Записная книжка № 2, 1890 г.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1890 г.]

[ЗАПИСИ С ФЕВРАЛЯ ПО ДЕКАБРЬ 1890 г.]

[177][17 февраля.] Глодосы Ст. Новоукраин[ская] Юго-зап. ж. д.

————————————————————————————————————

К комед[ии]. Время идет [?] ждешь....

Костюм с [2—3 стерлось]

————————————————————————————————————

Плачет с Матр. [?]

————————————————————————————————————

К Кон[евской]. Уйдите, уйдите. Потом он подошел, видит, она постояла и вдруг побежала.

————————————————————————————————————

23 Ф. Самоубийство — это нарочно проснуться от кошмара.[178]

————————————————————————————————————

Претерпевый до конца тот спасен будет.

————————————————————————————————————

Почему матерьялисты думают, что они отрицают бессмертие и вечные сущност[и]?

Материя и энергия обе во мне в каком-то соединении, составляющем единое (форма).[179]Всё объяснит, но не организм. Отчего? Зачем?

————————————————————————————————————

[27?28? февраля.] Сосенских двор[ов] от Казармы влево — 3 в[ерсты] до Красн[ого] Клина, 3 в. Косынь, Овсян[никово] 4 в. Овс[янниково] — Мошенское [?], Ник[ола] — Гостунь. — Петровское.

4 М. Сер[ежа] говорит: быть занятым. Да, но отчего ж не быть занят[ым] тем, что мне нужно.[180]

Поправить жизнь монастырск[ую], сделать из нее христианскую можно двумя способами: 1) тем, чтоб запретить им брать деньги от чужих, а жить одним своим трудом, 2) тем, чтобы запретить все внешние обряды, обедни, церкви и всё, с ними связанное. —

Одно держит другое, как две доски шалашиком.[181]

————————————————————————————————————

5 М. Люди сделали из Хр[иста] Бога не спасающего и потому совсем не нужного для примера. Надо разделать его. —[182]

————————————————————————————————————

Позитивисты и др[угие] верят в того же Христа, в ту же истину, только не во всю и под друг[им] именем.[183]

Читал дневн[ик] Т[ани] и полюбил ее — заглянул в ее слабую метущуюся душу. Она пишет: право, я не дурная. Так надо любить всех. За них говорит то, что и сказала о себе.[184]8 М.

9. Одни видят поступки в положении, другие видят само положение.

————————————————————————————————————

Декабристы страдают от зла людей против них.[185]

————————————————————————————————————

Послесловие: к холостым и женатым.

————————————————————————————————————

Черт[ков]у написать о Ми Ти — утилитаризм и опровержение Мендз[е].

————————————————————————————————————

11 Марта. Два типа: один нуждается, просит, п[отому] ч[то] критически относится к положениям, другой, избрав положение нечистое — всегда спокоен и прав.[186]

————————————————————————————————————

12 М. Жизнь вечная есть, но не такая, какую мы можем — как эту, видеть, слышать и осязать — чувством этого тела.[187]

13 М. Если не любишь своего животного, похоть, то будешь искать и радоваться всякому лишению, если не любишь славы людской, будешь искать и радоваться всякому унижению, если не любишь ненависти, мести, будешь радоваться всякому проявлению нелюбви, при к[оторой] только ты можешь показать истинную любовь — любовь к ненавидящ[им].[188]

————————————————————————————————————

Каждый челов[ек] — алмаз, кот[орый] может очистить и не очистить себя. В той мере, в к[оторой] он очищен, через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очища[ть] себя.[189] —

————————————————————————————————————

Да, не бояться ни лишений, ни срама, ни ненависти.[190] —

14 М. Злоба к одному человеку заражает сердце точно так же, как злоба ко всему миру. И Нерон, сжигающий Рим, и Калигу[ла], желавший, чтоб у всего мира б[ыла] одна голова, чтобы отрубить, не больше зол, чем муж, сердящийся на свою жену за то, что суп не хорош.[191]

16 Марта. Письмо Новоселову о том, что надо выучиться нести худую славу.[192] —

Предисловие Алексееву.

————————————————————————————————————

G[aston] B[oissier] пишет, что христ[ианство] сначала был[о] строго, а потом подделалось к госуд[арству]. Это значит только: сначала был[о], а потом перестало быть.[193] —

————————————————————————————————————

.

[21 марта.] Журавову место на будке. —

Колечке дописать. 22 М.

Гриб[овскому]. Долгов[у].

————————————————————————————————————

27 [марта.] Никогда не бывает в сознании полного довольст[ва], спокойствия. Чего-то всё не дохватывает, не достает. —

Вспоминаешь: это что я сделал то-то дурное. Да, но и еще что-то. И стыдно, и неловко, и чего-то хочется — это-то и есть сознание жизни. —[194]

Недовольство либералов на христ[ианскую] деятельность, это недовольство людей на пахарей, к[оторые] взрывают землю, портя траву. — Не видят и не верят в зерно — хлеб, более нужный, чем трава.[195]

————————————————————————————————————

К посл[есловию] К[рейцеровой] С[онаты]. — Стремлен[ие] выдти замуж — от это[го] выход за развратников.

————————————————————————————————————

28 [марта.] И для этой и для всей жизни нужно только одно — любовь. — Любовь, т. е. стремление, прямо противуположное животному стремлению эгоистичному, и есть то, что вселилось в животное и не может умереть с ним.[196]

————————————————————————————————————

2-го Ап. Помни, что от тебя ничего не нужно, кроме употребл[ения] твоих сил.

Как? Покажи мгновен[но] любовь. А не рассудок.[197]

4 Апр.

Как не может быть христ[ианского] богослуже[ния] [1 неразобр.] христ[ианских] отцов и учи[телей].[198] (К Ф[ридрихсу?]).

————————————————————————————————————

По христиан[ски] я разумею... не креще[ние].

————————————————————————————————————

Говорят о свободе. Свобода только на почве целомудрия.

7 А. С точки зрения не христианина, но христ[ианского] учения.

————————————————————————————————————

Христиан не бывает повальны[х]. Даже один не всегда христианин.

————————————————————————————————————

Хилк[ову]. Иллюстрация того, что не нужно делать, ложь. Пишу одно, что занимает. —

Кол[ечке]. Как не любить? Люблю, и так люблю, и по хр[истиански]. Ведь я последн[ее] время этим только живу. Et je m’en trouve très bien.[199] Я молюсь и делаю, насколько могу. Так что мне рассужд[ать] о волк[ах]? Одно нужно — примирить — любовь. —

И обличенья по любви не только не боюсь, но ищу. Тоже и Ч[ертков].

————————————————————————————————————

Христианского учреждения жизни не может быть, п[отому] ч[то] оно дает то, что заменяет все учреждения. И потому учреждайте жизнь, но знайте, что эти учреждения не имеют ничего общего с христианств[ом], не называйте эти учреждения христ[ианскими], не скрывайте этим идеал[а] Христа. Это же смешение[?] есть главное зло, и борьба против него есть главная зада[ча] христиан. —

Учреждайте бордел[и], учреждайте [?] и браки, учреждения [?] плоти, но знайте, что как не может быть христ[ианский] борд[ель], не могут б[ыть] и христ[ианские] браки.

————————————————————————————————————

Но представим себе хр[истианского] учителя. У него спрашивает юноша, что мне делать? Одно. Целомудрие. Но я не могу. Это твое дело, что ты можешь и не можешь. От этого идеал один.

Спрашивает женат[ый] — опять то же.

Но у нас дет[и], мы связаны, воспитание. [1 стерлось] их, и я не могу. Это дело твоей жизни, теперь определилось твое [1 неразобр.]. Но я не могу быть целом[удрен]. Это твое дело. Ты развратил и ты и просвети ее. Идеал оста[ется] тот же.

————————————————————————————————————

Языческое учреж[дение] любовного брака я не могу советовать тебе, это одинаково грех[у] быть в похоти[?]. Но если от блуда перейдешь к браку, я не скажу: ты ближе к целомудрию (и то не скажу, я не знаю).

————————————————————————————————————

Напустить дым нехорошо, тоже — напустить мрачность.[200]

Черткову: мне самому и больше других нуж[но], что я писал. Через меня проходит. И я часто ошибаясь думаю, что Он во мне — горжусь.

————————————————————————————————————

Лизунова дело о корове.

Васильев Пироговской крестьянин о мельнице.[201]

————————————————————————————————————

9 А. О богат[стве]

О стихах

О Сахатове

————————————————————————————————————

Социалисты хотят увеличить пирог, чтобы всем досталось, да ведь потребности тех, к[оторые] у пирога, без конца. Как тепло уходит в трубу. Надо устроить тягу вниз. Верхние из пиро[га] [2—3 стерлось] делают, чтоб дать другим. И всякое увеличение силы — всякое покорение природы дает ни[жним?] больш[ую] сил[у] [1 стерлось] давать. А когда [?] к нижним доберется, так рвут, кричат [?]: «Никому не доставай[ся], коли не мне».

————————————————————————————————————

Но всем будет выгоднее [2 стерлось]. Да я не хочу, чтобы мне б[ыло] как всем. Я хочу лучше. Я уж привык к тому, что лучше.[202]

Труба виновата. Трубу срезать. Всё то же.[203]

Земский агент Боровков просит скорей дело.

Целый спор детерминист[ов]. Одни говорят о скорлупе, а другие о желтке.[204]

————————————————————————————————————

Выгода, что выходят даровитые ученые: [205] Есть выгода всего. Но этого не докажешь. [2 стерлось.] Служить руководством только нравственны[м].

К послесловию.

Лишая себя единств[енного] [овых] сн[ошений] — детей и связанной с н[ими] определен[ной] деят[ельности].

————————————————————————————————————

Орлов говорит: я верю, как мужик, но то, что он гов[орит] это, показ[ывает], ч[то] он верит не как мужик. Мужик говорит: я верю, как архиерей.[206]

[12? апреля.] Вино веселит сердце. Из писан[ия] берут, что глупо и безнр[авственно], а не наоборот.

————————————————————————————————————

Пить вино, курить это зажмуриваться.

Но веселье. Не веселье, а не стыд[но], не совестно, не мучительно. А хашиш, опиум это осуществл[ять] в вообр[ажении] похоти, невозм[ожные] в действ[ительности], в вообр[ажении].

————————————————————————————————————

Попову и Озмидову.

————————————————————————————————————

Дети мрут и т. п.

————————————————————————————————————

Замеча[] Возражение на то, что многие не пьют и не курят, но не лучш[ие], это худш[ие], у к[оторых] и голо[са] [?] нет — дети, животн[ые].

————————————————————————————————————

Едет в море и компас затемняет. Ложное рассуждение это передвигает стрелку.

Как ни смотри на человека, он два. Один делает, другой показывает, хорошо ли, дурно, и человек тем больше человек, чем яснее, определеннее показывает. —

————————————————————————————————————

Диким привозят не водку и табак, а недовольство своим положением. — Курильщ[ики] опиума и хашиша не наслажден[ие] получают, а спасают[ся] от тоски неосуществимых желаний.

————————————————————————————————————

Прошение в Мир[овой] съез[д] Генна[дия] на Резунов[а].

17 Апр. — и в мирской и в бож[еской] есть радость и печали — только другая жизнь.[207]

————————————————————————————————————

Всё искусство жизни — различать в себе божеское от человеческого, в 1-м быть непоколеб[имым], во 2-м уступать.[208]

К комед[ии]. Португалец родился. — Петрищев один, каламбурит. Сахатов: когда я б[ыл] товарищем.

Иван Захар[ович] Болванов —

————————————————————————————————————

Человек, как и всё живое, подчиняется закону борьбы за сущ[ествование], человек, как разумное, любящее, как божеств[енное] существо, подчиняется закону любви, обратному борьбе. То же и в половом.[209]

————————————————————————————————————

Это всё хорошо, но нужно руководство. Как? —

————————————————————————————————————

22 А. К курению. Лечение только духовное: ясно понять.

25 Апр. К Фридрихс[овой] пов[ести]. Хочу я или не хочу? Не хочу, вижу весь ужас. И вдруг она — красный платок, и всё забыто. Кто хочет, кто не хочет.[211]

————————————————————————————————————

Цель любви — не любить самому, а устанавливать любовь, так что своя любовь включена в это.[212]

————————————————————————————————————

29 Апр. К Посл[есловию]. Не делать того-то и того-то. Если же пал или пала, то знать, что искупления этого греха нет иного, как развязать, т. е. перестать, и дети.[213]

Васильев о мельнице. — Успенский адвокат. —

3 Мая. К пьянству. Человеку нужно разрешить нечто, чтобы идти вперед. Надо просветление. И вот просветление затемняется вином, табаком.[215]

————————————————————————————————————

Упирается в то же затруднение и не разреша[ет].[216]

3 М. Единственное, во что можно и должно верить, это в то, что добро — добро, что его можно и должно делать без награды.[218] —

К Богу нужно обращение, как к личности, когда сам болезненно чувствуешь себя личностью: «Прости, помоги».[219]

————————————————————————————————————

5 М. К послесл[овию]. Я думал, что это ступень, на к[оторую] вступает человечество. Последствия — громадн[ы].

————————————————————————————————————

На мужиков расставлены паутины: молиться, покупать, продавать, защищаться, учиться, судиться. Везде влопался.

————————————————————————————————————

К Ком[едии]. С приложен[ием] достоинства марки.

————————————————————————————————————

6 Маяучредить анархию. Contradictio in adjecto.[220] Люди, готовые нравственно к анархии, сами выходят в нее. Не устанавливать надо анархию, а приготовливать людей к ней.[221]

————————————————————————————————————

NB. Один из главных признаков пьющих и курящих — это нравственная неподвижность. А не подвигаться вперед, значит идти назад.

— просит[ся] на поруки.

8 Мая. К пьянству. Курить, мечтать, пить — веселиться — эгоизм обрывающийся. — Пища дает труд.Пол[овое] общ[ение] дичь. — Искусство да[ет?]..

10 Мая. Чувственно[сть] вкусовых ощущенийпитья, куренья, , орехов, семячек.

10 Мая. При чтении еврейской этики. Ужасная этика наше[го] мира, не поняв христианской, только теперь доходит до еврейской.

————————————————————————————————————

О гигиене объядения.

Бунге говорит, что вино не дает сил, но скрывает чувство усталости — кнут.

————————————————————————————————————

Viele Leute hören mit dem Denken da auf, wo das Denken anfängt ihnen Schwi[e]rig[k].[222]

————————————————————————————————————

11 Мая. Мне говорят: ты не знаешь истинного влюбленья — Данте и Беатриса, п[отому] ч[то] ты говоришь, что в основе влюбленья плотское чувство. Но это можно бы сказать, если бы я высказал признаки непонимания влюбления. Я же понимаю его вполне, понимаю, главное, то, что оно старательно скрывает всё плотское. И потому естественнее возражающему признать то, что он не умеет анализировать своего чувства.

————————————————————————————————————

12 Мая. (К пьянству.) Одурманиванье газетами.

Вчера разговор с Сер[ежей] об обеспечении. О[н]. «Нельзя». Я. О[н]. Но вот вы все сыты. Я. Да ведь это-то и сказано. Птицы не жнут и т. д. — Идеал — служение Б[огу], исключающее заботу о браке и заботу о пище.

Это надо очень разработать.[223]

Без Бога, то Б[ог], —[224]

Доказательства Давыдову.

Написать повесть всё людей дурных, таких же, как я. Не хороших, каким я хочу, чтоб меня считали, и не дурных, которые не имеют со мной ничего общего.[225]

————————————————————————————————————

Эгоизм пит[ья] и кур[енья]. Особенно куренья.

————————————————————————————————————

Одно доброе дело — то, к[оторое] имеет целью служение Б[огу].[226]

————————————————————————————————————

Увы! Все добрые дела, к[оторые] они делают по предписанию старцев, не добрые дела. Добрые дела, чтобы быть таковыми, должны быть spontaneo[us].[227]

————————————————————————————————————

— You can not do good or evil to others without doing good or evil to yourself. And the reverse: you can not do good or evil to yourself without doing it to others.[228]

19 Мая. Сладкое есть — ничего. Сладкое слушать — ничего. Нет, одинаково вредно.[229]

22 М. То, что мы называем жизнью, земной жизнью, есть только должность, теперешняя форма и служения и роста, — и относится к жизни всей так же, как одно из исполнений обязанности слуги относится ко всей его жизни. И что мне за дело, что те, с кем я служу теперь, будут недовольны мной, если только хозяин б[удет] доволен.[230]

23 М. Какую страшную силу и плодотворность имела бы наша деятельность добрая, если бы мы не заботились о том, как она выразится для людей. Ничто так не парализирует, не ослабляет деятельность, как забота о том, какие будут ее последствия.[231] —

25 М— всё это не для Бога. Для Бога есть полное и неполное. — Чтобы быть с Б[огом], ничего не нужно делать большого, а то, что сейчас делаешь — делать вполне. Если веришь в Бога, то будешь верить в жизнь настоящего, будешь доделывать дела настоящего до конца, до возможного совершенства.[232]

————————————————————————————————————

Наибольшее сближение с Б[огом] это наибольшее сосредоточение в настоящем.[233]

————————————————————————————————————

Пристав не взыскивает с мещанина, Иван Назаров, Николая Соколова — исполнит[ельный] лист 60 р[ублей]. — Судья Казарин.

————————————————————————————————————

3 И[юня]. Насчет табаку сделалось ужасающее по эгоизм[у].

————————————————————————————————————

6 И[юня]. Мне люди мешают!

————————————————————————————————————

О борьб[е: ] Переживает 1) сильнейший, 2) fittest, удобнейш[ей], а 3) лучший нравствен[но]. Скачок fittest есть [1 стерлось] сильнейший.[235]

7И. У Белами не объяснено, как сделать [236]

————————————————————————————————————

Выгода будет в том, чтоб убить плохих.[237]

————————————————————————————————————

11 Июня. К Отц[у] Серг[ию]. Сам[ый] святой так[ой] же чорт, как и сам[ый] грешный, к[оторому] он и [1 неразобр.].

Надо, чтобы б[ыл] не сам, а Бог в тебе....[239]

. Молод[ые] люди надеются найти в этом мире осуществление идеала. А надо его [?] делать.[240]

24 И. По случаю «Без догмата», славянского толкования любви к женщине, думал; хорошо бы написать историю чистой любви, не могущей перейти в чувственную. L'amour veritable est le plus [] moyen d'[стерлось] l'amour charnel.[241]

Еще: Надо бы написать книгу ЖРАНЬЕ, Валтасаров пир неугасаемый, одно занятие, чтобы человек думал, что он занимается важными предметами государственными, научными, а он только жрет. Жранье архиреев, жранье обедов.[242] —

25 И1—2 неразобр.] женщины.[243]

————————————————————————————————————

NВ. Главное заблуждение людей управляющих, заведывающих чем-либо, это то, что они это делают. Всё равно как человек стоял бы, вертелся около дерева и воображал, что он помогает ему расти. Он только посадил, а то идет само собой.[244]

Лежал и думал: на что мне природа? Ее красота? Когда-то радовала; теперь не нужно. — Есть другое, что радует. То, что радует, теперь для высших существ то же, что для меня красота. Красота нужна была и нужна теперь для оплодотворения, для питания, для дерев, для животных, для людей, детей, но для меня, старика, она лишена — прошедшее.[245]

————————————————————————————————————

30 Ию. Катерина умирает — событие ничтожное с точки зр[ения] покоса. Покос убрали — событие ничтожное с точки зр[ения] умершей Катерины.[246]

————————————————————————————————————

Добрейший, нежнейший человек жрет, с... и ждет, что все ему будут готовить и чистить.[247]

————————————————————————————————————

1 Июля. Готовиться к болезням, лишениям, страданиям, унижениям, ненависти людей. Придите ко мне все тружд[ающиеся].[248]

————————————————————————————————————

[5 июля]. 6 И. Чтобы б[ыло] вполне свежо с людьми снова. И остави нам д[олги] н[аши] т[ак], к[ак] и м[ы] о[ставляем] д[олжникам] н[ашим].[249]

————————————————————————————————————

Стр[ахов] говорит, что всякая мысль имеет воздействие только снова, а потом притупляется.[250]

————————————————————————————————————

Дети ложатся спать, а няне велят играть. — Так же и православные ложатся спать, а попам велят молиться.[251]

7 И. Просить Давыдова о Боровкове, Страхов[ом] агенте.

10 Июля. Нет градаций в переходе от добра к злу. А когда цвет распустился, трудно понять, каков он б[ыл][252] ....

————————————————————————————————————

Хвастун остр[як] [?] — неправда. — Для людей-то ничего, для Б[ога] — неправда.

Говорят: надо любить, чтобы сделать то-то и то-то. Неправда: Надо избавляться от соблазнов и тогда будешь любить.[253]

————————————————————————————————————

Балу пишет следующ[ее]: Люди такие живы и теперь.

————————————————————————————————————

4 молитвы: 1) От[че] н[аш] — любовь. 2) Возьми крест свой на каждый де[нь]. 3) Не моя воля да будет, но Твоя. 4) Не творите милостыню перед людьми. 5) И если вы не остав[ите], не оставит вам и Го[сподь].[254] — Сначала

20 И. Развр[ащенные] жизн[ью] родители и в дет[ях] требуют нравстве[нности].[255]

————————————————————————————————————

Плачутся люди, что в них нет любви. Всё равно, как плачется человек, что нет воды в дырявом ведре.[256]

————————————————————————————————————

24 И. Заботы о любви подобны заботам человека о свете, загородивши собою окно. Только уничтожь, уменьши соблазн своей личности: похоти, тщеславия, и будет свет — любовь.[257]

————————————————————————————————————

Думал о своих дневниках.... Как трудно положиться на Б[ога], установить связь с ним. Опять для этого только нужно отрубить подпорки, тогда сядешь на землю, перестать держать[ся] за край дыры.[258]

————————————————————————————————————

26— faire du style à propos de Dieu.[259]

————————————————————————————————————

Люди, имеющие наибольший успех в жизни — те, к[оторые] не стыдятся с торжеств[енной] важностью делать самые большие глупости — брызгать на пузо в клинике.[260]

————————————————————————————————————

Любовь есть стремление сознавать другие сущ[ества], как себя. Сознает другие — все — сущ[ества], как себя, — Бог. Стало быть, любовь не есть Бог, как сказал Иоанн, а стремление к тому, чтобы стать, как Бог. Мешает осуществлению стремления сознание исключительное себя — заслоняет. Отрешение от себя уничтожает личность — смерть. И с другой стороны, смер[ть], уничтожая личность, дает отрешение от себя.[261]

Не в полном разуме, просит на поруки.

————————————————————————————————————

Написать Новоселову.

————————————————————————————————————

27 Ил.

30 И

————————————————————————————————————

Рассуждение, где замешивает[ся] сам.

————————————————————————————————————

Недовольство собой.[263]

————————————————————————————————————

То не молитва, если не прилага[ешь].[264]

————————————————————————————————————

31 Ил. Ну, а как же не искать подругу по сердцу? —

— — —[265]

————————————————————————————————————

Сила тела нужна, чтобы сжигать ее для духа.[266]

————————————————————————————————————

Быть таким, каким меня видела Аннен[кова].

————————————————————————————————————

3 А. Отчего, когда говорят о министрах и т. п., ты не вступаешься и считаешь разговор этот себе чуждым, а вступаешься, когда говорит[ся] о брани [?] О[тца] Иоан[на]. — Они до тебя также мало. Если они христиане, то я язычник.[268]

————————————————————————————————————

4 А. К О[тцу] С[ергию].[269] Она говорит какую-то нелепость — кто она. И он верит, п[отому] ч[то] она красота.

————————————————————————————————————

Она ушла, он не видит подвига в себе, а только стыд, что он поддался.

После она идет в монаст[ырь].

————————————————————————————————————

7 А. Твоя воля, но не моя... в том, что будет после смерти.[270]

————————————————————————————————————

И теперь мы ждем будущего. Что ж бы было, если бы оно б[ыло] открыто нам. Если оно ужасно, мы бы страдали, если оно прекрас[но], мы бы не жи[ли], торопились. Если его нет, мы бы лучше всего жили.[271]

————————————————————————————————————

Простит Отец, если ты простишь, т. е. любовь ко всем победит все препятствия противных [?] соблазнов.[272]

————————————————————————————————————

.

10 Авг. Доказательство того, что любовь есть сама жизнь и что если освободиться от соблазнов, то любовь забьет ключом, в том, что, когда мысленно освободишься от соблазнов — и придешь в состояние любви, то в воображении прощаешь и любишь одинаково, без малейшей разницы, лютейшего врага и немного неприятного человека.[273]

————————————————————————————————————

К О[тцу] С[ергию]. Счастье человека, потерявшего всё и не могущего опереться ни на что, кроме Бога. Он узнал впервые эту опору и твердость ее.[274] —

————————————————————————————————————

Серегин из Харина. Снята земля. От 6 до 7 ч[етвертей] дает 4 р[аза] .

————————————————————————————————————

12 Авг.

Как нельзя проявлять, выпускать любовь. Она должна сама идти.[275]

————————————————————————————————————

В затворе.

Рожи на него смотрят, это черти — пухлые.[276]

Крейц[ерова] сона[та]. Посылку.

Листки. Книжки.

— Кавк[азскому] офиц[еру] написать, что толкование Ева[нгелия] отец считает совсем ложны[м] во всех отношен[иях] и написал об этом книгу.

13. Aimer c'est comprendre, comprendre c'est pardonner, pardonner c'est aimer.[277]

————————————————————————————————————

Поправле[ние] к юродству. Юродство не нужно бы б[ыло], если бы мы не жили одним тщеславием. Теперь надо палку перегибать в другую сторону.[278]

————————————————————————————————————

14.

————————————————————————————————————

Не говори: я жалею. Это ложь, если ты не любишь, Воздержись от сношений. Мало ли таких заблудш[и]х.[280]

————————————————————————————————————

Забывать [о] себе в деле — паха[ть], косить, писать. — Также забыть себя в деле божьем всей жизни. Тем более, что дело делать радостно — любить. Я понял это хоть в мы[слях].[281]

В Пришне девушки приговорены по 11/2 25 Авгус.

1) В[асилию] И[вановичу]. 2) Ге. 3) Wilson. 4) Амер[иканц]у. 5) Ч[ерткову].

17 Авг. Почти во сне видел: Отчего мы так рады обвинять и так злобно несправедливо обвиняем. Оттого, что обвинение других снимает с нас ответствен[ность].

————————————————————————————————————

18 Авг. К О[тцу] С[ергию]. Адвокат хлюпает носом от холода.[283]

————————————————————————————————————

19. надо помнить свои мечты подарка засеки. В воде похоть.[284]

19. Виноват — понятие дикости. Это только оправдание злобы или указание пути к исправлению, к благу. Разрешение вопроса детерминизма и свободы в том, что жизнь есть не что иное, как направление волн движения к покорени[ю] животного. Деятельность жизни есть улучшение, движение к благу. Самому надо не винить себя, а двигаться, и на другого действовать также, а не винить. (Не винить надо, а видеть свое зло.)[285]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Церковь — учреждение для скрытия христианства. Троица — и Троицу не знают.[287]

————————————————————————————————————

Люди добрые, попадая в ловушку, вносят добро, [] церкви — (Тихон).[288]

————————————————————————————————————

Делать добро матер[ьяльно] люд[ям] всё равно, что детям сласти.[289]22 А. Где нет нужды — воздерживаться от суждения о людях.[290]

————————————————————————————————————

23. Забота о себе, это покража у хозяина принадлежащ[его] ему времени. Как приказчик завел свое именьице и перегоняет туда скот, бревна и т. п.[291]

Написать то, во что мы веруем, во что и все, и во что мы не веруем.[292]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

24. Нет зла. Как нет черного. Только тени от умственного отдаления. — Зло представляется только во времени.[294]

Весною в ремонтные рабочие Журавов на ст. Козлов[ка].

26. Как гаммы упражнять, так надо упражняться в влезании в чужую душу. — Деликатность прирожденная — есть любовь. — Упражняют обратн[ое] — тупость.[295]—

————————————————————————————————————

Осуждение с остроумием — это под соусом труп. Что перевесит. Без соуса перевесит отвращение.[296]————————————————————————————————————

Чернь. Раевская волость, сельцо Троекурово.

[297]28. Вер[очке?] — ч[то?] о[чень?] хор[ошо?].

Леве, ч[то] н[адо]. Всем: отдел[ена] область, где можно быть жестоким.[298]

————————————————————————————————————

28. Добрые стремлен[ия] чаще всего уходят негодованием, злост[ью], тщеславием, болтовней. Надо не да[вать] этого исхода, и тогда они будут плодотворны.[299]

30. Материя есть предел, признак неправильности деятельности духа.[300]

Следы вне дороги. Делать дорогу там, где следы — это работа матерьялистов либер[алов] и др. —

Мальчика послать в Казначеевку.

————————————————————————————————————

Дело о крестьянках Пришни — ни ограды, ни канавы — нет.

————————————————————————————————————

Иконский мужик убил жену, просит возвратить. —

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

3 Сент. Мой грех это дети. Они видны. Не надо бы мне скрывать [1 стерлось1 загрязнено] пользоваться своей ошибкой [?], н[а]п[ример], я, сердивший[ся] [на] детей, жену, что мне не дают жить, как я хочу, я сам их сделал — это мои грехи.[301]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

1 неразобр.]

————————————————————————————————————

Ефремовск[ого] у[езда], Яблоновой, села Медведок, Никита Никаноров[ич] Пешнев [обви]няется за покражу муки.

————————————————————————————————————

отпустить.

————————————————————————————————————

9 сент. [1 стерлось

————————————————————————————————————

Нам представляется, что высшая степень добродетели это высшая степень напряжен[ности] или радости. Напротив, это высшая степень легкости и не радости, не восторга, а спокойствия.[303]

Маковский Московск[ой] вол. Крап[ивенского] уезда, желает [?] иметь метрич[еское] свидете[льство].

10 С. Содейство[вать] установлению] Ц[арства] Б[ожия] и [] как вода [1 неразобр.] куда ход есть, туда идти.[304] —

————————————————————————————————————

12. Дойти надо до скотов сознательно, потом до муравьев — (государство) и до человека[306]....

13. — Награды не может быть п[отому], ч[то] нет перерыва времени [для] расчета.[307]

————————————————————————————————————

14. Coleridge. Мотивы эти признаки слабости внутр[енней] жизни.[308]

————————————————————————————————————

18. 1) Не могу, 2) не хочу, 3) хочу.[309]

————————————————————————————————————

Церковь соедин[ена] с государств[ом], но не христианство. — Церкви спорят, кому управлять — хоть бы Болгарией. В Англии, что король, то и все.

————————————————————————————————————

19. В области движенья — Бог помогает, стареешься.

Если живешь истинной жизнью, то старость всегда придвигает к цели.[310]

————————————————————————————————————

21. Насколько духовн[ая] жизнь развита, настолько ослабевает животная.[311]

— возможнос[ти].[312]

————————————————————————————————————

22. Вся разница от того, что у кого на верстаке.[313]

————————————————————————————————————

На пчельнике сломан[ная] осина, слега. Две липы ободран[ные] — на дорожке к пчель[нику].

————————————————————————————————————

Broglie. Prêt à employer la violence pour servir (!) la religion, jamais pour la dominer[314] (280).

Прогонные деньги эпископам, и все слетелись.[315]

287. Mais bien que le service militair[e] ne fut jama[is] interdit aux chrétiens, un préjugé assez naturel contre une profession meurtrière[316] les [—3 неразобр.]

————————————————————————————————————

Б[ыло] христианское влияние на языческое и обратное. И то, что не б[ыло] закреплено, то двигалось, т. е. б[ыло] [1 неразобр.] христ[ианством] (движение[м] к идеалу). То же, что закреплялось ил[и] утвердительно, или молчаливы[м] согласием, то переставало быть христианским.[317]

————————————————————————————————————

28 Сент. Главное несчастье церковников это их наивная уверенность в том, что они христиане, и что вся история только затем и шла, чтобы образовать их безбожную дьявольскую секту, к[оторую] они называют христианством.[318]

————————————————————————————————————

Никейск[ий] символ подписан под влиянием угрозы (44).[319]

————————————————————————————————————

Константин придумал механический способ решения вопросов веры! — Его письмо: (58).[320]

29. Конст[антин] говорит речи в защиту хр[истианства] — только о Боге. Он и все эписко[пы] дикие. —

Всё, что выходит из дикости, как Терт[уллиан], Ориг[ен], Арий, отрицается.[321]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Монашество уходило.[323]

————————————————————————————————————

Нехристи [.] оставались.[324]

————————————————————————————————————

Начало: живое растет. Так христианство.[325]

————————————————————————————————————

30 []. Broglie видит, что успех погубил хр[истианство], но он говорит, что это испытание, к[оторое] 15 веков побеждает цер[ковь]. Не похоже.[326] 2 т. (379).[327]

Иванц[ов]-Плат[онов] (95). Иполит. Одни считают его еретиком — он их.[328]

К 1-му десятилет[ию] III века. (147). Феодотиане, отрицавшие божест[венность] Хр[иста], утверждали, что они истинные — церковь.

————————————————————————————————————

— осуждение. И то велико.[329]

————————————————————————————————————

Алоги — рационалисты.[330]

————————————————————————————————————

Эпифаний признает 80 сект. — Филастрий — 156 начала IV ст[олетия].[331]

————————————————————————————————————

Сами не знают, что называют ересью. (Одна нить — то, что теперь признают.)

————————————————————————————————————

4 Ок. В университ[етах] учатся всему, только не жизни (как жить?). Это считается или решенным, или не важным.

————————————————————————————————————

5 Ок. Об искусстве.

————————————————————————————————————

6 Ок. Хр[истианство] в противность прежних законов давало возможность прилож[ения] к жизни — деят[ельности] — нельзя б[ыло] исполнить даже такой закон, как суб[бота], но приближаться всегда можно.[333] —

Думал восторженно о вере.[334]

————————————————————————————————————

Чистота — ужас.

Борьба между вещами и детьми.[335]

————————————————————————————————————

Подорвана вера в разум доплатами.[336]

————————————————————————————————————

7-е. Дама советует, если нет хлеба, есть пирож[ки].[337]

————————————————————————————————————

Когда трудишься или страдаешь — некогда молиться. Это надо б[ыло] делать прежде [338].

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Золотар[еву] ответ[ить].

Аннен[ковой] об иконе.

Дунаеву.

————————————————————————————————————

17. Мы не знаем, что есть, а знаем только, что должно быть.[339]

[23 октября.]

1) Желания ставят тезисы.[340]

2) Кузм[инский] понемногу втянут.[341]

— предупредить соблазн, откинув ру[ку] — соблазн, откинув мнен[ие] людско[е] и откинув злостный помыс[ел].[342]

————————————————————————————————————

24. Сущность учения — совершать дело Отца?[343]

27. Важность значения Ц[арство] Б[ожие] внутри ва[с] есть.[344]

————————————————————————————————————

27.

Человек стремится к сейчасному наслаждению, и это обман.[346]

Богородицкого уезда крестьян[ин?].

31. Жизнь есть приготовление себя, чтоб отдаться хозяину лучши[м], чем [был].[347]

————————————————————————————————————

[ие] молит[вы]. Не забывать смерть.[348]

————————————————————————————————————

Связь неизбежн[ая] между улучшением себя и мира.[349]

————————————————————————————————————

1 Н. О войне. Арбитрация то же, что банкирам предложить поделиться со всеми.

2 Ноябр. Христианство дало равенство. Но равенство без непротивления. —

————————————————————————————————————

3 Н. — но Конст[антин] понятно. Дальше-то как же продолжалось? А так, что в это же время основалась церко[вь], догматы — перенесся интерес на друг[ое], и так и пошло. Церковь перест[ала] развиваться, умерла.

————————————————————————————————————

5 Н. Молитва всегда: живи по-Божьи перед одним Богом любви, от к[оторого] исшел и к к[оторому] идешь (нечего кобениться).[350]

Как я смотрел наивно на деньги.[351]

————————————————————————————————————

— оттолкнуться от берега.[352]

————————————————————————————————————

6 Н. От ложного учения церкви потеряно знание того, что должно. А мы не можем знать того, что есть, мы только можем знать, что должно быть.[353]

————————————————————————————————————

Алех[ину]. Деклар[ацию] должно, а протест не долж[но].[354]

————————————————————————————————————

Раеву место, денег на 3 м[есяца]. Никитская д. Раевой.

————————————————————————————————————

9. Только благодаря понятию церкви возведены ряд грубых недоразумений в догматы.[355]

————————————————————————————————————

10 Н

————————————————————————————————————

11 Н. И он, бедный, думает, ч[то] он глубокомыслен, и не догадывается о том, что даже и тот закон эволюц[ии], к[оторый] он évoque,[357] совершится только тогда, когда он будет жить свойственно своей природе.

Если бы лисица не рыла нору, закон эв[олюции] не совершился бы и т. п.[358]

————————————————————————————————————

15 Н. — глуп[ость] — Канта пре[лесть].[359]

17. равенство выдало их.

Критика метафизики и умалчивание о деле — моей книги. — То же и во всей церковной истории.[360] —

————————————————————————————————————

Прощен[ие] греха — как скоро сознан.[361]

19. — расхождение с в[олей] Б[ога]. Прощение греха — соединен[ие] с не[ю].[362]

27 Ноября. Об однодворцах. Лизонова просить оставить.

Письма: Русанову, Покровск[ому], Поше.

Заглавия Балу.

20.

————————————————————————————————————

Исполнение воли есть кротость и смирение.[364]

————————————————————————————————————

23. Чтобы понять ц[ерковь], надо смотреть ее теперь.

————————————————————————————————————

[27 Ноября. Крапивна. В заседании Окружного суда.][365]

Свидетеле[й] к присяге, хотя ее никому не нужно. Клянусь.

————————————————————————————————————

Суд сам себе поставил вопросы.

И на кого возложи[ть] судебн[ые] издерж[ки].

————————————————————————————————————

Запыхавшийся обморожен[ный] присяжный.

————————————————————————————————————

Священ[ник] толстый, жирный, кудрявый, с орденом.

————————————————————————————————————

Пристав в pince-nez.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

1) Вопросы, 2) Секретарь, 3) Чтение, 4) разгов[оры: ] «Действ[ительно] вы растрати[ли]»; 5) вопросы ему, 6) прокурор, 7) постановка вопросов, 8) Выход, решение.

————————————————————————————————————

Докт[ор] взяточник.

Образ Спасителя, и в голуб[ой] лент[е] и генер[ал]-адъют[антском мундире] государь смотрит.

————————————————————————————————————

Сукно, возвыш[ение], сукно стелется складками,[366] пюпитр точеный.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Введи подсудимых —

Присяжный повер[енный] страдает — катаром сочленений, ревматизмом —

————————————————————————————————————

— отпустят.

Вертеть колесо, перекличка —

присяга —

————————————————————————————————————

Избрание старши[ны].

————————————————————————————————————

Веществен[ные] доказательств[а].

————————————————————————————————————

Речь председ[ателя] к присяжным.

————————————————————————————————————

(В лог, назыв[аемый] черторой.)

Садитесь —

————————————————————————————————————

Свидетелей присяга.

Один остается.

————————————————————————————————————

Плавает, пинжак торчит.

————————————————————————————————————

«Говорите громче».

зуб нет. —

————————————————————————————————————

Осмотр трупа, описание длинное места. Камень пуд 20 ф[унтов].

Длина веревки 2 ар [шина] 9 верш[ков] — осмот[р].

————————————————————————————————————

Речи сторон. —

————————————————————————————————————

Вопросы подсудимому.

Вопросы.

————————————————————————————————————

Наставление присяжным.

Выход. Красн[ые], потные, все оживленно переговариваются.

Судейские пьют чай.

————————————————————————————————————

Оправдана. —

Что сделать с веществ[енными] до[казательствами].

[28? ноября. Ясная Поляна.Василий Шишкин построился. Ему разрешили. —

————————————————————————————————————

Просить Зиновьева.

————————————————————————————————————

Страхову. —

2 Дек. К статье. Все оскоплены: одни верят порядку, другие церкви, к[оторая] тоже существующему порядку.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Соколов о непротивлении злу насили[ем].

————————————————————————————————————

7 Д. Статья Open Court

————————————————————————————————————

Раеву место.

Теренина.

Телегинская женщина просит вернуть сына из солдат, п[отому] ч[то] старший в арестантск[их] ротах — отказались. Сидит в Москве. Звать его Степан Иль[и]н Афанасьев. —

А солдат Николай Иван[ович] Есипов. — Просит Есипов[а?].

————————————————————————————————————

Романов ищет места или занятия.

9. Цензура уничтожает всё.[368]

10. По случаю Оболенского: хорошо, что людям угодить нельзя — перестанешь им угождать и начнешь поневоле угождать одному Богу.[369]

Только святой [умеет] судить совсем правильно.[370]

— не по силам.[371]

————————————————————————————————————

Красинск[ий] небожеств[енная] комеди[я]. Хомяк[овский] приказч[ик]. Зябревы.

Характерная черта ее состоит в остром развитии нравствен[ного] чувства без правильного доста[точного] развития умствен[ных] способностей.

————————————————————————————————————

25 Д

26 Д. Церковь, научая знать и не делать, научила не исполнять нравственного — атрофирова[ла].[372]

————————————————————————————————————

9 декабря принята кассац[ионная] жалоба о сломке избы Екатер[ины] Стахановой Совченко.

28 Дек.

Земск[ий] нач[альник] считает, что полезны роз[ги] для народа. 3[емский] н[ачальник] губер[натору] — г[убернатор] прокур[ору] — пр[окурор] мин[истру] — мин[истр] царю — царь митроп[олиту] — митроп[олит] — Но не будь з[емского] н[ачальника] з[...] н[...] Цар[я?] [8—10 слов загрязнено и стерлось]. Ну что ж [?] з. н.

Примечания

Февраль — декабрь. Стр. 128—157.

805. 12856. К комед[ии]. Время идет [?] ждешь. Костюм — К первому действию «Плодов просвещения» (явление 47). См. т. 27, стр. 139.

806. 1281011. К Кон[евской]. Уйдите.... побежала. — В «Коневскую повесть» («Воскресение») деталь эта не вошла.

807. 12823129228? февраля.] Сосенских двор[ов].... Петровское. — Запись сделана в связи с поездкой на лошадях в Оптину пустынь. Из Ясной Поляны в Оптину Толстой не проезжал через указанные селения, так как направился от Одоева в Белев и оттуда поехал в Оптину. Обратный же путь был намечен по прямой линии — на Одоев.

808. 12823. Сосенских дво[ров] — Небольшое селение Сосенские постоялые дворы, в 5 км. от Оптиной пустыни.

809. 12824. до Красн[ого] Клина, — Деревня Красный Клин, в 20 км. от Козельска.

810. 12824. Косынь, — Село Касынь, в 25 км. от Лихвина.

811. 1291— Деревня Овсянниково, в 25 км. от Лихвина.

812. 1291. Мошенское [?], — Вероятно, деревня Мащоны (Мощена), в 20 км. от Лихвина.

813. 1291. Ник[ола]-Гостунь. — Село Никола-Гостунь б. Лихвинского уезда Калужской губернии.

814. 1292. Петровское. — Село Петровское б. Одоевского уезда Тульской губернии.

815. 12917. Читал дневн[ик] Т[ани] — Татьяны Львовны Толстой.

816. 12926: к холостым и женатым. — Имеется в виду «Послесловие к «Крейцеровой сонате».

817. 1292829. Черт[ков]у написать о Ми Тиутилитаризм и опровержение Мендз[е]. — Ми Ти (Mo Ди) — китайский философ IV — III вв. до н. э. В марте 1890 г. Толстой писал В. Г. Черткову, руководившему в то время «Посредником», о желательности издания книги о Mo Ди и Мэн-цзы. См. т. 87, № 252.

Сам Толстой впоследствии вкратце написал о Mo Ди и споре его с Мэн-цзы. См. «На каждый день» (на 6 ноября) и т. 49, Дневник 1884 г.

818. 13022. Предисловие Алексееву. — См. прим. 45.

819. 1302426. G[aston] B[oissier].... перестало быть. — См. прим. 156.

820. 13028. Оплантовал. — К комедии «Плоды просвещения» (речь мужиков).

821. 13029. Журавову место на будке. — Посетивший Толстого 24 марта крестьянин-писатель Иван Герасимович Журавов просил помочь ему устроиться работать на железной дороге.

822. 13030. Колечке дописать. — См. письмо Толстого от 20 марта 1890 г. к Н. Н. Ге-сыну.

823. 131910. К посл[есловию] К[рейцеровой] С[онаты]Стремление].... развратников. — Ср. «Крейцерову сонату», гл. V (т. 27, стр. 20). Комментируемая запись в окончательном тексте «Послесловия» не была развита. См. т. 27.

824. 1312023. Нет хр[истианского] брака.... учи[телей]. — К «Послесловию к «Крейцеровой сонате». См. окончательный текст, т. 27, стр. 87.

825. 1312835 — Ср. письмо Д. А. Хилкову от 9 апреля 1890 г. (т. 65).

826. 13217. Кол[ечке]. Как не любить? Люблю.... Тоже и Ч[ертков]. — Ср. письмо Толстого Н. Н. Ге-сыну от 9 апреля 1890 г. (т. 65).

827. 132935. Христианского учреждения жизни.... (и то не скажу, я не знаю). — Об этих записях, а также и о предыдущих Толстой отметил 7 апреля в Дневнике: «Ходил по лесу и много записал к письму Хилк[ову], Колечке и к послесловию». Некоторые из этих записей нашли отражение в тексте «Послесловия к «Крейцеровой сонате». См. т. 27, стр. 90.

828. 13335 — Ср. письмо к В. Г. Черткову от 8 апреля 1890 г. (т. 87, № 253).

829. 1337. Лизунова дело о корове. — Дмитрий Егорович Лизунов, крестьянин дер. Телятинки. За попытку «увести корову» был предан суду, и дело было назначено к слушанию с участием присяжных заседателей на 31 мая 1890 г.

830. 13312. О Сахатове — Действующее лицо комедии «Плоды просвещения».

Исполнитель роли Сахатова на представлении «Плодов просвещения» в Китайском театре в Царском Селе, Александр Петрович Степанов, в письме от 25 марта 1890 г. спрашивал Толстого: «Каким надо изобразить Сахатова по внешности и по тону? Должен ли он говорить слащаво или резко, тип ли это чиновника или grand seigneur’a? » Ответила на письмо М. Л. Толстая. На письме Степанова Толстой написал конспект ответа: «Сахатов по мысли отца бывший товарищ министра, молодой, образованный, либеральный, богатый человек».

831. 13327. Земский агент Воротов просит скорей дело. — Никита Петрович Боровков, страховой агент тульского земства по Крапивенскому уезду, был отстранен от должности по суду. См. «Тульские губернские ведомости», часть неофициальная, 1890, №№ 41 и 42 от 20 и 27 октября. Толстой несколько раз обращался по делу Коровкова к И. В. Давыдову. См. прим. 804.

832. 13414.... дея[тельности]. — К «Послесловию к «Крейцеровой сонате». См. т. 27, стр. 81.

833. 13468. Орлов.... архиерей. — См. прим. 200.

834. 13491352. [12? апреля.] Вино.... неосуществимых желаний. — Все эти записи (за исключением двух имен) относятся к работе над статьей «Для чего люди одурманиваются?» (предисловие к книге П. С. Алексеева «О пьянстве»). Записи, вероятно, сделаны 12 апреля, т. е. в третий день работы над статьей.

835. 134910К статье «Для чего люди одурманиваются?». См. т. 27, стр. 542, вариант № 5.

836. 1341516. Но веселье. Не веселье, а не стыд[но].... в вообр[ажении]. — Две фразы к первой главе статьи «Для чего люди одурманиваются?», третья — к главе второй. См. т. 27, стр. 269—270, и стр. 543, вариант № 7 к главе II.

837. 13418 — См. прим. 220.

838. 13423 Дети мрут и т. п. — Ср. т. 27, стр. 70.

839. 1342930 — Аналогия с компасом проведена в зачеркнутом абзаце ранней редакции статьи «Для чего люди одурманиваются?». См. т. 27, стр. 541. Ср. также «Послесловие к «Крейцеровой сонате» — там же, стр. 89.

840. 1343133. Как ни смотри на человека — К третьей главе статьи «Для чего люди одурманиваются?». См. т. 27, стр. 278.

841. 1343536. Диким привозят.... положением. — В датированной 4 мая 1890 г. рукописи статьи «Для чего люди одурманиваются?», в кратком плане, набросанном на одном из ее листков, поставлено: «Дикие». План этот был осуществлен на отдельном листе той же рукописи» в виде вставки. См. т. 27, стр. 696—697, описание рукописи № 3.

842. 134361352. Курильщ[ики] опиума и хашиша.... желаний. — См. т. 27, стр. 543—544, варианты №№ 7 и 8.

843. 1354. Прошение.... — Семен Сергеевич Резунов (1847—1917?) или его отец, Сергей Федорович. В семье их нередко случались драки. Сын сломал отцу руку.

844. 13511. К комед[ии]. Португалец родился. — К третьему действию «Плодов просвещения» (явление 19). См. т. 27, стр. 212.

845. 1351112 — К четвертому действию «Плодов просвещения» (явление 5). См. т. 27, стр. 229.

846. 13512. Сахатов: когда я б[ыл] товарищем. — В окончательной редакции комедии Сахатов этого не говорит, но в списке действующих лиц автор сообщает, что Сахатов — бывший товарищ министра. См. также прим. 830.

847. 13524. К Фридрихес[овой] пов[ести]. — «Повесть Фридрихса», в последней редакции озаглавленная «Дьявол». См. т. 27.

848. 1353234. К Посл[есловию]. Не делать.... дети. — Ср. т. 27, стр. 90—91.

849. 1363. Васильев о мельнице— Васильев, крестьянин с. Пирогова Крапивенского уезда Тульской губернии.

850. 1363. Успенский адвокат. — Александр Петрович Успенский, одно время работавший в Туле помощником присяжного поверенного.

851. 1361718. К послесл[овию]. Я думал.... громадн[ы]—К заключительной части статьи «Для чего люди одурманиваются?» См. т. 27, стр. 285.

852. 13623. К Ком[едии]. С приложен[ием] достоинства марки. — К первому действию «Плодов просвещения» (явление 26). См. т. 27, стр. 117.

853. 1363133. Один из главных признаков.... назад. — К пятой главе статьи «Для чего люди одурманиваются?». См. т. 27, стр. 283.

854. 1363435. Василий Лизунов за кражу в Одоевск[ом] уезде холстов, шалейпросит[ся] на поруки. — Василий Егорович Лизунов, крестьянин дер. Телятинки. Вместе с другим Лизуновым (Николаем Павловичем) был предан суду. Дело было назначено к слушанию в уездном городе Одоеве на 18 декабря 1890 г. См. «Тульские губернские ведомости», 1890, № 95 от 5 декабря. О приговоре сведений нет. Неизвестно также, удались ли хлопоты Толстого об освобождении В. Е. Лизунова до суда на поруки.

855. 13779. При чтении еврейской этики.... до еврейской. — Толстой в то время читал брошюру, которую ему прислал автор — Ф. Б. Гец: «О характере и значении еврейской этики», Спб. 1882 (оттиск из журнала «Восход», 1881, кн. III и IV).

856. 13711. О гигиене объядения. — См. прим. 236.

857. 1371215. Бунге говорит, что вино.... усталостикнут. — Приведенные Толстым слова взяты из книги немецкого профессора физиологии Густава Бунге (1844—1920) «Die Alkoholfrage», Leipzig, 1887, стр. 8.

858. 13726 — К статье «Для чего люди одурманиваются?». См. т. 27, стр. 549—550, варианты №№ 19 и 21, а также стр. 702.

859. 13727. Вчера разговор с Сер[ежей] об обеспечении. — С братом Сергеем Николаевичем.

860. 1386. Эгоизм пит[ья] и куре[нья]. — К статье «Для чего люди одурманиваются?».

861. 13815. Оттого мы не запрещаем бить Любашу пьяному, — Любаша — Любовь Петровна Винокурова, рожд. Зябрева, дочь яснополянского крестьянина П. О. Зябрева, была замужем за столяром Петром Матвеевичем Винокуровым, жившим с семьей недалеко от Ясной Поляны, в Двориках. Он жестоко обращался в пьяном виде с женой.

862. 139910. Судья Казарин. — Александр Николаевич Казаринов, городской судья в Туле.

863. 13914. Насчет табаку.... по эгоиз[му]. — К статье «Для чего люди одурманиваются?», вероятно к третьей главе.

864. 13929. К Отц[у] Серг[ию]. — Заметка в тексте повести не отразилась.

865. 14127. — Заметка Толстого связана с писавшимся им тогда «Заключением» к «Катехизису непротивления», составленному Адином Баллу.

866. 1422950. Трещев Алексей Федотов обвиняется в поджоге. Не в полном разуме, просит на поруки. — Алексей Федотович Трещев, крестьянин деревни Тросна Крапивенского уезда, был предан суду и заключен в тульскую губернскую тюрьму по обвинению в поджоге, но судом был оправдан. См. т. 65, письмо к Н. В. Давыдову от августа (?) 1890 г.

867. 1432228. 4 А[вгуста]. К О[тцу] С[ергию]. Она говорит.... После она идет в монаст[ырь]. — Записи относятся к пятой главе повести (в последней редакции), к посещению Маковкиной отца Сергия в его келье. См. т. 31.

868. 14330. 7 А[вгуста]. — Четвертого августа Толстой потерял эту Записную книжку. Записи 5 и 6 августа он сделал в другой Записной книжке. См. их на стр. 160.

869. 1447. О земле. — Вероятно, замысел статьи.

870. 1442930. Крейц[ерова] сона[та]. Посылку. Листки. — Заметки для памяти, чтобы дать поручения своим помощницам — старшим дочерям.

871. 14431. Письмо Вас[илию] Ив[ановичу], Ге. Письмо художнику Н. Н. Ге от 22 августа см. в т. 65. Письмо В. И. Алексееву неизвестно.

872. 1443134 что толкование Ева[нгелия] отец считает совсем ложны[м].... книгу. — Письмо «кавказского офицера» и ответ ему Толстого неизвестны.

873. 14518. Сытиным. — Павел Аполлонович Сытин, земский начальник в Крапивенском уезде.

874. 14520 — См. прим. 871.

875. 14520. 2) Ге. — См. прим. 871.

876. 14520. 3) Wilson— См. прим. 483.

877. 14520. 4) Амер[иканц]у. — См. прим. 504.

878. 14521. 5) Ч[ерткову]. — См. прим. 495.

879. 1472 — Крестьянин-писатель И. Г. Журавов.

880. 14710. Чернь. Раевская волость, сельцо Троекурово — Адрес записан Толстым 26 августа со слов М. В. Булыгина, к которому он ездил в Хатунку. Это адрес родины А. Д. Бибикова ушедшего незадолго до поездки Толстого из Хатунки.

881. 14726. Иконский мужик убил жену, Крестьянин из деревни Иконки или села Выселки-Иконские Крапивенского уезда Тульской губернии. Сведений об этом деле нет.

882. 1487. Трещев.... отпустить. — См. прим. 866.

883. 14830—33— Толстой, очевидно, записал деревья, которые можно было срубить для раздачи яснополянским крестьянам, пострадавшим от пожара.

884. 1511314. Revue Sept. 90. Les premiers romantiques Al[lemands] (130). Об искусстве. — 5 октября Толстой читал в «Revue des deux Mondes», CI, 1 septembre 1890, статью Levy Bruhl «Les premiers romantiques allemands» («Первые немецкие романтики»). На отмеченной Толстым странице (139) Леви Брюль приводит высказывания Новалиса о Гёте и об искусстве.

885. 15132. Панков Бабур[инский] — Крестьянин дер. Бабурино Крапивенского уезда.

886. 15134. Золотар[еву] ответ[ить]. — См. прим. 571.

887. 15135 — См. т. 65, письмо к Л. Ф. Анненковой от 17 декабря 1890 г.

888. 15136. Дунаеву. — См. т. 65, письмо А. Н. Дунаеву от 17 октября 1890 г.

889. 15216. Богородицкого уезда крестьян[ин?]. — См. т. 65, письмо к Н. В. Давыдову от 30?—31? октября 1890 г.

890. 1522425. О войне. Арбитрация.... со всеми. — Вероятно, к работе над трактатом «Царство божие внутри вас».

891. 15318. Раеву место.... . — Павел Александрович Раев, из Тулы. См. о нем т. 52.

892. 1547. Об однодворцах. — См. «Письма Л. Н. Толстого к Н. В. Давыдову» — ТПТ, 2, стр. 33.

893. 154191569 Что сделать с веществ[енными] до[казательствами]. — Записи сделаны в г. Крапивне, в заседании выездной сессии Тульского окружного суда. См. в Дневнике запись от 28 ноября и прим. 658 и 659.

894. 1561013. Крыльцово. Хрипкова. Солдат Василий Шишкин построился. Ему разрешили.Просить Зиновьева. — Надежда Николаевна Хрипкова, рожд. Хомякова (1846 — после 1916), тульская помещица. Ее имение при сел. Головеньки находилось недалеко от Ясной Поляны. На принадлежавшем ей выгоне выстроил избу крестьянин Василий Шишкин. Его заставили ее перенести.

Толстой, очевидно, решил просить о Шишкине тульского губернатора Н. А. Зиновьева. 8 января 1891 г. Толстой написал H. Н. Хрипковой письмо. Текст этого письма неизвестен, но, судя по ответу Хрипковой от 4 февраля 1891 г., Толстой просил ее не заставлять Шишкина вторично переносить его избу. H. Н. Хрипкова в своем письме ответила Толстому отказом в его просьбе.

895. 15616. Страхову. — Письмо от 3 декабря 1890 г. См. т. 65.

896. 15616. К статье. — «Царство божие внутри вас».

897. 15624. Статья— См. прим. 277.

898. 1575. Красинск[ий] небожеств[енная] комеди[я]. — Зигмунд Красинский (1812—1859), польский поэт, автор драматической поэмы «Небожественная комедия».

899. 1571516. .... Совченко. — Об этом деле сведений не найдено. Петр Степанович Совченко был уездным членом Тульского окружного суда по Крапивенскому уезду.

Сноски

177. Предыдущий текст утрачен (недостает листов Записной книжки). Дальнейший текст в ряде мест почти не поддается чтению, так как карандаш стерся, а иные места загрязнены растершимся графитом.

178.

179. Ср. Дневник, 22? февраля.

180. Ср. Дневник, 9 марта.

181. Ср. Дневник, 9 марта.

182. Ср. Дневник, 9 марта.

183.

184. Ср. Дневник, 9 марта.

185. Ср. Дневник, 9 марта.

186. Ср. Дневник, 17 марта.

187. Ср. Дневник, 17 марта.

188.

189. Cp. Дневник, 17 марта.

190. Cp. Дневник, 17 марта.

191. Cp. Дневник, 17 марта.

192. Cp. Дневник, 17 марта.

193.

194. Ср. Дневник, 27 марта, 1.

195. Ср. там же, 2.

196. Ср. Дневник, 28 марта.

197. Ср. Дневник, 7 апреля.

198.

199. [И нахожу в этом большое удовлетворение.]

200. Ср. Дневник, 8 апреля.

201. Зачеркнуто: Об Иване Миронов (?)

202.

203. Ср. Дневник, 10 апреля, 3.

204. Ср. Дневник, 13 апреля, 1.

205. Ср. там же, 2.

206. Ср. Дневник, 13 апреля.

207.

208. Ср. там же, 2.

209. Ср. Дневник 18 апреля и 18 мая, 3.

210. Ср. Дневник 18 апреля и 18 мая, 3.

211. Ср. Дневник, 30 апреля, 1.

212.

213. Ср. там же, 2 и 3.

214. Ср. Дневник, 30 апреля, 2 и 3.

215. Ср. Дневник, 5 мая.

216. Ср. Дневник, 5 мая.

217.

218. Ср. Дневник, 5 мая.

219. Ср. Дневник, 5 мая.

220. [Противоречие в понятии.]

221. Ср. Дневник, 18 мая, 5.

Ср. Дневник, 10 мая.

223. Ср. Дневник, 18 мая.

224. Ср. там же, 8.

225. Ср. Дневник, 18 мая, 10.

226.

227. [самопроизвольны.] Ср. там же, 11.

228. [Вы не можете сделать добра или зла другим, не делая добра или зла себе. И наоборот: вы не можете делать добра или зла себе, не сделав его другим.]

229. Ср. Дневник, 20 мая.

230.

231. Ср. Дневник, 25 мая, 1 и 2.

232. Ср. Дневник, 25 мая, 3.

233. Ср. Дневник, 25 мая, 3.

234. Ср. Дневник, 8 июня, 1.

235.

236. Ср. Дневник, 8 июня.

237. Ср. Дневник, 8 июня.

238. Ср. Дневник, 8 июня.

239. Ср. Дневник, 12 июня.

240.

241. [Любовь истинная есть самое[1 стерлось] средство [1 стерлосьСр. Дневник, 24 июня.

242. Ср. Дневник, 25 июня.

243. , 25 июня.

244. Ср. Дневник, 25 июня.

245. Ср.

246. Ср. Дневник, 1 июля.

247. Ср. Дневник, 1 июля.

248. Ср. Дневник, 1 июля.

249.

250. Ср. Дневник, 6 июля.

251. Ср. Дневник, 10 июля.

252. Ср. Дневник, 10 июля.

253. Ср. Дневник,

254. Ср. Дневник, 20 июля.

255. Ср. Дневник, 20 июля.

256. Ср. Дневник, 20 июля.

257.

258. Ср. Дневник, 24 июля.

259. [писать литературным слогом о Боге.] Ср. Дневник, 27 июля.

260. Ср. там же.

261.

262. Ср. Дневник, 30 июля.

263. Ср. Дневник, 30 июля.

264. Ср. Дневник, 31 июля.

265. Ср. Дневник, 31 июля.

266.

267. Ср. Дневник, 3 августа.

268. Ср. Дневник, 3 августа.

269. Ср. Дневник, 5 и 6 августа.

270. Ср. Дневник, 7 августа.

271.

272. Ср. Дневник, 7 августа.

273. Ср. Дневник, 10 августа.

274. Ср. Дневник, 10 августа.

275. Ср. Дневник, 11 августа.

276.

277. Ср. Дневник, 13 августа.

278. Ср. Дневник, 13 августа.

279. Ср. Дневник, 15 августа.

280. Ср. Дневник, 15 августа.

281.

282. Ср. Дневник, 17 августа.

283. Ср. Дневник, 18 августа.

284. Ср. Дневник, 19 августа, 1.

285. Ср. Дневник, 10 августа, 2.

286.

287. Ср. там же, 4.

288. Ср. там же, 5.

289. Ср. Дневник, 20 августа.

290. Ср. Дневник, 22 августа.

291.

292. Ср. Дневник, 23 августа.

293. Ср. Дневник, 23 августа.

294. Ср. Дневник, 26 августа.

295. Ср. Дневник, 26 августа, 2.

296.

297. Запись: 28.... жестоким внесена дрожащей рукой, вероятно, во время верховой поездки.

298. Ср. Дневник, 28 августа.

299. Ср. Дневник, 28 августа.

300. Ср. Дневник, 30 августа.

301.

302. Ср. Дневник, 11 сентября.

303. Ср. Дневник, 11 сентября.

304. Ср. Дневник, 11 сентября.

305. Ср. Дневник, 11 сентября.

306.

307. Ср. там же, 2.

308. Ср. Дневник, 13 и 14 сентября.

309. Ср. Дневник, 19 сентября.

310. Ср. Дневник, 19 сентября.

311.

312. Ср. Дневник, 21 сентября.

313. Ср. Дневник1 22 сентября.

314. Ср. Дневник, 4 октября, в.

315. Ср. там же, 7.

316.

317. Ср. там же, 2.

318. Ср. Дневник, 4 октября, 4.

319. Ср. там же, 9.

320. Ср. там же, 10.

321.

322. Ср. там же, 12.

323. Ср. там же, 13.

324. Ср. там же, 13.

325. Ср. там же, 1.

326.

327. Можно прочесть: 371.

328. Ср. Дневник, 4 октября, 15.

329. Ср. там же, 16.

330. Ср. Дневник, 4 октября, 17.

331.

332. [Ревю сент. 90. «Первые романтики Германии».]

333. Ср. Дневник, 6 октября, 1.

334. Ср. там же, начало записи.

335. Ср. там же, 4.

336.

337. Ср. Дневник, 8 октября, 1.

338. Ср. там же, 2.

339. Ср. Дневник, 23, 1, и 24 октября.

340. Ср. Дневник, 23, 2, и 24 октября, 1.

341.

342. Ср. Дневник, 23, 3, и 24 октября, 2.

343. Ср. Дневник, 24 октября, 3.

344. Ср. Дневник, 29 октября (записано 31 октября).

345. Ср. Дневник, 29 октября (записано 31 октября).

346.

347. Ср. Дневник, 31 октября.

348. Ср. Дневник, 31 октября.

349. Ср. Дневник, 31 октября.

350. Ср. Дневник, 6 ноября.

351.

352. Ср. Дневник, 6 ноября.

353. Ср. Дневник, 6 ноября.

354. Ср. Дневник, 7 ноября.

355. Ср. Дневник, 12 ноября, 1.

356.

357. [приводит,]

358. Ср. Дневник, 12 ноября, 3.

359. Часть слова стерлась. Ср. Дневник, 18 ноября.

360. Ср. Дневник, 18 ноября.

361. Ср.

362. Ср. Дневник, 21 ноября, 1.

363. Ср. Дневник, 22 ноября.

364. Ср. Дневник, 21 ноября.

365. Ср. Дневник, 27 ноября.

366. стелет[ся] с складками

367. Ср. Дневник, 15 декабря, 1.

368. Ср. там же, 2.

369. Ср. там же, 3.

370.

371. Ср. Дневник, 15 декабря, 5.

372. Ср. Дневник, 26 декабря.

Раздел сайта: