Зеленая палочка (вариант первой главы)

Зеленая палочка
Варианты

[ВАРИАНТ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ СТАТЬИ «ЗЕЛЕНАЯ ПАЛОЧКА».]

Жизнь наша дурная и несчастная. <Одни живутъ въ богатстве: и дома, и одежды, и лошади, и прислуга, и повара, и кучера, и кушанья, и питья всякiя, и делать ничего не нужно, только забавляться; и у каждой женщины наемныя няньки при детяхъ, и учителя и учительницы учатъ детей всемъ наукамъ, и если заболеваютъ, то выписываютъ тысячныхъ докторовъ и едутъ въ теплые края и на лечебныя воды. A другiе живутъ въ такой нужде, что некуда голову преклонить, одежда, что на теле, и то оборванная, грязная, нечемъ прикрыться отъ холода, негде обсушиться, нечего есть, а надо или черезъ силу работать, или побираться. Есть и такiе, что воруютъ, грабятъ и сидятъ по тюрьмамь, а женщины бедняковъ рожаютъ на ходу, часто убиваютъ детей нечаянно и нарочно и беременныя и съ детьми работаютъ черезъ силу, моютъ зимой на прорубяхъ, таскаютъ воду, жнутъ, полятъ, косятъ, и дети ихъ растутъ безъ призору, часто мрутъ и или вовсе не учатся или учатся только грамоте, да и ту забываютъ. И такихъ больше всего. И богатые заставляютъ бедныхъ на себя работать, и бедные работаютъ, но ненавидятъ зa это богатыхъ, а богатые боятся ихъ и защищаются отъ нихъ силою.

Кроме того, все они, и богатые и бедные, воюютъ народъ съ народомъ, половину своего богатства отдаютъ на корабли съ пушками, на крепостп, ружья, мундиры и сами идутъ сражаться и убиваютъ, калечатъ другъ друга.>[112]

— все мучаются.

<Бедные мучаются отъ нужды и труда, а богатые отъ разврата и роскоши: объедаются, опиваются, скучаютъ отъ нечего делать и не меньше бедныхъ тяготятся своей жизнью особенно потому, что знаютъ, что живутъ дурно. И жизнь и богатыхъ и бедныхъ такая дурная и несчастная, что многiе не хотятъ жить въ такой жизни и, не зная какъ изъ нея выпутаться, убиваютъ себя и даже своихъ детей. Они думаютъ: зачемъ имъ мучаться также, какъ мы мучались. Лучше убить ихъ. Одни убиваютъ себя, a другiе, почти все, чтобы не видеть всего зла и несчастья въ мiре, одурманиваютъ себя и табакомъ, и спиртомъ, и виномъ, и другими разными ядами, только бы не видать всего зла и горя нашей жизни.>[113]

А могла бы быть такая хорошая!

Для того же, чтобы она была хорошая, нужно очень мало. Нужно только жить такъ, какъ жили первые христiане. (Выписать изъ Деянiй Апостольскихъ II, 44, 45, 46, 47, и IV, 32, 33, 34, 35).[114]

Стоить только не делать всехъ техъ дурныхъ и ненужныхъ намъ самимъ вредныхъ делъ, которыя мы теперь делаемъ.

Стоитъ только богатымъ перестать увеличивать свои богатства, удерживать ихъ и заботиться о нихъ, а отдать беднымъ свои богатства, а главное, землю. И вместо того, чтобы собирать деньги съ бедныхъ, сойтись съ ними по душе и съ ними сообща работать всю нужную людямъ работу и помогать другъ другу. Ведь это не трудно. Работать въ поле и по какому нибудь ремеслу, не черезъ силу, а часа 4 въ день не только не трудно, а весело и веселее и прiятнее, чемъ ездить сломя голову на автомобиле или скакать на скаковой лошади, или лезть на горы, или перекидывать мячи черезъ сетку, или не жить, а сидеть и читать книги о томъ, какъ другiе живутъ или могли бы жить.

Ведь перестать жить въ роскоши, а взяться за нужную людямъ работу — значитъ не убавить, а только прибавить себе и удовольствiя и здоровья, и спокойствiя.

Самая лучшая радость — это отдыхъ после работы, а не работая, нельзя иметь этой радости. Тоже и еда не можетъ быть никогда (какiя бы ни были тонкiя блюда) такой вкусной, какъ хлебъ, плоды, каша после работы.

A сделали бы это богатые, отдали бы свои именiя и не удерживали бы отъ людей землю, не былобы нужды у бедныхъ и скуки у богатыхъ, а главное, не было бы ненависти и страха людей другъ передъ другомъ. И вместо того чтобы жить въ душныхъ городахъ на мостовыхъ, въ пятиэтажныхъ домахъ, жили бы люди въ садахъ, въ лесахъ, поляхъ, недалеко другъ отъ друга и кормились бы своими трудами, своими животными: курами, овцами, коровами, лошадьми, собаками. И вместо того чтобы убивать животныхъ и есть ихъ мясо, любя, ходили-бы люди за животными, пользовались ихъ трудами, молокомъ, яйцами, шерстью, а еще лучше и этимъ не пользовались бы, а жили бы плодами земли. И ваместо того чтобы щеголять другъ передъ другомъ домами, одеждами, экипажами, строили бы жилища на просторе, такiя, чтобы было тепло и уютно, a одевались бы только такъ, чтобы было прохладно въ жаръ, тепло въ холодъ и ловко и удобно для движенiй, и передвигались бы больше самымъ прiятнымъ способомъ: на своихъ ногахъ или животныхъ, а не паромъ и электричествомъ. И вместо того, чтобы черезъ силу однимъ и темъ же людямъ целые дни работать на фабрикахъ и заводахъ, все то, что выдумали люди для своихъ потехъ, часто вредныхъ и дурныхъ, какъ всякаго рода роскошные уборы для комнатъ, одеждъ, экипажей, всякiя зеркала, ковры, шторы, духи, напитки, конфекты, пушки, ружья и много другого ненужнаго и вреднаго, работали бы по очереди по несколько часовъ машинами только то, что для доброй жизни нужно людямъ: плуги, косы, косилки, насосы, молотилки, свечи, лампы, полотно, а также рельсы, вагоны для дорогъ, нужныхъ людямъ для добраго общенiя, а не для барышей и войнъ. И вместо теперешняго всеобщаго распутства и погибели большей половины женщинъ и убiйства детей и проституцiи, сходились бы мущины съ женщинами только въ браке, одинъ мущина съ одной женщиной на всю жизнь и все женщины берегли бы своихъ детей до рожденiя и после рожденiя. A девушки, пока не вышли замужъ, помогали бы матерямъ, сестрамъ въ то время, когда трудно бываетъ рожающимъ и кормящимъ матерямъ. И вместо того, чтобы однимъ учиться слишкомъ многому и не нужному, учиться бы всемъ въ однихъ и техъ-же для всехъ школахъ. И вместо того, чтобы делать ружья, пушки, строить крепости, собирать войска и воевать народу съ народомъ, не делать никакого различiя между людьми разныхъ письменъ и языка, a всехъ одинаково — и татаръ и немцевъ, и французовъ и евреевъ, и китайцевъ и японцевъ считать братьями и дружить и помогать имъ, а не воевать съ ними. И вместо того, чтобы судить и сажать въ тюрьмы или ссылать или убивать слабыхъ людей за то, что они подпали греху и сделади дурное, усовещевать ихъ и помогать имъ жить хорошей жизнью. (Хорошей жизнью всегда легче жить, такъ что они не по своей охоте стали жить дурно.) И вместо того, чтобы роптать на жизнь и на Бога и убивать себя до смерти или отчасти убивать въ себе разумъ табакомъ, виномъ, спиртомъ, опiумомъ, стараться исправить свою жизнь и жизнь своихъ братьевъ такъ, чтобы жизнь казалась не мукой, а радостью, темъ самымъ, чемъ она всегда была, и будетъ, и должна быть. Не можетъ не быть потому, что Богъ хотелъ и хочетъ, чтобы она была такою. Богъ не затемъ сотворилъ человека, чтобы онъ мучался, какъ теперь, a затемъ, чтобы онъ былъ счастливъ и радовался и благодарилъ Бога за ту жизнь, какую онъ далъ ему.

А только отъ того, что люди не верятъ въ Бога и законъ Его.

Спросите у богатыхъ, зачемъ они живутъ такъ, какъ живутъ теперь: зачемъ сохраняютъ и увеличиваютъ свое богатство, отъ котораго имъ нетъ ничего кроме горя, трудовъ и тяжелой жизни? Они скажутъ: таковъ законъ жизни; всегда были богатые и бедные. Они скажутъ, что въ богатстве нетъ ничего дурного.

Спросите бедныхъ, зачемъ они, не жалея другъ друга, ненавидя богатыхъ, идутъ работать на нихъ, поддерживая ихъ богатства? Они скажутъ, что имъ надо кормиться съ семьями и что въ томъ, что они стараются улучшить свое состоянiе, нетъ ничего дурного и что все живутъ такъ. Спросите мужчинъ, зачемъ они, не женатые, разводятъ развратъ. Они скажутъ — нельзя безъ этого жить. И все такъ живутъ. Спросите у женщинъ: зачемъ оне отдаются разврату, — оне скажутъ: или что въ разврате нетъ ничего дурного или что это отъ нужды. И все такъ живутъ. Спросите правителей народа: зачемъ они заставляютъ народъ повиноваться и бедныхъ оставаться бедными и подчиняться богатымъ? Зачемъ собираютъ подати, зачемъ держатъ войска и заставляютъ людей идти въ солдаты или заманиваютъ ихъ въ военную службу? Они скажутъ, что безъ этого все пропадетъ, что они обязаны поддерживать преданiя, что все другiя государства также поступаютъ и что, исполняя эти дела, они делаютъ не дурное, а доброе. Спросите ихъ, зачемъ они сажаютъ въ тюрьмы и казнятъ заблудшихъ людей, они скажутъ тоже самое: что это непременно нужно и что все такъ делаютъ. Спросите людей изъ народа, зачемъ они идутъ въ солдаты и этимъ поддерживаютъ ту самую власть, которой тяготятся, когда она собираетъ съ нихъ подати и гонитъ ихъ солдатами на войну, они скажутъ, что тутъ нетъ ничего дурного, а если бы и были такiе, что могутъ отказаться, то будетъ хуже имъ и ихъ семьямъ. И все такъ делаютъ. Спросите, зачемъ войны и вооруженiя, и правители скажутъ: мы обязаны поддерживать силу и славу нашего отечества, и все другiя государства тоже делаютъ. Спросите техъ, которые убиваютъ себя и своихъ детей для того, чтобы избавиться отъ бедствiй этой жизни, зачемъ они, вместо того чтобы убивать себя, не попытались исправить жизнь, не перестали делать дурное и не попытались делать хорошее, они скажуть вамъ, что исправить жизнь — невозможно, что многiе пытались делать это и ничего изъ этого не выходило. Спросите всехъ техъ, которые одурманиваютъ себя — зачемъ они делаютъ это? Они скажутъ, что я не могу безъ этого и что тутъ нетъ ничего дурного. Все такъ делаютъ. Отчего-же люди не перестаютъ делать того, что ихъ мучаетъ; отчего не бросятъ дурную жизнь и не начнутъ жить хорошею? Отъ того, что у нихъ силы нетъ бороться съ самими собою, съ своими страстями и съ заведенными порядками. А силы у нихъ нетъ для этого потому, что у нихъ нетъ веры въ Бога и въ Его законъ, который бы былъ выше, важнее своихъ похотей и законовъ человеческихъ.

Безъ веры въ Бога и законъ Его люди живутъ какъ животныя, — хуже животныхъ. Животныя, если и дерутся, иногда, самцы изъ за самокъ, то редко убиваютъ другъ друга. Люди же дерутся тысячами другъ с другомъ и убиваютъ тысячи, и придумываютъ эти убiйства, готовятся къ нимъ. Происходитъ это отъ того, что у людей есть разумъ, предназначенный на то, чтобы они могли понять свое положенiе, познать законъ, а они разумъ этотъ употребляютъ на то, чтобы удовлетворять своимъ похотямъ.

— законъ жизни человеческой.

<Если бы признавали люди такой законъ, то не было бы зла, не было бы праздности богатыхъ и нужды бедныхъ, не было бы разврата, не было бы мучительныхъ работъ, не было бы каторжной жизни въ городахъ, не было бы войны, не было бы ненависти людей другъ къ другу и страха людей другъ передъ другомъ, не было бы неравенства, не было бы борьбы, не было бы убiйства, не было бы пьянства и одурманиванiя себя, а жили бы все люди служа другъ другу, и радовались бы на свою жизнь, и благодарили бы за нее Того, Кто далъ имъ ее.

А было бы это такъ потому, что если бы богатые верили въ Бога, они бы знали, что законъ Бога о томъ, что надо любить ближняго какъ самого себя, важнее всехъ преданiй отцовскихъ и всехъ привычекъ своихъ и своей семьи, и не отнимали бы у бедныхъ братьевъ ихъ труда и не удерживали бы отнятое.

Если бы верили въ Бога, то считали бы более важнымъ соблюсти законъ Бога о томъ, чтобы считать мужчинамъ всехъ женщинъ, кроме жены, сестрами, а женщинамъ всехъ мужчинъ, кроме мужа, братьями, — важнее, чемъ всевозможныя удовольствiя похоти. Если бы верили въ Бога и въ законъ Его, что все люди равны, то никто не согласился бы быть начальникомъ, правителемъ или помощникомъ правителей. Если бы верили въ Бога и законъ Его о томъ, чтобы не делать насилiя надъ ближнимъ, то никто не согласился бы служить солдатомъ, офицеромъ, генераломъ, никто бы не сталъ строить крепостей, пушки, ружья. Если бы верили въ Бога и законъ Его, не отчаивались бы въ жизни, не винили бы Бога за дурную жизнь, и не убивали бы себя, и не одурманивали бы себя, чтобы забыться, а понимали бы, что сами виноваты въ своей дурной жизни и старались бы исправить ее. А перестали бы люди делать все это, и жизнь человеческая была бы радостью, а не мукой.>[115]

Сноски

112. , по которой здесь печатается данный вариант. В оригинале это место обведено Толстым чертой с пометкой: п[ропустить].

113. п[ропустить].

114. «Деяний апостольских» читаются так:

II, 44. Все же верующие были вместе и имели все общее. 45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47. Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их. 34. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного. 35. И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

115. Взятое в ломаные скобки отчеркнуто сбоку чертой с пометкой Толстого: п[ропустить].

Зеленая палочка