[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1881 г.]
[По дороге в Оптину Пустынь.] 10 Июня. Шел с Сергеем и Дм[итрием] Фед[оровичем]. Ноги заболели. Ели сухари у колодца в Воздремы. В Головеньках на пожарище, девка сидит на донце, прядет, другая на земи подхватывает разухабистую песню. —
В Переволоках весело возят барский навоз, в задке пудов 5 навоза. Обратный лежит на брюхе. Малыши: «ты, дедушка, в Кришевку? Так вот, стежка огородами». Товарищей переменили.
————————————————————————————————————
На пост[оялом] дворе. Красавица девка 11/2 годовая, улыбается; ласкается, никто не бережет.
————————————————————————————————————
Работа бабы — холсты убрать, телят напоить, лошадей загнать, напоить. (Собака стреляет, пришла, работник отпросился, кормить.) Жмыха принести. Цыплят снять с лавки крыльца на двор. — Сиротки живут. 8-летняя с хозяйским сыном. Беги, ворота, отпрягай. Хомут убери. Пришел наниматься в работники. У других жена родила. С хозяйской снохой запросто.
Хоз[яйский] сын с целовальником друг, в жилетах.
Намернулся шутя ногой на жену, с ней спит в чулане (она вздыхает и зовет).
Ночь не спал. Коростели далеко, и перепела близко.
————————————————————————————————————
Хоз[яин], бывший старшина. Колеса принес — Вазу Воскову [?][116]
11 Июня. В Крапивне у Филатова. Жид стоит рядом. Увещевает полового, чтоб он донес полиции, что в лаптях. «Так то в Киеве в лапти одевались, а что наделали». Еврей первый блюститель порядка. —
————————————————————————————————————
«дедушка, куда? Что ж, там останетесь?»
————————————————————————————————————
Другой: «Подходи к земле. У помещиков много. Кормиться нечем. Бьешься и нанять негде. Царя убили дворяне за крестьян».
[12 июня. Ченцовские дворы.] 12. Стоянка у Старшины. Он пришел пьяный. Толстый, пухлый, брыкает жену босой ногой. Она зубоскал[ит].
— камушками играет. Бабушка, пусти. Ну, Бог с ней, она маленькая.
————————————————————————————————————
5 сынов, молодцы. Средний бил кирпич — замазан.
Бражки дай, а те щеголи. Рабочих рассчитают, поют чаем, и водкой, и лаской [?].
————————————————————————————————————
Елисей просил ему дать водки на его часть — угостить.
Строил вагонный сарай 40 [аршин] в Кременчуге. На железно-конно[й] дороге кучером был. Водки не пью. 60 р. в 3 месяца прожил. —
————————————————————————————————————
[13 июня.] 13.
Кондратия знаешь? За руку тебе бы в городе. — Я никого не обругал, ничего не украл. Плачет. Глазами [?]
Как нам их учить? —
————————————————————————————————————
Лошадь закапывали, дурно пахнет. 11 человек до обеда. Лошадь поминать.
на дороге. Костылем огрел. Замахнулся, я босиком бегал к березе, влез, стал резать. Оборвешь сук прочь. Орал года два. —
————————————————————————————————————
В Рождестве баба вдова Амелфа Тимофеевна — широкая, быстрая, твердая, мелкозубая, приветливая. Была дворовая, выдана за мужика. Выдавали за 300 верст. Бывало, вой. —
Сергею рассказывала: на образа, помилуй Бог, чтоб грешить. И замуж нейду.
————————————————————————————————————
— сумку на плечо. Никто не дал чаю, принял нас за надсмотрщиков. Гроза заходит. Встретил[ся] мужик на телеге. «Свези». Солдат не пустил. Ануфреевна, дворовая. «Брегаете, тоже хрещеные. Вот я вас поймала». Хозяин пускает, выпивши. Плешивый, длинный.
————————————————————————————————————
14 Июня. — Холсты стелят в поле. Мужик Мананской сеит гречиху с сыном — простое, доброе лицо, — сын внимательный. Читал писание. Ануфреевна догнала, извинялась, послали ей деньги с молодкой. «Душечка». — Вл[адимир] Ак[имович]. Добрый, радостный. Сборы его по приходу хлебом. Теща сердитая. Другой священник. На собаку пуделя похож. Нагорная проповедь. «Я сиволапый». К[117]
К Акимовне, стежка по коноплям. С задов во двор. Сама отперла. Маленькая, кроткая, подслеповатая, в белой рубахе. Изба 10—8 арш., с половиками. Поила чаем, медом, с лопаточкой. На свечи 20 к. работница. Козочка. Вл[адимир] Ак[имович] довозил. Народ в Мананках в полесьи и льном, полотном кругом — бедность. Удивляешься, как они живы. — Ночлег у столяра. Старуха болтунья. Батюшка Пимен. Стонет, причитывая. Плакать надо, а мы что? Рассказ об оскоплении. В окно прищемило. — Ночь бессонная. —
————————————————————————————————————
Вышли до зари. Богомолки, как заливало водой, ездили на лодке корову доить. На печи с 9 гусынями. Много. Белев. Чай в трактире. Народ идет с тряпкой, пенькой.
Прасола. Котенок. — Солдатка с самоваром и ее невестка, коротенькая, черномазая, завидует белому хлебу, баранкам — жизнь. Сама сема, муж прялки делает, возит на себе. Лошади не может купить. Отдых на потолке. — Старик возчик. Дворяне хотят из себя царя избрать.
Проелись на отделку, долго не отдохнуть. —
Княгиня добрую душу имеет. Дает денег на лошадь. Дождь пошел. В больнице народ. Погодите, творогу пришлю. Думаю: где прислать, забудет. Прислала. — Князь тоже подписался. Он не хотел. Сказали: не подпишешься: голову долой. Пришел, сам повинился: меня силом заставили: Ну, ступай в иные земли.
—
Жид подкупил сжечь застрахованный дом. — Монахи деньги наживают. Гостинник помер, 200 р. оставил.
Игумен ушел из Питера, б[ыл] с гуртами [?], а отец у него невесту отбил.
Как пить бросил: еду лесом, а у мужика колеса скрипят. Дай деготкю. А Валдекр [?] говорит: в кабак есть деньги, а на деготь нет, с тех слов — и бросил. Измигуливай, Хоровина, Струн не ладь. —
————————————————————————————————————
Сосна 20 вершк[ов]. Как пилят — страсть.
————————————————————————————————————
[Оптина пустынь.] — на плечи.
————————————————————————————————————
Старичек, попираясь пришел.
————————————————————————————————————
Во всех гостиницах отказ с ложью. И господам не даем. — Номер с клопами.
————————————————————————————————————
Сапожник орловской с женой.
————————————————————————————————————
Благословите самоварчик. Номер. Шли 50 верст, обещание. Белокурый, моложавый, глуповатый.
————————————————————————————————————
— Борщ, каша, квас. Из одно[й] чашки 4. Всё вкусно. Едят жадно. —
Швыряет хлеб. Молитва. Никто не молится. — Меня зовет старичек. А того, молодого, не пускай — вытерпит, а то выгоню.
Все полегли на дворе, в избах, в сенях. — Все спят с уморы. Дурная ночь.
————————————————————————————————————
Пошел ходить.
Из духовного звания, молодой, ражий, курносый, пришел к Амвросию спросить — жениться ли? Другой спорил со мной, что Евангелия мало. Мы закоснели. —
————————————————————————————————————
Женщина шлифованная. Слава тебе, Господи, Царь небесн[ый], Царица небесная и т. д.
————————————————————————————————————
Женщина меня ждала спросить: муж на крестинах опился. Так правда ли, народ говорит, что грех поминать (сама брюхата, арбузом брюхо). — Я жалею его.
————————————————————————————————————
В лавке образки, крестики, ленточки, ладонки, книги. Баба богородицкая — «Книжечку, дедушка, выбери». Какую? Евангелие? Это им не идет. Молитву кающегося грешника.
— Отчего нейдет?
[118] — Я говорю, нейдет. А это понятна. — Баба благодарна. Насл[ал] Бог.
Сергей говорит: на кухне еще сердитей. Сергей его усовестил: Если вы так, то мы еще хуже. —
Сапожник пришел, заложивши. Так меня оскорбил, что будь тут, я б ему морду разбил.
Шел, шел, думал благодать найду, а они ругают. — Я дома монастырь сделаю. Певчих позову, полведра поставлю. Отдернут такую, что —
————————————————————————————————————
В женской помутка: Монах кричит. Я тебя свяжу, дрянь!
Зашли, вонь ужасная, дочь плачет. Вторую ночь не дает спать, дерется. Загогочет, как жеребец, и завоет.
Александр Ник[олаевич], батюшка Государь. Ссекли, срубили твою головушку победную. — Я подошел. Скула на сторону. Жжет навоз здесь. Нараспев жалуется на баб. Они меня душат. —
В церкви запели Отче наш. Она говорит — проклятый. На спине кругом елозит. Не дает спать. Нас.. но на полу.
————————————————————————————————————
Чаю хочешь? Нараспев: чай-то у нас может свой пить. Молится, чтобы мне да... а... ли. В Тихвине связали. Ни искры жалости у монаха.
————————————————————————————————————
Фекин добрый, пухлый. Уверен, что, прожив 45 лет в монастыре с деньжонками на помин души, дело души его верное.
————————————————————————————————————
всем служи. — Бедный.
————————————————————————————————————
К Ювеналию. 4 комн[аты]. Половики мягкие, для молитвы. Иконы, картины, жалузи. Длинные, сивые космы, крупные руки, тонкий, вострый нос. — Зашла речь о толкованиях Павла, церкви отцов. Я не могу допустить. — Про Магомета, пожалуйста, не говорите. Судить, воевать надо. Положить живот за други своя — это значит воевать. Обязаны защитить. Начальство и власти. Церковь свята. — Плотская брань. Прелесть гордости, прироженая.
————————————————————————————————————
Дома всё переменилось, поклоны, ваше сиятельство. — «Царя батюшку убили, меня горькую погубили».
————————————————————————————————————
Дома с сапожником.
————————————————————————————————————
К Амвросию. Толпы дожидались и дожидаются. — Одна баба спросить пришла бат[юшку] о. Амвросия, поминать ли мужа, он опился на крестинах. Поминать ли? Другая — собирать ли на Иерусалим? Просительное письмо из Иер[усалима] к благотворителям — набрала 15 р. 3-я — жить ли с деверем?
Выйдет ли дочь замуж? Постройку затеваю, будет ли польза? Открыть ли торговлю — кабаки? С переднего крыльца мущины, с заднего женщины. Рассортировка идет. — Монашки и чистые в переднюю. (Слепая из Новосиля.)
————————————————————————————————————
У Амвросия 2 часа. Нищенство это совершенство. — Ищите совершенства, но не удаляйтесь от церкви. В Еванг[елии], в посланиях, соборах и у св[ятых] отцов — откровение. Звезда от звезды отличаются. Как генерал, полковник, поручик, так и там будет (ему кажется, что чины что-то натуральное, с чем можно сравнивать).
И[оанна] Златоуста не видал тот, кто был на небе, — он с Св. Троицой.
Все будут казаться равны, но утешение не одно. Мощи благоухают.
————————————————————————————————————
— одни побили посланных. Амвросий не знал, что о церкви говоря, сказано, если брат твой против тебя согрешит.
Он говорил просто: согрешит. А Ювеналий к слову еклезия прибавляет — верующих. —
Амвросий занят тем чином, к[оторый] он заслуживает, и верит болезненно, бедный.
Рысаков: благоразумный злодей.
Предание о разбойнике, что он услужил Христу, рассказывает, как дело.
«Обряд и для лошадей нужен».
А бедный не заслужит чина — келейники двери на запор и выталкивают.
————————————————————————————————————
[15 июня.] 15[119]. —
Время скоро идет, 8 лет. Богатому скоро. Погляжу, наши господа встанут в обед, запрягай кататься, и пойдет кутерьма до разусвета. А наш брат работает, наложил бы, лошадь не везет. — На солнышко глянешь — нет. — Так каждый час провожаем — скорей бы прошел, а ведь так жизнь провожаем, скоро и помирать.
т) Андреичева — 3.
Буландина — 3.
Чебышевка — 7.
— 18.
Остромки — 10.
Мананки — 10.
[120] Положили 3 лопаты... Зашли да Камень. Не пиши, брехать не станешь.
————————————————————————————————————
[Перемышль.] 16 Июня. С вечера пришли в Перемышль. Игнатий Климыч был градским головой. Седой, толстый бревном, грубый, животный. — Спросили не билеты, а кто вы будете? — Старуха такая же толстая, дочь девица, свидетельство в рамках училищ. Внучка Соничка 3-х лет. Крестится по 10 раз, приговаривая, и целуется в засос. Перины везде. Рассказ о жиде. «Христианин, какого не видал». Гитара подарена исправником. — Рассказ о келейницах. Старуху за 3-х молодых[121]. Был под судом. В тюрьму сажали. — Вчера во дворе пили молоко. В 3 стана ткут. Песни. Грязь, весело. Как оторвалась от дела, так искать в голове.
[По дороге в Калугу.] <17 Июня.> — Сторож церковный и пьяный мужик подает копеечку. — Заблудился, баба бочком едет пахать. А разве я стара? Пили чай. Солдаты водили арестантов. Это наш спокой, — показывая на кандалы. Парикмахер мальчик. Воротнички измокли. Чистяк трактирщик Неднинской. — Читают подписи картин смерти государя. Ни одного замечания. Трактирщик точно студент. Ходит служить по ярманкам. А косить домой. Другой такой же постарше. Мир вам! Рассказывал, что бабы скачут бочком во весь дух.
————————————————————————————————————
Слова гамаза, выдубал, харовина.
————————————————————————————————————
. Иду, лежит сердитый с ковровыми мешками.
— Здраствуй.
— Здр[авствуй]. Откуда? — Откуда кто? — Да детей много ль? — Иди, иди, где-нибудь баб справляй.
————————————————————————————————————
Ни сохи наладить, ни косы. Бог помочь, девушка. — Спаси Христос, дедушка. — Много ль тебе лет, девуш[ка]? — 15. — Давно уже пашешь? — 3-е лето. — Лешит вдоль полоску. —
[Калуга.]
18 Июня. Попы стоят на подворьи. Указали Знаменье. Юнкер проситель указал Григор[ия] Иван[овича], потом догнал, говорит — Иван Тихонов. На крутом берегу, под горой. Лесенка в горе, дом хороший. Кожевенник. В двери 4 продушены. Отворил мальчик 13 лет. Батенька. Не на хорах ли? Провел в горницу, один стол и стулья.
————————————————————————————————————
Образа. Пришел в жилетке, рубаха на выпуск, молодой, рыжеватый, характерный, быстрый. Чего надо? Нельзя ли поговорить? Не о чем говорить. Мы православны. А я нет, так у нас с тобою пря.
————————————————————————————————————
Так прощайте. Пошли, сзади смех. —
К попу. Дьячек навстречу, с косой. — По какому делу? — Женщина: сватьбу венчать! Дьячек рассказал, что отобрали книги. К попу. Старичек рассказал, что началось дело из Петербурга. Донесли. Судебный следователь опечатал книги. — Судили в окружном суде и оправдали. Они говорят: Слово плоть бысть, против причастия. Поп прямо сказал то же, что говорят в Опт[иной] Пустыне, что добрые дела — это пост, хождение в церковь, принятие попов.
————————————————————————————————————
Вчера. Мужик едет сеять, сели на полоску — соха, борона, мешок. Работаешь, работаешь, не разгибаючись, а придешь домой, есть нечего.
————————————————————————————————————
3-го дня. Идем стежкой, мокро. Мальчик плачет. — Дедушка, дай бумажку. — Это книжки. Есть грамотны? Нате. — <Все>: И я! и я! Неправда, вот он. Стали заходить за гору кучей, роем около книжки, зашли. Гогочут опять.
————————————————————————————————————
4-го дня. Читали письмо в обед. Мужика из Киева, после бунта: работы стали. №№ в остроге с 1500 чел. Мы его посещаем каждое воскресенье.
————————————————————————————————————
— Дома нет старика. Пошел к Спасу. Два брата краснорожие, серьезные и добрые. С другими нельзя, а с Иконниковым можно. — Сказал, почему я узнал. — Это негодный попишка нас подвел. Что ж, вера вся одна. Аще не родитесь свыше, не внидете в ц[арство] б[ожие]. Лжеучителей по чем познать? — По плодам. В волчьей одежде. Внешнее очищает, а внутри исполнены скверны. — Говорил свободно и прекрасно. Потом заробел. Не пошел в номер. Обещал приехать в 2.
Извощик не приехал. Ходил в окружный суд. Всё та же канитель. Бедняк украл полушубок. Его в арестанские роты на 3 года и 9 месяцев. Прок[урор] Ланге. Либеральная озабоченная важность. По закону не могу сообщить. Где мне разыскивать какого-то Ив[ана] Тихонова? Вместо Тихонова нашли какого-то другого. Их много под № занесено.
В книжной лавке. Под шатром барыня с дочкой, суют ерунду мужикам. У мужика из Дубен много книг.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Василий Дмитриев горшечник. Попы только для наживы. Они не то, чтобы углубиться, они и писания то не знают. Абросим колдун. Воду болтать. Спор о вечных муках. Косой растрепа, сердечный, нельзя! О земном думаем.
Сын Аверьяна, озлоблен страшно за книги. Они стоили 150 р. — Понимает. Грубый и жестокий.
————————————————————————————————————
Рабочие Юхновские, два пьяных, бушуют. Жандарм вытолкал. У меня дома без хлеба сидят. (Ражий) Другой: дай 12 к. Рядчика упросил, запер в вагон. Кто-то сказал: работать не будут. — Не, не говори. Это работник безответный — а загулял.
————————————————————————————————————
Содержательница везет девок. Женщина их жалеет.
Примечания
762. 1382—3. Шел с Сергеем и Дм[итрием] Фед[оровичем— Толстой 10 июня 1881 г. пошел пешком в Оптину пустынь (монастырь близ г. Козельска Калужской губ.) с своим слугою С. П. Арбузовым и учителем Д. Ф. Виноградовым. Это было второе посещение Толстым Оптиной пустыни (первое в 1877 г. — см. т. 48). Второе посещение пустыни в 1881 г. подробно описано С. П. Арбузовым: «Гр. Л. Н. Толстой. Воспоминания бывшего слуги гр. Л. Н. Толстого, дополнены биографическими данными из других авторов» — «Товарищество типо-литография Владимир Чичерин в Москве», 1904, стр. 65—104. См. также письмо к С. А. Толстой (т. 83, № 170) и письмо к И. С. Тургеневу от 16—27 июня 1881 г. (т. 63, № 55).
763. 1384—5. сидит на донце, — Донец — нижняя часть прялки, служащая для пряхи сиденьем.
764. 13824—26.... бывший старшина. — Толстой со спутниками ночевал с 10 на 11 июня в крайней избе села Селиванова, у бывшего старшины Василия, в сенях на полу, и в четвертом часу утра отправился в дальнейший путь. Эта ночевка, беседы с хозяйкой, матерью Василия, и с ним самим описаны С. П. Арбузовым в его «Воспоминаниях», стр. 72—80. См. также т. 83, № 170.
11 июня. Стр. 139.
765. 1391 — С. П. Арбузов называет знакомого Толстого в Крапивне, у которого путники остановились и отдыхали 11 июня, не Филатовым, а Филатом Васильевичем (стр. 81—82). См. письмо Толстого к С. А. Толстой от 11 июня 1881 г. (т. 83, 170).
766. 1396. На дороге мужик.... останетесь?». — См. «Воспоминания» С. П. Арбузова, стр. 68—69, и письмо к С. А. Толстой от 11 июня 1881 г. (т. 83, № 170).
767. 1398—10. Другой... за крестьян». — Запись относится к разговору о крепостном праве и помещиках с встречным крестьянином, с которым Толстой отдыхал в березняке за Головеньками 10 июня («Воспоминания» С. П. Арбузова, стр. 69—70).
12 июня. Стр. 139.
768. 13911—12, — См. описание стоянки и ночевки с 11 на 12 июня у старшины в «Воспоминаниях» С. П. Арбузова, стр. 82—86.
769. 13920. 5 сынов, — Пять сыновей старшины Назара Васильева.
13 июня. —140.
770. 13931—38. Дедушка подошел.... Лошадь поминать. — См. «Воспоминания» Арбузова, стр. 86.
771. 1405—9. В Рождестве баба вдова Амелфа Тимофеевна... И замуж нейду. — Рождество, село по пути в Оптину пустынь. Очевидно, «баба-вдова» в селе Рождестве, где останавливался Толстой, напомнила ему былинный образ вдовы Амелфы или Мамелфы Тимофеевны.
772. 14011—16. К мельнице.... Плешивый, длинный. — Этот случай ночного чаепития и ночевки у вдовы Онуфриевны описывает Арбузов в своих «Воспоминаниях», стр. 86—87.
773. 14015. «Брегаете, — Брегать — причаливать, в смысле приглашения войти.
14 июня. Стр. 140—142.
774. 14018—29. Мужик Мананской.... Вл[адимир] Ак[имович] довозил — «Пройдя верст двадцать, — пишет в своих «Воспоминаниях» С. П. Арбузов, — мы пришли в село Монаки и прямо к священнику Владимиру Акимовичу, который раньше был учителем в Ясной Поляне...» После отдыха Владимир Акимович «запряг в телегу пару лошадей и предложил Льву Николаевичу довезти его до Белева, отчего граф не отказался» (стр. 89—90).
775. 14031. Батюшка Пимен. — Один из старцев Оптиной пустыни. Толстой виделся с ним в свое первое посещение монастыря (Б, II, стр. 122, 184).
776. 14036—14121. Чай в трактире.... Струн не ладь. — Запись разговоров и народных выражений, которые Толстой слышал в трактире в Белеве и по пути из Белева до Оптиной пустыни.
777. 14120. Измигуливай, — Отлынивай от работы.
778. 14120. Хоровина, — Тощая скотина.
779. 14125—1424. Пришли в гостиницу.... Дурная ночь. — Об этом подробнее см. в «Воспоминаниях» Арбузова, стр. 90—91.
15 июня. Стр. 142—145.
780. 1426. Пошел ходить. — Арбузов пишет: «На другой день мы встали часов в десять, напились чаю. Я пошел к обедне, а граф посмотреть, как монахи косят, пашут и как занимаются ремеслом. Одет он был в кафтан и лапти» (стр. 91).
781. 1428. к Амвросию — Амвросий (Александр Михайлович Гренков, 1812—1891), старец Оптиной пустыни. Послужил прототипом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
782. 14218—23. В лавке образки.... Насл[ал] Бог. — См. «Воспоминания» Арбузова, стр. 91.
783. 14235. Александр Ник[олаевич], — Александр II (1818—1881).
784. 14316. К Ювеналию. — Ювеналий (Иван Андреевич Половцев, 1826—1904) — настоятель Оптиной пустыни. Учился в Михайловской артиллерийской академии. Впоследствии архиепископ литовский и виленский.
785. 14325. Дома всё переменилось.... ваше сиятельство. — С. А. Толстая в своей статье «Четыре посещения гр. Льва Николаевича Толстого монастыря Оптина пустынь» рассказывает, что Толстого в Оптиной пустыни узнал один из монахов, бывший крестьянин Ясной Поляны, и всем открыл действительное имя и звание Толстого. Об этом же пишет Арбузов в своих «Воспоминаниях», стр. 92.
786. 14416 — Николай Иванович Рысаков (1862—1881), студент Горного института, народоволец. Бросил первый разрывной снаряд под карету Александра II. На следственных допросах дал подробные показания о своих товарищах по революционной работе, что побудило, повидимому, Амвросия назвать его злодеем «благоразумным».
787. 14431—36. Андреичева.... Монанки — 10. — Названия деревень на обратном пути из Оптиной пустыни на Калугу и расстояние между ними.
16 июня. Стр. 145.
788. 1455. Перемышль. — Город в 30 километрах от Оптиной пустыни.
789. 14526. гамаза— Непоседа, крикун.
790. 14537. В Калуге.... Туда идите. — В Калугу Толстой с Арбузовым пришли 18 июня, когда, повидимому, и сделана запись. С. П. Арбузов о пребывании в Калуге пишет: «До Калуги дошли благополучно, а там зашли в простую гостиницу и поместились внизу; в хорошие номера нас наверху не пустили по нашему костюму. Здесь мы отдыхали четыре часа» (стр. 100—101).
18 июня. Стр. 146—147.
791. 1461—21 — Записи о пребывании в Калуге 18 июня, о посещении сектантов и о возбужденном против них властями судебном деле. См. прим. 795.
792. 14636—1474. Иконникову.... Обещал приехать в 2. — Аверьян (Валериан) Семенович Иконников — сектант, у которого Толстой был в Калуге.
793. 1475—7. Ходил в окружной суд.... 3 года и 9 месяцев. — О посещении Толстым Калужского окружного суда никаких других материалов не сохранилось.
794. 14714—15. Купил Экартсгаузена. — Карл Эккартсгаузен (1752—1803), писатель-мистик. В яснополянской библиотеке книг Эккартсгаузена не сохранилось.
795. 14721—22. Сын Аверьяна.... Грубый и жестокий. — Сын А. С. Иконникова. Как видно из дневниковых записей от 18 июня, дело сектантов в Калуге, о котором Толстой ходил справляться в окружной суд, заключалось в отобрании у них при обыске книг.
796. 14724—30 — Описание отъезда Толстого из Калуги и его поездки от Калуги до Тулы в вагоне третьего класса см. в «Воспоминаниях» С. П. Арбузова, стр. 101—104.
Сноски