Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг.
Записи на отдельных листах

[ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ]

№ 1
1863 г.

[1863, 3... 16 Августа.] <Соня, прости меня, я теперь только знаю, что я виноват и как я виноват! Бывают дни, когда живешь как будто не нашей волей, а подчиняешься какому-то внешнему непреодолимому закону. Такой я был эти дни насчет тебя. — И кто же [1 неразобр.] я. А я думал всегда, что у меня много недостатков и есть одна десятая часть чувства и великодушия. Я был горд и жесток и к кому же? — К одному существу, которое дало мне лучшее счастье жизни и которое одно любит меня. Соня, я знаю, что это не забывается и не прощается; но я больше тебя знаю и понимаю всю подлость свою. Соня, голубчик, я виноват, но я гадок [1 неразобр.], во мне есть отличный человек, который иногда спит. Ты его люби и не укоряй, Соня.>

№ 2
1870 г.

У царицы стольники 10 лет. Мамка мужа Анна Ивановна, сиротка девица боярышня.

В 1695 царице 27 лет.

Пришли подводы из рязанской деревни.

Иоанн Алексеевич с Прасковьей Федоровной.

Андр[ей] родился

1660

82

Ощупал живот, нашел одну болезнь. Жену не любишь — любишь чужанку.

Сапела — след неприятен.

Походы царицы по ночам.

Портомои.

Гнезда стрел.

————————————————————————————————————

Кардим брат.

————————————————————————————————————

Плачет, когда провалится в воду, и легче.

Понемногу вспоминает величие и всё тяжелое. Вспоминает и вещи.

Противнее всего царевна и своя ложь.

№ 3
1870 г.

1870. 2 Февраля.

Я слышу критиков: «Катанье на святках, атака Багратиона, охота, обед, пляска — это хорошо; но его историческая теория, философия — плохо, ни вкуса, ни радости».

Один повар готовил обед.[384] Нечистоты, кости, кровь он бросал и выливал на[385] двор. Собаки стояли у дверей кухни и бросались на то, что бросал повар. Когда он убил курицу, теленка, и выбросил[386] кровь и кишки, когда он бросил кости, собаки были довольны и говорили: он хорошо готовил обед. Он хороший повар. Но когда повар стал чистить[387] яйца, каштаны, артишоки и выбрасывать скорлупу на[388] двор, собаки бросились, понюхали и отвернули носы и сказали: [389] Прежде он хорошо готовил обед, а теперь испортился, он дурной повар. Но повар продолжал готовить обед, и обед съели те, для которых он был приготовлен.

————

Сколько бы ни говорили о том, что в драме должно преобладать действие над разговором, для того, чтобы драма не была балет, нужно, чтобы лица высказывали себя речами.

Тот же, кто хорошо говорит, плохо действует, и потому выразить самому себе герою словами нельзя. Чем больше он будет говорить, тем меньше ему будут верить. Если же будут говорить другие, а не он, то и внимание будет устремлено на них, а не на него. —

Комедия — герой смешного — возможен, но трагедия,[390] при[391] психологическом развитии нашего времени, страшно трудна.[392] Оттого только в учебниках можно говорить об Ифигении, Эгмонте, Генрихе IV, Кориолане и т. д. Но ни читать, ни давать их нет возможности. — Оттого бездарные подражатели могут подражать подражанию (слабому) Пушкина, Борису Годунову. Оттого белый стих, о котором останется несомненной истиной то, что на будущего себя сказал Пушкин:

Послушай, дедушка, мне всякий раз,
Когда взгляну на этот замок Ретлер,
Приходит в голову, чтò если это проза,
Да и дурная. —

Взятие Корсуни Владимира эпопея.

Меншиков женит Петра II на дочери, его изгнание и смерть — драма.

. — 1870.

Система, философская система, кроме ошибок мышления, несет в себе ошибки системы. —

В какую форму ни укладывай свои мысли, для того, кто действительно поймет их, мысли эти будут выражением только нового миросозерцания философа.

Для того, чтобы сказать понятно то, что имеешь сказать, говори искренно, а чтобы говорить искренно, говори так, как мысль приходила тебе.

————

Даже у больших мыслителей, оставивших системы, читатель, для того чтобы асимилировать себе существенное писателя, с трудом разрывает систему и разорванные куски, относя их к человеку, берет себе. —

Таков Платон, Декарт, Спиноза, Кант. — Шопенгауер говорит, что его система есть круг (он говорит свод), чтобы понять который, на[до] пройти его несколько раз.

————

У слабых мыслителей, Гегель, Cousin, разорвав систему, приходишь в непосредственное сношение с пустым человеком, от кот[орого] нечего взять.

————

Толпа же любит систему. Толпа хочет поймать всю истину, и так как не может понять ее, то охотно верит.

Гёте говорит: истина противна, заблуждение привлекательно, потому что истина представляет нас самим себе ограниченными, а заблуждение всемогущими. — Кроме того, истина противна, потому что она отрывочна, непонятна, а заблуждение — связно и последовательно. —

————

Русская драматическая литература имеет два образца одного из многих и многих родов драмы: [393] одного, самого мелкого, слабого рода, сатирического, Горе от ума и Ревизор. Остальное огромное поле — не сатиры, но поэзии — еще не тронуто.

————

1870, 14 Февраля.

Одним из лучших образцов того, каким образом очевидные для нас причины людских действий (для них самих кажущихся таковыми) не суть причины, ибо не совпадают с последствиями, а имеют другие причины, совпадающие с последствиями, есть мода. Причина вечной перемены одежды для людей есть желание богатейших отличаться от беднейших. Но ясно, что цель бессмысленна, ибо отличий много, кроме моды, и цель не достигается, ибо тотчас все переменяют. Но цель, не видная для действующих, достигается: брошенные платья одевают[394] всё бедное население Лондона, Парижа — больших городов. — И это не случайно, очевидно из того, что там, где большое скопление народа, пролетариат, там и быстрые перемены мод, отдающие неизношенные материи дешево бедным. И где меньше пролетар[иата], там медленнее движение мод, где больше, там быстрее.[395]

№ 4

Первая весна.

Дорог нет — трава на низах иголками. — Чибисы. Шум ручьев. Птица. Бабы, мальчишки босиком, ноги белые. —

Заходит орион и сириус.

Лето, Июнь.

Синева — парит — грозы. Побеги на деревьях — росы. Цветы везде. Желтые поля свергибуза. Голубых незабудок. Птица соловьи. Народ песни. — Волнуется рожь, начала только. Ягода, грибы. — Сено преет. Гречихи лопушатся.

Навоз пахнет. Дороги накатаны в поля.

В лесу теснота. Гул пчел. Рои бегут. Липа отяжелела от цвета. Шиповник. Низы луга, стоят серые метелки некошенные.

Начало Августа.

Дороги накатаны хлебом.

Позднее сено на рядах, духи болотные.

Синева в дали.

Ночи тайные, звездные.

Птиц нет — тишина.

Белые грибы.

На репьях пчелы.

Плод на липе.

Запах яблока.

Густота и тяжесть во всем.

Скирды, недокладенные на гумнах.

Вода стальная и тихая, густая. 

№ 5
1874 г.

1874. 27 Февраля. Ясная Поляна.

Novum organum с переводом.

Есть язык философии, я им не буду говорить. Я буду говорить языком простым. Интерес философии общий всех и судьи все. —

Философский язык выдуман для противудействия возражению. Возражений я не боюсь. Я ищу. Я не принадлежу ни к какому лагерю. И прошу читателей не принадлежать. — Это первое условие для философий. Матерьялистам я должен возразить в предисловии. Они говорят, что кроме земной жизни ничего нет. Я должен возразить, потому что, если бы это было так, то мне бы и не о чем писать. — Проживя под 50 л[ет], я убедился, что земная жизнь ничего не дает, и тот умный человек, к[оторый] вглядится в земную жизнь серьезно, труды, страх, упреки, борьба — зачем? — ради сумасшеств[ия], тот сейчас застрелится, и Гартман и Шопенгауер прав. Но Шоп[енгауэр] давал чувствовать, что есть что-то, отчего он не застрели[лся]. Вот это что-то есть задача моей кни[ги]. Чем мы живем? — Религия.

№ 6
1877 г.

15 Д[екабря] 1877.

Законы добра, выражающие сознание масс людей — всех — и не подлежащие разуму и потому спору, суть проявления божества.

————————————————————————————————————

К первому разговору с раскольником.

————————————————————————————————————

На весах — осуждать не любить или подождать судить — не смотреть.

————————————————————————————————————

Возражение и затруднение.

— Отцы мои были раскольники.[396]

————————————————————————————————————

Опровержение. Я стану выше отцов — примирив.

————————————————————————————————————

Почему этические законы — проявления божества?

Потому что знать, что хорошо и дурно, что надо любить, однозначуще = знанию того, зачем я есть, куда я иду, к чему стремлюсь.

————————————————————————————————————

Этическое значение религии (Христа) и вообще не признается наукой, поклонницей прогресса. А прогресс что такое? В лучшем определении — движение вперед для достижения цели добра нравственного. Кто указал эту цель?

————————————————————————————————————

Разница между философией и религией — философия относится к известной степени развития ума. И отвергается с другой точки зрения и допускает различные диаметрально противуположные точки зрения.

Религия в своем этическом значении включает, как стекло, собирающие лучи, все взгляды и не допускает разногласия — не бывает в действительности.

St. Augustin: il n’y a pas de fausses religions qui ne contiennent quelques éléments de vérité. Max Muller 35.

Max Mul[ler] 58. La conscience du péché qu’on a commis est un des traits saillants de la religion de Véda.

M. Muller 60. Une autre idée c’est celle de la foi Sradha.

65/66. Nulle part il n’est question de Métempsicose mais de l’immortalité de l’âme.[397]

66. Henri Martin о бессмертии души в Ветх[ом] Завете.

— Христос не полный идеал, потому что не вносит семьи, государства, искусства, ремесла. — А полный идеал религии это прогресс. Это уже решено.

17 Декабря.

Жизнь есть ничто иное, как проявление свободы.

Проявление это — только в смысле добра и зла. Знание добра и зла есть вера — религия.

Таинственное явление совести есть ничто иное, как сознание соответственности или несоответственности открытому закону добра — откровению. (Характер откровения — общедоступность.) —

Max Mu[ller] 90. Papou[398] (где) садятся перед идолом Карваром, чтобы узнать, хорошо или дурно то, что они задумали.

Max M[uller] 72. Три вывода о древних религиях:

1) С молоду религии чисты.

2) Имеют все ответ на вопрос.

3) Нашу лучше оцен.

Это неверно.

М[ах] М[uller]. Предисловие VII. Во всех религиях: 1) понятие Бога, 2) чувство слабости и зависимости, 3) вера в провидение, 4) различие добра и зла, 5) будущая жизнь.

Мы различаем науку и религию, но, может быть, не имеем права, и одно знание разум[ное].

Доказательство, что наука не может и тронуть и что религия суеверие.

1. Но 1) есть ли жизнь без этого знания?

2) Возможна ли жизнь без этого знания?

М[ах] M[uller]. Настоящее христианство. Что это такое? Фраза.

№ 7
1878 г.

1 Февраля 1878.

Зло есть выражение св[ободы], отсту[пление] от закона. Св[обода][399] есть сама жизнь.

Ответ тому, который спрашивает, что есть зло, следующий. Зло есть (форма) видимость жизни. Если ты спрашиваешь: зачем существует зло? я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Зло затем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в свободе. Свобода же имеет одно поле действия — большее или меньшее соблюдение закона. Закон и добро одно и то же. Отступление от закона есть зло.

————————————————————————————————————

В временной форме нельзя иначе выразить зло, как началом зла, дьяволом, захотевшим зло. —

————————————————————————————————————

Отступление человека от добра — закона — наследственно (Дарвин прав).

К книге о Заблужде[ниях] и Истине, стр. 78, 79, 80 удивительны.

99 стр. жена ниже мужа, происходя от человека, мущина же от Бога.

[400]чрево — Меркурий

— сера, голова — соль.

Безумный неответствен, ибо уже наказан. О наказании детей за «грехи отца?» 172 стр. Две линии угла не могут составить фигуры без третьей. —

1) Бог человек твор. матер., стр. 211. Удивительно. Я бы выразил так: Всякое существо и человек, как и всякое низшее существо, не может не чувствовать, что он не страдает, только когда подчиняется законам своего существа (есть, спать). Теперь есть другая область деятельности человека, та, на которую он возведен разумом — область свободы воли, выбора. Ему нужно знать закон, чтобы не страдать от неподчинения ему. Закон нравственный,[401] написанный в моем сердце и подтвержденный преданием.

Стр. 210, необычайно! Я трудом, муками дошел до того самого. 

№ 8
1879 г.

Что я здесь, брошенный среди мира этого? К кому обращусь? У кого буду искать ответа?[402] У людей? Они не знают. Они смеются, не хотят знать, — говорят: это пустяки. Не думай об этом. Вот мир и его сласти. Живи. Но они не обманут меня. Я знаю, что они не верят в то, что говорят. Они так же, как и я, мучаются и страдают страхом перед смертью, перед самими собою и перед Тобою, Господи, которого они не хотят назвать.[403] И я не называл[404] Тебя долго, и я долго делал то же, что они. Я знаю этот обман, и как он гнетет сердце, и как страшен огонь отчаяния, таящийся в сердце не называющего Тебя. Сколько ни заливай его, он сожжет внутренность их, как сжигал меня. Но, Господи, я назвал Тебя,[405] и страдания мои кончились. Отчаяние мое прошло. Я проклинаю свои слабости, я ищу Твоего пути, но я не отчаяваюсь,[406] я чувствую близость Твою, чувствую помощь, когда я иду по путям Твоим, и прощение, когда отступаю от них. Путь Твой ясен и прост. Иго Твое благо и бремя Твое легко, но я долго блуждал вне путей Твоих, долго в мерзости юности моей я, гордясь, скинул всякое бремя, выпрягся из всякого ига и отучил себя от хождения по путям Твоим. И мне тяжело и Твое иго, и Твое бремя,[407] хотя я и знаю, что оно благо и легко. Господи, прости заблуждения юности моей и помоги мне так же радостно нести, как радостно я принимаю иго Твое.

№ 9
1879 г.

Гр[амматика]. 1) Предлоги приставн[ые] к глаголам, под них подводи глаголы.

1879 г.

1) на, 2) при, 3) за, 4) у, 5) с, 6) под, 7) от, 8) раз, 9) об, 10) вз, 11) до, 12) в, 13) из, 14) вы, 15) пере, 16) про, 17) по, 18) о. Вести подходит под всё.

2) Однова, двою, трою и т. д.

3) А есть бывает высока, то лестницу подставляю.

А высоко бывало было,[408] подставлял лестницу.

А буде высоко, подставлю лестн[ицу].

А есть бывает спит, то не бужу.

А спит[409] (бывало), я не будил. —

— А будет[410] спит, я не разбужу.

А имеет значение εἴ — ἀυ.

Напр. Si je savais qu’il viendrait, je l’aurais attendu. A знай я, что он придет или что ему придти, я его[411] .

J'aurais voulu qu'il vienne. Нельзя[412]. Я хотел было <что ему придти> его встретить, увидать на приходе.

4) Хорошо ты делаешь. Много ты смыслишь. Большой твой капитал. Велика свинье честь. Нужно тебе было. Обратный смысл, как только эпитет первым словом.

5) Быть было в тебе ножу. Пропасть тебе как червю. Пропадать мне пришло. Пропасть было. Пропадать было. Пить до дна, не видать добра. Пить умереть. Особое время условное, будущее.

6) Купивши ружье, рассмотрев, бросил.

<Рассмотревши, купив, не бросил.

Бросивши, не купив, не рассмотрел.>

Севши, задремав, заснул.

Купивши (давнопр[ошедшее]), купив (прош[едшее]), покупая (наст[оящее]).

Взявшись за гуж да поплевав в пясть[413] [1 неразобр.]

(Деепр[ичастие] настоящее без дополнения).

7) А что он на меня клеплет, ей (вместо то) облыжно.

8) А идти навстречу, спину знобит.[414] (Если время неизвестное.)

А дожидаться их отъезду,[415] не опоздать бы.

А сделать грех, навеки на сердце ляжет.

Je serais allé à leur rencontre, mais j'ai froid au dos.

Si j’attends leur départ, je crains d’attarder.

Si je commets un crime, pour toujours je l'aurai sur le coeur.

9) Много (y меня) хожено, видено, сижено, граблено, выпито Plusquamperf[ectum].

А заехано, обвенчано, нагрешено-то.

10) Ноне — даве — ходя, живя — часом. Нонче, давеча, ходячи, живучи...

11) И велел ехать с осторожкой, и ты де чист приедешь.

№ 10
1879 г.

Обор[оты]: 1) Письмом подновить приказ.

2) Не выйду, нешто за ноги .

3) Чугунки да пароходы какие леса потушили. Разбои потушили.

4) От приседания хвоста глаза смутились.

5) Крапивный цвет — темнозеленый.

6) Из пеленок вывалялся.

7) Лазоревый яхонт.

8) Произведи сына в дело.

9) По угодникам шел от Пензы до Киева.

10) Обесхлебел, обезлошадел, обезлесел, обессилил, обездомил ты меня, себя.

11) Я к седлу привыкнавык. Я спать обык после обеда, приобык или отвык. Я с женою свыкся. Баловаться повык?

12) Садит в город бомбы. Ногу пересадило. Кол засадил. Засади тебя. Москва отсадилась казаками.

13) За лето, за день успею кончить. Летом, днем сделаю. По лету приезжал. В лето всего успеешь.

14) Однодворец замужичел.

15) По родителю .

16) В мосту трое союзников одной державы.

17) Живот радуется, болит.

18) На руку ерзок был.

19) С покрепочкой, с окоротой, с задержкой, с опаской.

20) Старинушко. Хозяинушко.

21) Ты хочешь вперед попнуться, а нога сама назад отдает.

22) Коровенки нет — нечем и душу отвесть. Хлеб приелся.

23) Придет зима отдохнем. Думали помрет, а отдох. Пыл отдох.

24) Девку не обротаешь. Он обротал его и насел.

верста. Не в Иванову версту. Кого сверстал. Никого себе в версту не ставит. Безмерный человек.

26) Улуча время, час, вошел.

27) Способа не найду. От него способа не жди.

28) Припало жениться, учиться, уйти Богу молиться.

29) Лаял матерно. Облаял меня ни за что. Взлаивает по-собачьи.

30) Отбросишься от дома, дом упадает.

32) Выволокут за ноги, за косы.

33) Выбивают из дома вона. Сбился с ног. Добивают до шпенту. Отбивается от рук.[416] С похвей сбились.

34) У бабы купил за 10 к. спичечницу. Совсем с повалом.

35) Брат в отделе. В откладах дело проходит. Как цены на овес? Торгом.

36) Надо окороту дать (останову).

37) Полсема аршина — 61/2.

38) Надо опаску иметь. Тут нужна. Без обсылки не узнаешь. Мне без посылки нельзя.

39) Астраханцам голову отсекли и тебе того ж хочется.

40) Нам и вода (сидни) (хлеб)... в честь.

41) Ты у меня по лестнице головой все ступеньки сочтешь.

42) Бей теперь во! Ты намерялся вчерась.

43) Давно ли ты от кнута да от плахи.

44) Какой ты князь. Я твоих родных в холопях найду.

45) Насилу цел уволокся. Только выволокся в Москву.

46) У тебя пьяная искра в лице, в глазах. От соплей ус мокрый.

47) Оходы вырежу. Налив бельмы, об угол ударишься. Ты бы своего отца за бороду поймал. Пойди к брату, он гостинцы с тобой поделит.

48) Добр подьячий, а язык высуня пишет. Зашод сзади, по голове ударя, язык бы пришиб.

49) Бахарь такой, что заслушаешься.

50) Притча — случай. Со мной всякие притчи бывали.

51)[417] — Лихо — Бойся лихого человека. Лихо —[418] зло неисправимое.

52) Человек нравный. Лошадь с норовом. Не по нраву. К его нраву не подладишь (не примеряешься) (применишься) (привесишься). Нрав = то, что нравится и не нравится. Уже, чем характер, то, что остается от характера = обычаи,[419] чтобы выразить характер = нрав и обычай. Вполне характер — склад. —

53) Смышлен — intelligent — умен, разумен. Он не смышлен, да умен. Вымышленник. Он смыслит.

54) Ловкой, хлесткой, устрый, шустрый, стремой. Провор[ный].

56) Напрасно на меня наносишь покор.

57) На нем порока, покора нет.

58) <Всем телом неключим нравом.> От лени окоростовел.

59) Опился. Спился. Допился. Испился. Запил. Подпил. Перепил. Опили его. Распил ее.

60) Пришедши, доложась пойду.

61) Животом, грудью, головой скорблю.

62) Ко псу прировнял.

63) Исступила (ума). Выступила из ума. Отступила ума. Исступленье.

64) Нате разделите по себе жемчуг.

65) Умей затевать, умей и распутывать.

66) Мы тебя отсюда опростаем (выпростаем).

67) С давних лет повелось.

68) Всех воевод повывел. Дураков не выведешь.

69) Ходит около дела.

70) Дорогу перенял.

71) Каяться. Не закаивался. Пора покаяться. Перед смертью вспокаялся. На своего глядя накаешься. Докаялся до того, что еду в грех ставил.

72) Стигнуть. Пристигла святая. Застигла погода. Настигла зайца. Состигает зайца.

73) Ступать. Ступаться. Наступил на него. Приступил к делу, к человеку. Не знает, как приступиться. Он его заступил. Заступил его место. За него заступился. Уступай жене. Соступил с своей чести. Подступился к ней с лестью. Расступилась земля. Исступил ума (выступил). Проступился раз, однова прости, другой проступится. Отступился, обступился.

74) Всё из купли — покупное.

76) Поститься. Напостился вволю. Запостил[ся] вот 2-й год совсем. Отпостился уж я. Допостился до того, что как тряпка. Испостился в нитку.

77) Метать. Наметывает горшки. Заметывал мережки. Подметки.

78) Пора тут — там. —

79) Проварили бабу.

80) Лить[ся]. Налил бельма. Налился. Прилило счастье. Залило водой. Улило совсем. Водой разлились. — Залился слезами.

81) Никого не щити. Ощитил постель. Защитил себе дом. Ищитился так, что его не найдешь.

82) С глушинкой, слепинкой, дуринкой.

83) Невразумительно, непонятно, путанно говорит.

84) Вечор, заутро. Вчерась. Завтра наране... Позавтра. Завчера. Позавчера.

85) Катыши — крутячки, шарики.

86) Худобы (дурна) худого не было. Худость моя — мое недостоинство.

87) Прилика к нему. На него улики. Его облика такая. Разлика[420] есть. По чем различить.

88) Нагульный скот. Загульная баба. Прогульные дни.

89) Силою, умом, деньгами, легонек.

90) Свежина. Свежа сердцем.

91) Манка (Марья). Мосяга (Моисей). Исачка (Исай). Ивашка. Симонка. Орька. Орютка. Оринка. Пелагейка. Васильюшко. Николаюшко. Иванушко. Пелагеюшка. Софьюшка. Татьянушка. Янко. Якуш. Яшка. Яша. Лукаш.

92) Объявилось на виду у...

93) Он по отцу матери, по хлебе соли кроет.

94) Он его лошадью поклепал.

— Наблюди без меня коня. Ублюди[421] лошадь. Поблюди с хорошим кобелем. Поблюлся Ивана. Приблюди к дому.

96) Поставить с очей на очи.

97) Сягать. Руки не досягают. Посягнул на дело.

98) Принес вину, прось[бу]. Повинился в чем-нибудь.

99) Молчит во всем. Он ей молчит.

100) Добр, лих, до чего...

101) Невдолге, вскоре.

102) Затеять не умеет. Затеял на кого...

103) Ехать. Заехал в ухо. Наехал след и съехал. Изъехал до конца. Переехал путь.

104) Наутро.[422] Заутро.[423] Поутру,[424] с утра, под утро. 

№ 11
1879 г.

Слова: 1) Поликушко! будешь ужинать? Матушка, побирушке щей поставить ли? — Даром.

2) Посыкнулся было купец вновь отстроить.

3) Народ заворошился.

4) А не похлебствуй он куму, неправде его давно было оказаться.[425]

5) Земля белужина.

6) <Земля> вязковатая.

7) Из себя особист.

8) Молодость не без глупости, старость не без дурости.

9) Оборка скотины летось была, да и по весне опять.

10) Собачуга был управляющий.

11) Почерябать бороной, очерябать[426] стеклом руку.

12) За горбом поле. На горбу пашня, полоса.

13) Привитает чужников.

14) Монастыри углажены. Изуглажены.

15) Посягнуть на дело. На какое ты дело посягаешь?

16) Я и не высок, да кремняст.

18) Нынче народ стал мляв.

19) Слышу что-то в коробке тормосит.

20) Все примерли и изба запустовала.

21) И видать, что мужик ахреян.

22) Без зубов сухой хлеб мулявишь, мулявишь.

23) К перевозу додору нет.

24) Стрельцы лоском лежали. В лоск положили. Лоском уложили.

25) Злыдни все не переделаешь. Из злыдней не выдерешься.

пощунял да и всё.

27) К дому не рачит.

28) Это его раченье.

29) Вызволь меня из беды.

30) Личить. Он к тому делу приличился. В том деле уличился.

31) Он жесток для мужика. Он мягок для, до нас.

32) Плоть играет. Плоть отстала играть.

33) Тростить. Бревно, воду стростить, веревку, бревно в канат затростить, к канату пристростить, натроститьперетростить, подтростить к ней еще.

34) Наровит по ком-нибудь. Или: ты ему понарови. Понарови пока он доходит[?], к нему принарови. — Понаровку ему дай, сделай. Снаровку знает.

35) Никак не объегоришь рубленую пуньку.

36) Одолен, плакун трава.

37) Полоник. Полоничком снял.

38) Барина пласталипластать.

39) Принесут попам блинков, а ребята поповы околузывают.

40) Дума, думка = Воображение.

41) <У нас> лугами, водой, лесом скудно. Дает рука, не оскудеет. Поскудная девчонка, всё бегает. Прокудливей[?] кошки. Прокудит.

42) У часов бой с перечасьем. В перебой идет лошадь. Перететивье.

43) Опрясла опрясел.

44) Колокол в подголос. Подъездок. Подручной.

45) Ознаменка — рисованье.

46) Чулан — спальня.

47) Клин — треугольник.

48) Мишень — плоскость.

49) Подъизголовье — большая подушка. У него на постели 2 подъизголовья да подушка.

50) Гривна и цена и вес. В гривну воску. На гривну воску.

51) Прокладки и пронизки в четках.

пригожаягожая, угожая. В лесу угодье.

53) Небылишные, позорные слова.

54) Не царевич, а псаревич — псарев внук.

55) В уме заплелся. Душа займется.

56) Чего приспеешь своей душе, то тебе и будет на том свете.

57) А лучится ехать мимо, заезжай. Как прилучится. И случило, он с ним в лавке.

59) Он и стар, а всё борзится.

60) От убоя (ушиба) лежит, лечится.

61) Страдник ты, мужик пахатный.

62) Оходы — кишки, внутренности. Оходы собакам.

63) Бедро. Стегно, голень, лодыга (козанок), (бабка) плюсня.

64) Плечи, мышки (мышцы), локти, лытки, олокотни (цевки), запястье. Пясть (кисть).

65) Неключимый раб. Пять лет неключим лежал. Неключима баба.

66) Черная немочь, недуг. Недужится. Неможется.

67) Я те ослопом.

68) Ни шкни. Шикать. Шикнуть. Пошикнуть.

69) Не своим изволом (изволением) (произволением) делаю, враг наущает.

70) Знаю свою худость. Моя худость при мне и твоя доброта перед тобой.

71) Оглашенство, оглашенный.

72) Дурна бы не делали. Дурном не заслужишь.

73) Кляпом закляпал рот (пушку) цепь. Раскляпать.

74) Вымыслы. Выдумки.

75) Стрельба, бой в Тин, пол-тина.

76) Одобрили двоих. Облиховали одного.

77) Шатость стала в народе.

78) <В молодости> В глупости не волен, а за дурость не хвалят.

79) На своих проторях.

80) Охулки, помешки, сморжки, порухи, оплошки, промашки, затяжки... не делай.

81) Сосуд проутинился, изутинился. Утини дом.

82) А ты не костыляй как заяц.

83) Шаркнул кольцами по пруту. Кура шаркает. Так его шаркнул, что с ног долой. Шаркнул рогачом.

84) Разметки, выметки не было.

85) Обморухом остался. Заморух.

86)[427] Я[428] потазаю, а бить не бью.

87) Зависть к дому. Завистен работать.

88) Благочесливый, склонный, поклонный, уклонный, приклонный — радушный.

89) Простота (щедрость) хуже воровства. Простина (отсутствие лжи). За простину Бог любит.

90) У мясников топор тупик тяжеле. Обидной топор шире. Секач ỳже.

91) Стяговец — на чем стяги вешают.

92) Пяло — на чем распяливают.

94) Мадеет. Измадел совсем.

95) Почему красава и одежа лучше, чем красавица и одежда. Пот[ому] что одежонка и красавушка, а одеждинка и красавинька — нельзя.

96) Ичетыги червленны.

97) Прохлада (прохолодь, прозелень). Прохладная жизнь, прохлажаться. Удовольствия тоже есть прохладушка, но нет удовольствица[?].

98) Слетва новь. Новые новины, primeurs.

99) Игрицы. Песенницы.

100) Испынять — Taquiner

101) Вихлянье спин. Идет, спиной вихляет.

102) Печка дрочит. Дроченое детище.

103) Даве — ноне — ина-че.

104) Тафья.

105) Безмерный человек. Безмерство, в версту себе никого не ставит. Божевольный.

106) Поновиться, поновленье — говеть.

107) Кошуля — шуба легкая.

108) Быстрень поймет луга.

109) Косы северные кривуши, наши литовки.

111) Говори прямое (настоящее) дело. Прямое ли золото?

112) Шесток, ошёсток печи. Девицы по ошёсткам спят.

113) Знатно — очевидно.

114) Горе, печаль, кручина, скорбь, зазноба, тоска, скука. Горе — злосчастье. Горе — судьба горькая. Духовное, скорбь физичес[кое]. Печаль о других. Кручина временная от других.

Тоска — недовольство собой. Скука — небольшое горе, отсутствие забот сердечных. Зазноба — физическое — кила? любовь.

115) Мануть. Tromper. Поманул меня жалованьем, да не отдал. Обманул совсем. Проманул меня до поста. Сманул с места. Заманул к себе. Переманул от NN, выманул у нас, взманул его, подманул, отманул.

116) Малоумен, глуп, дурковат. Дурашен, несмышлен, простоват.

117) Щипком дерется.

118) Достоканец вина.

№ 12
1879 г.

Посл[овицы], пов[ерья].

1) Всяк живот смерти боится.

2) За сердце щепа влезла.

3) У татарина 2 коня, 3-ья душа.

4) По пояс в грязи, а кричит — не брызжи.

5) Чужой чужим и пахнет.

6) Приплывная колода.

7) Сам Господь по земле ходил и то нами не гребовал.

8) Обрящи Бог виноватого, справь невинного.

10) Дите без каши ни на час.

11) Идучи за солому цепляется.

12) Мятый лапоть из мятого лыка (пропускает сквозь колодочку) — как уха.

13) Оба <сына> детища равны.

14) Ухватка держит.

15) Сухи кости останутся — чахотка.

16) В запас не берем.

17) Дай Бог водить, не дай Б[ог] за ней ходить.

18) Не всё поповым ребятам Митрева суббота.

19) Думка за горами, смерть за плечами.

20) Ночная кукушка (жена) денную перекукует.

21) Не стало у меня родимой матушки. На кого ты меня с сиротами оставила? Заставила век кукушкой куковать. Выду на задворочек. Нет моей родимой матушки.

22) Лаптем шти хлебать.

23) Пес на свою блевотину ворочается.

24) Как свеча Богу на жертву.

25) Мучьтесь за Христа хорошенько. Не оглядывайтесь назад. Не тужите о безделицах мира сего. — Побоярил (поцарствовал), надо попасть и в небесное боярство (царство).

26) Одинаково над тобой и мною распростерто небо, одинаково и тебе и мне вся тварь служит, тебе ни больше и мне ни меньше.

27) Честь (добро) (счастье) перелетает.

28) Третины, девятины, полусорочины, сорочины.

— пагуба.

30) Одна свеча другие зажжет, а сама в своем свете не умалится.

31) Не говори правды, не теряй дружбы.

32) Запалый порох выходит от заговора.

33) Сам заработаю, сам и пропью. Не твои холсты или паневу.

34) Сядешь ужинать, руки ко рту не донесешь, так закостенеют.

35) Проварили бабу. Лицом к ставцу поставили.

35) Не малина, не опанет.

36) Бог по душу сослал.

37) Поклониться — голова не отвалится.

38) Добудешь так, что и домой не будешь.

39) Палачи отрошники — отца матери отреклись — кого хочешь брать будут.

40) Дитятко — сестрица — кумушка милая.

41) Чем тебя Бог известит.

42) Судом Божьим осталась сиротою.

43) Вешника шерсть: волосень на паневы, выволочка на сукно — кафтан.

44) Не у браги увечья добыл, ни с печи убился.

45) Подле Казани, где пьяных вязали, 8 полтей тараканьих да 7 стягов камарьих, 40 кадушек соленых лягушек, 40 шестов собачьих хвостов.

46) Передом сечет, задом волочет.

47) Шуба соболья да шуба сомовья.

49) У мужей к женам сердце отнимает. На соль и на мыло наговаривает. Сжигает ворот рубахи и пепел в след сыплет.

50) Мыло сколь борзо смоется и какова рубаха на теле бела, таков и муж бы был светел.

51) Жабу во рту уговаривает. Горшки наметывает на брюхо. Кто болит, омывает. Ангел хранитель, утиши в младенце боль.

52) У кого товар заляжет, велит наговорным медом умываться. А наговаривает на мед: как пчелы ярые роятся да осетаются — так купцы скорые. Сколь скоро плотно мыло прильнет, столь бы муж прилюбил. На чеснок, на вино, на уксус. Утиши сам Христос, Увар Хр[истов] муч[еник], Иван Кр[еститель], Тихон св[ятой]. На кого наклеплет, она глянет на сердце, узнает. Как старой женке детей не рожать, так и грыжи не было. На медвежий ноготь, на громовую стрелу. Сучит свечи с волосами и жжет.

№ 13
1879 г.

Посыкнулисъ сваты.

Обезлошаделся.

В дуростях спускать.

Мне за сердце щепа влезла.

Живот радуется.

Собачуга и на руку ерзок стал.

Мать[?] я скажу, у меня язык помягче.

С покр[е]почкой жил Пет[р].

Чужой чужим и пахнет.

Приплывная колода.

Не гребую.[429] Милявый стари[к].

Душу отвесть чайком.

Кровинки нет,[430] урежь кровь.

Не пойду. — Оплошка. Ахраян. Озорник. Никак не обротаешь.

Улучи времячко. Лает матерно, дом упадает. К дому не рачит.

Идучи, за солому цепляет.

Я один примечаю на тебя припека нет.

Плоть играет. Мятый лапоть, как уха.

В уме зашелся. Для опаски посижу.

Бахарь известн[ый].

Сунуть, волочь, метать, переть, драть, смолить. От убоя. Ты не щити ее.

С глушинкой.

Бескишочный. В косы увяз руками. Прохладная жесточь.

Блюдись его греха. была. Принеси вину.

В ворота рубахи пепла насигает.

Какова рубаха на теле бела, так бы и муж б[ыл] светел.

Она тянет — узнает. Малоумна, малогласна. Сучит свечу с волосами. Тоскует перед смертью.

Пора дурости оставить.

Пристигла. Ума выступил.

Об жену цепинку сломал.

Как ветошка стал.

Костыляет — лукавит. Всё из купли. Разметку сделаю.

Шаркну рогачем.

Лаком до женск[ого] полу.

Разве житье у меня? Животина скорбит.

Широк ты здесь. А это разделит по себе.

Оглашенство. Изыскная химия.

Перемогниться еще мол[?]

Дощупался правды. Дробный [1 неразобр.]

Напорно спроси. С .

Распалился. Кости мои не дергай.

Гладеха. До осела догоняют.

Мотыга. Не залетай.

Пузырил, пузырил.

Заведешь мысль, ровно слышишь.

стала пазуха.

Широко — ветер ходит. Как литая.

Донюшка — дочь. .

В питье не запью, в еде не заем, во сне не засплю.

Ясотка моя.

Челов[ек] во плоти живет.

Не ухватиста как-то.

Живот замирает. Крыльми лезет.

Красик. Жируха.

Притомяна [?]

Леща дам.

Очеретнел.

Терта, перетерта, куда ни пошли.

Из потрясучего кобеля не идет.

Неключим.

Прокудит.

Он бусор такой.

Ключил меня.

В сухую щепку засушить.

Живот не надышу.

Под время. Красотничает мачиха.

Посычка была.

Светик.

Голубка моя белая.

Лядваги то порастресешь.

Вздивячится в нем бес.

посмех делает.

Засухотил, зачиврел.

[1 неразобр.] Защепила.

Какая есть. Располыхну весь дом. [1 неразобр.]

Ее любует, жалкует. От бою и собака бежит.

терзать не буду.

Лытки [1 неразобр.]

Не два века жить будем.

Оглаушить. Подыскивать.

В версту подбирает.

затевать.

В любовь пришла тебе и люби [?] Запсинел.

Неразволочная.

Не ухвалится. Всю.... измызгала. Остробучился.

В животе буравцом вертит.

Что мечешься, через голову?

Сестрицы милые. За беду стал.

Раздроби подробно. В лутошку.... сошлась.

Теперь расправилась. Посло[?] лежит. Пыху сбавит.

С избы крышу роет. Загвоздит память.

Ноги соплетаются.

Такая часина. Бог наречет.

Сноп не перекотишь.

Висяга бытущая.

№ 14

1) Избы Новгородские крыли встарь колоным тесом.

2) В бревне 20 аршин, не знать, где комель, где макуша.

3) Язык-то у меня в молодые годы помягче был. Теперь груб стал.

4) Овес закис в земле не пыхнул.

6) Овес косматый.

7) Кровь под скамью льет, пока не свалится.

8) Лопаточка у нас скована была железная — людей бить.

9) Середняя упряжка жизни. 1-я упряжка до женитьбы, 2-я до внуков, 3-я до смерти.

11) Стрельбы две или три от дома.

12) Как кнутом стегануть — прямо.

13)[431] Его пехота на горе, как мураши, высыпали.

14) Цвета: 1) Алый, 2) красный, 3) червленный, 4) малиновый, 5) брусничный, 6) вишневый, 7) голубой (голубь), 8) лазоревый, 9) дымчатый, 10) карий, 11) бурый, 12) желтый, 13) песочный, 14) рудожелтый, 15) зеленый, 16) крапивный, 17) осиновый, 18) янтарный <пшеничный>, 19) стальной, 20) серый, 21) яичный, 22) (льняной) железный.

16) Гребень (расческа) прорезной.

17) Эпитеты.

Бело тело, белы груди, руки.

Мать сыра земля.

Красно солнце. Сине море. Белый камень. Ярый воск, ярая пчела. Серый заяц, волк. Черный ворон. Ясный сокол. Шелкова трава. Буйная голова. Могучи плечи. Сироты горьки; крутые. Родимые матушка, батюшка Святая милостыня. Смерть, рожь, земля — матушка.

18) Мать твоя его любила.

19) А ты знай дядю своего, Оску палача, орленый кнут да липовую плаху.

20) Час другой полежит, встанет, 1000 поклонов [432] и сядет.

21) Никона блевотину подлизывает. Как пес, на свою блевотину ворочаетесь.

22) Некого четками постегать. Не на кого поглядеть, как на лошадке поедет, некого по головке погладить. Нет миленького сударика. В последний поглядел на него, как причастил.

23) Пишут Спасов образ; лицо одутловатое, власы кудрявые, уста червленные, руки, мышцы, бедра толстые, как немчин.

25) Развяжи меня. Развязал бы мне руки.

26) Широк ты здесь.

27) Раки перешепчутся — поснут.

28) Рыба иссиделась в садках, досиделась, осиделась.

30) О жену цепинку сломал.

31) Как ветошка стал. Париться пошел, так[433] кости торчат, промеж ребер палец пройдет.

32) Куры загребут.

33) Как ты огруз, уж не покидать ли нас хочешь.

35) Полуименем не назовет, а по имени да по отчеству.

36) В косы увяз руками, насилу отняли.

37) В чем душа велась.

38) С мужем не жила, свежая ходила.

40) Два года нога прела. Только полынь завел.

41) Сосцы голые, на головах нет ничего — простоволос[ая].

42) Тоскованья перед смертью не было.

№ 15
1879 г.

Заговор на суде: Боже милостиве, человек лебедь, взгляни на меня, раба Божия Мину, К. Ив. Волк. ангельскими очими, материным сердцем, а тому б Костянтину, тетеривина голова, язык тетеревин, воловья губа, не умел бы против меня искать.

А пойдешь из двора, попадется первое лычко и то поднять да в руках смять, да как станешь к суду, и то лычко под него подвинуть. Как то лычко смялось и у того лычка ни ума, ни памяти нет, так бы и у того К[остянтина] ни суда б, ни памяти не было.

А кто корольки носит, того колдовст[во] не имет. Как занеможет и корольки болеть станут, и перемогаться будет, опять краснеть станут. Корольков за то дух нечистый боится, что они крестом растут.

По душу сошел ангел с блюдом с водою. Душа вошла в блюдо. Три раза с боку на бок перевернулась и скрылось блюдо.

Примечания

Запись № 1. 1863 г.

1348. 342415. Толстым после прочтения С. А. Толстой его дневниковой записи от 5 августа 1863 г. (стр. 55—57).

Запись № 2. 1870 г.

1349. 34218. У царицы стольники 10 лет. — Выписано из книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц», М. 1869, стр. 512.

34218. Анна Ивановна, — Кормилица царя Федора Алексеевича. Выписано оттуда же, стр. 506.

1351. 34220. В 1695 царице 27 лет. — Жене Петра I, Евдокии Лопухиной, родившейся в 1669 г.

1352. 34222. Иоанн Алексеевич с Прасковьей Федоровной. — Брат Петра I царь Иоанн V (1666—1696), женатый на Прасковье Федоровне Салтыковой (1664—1723).

1353. 34223 — Вероятно, Андрей Матвеевич Апраксин (1663—1731), брат царицы Марфы Матвеевны; изображен Толстым в нескольких отрывках из романа времен Петра I.

1354. 3433. Портомои. — Старинное название прачек. См. Забелин, «Домашний быт русских цариц», М. 1869, стр. 509.

343911. Понемногу вспоминает.... и своя ложь. — К отрывкам об опале кн. В. В. Голицына в романе времен Петра I (т. 17, стр. 156—165).

Запись № 3. 1870 г.

34411. об Ифигении, Эгмонте, — «Ифигения» и «Эгмонт» — трагедии Гёте.

1357. 34412. Генрихе IV, Кориолане — «Генрих IV» и «Кориолан» — трагедии Шекспира.

1358. 3441720. Послушай, дедушка.... Да и дурная. — Эпиграмма Пушкина на стихотворение Жуковского «Тленность», направленная против вводимого тогда Жуковским белого стиха. Стихи Пушкина приведены не совсем точно. Они читаются так:


Когда взгляну на этот замок Ретлер,
Приходит мысль, что, если это проза,
Да и дурная...

1359. 34421 — По летописи Нестора, в 987 г. киевский князь Владимир Святославович пошел походом на Корсунь (древнегреческий Херсонес, на берегу Черного моря), осадил и взял этот город, принадлежавший Византии.

1360. 3442223. Меншиков женит.... драма. — После вступления на престол Екатерины I Меншиков пытался обеспечить себе роль правителя государства, подготовляя брак Петра II со своей дочерью, но в 1727 г. верх взяла партия Долгоруких, преследовавших аналогичную цель, и Меншиков был сослан вместе с семьей в Березов, где и умер в 1729 г.

1361. 3451517. Гёте говорит.... всемогущими. — Эту мысль Гёте высказывает в своих «Изречениях в прозе» (отд. 1. Познание). 

1362. 3474. Novum organum с переводом. — «Novum organum» — сочинение Фрэнсиса Бекона, вышедшее в 1620 г. и содержащее изложение его нового метода научного познания и классификацию наук. На русском языке в 1874 г. вышел перевод П. Бабикова (2 тома). В письме к H. Н. Страхову от 2 января 1876 г. Толстой просил его прислать ему сочинения Бекона, а 5 февраля Страхов извещал Толстого о посылке (ПС, стр. 76).

1363. 34718 — Эдуард Гартман (1842—1906), немецкий философ-пессимист.

Запись № 6. 1877 г.

1364. 34729. К первому разговору с раскольником. — См. «Прения о вере в Кремле» (т. 17, стр. 145—150). В. И. Срезневский датирует этот отрывок маем 1878 г. на основании упоминания в письме к С. А. Толстой от 30 апреля 1878 г. из Москвы о том, что «собрания раскольников не было». Возможно, что отрывок надо отнести к более раннему году, или же — что существовали другие, не известные нам, наброски этого произведения.

1365. 34822. St. Augustin: — Августин (350—430), церковный писатель. Его высказывание заимствовано Толстым из книги Макса Мюллера «Essais sur l’histoire des religions», Париж 1872, стр. 35.

1366. 34823— Макс Мюллер (1823—1900), профессор Оксфордского университета, лингвист и историк религий.

1367. 34825. religion de Véda — Религия Вед — браманизм, древняя религия Индии. Запись относится к стр. 60 книги Макса Мюллера «Essais sur l’histoire des religions», где говорится, что латинское слово «credo» (я верю) значит то же самое, что санскритское «sraddha».

34829. Henri Martin о бессмертии души в Ветх[ом] Завете. — На стр. 66 своей книги Макс Мюллер цитирует сочинение французского философа Анри Мартена (1813—1884) «La vie future suivant la foi et suivant la raison», Париж 1858.

1369. 3491. Страуса — Давид-Фридрих Штраус (1808—1874), немецкий историк, в своей «Жизни Иисуса» (1835) применивший мифологический метод истолкования евангельских рассказов.

Запись № 7. 1878 г.

1370. 35014. К книге о Заблужде[ниях] и Истине, — «Des erreurs et de la vérité», сочинение французского мистика Луи-Клода де Сен-Мартена (1748—1805). Толстой читал эту книгу в русском издании 1785 г.

384. Зачеркнуто: очистки

385. Зач.: улицу

386. печен

387. Зач.: картофель

388. Зач.:

389. Зач.: Он дурно

390. Переправлено из: драм[а]

391. известном

392. Зач.: немыслима

393. Зачеркнуто:

394. Зач.: весь Лондон, Париж

395. На полях этого абзаца слева приписано карандашом: Жена и муж умирают вместе мода значение

396. К первому разговору отчеркнуто слева вертикальной чертой.

397. [Св. Августин: нет таких ложных религий, которые не заключали бы в себе элементов истины. Макс Мюллер 35.

Макс Мюл[лер] 58. Сознание совершенного греха является одной из выдающихся черт религии Вед.

— это идея религии Срадха.

65/66. Нигде нет речи о переселении душ, но только о бессмертии души.]

398. [Папуасы]

399. Части слов, заключенные в прямые скобки,

400. Первые слова, помещавшиеся в верхнем углу, оторваны.

401. Зачеркнуто:

402. Зачеркнуто: Какому

403. Переправлено из: признавать

404. признавал

405. Зачеркнуто: Я призвал Твою помощь

406. Зач.:

407. Зач.: как ни благо и ни легко оно.

408. Зачеркнуто: не лазил

409. было

410. Зач.: заснет

411. Зач.: было подождал.

412. Я было хотел Мне было хотелось было что <бывало> ему придти.

413. Зач: надуваючись

414. Зачеркнуто: А знать

415. пожалуй он

416. Зачеркнуто: Перебивают в его деле

417. Зачеркнуто:

418. Зач.: совершенное

419. Зач.: и склад

420. бывает.

421. Зач.: суку

422. Зач.: поеду

423. поехал

424. Зач.: поехал поеду

425. Переправлено из:

426. Зачеркнуто: исчеря[бать]

427. Зачеркнуто: Тазать

428. только

429. Зачеркнуто: народ

430. Зач.:

431. Зачеркнуто: Солд[аты?]

432. Зачеркнуто: опять ляжет

433. ребра

Раздел сайта: