Варианты статьи "О народном образовании"-2

О народном образовании
Варианты
Варианты 2

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ».

№ 1.

Стр. 75, строка 16 сн.

После слов: в рукописи следует: <Определяя по качеству знанiя, я бы сказалъ, что ученики Г. Морозова то что знаютъ, знаютъ сознательно, т. е. более способны понять прочитанное и выразить письменно мысль; но краткость и неопределенность формы экзамена и самая ошибочность мысли экзамена публичнаго помешало тому, чтобы эти стороны могли выказаться, и потому всё, что я скажу объ этомъ, будетъ только моимъ личнымъ убежденiемъ.>

№ 2.

Стр. 80, строка 15 св.

После слов: в ркп.: <Изъ этихъ словъ видно, что сущность этой теорiи педагогiи состоитъ въ томъ, что дикари не знаютъ числа, не имеютъ ни понятiй, ни представленiй, и школа посредствомъ развитiя содействуетъ образованiю ихъ.>

№ 3.

После слов: я нашел, что в ркп.: <Г-ну Бунакову надо учиться языку у учениковъ (что люди любящiе и старающiеся узнать языкъ постоянно и делаютъ.)>

№ 4.

После слов: или наукой красноречия? о ея внутренностяхъ, а если бы было сказано о ея анатомiи, то отчего не сказано о ея происхожденiи и т. д. 

№ 5.

После слов: жалко и стыдно. <Итакъ сколько я умелъ разобрать дело, педагогическая теорiя эта не имеетъ никакихъ основъ въ философiи, на которыхъ она думаетъ опираться, и по форме и содержанiю не удовлетворяетъ требованiямъ здраваго смысла.>

№ 6.

После слов: в ркп.: Сознавъ недостатокъ своего стараго способа, мы въ 1860-тыхъ годахъ поступили совершенно такъ, какъ князь Владимiръ, отъискивавшiй веру, послали пословъ и у ближайшихъ соседей съискали веру и взяли ее на веру.

№ 7.

выбралъ все-таки церковную. в ркп.: Недостатки одинаковы, но основа Церковной школы — почему такъ, а не иначе учатъ — есть 1000-летняя Исторiя и авторитетъ Св. Отцовъ. Основа немецкой школы есть фантазiя 10-ти человекъ 20 летъ тому назадъ и немца Вурста.

№ 8.

После слов: еще большее значение: в ркп.: <Такъ какъ очевидно было, что точно также вредно учить классификацiю, каке и псалтырь и точно также безполезно заучивать определенiе числа и сложенiя, какъ и порядокъ разложенiя чиселъ.>

№ 9.

в первоначальной школе. и въ более тесной рамке, отвечая на два главныхъ вопроса, чему учить и какъ учить въ народной школе.

Если одинъ человекъ не имеетъ права учить другаго, чему ему вздумается, то онъ долженъ основать это право на несомненной истине знанiя того, что нужно. Такого знанiя кроме того, которое даетъ вера — нетъ. Следовательно, остается одно руководство — учить тому, чему хочетъ учиться ученикъ. И въ справедливости этаго относительно высшаго образованiя никто не сомневается. Но относительно детей не можетъ существовать свободы выбора и поэтому учителя берутъ на себя определенiе того, чему нужно учить. Но если справедливо первое положенiе, что одинъ человекъ не имеетъ права учить другаго чему ему вздумается, то и не можетъ быть определена учителями программа ученiя. Разрешенiе вопроса о томъ, чему учить, должно зависить только отъ техъ, которые учатся, или отъ техъ, которые побуждаютъ учиться — отъ родителей.

№ 10.

После слов: становятся их родители. <И это требованiя народа. Но, скажутъ мне, какимъ образомъ удовлетворить требованiямъ народа, когда между ними вы встретите иногда самыя безобразныя требованiя. Мужикъ потребуетъ, чтобы его сына выучили подписываться подъ всякую руку, или считать на счетахъ, такъ, чтобы пользы не было видно, или читать псалтырь какъ дьячекъ. Если встретятся такiя требованiя, они будутъ исключенiями; но даже и въ самыхъ безобразныхъ требованiяхъ везде будетъ доля законности, — такъ что если вы сведете все требованiя въ одно, вы найдете въ общемъ требованiя здраваго смысла всего народа. Кроме того, и главное, другая сторона вопроса, какъ учить? которая решается тоже свободой въ отношенiи учениковъ, застраховываетъ школу отъ возможности удовлетворять неразумнымъ требованiямъ родителей, если бы они и были. Родитель хочетъ, чтобы они подписывали подъ все руки, но я, учитель, не могу его учить этому уже потому, что это будетъ скучно ученику; точно тоже съ чтенiемъ псалтыря и считанiемъ на счётахъ. Я научу его чисто писать, читать по Славянски и считать на счётахъ. Но изъ этихъ знанiй извлечетъ ли онъ то, что хочетъ родитель, или орудiе къ дальнейшему образованiю, это уже не дело школы.>

№ 11.

Стр. 108, строка 11 сн.

После слов: немецкие педагоги. : Вопросъ этотъ — не о томъ какой способъ лучше всехъ, но почемъ узнать, какой способъ лучше, оставляютъ совершенно безъ вниманiя, а между прочимъ безъ решенiя этаго вопроса нельзя ступить шагу. Понятно, что когда былъ только одинъ способъ обученiя (не одной грамоте, но и всему <веденiю школы>, то и не могло быть места этому вопросу. Но теперь, когда есть сотни прiемовъ, надо узнать, чемъ руководствоваться при выборе. <Но наверное по какому нибудь изъ способовъ ученикамъ легче всего учиться. Очевидно, чтобы узнать это, нужно обратиться къ ученикамъ и отъ нихъ узнать это.> Ни теоретич[ескiя] разсужденiя, ни даже самые результаты ученiя, не могутъ вполне показать это. <Точно также какъ если бы мы хотели узнать какимъ плугомъ легче пахать, мы ничего бы не узнали ни отъ теорiи, ни отъ пахаря, ни отъ наблюденiя борозды, а только отъ наблюденiя лошадей — тяжело или легко имъ было.>

<Единственное, возможное, безошибочное решенiе вопроса, какой способъ лучшiй, могутъ дать только сами учащiеся. Но очевидно, что если учащiеся будутъ находиться подъ принужденiемъ, мы ничего не узнаемъ.> Идеальный, наилучшiй методъ есть тотъ, <который учащiеся предпочтутъ всякому другому и> при которомъ не нужно никакого принужденiя и потому оценка и мерило всехъ методовъ состоитъ въ большей или меньшей естественности отношенiй и потому въ большемъ или меньшемъ принужденiи при ученiи... Обученiе въ семье отцомъ, матерью, служить лучшимъ примеромъ верности этого правила... Тотъ методъ, по которому учатся съ меньшимъ принужденiемъ, будетъ всегда лучше того, по которому необходимо больше принужденiя. Но если меня спросятъ, какой методъ лучше: тотъ ли, по которому учатся съ бòльшимъ принужденiемъ, но достигаютъ бòльшихъ результатовъ, или тотъ, по которому учатся съ меньшимъ принужденiемъ и достигаютъ меньшихъ результатовъ, я отвечу, что этаго никогда быть не можетъ. И что если окажется, что съ принужденiемъ достигнуты большiе результаты, то это покажетъ только то определенiе того, что мы называемъ результатами ученiя составлено неправильно. Такъ какъ это окажется при разсматриванiи результатовъ ученiя келейницъ, которыя будто бы выучиваютъ читать въ 6 недель. Если экзаменъ этимъ ученикамъ вместе съ учениками нашихъ школъ будетъ делать дьячекъ. Найдя, что те ученики бегло читаютъ псалтырь, а наши — нетъ, онъ скажетъ, что те результаты большiе. Всякое движенiе впередъ педагогики, если мы внимательно разсмотримъ исторiю этаго дела, состоятъ только въ большемъ и большемъ приближенiи къ естественному отношенiю между учителемъ и учениками и меньшей принудительности и большей облегченности ученiя.

№ 12.

После слов: руководить школой; <одинъ учитель умеетъ работать при внешнемъ безпорядке, другой не можетъ этого делать и требуетъ большей дисциплины, и всегда тотъ учитель, который не вредя делу можетъ допустить большую свободу, будетъ лучшiй. Кроме того критерiумъ свободы о томъ, какъ учить относится более къ самой теорiи педагогики, чемъ къ практике.>

№ 13.

После слов: в ркп.: <Чтобы показать до какихъ размеровъ дошло это раздвоенiе между требованiями народа и требованiями фантастической педагогiи, разскажу положенiе въ отношенiи народнаго образованiя, известнаго мне Крапивенскаго уезда Тульской губернiи, въ которомъ я живу. Въ уезде 40 тысячъ душъ. На 40 т. душъ для того чтобы все дети обучились, нужно отъ 200 до 300 школъ. Существуетъ въ настоящее время 20 школъ, изъ которыхъ половина очень плохихъ, но все школы подходящiе подъ требованiя педагогiи, могутъ носить названiе одноклассныхъ училищъ, попадаютъ въ графу отчетовъ и ведутся учителями, побывавшими на педагогическихъ курсахъ и получающими до 200 р. жалованья... Кажется, нечего говорить о томъ, что при такомъ отношенiи количества школъ къ могущимъ учиться, только 1/15 или 1/20 Что же мы видимъ? — педагоги какъ будто на пари выдумываютъ, какъ бы потруднее, посложнее, подороже устроить обученiе. Для обученiя грамоте, въ которое, по ихъ понятiю, входитъ мнимое наглядное обученiе, требуется безчисленное количество книгъ, руководствъ, картинъ, которые всё выходятъ новыя и новыя. У Г-на Бунакова я насчиталъ больше чемъ на 200 рублей руководствъ и картинъ, которыя онъ рекомендуетъ почти какъ необходимыя. Для арифметики нужны и какiе-то кубики и пуговицы и шведскiе счеты и мн. др. Самые учителя должны проходить длинный сложный курсъ учительскiй, <после которыхъ вероятно ихъ нельзя будетъ нанять за 400 р., когда обычное жалованье платимое обществомъ и земствомъ есть 100 рублей.> Мало того, нужны учительскiе курсы, стоящiе дорого, и училище должно иметь по крайней мере рублей 400 въ годъ, для того чтобы существовать. Казалось бы, что те, кот[орые] заявляютъ такiя дорогiя требованiя для училища должны бы устраивать 1) такъ чтобы дорогiя училища эти были хороши 2) такъ, чтобы и средства на учрежденiе этихъ училищъ давали те, кот[орые] ихъ требуютъ. Ничуть не бывало. Училища дурны и средства этихъ не даютъ. <Еще только благодаря здравому смыслу Земства есть 18 училищъ въ уездахъ; если бы исполнили то, что требуютъ педагоги, едва ли бы достало денегъ на 4 школы. Но и тутъ училищные советы, составленные изъ людей не-педагоговъ, не могутъ не подчиняться хотя отчасти требованiямъ ученыхъ педагоговъ. Такъ въ Крапивенскомъ уезде за последнiе два года закрыто 40 школъ, несмотря на то, что народъ ихъ желаетъ, но только потому, что они не подходили подъ требованiя педагогiи, и въ Крапивенскомъ уезде, где Земствомъ отпускается 2000 руб., изъ этихъ денегъ менее половины идетъ на жалованье учителямъ, остальные деньги идутъ на педагогическiе курсы, на постройки училищъ, на пособiя.>

№ 14.

После слов: до 60 школ. в ркп.: <Школы были мелкiя и многiя дурныя, но они были самородныя, они избрали те пункты, к[оторые] имъ были удобны, они нанимали учителей по средству и желанiю, большей частью весьма дешево, пользуясь теми лицами, кот[орые] были въ околодке, и знали, что за дешевую плату хуже, за дорогую лучше можно иметь учителя, школы-зданiя обходились дешево или учитель чередовался по избамъ крестьянъ или занимали избу учителя, занимались только зимою, потому месячное жалованье ихъ было выше чемъ за круглый годъ.>

№ 15.

Стр. 115, строка 20 сн.

После слов: за исключением июля. <Есть 3 главные предмета въ администрацiи школъ: 1) Распределенiе ихъ по местностямъ, т. е. такое, при к[оторомъ] бы наибольшее число учащихся могло ими пользоваться; 2) время занятiй, т. е. время года и время дня и 3) мера вознагражденiя учителей. Изъ правильно принятыхъ меръ по этимъ 3-мъ отделамъ вытекаетъ и увеличенiе школъ и учащихъ. Посмотримъ, какъ распоряжался въ этомъ народъ, и какъ теперь земско-министерская администрацiя. Въ распределенiи школъ народъ постоянно стремится къ децентрализацiи школъ, т. е. къ тому, чтобы во всякой деревне, а если можно въ каждомъ дворе были учители. (И безъ сомненiя это есть и желанiе и цель всехъ любящихъ просвещенiе.) Но очевидно должны быть делаемы уступки, и народъ постоянно устраивается такъ, что если одному обществу нельзя одному завести школу, онъ соединяется съ другими и они возятъ зимою детей, если же далеко то одно общество готово платить дороже, чтобы иметь школу или довольствуется дешевымъ учителемъ (15 р. въ зиму и дешевле). Въ большихъ центрахъ устраиваются большiя хорошiя школы, въ малыхъ — дешевыя, по найму у Церк[овно-]служи[телей]; но школы устраиваются и разница той и другой видима народу и онъ готовъ делать пожертвованiя, чтобы получить хорошаго учителя. Въ самыхъ малыхъ, но богатыхъ деревняхъ устраиваются учителя по найму родителей за ученика и учатъ, переходя изъ двора въ дворъ. Такъ что формы школъ самыя разнообразныя и прилаживающiяся къ местнымъ потребностямъ. Земско-министерская же школа имеетъ только одну норму одноклассное училище І-го разр[яда]. И тамъ где нельзя собрать до 200 р. (какъ собираются эти 200 р., я скажу после) и нельзя найти помещенiя, тоже большое (всё строятъ камен[ные] железомъ крытые) тамъ и не допускается школа. Тамъ же где случилось строенiе: старая станцiя или пожертвованный домъ, и где съ волости собралась нужная сумма, хотя бы близкихъ деревень и было мало — устроивается школа. Между темъ какъ въ моемъ соседстве есть мелкiя деревни по 50, 20 душъ, составляющiя въ общей массе большую половину населенiя волости, к[оторые] не могутъ по отдален[ности] ходить въ школу и никогда не пойдутъ и ни въ какомъ дальнемъ будущемъ не могутъ иметь школы, ибо одноклассн[аго] какого то разряда училища у этихъ быть не можетъ.>

№ 16.

После слов: в ркп.: <Не тратить ни одной копейки на постройку школъ, до техъ поръ пока не будутъ оставаться деньги отъ жалованья учителямъ. Крестьяне отъ себя могутъ строить школы, если того желаютъ; но Земствамъ нужно стараться воздерживать ихъ отъ этаго сколько возможно.>

О народном образовании
Варианты
Варианты 2

Раздел сайта: