художественные произведения в ркп. Б следует: (Венера Милосская, Библiя, Илiада, русскiя песни <и легенды>)

После слов: доказать прежде и то, и другое в ркп. В следует: а потомъ анализировать законы цивилизацiи.

После слов: возстающий против в ркп. В зачеркнуто: всякихъ дедуктивныхъ и

После слов: заключается в прогрессе цивилизации в ркп. В следует зачеркнутая автором фраза: Онъ говорить о распределенiи богатства, но ничего не говорить о распределенiи образованiя.

После слов: цивилизации решенным, в ркп. В следует: Мы находимъ во всехъ это верованiе, только какъ верованiе. И поэтому не удовлетворяемся какъ воспитанiемъ дьячка, бьющаго ученика за то, что онъ не учитъ наизусть безсмыслицу, такъ и воспитанiемъ Гимназiи съ изученiемъ Географiи и Исторiи, не удовлетворяемся и воспитанiемъ Университета, не удовлетворяемся и самымъ высшимъ Европейскимъ воспитанiемъ. Дьячокъ готовитъ ученика въ чтецы псалтыря и оправдываетъ свое ученiе по мере своихъ умственныхъ силъ. Гимназiя и Университетъ готовятъ чиновниковъ и тоже оправдываются по мере умственныхъ силъ. Высшее европейское воспитанiе готовить будущаго члена прогресса и тоже оправдывается по мере своихъ силъ... И я признаю за каждымъ изъ этихъ родовъ воспитанiя свое право историческое, но столь же мало убежденный въ истине дьячковска[го] воспитанiя, сколько и въ необходимости прогресса, я ищу основанiя общечеловеческаго воспитанiя.

После слов: оснований на такое право и в ркп. В зачеркнуто: признаемъ только философскiя или религiозныя основанiя достаточными.

Вместо слова: Далай-ламу, в ркп. В: Брама.

После слов: ежели открытие в ркп. В: <новыхъ> законовъ

После слов: в своей ошибке, в ркп. В зачеркнуто: приводить историческiя доказательства для фил[ософской] мысли.

После слов: пред другими школами: в ркп. В следует: не матерьяльныя средства, какъ то доказываютъ другiя школы.

Вместо слов: высказать недосказанное в ркп. В: досказать непонят[ое]. И въ этомъ-то лежитъ сущность разногласiя.

Вместо слов: ненужные газы, в ркп. В: ненужный азотъ.

После слов: может быть, неправильно, в ркп. В: глупо

Вместо слов: непонятливость? в ркп. В: непонятная аберрацiя.

Вместо слов: в ркп. В написано и зачеркнуто: представляются следующiе факты и вопросы.

199. она в рукописи ошибочно: онъ

200. Вместо: образовываться образованiя Исправляем по ркп. Б.

201. Слова:

202. В ркп Бив корр. ошибочно: 1655

203. От слов: кончая: нет в корректуре. Весь этот зачеркнутый автором абзац мы восстанавливаем по ркп. Б.

204. корыстолюбiе прогрессистовъ взяты из ркп. Б (л. 28 об.).

205. в ркп. Б (л. 29) зачеркнуто: приволжскаго крестьянства, которому стало хуже (потерявъ леса) и которое само сознаетъ это. Вместо этой неотделанной и зачеркнутой фразы Толстой над строкой написал карандашом новый окончательный текст:

206. Против слов: 3-е. Прогрессисты в ркп. Б (л. 30 об.) на полях карандашом поставлен знак вопроса.

207. в корр. зачеркнуто: леса сады

208. Вместо: корр.: Исправляем по ркп. Б (л. 33).

Прогресс и определение образования
Варианты