Дневник 1873 г.

[1873]

1873, Nоября 5 [Ясная Поляна].

Художник[116] звука, линий, цвета, слова, даже мысли в страшном положении, когда не верит в значительность выражения своей мысли. Отчего это зависит? Не любовь к мысли. Любовь тревожна. А эта вера спокойная. И она бывает и не бывает у меня. Отчего это? Тайна.

Nоября 6. Еду на порошу. Я с молода стал преждевременно анализировать всё и немилостиво разрушать. Я часто боялся, думал — у меня ничего не останется целого; но вот я стареюсь, а у меня целого и невредимого много, больше, чем у других людей. Орудие ли анализа у меня было крепко или выбор верен, но уже давно я более не разрушаю; а целыми остались у меня непоколеблены — любовь к одной женщине, дети и всякое отнош[ение] к ним, наука, искусство — настоящие, без соображен[ий] величия, а с соображением настоящности наивного, охоты — к деревне, порою к севру... и всё? Это ужасно много. У моих сверстников, веривших во всё, когда я всё разрушал, нет и 1/100 того. Montaigne. La pointe à la sauce.[117]

Nоября 17. Разговор о земстве с Сверб[еевым]. Админ[истрация] чувств[ует], что власть одна [?], a Троицын день — березки.

Читал Верна. Движение без тяготенья немыслимо. Движенье есть тепло. Тепло без тягот[енья] немыслимо.

————————————————————————————————————

После смерти жизнь может быть химическая, после здешней физической. У Отца В[ышнего] обители многи суть.

————————————————————————————————————

18 Ноября. Мы знаем звук ушами, благодаря воздуху, свет глазами, благодаря эфиру (они говорят). Мы знаем тепло своим телом — кровью. Мы знаем движение, силу, только своей волею.

2 Декабря 1873. Читаю физику. Колонна воздуха давит. Раз. Но жидкость имеет свойство давить со всех сторон. Два. Я ребенком не понимал этого и думал, что я глуп. Теперь я также не понимаю, а вижу, что они глупы. Это вера. Допусти воплощение, а потом еще превращение вина в кровь, и пошла писать.

Что же в этом есть? Воздух оказывает силу на безвоздушное заключенное в твердую оболочку пространство. Только. — Если я хочу остановить лошадь, и она толкнет меня, я говорю просто: я встретил силу и вижу, какая сила. Если я еду по реке и держу весло. Что-то давит, я говорю — сила. Чья? Моя, держащая весло. Если воздух давит, я говорю — сила, держащая воздух. А воздух что? Сила. Куда стремящ[аяся], как действующая? Сколько я знаю, стремящаяся обливать равномерно землю под влиянием тяготения. Т. е. соединение двух сил — своей, воздуха, и тяготения. Лошадь что? соединение 2-х сил — своей,[118] лошади, и тяготения. И лошадь и воздух немыслимы без двух понятий: 1) лошадь и воздух и 2) тяготения.

1873. 28 Декабря. сила сцепления частиц, как в стакане, к[оторый] вертится в обруче. —

28 Дек. Если человек думает, что его жизнь есть только преходящее явление — звук лиры Платона, то это происходит от того, что жизнь всех других людей представляется ему только звуком лиры, но если он любим или любит, значение своей жизни станет для него глубже.

Примечания

6 ноября. Стр. 67.

701. 6717. к севру... — Тонкий художественный фарфор, изготовляемый с половины XVIII в. на заводе в г. Севр под Парижем.

17 ноября. Стр. 67.

702. 6720. с Сверб[еевым]. — Дмитрий Дмитриевич Свербеев (1745—1820), товарищ А. М. Кузминского.

703. 6722. Читал Верна. — Жюль Верн (1828—1905), французский писатель, создатель жанра научно-популярного романа. О чтении Толстым с детьми романов Жюля Верна см. в «Моих воспоминаниях» Ильи Толстого, М. 1914, стр. 63—64.

704. 6829. звук лиры Платона, — В диалоге Платона «Федон» один из собеседников сравнивает тело с настроенной лирой, а душу — с издаваемой ею гармонией: когда лира сломана, прекращается и гармония.

Сноски

116. Зачеркнуто:

117. [Монтэнь. Острота в соусе.]

118. эластичности

Раздел сайта: