Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг.
Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 7, 1868—1879 гг.]

Первая книга для чтения

и

Азбука

для семьи и школы с наставлением[208] учителю

Графа Л. Н. Толстого

1868 года.

[209]1) Знание букв.

2) Уменье откидывать ненужную е в согласных и складывать на слух.

3) Складывать буквы прочтенные.

4) Соединять два склада. Запомнить первый и, прочтя 2-й, повторить 1-й и присоединить к нему второй.

Эта снаровка при маленьких детях 5 лет дается труднее всех других. Обыкновенно ребенок, увлекаясь прочтением 2-го склада, забывает 1-й и, когда хочет повторить 1-й, повторяет гласную или согласную из 2-го, например, мука, он говорит кука или мака.

Примечание. Для многих знаний у детей, помимо искусства и методы учителя и прилежания учен[иков] и учителя, нужен известный возраст для понимания нек[оторых] вещей (это очевиднее всего в преп[одавании] арифметики). И для этого первого искусства, запомнить, нужно время, и ежели ученику не дается соединение двух слогов — оставить и заняться буквами и возвратиться через неделю, и опять через неделю, и вдруг начинает [3 неразобр.]

(Большими черными буквами)

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Жж Зз Ии Іi Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ее, Ээ Юю Я я Өө Vv

(Мелким шрифтом)

Для учителя.

Буквы все выговариваются следующим образом: а-а б-бе в-ве г-ге д-де е-э ж-же з-зе и-и i-и к-ке л-ле м-ме н-не о-о п-пе р-ре с-се т-те у-у ф-фе х-хе ц-це ч-че ш-ше щ-ще ъ-ер[210] (но при этом обращается внимание ученика, что эта буква совсем особенная и что она ничего не значит, то же самое он говорит и про ь. Различие звуков этих двух полугласных определяется после), ы-ы (т. е. как грубое и) е-ье э-э ю-ьу я-я ф-фе (другое) v-и (другое).

По картинкам учитель пройдет сначала все буквы, читая за ученика.

Предмет — слово с начальной должен быть несоразмерно велик.

A a a —[211]

Арбузы[212] собрали режут

 

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————

Б б

Борода у старика[213] велика

 

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

В в в.

Волки[214] ловют авец ловят

 

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Г г г.

[215]Грыбы нашли[216]

 

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Д д д.

Дерева

дерево рубит.[217]

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Ева[218]

яблоко взяла

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Е ё ё. Елка высокая

—————————————————

Ж ж ж. Жуки полетели

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг. 

—————————————————

З з з. Заиц ушол

Заяц

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

И и и I i i.

Играют[219] дети

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

К к к.

Калачи пекут

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Л л л.

Лапа у медведя болит

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

М м м.

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Ннн.

[220]Нос[221] сморкаит

сморкает

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг. 

—————————————————

О о о.

Образ несут

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

П п п.

Плавают[222] по реке

—————————————————

Р р р.

Репа[223]

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

С с с.

Сабака добрая

собака

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Т т т.

Телега сламалась

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

У у у.

Учуця дети

учатся дети

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Ф ф ф.

Фурашка мала

фуражка Феде

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

X х х.

Худая лошать

лошадь

и харошая лошать

хорошая лошадь

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Ц ц ц.

[224]Цыц не сметь

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Ч ч ч.

порося

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Шаршавый малый

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Щ щ щ.

Щипется

[225]Он злой

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

<Ъ ъ ъ.

Вотъ какъ он разинулъ ротъ>

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

<Ь ь ь.

Жаль мальчик не хочет спать.>

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Е е е.

[226]Руками едят[227]

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Юлу пустил

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

<Ы ы ы.

Рыбу вынули>

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Яяя

Ягады собирают

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

Для учителя.

Выучив буквы, учитель заставляет ученика складывать без книги — на слух следующим образом. — Учитель говорит: б-а — ба в-а — ва г-а — га д-а — да и т. д.,[228] ученик повторяет за ним. Потом учитель говорит: б-а (коротко) и ученик 5-летн[ий] после 5 минут уже сам говорит — ба, учитель говорит: в-а — ученик говорит — ва и т. д. Потом б-и — би и т. д., б-у — бу и т. д. Точно так же поступает учитель со слогами в 2, 3 и 4 согласные. Ученик в один урок, ежели нет у ученика преград в произношении, усваивает себе прием, откидывая гласную е, соединять все согласные с последней гласной в один слог. — Так что стр-а-да ученику не труднее, чем ба. То же самое сделает учитель и с[229] ъ и ь, т-ъ — тъ, т-ь — ть.

На слух надо учить сначала быстро, потом медленно. Когда ученик без книги свободно складывает, то учитель предлагает ему складать[230] по книге.

 

Ба

Ва

Га

Да

Жа

Зу

Ну

Ру

Ку

Лy

Ми

Фи

Ши

Хи

Ти

Сё

Пё

Фё

Щё

Рё

Ко

Но

Бо

Фо

Ло

Бе

Де

Се

Не

Ве

тъ

съ

нъ

мъ

къ

Ля

Кя

Дя

Мя

Ся

Бра

Дла

гна

ста

 

кру

сну

блу

фту

 

стра

ктла

вздра

спро

фтру

вздя

стря

стлю

взне

стъ

скъ л

къ

Когда ученик складывает эти и другие слоги, которые учитель напишет ему печатными буквами, там, где учатся много учеников, которые напишут другие ученики, учитель приступает к чтению слов: —

Рыба ушла.

—————————————————

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

Быки[231] легли

—————————————————

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

[232]Гуси сели на воду

—————————————————

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

<Дети грыбы нашли>

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

злые волки

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Вот конь

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Вези меня

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Купи куклу

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Трава выше меня

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Бери в рот палку

неси ее в дом

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Пара спать уж все легли

пора

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

У кошки лапы мяхки

мягки

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

—————————————————

Дети ушли из дома пришли к реке и сели на лодку

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

Они долго плыли по воде и было тихо. Вдруг стала буря и лодка пошла ко дну. Беда дети как нам быть. —

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

Бог их спас. Пришли люди на реку и их взяли с лодки на землю. —

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

————————————————————————————————————

Когда, прочтя предыдущее, ученик будет свободно соединять двухсложные слова,[233] он может читать следующее: —

————————————————————————————————————

Был адин мальчик ево звали Ваня.[234] И у него была мать и отец и маленькая сестра. Адин рас[235] Ваня вышел на двор и слышит что в саду что то пищит. Ваня пошел в сад посмотреть и видит в канаве лежат три маленькие щенка. Два белых и один[236] белый с черными пятнами. Белые щенки уже были мертвые, а пестрый еще был жив. Он[237] пищал. Ваня взял этаго щенка и понес домой. А у Вани был атец. Атец увидал щенка и говорит: зачем т ы принес[238] щенка. А Ваня говорит атцу позволь мне пожалуста этаго щенка[239] держать в нашем доме. Мне его жалко. Его братья умерли и он умрет если его бросить. Я его буду кормить.

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг. 

И отец сказал: Ну хорошо. Ваня стал щенка кормить и назвал его[240] Буян. Щенок Буян скоро вырос[241] и стала большая собака сильная и добрая.

Один рас все легли спать и Буян был на дворе. А воры пришли в двор и хотели украсть лошадей.[242] Никто не видал воров и они[243] уже вошли в конюшню. Вдруг Буян залаял[244] страшным голосом[245] и бросился в конюшню. В доме все проснулись, воры испугались и убежали. —

Атец позвал Ваню и говорит ему. Я рад что ты взял Буяна. Без него лошади бы наши пропали. Ну, я теперь ему позволю жить дома.[246]

И Ваня был очень рат.

[247]Потом пошли один раз все в лес[248] и взяли с собой маленькую[249] сестру Ванину и положили ее в лесу спать.[250] Вдруг пришел волк и хотел схватить девочку из люльки.

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

А Буян услыхал что идет волк и спрятался за кустом. Он не испугался а он хотел волка поймать. Волк думал что его никто не видит. Вдруг Буян выскочил из куста и стал грызть волка. Все прибежали и убили волка. Но волк укусил Буяна.[251] Отец поше[л] и г[оворит]: он укушен и Ваня стал плакать. Отец позвал Ваню и говорит: Я прежде любил Буяна за то что он воров прогнал а теперь еще больше люблю.[252] Волк бы заел нашу девочку если бы Буян его не загрыз.

И все стали Буяна ласкать.

И Ваня был очень рат.

Потом пришла зима и поехали все на санях в город. Вдруг пошел снек и сделался ветер и мороз[253] и они все заблудились и не знали что им делать. Стало темно и они искали дорогу и не могли отыскать. Атец и говорит: мы все замерзнем. Надо Богу молиться. Ваня стал плакать. А Буян пришел к Ване и стал ему руки лизать.[254] Буян найди нам дорогу, а то мы пропадем. — Буян замахал хвостом и побежал вперед по снегу. Они поехали за ним и ехали ехали и Буян нашел дорогу и прямо привел их в город.[255]

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

 

Отец позвал Ваню и говорит: Если бы Буян нам бы не показал дорогу мы бы пропали. Вот твой Буян какая добрая хорошая собака. И Ваня был очень рат[256] и клал[257] Буяна на палати.

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

————————————————————————————————————

Окончив это — учитель укажет ученику значение й. Прикладывай только к гласным: ей, ий, ай, ой, уй, яй, юй, и потом к словам: стой, вой, большой, твой, и прочтет с ним следующее:

Сказка с й

————————————————————————————————————

Чернышевский переул[ок] дом Трауберта Г-жа Кард.

У швейцара

У Цингера Юрьева.

В конторах, у пасторов, гувернера, гувернантку.

————————————————————————————————————

10 лет реформ....

Бутович лошадь.

Мещерского семена.

————————————————————————————————————

Большая Козицкая, дом Шамгина, квартира Жарова

Б. Дмитр[овка] д. Голофтеева, № 12

А. Н. 3. (Г. Т.) М. А. Т.

А. Г. Л. (Г. К. ву)

После этого учитель заставит ученика писать печатными буквами и со всеми неправильностями, кот[орые] только отвечают звукам слова.

————————————————————————————————————

Упражнения для чтения вообще и на различие произношения по 9 п. —

Правильно пишется в строку, а неправильно сверху. Ежели ученик не понимает, то пускай прочтет неправильное.

————————————————————————————————————

О гусях.

Сказки

————————————————————————————————————

Молитвы: Отче наш. Богородица. Верую. 10 заповедей. Отдельно для чтения на молитве.

Священная История.

Цифры до 10 с картинк[ами] чисел. —

Прописные буквы.

Вредно начинать рано.

————————————————————————————————————

Книги Аксакову

Елагину

Леонтьеву

Купить с фр[анцузским переводом?] Софокла, Еврипида, Гезиода.

————

Севастополь

1877 г. 8 Мая.

К следующему после Ан[ны] Кар[ениной]. Мужики. Ладят сохи, бороны покупают. Загнуть. Пашут. Первая пахота, сыро. Жеребята, махая хвост[ами], на тонких ногах бегают за сохами.

Выросла трава. Поехали в ночное. Бабы за травой. Циплята. Умерла наседка, горе. Запустил пахоту, проросла. С травой не расскораживается. — Телки. Ягнята.

————————————————————————————————————

Чувство плотника, чистая, пахучая сосна, дуб стеклянный, напевает тонким голоском.

————————————————————————————————————

Ходят наниматься, то бондарем, то работником, то дворником.

————————————————————————————————————

Чернозем в дождь.

————————————————————————————————————

Баба в дождь босая. Барин в дождь под крышей зябнет.

————————————————————————————————————

Вечер тихий, влажный, хмурый, пахнет гуртом в Мае — жидкие испраж[нения], светящиеся черви.

————————————————————————————————————

Человек герой, верующий, что всё во власти его. Ein jeder macht sich sein Recht.[258] Прогресс беск[онечный].

————————————————————————————————————

Старик ходит смотреть овсы в Мае — конце — вылезает щеткой. На закате зелень желта, стволы лиловые. Эх, дурно пахал. Свергибус — сосельник — полынок. —

Калмыжки серые — высохли — на черной сырой еще земле. —

————————————————————————————————————

Лошади (в Мае конце). Щавельник уже по колено — лошади гладки, утробисты, жеребята перелиняли.

————————————————————————————————————

Бабы — работают на себя — независимы от мужей, отцов, и одевают — отцов, свекров, мужей, детей.

————————————————————————————————————

Старик до 20 — чисел Мая давно не видал ржей — матово сизое перо, кустисты, высоки — столбик торчит, как шапочка.

————————————————————————————————————

Начало Мая — Апрель. Картофе[ль], теплая лунка.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Два брата. Один — старший. Умен, мил, добр... другой менее блестящ, но лучше.

————————————————————————————————————

28 Мая. Холодный ветер, ясно. Вода была голубая, стала бурая. —

————————————————————————————————————

Пупырья ванюки с белыми мелкими цветами, в рост уже стала.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Май входит в старый лес. Весь нив зелен — таинственность, жуткость.

————————————————————————————————————

в молодой лес благоустроенно под сводами весело.

————————————————————————————————————

Луга полят — мягко ступать по влажной почве и густой траве, как по подстилке.

————————————————————————————————————

Июнь 2. После многих дней дождя — сбирается разгуляться. Холодно, сыро, на листьях, траве и деревьях капли висят. На лугах под ногой шлепает невидная вода, тропинки начинают протаптываться, полегли круги ржи и лугов. Захватило сено.

————————————————————————————————————

Ястреб желтоногий, быстроглазый, схватит добычу и мнет, выпрямляется, потом клюет и оглядывается. Потом зоб осаживает.

————————————————————————————————————

Овсянка желтая, пеночка оливковая, подкравиночка. Желна (дятел). Дубонос. Юлка (жаворонок). Сарыч мышатник.

————————————————————————————————————

У киргизов — беркута на палке.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

[259]Герой. Как женщина, так на твердых губах у него и у нее сладость, надежда, игра, робость, и конец — юбки, безобразие, мокрота, мерзость, стыд.

————————————————————————————————————

Мальчик 13 лет убил кинжалом свою мать, застав ее в прелюбодеянии.

— «прелесть». Ты прелесть! В руки, в лицо.

————————————————————————————————————

17 Июня

————————————————————————————————————

Васильки по ржам. Овсы выполонные, перистые, как стена, доску положи. Рядом неполонные с желтой травой. —

————————————————————————————————————

Жеребенок, напрягая спину, потягивается ножками.

————————————————————————————————————

Дурачок: мамушка, хлеба. Он радость старухи.

————————————————————————————————————

Лист на лесу во всей прелести, рожь цветет и уж подсыхает, луга от пуха буреют — спелы.

Водит лошадь сестра, мальчики бегают.

————————————————————————————————————

На вспаханном пару вянут подрезанные ромашки и полыни. —

— всё той же веющейся ржи. Другое рядом более веселое море овсов с желтыми цветами на межах и перерывами гречи, картофеля и полосок каш[ки], льна.

23 Июня. Жара парит; после обеда к вечеру блеск воздуха. Томит глаза. Глаза отдыхают на неподвижной, темнозеленой опушке леса. Пирамида Иван-чая, зацветая внизу, поднимается в чаще. С свистом толкутся комары.

————————————————————————————————————

В такой жаре после косьбы идет тихо мытый мужик, под огородом в тихой, черной, глянцовитой воде. —

————————————————————————————————————

Закосы по дороге, пробует отбитые косы.

————————————————————————————————————

28 Июня. — Рожь буреет. В лесах покосы, стены высокой травы, анису, Иван-чая, дягилю. —

————————————————————————————————————

20 Июня запах белой кашки, мед, похоже на калину.

————————————————————————————————————

[20 июня] 20 Мая запах

————————————————————————————————————

28 Июня запах меду, грудного чая.

————————————————————————————————————

— Между вспаханными парами зеленая лощинка, веселенькая под дождем, с оглоданными кустиками.

Дождь в перемежку. Над головой тучи, вблизи лес темнозеленый в тени, на дальнем плане такой же, покрытый бегущею тенью. Между ними полянка ярко зеленая, освещенная солнцем.

————————————————————————————————————

После дождя на закате солнца вся зелень разбухла, размокла, густо и матово.

————————————————————————————————————

Картофель пропахан, зеленеет между черными бороздами, рожь налила всё зерно. Ранняя греча зацвела. Петровы батоги голубые, коленчатые. Павилики миндальные зацвели. —

На коленях бабы и старики, пряслы. — (Дерюга — ткань из хлопьев.) В вешнике шерсти два сорта — на панёвы и выволочка на кафтаны. —

————————————————————————————————————

, а боров всему городу.

Чем больше голеют, то больше мудренеют.

2-го Июля.

Бабы без занавесок, загорело между белыми грудями.

Мальчики, девочки крошки тащут сено.

Хмель обвил всю тычинку, тонко вьется — ищет, куда еще.

Конопля выметывается — пахнет.

Бабы бегут захватывать место для замашек.

8 Июля. — Закат за тучи — золотая бахрома над серой тучей. —

По скошенным лугам оставлены грудной чай — выше роста. —

Бабы на горизонте несут навилины сена.

На красном закате лес с лиловатыми стволами.

Циновать лыко на лапти.

Липа цветет.

По отавам отрастает щавельник.

10 Июля. Колышется ветром зреющий овес и отливает серебром.

Лес — липа пожелтела пятнами. —

14 Июля. По отавам щавельник лопушится. —

Яркий день, вечер, 5-й час. Лес — макуши светлозеленые, на запад глядя — черная опушка.

Рожь спеет, колос палевый, солома желтая, светлозеленый полынь пробивает.

После дождя скоро — черная пашня, серо внизу.

Щавель конской бурый, красный.

Простой щавель.

15[261]—20 Июля

————————————————————————————————————

Днем ржи[262] желтые мрачно чернеют тенью колоса.

Лен отцвел.

По дорогам горох. Огурцы.

————————————————————————————————————

Мадеть — изнемочь.

Собачий бес.

Циновать —

————————————————————————————————————

Побои по ржам.

По старым отавам лиловые колокольчики.

Татарник пышный зацветает, шершни мохнатые в нем копошатся. —

Семена березы летят. —

————————————————————————————————————

22 Июля.[263] Обмытый лист блестит.

23 Июля.— зажин, снопы, ряды, копны.

Зной давит горизонт. Бегут тени туч по лугам, полям, дорогам.

————————————————————————————————————

30 Июля.[265] Овес бисером блестит, желтея. Ячмень пушистым ковром. — Яркожелтые жилки овса. —

————————————————————————————————————

3 Августа. Выросли одонья, скирды, желтые, мягкие тени от них. Иван-чай в стручках. Холодные ночи, ледяная вода, блеск на листьях, ясные, тихие, спокойные дни.

Сжаты овсы. Мутнозеленые матовые полыни.

8 Августа— блеск. Тихо совершенно. Идешь — движется — что-то в тени. Это одинокий лист на молодом побеге незаметный, сквозной ветер колышет.

В лугу колдобина с водой. Вода отстоялась прозрачно. На дне корни мочковатые, палки, лист.

Баба вяжет, обшмыгивает сноп, засовывая туда.

Вывершивают скирд, стоит бочком, опускается на веревке.

Обмолоченная солома сейчас же на крышу. Косая притуга. Загузок, пелена.

— как? Из середины вьют жгутом.

11 Августа. Молчи, молчи и молчи.

От копен овсяных тень яркожелтая.

Мужики ехали на базар грустны, сердиты, домой — веселы, дружны — выпили.

12—25 Августа. Яркие дни. Холодно. Дождь. Пахнет соломой мокрой и мокрой пенькой. —

1 Сентября. Конопли желтые, редкие, с зелеными головками. Вызвездило, по лужам отсвечивают звезды.

————————————————————————————————————

Декабря 15. Мятель. Трепется облетевший полынь, над сугробами несет, лист дубовый.

————————————————————————————————————

1878. Апреля 16. У заутрени. Куличи, пирожки. «Лошадь хорошая, с ленцой, не лотошит, валом берет». Она в белом платье. Ждет, боится, желает и презирает и смеется над поцелуями. — Перекличка на клиросах веселых ирмосов, в алтарь к обедни, за чтением Евангелия, лучи света. — Между заутреней, сидят на могилках в темноте, узнают друг друга.

————————————————————————————————————

(ранняя весна). 1-го. Тепло, ручьи, лед пошел. — Крапива.

5-го. Запахали на буграх. Разделка хороша. Отпрыскивает полынь. Желтоголовик надулся почкой. Орешник цветет. Овцы по выгонам, стада нет. Морозы, холод.

8, 9, 10, 11. — Рыскальцо на бороне. Котелки. Бабьи хоромы не стоят. Из земли в землю.

Апреля 26. Рано утром (5 часов) выезжает помещик четверней в коляске. Грязно, холодно. Лошади, с коротко подвязанными пучками хвостами (пучок седой и пегой), весело бегут, пофыркивая. Кое-где по деревне выходит дым из труб. Мужик за оглоблю вывозит соху. Седелка привязана — мотается.

— веселая еда с шутками.

28 Мая. После дождя, 8 часов утра, рожь только что выколосилась. Яркое солнце на яркой зелени. Взбуровлена навозная нива ржи, дождем ямы — полегло.

30 Мая. В первый раз заколебалась, засерела рожь.

————————————————————————————————————

2-е Июня. Человек хочет и любит все телесные блага приобрести для себя одного, а духовные блага приобретать для других, чтобы другие хвалили его. —

Человек должен все телесные блага отбросить от себя и предоставить другим, а духовные блага приобретать только для одного себя.

Il faudra mourir seul![266]

слышит тебя.[267]

————————————————————————————————————

Не доказательство, но объяснение форм моей веры:

настоящего знания — игрушка, обман (Паскаль).

Если я попытаюсь объяснить себе значение моих чувств, я увижу, что ум даже и не берется обмануть меня (Страхов).

Если я попытаюсь обобщить и назвать те места, где для меня открывается мое незнание и невозможность знания, то я найду следующие безответные вопросы: а) Зачем я живу? b) Какая причина моему и всякому существованию? с) Какая цель моего и всякого существования? d) Что значит и зачем то раздвоение — добра и зла, которые я чувствую в себе? е) Как мне надо жить? Что такое смерть?

Самое же общее выражение этих вопросов и полное есть: как мне спастись? Я чувствую, что погибаю — живу и умираю, люблю жить и боюсь смерти, — как мне спастись?

2) Разумная мысль не только моя, но и всего человечества не дает на эти вопросы никакого ответа. Даже, когда она трезва и хочет быть точна, она говорит, что не понимает даже этого вопроса. А все-таки я и всё человечество спрашиваем, как нам спастись? Разумная мысль не дает ответа, но плод деятельности человеческой же, похожий по внешности на разумную мысль — похожий, потому что выражается (отчасти) так же, как и разумная мысль, словом, дает эти ответы. Ответ этот религия. И ответ этот не такой, который бы надо было с трудом искать, который бы был скрыт от людей и который бы получался особенным, трудным, искусственным путем. Если бы ответ этот был таков, то, имея в виду ту соответственность, которую мы видим во всем, можно бы было усумниться в нем, но ответ таков, что он сопутствует постоянно вопросу, что нет человека, который бы был лишен его. Лишены его только те люди, которые или не делают вопроса, молодые, страстные и любящие жизнь, или те, которые, принимая ответы веры (словесные) за разумные ответы, требуют от них разумной доказательности, забывая, что разум бессилен дать ответы и прямо отрицает самый вопрос.

Но, может быть, ответы эти суеверия? Одно доказательство бы было, что можно без них жить — жить полной жизнью. Исключения мыслителей и испорченных не доказывают.

Другое доказательство, что в них нет единства. Единство есть, оно то и истина.

Третье доказ[ательство], что они неразумны. Но ответы и не хотели быть разумны. Если предполагается, что они хотят быть разумны, то только от того, что ответы отчасти выражены словом, орудием разума. Все же ответы выражены преданием действий, жизни.

3) Какой же ответ или какие ответы дает или дают религии? За исключением тех спутанных людей, которые на неразумный вопрос: как спастись, ищут разумного ответа, все остальные, т. е. все, видят ясные и точные ответы в религиях. —

«Приноси в жертву людей для Бога. Иди в Мекку и Медину для Бога». «Ставь свечи и целуй мощи для Бога.[268] Откажись от себя. Убей свою плоть. Люби врагов. Отдай именье нищим — для Бога», т. е. делай наилучшее из того, что ты понимаешь таким, для Бога, т. е. для непостижимого. Это общий ответ на то, что надо делать, но религии, кроме того, дают и ответы на то, как надо делать, и дают ответы не разумные, но самые понятные и доступные для самых низших существ (доступные для обезьян), ответы примерные, в к[оторых] выражено, как убивать жертву, как идти в Мекку, в каком платьи, что есть.

Во всякой религии есть ряд последователей главного примера учителя, и нужно только подражать им.

4) Таковы ответы верований, глядя на них независимо от своего личного отношения к вере. Человек чувствует опасность и ищет спасения, и вера примером, действием и словом дает ему средство спасения.

Для дикого человеческая жертва есть спасение от опасностей этой жизни, грома, пожара, войны, для некоторых и спасение от гневного Бога после смерти, для будистов это спасение от жизни, для магомет[ан], христиан — это тоже спасение от смерти. Но, глядя так на веру и подводя их все вместе с идолопоклонника[ми] под одно начало спасения, для разума тотчас же представляется вопрос: не есть ли всё это суеверие и предрассудок, и самое разнообразие путей спасения не есть ли доказательство, что все они ложны?

Вот тут-то так естественно и разумно кажется сказать: если для дикого убийство представляется истиной, а для будиста аскетизм, для христианина самопожертвование, то так как истина одна, то очевидно, что вера не имеет истины, а потому ложна. Но вера ищет не внешней истины, а спасения, и различие формы спасения не исключает единства содержания.

5) Каждого человека лично вера, какая бы она ни была, вполне удовлетворяет, не проявляя никакого противоречия. Если она являет противоречия, он изменяет ее. Дикий, пока не знает ничего противного идолу, отрицается своей воли, спасается идолом, но если магометанин сказал ему о Боге неведомом творце, он оставляет его, и нет противоречий. Я, христианин, откинул противоречия икон, мощей, чудес и удовлетворяюсь средствами спасения христианского, так как не знаю и не могу себе представить другого высшего начала началу отречения себя и любви.

————————————————————————————————————

Всё это очень плохо.

————————————————————————————————————

1) Страх Божий есть начало премудрости.

————————————————————————————————————

В чем выражается этот страх: гром, смерть, пороки.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

2) Вера выражается и передается не словом, а делом, примером.

То были патриархи, потом Христос.

Общность такой веры. На чем основаны исключения неверия?

————————————————————————————————————

3) Что есть вера? Людское или божественное? Если людское, то не разумное. Людское, но жизнью всей и смертью по отношению к Богу. Так как же его назвать, как не божественным, если не божеским?

4) Вера, включающая в себя все (известные) веры без противоречий, но как включающие в себя одна другую — божественна, истинна, сколько может быть что-либо истинно.

— Разумное знание не истинно, оно как шар колец.

— Чувства личные и верования не истинны, но одно верование, включающее всё, одно истинно. Господи, даруй мне его и дай мне помочь другим познать его!

Матерьялисты совершенно правы, говоря, что каждая моя мысль есть последствие воздействия на меня матерьяльных частиц. Также они правы, говоря это о каждом моем чувстве, даже говоря тоже о каждом моем желании — они правы. Пускай сознание свободы моей есть заблуждение. — Но что же они говорят этим? То, что волос не спадет с головы и что ничто, ни мысль, ни чувство, ни желание, не могут возникнуть без воли Божьей. Что всё происходящее происходит в пределах этой воли, и что воля эта разумна и непостижима — они говорят то самое, что говорят христиане. Они говорят, что мысль, чувство, желание не беспричинно, бессмысленно возникают, но по строгому мудрому закону. Закон же самый только с одной ничтожнейшей стороны представляется: смутно доступным постигновению, т. е. в самом высшем развитии своем наука дошла до догадки о том, что всё совершается по мудрому закону.

Всякий серьезный и мыслящий матерьялист должен признать, что: 1) переход воздействия материи, ощущения в мысль, чувство и желание не только не понят, но тем становится таинственнее, чем дальше идет изучение по этому пути, что ясное знание этого перехода никогда не может быть приобретено человеком, что всё изучение на этом пути приводит только к убеждению, что мысли, чувства и желания находятся в зависимости от ощущений, но что зависимость эта неизвестна, т. е. что они не случайны, но непостижимы, т. е. что они находятся в премудрой власти Божьей.

И 2) то, что если бы даже зависимость мыслей, чувств и желаний от ощущения была бы ясно определена, если бы было доказано, что сознание есть только цвет организма (и доказано, что организм есть необходимая форма жизни). Я говорю для себя бессмысленные слова, но говорю их, зная, что матерьялисты связывают с ними какое-то значение. Одним словом, признавая всё то, что признают самые крайние матерьялисты, всякий мыслящий матерьялист должен сознаться, что те матерьяльные причины воздействия на человека, производящие его мысли, чувства и желания, взяты слишком тесно, что всякая матерьяльная причина имеет по самому свойству своему в основе другую причину, раздвояющуюся в пространстве и времени. И всякая другая причина имеет в основе третью и т. д. до бесконечности, и что поэтому отыскивание зависимости или причин на этом пути не только ведет далеко, но по самому свойству своему очевидно невозможно. — Чтобы объяснить то, что я пишу теперь, необходимо показать, что ряд впечатлений и ощущений произвел во мне мысли, к[оторые] я излагаю, то чувство волнения, к[оторое] я испытываю, и то желание писать, к[оторое] я привожу в исполнение. Положим, что все эти ощущения были бы все найдены и указаны. Но невольно следует другой ряд вопросов, что произвело эти ощущения? Что образовало мою личность? Мои прирожденные способности? И очевидно, что, восходя от причины к причине, я дохожу до вертящегося куска в пространстве. Но вертящийся кусок, точно так же как и рефлекс, требует своего объяснения. И очевидно, что я тотчас же утыкаюсь в бесконечность безразличного пространства и времени и беспричинную причину, т. е. прихожу к признанию вездесущего, вечного, беспричинного Бога.

Заблуждение матерьялистов в первом случае, когда они хотят и надеются изучением нервов и мозга показать переход ощущения в мысль, чувство и волю, зиждется на введении величины бесконечно малого в уравнение. Они надеются, что микроскопическое изучение откроет им истину. То же, что не откроет, то предполагается бесконечно малым.

Искренний, мыслящий и не упрямый матерьялист должен признать, что он, расходясь с учением идеалистов, утверждающих, что есть один дух, ни на волос не расходится с учением религий и только подтверждает то, что говорит религия, что мы все находимся во власти Божьей, что волос не спадет и чувство не придет без воли Божьей и что воля эта не постижима и мудрая. Непостижимость ее очевиднее для ученого, мыслящего матерьялиста, чем для неученого, ибо, исследуя путь своего изыскания, матерьялист не может не видеть невозможность постигновения всего, так как перед ним всегда открыта бесконечность.

Мудрость этой воли он знает не по догадке и инстинкту только, как видит неученый, но по той разумной зависимости, которую он находит в той, хотя и бесконечно малой, но все-таки определенной области, к[оторую] он мог исследовать. —

Самое же присутствие этой воли он не может не признавать, ибо она одна есть цель его изысканий — причина.

5 Июня— свергибус, кашка — стоит и дурманит. К лесу, в лощине, еще выше трава и тот же дурман. На дорожках лесных запах теплицы.

Кленовые листья огромны.

Пчела на срублен[ном] лесе обирает мед по очереди с куртины желтых цветов. С 13-го, не задумавшись, зажужжала и полетела — полна.

Жар по дороге, пыль горячая и деготь.

21 Сентября— красно и дым. На гумне запах дыма, овина, соломы, следы раздвоенные и лапти по грязи — очень хорошо. —

27 Августа 1878.

Описание школы Муравьева Колонновожатых. — Путяты 52 года в Современнике.

————————————————————————————————————

1824-й год. Весна. К[нязь] Лобанов Рост[овский] — министр юстиции.

Председатель Государственного совета Лопухин. —

Шишков заменяет Голицына. — Попов.

Кочубей — ?

Пушкин на юге России у Воронцова — в Одессе.

Ермолов на Кавказе.

Карамзин в доме Е. Ф. Муравьевой, матери Никиты. —

————————————————————————————————————

Рассоха кривая готовит лопатки детям.

Семейство сосланного в деревне и в губернии (Татариновой Зап[иски]). Ивашев. —

Ложные слухи — простили.

Александр I был в Симбирске.

14, 15-летн[яя] девочка, самый духовный, чистый возраст.

Фон Виз[ин] Опухтина, убежала в монастырь.

————————————————————————————————————

. Апухтина (прелесть) любит, почти влюблена в Одоевского (прелесть), но выдти замуж нельзя. Ей кажется, что не настоящий он, а любит другого, выходит за 3-го, а эта то была лучшая ее любовь в жизни. —

30 Сентября. Жаркий солнечный день, вода, река, как полированное зеркало. —

Куртинка облетевших осинок — как пол устлано темносерым листом. —

Занд убил Коцебу.

Дерево свободы удобрить кровью.

Лёнинг покушался на жизнь Ибеля.

Везде в германских княж[ествах] конституции.

Пруссия. Фридрих, Гарденберг подавляет. Карлсбадское собрание. — Запретить журналы, лекции — демагогов.

Штейн древней историей Германии занимается, чтобы соединить в одно (русское — Рылеев, Карамзин — тоже).

Франция 18 Людовик XVIII, граф Дартуа, герцогиня Ангулемская в черном, Monsieur, его сын, герцог Берийской — женат.

Герцог Берийской убит Луве[лем], седельником, 1820 г. Родился сын.

— доктринер конституционалист. В. Constant член.

Испания. Фердинанд VII.

Риего. Конституция силой.

Португалия. Иоанн.

В 21 принужден принять конституцию.

Соловьев брошюра о закладке храма 1817

Биография Мудрова. Издани[е] университета.

Ведомости 1817 и 24

Якушкина записки.

1874. Р[усский] А[рхив] I

Галерея 1812

Бентама Пыпина или самого.

Жук[овского] для немногих.

Кто Александр Муравьев?

Государь презирает людей и имеет право.

Дело о нищей. —

————

Ход.

Церковь, начиная с конца и до III века — ряд лжей, жестокостей, обманов. В III веке скрывается что-то высокое. Да что же там есть? Если есть что-нибудь. Посмотрим Евангелие.

————————————————————————————————————

Если есть душа, то есть и заповеди Божии.

Как мне быть?

————————————————————————————————————

Вот вопрос души — один.

Как были другие. Как?

28 Октября 1879.

— Наполеоны пробивают страшные следы между людьми, делают сумятицы в людях, но всё по земле. Есть люди, равномерно отращивающие себе крылья и медленно поднимающиеся и взлетающие. Монахи. Есть легкие люди, воскриленные, поднимающиеся слегка от тесноты и опять спускающиеся — хорошие идеалисты. Есть с большими, сильными крыльями, для похоти спускающиеся в толпу и ломающие крылья. Таков я. Потом бьется с сломанным крылом, вспорхнет сильно и упадет. Заживут крылья, воспарит высоко. Помоги Бог.

Есть с небесными крыльями, нарочно из любви к людям спускающиеся на землю (сложив крылья), и учат людей летать. И когда не нужно больше — улетит. Христос.

30 Октября 79.

Проповедывать правительству, чтобы оно освободило веру — всё равно, что проповедывать[269] мальчику, чтобы он не держал птицы, когда будет посыпать ей соли на хвост.

1) Вера, пока она вера, не может быть подчинена власти по существу своему, — птица живая та, что летает.

— войны, казни, грабеж, воровство, а это всё сущность правительства. — И потому правит[ельству] нельзя не желать насиловать веру. Если не насиловать — птица улетит. —

Хрис[тианство] насиловано при Конст[антине] — при разделении З[апада] и В[остока]. Лютеранство, кальвинизм, англиканство — всё не вера, а форма насил[ия]. Истинны только угнетен[ные] павлик[иане], донаты, богомилы и т. п. И те вполне, по[тому] ч[то] насилованы.

[270]13 Января 1878.

Справки о статьях нужны.

Чтен[ия] 1858, кн. 2. О вольн[ых] хлеб[опашцах], — Храп[овицкий] Рус[ская] Стар[ина] 91 года. Семеновск[ий] полк, Шумская. Свиязев об Аракч[ееве].

Очерки Сибири Ровинского.

Р[усская] Ст[арина] 75. Май. Записки Дарагана.

Р[усская] Ст[арина] 75 Черныш[евы]. Камен[ский]. Жиркевич. —

Авеля.

————————————————————————————————————

Мирбах.

Свистунову прислать Раsсаl'а.

————————————————————————————————————

 Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг. Записная книжка № 7, 1868—1879 гг.

В Самару.

О Телятинск[ом] мужике.

Купчую[271] Тучкова

Алкоран.

Симфонию. — Скопцев.

Примечания

1868

1037. 16724 — Первый план « Азбуки» и «Книги для чтения» с наставлениями для учителей.

1038. 17816. В конторах, у пасторов.... гувернантку. — В письме к С. А. Толстой от 11—12 июня 1871 г. Толстой писал из Москвы, что был у пастора Дикхофа в поисках немецкой бонны для Т. А. Кузминской (т. 83, стр. 173—174). Одновременно он искал и гувернера старшему сыну Сергею.

17818. 10 лет реформ. — «Десять лет реформ» — книга Алексея Адриановича Головачева (1819—1903), печатавшаяся в 1871 г. в «Вестнике Европы» и вышедшая затем в 1872 г. отдельным изданием. Посвящена анализу реформ 1861—1863 гг.

1040. 17819. Бутович — Иван Ильич Бутович, владелец конского завода в имении Касперо-Николаевке Херсонской губ., переведенного в 1904 г. в имение Прилепы Тульской губ.

1041. 1792. О гусях. — Ср. рассказы: «Как мужик гусей делил» («Азбука», кн. III, СПБ. 1872, стр. 18) и «Как гуси Рим спасли» (там же, стр. 50).

1042. 17915— Павел Михайлович Леонтьев (1822—1875), филолог-классик, профессор Московского университета и редактор «Русского вестника». Толстой виделся с ним летом 1871 г., чтобы поговорить о своих занятиях греческим языком. См. С. А. Берс, «Воспоминания о гр. Л. Н. Толстом», Смоленск, 1894, стр. 50.

1877

8 мая. Стр. 179.

1043. 17921. К следующему после Ан[ны] Кар[ениной]. — С окончанием «Анны Карениной» в начале 1877 г. Толстой снова возвратился к старому замыслу романа из эпохи Петра I, принявшего теперь новый характер широкого крестьянского эпоса. См. т. 17, стр. 216—244.

28 мая. Стр. 180—181.

1044. 18033. Пупырья ванюки — Вонюка — народное название растения болиголова, зацветающего в конце мая (по старому стилю).

1045. 1813334. Принес червяков светящихся... В руки, в лицо. — С. А. Толстая рассказывает в своей автобиографии: «В 1863 году он [Фет] был в Ясной Поляне ранним летом... Вечером мы все решили пить чай на пчельнике. Засветились всюду в траве светлячки. Лев Николаевич взял два из них и, приставив шутя к моим ушам, сказал: «Вот я обещал тебе изумрудные серьги, чего же лучше этих» (МЖ, II, 114). На эту тему Фет написал стихотворение, начинающееся словами: «Я повторял, когда я буду...»

1046. 18315. Петровы батоги — Паразитическое растение Петров крест, растущее на корнях орешника.

1047. 18318 — Вешняк — шерсть весенней стрижки.

8 августа. Стр. 185.

1048. 18521. Косая притуга. — Притуга — жердь для прижима сена на возу или в стогах.

1049. 18522. Загузок, — Один из двух боковых скатов кровли, крытой шатром, т. е. на четыре ската.

1878

5 апреля. Стр. 186.

18613. Желтоголовик — Растение из семейства лютиковых — мать-и-мачеха, зацветающее одним из первых ранней весной.

11 апреля. Стр. 186.

1051. 1861718. Рыскалъцо на бороне — Кольцо, которое свободно ходит по побегалу бороны.

2 июня. Стр. 186—187.

1052. 187112. Il faudra... (Паскаль) — Блэз Паскаль (1623—1662), французский математик, физик и философ. Цитата из его «Мыслей». Точный текст ее: «Je mourrais seul, il faut donc faire comme si j’étais seul» («Pensées», éd. Didot. Paris, 1847, p. 190).

1053. 18714. (Страхов) — Николай Николаевич Страхов (1828—1896), критик и философ-идеалист, близкий друг Толстого. См. о нем т. 83, стр. 224—225. Мысли H. Н. Страхова о значении чувств в познании изложены им в статье «Об основных понятиях психологии» («Журнал Министерства народного просвещения», 1878, №№ 5—6), вышедшей в том же году отдельной брошюрой.

27 августа — сентябрь. Стр. 193—194.

1054. 1938. 1824-й год. Весна. — Комментарии к дальнейшим записям, кончая: «кто Александр Муравьев?», см. в т. 17, стр. 548—552.

1879

—196.

1055. 1964. Павликиане, — Христианская секта, возникшая в Армении в VII в. и просуществовавшая до XII в.

1056. 1964 — Донатисты — христианская группировка в Северной Африке, возникшая в IV в. Движение донатистов сопровождалось восстанием против помещиков-рабовладельцев.

1057. 1964. Богомилы — Христианская секта, родственная павликианам, возникшая в IX в. в Болгарии и распространившаяся в Северной Италии (катары) и Франции (альбигойцы).

13 января. Стр. 196—197.]

1058. 1968. Чтен[ия] 1858, кн. 2. — Комментарии к дальнейшим записям, кончая словом «Мирбах», см. в т. 17, стр. 547—548.

19619. Свистунову прислать Pascal'a. — Петр Николаевич Свистунов (1803—1889), декабрист. О нем и о знакомстве с ним Толстого «см. в тт. 17, 62 и 83. Имеется в виду книга Паскаля «Pensées» в издании Louandre’a, которую Свистунов в письме от 10 мая 1878 г. просил Толстого прислать ему. См. письма Толстого к Свистунову в т. 62.

1060. 19622. Les cabinets et les peuples Bignon. — Сочинение французского публициста и историка Луи Биньона (1771—1841) «Des cabinets et des peuples depuis 1815», Париж, 1822.

1061. 1971. В Самару — Толстой выехал в 1878 г. на кумыс в самарские степи 12 июня.

1062. 1973 — Осенью 1871 г. Толстой купил у Н. П. Тучкова 2500 десятин земли в Бузулукском уезде Самарской губ. В апреле 1878 г. он присоединил к нему еще соседний участок в 4022 десятины, купленный у Р. Г. Бистрома.

1063. 1976. Симфонию. — Имеется в виду алфавитный справочник, по которому можно находить библейские тексты.

208. Зачеркнуто: преподава[телю]

209. Зач.: первая ступень

210. не выговаривается

211. Зач.: Андрей огородник собирает. Слово: переправлено на: Анюта

212. Зач.: длинная

213. длинная

214. Зачеркнуто: хотят овцу доесть

215. Зач.:

216. Зач.: мальчики дети

217. Зач.: рубят

218. в раю

219. Зач.: весела

220. Зачеркнуто:

221. Переправлено из: Ножик

222. Зач.: хорошо

223. репа написано поверх слов: Разбойники напа

224. Зачеркнуто:

225. Зач.: злой мальчик злой

226. Зачеркнуто: ездют в каретах

227. собаки траву мальчики

228. Зач.: и потом беру

229. Зач.:

230. Зач.: несколько букв

231. Зачеркнуто: спят

232. Зач.:

233. Зачеркнуто: учитель переи с пере

234. Зач.: И у него был атец

235. атец

236. Зач.: черн

237. Зач.: так

238. Зач.: эту со[баку]

239. корм[ить]

240. Зачеркнуто: Волчок

241. Зач.:

242. Зач.: Волчок же

243. Зач.: увели бы всех

244. таким

245. Зач.: что воры исп[угались]

246. Зач.:

247. Зач.: В другой рас

248. Переправлено из: поле

249. Зач.:

250. Зач.: только

251. Зачеркнуто: Буян чуть

252. Наша дочь

253. Зач.: стало холо

254. Зач.:

255. Зач.: Тогда Буяна все стали еще больше любить и ласкать и Ваня его всегда его кормил, и Буян долго не давался

256. Зачеркнуто: Пускай Теперь мы его будем кормить самыми лу

257. с собой спать

258. [Каждый сам творит свое право.]

259. Абзац обведен чернилами.

260. Абзац обведен чернилами.

переправлено из: 25

262. Зачеркнуто: палев

263. Переправлено из: Июня

264. Июня

265. Переправлено из: Июня

266. [Умирать придется одному!]

267. Со слов: 2-е Июня

268. Зачеркнуто: Ешь постное. Люби ближнего

269. Зачеркнуто: лисице, чтобы она не держала курицу

270.

271. Зачеркнуто: Тим[рота]

Раздел сайта: