Варианты статьи "О народном образовании"

О народном образовании
Варианты
Варианты 2

ВАРИАНТЫ СТАТЬИ «О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ».

Оставляя в стороне мелкие разночтения, встречающиеся в рукописном тексте статьи «О народном образовании» и в других педагогических статьях Толстого, мы вносим в настоящее издание только важнейшие варианты. Отдельные места, не вошедшие в журнальный текст и несомненно исключенные из печати в силу цензурных условий того времени, мы вносим непосредственно в текст издания, с соответствующей оговоркой в комментариях. В тех же случаях, когда мы не вполне уверены в том, что данное место исключено по требованиям цензуры, мы печатаем его в отделе вариантов, обозначая его звездочкой.

Условные сокращения означают: ркп. — рукопись, «Я. п.» — «Ясная поляна».

Стр. 4, строка 5 св.

После слов: стремится к образованию в ркп. следует: Не только нельзя найти человека, который бы непризнавалъ образованiя благомъ, но каждый, начиная съ грудного ребенка, самъ не зная того, делаетъ всё, что можетъ, для прiобретенiя знанiй. Мне кажется, излишне будете доказывать несомненную для всехъ истину, что потребность образованiя и прiобретенiя знанiй всегда была и будетъ одна изъ главныхъ потребностей человека. Никто не станетъ отрицать также, что во всехъ правительствахъ и обществахъ съ техъ поръ, какъ существуютъ правительства и общества — заметна въ более образованномъ классе народа потребность передачи своихъ знанiй менее образованному классу народа, <уравненiя его посредствомъ образованiя>.

Стр. 4, строка 13 св.

После слов: остаются безуспешными. в ркп.: Вотъ это-то явленiе непонятно, и его-то я попытаюсь разъяснить себе.

Я не говорю о жизненныхъ безсознательныхъ средствахъ образованiя: они разнообразны, какъ сама жизнь. Путешествiя и потому пути сообщенiя, торговля и даже война суть орудiя образованiя. Я говорю только о сознательныхъ средствахъ, которыя употребляютъ правительства и общества, о школахъ.

Стр. 4, строка 13 сн.

до нашего времени, в ркп. следует: <Противодействiя этого, которыя такъ часто сваливаютъ на духовенство, лежатъ въ самомъ народе, что лучше всего можетъ доказать намъ Протестантская Германiя, родоначальница школъ нашего времени своимъ знаменитымъ закономъ школьнаго принужденiя.>

Стр. 5, строка 10 сн.

После слов: Правительство и общество в ркп.: по весьма понятой и законной причине

Стр. 5, строка 6 сн.

После слов: сдается только силе. в ркп.: <Несправедливо было бы сказать, что явленiе это осталось незамеченнымъ. Правительства заметили это противодействiе и на этомъ основанiи употребляютъ силу и хитрость, чтобы сломить его.>

Стр. 7, строка 12 св.

После слов: всеобщая вера прогресса? в ркп. следует: когда лучшiе мыслители нашего века начинаютъ доказывать, что прогрессъ есть одно изъ самыхъ печальныхъ заблужденiй человечества.

Стр. 7, строка 14 сн.

и в которые все-таки в ркп. следует: <выучиваютъ догматы прежде бывшiе истинными, но въ которые никто больше не веритъ.> Над зачеркнутым автором вписано: насильно посылать своихъ детей въ школу

Стр. 7, строка 6 сн.

После слов: еще более необходимым. в ркп.: <Итакъ нетъ критерiума, нетъ мерила того, чему и какъ нужно учить народъ; нетъ возможности объяснить ни одной программы какой бы то ни было школы ничемъ другимъ, какъ только темъ, что намъ кажется, что такъ, а не иначе надо учить, что такъ было прежде насъ, что другому мы не умеемъ учить, а что было и есть то разумно. Со всемъ этимъ легко бы было согласиться, ежели бы школа была свободна и не употреблялось бы насилiе. Но при настоящемъ положенiи делъ, когда родители только угрозою наказанiя посылаютъ детей своихъ въ школу, когда дети со слезами идутъ и съ радостью убегаютъ изъ школы, я не могу удовлетвориться историческимъ афоризмомъ: «что было — то разумно», и требую или веры въ себя, или сомненiя въ себе и отреченiя отъ насильственнаго образа действiя. Веры нетъ и потому нетъ законности для насилiя, и нужно признать справедливость противодействiя народа и изменить все прiемы въ школе, перестать стучать головой въ стену и попытаться найти выходъ въ дверь.

Но прежде чемъ говорить о томъ, какой можетъ быть выходъ изъ этаго положенiя, я считаю нужнымъ ответить на то возраженiе, которое естественно представляется противъ меня.>

Но можетъ быть опытъ ответитъ намъ на тщетные вопросы наши: хороши ли существующiя школы?

Стр. 8, строка 20 сн.

После слов: магометанской и т. д. в ркп. следует: Весьма понятно, что встречаемое противодействiе народа въ воспринятiи несомненныхъ историческихъ истинъ, вошедшихъ въ плоть и кровь народа, должно быть побеждаемо всеми силами, находящимися во власти народа. <Но я говорю о той части образованiя, основы которой лежатъ не въ религiи, а въ Философiи и Исторiи, т. е. въ светскомъ образованiи.>

Стр. 8, строка 13 сн.

После слов: в ркп. следует: <Въ новой Исторiи со времени реформацiи, со времени писемъ Лютера, образованiе начинаетъ искать своихъ основъ не въ одномъ откровенiи, а въ мысли и философiи. Отъ Лютера и до Песталоцци,[164] целый рядъ педагоговъ и философовъ: Коменiусъ, Вольфъ, Баконъ, Руссо и т. д. идутъ по этой дороге.>

Стр. 9, строка 9 сн.

После слов: не знает, что ложь, что правда. в ркп.: Психологiя приходитъ на помощь педагогики: она разлагаетъ душу человека на составныя ея части, какъ Физiологiя — тело на кровь и мускулы; и на основанiи этого подразделенiя предписываетъ столько-то заучиванiя наизусть для развитiя памяти, столько-то математики для развитiя Логики, столько-то поэзiи для развитiя чувства и т. д., какъ будто память, логика и чувство суть столь же раздельныя части, какъ кровь и кости. <Исторiя въ духе консерватизма предписываетъ свои законы, основываясь на томъ, что результаты существовавшихъ школъ известны и потому хороши, что школы эти вошли въ организмъ государства и составляютъ нераздельную часть его. Многiе Англичане весьма серьезно говорятъ, защищая свои университеты, что хотя порядокъ университетовъ и уродливъ, но самая уродливость полезна, представляя поле для борьбы молодому человеку, что характеръ закаляется въ этой борьбе и т. д.

Объ этомъ вопросе намъ впрочемъ придется поговорить еще подробнее.>

Стр. 9, строка 4 сн.

После слов: именно нужно, и возможно. в ркп.: <На чемъ же основана эта вера въ себя, доходящая до насилiя правительствъ въ борьбе съ народомъ, не хотящимъ воспринимать образованiя?

Я разумею светское образованiе; ибо, какъ уже сказано, религiозное образованiе имеетъ свои непоколебымыя основы. Просмотрите всю исторiю педагогики и васъ поразитъ отсутствiе логичности, связи и единства между действiями всехъ людей, подвизающихся на этомъ поприще; и вы откажетесь отыскивать критерiумъ прошедшей деятельности образованiя въ философiи и педагогике. Но просмотрите исторiю образованiя, какъ отдела государственной жизни, и вамъ станетъ ясно развитiе образовательныхъ учрежденiй изъ историческаго закона разумности всего существовавшаго. Понятно, что допустить этотъ законъ мы можемъ только, какъ оправданiе прошедшаго, но не какъ руководство для будущаго.

Сознанiе историческаго закона не даетъ намъ еще права употреблять насилiе противъ народа, противодействующаго нашему образованiю. Намъ нужно съискать тотъ критерiумъ, который бы давалъ намъ на это право, или отказаться отъ него, отказаться отъ несомненности знанiя того образованiя и въ той форме, въ которой Исторiя научила насъ передавать его народу. Нетъ другаго выхода. —

Доказывать здесь отсутствiе критерiума въ исторiи философии и педагогики — я считаю неудобнымъ и излишнимъ, не предполагая того, что кто-нибудь думалъ знать этотъ критерiумъ. Для этого онъ бы былъ долженъ въ наше время знать наилучшую философскую теорiю. Для меня его нетъ.[165]

а) Исторiя образованiя Бернарда, Ромера, Кернера, Шмита, Кене [?]

Стр. 10. строка 13 св.

После слов: в ркп.: Найти привести и указать движенiе этой мысли во всей исторiи и педагогiи, есть задача целаго большого труда; я же здесь ограничусь указанiемъ на фактъ, могущiй быть повереннымъ каждымъ — что каждый шагъ педагогики впередъ состоялъ только въ томъ,

Стр. 10 строка 19 св.

После слов: стесняет свободу. в ркп.: <Критерiума всё-таки нетъ; и мало того, что его нетъ, чемъ дальше подвигается Исторiя, темъ менее чувствуется возможность этаго критерiума.>

Стр 10, строка 7 сн.

Перед словами: Отец посылает в ркп: <Какъ сказано выше, исторiя безсознательнаго образованiя и свободный опытъ покажутъ то, что нужно для содействiя безсознательному образованiю, но существующiя школы должны остаться, какъ историческая часть его, потерявъ только свой характеръ принудительности. — Пусть только въ техъ же округахъ, въ техъ же условiяхъ, останутся школы, школьные учители, библiотеки, съ той только разницей, что на стене кажной школы будетъ прибито объявленiе: каждый имеетъ право входить, выходить, спрашивать и говорить, что ему угодно, безъ различiя пола и возраста. — Результаты въ действительности не будутъ менее техъ, на которые разчитываетъ правительство при заведенiи своихъ школъ — Можетъ быть по отчетамъ будетъ значиться менее грамотныхъ. Дети земледельцевъ, которые нужны въ работе, не будутъ ходить въ школы и вместо грамоты, которую они забыли, выучутся кормить скотину, сеять, сажать и т. п.

Бойкiя натуры, неспособныя къ преждевременной науке, выучутся ловить птицъ, управлять лодкой, драться. — вместо обмана и лицемерiя, которымъ бы они выучились въ школе. Те, который выучутся, выучутся такъ, что ихъ детей не нужно будетъ насильно посылать въ школу. — Результаты для правительства будутъ въ существенности те же самые.

Но результаты для самаго народа, для образованiя и для прогресса науки, будутъ огромные. — Постараемся изложить, въ чемъ будутъ состоять эти результаты, отрицательные и положительные.

Отрицательные: а) Уничтоженiе отвращенiя и презренiя къ образованiю низшихъ работящихъ сословiй.

b) Незахватыванiе въ область школы той силы и того времени, которые должны быть употреблены на другую деятельность, необходимую для развитiя человека.

c) Убежденiе въ верности принятаго пути образованiя.

d) Въ правде, а не въ одномъ имени образованiя. —

Положительные: а) Въ безостановочномъ прогрессе школы.

c) Въ децентрализацiи образовательныхъ учрежденiй.

d) Въ перенесенiи образованiя изъ школы въ семейство. —

Прежде всего нужно объяснить хорошенько, что я разумею подъ принудительнымъ образованiемъ. Не одинъ только Schulzwang — принужденiе родителей подъ страхомъ штрафа посылать детей въ школу, но и самое принужденiе детей учиться противъ воли тому и тогда, что находитъ нужнымъ учитель родителя. — Уничтожить то и другое принужденiе будетъ составлять цель новаго устройства учебныхъ заведенiй. Пора намъ перестать изучать народъ по министерскимъ сведенiямъ, и вообще Государственнымъ отчётамъ, а попробывать получить понятiе о немъ изъ действительнаго изученiя.—>

Стр. 10, строка 3 сн.

После слов: смотрит народ на школы). в ркп.: какъ на необходимое зло, не приносящее никакой пользы).

Стр. 11, строка 10 сн.

Вместо: даже баденскiй Гебель, кончая: редкие исключения. в ркп: вреднымъ по недостаточности образованiя и по ненародному характеру газетъ.

Стр. 12, строка 19 св.

После слов: известную степень образования — грамотности. в ркп.: <Опять здесь встречаемся мы съ этимъ страшнымъ понятiемъ грамотности, уже не съ точки зрения правительствъ, но съ точки зренiя народа. — Въ понятiи народа грамотность есть искусство читать и писать, въ необходимость котораго онъ веритъ на слово, хотя и не знаетъ почему, прiобретаемое шестилетнимъ тяжелымъ трудомъ после котораго уже учиться нечему, ежели не хочешь выйти изъ своего сословiя. — Ежели уже одну грамоту нужно учить шесть летъ, то сколько же времени надо употребить на высшую науку, — думаетъ рабочiй человекъ. — Онъ даже и этаго не думаетъ, ибо въ его глазахъ грамотность есть альфа и омега всей науки. Благодаря ложному, принудительному устройству школъ на первой и самой необходимой ступени образованiя, являются ложные и вредные понятiя о томъ, что науке можетъ быть конецъ. — Споръ о пользе или вреде грамотности для народа существуетъ не у однихъ насъ, Русскихъ, но и во всехъ другихъ обществахъ, где это несчастное понятiе грамотности получило право гражданства. — Одни говорятъ, что для народа вредно иметь возможность читать книги, журналы, которые спекуляцiя или политическiе партiи кладутъ ему подъ руку, другiе говорятъ, что образованiе никогда не можетъ быть вредно. — Какъ всегда бываетъ въ спорахъ, и те, и другiе совершенно правы. Споръ только въ неясномъ постановленiи вопроса. Одни нападаютъ на грамотность, какъ на отдельно и насильственно привитую способность читать, безъ всякихъ другихъ знанiй (что до сихъ поръ делаютъ школы, ибо всё выученное наизусть забывается, остается одна механическая способность читать и писать), и совершенно правы; другiе защищаютъ ее, подразумевая подъ ней первую степень образованiя, и тоже совершенно правы, исключая въ пониманiи грамотности. — Ежели вопросъ поставленъ такъ: полезно ли для народа первоначальное образованiе? — то никто не ответитъ отрицательно.— Ежели спросятъ полезно ли выучить народъ только писать и читать, то всякiй здравомыслящiй человекъ ответить: не знаю, такъ же какъ не знаю, полезно ли или нетъ было бы выучить людей играть на фортепьянахъ. — Вглядевшись же въ результаты грамотности въ томъ виде, въ которомъ она преподается въ существующихъ школахъ, я думаю, что большая часть людей решатъ вопросъ отрицательно, принявъ во вниманiе продолжительное принужденiе, несоразмерное развитiе памяти, ложное понятiе о законченности науки, получаемое въ школе, отвращенiе къ образованiю, ложное самолюбiе, и средства къ несоразмерному чтенiю, которые даются школьникамъ. — Я въ своей школе продолжительнымъ и постояннымъ опытомъ убедился, что все ученики, изъ различныхъ принудительныхъ заведенiй поступавшiе ко мне, не только отставали отъ другихъ, но оказывались совершенно безнадежны къ дальнейшимъ успехамъ, и такъ что чемъ дольше въ принудительной школе, темъ меньше возможно было для нихъ свободное образованiе.>

Стр. 13, строка 15 сн.

После слов: не помешать учителям. в ркп.: <> — При <прежнемъ> порядке школы, устроенной свыше и противъ воли народа,[166] не пастырь для стада, а стадо для пастыря —

Стр. 14, строка 2 св.

После слов: вопросы, разговоры и движения. в ркп.: — <Знаю я, что вы скажете: сотня учениковъ, бегающихъ, говорящихъ и спрашивающихъ, учитель потеряетъ голову. Пускай теряетъ голову, ежели не умеетъ разобрать въ этой шумящей толпе техъ вопросовъ, на которые все требуютъ ответа, ежели не сумеетъ заставить ихъ всехъ замереть, слушая свой разсказъ; и не сумеетъ изъ всехъ этихъ вопросовъ вывести общiе данные и изучать ихъ однихъ другими, не сумеетъ дать характеръ этимъ вопросамъ и направить ихъ.

Лучше ихъ оставить однихъ въ такомъ случае. Не будетъ пользы, но наверно ужъ не будетъ вреда. Кроме того, я знаю свой опытъ, который доказываетъ противное, т. е. возможность свободнаго общенiя съ большимъ числомъ учениковъ.[167]

Источникъ зла одинъ: люди хотятъ воспитывать и не умеютъ. И вместо того, чтобы учиться, чтобы поверить, какое трудное это дело, вместо того>

Стр. 14, строка 10 св.

метод бы был один и тот же. — в ркп.: Возвращаюсь къ прежнему: въ школе ребенокъ не прiобретаетъ ни новыхъ вопросовъ, ни ответовъ на эти вопросы. — Вопросы, представляющiеся ему суть: отчего срубили дубовую рощу, а выросла осиновая? отчего червякъ поелъ капусту? отчего овесъ плохо родился? сколько будетъ стоить 20 бабокъ, коли шестеро по три копейки? какая разница между царемъ и становымъ приставомъ? — Въ жизни онъ незаметно получаетъ более или менее справедливые ответы на такiе вопросы и вновь бесчисленное множество другихъ вопросовъ, школа же возбуждаетъ только одинъ: зачемъ меня здесь мучатъ? Ответы же, которые она даетъ, все несоответственны его развитiю. Ему нетъ дела до арифметическихъ действiй съ отвлеченными числами, нетъ дела до исторiи и географiи азiатскихъ народовъ, нетъ дела до того, что будетъ после смерти, потому что онъ не веритъ еще въ смерть. — И вместо этой-то живой и соответствующей среде школы лучшую часть времени ребенокъ проводитъ въ мертвящей принудительной школе.

Стр. 15, строка 6 св.

основания принудительной школы. в ркп. следует: <Другой важный психологическiй фактъ, который стоитъ изследовать, есть тупикъ. в- а онъ молчитъ, потомъ говоритъ: дю, потомъ плачетъ, и чемъ больше вы будете требовать отъ него, темъ меньше вамъ есть надежды получить отъ него тотъ ответъ, который онъ знаетъ. — Я объясняю этотъ фактъ только темъ, что ребенокъ, дошедшiй въ школе до того полуживотнаго состоянiя, которое требовалось отъ него, и состоящаго въ томъ, чтобы подавлять въ себе всякую способность свободнаго соображенiя, не можетъ уже вызвать его, подъ влiянiемъ условiй школы и впечатленiя школьнаго учителя. Я въ своемъ личномъ опыте постоянно встречался съ такими тупиками во всехъ ученикахъ, поступившихъ ко мне изъ принудительныхъ школъ. Каждый мой вопросъ, требовавшiй соображенiя, пораждалъ тупикъ. Во мне онъ виделъ того же школьнаго учителя, какъ своего прежняго, искалъ ответовъ только въ области своего прежняго школьнаго полуживотнаго состоянiя. Какъ только кто нибудь другой или я же спрашивалъ его не въ школе, а на улице, онъ отвечалъ очень хорошо. —> Тупикъ есть лучшее доказательство живучести человеческаго духа, какъ онъ не даетъ себя испортить. Школьное состоянiе состоитъ именно въ томъ, что душа сжимается, прячется и оставляетъ на порчу училищу только внешнiя способности, такъ что положительный вредъ, который приноситъ школа, еще не такъ великъ, какъ можно бы ожидать.

Стр. 16, строка 18 св.

Против слов: в автографе на полях л. 27 вписано: Историческiе доводы.

Стр. 18, строка 7 св.

После слов: в ркп.: <Счетоводство есть неудачная дань, отданная времени.>

Стр. 18, строка 17 св.

После слов: в ркп.: и не лишеннаго посредствомъ школы своихъ умственныхъ способностей. <Итакъ эти результаты и еще поразительнейшiе въ неуменiи решить самой простой задачи сложенiя и вычитанiя я нашолъ по математике у старшихъ учениковъ въ всехъ 8 школахъ, въ которыхъ я былъ въ Марсели.>

Стр. 19, строка 1 св.

Вместо: в ркп.: достигаютъ въ три или четыре месяца, тогда какъ доказано, что две недели достаточно для обученiя чтенiю и писанiю;

Стр. 19, строка 10 сн.

Вместо: «Четырех Мускетеров» и «Монте-Кристо». в ркп.: Четырехъ Мускетеровъ и <въ настоящее время дошодъ въ> Монте-Кристо <до того места, какъ онъ приплылъ на островъ.>

Стр. 19, строка 5 сн.

Вместо слов: в ркп.: <Вотъ она, безсознательная школа, вотъ оно влiянiе посильнее школьнаго, которое подкопалось подъ принудительную школу и сделало содержанiе ея мифическимъ. Одна деспотическая форма осталась. Разве это все?>

Стр. 19, строка 4 св.

После: в ркп: беседы съ прiезжими,

Стр. 20, строка 19 св.

После слов: в ркп.: Я не говорю здесь уже о положительномъ вреде, который приносить такая отставшая отъ общаго уровня образованiя школа, намереваясь посвятить этому важному предмету отдельную статью.

Стр. 21, строка 10 сн.

Вместо: кончая: не только убедимся — в ркп.: Ежели же мы имеемъ исторiю народнаго образованiя, то, конечно, эту исторiю намъ надо искать не въ школахъ, а въ жизненномъ безсознательномъ образованiи; надо искать въ только зарождающейся Culturgeschichte[168] русскаго народа, какъ такъ называемаго низшаго, такъ и высшаго класса и преимущественно въ общей исторiи образованiя. На основанiи этихъ-то данныхъ мы не только убедимся

Вместо: Ежели мы убедимся, кончая: не делая ничего — Характеръ нашей эпохи (сделалось уже пошлостью) есть скептицизмъ вообще и въ особенности скептицизмъ [относительно] того, что нужно народу, отсутствiе критерiума для образованiя. Этому то условiю мы и должны оставаться верны прежде всего. И не делая ничего

Стр. 23, строка 20 сн.

После слов: в жизненных орудиях образования. — <Но, можетъ быть, все это такъ кажется только въ мiре отвлеченiя, въ действительности же школы полезны и соответственны темъ обществамъ, где они существуютъ. Посмотримъ на нихъ внимательнее, и мы убедимся, что они вредны.>[169]

Стр. 23, строка 5 сн.

Вместо: но что мы чувствуем — Сознаем, наконец, тот закон, — в ркп: Перестать биться головой въ стену, а попытаться найти выходъ въ дверь. Не обвинять въ невежестве народъ, не хотящiй нашего образованiя, и не навязывать ему противъ воли. А себя обвинять въ невежестве и гордости. Не обманывать себя въ томъ, что мы знаемъ что-нибудь полезное, и что мы можемъ предусмотреть все, что нужно для образованiя. Не смотреть на противодействiе народа нашему образованiю, какъ на враждебный элементъ педагогики, а напротивъ какъ на лучшаго ценителя[170] и поверителя нашей деятельности. — Сознать тотъ законъ,

Стр. 24, строка 18 св.

Вместо: кончая: а не пособие образованию. — в ркп.: Мы не признаемъ этой цели, не признаемъ этики, т. е. сознанiя дурнаго и хорошаго какъ науки, къ достиженiю положенiй которой можно бы и должно бы было сознательно действовать на молодое поколенiе. Мы убеждены, что этика, выраженiе сознанiя человечества, независимо отъ воли человека лежитъ во всемъ человечестве и развивается безсознательно вместе съ исторiей, что молодому поколенiю также невозможно привить образованiемъ наше сознанiе, какъ невозможно лишить его этаго нашего сознанiя и той ступени высшаго сознанiя, на которую возведетъ его шагъ исторiи. Ибо те основанiя этики, которыя мы будемъ признавать за прiобретенiя науки, суть неизменныя условiя жизни человечества, которыя лежатъ въ совокупности жизни молодаго поколенiя, сколько и въ нашемъ. Убежденiе наше въ знанiи техъ законовъ этики, на основанiи ихъ деятельности на молодое поколенiе, есть большею частью противодействiе новымъ началамъ этики, не выработаннымъ[171] еще нашимъ поколенiемъ, а выработаннымъ молодымъ поколенiемъ — есть тормазъ, не пособiе образования.

После слов: Деятельность образовывающего в ркп.: Приведенные неумолимымъ ходомъ логики къ нашему убежденiю, что единственный критерiумъ образованiя есть свобода его, мы далеки отъ мысли, чтобы журнальной статейкой можно было разрешать вековые вопросы человечества, чтобы на основанiи нашихъ выводовъ можно было тотчасъ строить и перестраивать что-нибудь. — Признавая свободу единственнымъ мериломъ законности школы, мы знаемъ, что это громкое слово, для однихъ звучащее невозможностью, для другихъ избитой пошлостью, мало объясняетъ еще и кажется неприложимымъ. Мы знаемъ, что все существующiя школы, существующiя на основанiяхъ, противныхъ свободе, произошли не случайно, но исторически, что образовывающiй всегда имеетъ более власти, чемъ обр[азовывающiй]ся, и потому незаметно для себя могъ насиловать об[разовывающа]гося. Мы знаемъ, что перес[т]роить все по нашей теорiи было бы точно такой же ошибкой, какъ и та, противъ которой мы возстаемъ. — Но мы знаемъ тоже, что въ наше время пора перестать строить философскiя теорiи образованiя, основанныя на нашихъ личныхъ воззренiяхъ, принимаемыхъ нами за истину, пора перестать заставлять народъ образовываться такъ, какъ мы хотимъ, и видеть образованiе только въ одной школе. Пора видеть въ образованiи только отвечанiе на вопросы, лежащiе въ народе, и въ выборе образованiя руководствоваться однимъ — волею народа.

2) Чемъ менее принудительно образованiе, темъ оно действительнее. Чемъ свободнее школа, темъ она лучше.

3) Педагогъ не долженъ быть энциклопедистъ для того, чтобы отвечать на все те требованiя, которыя онъ найдетъ въ учащемся поколенiи. Всякая односторонность будетъ гармонично ложиться въ душу учащагося, ежели только онъ не будетъ насилуемъ и будетъ иметь возможность отказаться отъ того отдела знанiй, который по инстинкту негодится ему.

4) Изученiе науки образованiя есть только изученiе всехъ техъ безсознательныхъ путей, посредствомъ которыхъ народъ двигается впередъ, изученiе зараждающейся науки — Culturgeschichte.

5) Метода для ученiя и для приготовленiя учителей — нетъ и не можетъ быть; единственныя основанiя для педагогики могутъ быть найдены лишь въ изученiи жизненнаго и вообще свободнаго образованiя и въ постоянныхъ опытахъ. —

интересе образовывающаго передать свои знанiя образовывающемуся и при большемъ перевесе знанiй однаго передъ другимъ. Семейство, общество, правительство воспитываютъ, человечество образовываетъ. Воспитанiе есть принудительное образованiе, собственно образованiе свободно. Воспитанiе есть дело семьи, образованiе дело общества. —

Прилагать эти законы къ жизни, насколько достанетъ нашихъ силъ, насколько обширенъ кругъ нашей деятельности и насколько мы съумеемъ быть вернымъ имъ — есть задача нашей педагогической деятельности.

Примечания

164. В подлиннике: Песталець

165. — автограф Толстого, вписанный между строк с продолжением на полях.

166. В ркп. (Келлера) последние шесть слов — автограф Толстого, вписанный между строк: устроенной свыше и противъ воли народа,

167. Эта автографическая вставка в ркп. (Келлера), начиная со слов; Лучше их, Ежели нетъ — то лучше бы ему не родиться и не родиться этимъ детямъ, онъ портитъ лучшее, что есть на свете, — неиспорченную душу ребенка.

168. [истории культуры]

169. Последние слова написаны очень крупными буквами.

170. В подлиннике:

171. В подлиннике: выработанными

О народном образовании
Варианты
Варианты 2

Раздел сайта: