Записные книжки и записи на отдельных листах 1858—1880 гг.
Записная книжка № 9, 1879 г.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 9, 1879 г.]

9[332] Марта 1879. Утром был у Шинтякова. Двор разгорожен, обвис сарай, без конца. У него дочь и две девочки гости. Сын 8 лет обстрижен от вшей. Тепло, дымом пахнет. На столе ситник (сам пек) и[333] чувилька. Хлебы еще в печке. На полке горшки. Образа сняты от дыма. Пришла Курносенкова высадить хлебы. (Бедные помогают друг другу, но не богатые). Вышник — окно для дыма. У Костюшки. Убрана изба. Махотки на полке вдоль левой стены. В чулане теленок. Под печкой — яма, картофель. Под ножкой стола топор. Жена прядет конапли на гребне на прялке. Кудель — рогатина; на ней хлопки для дерюжек. — Овец нет. Кафтан один в дырах. Две девочки — одна кривая на печке. «Хоть бы и эти померли. Всех одень, обуй». Шурин помогал, как был беднее — разбогател — перестал. Зовет его «Костюша».

На большой дороге, встретил двух симбирских богомолок. Одна мужняя жена, другая монашка. Собирает кусочки. Идти в Киев ее благословила Лукерьюшка. Лук[ерьюшке] 90 лет. Она с 19 лет ходит босиком зиму и лето.[334] Грамоты не знает, а писанье так знает по наслышке, что лучше духовных всё расскажет. Ест в неделю раз просвиру. Спит на полу, камень в головах. В одно окошечко принимает милостыню, в другое отдает. Становой сердитый был, приехал к ней. «Ты ежовую то шкуру скинь, в ней в Царство Небесное не войдешь». Другой человек стал, ездит к ней каждую неделю. — Два раза в Киев босая ходила.

11 Марта. Был в роще. 4 пилят Ламинцовские, 4 делают бочки. Живут вместе, а артель врозь. Бочку делают так: Срезать дерево, вырезать вырезок по мере латков распилить. Латки выстрогать по краям.[335] В загнутый обруч с клепушком вставить латки, прижим[ая] к клепушку, набить другой,[336] по два с каждой стороны, срезать пилой, выстрогать по ребрам. Выскрести изнутри, вытесать топором. (Обруч в замок загнуть, надломить концы.) Вымерять циркулем, обвести шесть раз. Вырезать на дно доски, выстрогать им ребра по фуганку. Сложить, выкружить, стесать по кругу, где тешется, и выпилить, где поперек. Уторить. Затесать края дна, отпустить обруч, вложить, нашить обруч (потом стучать).

Иона скажет, что не заспала, а сам умер. Старичок 60 лет, ходил по богомольям, у Почаевской был. Иона в Киеве сказал: иди домой, пожар горит, а тушить некому. Он вернулся, а сыновья кабак сняли. Он пожил 2 недели. Сын поехал за вином. Говорит другому: ты мне кулешику на молоке дай, а сам поезжай встреч[ать] брата. Что-то мое сердце чует. Сын пошел запрегать. Еще не запрег, бежит сноха. «Батюшка помирает». И помер.

Вечером прошел по деревне. У Сергея Резунова крик; остановился, прислушался. Сноха сидит шьет. Отец за столом ругается с сыном. Сын на печи. Об еде что-то. Кашей с маслом тебя кормить. Ты курдюк наел, портки не стянешь. У меня[337] ползут. Сноха смеется. Сын что-то ответил. Старик схватил палку или топор и сделал шаг к печи. Сноха завыла, вскочила: батюшка.

Портные переходят с своими ребятами. —

Богомолка одна, говоря про то, что дома или нечего делать, или никогда работы не переделаешь, сказала: Моешь, чистишь, готовишь. Уж и рада, когда праздник придет. Не пришел бы праздник, всё бы работа нашлась.

Лукерьюшка на Иордани босая у проруби стоит. Всем воду подает. Вы замочитесь, а я босиком, подам, и подает ковшиком. Когда все уйдут, и она пойдет. —

13

1) о своем падении. До 60 лет не пил не только вина, чаю, не пил квасу — попал в начальники, связался с кухаркой Васюткой; тут и жену бивал. Его дочь моя молочная сестра Городенская[339] чуднàя. Два раза уходила. Как была, так и пропала. Раз 4 недели. Где была? У Троицы. Чем кормилась? Две богомолочки шли, меня кормили. Другой раз ушла 2 месяца. Была в Киеве. Теперь всё шепчет: О Господи! — Как кто придет, перекрестит и уйдет. Муж ее много бивал. Теперь зовет ее к себе в Сибирь. Там в подносчиках. — 2) Как дрался с снохой. Бог пожаловал мне ее пальцы в рот в зубы (ему 80 лет). А то бы задушила: Одной рукой за причинное место, другой душит. Вышло дело из-за вощин. Он дал ей нести, она хотела утаить. 3) Пулхерия Ивановна, рябая, большая, толстая помещица, с старостой в связи. Мужа ее задушили и сожгли. А она добрая была. — 4) Как молотят зимой по ночам. Проснешься, уж слышишь по[340] гумнам зыкают цепы. Выходи. 5) Как сноху сватал. Слюбившись была с Владимирцем. Привезли домой приданое. В сундуке одна прялка громыхает. 3 года всхрапывала, только уж как дети пошли, обрусела. —

Прохожий Оренбург[ского] уезда, 6-й месяц в дороге, был в Киеве. 35 р[ублей] истрес. Последние 5 копеек отдал. Куда! В Ярославль. Оттуда даром возят.

Архиерей

Волостной суд. 1) Драка мальчишек, потом Домна вступилась. Мать мальчика за своего. Платки долой, в волоса. Мужик Абакум рознял. Мальчишку сунул.

2) Абакум с Гаврилой за солому. Старая вражда. Бас Гаврилы веселый и молодецкий.

3) Влас 80 лет, горбатый, слепой, плюгавый, рыжий, длинные космы. Хлеба не дает. Плетень стал рубить. «Отцовскую работу рубить[341] грех». В дележе была. «А ты меня ударил». Грех, батюшка! «Дай мне хлеба четверть. Корми меня». Общее размягчение. Сын согласен. Так-то лучше.

5) Драка возвращаясь со сходки. Бороду вырвали. Не на то ростил. Ты гонялся за всеми по деревне. Он тебе землей глаза засыпал. Оскорбление старика. Ты за копейку в церкви..... Не наноси на меня наносные слова. В оттяжку шел за ними. За ними натягивал.

Странники два. Один солдат вятской, был писарем, глаза стали слабы, идет Богу молиться; другой тамбовской, молодой, седой, в фуражке из голеватки, но в оборванном платье и лаптях: был сын прикащика, сам жил в прикащиках, потом взял в аренду (700 р.) с товарищем. Не заплатил в срок, барин подал ко взысканью, раззорили, стал пить, упал, хотел руки на себя наложить, пошел Богу молиться. Готов в работники. —

4 Апреля. Козак, странник, молодой вдовец, монашеский повисший нос, вдовец, жил два года на Валааме, хорошо там, жизнь высокая. Неохотно говорит.

. В Туле Камаев. Старик худой, тонкий, оружейник, глаза крутые закрывает. Рассказ о работе оружейников и их бое. Повытки. Цехи белорудный, . Ратмана. Бургомистр. Батожьем пороли. Голуби чистые. Принесть кошолку и, когда те уже улетели, выпускает, и тот, виясь, догоняет. Кулачный бой. Самого..... бил ладонью, в стене. Поединки. Черта, крестятся, целуются. Под На носки чуть наступить, тогда с ног долой. Степка Радимой, привозили на санях под рогожей, выйдет и пойдет. В шапке не бьют.

[342]Васильков рассказывал, как на Иоанна крестителя в Алексине на ярманке тульские с рукавицами, шляпами, серпуховские с ситцем, одоевские с грибами. Ну цыгане! выходи на шляпников. И пошла пальба. Как татарин в Серп[ухове] убил, в Одоеве, в Орле убил, а в Туле Степка Радимый его убил. Сначала посмотрел его уловку, приметил и вышел и убил до смерти. Без шуму удары самые жестокие. Искусства много. — Кудрявцев слепой, разжиревший, седой, представительный, грубо иронический, денежный старик. Рассказ в лицах.

————————————————————————————————————

Забыто. Олонецкой губернии былинщик. Пел былину Иван Грозного. Рассказывал про царя и царицу. Царю! звательный. Рассказ про помещика, провалившегося на льду и молившегося последнему Миколе, а . Молится сам часа по 2.[343] «3 листовки». Записана его молитва.

Грубость. Оглоблей по брюху за косушку. Колдун, кушак вокруг себя; — бей, швырком, камнем или поленом — не попадешь. Пока проскочет версту туда и назад, 20 яиц с скорлупой съест. Съедают сальную свечку. —

За голову трес — все позвонки отвертел. Драка, привел в избу, сбил с ног, ногами успетками. Очнулся, что я сделал. Помиримтесь. Вот Экатеринка. Не взяли. Судья оправдал.

7Апреля. На прогулке — богомолки — две костромские, 6 вологодских. Костромская широкорожая девка. Два раза была в Киеве, была в Соловках. «Я девка!» указывая на сумку, «и дом и дети, всё тут».

Старушка вологодская. В островах Лес матерый.

8 Апреля. В Туле. В часовне — всё. Подсвечники 4-угольные. Старики с лестовками. Поклоны после крестов в одно время. Голоса грубые, звонкие, скрипучие — отзываются Иоан[ном] Грозным. — В остроге. Передача вещей посетителями. В халатах белолицые -рукие женщины. Солдаты разбирают холсты — хлеб — яйца. Матери целуют детей.

Муж не целует, не приветствует жену. — Одиночный Федоров От общества. Черненький, маленький, востроносый. Солдат бледный, нервный, трясутся скулы, . Красавец. Борода, волосы, неясные глаза. Слабый нравственно. Курощапов мужичок простой, длинноносый, рыженький. — Старик вор, волнистая седая борода — мудрец на вид. — онанисты, учатся в остроге. Испорченный, с надвинутым лбом, 16 лет. Женоподобный, круглолицый, за голубей. С острой стриженой головой, ротик оником. За платок. В крови вор. Парашник длинноволосый, курчавый, скуластый, веселый. —

Свечина

17 Апреля. Оренбургские два молодые казака. Ехали до Сызрана, оттуда пешие[345] по угодникам до Киева; оттуда на Воскресенск, Троицу, Ярославль. Нижегородский читает русский псалтырь, на привале.

Из Суздальского уезда, портной, лет 40, седой, честное прямое лицо, идет, на ходу читает акафист печерским чудотворцам. Рублей 100 станет; обещался; один сын был, болел и помер. Время всё равно пройдет.

20 Апр. С детьми ходил в Тулу. Старинушка из Старой Русы, 94 года, 4-й раз идет в Киев. Был старшиной поселенцем при Ракчееве. Рассказ о Ракчееве. Царь сказал: собаке собачья и смерть. Про казни. Спервака жутко. Так жутко, руки, ноги трясутся, а наглядишься, всё равно как не человека мучают. Известно за напрасно. Зять всё молчит. А дочь бойкая. — Монах молодой, глупое лицо, впалый нос, курчавый, из духов[ного] звания. Ходил в Оптину, ищет, где лучше жить. Противу Московских обителей далеко, подали капусты с квасом, щи да кашу с маслом, и встали разговевшись. У нас 5 перемен. С собой принесешь в обитель и жить хорошо, а то трудно тоже послушание.

21 Апреля. Седенькой старичок, щеголек, вертит палочкой. Был садовник. Барин любил, чтоб чисто ходили. Мастеровому можно на себя тайно работать, а нашему брату негде взять. Ну а исхитрил-таки. Насыпал 94 меры яблок. Мужик продал уже все и сробел, не умел ответить прикащику. Сознался. Меня барин позвал, поколотил. В одной роте служили. Бывало, проберут. Что, Михайла, это Титовка? — смеется. Вернулся, пошел к барину. Не забыл ведь. Что яблоки хороши? Однако дал 5 рублей. Жил, кормился в городе Ряз[анской] губернии, дом имел, сгорел, один как перст. Пойду потружусь. Где[346] и хорошо примут, а где и не говорить бы лучше. Помирушка будешь что ли? Молодуха шепчет, калеки. —

28. — распутничай — ничего, а чуть для Бога, сейчас и вины нашли.

30 А. Волостной суд. Никифор, радостно улыбаясь, состарились, всё ближе, ближе к расчету. Нельзя миновать. Бродягой назвал бродягу. Жалоба в[347] оскорблении словом. Отец умер, ты и вечную не кликнул.

Жидкова прибежала, испуганная, босая, избу не велят на старом месте становить и нового не указывают.

Примечания

9 марта. Стр. 308.

3085. чувилька. — Печенье из теста в форме жаворонка. Чувильки пеклись к 9 марта ст. ст., дню весеннего равноденствия, к которому приурочивался прилет жаворонков.

1286. 3086. Курносенкова — Александра Петровна Курносенкова, жена яснополянского крестьянина Якова Петровича Курносенкова. См. т. 58, стр. 38.

1287. 3087. Вышник — Оконце, прорезанное около потолка в бревне и служившее дымоходом.

1288. 3088 — Константин Николаевич Зябрев (1846?—1896), яснополянский крестьянин, ученик Толстого (в начале 60-х годов). Он был одним из беднейших в деревне, и Толстой нередко оказывал ему помощь. Жизнь К. Н. Зябрева Толстой описал в оставшихся незаконченными «Записках христианина» (т. 49).

1289. 30816. На большой дороге, — Или на большаке, т. е. на Киевском шоссе, проходящем мимо Ясной Поляны.

—310.

1290. 30912. Был в роще.... 4 делают бочки. — Толстой в 1878 г. принял от находившегося в 7 километрах от Ясной Поляны химического и известкового завода Гиля заказ на изготовление из своего леса 6000 бочек. Для этой цели он нанял бочаров из села Ломинцова. Работа началась с осени 1878 г. Об этом предприятии упоминает в своем дневнике С. А. Толстая (I, стр. 119).

30910. Уторить. — Нарезывать уторы (т. е. желобки), в которых держатся края дощатого днища бочки.

1292. 30913. Михайловск[ого] уезда. — Рязанской губернии.

1293. 30917. у Почаевской — В мужском монастыре Почаевской Успенской лавры в местечке Новый Почаев Волынской губ.

1294. 3091823. пожар горит.... И помер. — Ср. «Упустишь огонь — не потушишь», т. 25.

1295. 30930. Портные переходят — Братья Андрей и Кирилл (фамилия неизвестна), портные, родом из Алексинского уезда Тульской губ. Они не один год приходили в Ясную Поляну на зиму. См. А. Т. Зябрев, «Воспоминания о Л. Н. Толстом» — «Ежемесячный журнал», 1915, № 8, стр. 80—81. Портные, живя в деревне, переходили из дома в дом.

13 марта. Стр. 310—311.

1296. 31078. моя молочная сестра Городенская чуднàя — Авдотья Осиповна Данилаева. См. прим. 218.

1297. 3101617. Пулхерия Ивановна, — В одном из набросков романа из эпохи конца XVIII — начала XIX в. («Терентий Николаев»), написанном в марте — апреле 1879 г., Толстой упоминает о помещичьей вдове Пульхерии Ивановне Скуратовой. См. т. 17, стр. 304.

31027. Архиерей в Туле раскольничий. — Тульский старообрядческий архиерей Савватий.

1299. 31032. Абакум с Гаврилой — Абакум Власов, яснополянский крестьянин, враждовал со своим односельчанином Гаврилой Ильичом Болхиным (1831—1885), убитым позднее сыном Власова Андреем Абакумовичем по подозрению в конокрадстве.

1300. 3111. Влас — Вероятно, яснополянский крестьянин Влас Кириллович Власов (1803—1881). Изображен в одном из вариантов романа «Декабристы». См. т. 17, стр. 498.

1301. 31114 — Николай Чирьев, крестьянин села Гавриловки Бузулукского уезда Самарской губ. В конце 70-х годов, в связи с усилившимся у Толстого интересом к народной жизни, он поручил нескольким крестьянам написать свои автобиографии и вести дневники. Среди полученных им от крестьян рукописей сохранился и дневник Чирьева, на 38 листах, озаглавленный: «Описание работ, произведенных в течение дня Чирьева семейства и разной пищи тоже каждого дня и разных интересных слухов в селе Гавриловке». Дневник охватывает некоторые месяцы 1878, 1879 и 1880 гг. и содержит много сведений о крестьянских нуждах и ряд обращений к Толстому (в форме писем). Заказан он был Чирьеву летом 1878 г., когда Толстой приезжал в Самарское имение, и в Ясную Поляну пересылался по частям. В марте 1879 г. Толстой получил «журнал» Чирьева за период с 1 января по 10 марта 1879 г. Хранится в ГМТ.

4 апреля. Стр. 311.

1302. 31125. на Валааме, — В монастыре, на острове Валааме, в северной части Ладожского озера.

5 апреля. Стр. 311—312.

1303. 31129. белорудный, приборный. — Цехи Тульского оружейного завода.

3121 на Иоанна крестителя в Алексине — 29 августа в Алексине ежегодно устраивалась ярмарка, которая длилась около недели.

1305. 3123. одоевские — Из уездного города Одоева Тульской губ.

1306. 31211. Забыто. — Это слово означает, как можно полагать, что дальнейшее записано по памяти, спустя некоторое время. Толстой слушал В. П. Щеголенка не в апреле, в Ясной Поляне, а в марте, в Москве, где пробыл с 19 по 24 марта.

1307. 31211 — Василий Петрович Щеголенок (род. ок. 1805 — ум. после 1886), крестьянин д. Боярщины Кижской волости Олонецкой губ., известный сказитель былин, от которого А. Ф. Гильфердинг, П. Н. Рыбников и другие собиратели русского фольклора записали около 3000 стихов былевого эпоса. О нем см. «Былины. Исторические песни», под редакцией М. Н. Сперанского, изд. Сабашниковых, М. 1919, т. II, стр. XXXIX—XLI, «Русский биографический словарь», т. Щ — Ю, СПб. 1912, стр. 26—27, и Ю. М. Соколов, «Лев Толстой и сказитель Щеголенок» («Летописи Государственного литературного музея», кн. 12, М. 1948, стр. 200—207).

Толстой познакомился с Щеголенком в марте 1879 г., в Москве. Тогда он и слышал, повидимому, упоминаемые дальше «былину» и рассказы олонецкого «былинщика». В июне того же года Щеголенок приехал по приглашению Толстого в Ясную Поляну и прогостил, с перерывом, до августа.

Летом 1879 г., в пребывание В. П. Щеголенка в Ясной Поляне, Толстой узнал от него множество народных сказаний, из которых более двадцати тогда же записал. Шесть написанных Толстым произведений имеют источником легенды и рассказы Щеголенка (1881 — «Чем люди живы?», 1885 — «Два старика» и «Три старца», 1905 — «Корней Васильев» и «Молитва», 1907 — «Старик в церкви»). Кроме ряда легенд и притч, Толстой записал со слов Щеголенка много поговорок, пословиц, отдельных выражений и слов.

1308. 3121112. Пел былину Иван Грозного. — От В. П. Щеголенка Гильфердингом записана былина про «Грозного царя Ивана Васильевича» («Онежские былины», т. 2, изд. 2-е, СПб. 1896, стр. 356—363). Очень вероятно, что именно эту былевую песню Щеголенок пел и при Толстом. См. «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка», Л. 1929, стр. 43—44.

1309. 31215. «3 листовки». — Листовки или лестовки — кожаные старообрядческие четки.

1310. 31215. Записана его молитва. — Этой записи не сохранилось в бумагах Толстого.

1311. 31232 — «Екатеринкой» назывался сторублевый денежный знак, на котором был воспроизведен портрет Екатерины II.

8 апреля. Стр. 312—313.

1312. 3131213 — Федор Александрович Свечин (1844—1894), тульский помещик, знакомый Толстого. В 1879 г. напечатал рассказ «Финоген Семенович. Быль» («Русская речь», № 7), где встречается приведенное Толстым выражение.

17 апреля. Стр. 313.

1313. 31315. до Сызрана, — До города Сызрани. Толстой в то время говорил и писал по-старинному: не Сызрань, а Сызран (см. т. 59, стр. 96 и 108). Впоследствии он стал писать по общепринятому (см. т. 54, стр. 8).

1314. 3131516. на Воскресенск, — В Новоиерусалимский монастырь Московской губернии.

1315. 3132324. поселенцем при Ракчееве. — Алексей Андреевич Аракчеев (1769—1834), временщик при Павле I и Александре I, реакционер, управлявший «военными поселениями».

31324. Царь — Николай I.

30 апреля. Стр. 314.

1317. 31413 — Вероятно, Никифор Резунов, яснополянский крестьянин, позднее ослепший.

1318. 31417. Жидкова — яснополянская крестьянка.

332. Переправлено из: 10

333. Зачеркнуто: жавор[онок]

334. Зач.:

335. Зачеркнуто: загнуть

336. Зач.: обстр[угать]

337. через

338. Зачеркнуто: два

339. Зач.: была

340. Зач.: заре

341. благо

342. Зачеркнуто: Вечером

343. Зач.: 100

344. 8

345. Зачеркнуто: на Переяс[лавль]

346. Зачеркнуто: добры

347. клевете

Раздел сайта: