Записная книжка № 2, 1891 г.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 2, 1891 г.]

Книжку Ге и письмо.

Богородицкого уезда, волости Черневской, деревни Красной Слободы Алексей Семенов Шарапов, требует 9 р. 25 к. Просить уплатить.

Записная книжка № 2, 1891 г.

AB2 = BC2 + AC2

AB2 = (AC + C)2

Записная книжка № 2, 1891 г.

AC2 + C2 + 2AC; π

BC2

An − BC + C

Кудряшев желает получить [1 неразобр] надел. —

8 И[юня]. [1 неразобр.] пасеки, пчелы в макушк[ах] леса — густо.[167]

Два средства: умерять свои потребности и увеличивать доходы. Первое нравственно само по себе, второе само по себе безнравственно.[168]

————————————————————————————————————

В горелки бегали, за кустом целовались.[169]

————————————————————————————————————

В[опрос]. Что ж, это малость, не стоит того [1 неразобр.].

О[твет]. Большую можно сделать мерзость; но доброе дело можно сделать только малое.[170]

————————————————————————————————————

О[тец] С[ергий] узнал, что значит полагаться на Б[ога], только после того, как совсем погиб в глазах людей. Явилось равнодушие полное к людям и их[172] действиям. Его берут, судят, спасают, ему все равно.[173]

————————————————————————————————————

К Коневск[ому]: противуположность плотской поэзии и духовной.[174]

————————————————————————————————————

Дети дают хлеб сладкий, сахар, деньги, думая доброе. Также многие женщины и глупые мужчины — не разбирая того, откуда эти хлеб, сахар, деньги.[175]

Петр Киселев обвиняется в разбитии лавки. Просят об обвинении — 5-й месяц сидит.

————————————————————————————————————

Сон смеш[ного] челов[ека] Дост[оевского].[176]

————————————————————————————————————

13 вышли. Булыгин пашет. — Раздражение жены. Плохо спал. Pано встал — скучно. Не мог писать. Вышел во 2-м часу. 30 верст до[шел] поздно. Очень хорошо внешн[яя] жизнь. Но, боюсь, не прочна. Томашевич. Разговор о день[гах].

15. Встал рано. Прекрасно шли. Рощин не доволен. Ни одн[ой] мысли и[177] устал.[178]

[179] ширина 1 арш[ин] 3/8 в[ершка].

вышина 1 арш[ин], 14 1/4 в[ершков].

————————————————————————————————————

Заказать 12 рам, со стеклами и с прибором.

Женщин надо презирать, чтобы быть[181]

Разводить дикарей.[182]

[1 фразаполторы строкинеразобр.] В них просыпается любовь Божия.

————————————————————————————————————

Только под старость живешь по своему [?]

————————————————————————————————————

1) Баба присуждена к тюрьме [1 неразобр.].

————————————————————————————————————

2) сам мир [?] — Сибирь.

3) солдатство [1—2 неразобр.].

5) Спасать больных и губить здоровых.[183]

Выписать из кни[ги].

Как дети [?]

————————————————————————————————————

Просит [?] Алексеева.

————————————————————————————————————

Сначала область [?] непонимания — причина его, потом: оно все-таки необходимо.

————————————————————————————————————

Я скучаю, огорчен тем, что не пишу. Новое подтверждение того, ч[то] всё, что огорчает — всё, всё на пользу.

Неспособность писать исправляет от заблужд[ения], ч[то] жизнь есть писание — жизнь есть служение Богу — людям, исполнение Его воли.[184]

————————————————————————————————————

Έγκρατεία[185] — Потребности Лихтенберга.[186]

Голова завернута платк[ом], язык дергается.

Гольтяк.

Марш[?]

————————————————————————————————————

Бабуринский крестьян[ин] — сын 22 лет. Един[ственный], больной глазами и шеей? Нельзя ли уволить Кузьму до лета.

И на других.[187] —

————————————————————————————————————

Я стареюсь.[188]

————————————————————————————————————

Прежние учения говорили: живи противно твоей природе (подразумевая одну животную природу), подчиняй ее внешнему закону. Христианство говорит: живи сообразно твоей природе (подразумевая божеск[ую] природу), не подчиняя ее ничему, ни своей, ни чужой животной природе, и ты достигнешь того самого, к чему ты стремился и чего ты достигал, подчиняя твою при[роду].

Глаза близко, милая, жалк[ая].[189]Женщина скорее бросится в воду за ребенком, a мущина скорее ].[190]

————————————————————————————————————

Ю[?] Крапивиной работу, переводы с французск[ого]. В [1—2 неразобр.], Яницкой дом.

Анаст[асия] Карловна Шрейдер. Басейная 8-й №.

Лазарев.

Покровский.

Златовратск[ий], Патр[иаршие] пруды, Ермолаевск[ий] пер.

Когда мы близоруко рассматриваем путь жизни, нам представляются только уклонения от пути, точно так же, как когда мы рассматривали бы следы человека, шедшего в метель по дороге. Он постоянно сбивался, то направо, то налево, и всякий раз, сбившись, выходил на дорогу. Таково движение вперед человека и человечества.

Правительство, если бы оно б[ыло] тем, чем оно хочет быть, должно бы организовать труд — земледелие. Напротив, оно не организует, эксплуатирует.

Почему чиновнику пенсия, а земледельцу — нет.[191]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Вдова, 6 детей, задавило мальчика 9 лет. — Не дав[али] свистка.

Разум употребляет[ся] не на то, чтобы открыть истины, а на то, чтоб то, что хочется считать за истину, выдать за таковую.[192]Не верить разуму — всё равно, что советовать не раскушивать.[193]

————————————————————————————————————

Телят[инским] овес из магазеи. Старшина не дает под предлогом уплаты податей.

————————————————————————————————————

Ломовки, староста Соломаткин обвиняется в подлоге приговора.

————————————————————————————————————

Усадьбу подписать може[т] ли баба?

————————————————————————————————————

Из Левинско[го], бык забрух[ал]. Марья Костина.

————————————————————————————————————

1) Жизнепониманий много — семейн[ое], личн[ое] — государственное]...

2) единица жизненная — 1) я, 2) семья, 3) род, 4) госуда[рство], 5) челове[чество], <6> ... Христово, мир, всё — воля, по чьей всё возникло и я живу.

————————————————————————————————————

Ушла 8 лет тому назад. А он уш[ел] 3 года тому назад.

————————————————————————————————————

2-го мая деревни Пришни. Глебовы, Иван Родионов хочет к себе принять Никиту[?].

————————————————————————————————————

Первая кни[га] Царей, глава 2, стих 8.

Веру в Бога можно узнать, только когда разувериш[ься] в себе. Пробить верхний лед, чтоб стать на твердый.[194]

————————————————————————————————————

Для чего правительство обеспечивает верность контрактов?[195]

————————————————————————————————————

Для чего родители отдают детей с глаз долой.[196]

————————————————————————————————————

У молод[ого] чел[овека] в сердце — поет.[197]

————————————————————————————————————

Сознание отделяется и, как созревшее, отпавшее семя, ищет зацепиться, прижаться к чему-нибудь, к почве, нужной ей, чтоб начать жить снова.[198]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Вера в то, что человеку, а следовательно и человечеству, как собранию людей, стоит только захотеть, чтобы вырвать из себя зло.[200]

————————————————————————————————————

Все люди просто обжоры.[201]

————————————————————————————————————

Мэри машина для произведения щекочущих звуков. Иллюзия ее в том, ч[то] — так к[ак] ее хвалят, то то, ч[то] она делает, хорошо. Певцы.[202]

————————————————————————————————————

Нравственный упадок. Это сомнамбулизм, бездействие высших душевных сил.[203] Надо проснуться, как когда кошмар. Надо понять, что это кошмар. Я так и делал, когда встряхивался.[204]

————————————————————————————————————

— напротив. Придворные самые подлые и покорные и самые деятельные.[205]

————————————————————————————————————

В Пришне постройка — сносит 120 с.[?]

Послесловие к послесловию. Так или не так я объяснил, почему нужно наибольшее воздержание, — не знаю. Но знаю несомненно, ч[то] совокупление есть мерзость, к[отор]ую только наша похоть оправдывает. Знаю, что для того, чтобы иметь детей, тоже не станешь этого делать.[206]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Боязнь ненатурального мешает всякому движению. Всякий шаг вперед ненатурален.[208]

————————————————————————————————————

Христианская религия — и разные жизнепонимания.[209]

————————————————————————————————————

Если бы не б[ыло] авторитета науки, церкви, люди не могли бы быть так глупы.[210]

————————————————————————————————————

Настроение серьезное — веселость противна, настроение веселое, грусть противна. Стало бы[ть]....[211]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

У выхода толпимся и, чем ближе к выходу, тем теснее и чувствуешь себя бессильнее. Близко уж к свету и простору.[212]

————————————————————————————————————

Потемкин полюбил жизнь.[213]

————————————————————————————————————

Ногу отрезали в засеке на работе.

Я играю на фортепиано, читаю роман дамам вслух, а тут мужики ходят, оборванные, усталые — мешают. — Они бы держались своего места — не мешали.[214]

————————————————————————————————————

Только когда перестанешь жить для себя и людей, станешь жить для Бога.[215]

————————————————————————————————————

Хочет быть полезным — учителем, доктором, техником, а дело в том, ч[то] полезен не доктор, уч[итель], техн[ик], а полезен не эгоистическ[ий] человек — не эгоистич[еский] докт[ор], уч[итель], техник, царь, г.... чист. — Положение избирает — жизнь, судьба, деятельно[сть] в положении — сам.[216]

————————————————————————————————————

Наследственность. Пьяница прибавляет своему потомству только несколько шансов атавизма, к[оторые] и так уничтожаются смертностью. Можно говорить о последствиях, но нельзя ими руководиться. Разница: принять во вним[ание] последствия и руководиться.[217]

————————————————————————————————————

— физич[еская] работа зверит, тем более нельзя сваливать [2 строки неразобр.] работу.[218]

[Телятин?]ские просят раздать магазейную рожь. [6—8 неразобр.]

————————————————————————————————————

Голод — нельзя начать д[елать?] добро нынче, не делая его вчера.[220]

————————————————————————————————————

Ошибка о возможности христианской добродетели без воздержания происходит от представления о возможности любви без самоотречения.[221]

————————————————————————————————————

[11 строкнеразобраны.]

Кир, Ликург, Спартанцы, Эпаминонд, Сократ, Диоген (как его бранят), Цинцинат, Аннибал, Катон.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Но и в области воздержания, самообладания, если человек серьезно будет желать его, он неизбежно будет приобретать это самообладание в одной определенной последовательности. Нельзя наесться селедок и потом воздерживаться от питья. Нельзя наесться мяса, напиться вина и воздерживаться от блуда.

————————————————————————————————————

Прохор Зотов сына женит.

————————————————————————————————————

Я только хочу сказать, что если он чист и говорит о доброде[тели], что он лжет[?]

————————————————————————————————————

Можно быть грязным и порочным, но нельзя быть добродетельны[м] и не грязным.

Человек живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание в том, чтобы стереть ее.[223]

————————————————————————————————————

Дмитрий Ефимов ссылается в Сибирь по приговору. — Есть приговор, что принимается. О женщине — сыне.

————————————————————————————————————

Вред подачи денег — отдаление.[224]

Для драмы. Спор с православн[ым]. «Не могу». С либералом.[225]

————————————————————————————————————

Отчего у Радст[ока] успех в высшем свете. Согласны на всё. И в церк[овь] ходят, и к бедным, но не изменяют жизнь — не отреченье от князя мира сего.[226]

————————————————————————————————————

К Алек[сандру] I. Солдата убили вместо его. Он тогда опомнился.[227]

————————————————————————————————————

«Вор» не тот, кто взял необходимое, а кто берет и держит нужное другому.[228]

————————————————————————————————————

И подумать, какой запас (marge[229]) для человечества в смысле борьбы. С нуждою. Вино, табак, сахар, мясо. — И если бы лишения, а то ничего, кроме гнилых и выбитых зубов, разврата, катаров и т. п.

————————————————————————————————————

Танталово мученье теперь для рабочих.[230]

— отравлен[ия], и свалка, и страх.

П[омнить?] Самовар Графине.

Древние жили во всю, а теперь нельзя жить во всю. Надо притворяться.

Согласное распадение обществ[енного] жизнепонимания.[231]

————————————————————————————————————

Вопрос в том, одичать или быть человеком. Одичание уже совершается — выставки, балоны, пьянство.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Арбитрация есть только продолжение обмана.

————————————————————————————————————

Бывший учитель Ростово-на-Дону гимназии Дмитрий Зеленецкий, написать скорее.

————————————————————————————————————

Человек теперь находится в ужасающе подлом положении.

Гельмгольца — телефон.[232]

Цель жизни недоступна человеку.[233]

————————————————————————————————————

Ответить: 1) Барш[евой], 2) [1 или 2 неразобр].

Дмитрий Ефимов в Сибирь. Приговоры отменены. Солдат бывший просит пособия. Его убили.

————————————————————————————————————

Обилие мыслей без всяк[ой] основ[ательности] от отсутствия жизни. Прежнее брошено, новое не усвоено. Междуцарствие.

К О[тцу] С[ергию]. Ежели пасть, то с той лучше бы.[234]

————————————————————————————————————

— живет не дома.

Тит Кузьмин.

————————————————————————————————————

Человек б[ыл] в ночлежном, потом — в саду райском.[235]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Свобода воли есть сознание себя живущим, сознание закона своей жизни — стремление исполнить закон своей жизни.[237]

————————————————————————————————————

Челов[ек] приближается к истине по мере освобожденья своего от желаний и привычек.

————————————————————————————————————

О воинск[ой] пов[инности] не нужно; а указать ошибку обществ[енного] жизнепонимания, как оно выказалось во власти и окончательно в об[щей] в[оинской] п[овинности].

————————————————————————————————————

Ко вчерашнему: как только я получаю сознание жизни, я делаюсь участником ее. Я хочу исполнять закон, стало быть, я хочу то же [?], что Бог.[238] VII глава. Но попытка заглушить жизнь дошла до крайних пределов.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Туле в реальном училище попросить, чтобы выдали свидетельство Боровкову Алексею. ... Послать его к [Давыдову?]

Вписать в противоре[чия] Либиха и Паскаля. Нетрудно доказать тор[же]ст[во] анархии впереди. Нужно дви[гаться] всё же.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Религиозное чувство есть способность провидеть.[239]

————————————————————————————————————

Родители мучают.[240]

————————————————————————————————————

Дмитр[ий] Иванов[ич] Журавлев по распоряж[ению] Киевск[ого] полиц[ейского] управления о невыдаче паспорта.

————————————————————————————————————

Женщина красивая говорит: он ученый, умный, нравственный, мне покоряет[ся], стало б[ыть] я выше науки, ума, нравственности.[241]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Просит поступить в учитель[ский] институт без экзамена. — Богоявленский Иван Герасим[ович].

Одоевская, у нее покров висит.

Петр Иван[ович] Кузнецов.

————————————————————————————————————

Нелепость жизни происходит от невоздержания, власти женщин; власть женщ[ин] от невоздержания.[243]

————————————————————————————————————

Не искать делания добра: только то, что требуют от тебя, сделай, как должно.[244]

Об[щая] в[оинская] п[овинность] есть выражение несостоятельности, и вместе с тем требование предъявляется ко всем.

————————————————————————————————————

Когда болеешь душой — вопрос неразрешенный, то чувствуешь себя больным зубами во всем теле и просишь тело (Бога) помочь.[245]

————————————————————————————————————

Бог — это бесконеч[ное], всё то, что во мне, конечно. Бог будет то, как я понимаю себя, но только бесконечное.[246]

————————————————————————————————————

Дмитр[ий] Ефимович Нарышкин, приговора у Лопухина.

————————————————————————————————————

Перегнул пружину — она лопнула: требует слишком много — подвергая крити[ке] прежнее.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Положение духоборов кланяться в ноги, т. е. понимать, что чел[овек] выше всего.[247]

Разрешение и междунар[одное] и полит[ическое].

Порядок — слов.

————————————————————————————————————

Еще человек, еще человек, еще, еще... ... и всё надеешься, что этот знает больше и лучше; а всё то же, всё то же.[248]

————————————————————————————————————

Мушку или горчишник. Кремор-тартар пить. Растереть.

————————————————————————————————————

В ней много недостатков. Барыня ест и упрекает жестокость мясника.

————————————————————————————————————

Если бы делать добро людям, как делали дела охоты: та же бы страстность, то же нарушение всех приличий, те же подготовления, тот же жаргон, даже то же сочувствие — хоть бы то же хвастовство.[250]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Что есть религ[иозное] чувство? Пророчество.[251]

————————————————————————————————————

Маше письмо об эгоизме.

————————————————————————————————————

Озмид[ову] корчевать пни.[252]

————————————————————————————————————

Деньги невольно.[253]

————————————————————————————————————

— Кто дал полиции пистолет? войско.

————————————————————————————————————

У нас дворники, охрана. Отчего дворники, охрана, идут? От того, что им дают деньги. Откуда деньги? Деньги собраны теми, кому дают деньги. Выхода нет. — Кроме одного — сознания неправды.

Не стачки нужны, а нужно не идти в солдаты. И этим разрешаются все противоречия.[254]

————————————————————————————————————

— правительство подкупает. Одно спасение — нравствен[ное]. Держитесь, если вам угодно.

К стат[ье] воздерж[ание]: Вегетар[ианство] признак поворота к уменьшению потребн[остей].

————————————————————————————————————

Приходит время, когда умолчание становится невозможным.[255]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Похвалил Иоанна Кроншт[адтского]. Как стало легко![257]

————————————————————————————————————

Всякая молитва д[олжна] б[ыть] двоякая: чтобы было, и чтобы не желать.[258]

————————————————————————————————————

К О[тцу] С[ергию]. От похоти затемняется мир.[259]

————————————————————————————————————

Мише плохо.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Государство большой тополь.

————————————————————————————————————

Незнание, что будет. Только тогда и наст[упит], когда не знаю. Только тогда вера в Б[ога], в Его закон. Только тогда и свобода и жизнь. Да что же может быть?[261]

————————————————————————————————————

Работа. Отдача себя работе с самозабвением [1 неразобр.] в самой простой работе и в работе Божьего дела.[262]

————————————————————————————————————

— неправда.[263]

Гроту, Озмидову, Ганзену, Количке.

————————————————————————————————————

Мороз на траве. 15 Сент. Солнце [1 неразобр.],

————————————————————————————————————

Человек, к[оторый] не терпит поправки, идет всё дальше и дальше в самомнении. Сережа. Товарищи Отца Сергия.

————————————————————————————————————

Самолюбие и во всем успех.

————————————————————————————————————

Гроту, что письмо Гольцеву.

————————————————————————————————————

28 Сент. Есть всегда, как будто ты в нужде, не до сыта. Таково свойство и положение нравственн[ого] и потому нормального человека.[264]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Свез 400 р., в Сентябре собирают. Огаревка Богор[одицкого] уезда. 230 свез за новое. 19 Сент[ября]. Подати за 2-ю пол[овину].

————————————————————————————————————

Почему власть — власть. Очевидно, не пот[ому] ч[то] помаз[анник]. Констит[уция] отнимет.

————————————————————————————————————

Но пусть не думают, что это нечто особенное — нынешнего года — всегда — только загрязненное, так что все стали чистить.

————————————————————————————————————

Когда трудно, как мне теперь, безвыходно с женщ[иной] и славой, надо думать, что это отличие. Мне задается урок трудный, п[отому] ч[то] в меня верят, надеются на меня и любят.[265]

————————————————————————————————————

У нас в России заметно.

Народ отв. существ. — как не он.

————————————————————————————————————

Хатунка, больница, хворает, бабе.

————————————————————————————————————

Культура.

————————————————————————————————————

О дровах. Холсты.

————————————————————————————————————

— на лес 600. — О работ. 5 Окт.

————————————————————————————————————

О валежнике 20 саж. внимательно очень. 3 волости. Супонев[ская], Кузнецк[ая], Ново-Покровская.

————————————————————————————————————

О любви Б[ожией].[266]

————————————————————————————————————

Завернувшаяся калоша.[267]

————————————————————————————————————

Доброта ко всем. Без нее всё плохо.[268]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Мои знания 65 л[ет].

————————————————————————————————————

Бабу за корче[мство] в острог.[269]

————————————————————————————————————

Ощущение[270] жизни и ощу[щение] ее пределов, вот откуда представления о жизни.

————————————————————————————————————

Обвиняется в побо[ях] старик Платон Новик[ов], Ясенецкий кр[естьянин]. Обвиняется в будке Родионова Рима.

Молиться об унижении.[271]

————————————————————————————————————

Все науки хороши, только бы не задавить ни одного человека, а они все на трупах построены.[272]

————————————————————————————————————

1. Ивин Степ. 6. 2

2. Степ. Карп. 7. —

4. Орефья Вас. Хбалев — 8

5. Григор. Мак. 8

6. Иона Иванов 5

7. Наум Терент. — 9

— 13

9. Максим Ермак. 8

10. Конст. Лигутин 14

11. Игнат Епифанов 3.

12. Фед. Епифан. — 4

— 5

14. Макс. Пузанов 7

15. Васил. [1 неразобр.] 3[273]

————————————————————————————————————

Овсянки в Пресновку.

————————————————————————————————————

Рожнову в Забровке круп и чаю.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Дрова в Татищево и Енгалычево. Попов малый просит.

————————————————————————————————————

Красный Крест.

Вдова Вера Кирсанова Мещерск[ая]

Левон

Фекла Мазик. Татищевская.

Марья Дронуш. в д. Татищ[еве].

Цена на капусту.

Отправка стоит 300 р.

Свидетельство от зав. за день?

По чем капуста.

У Сазонова отрубей.

П[авел] Алек[сандрович] Усов, Калуга.

Тверь Клоповск.

Маресу сказать адрес Клобск[ого].

Иван Шувалов

Андреевка

Илья Кузмин

Примечания

1891

Июнь — апрель. Стр. 170—178.

799. 1702 — Может быть, письмо H. Н. Ге-отца к М. Л. Толстой от 12 июня 1891 г. Напечатано в книге «Л. Н. Толстой и H. Н. Ге. Переписка», «Academia», М. 1930, стр. 139—141.

800. 1704. Алексей Семенов Шарапов, — А. С. Шарапов и упоминаемые дальше Кудряшев, Петр Киселев и др. — крестьяне окрестных деревень, приходившие к Толстому с просьбами и жалобами или встречавшиеся по дороге.

801. 17129. 13 вышли. — См. прим. 223.

802. 1722. Томашевич. — Е. С. Томашевич, муж сестры А. С. Буткевича, сфотографировавший Толстого с его спутниками.

803. 1725—8. ширина 1 арш[ин].... и с прибором. — Записи относятся к ящичным ульям, которые Толстой видел на пасеке у Буткевича-отца. Ср. в Дневнике запись от 19 июня 1891 г.

804. 17226. Просит [?]Алексеева. — Запись относится к просьбе жены В. И. Алексеева, В. В. Алексеевой, о предоставлении ей каких-нибудь переводов с иностранных языков. См. письмо к В. И. Алексееву от 22 мая 1891 г. в т. 65.

805. 1743. Лазарев. — Иван Федорович Лазарев (р. 1830), врач. В 1890-х гг. служил во Владимире, потом в Орле. См. т. 49.

806. 1744 — Егор Арсеньевич Покровский (1835—1895), главный врач Московской детской больницы, редактор-издатель основанного им журнала «Вестник воспитания». См. т. 50.

807. 1745. Златовpaтск[ий], — Николай Николаевич Златовратский (1845—1911), писатель. См. т. 49.

808. 1755. Ломовки, — Ломовка, большое село Богородицкого уезда Тульской губ.

809. 17515—19. 1) Жизнепониманий много.... и я живу. — Записи к работе над статьей о непротивлении.

810. 17523. Пришни. — Деревня Пришня Переволокской волости Крапивенского уезда, в 22 км. от Ясной Поляны.

811. 17526. Первая кни[га] Царей, — Первая книга Царств, входящая в состав библии.

812. 17529. В силу государствен[ной] охраны 16 статья — Статья 16 «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» предусматривала права администрации в местностях, объявленных на положении усиленной охраны («Свод законов Российской империи», т. XIV: Приложение к Уставу о предупреждении и пресечении преступлений, изд. 1890 г.).

813. 17619 — Мария Леонидовна Урусова, пианистка.

814. 1778. Послесловие к послесловию. — См. прим. 177.

815. 17728. Прошке. — Вероятно, Прохору Зотову, крестьянину деревни Воробьевка.

Июнь — июль. Стр. 179—182.

816. 17914—15. Кир.... Катон. — Ср. в Дневнике запись от 27 июня 1891 г.: «После обеда прочел древнюю историю». Подбор названных в записи лиц показывает, что Толстого интересовал в них (повидимому, в связи со статьей «Первая ступень», над которой он работал в июне — июле 1891 г.) биографический момент сокращения потребностей и суровой, воздержной жизни. Кир Старший (ум. 529 до н. э.) — персидский царь; о его детстве и воспитании Ксенофонтом был написан нравоучительный роман «Воспитание Кира», идеализированный герой которого надолго вытеснил в представлении европейского общества реальную историческую личность Кира. Ликург — легендарный спартанский законодатель; предание относит жизнь его к IX в. до н. э. Эпаминонд (ум. 362 до н. э.) — фивский полководец и политический деятель. Сократ (469—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Диоген (ок. 412—323 до н. э.) — древнегреческий философ, считавший основной добродетелью доведение потребностей до минимума. Цинциннат (V в. до н. э.) — римский государственный деятель, считавшийся по традиции образцом древнеримской добродетели и простоты нравов. Ганнибал (247—183 до н. э.) — вождь карфагенян, герой второй Пунической войны. Катон Старший (234—149 до н. э.) — римский государственный деятель, имевший в должности цензора репутацию сурового блюстителя чистоты нравов.

817. 179—25. Но и в области воздержания.... воздерживаться от блуда. — Запись к статье «Первая ступень». Ср. в Дневнике запись от 25 июня 1891 г.

818. 1804. Дмитрий Ефимов.... по приговору. — Дмитрий Ефимович Нарышкин, крестьянин одной из соседних с Ясной Поляной деревень. Сельские сходы имели право выносить приговоры об «удалении из крестьянского общества тех из проживающих в его среде членов оного, дальнейшее пребывание коих в этой среде угрожает местному благосостоянию и безопасности» («Свод законов», т. IX: Положение о сельском состоянии, кн. 1, раздел 2, гл. 2, § 62, п. 3).

819. 1808 — См. прим. 260.

820. 18028. Самовар Графине. — А. А. Толстая просила заказать ей в Туле самовар. См. письмо к ней от 29—31 августа 1891 г. в т. 66.

821. 1818. балоны— Воздушный шар, прикрепленный на канате. Подъем на таких шарах был одним из развлечений на французской выставке в Москве в 1891 г. Ср. в дневнике С. А. Толстой запись от 16 июля 1891 г. (ДСТ, II, стр. 57).

822. 18112. Арбитрация.... обмана. — Разрешение международных конфликтов путем третейского суда. Ср. рассуждение на эту тему в гл. V «Царства божия внутри вас».

823. 18121—23. Письма: Ал[ександре] Андр[еевне].... Барш[евой], — См. в тт. 66 и 87.

824. 18127—28. Вписать противоречия.... и средство заглушить. — К гл. V «Царства божия внутри вас».

825. 18129—31 — К вступлению в гл. VI «Царства божия внутри вас».

826. 1825. Тит Кузьмин. — Крестьянин-бедняк деревни Деменки, упоминаемый в Дневнике 7 июня 1887 г. (т. 49).

Август. Стр. 182—184.

827. 18233. — Вероятно, сын бывшего земского страхового агента Никиты Петровича Боровкова. Толстой писал о нем Н. В. Давыдову в августе 1891 г., прося помочь ему доставлением какого-нибудь места. См. т. 66.

828. 1831. Вписать в противоре[чия] Либиха и Паскаля. — К работе над гл. V «Царства божия внутри вас». Мысли Либиха и Паскаля не были включены в окончательную редакцию этой главы.

829. 18326. Петр Ивано[вич] Кузнецов. — В письме к Н. В. Давыдову от начала августа 1891 г. Толстой просил его обратить внимание на дело крестьянина Одоевского уезда Тульской губ. П. И. Кузнецова о незаконно сломанной у него постройке. См. т. 66.

830. 18417. Вил[ьгельм] — О милитаристской политике Вильгельма II (1859—1941) Толстой говорит в конце гл. VIII «Царства божия внутри вас».

Сентябрь. Стр. 184—188.

831. 18429. Кремор-тартар пить. — Старое (французское) название калийной соли виннокаменной кислоты; употреблялась как слабительное.

832. 1851. В ней много недостатков. — В письме к П. И. Бирюкову от 6—7 сентября 1891 г. Толстой просил его заменить в предисловии к первому женевскому изданию «Соединения, перевода и исследования четырех евангелий» слова: «имеет много недостатков» словами: «в ней много недостатков» (т. 66).

833. 1851—2. Барыня ест и упрекает жестокость мясника. — К гл. IX статьи «Первая ступень» (заключительные абзацы).

834. 18513. Маше письмо об эгоизме. — Вероятно, несохранившееся письмо к М. А. Кузминской.

835. 1861. К стат[ье] воздерж[ание]: — К статье «Первая ступень».

836. 1871— См. в т. 66.

837. 18711. Гроту, что письмо Гольцеву. — В письме от 27 сентября Н. Я. Грот просил Толстого «сказать свое слово» о помощи голодающим. Ответ Толстого — если он был написан — неизвестен, как и упоминаемое в записи письмо к В. А. Гольцеву.

838. 18717. Прокоф[ию] лесу. — Прокофий Власьевич Власов (1839—1912), яснополянский крестьянин, бывший ученик Толстого по Яснополянской школе. См. т. 49.

Октябрь. Стр. 188.

839. 18830. Платон Новик[ов], — В письме к Н. В. Давыдову от октября 1891 г. Толстой ходатайствовал о «крестьянине Ясенецкой волости и деревни Платоне Новикове, обвиняемом в том, что он в пьяном виде сорвал... медаль с старшины» (т. 66).

Ноябрь. Стр. 189—190.

840. 189—20. 1. Ивин Степ.... 15. Васил. — Список крестьян из окрестных с Бегичевкой деревень, где были устроены столовые. Цифры означают число едоков в семье.

841. 18924. в Забровке — Забровка (или Заборовка) — деревня Епифанского уезда Тульской губ., в 11 км. от Бегичевки.

842. 18929 — Сельцо Енгалычево Данковского уезда Рязанской губ.

843. 18930. Красный Крест. — В 1891 г. в губерниях, пострадавших от неурожая, были учреждены для помощи населению губернские, уездные и участковые попечительства Красного Креста, подчиненные губернаторам.

844. 18932. Мещерск[ая] — Из деревни Мещерки.

845. 1908. У Эрисмана узнать — Федор Федорович Эрисман (1842—1915), врач-гигиенист, профессор Московского университета. В письме в редакцию «Русских ведомостей» (1891, № 282 от 13 октября) Эрисман указывал ряд веществ, которые, «будучи в известной пропорции прибавлены к ржаной муке, дают хлеб вкусный и удобоваримый и в то же время сравнительно недорогой». Толстой пытался наладить печение хлеба по способу проф. Эрисмана. См. об этом письмо T. Л. Толстой к С. А. Толстой от 4 ноября 1891 г.

846. 19010. Тверь Клоповск. — Вероятно, описка, и надо читать «Клопск.», что подтверждается следующей записью, в которой упоминается фамилия Клобского.

847. 19011— Лев Николаевич Маресс (р. 1864), статистик и экономист. См. т. 50.

Сноски

167. Ср. Дневник 1891 г., 10 июня.

168. Cp. Дневник 1891 г., 10 июня, 1.

169.

170. Ср. там же,

171. Ср. там же, 4.

172. В рукописи: его

173. Ср. Дневник 1891 г., 10 июня, 5.

174. , 2

175. Ср. Дневник 1891 г., 17 июня, 1.

176. Ср. Дневник 1891 г., 17 [13] июня.

177. Зачеркнуто: очень

178.

179. Две строки написаны неизвестной рукой, вероятно кого-нибудь из Буткевичей.

180. Ср. Дневник 1891 г., 17 июня, 2.

181. Ср. там же, 3.

182. Ср. там же, 4.

183.

184. Ср. Дневник 1891 г., 6 июня, 2.

185. [Воздержание]

186. Ср. Дневник 1891 г., 8 июня.

187. , 27 мая, 4.

188. Ср. там же, 5.

189. Ср. Дневник 1891 г., 2 июня.

190. Ср. Дневник 1891 г., 6

191. Дальнейшие листы Записной книжки (лл. 11—19) относятся к 1889—1890 гг. и включены в тт. 50 и 51.

192. Ср. Дневник 1891 г., 18 апреля, 5.

193. Ср. там же, 4.

194. Ср. Дневник 1891 г., 2 мая, 2.

195.

196. Ср. Дневник 1891 г., 2 мая, 4.

197. Ср. там же, 5.

198. Ср. Дневник 1891 г., 10 мая, 1.

199. Ср. Дневник 1891 г., 10 мая, 1.

200.

201. Ср. там же, 3.

202. Ср. Дневник 1891 г., 10 мая.

203. На полях против слов: душевных сил

204. Ср. Дневник 1891 г., 10 мая, 4.

205. Ср. там же, 5.

206. Ср. Дневник 1891 г., 22 мая, 1.

207. Ср. там же, 2.

208.

209. Ср. там же, 4.

210. Ср. там же, 5.

211. Ср. там же, 6.

212. Ср. Дневник 1891 г., 22 мая, 7.

213.

214. Ср. там же, 9.

215. Ср Дневник 1891 г., 27 мая, 1.

216. Ср. там же, 2.

217. Ср. там же, 3.

218.

219. Ср. Дневник 1891 г., 25 июня, 2.

220. Ср. там же, 3 и 4.

221. Ср. Дневник 1891 г., 27 июня, 1.

222. Ср. Дневник 1891г., 14 июля, 2.

223.

224. Ср. там же, 4.

225. Ср. там же, 5.

226. Ср. там же, 6.

227. Ср. там же, 7.

228.

229. [простор].

230. Эта фраза обведена кругом чертою.

231. Зачеркнуто: Человек должен понять, что он обманут, но тут — его слабость, его привычки, его разврат. Пишу.

232.

233. Ср. там же, 3.

234. Ср. Дневник 1891 г., 22 июля, 1.

235. Ср. Дневник 1891 г., 31 июля, 1.

236. Ср. там же, 2.

237.

238. Ср. Дневник 1891 г., 4 августа, 1.

239. Ср. Дневник 1891 г., 12 августа, 8.

240. Ср. там же, 7.

241. Ср. там же, 6.

242.

243. Ср. там же, 4.

244. Ср. там же, 3.

245. Ср. Дневник 1891г., 12 августа, 2.

246. Ср. там же, 1.

247.

248. Ср. Дневник 1891 г., 13 сентября, 1.

249. Ср. там же, 2.

250. Ср. Дневник 1891 г., 13 сентября, 3.

251. Ср. там же 4.

252.

253. Ср. там же, 7.

254. Ср. там же, 8.

255. Эта запись обведена кругом чертой.

256. Ср. Дневник 1891 г., 13 сентября, 10.

257.

258. Ср. там же, 12.

259. Ср. там же, 13.

260. Ср. там же, 9.

261. Ср. там же, 14.

262.

263. Ср. там же, 17.

264. Ср. Дневник 1891 г., 8 октября, 1.

265. Ср. там же, 2.

266. г., 24 октября, 1.

267. Ср. там же, 2.

268. Ср. там же, 3.

269. Ср. там же, 4.

270. нашей

271. Ср. Дневник 1891 г., 6 ноября.

272. Ср. Дневник 1891 г.,

273. Зачеркнуто: 16

Раздел сайта: