Автобиографические записи 1847 г., 1850 г., 1853 г.
VIII. Мысли

VIII.

МЫСЛИ

[1268] 16 Октября 1853. 1) Испытываемое иногда непреодолимое желанiе заменить умственныя занятiя физическимъ трудомъ не есть признакъ непостоянства или лености, но необходимая потребность отдыха.

2)[1269] На охоте отдыхаетъ[1270] умъ и трудится тело; совершенно наоборотъ тому, что бываетъ въ[1271] кабинетныхъ занятiй, и поэтому-то она такъ и прiятна столько-же увлеченiемъ, сколько и этимъ совершеннымъ отсутствiемъ чувствъ и мыслей.

3) Не можетъ быть, чтобы лекаря и колдуны не верили сами въ свою силу. Они безсознательно стараются заглушить здравый смыслъ надеждой на случай и стараются говорить и действовать какъ можно необдуманнее, надеясь, что инстинктъ откроетъ и покажетъ имъ истину. —

4) Искусство писать хорошо для человека чувствительнаго и умнаго состоитъ не въ томъ, чтобы знать, чтò писать,[1272] но въ томъ, чтобы знать то, чего не нужно писать. — Никакiя генiяльныя прибавленiя не могутъ улучшить сочиненiя такъ много, какъ могутъ улучшить его вымарки.

5) Японцы справедливо думаютъ, что сношенiя съ иностранцами и долженствующiя последовать отъ нихъ заимствованiя вредны для народа, неумеющаго отличать блестящаго отъ полезнаго. Народу нужно пройдти[1273] по трудной дороге открытiя, что[бы][1274] уметь ценить его и пользоваться имъ. —

6) Во всехъ философiяхъ законовед[енiя][1275] Законы выводять изъ началъ[1276] здраваго ума и справедливости. Эти законы[1277] составляютъ нераздельныя части ду[ши] каждаго человека и люди безсознательно исполняли бы и[хъ]. Но мне кажется, что основанiе[1278] законовъ должно [быть] отрицательное — неправда. Нужно разсмотреть, как[имъ] образомъ неправда проникаетъ въ душу человека и уз[навъ] ея причины, положить ей преграды. Т. е.[1279] основыва[ть] законы не на соединяющихъ началахъ — добра, а на разъединяющихъ началахъ зла. —

7) Пробный камень яснаго пониманiя предмета состоитъ въ томъ, чтобы быть въ состоянiи передать его на простонародномъ языке необразованному человеку. —

8)[1280] Такъ называемые порядочные люди, gens comme il faut, ставя себя весьма высоко въ собственномъ мненiи, какъ скоро выходятъ изъ своей сферы и входятъ въ сферу, въ которой не ценятся[1281] условныя достоинства порядочности, падаютъ гораздо ниже людей непорядочныхъ, которые, не гордясь ничемъ, стараются прiобретать хорошее. Первые смотрятъ сверху и бездействуютъ, поэтому падаютъ; вторые смотрятъ снизу и[1282] трудятся, поэтому влезаютъ. —

9)[1283] Мненiе, которое мы получаемъ при первомъ взгляде на человека, обыкновенно изменяется более или менее скоро, и до техъ поръ пока не произошло этой перемены,[1284] всегда будешь или слишкомъ хорошо, или слишкомъ дурно судить о человеке. Какъ о предмете, до техъ поръ пока не привелъ его въ движенiе. —

10) Интересъ Отрочества долженъ состоять въ постепенномъ развращенiи мальчика после детства и потомъ въ исправленiи его передъ юностью.

11) Притомъ внутренняя исторiя его должна для разнообразiя уступать место внешней исторiи лицъ его окружающихъ, такъ чтобы вниманiе читателя не постоянно было устремлено на одинъ предметъ.

22 Окт. 12).[1285]

Сноски

1268. Зачеркнуто:

1269. Зачеркнуто: Охота есть совершенный моральный

1270. Зачеркнуто: те

1271. Зачеркнуто: письм

1272. Переправлено из: писать хорошо

1273. Зачеркнуто: черезъ трудн долгiя т д.

1274. Слово: что[бы] пострадало от обреза страницы.

1275. Зачеркнуто: кот. мне случа

1276. соединяющихъ

1277. Зачеркнуто: напи

1278. Переправлено из: основанiемъ

1279. Слова: и основы[вать] пострадали от порчи края рукописи обрезом.

1280. Зачеркнуто: Поря

Зачеркнуто: только везде цени иск

1282. Зачеркнуто: ста

Зачеркнуто: Взглядъ

1284.

1285. Все абзацы редактора, в подлиннике сплошной текст.

Раздел сайта: