Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг.
Записная книжка № 3, 1865—1871 гг.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 3, 1865—1871 гг.]

[146]<Бабы[147] с известными песнями, обрядами и с сохою обходят ночью деревни, чтобы спасти свой скот от заразы. Мущины относят к изображению святого из воска сделанные подобия членов, чтобы излечить эти члены. Все поступки этого рода мы называем суеверными, а источником их считаем суеверие. — Женщины надевают на себя тяжелые, неудобные железные сетки с тем, чтобы быть красивее; мущины, не имея потребности к тому, начинают курить противный им табак с тем, чтобы быть похожими на больших. Все поступки этого рода мы называем модой. Молодые женщины с известными речами устраивают школы, приюты, мастерские и вне домашнего круга отыскивают себе несвойственную мужскую работу; мущины презирают установленные власти, прошедшее, и содействуют всеми силами развитию либеральных учреждений и увеличению телеграфов, машин, железных дорог. Все эти поступки мы называем направлением.

Глупо, нe в тоне.

28 Августа 1865 г. 37.>

Советы.

— Ребенок блажит и плачет. Ему спать хочется, или есть, или нездоровится. (То же самое с большими; только на ребенке виднее.) Самое дурное средство, сказать ему: ты не в духе — молчи. То же самое и с большим. Большому не надо ни противуречить, ни сказать ему: не верь себе: ты не в духе. Надо пытаться вывести его из этого состояния и потом сказать: ты был не в духе и не прав. Этому приему с большими научила меня няня и мать. Они, так поступая с ребенком, успевают. В ребенке всё в меньшем размере и потому нам понятнее, а отношение сил то же. Также чувство дурного расположения духа сильнее рассудка. Я не в духе; мне это скажут. Я еще хуже.

— Люди кажутся друг другу глупы преимущественно оттого, что они хотят казаться умнее. Как часто, долго, два сходящиеся человека ломаются друг перед другом, полагая друг для друга делать уступки, и противны один другому, до тех лор, пока 3-ий или случай не выведет их, какими они есть; и тогда как оба рады, узнавая разряженных, новых для себя и тех же людей. —

— Есть по обращению два сорта людей: Одни — с тобою очевидно такие же, какие они со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить или даже обласкать. Они говорят без увлеченья, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения и большей частью превращения в противоположности — из учтивого делается грубый, из льстивого — оскорбительный, из доброго — злой. —

— Вся премудрость людей заключается не в мысли — еще менее в деле, — а в слове. Человек может быть совершенно прав только тогда, когда он говорит исключительно о себе. — Искусство публичных речей, парламентских и судебных — в особенности английских, — состоит в этом приеме. — Они не говорят: обман есть преступление, или[148] принудительное образование вредно и т. п., а они говорят: на мои глаза или по понятию наших отцов — обман есть преступление, — или: ежели принудительное образование есть зло, то... и т. д. Они, выражая свою мысль, облекают ее в форму факта или предположения, для того чтобы побеждать возражения. — В общем же, когда слышишь и читаешь их речи, замечаешь, что у них две цели: одна — выразить свою мысль, другая — говорить так, чтобы никто не мог дать мне démenti.[149] Вторая цель большей частью преобладает. Так что очень часто вся речь наполнена только оговорками и заборчиками, ограждающими оратора от нарекания в том, что он сказал неправду. —

— И как певец или скрипач, который будет бояться фальшивой ноты, никогда не произведет в слушателях поэтического волнения, так писатель или оратор не даст новой мысли и чувства, когда он будет бояться недоказанного и неоговоренного положения.

— То, известное каждому чувство, испытываемое в сновидении, чувство сознания бессилия и вместе сознания возможности силы, когда во сне хочешь бежать или ударить, и ноги подгибаются, и бьется бессильно и мягко, — это чувство пленности — (как я лучше не умею назвать его), это чувство ни на мгновение не оставляет и наяву лучших из нас. — В самые сильные, счастливые и поэтические минуты, в минуты счастливой, удовлетворенной любви, еще сильнее чувствуется, как недостает чего-то многого, и как подкашиваются и не бегут мои ноги и мягки и не цепки мои удары.

— Совершенное возможно в воображении, как вечное движение возможно без трения и тяготения. — Самое увлечение красотой и истиной мешает осуществлению красоты и истины. —

— Человек живет двумя сторонами: воображением и на другой стороне — деятельностью всех своих других способностей. —

Человек, который жил бы только деятельно, не знал бы, что хорошо и что дурно (мужики); человек, к[оторый] жил бы одним воображением — слишком хорошо знал бы, что хорошо и что дурно, но не имел бы ни силы, ни уменья сделать то, что хорошо, и удержаться от того, что дурно. —

Чем мудрее люди, тем они слабее. Чем глупее, тем тверже.

Хочешь узнать очень близко человека — снять с него ореол, к[отор]ый тебе видится над ним, посмотри на ноготь большого пальца его руки — плоть. А и у Кесаря был большой ноготь. —

Мы судим животных с точки зренья ума. «Заяц умен, что делает сметки». Он нерешителен. Заяц судил бы нас с точки зрения трусости: «человек выдумал железные дороги, чтобы скорее бежать».

14 Окт. «Не суди, да не осужден будеши». Как же не судить даже самых близких, дорогих и лучших людей? В душе идеал совершенства, от которого далек сам и далеки они. Для себя знаешь или чувствуешь причины, не допускающие совершенства, а на них сердишься, что они несовершенны. Дурной и глупый человек никогда не осуждает, и дурной же и глупый человек всегда осуждает.

4 Декабря. Я ждал любимых людей. Что бы я ни делал, чего бы мне ни недоставало, я говорил себе: вот они приедут, тогда....... Они приехали, такими, какими я ждал их. Я был рад. Вечером я лег спать. Нашло то состояние полудремоты, в котором всё суетное, рассеянное замирает и яснее говорит душа (пускай найдут другое слово. Душа, т. е. самое сильное, самое важное во мне и что-то одно). — Душа просила чего-то — чего-то хотелось. Чего же мне хочется? спросил я себя с удивлением. Ведь они приехали. Стало быть, не этого мне хотелось и нужно было для полного успокоения. Нет, не этого. Но хотелось и хочется теперь чего-то. Чего же? Чего так хотелось и хочется для успокоения? Я стал придумывать, что могло бы дать мне это спокойствие — удовлетворить меня совсем — я перебрал всё. Нет, не то [1 неразобр.], — отвечал я сам себе при каждом предположении. Ничто не могло удовлетворить во мне эту потребность желания. А желание было и есть во мне и составляет самое сильное и важное в моей душе. Я желаю того, чего нет здесь — на свете. А оно есть где-нибудь, потому что я его желаю. Где же? Так надо переродиться для того, чтобы успокоиться, и успокоиться в лучшем, что есть во мне. Переродиться — умереть. Вот одно успокоение и одно, чего я желаю и чего мы желаем. —

1866. 11 Февраля. Москва. Все человеческие науки, которые имеют своим объектом человека, обречены бесцельности и болтовне. Философия. История. Юриспруденция.

1868 г. 25 Октября.

1) Показать, что люди, подчиняясь зоологическим законам, никогда не познают этих законов и, стремясь к своим личным целям, невольно исполняют законы общие. И показать, каким образом это происходит. В особенности заметно при переворотах. (Разврат, останавливающий размножение людей там, где избыток населения.) Спасительный клапан везде. Березы.

A) Психология, . Только смутное сознание участия в з[оологических] законах составляет цену жизни....

B) Цель каждого человека есть только занять себя на время жизни (Робинзон). Ежели бы он не занимал себя — никто бы не занимал себя — было бы то же самое.

2) Всё разнообразие жизни происходит вследствие относительного понятия движения, следовательно разнообразия нет. Есть малое число клавиш, различная последовательность их, есть всё разнообразие как личностей людей, так и[150] семей исторических. Везде те же сказки, те же муки, тот же деспотизм, те же войны и т. д. и т. д.

3) Основная история. Прежде критика прежнего взгляда на историю. — Прогресс. Цивилизация уголка мира — будущность всего. Всё стремление, сближение, быстрота. Трата правнукова состояния. —

История. — Исполняют семьи назначение: продолжение рода человеч[еского]. Столкновения. Каждое хочет всемирного владычества. Зачем? Столкновения переселения с менее на более плодородные. Остановка морей. С юга никогда не завоевывают севера.

Фигура движения

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 3, 1865—1871 гг.

 

Порядок

1) Объект[ивный] и субъект[ивный] метод. Один субъект[ивный] несомненен.

2) Одна цель жить, т. е. действовать, найти занятие.

3) Занятие тем радостнее, чем более совпадает с общими законами: — продолжение рода.

4) Но первобытной цели не видно от столкновений и движения.

[151]5) Кроме переселений другое явление — спасительный клапан.

6) Не видно первоначальной цели, а цели частные, служащие исполнением общего.

7) Как это объясняется психологически? —

8) Сравнение с клавишами. Все те же. Музыка разная, но результат один и тот же. —

9) Попытка найти эти вечные клавиши. —

11) Основания истории.

В нам известном мире — стремление с северо-запада на юго-восток, умеряемое только плотностью населения и противудавлением других сил. Россия завоевывает[152] Кавказ, Крым, Грузию и т. д. Франция удержала только Африку. Испания только Мексику. Сардиния Италию. Пруссия Германию. Северо-американские штаты юг. Англия весь запад. Швеция завоевала бы Европу, но давление России. Первое, что завоевывает Франция, и последнее, что отдает — это Италию. Австрия — Италию. Сардиния приобретает Венецию благодаря более северному давлению Пруссии. Турция Египет и Азиатскую Турцию. Моря — границы — потому что отсутствие давления. —

Польша — Малороссию, но давление России. Рыцари Тевтонского ордена завоевывают Пруссию. Только Египет и юг составляет провинцию Римлян.

Когда Европа переполнена и идет назад крестовым походом — открывается Америка и мореплавание. — Открывается пар, когда опять она идет назад при Наполеоне, и без столкновений совершается размещение.

пар и следующий неизвестный нам X.

[154]Есть страны, к[оторые] способны размножать более народа, чем могут прокормить, , которые размножают столько, сколько могут; есть такие, которые менеевсё при одной мере цивилизации.

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 3, 1865—1871 гг.

 

Размещение есть вся задача истории. Законы размещения и кочевания животных. Никто не скажет, что первый тетерев был тетерев Аттила; а отыскиваем общие причины. — Прогресс — свобода передвижения, быстрота передвижения, вытекает из перемещения, и только одно имеет это значение.

После порыва давления и движения с северо-запада обыкновенно происходит слабая отдача такого же движения — так после порыва, основавшего Грецию — Александр Македонский. Скифы. После порыва Аттилы — крестовые походы, после... Наполеоново нашествие.

12) Что вечно? и в чем свобода? в совпадении с вечными законами.

способность человека делить свои понятия на субъективные и объективные, — делить эти понятия и думать, что мир объективных понятий есть мир такой же деятельности, как мир понятий субъективных. —

Объективный мир есть только мир неизвестного — Бог. Его можно и должно чувствовать, но основывать на нем, как это делают, жизненные и исторические выводы есть источник всех заблуждений людей. —

Древние были сильнее и умнее нас, потому что всё то, что мы называем философией, историей, юриспруденцией, богословием, они называли ораторским искусством. Первое есть признание возможности объективных выводов, второе — один субъективный взгляд.

Всё субъективное, и одно субъективное имеет содержание.

————

1870. 14 Февр.

Связь мужа с женою не основана на договоре и не на плотском соединении. В плотском соединении есть что-то страшное и кощунственное. В нем нет кощунственного только тогда, когда оно производит плод. Но все-таки оно страшно, так же страшно, как труп. Оно тайна.

————

Связь матери и грудного ребенка еще очевидна. Когда ребенок голоден, у матери пригрубло молоко.

Та же связь существует между женой и мужем. Никто не слыхал, чтобы отец, мать и их любимые дети, друзья, братья и сестры умирали. Но кто не слыхал тысяч примеров смертей мужа и жены (живших хорошо) почти в одно время. —

Или это нечаянно?

————

У Аристофана лица комедии Богатство и Бедность. Разговор Бедности, где она доказывает свою необходимость, очень хорош для грека 5 века; но для нас, при наших понятиях о богатстве народов и общих эконом[ических] законах, он не только не имеет смысла, но лиц этих не существует. Уничтожено то, из чего слагалось это олицетворение. А мы (Гёте) стараемся подражать греческим приемам искусства!

————

— Простота.

————

Разум выражает законы необходимости, т. е. самого себя. Сущность выразима только искусством, тоже сущностью. И потому не бывает разумного искусства.

————

1870. 22 Фев.

своей речи, насколько того требует предмет. Пушкин, Сервантес, Рабле и мн[огие] другие. Во втором автор говорит не своим языком, а каким-то особенным языком, который ему нравится или по своей возвышенности, или по комичности, или по оригинальности: Оды, Дикенс, Щедрин, Некрасов и мн[огие] др[угие]. —

————

Чистота греческого искусства только в скульптуре. Аристофан. И это наши образцы. Культ.

————

1871. 26[155] Есть литература литературы — когда предмет литературы есть не сама жизнь, а литература жизни, и литература литературы 999/1000 всего пишущегося. Есть политика политики — когда предмет политики не есть государство, а прежняя современная политика, 999/1000 всей деятельности палат. Есть поэзия поэзии, и в музыке, и в живописи, и ваянии, и в письме, — когда предмет поэзии есть не жизнь, а прежняя поэзия, 999/1000 всего творящегося. Есть наука науки — когда предмет не есть жизнь, а прежние положения науки — Линней, Кювье, Дарвин. Есть или нет видов? Есть или нет понятия справедливости. Есть или нет тяготения? Есть философия философии, когда предмет не мысль, а системы. Первое легко и безгранично, второе трудно и редко. —

— это стремление найти общее в жизни внешнего мира с жизнью человека. Человек родится из оплодотв[оренного] яйца. Давай отыскивать яйцо в полипе и оплодотворение в папортнике. —

Примечания

1865

28 августа. Стр. 104—107.

945. 10538. Мексиканская экспедиция — Объединенная англо-франко-испанская военная экспедиция, отправленная в 1861 г. в Мексику для обеспечения интересов европейских кредиторов.

1868

—111.

946. 10922. Франция.... Африку. — Завоевание Францией Алжира в 1830—1847 гг.

947. 1092223. Испания.... Мексику. — Мексика была завоевана в 1519—1521 г. Фернандо Кортесом и до 1825 г. принадлежала Испании.

948. 10923. Сардиния Италию. — Сардинское королевство, образовавшееся в начале XVIII в. из Сардинии, Пьемонта и Савойи. В середине XIX в. стало центром освободительного движения, приведшего к объединению Италии.

949. 10927. Сардиния приобретает Венецию — Это утверждение неточно. Венеция отошла в 1866 г. не к Сардинии, а к уже объединенной (в 1861 г.) Италии.

1870

—112.

950. 11134. При чтении Плутона Аристофана. — Аристофан (452—380 до н. э.), греческий драматург. «Плутос», или «Богатство», — одна из его комедий.

1871

26 ноября. Стр. 112—113.

951. 1137. Линней, — Карл Линней (1707—1778), шведский ученый, ботаник и зоолог, автор сохранившей свое значение до сих пор системы классификации растений.

952. 1137. Кювье, — Жорж Кювье (1769—1832), французский ученый, основатель сравнительной анатомии и сравнительной палеонтологии.

Сноски

146. Зачеркнутое заглавие: — Психологические изыскания. (Слово: критики переправлено из: критика, Критика знаний.)

147. Переправлено из: Женщины

148. Зачерпнуто:

149. [опровержение.]

150. Зачеркнуто: личностей

151. Зачеркнуто: — движения переселений.

152. Зач.: юг легко

153. Зачеркнуто: — волна

154. Северные

155. Переправлено из: 23

Раздел сайта: