Записная книжка № 5, 1893—1895 гг.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 5, 1893—1895 гг.]

Алексей Архипович Каховский за убийство.

Выгон общий отрезала помещица.

Авдотья из Тросны?

Принять картину.

14 Мая. [1893. Я. П.] Великолепие выстав[ки] Чикаго. А на это истребление земли и людей [2неразобр.] наука поправит.[330]Один из главных грехов: думать, что это сейчас ничего.

Уменьшать в своем представлении т[о], ч[то] сейчас совершает[ся].[331]

————————————————————————————————————

16. Брить пуделя, попробовать на солдате. У пуделя глаз, опер[ация]. Попробовать на солдате.[332]

Грешишь тем, что забрасываешь люд[ей], с к[оторыми] живешь. Отчаиваешься в них.[333]

16. Свинство. Свинья.

————————————————————————————————————

Либерал фендрик, если не знает.

————————————————————————————————————

Больше раду[юсь?] увлеченью Ра[е]вским, только бы не этим.

————————————————————————————————————

 

Андр[ей] —

42

Сем[ен] —

42

Иван —

42

Гаря? —

48

Серг[ей] —

73

Андр[ей] —

81

Ив[ан] —

48

————————————————————————————————————

Из Житовки девка, 22 лет нет, без руки и ноги — принять в больницу.

17. Молодой лист на старых березах? Рябь по листве утром от ветра.[334]

————————————————————————————————————

Нога сломана от дурного фитиля[?]

————————————————————————————————————

Две вещи одинаково трудны по обществ[енному] мнению: брак без церкви и пощечина без дуэли.[335]

————————————————————————————————————

Вспоминаю, что мне дал брак? Ничего. А страданий бездна.[336]

————————————————————————————————————

Сергеев сын просит.

————————————————————————————————————

На росе все лошади жадно щипят. — Запах трав.

Лошадиный пот и навоз.[337]

Не делайте вид, что вы меня судите. Вы разбойники, Я вас судил и осудил. Я живу для распрост[ранения]. Всё, что вы мне сделаете, польза этому делу, следовательно и мне.[338]

————————————————————————————————————

28. Вас. Дарь. [3 неразобр.]

————————————————————————————————————

От В[язьмы] до Сызрани отх[одит] почт[овый] 4,57 ночи, тов[аро]-пас[сажирский] 4,32 дня. От Сыз[рани] до В[язьмы] почт[овый] 1 ночи, тов[аро]-пас[сажирский] — 2,28 дня.

Устинья Королева пом[ерла] — 41.

————————————————————————————————————

В Бароновке выдача.

————————————————————————————————————

В Сергиевском[339] столовую.

————————————————————————————————————

Дров Ерофею и денег.

————————————————————————————————————

И один болен.

————————————————————————————————————

Привезенцев р. один болен — 42. Мужик болен.

————————————————————————————————————

Саламатина Федора Семен — слепой и больная б[аба] 2.

————————————————————————————————————

Канарейки нет, померла 43.

————————————————————————————————————

помощи.

————————————————————————————————————

Афимья Горшкова.

————————————————————————————————————

Если быть в [1 неразобр.], то как не страшна смерть.

————————————————————————————————————

Столовых 22. Взрослых 744 (без ост. 47).

————————————————————————————————————

Просо у священ[ника].

Муку и лебед[у].

————————————————————————————————————

Остаток

Ржи

Пшена

Картоф[еля]

375

60

274

————————————————————————————————————

Саламатина Симон [?] раскрыл избу. 4 б.

————————————————————————————————————

Королькова — умерла.

— 37 б.

Двое больных, девка и малый.

У Никона больная была две недели, не топила. — Ничего нет. Семена Матюхина на детскую.

————————————————————————————————————

Федота записать детскую — 8.

————————————————————————————————————

Кузин, баба больна.

————————————————————————————————————

Емельян Антошки[н], больна женщина.

————————————————————————————————————

Щербаков, 1 девочка. 11 б.

————————————————————————————————————

Трунин, 1 м. 12 б.

————————————————————————————————————

Петрушин 6 б.

Итого (19).

Один умер 5.

Егор [1 неразобр.].

————————————————————————————————————

Авдониных на столовую и платье.

————————————————————————————————————

Деньги 30 к. за детск[ой] столовой.

————————————————————————————————————

Ивановка — колки.

Кашнина просит записать в столов[ую].

————————————————————————————————————

Просят о крупе в Татищеве.

————————————————————————————————————

Дрова и платье за деньги.

————————————————————————————————————

Семену Матюхину дров.

————————————————————————————————————

— надо.

————————————————————————————————————

Харламов — просит.

————————————————————————————————————

Тихон — просит.

————————————————————————————————————

Арина Жирк[ова].

————————————————————————————————————

Софьинки — Трофим корма прос[ит].

— Зайцев Григорий просит хлеба.

————————————————————————————————————

27 [мая. Я. П.] Гипнотизация дирижера.[341]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Того, что есть, не должно быть, а чего нет, то и должно быть.[342]

————————————————————————————————————

Петр Филипов.

Алексей Антонов.

————————————————————————————————————

Школа грамотности в Колпне. —

————————————————————————————————————

— соперничество. — Моей жене нужно не признавать меня разумным в практ[ических] дел[ах].[343]

————————————————————————————————————

Олимпиада.

Евгения Шевырева

————————————————————————————————————

Корову продали за подати 2—50 у Озерского мужика.

————————————————————————————————————

Поденный у Бога, потом на уроке, пото[м] месячный, потом годовой, потом дольщики.

————————————————————————————————————

В госпитале на Воронежской.

————————————————————————————————————

Выставка Чикаго.[344]

————————————————————————————————————

Часто говорят: дело рассудка. Да, несогласие окружающего с требованиями совести дело рассудка. Несогласие своей жизни с требованиями разума дело любви.[345]

Ничто так не мешает любви, как несмирение, самолюбие, самовыставление.[346]

————————————————————————————————————

Макарыч[ев] прилет[ел]

————————————————————————————————————

Макс Нордау, романы, как танцы.[347]

————————————————————————————————————

Очевидно музыка, и вообще искусства, дело не на своем месте.[348]

————————————————————————————————————

Только христ[ианин] ставит свою жизнь в познании истины, и пот[ому] только один хр[истианин] своб[оден].[349]

————————————————————————————————————

<Шевелевка З[емский] Н[ачальник] 1-го участка на поруки. Борисов.

Земскому началь[нику] о земле Петр Исаев.

————————————————————————————————————

Решетнику Андрею.

————————————————————————————————————

Я долго не верил сам себе, что религия офиц[иальная] есть антирелигия, но пришлось поверить. То же теперь относительно образования.[350]

Довольство девок и старух.[351]

————————————————————————————————————

Фадей Бодров.

————————————————————————————————————

Остроги, войска, капищи нужны, ч[тобы] поддерживать существ[ующий] пор[ядок]. А порядок этот дурен, мы сами сознаем это.[352]

————————————————————————————————————

>

————————————————————————————————————

Леонт[ий] Евсеич Дужкин. Баку. Узкая улица, — д[ом] Юзуф-Хана.

————————————————————————————————————

Телятинским страховку.

————————————————————————————————————

Для этого нужно сначала посмотреть на то, что [1 или 2 неразобр.] для 1) производящего и 2) получающего.[354]

————————————————————————————————————

Богословие — особенно.

Наука —

Искусство —[355]

————————————————————————————————————

— наследство.

Колпны. Пуд и Павел Николаев Хр.

————————————————————————————————————

Анна Ивановна, вдова убитого на шахте Михаила Егорова, Самохвалки.[356]

Просится в шахтческ[ую] школу. Насинский 16 л[ет].

————————————————————————————————————

Вред иск[усства] еще в том, что оно наполняет жизнь подобием жизни.[357]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Телятинским о верш[иннике] и хворосту.

Об Мостовск[ом] мужике убогом — у Сер[гея] Вас[ильева?].

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Нравств[енный] калека, какой есть, все-таки хочу творить волю Твою.[359]

Но ни те, ни другие не умеют, если и хотят, видеть [1 неразобр.], ébâcle,[360] если жизнь пойдет по старому [3 неразобр.]. И потому это игрушечное решение вопроса о том, кого 9 десятых легкомысл[енных] [1 неразобр.] юнош[ей] признают своим руководителем.

————————————————————————————————————

Наука, т. е. то, что теперь так называется, как называлась у Р[имско]-катол[иков] в средн[ие] в[ека] схоласт[ика].

Религия не есть то, во ч[то] верят люди, и наука — то, ч[то] изучают люди, — а р[елигия] то, что дает смысл жизни, а наука то, что нужно знать для жизни людям.[361]

————————————————————————————————————

Если не знать, что надо делать, как же призывать к неустанному деланию. Самые безнадежные люди те, к[оторые] говорят: вам хорошо делать нечего, а мне еще 3 тома, еще две пушки, два проекта[?], 60 визитов, 10 мильонов[?].

————————————————————————————————————

Алексей Жидков.

————————————————————————————————————

Соломонида, мальчик в больн[ицу].

————————————————————————————————————

— побир[ается].

————————————————————————————————————

Подите, спросите у народа, что такое наука и искусство.

————————————————————————————————————

Мостовские бабы просят: Афимья Матюшина, Наталья Матюшина — просят хлеба.

————————————————————————————————————

Зубы — пломбировать, а не перестать жрать.[362]

————————————————————————————————————

Поучение прим[е]р[ом].[363]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Х[ристос] не сказал: Я есмь жизнь, путь и красота.

————————————————————————————————————

Максим Прокоф[ьев] Маслаков за дрова.

————————————————————————————————————

Всего меньше мы понимаем поступки друг друга те, к[оторые] вытекают из тщеславия: не угадаешь, чем и перед кем он тщеславится.[365]

————————————————————————————————————

Шинтякова просит о сестре.

————————————————————————————————————

Отговариваемся, ч[то] не знаем закона. В роде, как если бы поставили перед собой доску — что[бы] не видеть ничего. А то вера в церко[вь] или вера в науку.[366]

————————————————————————————————————

Только [если видеть] смысл своей жизни в исполнении воли Пославшего, получает смысл смерть и жизнь загробная.[367]

————————————————————————————————————

Женщины всегда были в послушании — вдруг по новому.[368]

————————————————————————————————————

Carthago delenda[369] нельзя принимать.

————————————————————————————————————

— женщины.[370]

————————————————————————————————————

Новости 127, 128.

————————————————————————————————————

Если бы кто сомневался в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как сходятся с другого конца глупость и эгоизм.[371]

————————————————————————————————————

Форма романа прошла.[373]

————————————————————————————————————

28 Июня. [1893. Я. П.] «Я в свое верю, а ты в свое». Нельзя не желать. Но магометанин будет бить, а христианин умолять.[374]

————————————————————————————————————

Конец века пришел, уменьшается любовь.

Есть две улыбки: одна радости, другая насмешливости: а) над орудием, б) над собой, почти стыда.[375]

————————————————————————————————————

хорошо, но мне будет место после. (Церковные христиане.) Всё прекрасно устроено, только ему нет места. Машины крутят, толкают, угрожают ему. Но еще другие люди вполне искренно говорят: вздор, так как нет счастья, то всё это глупо, и надо кончить (буддизм). —

И вот христиан[ское] жизнепонимание, которое состоит в том, что всё на свете не стоит, а делается всем тем, что живет. И ты живешь и должен делать. И будешь делать то, ч[то] тебе назначено, и познаешь, в чем дело, и получишь счастье.[376]

————————————————————————————————————

Первый ученик в пажеском корпусе.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Милионы народу 100 лет, а доктора ищут пищу.[377]

————————————————————————————————————

Отдых,[378] субботний, дали по науке. Если бы работали, дали бы [379]

————————————————————————————————————

Женщины, как жиды, платят за свое рабство деспотизмом.[380]

————————————————————————————————————

Комаров просит леса.

————————————————————————————————————

Леночка — самовар.

Рабы взяли верх.[381]

————————————————————————————————————

Телятинским дров.

————————————————————————————————————

Искусство потому хорошо, когда без приготовлен[ия]. Цыгане.[382]

————————————————————————————————————

Фадин Иван Алекс.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Маркина пройда из Горок просит помочь.

————————————————————————————————————

Авдонины —

————————————————————————————————————

Матюхина Савость[янова] просит избы.

————————————————————————————————————

Алена Кузина.

————————————————————————————————————

Хохлова Павла.[383]

————————————————————————————————————

Камолова Матре[на] на корову двои[м].

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Абрам дров.

————————————————————————————————————

Максим Смирнов бедность.[384]

————————————————————————————————————

Агафья прос[ит].

Семен Матюхин просит о корове.

————————————————————————————————————

Никита Киселев из Алекс[андровки] просит лошадь пас[ти].

————————————————————————————————————

1) Ольга Кишкина

1

2) Филимон.

2

3) Федота

1

4) Афросинья

1

1

6) Авдотья Увариха

1

7) Федор Воронин

1

————————————————————————————————————

В столовую.

2

Крысанова —

1

Кухов —

1

Мешков Соф. —

3

Молокан Егор —

1

2

Ивлев Никита —

1

Молок. Фил.

1

Бычков Ник.

1

Молок. Лука

1

1

Акс. Ивл.

1

Филим.

1

Ольга Ким.

1

Страх. Семен

1

[1 неразобр.]

1

Андрей Семеч.

1

Михея —

2

Митрий Молок.

1

1

Соф. Мешк.

1

Платы —

 

Мало сказать: я д[елаю] д[обро], это говорили и говорят. Надо, ч[то]б это стало так же необходимо, но и естественно, как любить себя. И это может сделаться только, если бы

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Мещерские —

Лукерья Мещер[ская].

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Веру в знание известных современных людей, кот[орая] называется наукой, и веру в знание известных людей прошедшего, которую называют религией. —

————————————————————————————————————

Осиновая гора.

1

Луке Афра[симову] —

1

Пав. Куз. —

1

Степ. Вас. —

1

Вас. Ив. —

1

1

Николаев —

1

Ефим Григор. —

1

Арсен. Вас. —

1

Бор. Макс. —

1

————————————————————————————————————

Вас. Осипов

1

Павел Семен.

1

Прасковья Суво.

1

Лукерья Девк.

1

————————————————————————————————————

Прудки.

Св[е]шников —

1

Васины —

1

Акин Гун. —

1

1

Анисья Зуб. —

1

Антон Сид. —

1

Илья Макс. —

1

Семен Макс. —

1

1

Авдотья Зубк. —

1

Прасковья Рат. —

1

Катерина Кас. —

1

На столовую:

1

Грубиянова —

1

Бывает, что защищает с раздраж[ением] истину, кажущуюся неважной. Тебе кажется: только кирпич, а для него это т[от] замок свода, на к[отором] построен его дом.[385]

[386]Шевырева мать имеет ли право на 7-ю часть.

Нет заслуги отдаваться в волю Его, но есть награда в сознании того, что ты в Его воле, с Ним.[387]

Записная книжка № 5, 1893—1895 гг.

Не только всякое сумашествие есть дошедший до последнего предела эгоизм (мания величия), но всякое ослабление ума, духовн[ой] силы, есть увеличение эгоизма.[389]

5 Августа. [1893. Я. П.] Разговор с социал-демократами — юноши и девицы. «Капиталист[ическое] устройство перейдет в руки рабочих». Да капит[алистическое] устройст[во] установилось только п[отому], ч[то] нужны для всякого практич[еского] дела распорядители с властью. Будет дело, будет устройство будет руководство, будут распорядители с властью. А будет власть, будет злоупотребление ею: то, ч[то] теперь.[390]

Счастье только в деятельности и в деле Божьем.

————————————————————————————————————

Что лучше — сходиться на бале, или над постелью больного.[391]

————————————————————————————————————

Никольск[ое] Одоевского уезда. Григорий Родион[ович] Бригадиров, Василий Вас[ильевич] Александров о земле.

————————————————————————————————————

Август 11, утро, голубая дымка, роса как пролита. Яблони отяжелели, дымки. А там в желтом поле — уж работ[ают], и роса на мягком овсяном жнивье.

Девушка в красном в цветниках, облит[ых] росою; пахнет душистым дымом свежего хворосту. Везде на сучках колосья с возов.[394]

Кусты сиреневые в росе блестят. Тихо. Собака на балконе на солнцепеке греется.[395]

————————————————————————————————————

Старуху обижают в Шевыревке — Митр[ий] Петров [1 неразбор.].

————————————————————————————————————

Альфонский — Мих[аил] Герас[имович] школу грамотности.

————————————————————————————————————

Новопавшинск[ая] улица, дом Киселева.

————————————————————————————————————

Плеханово, разделили старика от сына — Сорин. —

————————————————————————————————————

— другое — кажется ему неясно.[396]

В первый раз, молясь, понял, ч[то] ненадежен для Ц[арства] Б[ожия] работник, оглядывающийся назад. Делай и не думай о себе.[397]

————————————————————————————————————

«У меня есть высочайшее повеление», а у меня самое высочайшее — заступаться за братьев, обличать их гонителей.[398]

————————————————————————————————————

— покаяться, другое — убить или заточить, не выпуская.[399]

————————————————————————————————————

И действительно мож[ет] б[ыть] только первое, и потому скажите тому челов[еку], к[оторого] вы называете царем, чтоб он вместо меня занял Шлисельб[ург].

Каторжн[иков] розгами.[400]

————————————————————————————————————

«Посмотри, как хорошо мы подкрасили дом, убрали его флагами, ветками, а у вас что? — канавы, камни». Это фундамент нового строенья.[402]

С Страховым разговор. Он хочет находить во всем хорошее. Это прекрасно. Но как бы не находить хорошим то, что мы призваны уничтожить.[403]

————————————————————————————————————

Тычининские сгорели. NB

————————————————————————————————————

С Страховым разговор о том, ч[то] как дошли до обеспечения каждого челов[ека] от убийства, насилия, так теперь пора дойти до обеспечения от голода. Это уже делают в острогах.[404]

————————————————————————————————————

Власа дело узнать.

————————————————————————————————————

Лопухина просить.

————————————————————————————————————

Орлова Митрий Иван[ов] Бодоров ссылается на поселение — жена не хочет итти на поселение.[405]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Ум логический, эгоист[ический], узкий, длинный и ум чуткий, сочувствующий, широк[ий], короткий.[407]

Два способа познания. Познавать внешний мир 5-ю чувствами — самый грубый, неизбежный способ. Но входя в жизнь другого существа — челов[ека], зверя, растения, даже камня, познаешь его изнутри, соедин[яя], восстановляя нарушенное между нами единение.

Это же — поэтический дар. Это же — любовь.[408]

— как провести хорошо день. Так их и воспитывать надо.[409]

————————————————————————————————————

Макар Данилов из Самохваловки просит не ломать постройку, покрыт[ую] железом.

————————————————————————————————————

Чтобы узнать, веришь ли в молитву, попробуй помолиться о том, что считаешь несчастьем.[410]

————————————————————————————————————

Колоть плаху и глухие удары.[411]

————————————————————————————————————

Каждый поступок ничто, в сравнении с бесконечн[остью] пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пр[остранстве] и времени.[412]

Неужели от того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, к[оторая][413] уже чувствует весну.[414]

————————————————————————————————————

Добро, когда не знаешь, что его делаешь.[415]

————————————————————————————————————

В прежней жизни радости вспоминаются теперь. Может быть, в прежней жизни я был[416] материальн[ая] частица, сложившаяся в теле и подчинившаяся закону. Теперь я челов[ек], стремящийся к этому соединению — и к подчинению закону. Любовь и есть это стремление.[417]

————————————————————————————————————

— 6 детей.

Идеи — образы теперешней жизни — это пережиток прежней.

————————————————————————————————————

Амиель не знает, куда деть свой баласт тонкости, эрудиции.[418]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Вы скажете, м[ожет] б[ыть], что это философ[ия]. Я не думаю.

————————————————————————————————————

Милль говорит: «человечество получ[ает] бòльш[ую][419] долю счастья, когда кажд[ый] челов[ек] преследует свое, подч[иняясь] правил[ам] и условиям, требуемым всеми прочими, нежели когда чел[овек] ставит единственной целью благо всех прочих». Это справедливо, если под благом отдельн[ого] чел[овека] разуметь благо духовное, согласн[ое] с волей Б[ога], или, проще, спокойствие совести. Каждый человек пусть ищет Ц[арства] Б[ожия] и правды его в себе, и получится наибольшее благо. А какой признак искания Ц[арства] Б[ожия] в себе? Соблюдение правил и условий, требуемых всеми прочими. В этом исполнении этих правил состоит духовное благо отдель[ного] чел[овека].[420]

————————————————————————————————————

Мадам Baptiste 3 из Horlà. Adieu 4 из Contes du j[our] et de la n[uit].[421]

————————————————————————————————————

В Головеньках девушка рожает. Он мещанин.

————————————————————————————————————

— пустота.[422]

————————————————————————————————————

Ложь женщин делает то, что жен не любят.[423]

Не бьется в унисон, а бьется негодован[ием] за то, ч[то] вы втягива[ете] меня во вражду с братьями. Я знаю, что значит эта любовь. Я не имею этой любви. Я им[ею] любовь к Царю [?] такую же, к[ак] к Конту, Шекспиру — а [1 неразобр.] во мне силами буду бороться с этим.

————————————————————————————————————

Точка зрения эстет[ическая], точ[ка] зр[ения] служеб[ная], т[очка] зр[ения] религ[иозная], а простой нет.[424]

Деятельность из мирской и дея[тельность] из христ[ианской].[425]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Гадание есть внушение энергии.[426]

————————————————————————————————————

Судят за упавш[его] человека, Иван Никитин Соколов.

————————————————————————————————————

Колединский свящ[енник] просит 20 рублей за венчание.

————————————————————————————————————

Кузнецов обвиняется в пожаре лесном в Касимов[ском] уезде Мальцовск[ого] имения, села Прудков.

И потому религия не только не есть врем[енное], преход[ящее] явление, но необходимый орган духовной жизни, в роде сердца. Когда же люди говорят: у меня нет религии, то это значит, что они признают низшую — языч[ескую].

————————————————————————————————————

На этом можно обосновать только нравственность внешности.

————————————————————————————————————

Всякое движение впер[ед] есть нарушен[ие] приличий.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

К раз[говору]: для этого надо перестать понимать цель жизни в благе личной или совокупности, а....

Клавдии Маков[ой]? подано прошение Покровским.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Чтобы[429] поднять, надо подломить под собой слабый лед и стать на крепкий.[430]

————————————————————————————————————

Басня о человеке, потерявшем дорогу и потому бегущем изо всех сил, куда попало.

————————————————————————————————————

Как только ты материальная часть, — ты ничто. Только тогда ты что-нибудь, когда ты орган Бога.[431]

————————————————————————————————————

Любовь всепобедна. Ми-Ти прав, но только ее надо не предписывать, а с нее самому начинать.[432]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Александр Михельсон. — Сретенка, Стрелецкий пер[еулок], д. Ганшиных, 29, переводчик Историч[еской] Америки Лабуле.

————————————————————————————————————

Что ты хочешь? хорошенько спроси себя: чтобы ты был непонят, поруган современниками, но чтобы дело твое б[ыло] бы делом Божиим, или чтобы тебя сейчас возвеличили и ты сам (как всегда) верил бы своему величию.[434]

————————————————————————————————————

Больной в клинике, расслабленный [1 неразобр.] адрес: Алексей Тарасов. Госп[италь] хирург[ической] кли[ники], Трубник[овский] пер[еулок], д. К. Крапоткина, Серг[ей] Элеаз[арович] Березовский.

————————————————————————————————————

Провинциализм либерализма в роде раскольников.[436]

————————————————————————————————————

Мы, 1000-летние христиане, не бросаемся как кровожадные звери, не разрываем друг друга только п[отому], ч[то] есть какой-то Ал[ександр] Алек[сандрович], к[оторый] очень любит мир и не позволяет нам этого.

————————————————————————————————————

[1 неразобр.] А они придумали обеспеченности.[437]

————————————————————————————————————

Земско-городская школа. Бабаевск[ая] улица, Тула. Елизавете Родионовне Хишенковой.

————————————————————————————————————

Amiel совершенно нечаянно приходит к христианству в его истинном смысле.

————————————————————————————————————

Живодерка, Новочух[инский] тупик, д[ом] Сафонова, Мар[ье] Ив[ановне] Горбуновой.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Эти обезьяны, всё проделано, кроме нравствен[ного].[438]

Кто же прав: Пр[окофий] или Дер[улед]? Я знаю, что Пр[окофий] считается рабочим скотом. Но ведь, во 1), не было бы Пр[окофья], не б[ыло] бы у Д[еруледа] и ботинок, и жел[езных] дор[ог] и пр[очего], а во 2-х), я знаю, что Пр[окофий] не раб[очий] скот, а челов[ек] мыслящий и мыслящий по-христиански, я знаю, ч[то] если бы все были Пр[окофьи], то не было бы войны.

И если Прок[офья] или сына его будут учить, то только пот[ому], ч[то] их жестоко обманут. Вот от этого-то и страшно быть участник[ом] этого обмана. И потому... Предполагается, что патр[иотизм] есть свящ[енное] чувство, но его уже давно нет, и не может быть, он только одно орудие для Дер[уледов], чтобы обманывать Прок[офьев].

————————————————————————————————————

Живод[ерка], Пыхов проезд, дом Качнова, 4.

————————————————————————————————————

Неглий[ный] проезд, д[ом] Ливенсона, номера Свет, №21.

————————————————————————————————————

Если бы последствия не б[ыли] так страшны, было бы смешно. Пусть кто-нибудь найдет хоть один разумный мотив патриотизму.

————————————————————————————————————

Для того, чтобы вызвать патриотизм, поощряют самые низкие, грубые чувства: тщеславие, корыстолюбие, разврат, даже подлость; рабство (дисциплина), подлость (лояльность) возведены в добродетели. Как леса снаружи и снутри, к[оторые] не снимают.

Рассуждение: увеличивать пищу лучшая иллюстрация внешне[го] и внутрен[него].

————————————————————————————————————

Патриот[изм]: 1) не добродетель, 2) его нет и 3) его не мож[ет] б[ыть].

————————————————————————————————————

5 Янв. 1894.

— много ума, много духовной высоты. А этого нет. Миллиарды людей — всё один и тот же средний человек.[439]

То, что вочеловечение, искупление и воскресение может доказываться философски (как у Чичерина), доказывает, что философия может доказывать всё, что хотите, и потому ни в чем убеждать не может (14 Янв.).[440]

————————————————————————————————————

Завалишина Марья Дмитриевна, Мясницкая, Милют[инский] переул[ок], д[ом] Бардиной.

————————————————————————————————————

Успехи[442] техники нашего времени не могут удержаться при правильном устройстве жизни. Большая доля, может быть 0,99 должны погибнуть. И не беда.[443]

————————————————————————————————————

Мы хотим угодить и Богу и людям. А это нельзя. Не только почти всегда, но всегда — одно противно другому.[444]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

1) У Илюши — те же рабы.[445]

2) Как ужасна жизнь без участия в общем деле, переход от бессознат[ельного] участия к сознательному.[446]

————————————————————————————————————

2) Я не говорю о тех, к[оторых] влечет к обману страсти, корысть, тщеславие, но я говорю о свободных от страстей, по глупости, по незнанию, по доброте подчиняющихся ему. (Я видел таких много, восхвалявших Тулонс[кие] празднества, и потом соглашавшихся, ч[то] это дурно, когда им б[ыло] растолковано, ч[то] в них.)

3) Этих[447] не много, но столько же, сколько и тех, к[оторые] из выгоды распространяют обман.

4) Большая масса Прокофьев инертна. Императ[оры], короли, министры и их приспешники влияют на народ, одуряя его. Свободные люди молчат и понемногу поддаются обману.

5) Эти люди, да не только они, но и те, кот[орые] напускают патриотизм, постоянно говорят об ужасах милитаризма. Это сделалось модной темой разговора. Говорят об ужасах милитаризма и вместе с тем сами усиливают патриотизм, то, что производит милитаризм. В роде дам, ужасающихся на моды и поспешно заказывающих их себе.

— я думаю, равные — но если бы и не равные. — Одна, установивш[ая] общ[ественное] мнение в пользу патриотизма, другая, если бы знала свою силу, должна бы устанавливать общ[ественное] мнение обратное. И это легче, п[отому] ч[то] истина на ее стороне.

————————————————————————————————————

Смысл жизни стал для меня только в служении. Спасти людей от греха и страданий.[448]

————————————————————————————————————

Повесть: один бросает, др[угой], любовник, женится.[449]

————————————————————————————————————

Два чувства удовлетворения: сознание совершенствования и воздействие на людей.[450]Тросне поп дрова сжег. —

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Ничем нельзя разбить гипнот[изм] [?].

Reçu télégramme inquiétant de Léon. Il engage sa soeur à venir le prendre. Vue l’instabilité de sa santé et de son humeur prie d’informer sans le lui dire sur son état et l’urgence d’ [1 неразобр.] à sa demande.

Tolstoy.[451]

————————————————————————————————————

Искусство только тогда, когда совпадут внутр[еннее] стремление и сознание дела Бож[ия].[452]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Терять людей.[454]

————————————————————————————————————

Юрьев в 7-м параллельном классе 1-й гимн[азии], просят поместить в гимназию.

————————————————————————————————————

Стадницкая просит.

Что мы называем красотой, есть то, что нравится.[455]

————————————————————————————————————

Христианину не только нельзя хвастаться, но и оправдываться — во всем виноват.[456]

————————————————————————————————————

Часто приходишь в состояние, что не знаешь, где я?[457]

————————————————————————————————————

Если знаешь, что жизнь не кончается этим миром, то накануне смерти продолжаешь готовиться.[458]

————————————————————————————————————

Иванову в Саратов прислать Книгу

Моисею

————————————————————————————————————

[1)] Откуда я взялся? Его отец ∞ Бог.

Исполнять волю.

3) В чем воля?

Жить вечно.

4) Зачем?

— завод.

5) Как знать волю?

Люди искали

Нельзя любить[?]

Были люди, искавшие указ[ания]. Христос. —

6) Почему нельзя жить для себя? Обман жизни.

7) Тяжело?

Легко, если жить для вечности. Жизнь началась не здесь и кончится не здесь. От кого приш[ел], к тому придешь.

И если и посл[ан], то ради др[угих].

————————————————————————————————————

Между 5 и 6.

————————————————————————————————————

Все люди говорят. Не верь. Всё открыто всем.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Ребенка втянут в жизнь, на шею др[угих] людей, а потом, когда он связан по рукам и ногам соблазнами, откроют ему глаза.[460]Страстное желание выучиться на велосипеде, общаться с женщиной. «Все пропади, только бы это было, как бы не случилось чего до вечера». Нужно бы такое же страстное желание исполнять волю Бога.

Возможно ли?

Да. Но для этого нужно сознание труда и жертвы совершающегося дела. Молю об этом Бога.[461]

————————————————————————————————————

Насколько я утвержусь в вере, настолько же я утвержу в вере и других. Как капля воды в среде других капель, к[оторая] сама могла бы нагреваться.[462]

————————————————————————————————————

Николай Смирнов просит места при журнале.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Хорошо тому, у кого страсти не превосходят допущенное светом.[463]

————————————————————————————————————

L'être éternel, une fois qu’il est, est toujours.[464] То же и человек. —

————————————————————————————————————

Он вечно живое в мертвом.[465]

————————————————————————————————————

В Житовке сгорел двор.

Грузнов Бабур[инский] просит на избу.

————————————————————————————————————

Прислать если можно Мопассана. —

————————————————————————————————————

Тютчев на школу.

————————————————————————————————————

’eau[466] история преступника в Monte Carlo и о войне.

Сделался переворот.

————————————————————————————————————

Озерские два двора сгорели.

Старой Колпны, вдова Марья Лаврухина замуж за Махар.

————————————————————————————————————

Я уж 6-ая [1 неразобр.] дюж[ина?]. Играет со мной, как кошка с мышью, зная, что она всегда возьмет меня, когда ей вздумается.

————————————————————————————————————

Благо матерьяльное себе доставляется только в ущерб другим, благо духовное всегда только через благо других.[468]

Нет смерти.

В[опрос]: Почему нет прекращения жизни?

П[отому] ч[то], умирая, исполняешь волю Бога.

————————————————————————————————————

Если жизнь только в Боге, то неужели нельзя пользоваться радостями жизни.

————————————————————————————————————

Прокофий — лесу.

————————————————————————————————————

— лесу.

————————————————————————————————————

Исаеву — 10 р.

Пришнинские — убили 5 лошадей — Колобаева 3, у Тарасова 2 ло[шади].

————————————————————————————————————

О[твет]: Любить добро = люб[овь].

————————————————————————————————————

Все хотим общего, организован[ного] дела, а не делаем часто личного, домашнего, разнообразного, ежедневного.[469]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Как быть, если в челов[еке] нет любви? Любовь всегда есть. Надо только ее любить.

————————————————————————————————————

Тане — письмо Озмид[ову] и отправить рук[опись].

————————————————————————————————————

Собир[ал] ландыши — свет на листе принял за белый цвет.[470]

————————————————————————————————————

— Идея. — Мы в прежней жизни забыли идеи, к[оторыми] живем.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Да — Бога.

————————————————————————————————————

Деличев деревни Труновки Богучаров[ской] вол[ости]. Подал прошение об усадьбе в губ[ернское] прав[ление].

4 Июня 1894 г.

Нынче в лесу думал: все, что вижу: цветы, деревья, небо, земля, всё это мои ощущения, всё это сознание пределов моего «я». Когда я прикасаюсь с ними — хочу расшириться. — Потом подумал: что же такое любовь, зачем любовь, когда расшириться можно только через борьбу? И усумнился, и нашло уныние: не выдумываю ли я всё, что говорю о любви. Вспомнил в утешение, что все говорят о любви, что-нибудь да есть в ней. Но этого мало. Пошел дальше, и вдруг выяснилось: Почем же я знаю то, что я — я, а всё видимое и познаваем[ое] есть только предел меня? Для чего мне это дано знать? И если я чувствую пределы и стремлюсь из них, то во мне есть беспредельное. Чем же я могу выйти из этих пределов и чем могу проникнуть в них? Тем, чтобы любить их. Любовь уничтожает пределы, соединяя с сущностью, себя с Богомлюбовью.

Посредством любви человек разрушает пределы, делается беспредельностью — Богом.

Сначала человек стирает эти пределы между ближайшими существами, потом между более отдаленным. Но как же питаться, как же ходить, не давя траву и насекомых? В этом мире не мыслимо осуществление жизни любви, возможно только приближение. Но есть другие миры. Человек, с одной стороны, приближает осуществление Ц[арства] Б[ожия], увеличивает любовь, с другой — сам готовится к жизни высшей. (Слишком умно.)[472]

Андриян Болхин судится в окружн[ом] суде — за насилие.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Алехина адрес.

Лавровишень капли.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Смерть вызывает упрек в недостатке любви.[473]

Получил грустное письмо от Колички — непонятн[ое], и грустное от Анненк[овой].[474]

————————————————————————————————————

У Маши больная сильно мать с изуродов[анной] девочкой.[475]

———————————————————————————————————

[476]Теперь гонения, предательства, отречения, отпадения. Надо стоять твердо. [477]К Генри Джоржу. И 6) главное, избавить людей неработающих от греха пользования чужими трудами и оправдывания себя (часто они и не виноваты, п[отому] ч[то] воспитаны так с детства) и работающих людей от греха озлобления и осуждения неработающих.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

15 И[юня]. Хр[истианство] есть учение об истинной жизни и об истин[ном] благе.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

1) Чтобы на скрип[ке] играли.

————————————————————————————————————

2) В Туле купить ноты — школу скрипичную Берио, изд. Юргенсона.

————————————————————————————————————

3) Муки и тавта.

Илья Болхин слеги. —

Анна Матвевна Сапронова, извести[ть] о девочке в Севастополе, в Ефремовс[ком] уезде, волости Стрел[ецкой], села Маслова. В волость:

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Не могу.... но могу всегда говорить правду.[479]

————————————————————————————————————

Вызвать в себе Бога, к[оторый] хочет свое[го] Царства, блага всем.[480]

————————————————————————————————————

Люди находят особ[енное] наслажд[ение] в том, ч[тобы] развращать чистых. Таня.[481]

————————————————————————————————————

Искусство естественно. Птица поет.

На то она птица. Если человек поет, как птица, это хорошо. Но когда он собирает орк[естр] и т[ому] п[одобное].[482]

————————————————————————————————————

Нельзя поднять 50 пуд[ов], нельзя даже не рассердиться, но всегда можно сказать правду.[483]

————————————————————————————————————

Андриану вереи.

Все дело Божие скрыто от меня бесконечностью.[484]

————————————————————————————————————

Смирновская вдова просит помощи, Авдотья Пчелкина.

————————————————————————————————————

Христ[ианское] учение разрушает обман мирской жизни.

————————————————————————————————————

Христианское учение не нужно людям, стоящим на степени животного. Но оно нужно передовым, и передовые соответственно ему складывают жизнь.[485]

————————————————————————————————————

Июль 3. Мухи жужжат около дома, рои мух. На солнце дрожит яркая дымка, блеск.[486]

————————————————————————————————————

1/2 своего века, я урод физич[ески], за то нравствен[ные], духовные требования поднялись.[487]

————————————————————————————————————

Деревни Крюковки крестьянин Василий Золотов обвиняет[ся] в поджоге, просит на поруки.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Искусства есть два:

1) Передача того высшего, что мы знаем.

2) Игра — птица.

источник заблуждения.[488]

————————————————————————————————————

Искусство есть естествен[ное] свойство, как у птицы, но т[ак] к[ак] чел[овек] не птица, а сознательное существо, то он мож[ет] обратить иск[усство] на зло, добро и на ни то, ни сё. В этом всё дело.

————————————————————————————————————

Каша — и выдача 19 р. с нее. —

————————————————————————————————————

Страшно сказать, но молиться словами нельзя. Молиться словами значит выражать мысли о Боге; а мыслить о Боге нельзя. Можно только сознавать его, делать его волю. Общение с Богом в этом мире только делами. (В числе дел же могут быть и слова.) Но словами молиться нельзя, всё равно как глазами двигать нельзя.[489]

————————————————————————————————————

— Крючков вел продавать, дер[евни] Бегичевки Потем[кинской] волости, Софья Скворцова, хозяйка ее, Рудаково Басов[ской] волости. —

————————————————————————————————————

Вдова Озерская просит помочь, постройка. —

————————————————————————————————————

В[опрос]: В чем дело Божье?

————————————————————————————————————

Василиса Ганичева просит купить лошадь.

————————————————————————————————————

1) Но возможно ли это? Не есть ли это самообман?

————————————————————————————————————

2) Не лишает ли это всех радост[ей]?

————————————————————————————————————

И обратно.

1) Служение Богу, и в этом всё.

————————————————————————————————————

В[опрос]: Почему мы знае[м]?

О[твет]: П[отому] ч[то] 1) все этого жела[ют].

2) История.

1) П[отому] ч[то] в[се] это жела[ют].

2) Это достижимо.

3) Это дает благо.

————————————————————————————————————

Я только вижу вещь, а она не такая.

Головинские выселки, судится за убийство жены.

————————————————————————————————————

Захар Ровчевс[кий] погорел.

————————————————————————————————————

Как бы я рад был покориться жене, если бы чувствов[ал] преимущ[ество] разума.[491]

————————————————————————————————————

Пирогово — Зыковские отправляются на поселение за кражу.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

1) Анархисты. 1) Наука. Стена.[492]

————————————————————————————————————

Атмосфера греха.[493]

————————————————————————————————————

Портрет мат[ери] Элпид[ифоровны].

————————————————————————————————————

Любовь так естественно, что мы верим в нее.[494]

Кочма Лапотк[овской] волости, ссылают обществом.

————————————————————————————————————

1) Давыдова спросить: может ли просить о выдаче ее приданое 160 р. и детям, кот[орые] мещанки.

Пелагея Полякова, Кузьминки, Тульск[ого] уезда, Зайц[евской] волости.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Если мы любим др[уг] др[уга], то Б[ог] преб[ывает] в нас и пребыв[ающий] в любви, преб[ывает] в Б[оге] и Бог в нем.

Не любящий не знает Б[ога], п[отому] ч[то] Б[ог] есть люб[овь].[495]

Любовью познаем Бога. Познание Бога дает любовь.

————————————————————————————————————

Ларивон Антонов, Алексей Егоров, просят лошадь.[496]

Матрена.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

30 Августа. Тепло, ясно, чувствуется свежесть утрен[него] мороза. [1 неразобр.] ярко зеленое[?]. Рожь частыми, без травинки, полосками повысыпала зеленой щеткой, где еще в краске.

————————————————————————————————————

Никогда не увидит обетов[анной] земли тот, кто ввел в нее. Исполнение воли — цель, а не достижение ее.[497]

Стремглав вниз бросается только такой чел[овек], у которого] есть крылья.[498]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Разница — там сотворен, а здесь творится.

————————————————————————————————————

— любовь.

————————————————————————————————————

Точка его — разум.[500]

————————————————————————————————————

В невской конвойной команде рядовой Александр Мазурин.

————————————————————————————————————

Гордею слег.

Василию хворосту.

Алекс[ею] Б[орисову?] сохи.

————————————————————————————————————

В субботу суд будет

————————————————————————————————————

Василий Павлов из Косова просит на избу.[502]

————————————————————————————————————

Толпа идет.[504]

————————————————————————————————————

Блага и сохранения своей личности.

Блага и сохранения своей истинной сущ[ности].

То благо от других сохранение, неподвижность.

Это благо вечно движение.

Благо то в условиях этого мира, считающ[егося] неизменным, благо это в победе над миром, в изменении его.

То благо пользова[ние] миром, это — изменение его.

————————————————————————————————————

<Благо слияния с Богом.

В[опрос]: Что делать для слияния.

О[твет: Делать то, что он делает — претворяет жизнь. >

————————————————————————————————————

Благо сущности в вечном освобождении разума и любви и претворении ими мира.

Благо сущности в увеличении, сохранении разума и любви.

Благо личности в увеличении и сохранении ее.

————————————————————————————————————

20 Сент[ября].

Дурно утешаться мыслью о том, что если я не делаю всего, что должно, в области духовной теперь, то я успею сделать это после. Времени для духовного нет, и потому чтò не сделано, то не сделано, а чтò сделано, то сделано.[505]

————————————————————————————————————

Красота есть последствие.[506]

————————————————————————————————————

Сгорели Тарас Бор[исов], Степан Кондр[атьев].

————————————————————————————————————

Слож[ная] мах[инация?] для малого.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Золотов о поджоге.

————————————————————————————————————

Пироговские по росписке.[507]

————————————————————————————————————

1) Что принимает подобие любви и 2) что отвлекает силы жиз[ни].[509]

————————————————————————————————————

Личность — продолже[ние] жиз[ни]. Любовь — творит жизнь.[510]

— жизнь личн[ости], желание блага другим — жизнь лю[бви].[511]

————————————————————————————————————

В этой жизни достижение цели, к[оторая] стоит вне ее — именно увеличение — рост.[512]

————————————————————————————————————

Надо быть так уверену в том, что жизнь неистребима, чтобы не жалеть этой жизни. В роде того как, срезая побеги, знае[шь], что они пойдут.[513]

————————————————————————————————————

1) — бережет лично[сть], п[отому] ч[то] кроме нее нет нич[его].[514]

2) смотрят на личность, как на орудие, к[оторое] дано теперь для дела вечного — творить.

Прежде б[ыла] идея полезно[сти], потом красоты, теперь добра.[515]Когда чел[овек] осуждает другого в недостатке любви, то это значит, что ему неприятно, что его не любят.[516]

Сущность — жизнь — есть желание блага. Отт[ого] заблуждение, личность.[517]

————————————————————————————————————

Я был как перекормлен[ный] жеребец.[518]

————————————————————————————————————

Шекспир — вопрос только сценический. Гёте, Шиллер. Причина дурного вкуса англич[ан].[519]

————————————————————————————————————

Дьявол поймал меня. Я хотел обойтись без Бога. И — уныние, страх. Теперь нашел и радость. В роде как.... «а горы!»[520]

————————————————————————————————————

Чтобы жить, надо быть правым.[521]

Жить просто, без усилия. Но как только труд, борьба, так переноситься в область духа, но не для того, чтобы уйти, а для того, чтобы преодолеть, перенести, служить. Как птица, ходить по ветке, сложа крылья, но как трудно расправлять их и лететь.[522]

————————————————————————————————————

Для чего живу я, Нат[алья] Петр[овна], князь? — Очевидно, исполняем дело как[ое]-то.[523]

————————————————————————————————————

Хотят спасти самодержавие православием и потопят и то и другое.[524]

————————————————————————————————————

— всякая чепуха, к[оторую] мы проделываем.[525]

———————————————————————————————————

Разум не всё может понять, но от того, чтобы всё понять, и до того, чтобы всё принимать, как бы неразумно оно ни было, огромное расстояние.[526]

————————————————————————————————————

Цветкову — перемет.

————————————————————————————————————

Представляют комедию.[527]

————————————————————————————————————

Тане сказать, послать Guiard:

————————————————————————————————————

Хотеть умереть, не будешь работать. Не хотеть умер[еть], будешь работать для себя.[528]

Стены и пушки Кремля остались ненужными, так же останутся ненужны — торпеды и самые войны (чепуха).[529]

————————————————————————————————————

Собою [считать] Бога в себе, к[оторого] мы называем душою.[530]

————————————————————————————————————

Бессмертная душа требует дела бессмертного.[531]

————————————————————————————————————

Просить за зятя.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Ложное понимание в том, ч[то]б[ы] считать жизнью свою умирающую личность, а не свою вечно растущую душу.[533]

————————————————————————————————————

Эсперантист.

————————————————————————————————————

В шахте с лампочкой. Она то же, что есть солнце — потушить ламп[очку]. Лампа тоже произведение солнца.[534]

Любовь есть освобождение себя от личности.

————————————————————————————————————

Соблазны:

2) Обеспечение се[бя] в этом мире.

3) В том.

————————————————————————————————————

Сопоцько.

Кони.

————————————————————————————————————

Вера в чудеса — признак сознания неважности, непрочности реальных законов — зависимости их от нас? Никто не пожелает того, чтоб 2 × 2 б[ыло] 3.[535]

————————————————————————————————————

Письмо Алехина.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Бумаги у [1 неразобр.]

Спросить:

2) злоупотребления наживы военных,

3) как секут плетьми,

4) где вместо Кары.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Забыть себя — не может любовью, забывается табак[ом], вин[ом].[538]

————————————————————————————————————

1) Довольство тюрьмой[539]

Еропкину. Лахману.

————————————————————————————————————

1) Простить нель[зя] [1 неразобр.]

2) Затем, что и я бы не сделал[?]

3) Узнав, была, чтоб уничт[ожить].

4) Жаль, что не сказала.

————————————————————————————————————

Исполнение воли Божьей не совпадает с благом личности — оно есть прогресс души и Ц[арства] Б[ожия].

Только узнал, что нынче празднуют ваш юбилей. Примите и[541] наше сердечное поздравление.

Л. Т.

В свете окна кружат блестки из снега.

————————————————————————————————————

Записная книжка № 5, 1893—1895 гг.

————————————————————————————————————

Мансур[овский] пер[еулок], д[ом] Баскова.

————————————————————————————————————

Мы не будем судить о нем, а признаем, ч[то] он служит нам своей жизнью, и постараемся быть тем же, чем он.

————————————————————————————————————

Спасение от эгоизма сумашествия только в битых колеях.

————————————————————————————————————

Зло можно делать сообща. Добро можно делать только поодиночке.

Идеал есть та истина, к[оторая] начинает н[ам] открываться.

————————————————————————————————————

В старости путаю, чтó было мне открыто на том и чтó на этом свете.

В[асилий] А[ндреич] держит за шею и в плену мужиков.

Его валенки.

————————————————————————————————————

Революцию нельзя. Будет хуже.

Покориться нельзя. Тоже будет хуже.

В[асилий] А[ндреич] боится думать о себе и хватается за все, что мож[ет] отвлечь его от себя.

————————————————————————————————————

Рад, что у него есть дело.

Ложись, где лежал.

Примечания

1893

Май. Стр. 230—234.

930. 2305. — Запись связана с пребыванием в Ясной Поляне в начале мая 1893 г. художника H. Н. Ге, оставившего перед отъездом (12 мая) какое-то поручение относительно своей картины.

931. 23020. Больше радуюсь.... только бы не этим. — Речь идет об увлечении М. Л. Толстой П. И. Раевским, которое Толстой противопоставляет возникшему летом 1893 г. увлечению Н. А. Зандером.

932. 23022. Спор либерала с Анат[олием] Анатол[ьевичем]. — Относится к рассказу «Кто прав?», над которым работал в эти дни Толстой (ср. в Дневнике записи от 16 и 23 мая 1893 г.).

933. 2319. Из Житовки — Житовка, или Житово, деревня Крапивенского уезда.

934. 23121. Сергеев сын — Вероятно, сын Сергея Петровича Арбузова. См. т. 49.

935. 2347 — Усть-Колпна — деревня Крапивенского уезда.

936. 23419. Школа грамотности в Колпне. — В деревне Колпне учителем был Петр Васильевич Морозов, преподававший в 1861—1862 гг., под руководством Толстого, в Яснополянской школе. См. т. 8.

Июнь. Стр. 234—239.

937. 2353 — Воронежская улица в Туле.

938. 23513. Макарыч[ев] — Макарычевы, или Макаровы — крестьянская семья в Ясной Поляне.

939. 23524. Борисов. — Анатолий Александрович Борисов (р. 1862), земский начальник 1-го участка Тульского уезда.

940. 2363. Фадей Бодров. — Крестьянин Крапивенского уезда Фаддей Бодров был приговорен земским начальником А. А. Борисовым к тюремному заключению на 6 месяцев. В письме к Н. В. Давыдову (без даты) Толстой спрашивал, нельзя ли выпустить Бодрова из тюрьмы на время рабочей поры, причем сообщал, что берет его на поруки. См. т. 66.

941. 23612-13. Леонт[ий] Евсеич Дужкин.... Юзуф-Хана. — Адрес Леонтия Евсеевича Душкина (1860—1899), слесаря-механика, знакомого Толстого. См. т. 50. Толстой упоминает о нем в письме к М. А. Шмидт от 1 мая 1893 г. (т. 66).

942. 23629— На каменноугольных копях близ станции Ясенки, принадлежавших Р. Р. Гилю.

943. 23630. Самохвалки. — Самохваловка — деревня Епифанского уезда Тульской губ.

944. 2376. Солдатка 54 года, — Крестьянка, муж которой был взят в солдаты в 1854 г. До введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. призывавшийся на военную службу оставался на ней в течение 25 лет.

945. 2382. Алексей Жидков. — Алексей Анисимович Жидков (р. 1860), яснополянский крестьянин. Работал одно время дворником у Толстых в Москве.

946. 23827. Шинтякова — Шинтяковы, или Шентяковы — крестьянская семья в Ясной Поляне.

947. 2399— Этой латинской фразой, вошедшей в поговорку для выражения непреклонной настойчивости в преследовании цели, заканчивал каждую свою речь в Сенате римский государственный деятель Катон Старший. Толстой воспользовался ею для заглавия нескольких своих статей.

948. 23914. Новости 127, 128. — В № 128 от 12 мая петербургской газеты «Новости», в неподписанном фельетоне «Свет и тени», был напечатан рассказ «во вкусе сказок Толстого», как выразился фельетонист.

Июль. Стр. 240—243.

949. 24017 — К повести «Отец Сергий». В черновых рукописях корпус, в котором воспитывался кн. Касатский, назван Пажеским. См. тт. 31 и 87, стр. 12.

950. 24031. Леночка — Елена Сергеевна Толстая.

951. 2418. Фадин Иван Алекс. — Крестьянин одной из соседних с Ясной Поляной деревень. А. Т. Зябрев упоминает в своих «Воспоминаниях о Л. Н. Толстом» об отведенном Фадину в Засеке лесном квартале, который так и назывался «Фадин отвод» («Ежемесячный журнал», 1915, № 8, стр. 79)

952. 24115. У Эл[ены] Павл[овны] 600 р. — Елена Павловна Раевская. Речь идет о части пожертвованных сумм, остававшейся к моменту поездки Толстого 12—19 июля 1893 г. в Бегичевку.

Август. Стр. 244—247.

953. 24416. Шевырева мать имеет ли право на 7-ю часть. — По дореволюционному наследственному праву вдова наследовала одну седьмую часть недвижимого имущества и одну четвертую движимого, мать же вообще не наследовала, но если сын умирал бездетным, то за ней признавалось право пожизненного пользования оставшимся после него родовым имуществом.

954. 24421. — Чертеж представляет собой старинную математическую задачу, так называемый «магический квадрат» или «магический крест», особенность которых заключается в том, что суммы чисел в каждом столбце, в каждой строке и в двух диагоналях равны одному и тому же числу.

955. 2467. Новопавшинск[ая] улица, — Улица в Туле.

956. 2469. Плеханово— Деревня Крапивенского уезда, в 21 км. от Ясной Поляны.

957. 24627. Каторжн[иков] розгами. — Телесные наказания в царской России применялись к лицам крестьянского сословия и к ссыльно-каторжным и поселенцам. См. написанную Толстым в декабре 1895 г. статью «Стыдно», т. 31. Номинально отменены были в 1903—1904 гг.

958. 2478. Тычининские — Деревня Тычинино Крапивенского уезда, в 15 км. от Ясной Поляны.

959. 24714— Влас Онисимович Воробьев (1859—1929), яснополянский крестьянин. В 1880-х гг. работал дворником у Толстых в Москве.

960. 24718. Орлова — Из деревни Орлово Крапивенского уезда.

Октябрь. Стр. 249—250.

961. 249—23. Мадам Baptiste.... de la n[uit]. — Рассказы Мопассана: «Мадам Батист» из сборника «Horlà» («Орля») и «Прощай» из сборника «Contes du jour et de la nuit» («Сказки дня и ночи»). Цифры 3 и 4 означают оценочные отметки по пятибальной системе. Оба рассказа не вошли в состав «Сочинений Мопассана, избранных Л. Н. Толстым».

962. 2501. к[ак] к Конту, — Огюст Конт (1798—1857), французский буржуазный философ и социолог-позитивист. Отзыв Толстого о нем см. в статье «Так что же нам делать?», гл. XXX (т. 26).

963. 25011 — Дело крестьянина Федора Михайловича Гуреева было назначено к слушанию в Тульском окружном суде на 20 декабря 1893 г. («Тульские губернские ведомости», 1893. 8 декабря).

964. 25017. Колединский свящ[енник] — Священником в селе Коледине Крапивенского уезда в 1890-х гг. был В. И. Богословский.

Ноябрь — декабрь. Стр. 251—253.

965. 251—10. Басня о человеке.... куда попало. — Сюжет последней из «Трех притч». См. в Дневнике запись 22 декабря 1893 г. и прим. 532.

966. 25121. Историч[еской] Америки Лабуле. — Эдуард де Лабуле (1811—1883), французский писатель и историк. В 1857 г. Толстой слушал его лекции в Collège de France в Париже (см. т. 47, стр. 120, и прим. 1616). — Имеется в виду его «Histoire politique des Etats-Unis» (3 тома, 1854). Русский перевод вышел в Москве в 1870 г., без указания переводчика, под заглавием «История Соединенных Штатов».

967. 252—2. Серг[ей] Элеаз[арович] Березовский. — Врач-хирург, впоследствии профессор Московского университета и главный доктор Шереметевской больницы (ныне больницы им. Склифасовского).

968. 2527—10. Мы, 1000-летние христиане.... Ал[ександр] Алек[сандрович].... не позволяет нам этого. — К статье «Христианство и патриотизм», гл. XVI (последний абзац). Александр Александрович — император Александр III.

969. 25228. Пр[окофий] — Прокофий Власьевич Власов. См. прим. 838.

970. 25228. Дер[улед]? — Поль Дерулед (1846—1914), французский писатель и реакционный политический деятель, националист и пропагандист войны с Германией. Дерулед приезжал к Толстому в Ясную Поляну 15 июля 1886 г. с целью привлечь его к агитации за идею «реванша». Посещение это и разговор Деруледа с Прокофием Власовым описаны Толстым в статье «Христианство и патриотизм», гл. X.

971. 253—26. Если бы последствия.... уменьшить любовь. — Записи к статье «Христианство и патриотизм», гл. XIV и XV.

1894

Январь. Стр. 253—255.

972. 2546. Завалишина — Мария Дмитриевна Завалишина, дочь декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина (1804—1892), с которым Толстой был лично знаком. См. т. 50.

973. 25417. Ник[олаю] Никитичу написать. — Николай Никитич Иванов, поэт и беллетрист, сотрудник «Посредника». См. т. 50. Письмо к Иванову от 29 января 1894 г. см. в т. 66.

974. 25423—25516. 1) Чтобы избавиться от обмана.... истина на ее стороне. — К статье «Христианство и патриотизм», гл. XVI—XVII.

Февраль. Стр. 255—256.

975. 25521—22. Повесть.... любовник женится. — См. прим. 556.

976. 25531—2562. Reçu télégramme..... sa demande. — Черновик телеграммы от 11—12 февраля 1894 г. Шарлю Саломону в Париж. Телеграммы этой нет в опубликованных Саломоном письмах и телеграммах к нему Толстого. Возможно, что она не была послана.

Март — май. Стр. 257—259.

977. 25710. Не знаю — завод. — См. притчу, записанную в Дневнике 22 декабря 1893 г. (запись 9).

978. 2574—20. 1) Откуда я взялся... то ради др[угих]. — Повидимому, первый набросок конспекта «Катехизиса». См. в Дневнике запись от 21 апреля 1894 г. и прим. 567.

979. 25816. Lêtre éternel. ... est toujours. — См. прим. 572.

980. 25824. Прислать если можно Мопассана. — Толстой писал С. А. Толстой 29 апреля 1894 г., что целое утро был занят «корректурами Мопассана» (т. 84, № 600). В это время печатался роман Мопассана «Монт-Ориоль» в перевод Л. П. Никифорова с предисловием Толстого к сочинениям Мопассана. Кроме того, Толстой был занят подбором рассказов Мопассана для дальнейших томов собрания его сочинений в издании «Посредника».

981. 25826. Тютчев на школу. — Вероятно, сборник стихотворений Ф. И. Тютчева для школьной библиотеки.

982. 258—29. Bel ami..... и о войне.— Романы и рассказы Мопассана, переводы которых просматривал Толстой.

983. 2596. La chaise. — Имеется в виду рассказ Мопассана «La rampailleuse» («Починщица мебели»).

— август. Стр. 260—265.

984. 2602. письмо Озмид[ову] и отправить рук[опись]. — Содержание письма к Н. Л. Озмидову от конца мая или начала июня 1894 г., с отзывом о его переделке романа Диккенса «Домби и сын», известно только по ответному письму Озмидова от 4 июня. «Рукопись» — очевидно, присланная Озмидовым рукопись переделки.

985. 26014. Труновки — Деревня Труновка Тульского уезда, в 11 км. от Ясной Поляны.

986. 2617. — Адриан Григорьевич Болхин, яснополянский крестьянин. В 1880-х гг. служил работником в усадьбе Толстых.

987. 26119. грустное от Анненк[овой]. — См. ответ Толстого Л. Ф. Анненковой от 13—14 июня в т. 67.

988. 26127. К Генри Джоржу. И 6) главное— В письме к Т. М. Бондареву от 23 июня 1894 г. Толстой кратко изложил в пяти пунктах систему Генри Джорджа. В комментируемой записи он добавляет шестой пункт, не вошедший в сохранившийся черновой текст письма.

989. 26212. Чтобы на скрип[ке] играли. — Игре на скрипке учились двое младших сыновей Толстого: Андрей и Михаил.

990. 26214. школу скрипичную Берио, — Шарль Огюст Берио (1802—1870), бельгийский скрипач и композитор, автор руководства «Скрипичная школа», русское издание которого, в двух частях, было выпущено П. И. Юргенсоном в Москве в 1884 г.

991. 26218 Илья Гаврилович Болхин, яснополянский крестьянин.

992. 26231. Таня. — Т. А. Кузминская.

993. 26312. Смирновская вдова —

994. 26316. Павлову отцу — Относится, вероятно, к отцу яснополянского крестьянина Павла Титовича Борисова (Борискина), Титу Борисовичу Борисову.

995. 26328—29. Василий Золотов.... на поруки. — Дело крестьянина Василия Павловича Золотова было назначено к слушанию в крапивенской сессии Тульского окружного суда на 29 ноября 1894 г. О нем и о деле его см. письмо Толстого к Н. В. Давыдову от 17 ноября 1894 г. в т. 67.

996. 26422. Крапивенскому лесничему, — Крапивенским лесничим был в 1894 г. Александр Иванович Успенский.

997. 26424. Бегичевки — Деревня Бегичевка Крапивенского уезда.

—266.

998. 26519. Головинские выселки, — Деревня Крапивенского уезда.

999. 26521. Ровчевс[кий] — Из деревни Рвы Тульского уезда, в 8 км. от Ясной Поляны.

1000. 2664. — Анны Ельпидифоровны Владыкиной.

1001. 2667. Кочма — Деревня Корчма Крапивенского уезда, на тракте из Крапивны в Ефремов.

1002. 26615. Альберт Шкарван. — Альберт Шкарван (1869—1926). См. т. 87, стр. 340. О Шкарване рассказывал Толстому Д. П. Маковицкий во время своего посещения Ясной Поляны в августе 1894 г.

1003. 26628. Михайла Лапшен[ков] за убийство жены судится. — Дело крестьянина Михаила Федоровича Лапшенкова было назначено к слушанию в крапивенской сессии Тульского окружного суда на 28 ноября 1894 г. См. о нем письмо к Н. В. Давыдову от 17 ноября 1894 г. (т. 67). В письме Толстой ошибочно называет его Дмитрием.

Сентябрь. Стр. 267—269.

1004. 26725. из Косова — селение Косое, или Косая гора, в 6 км. от Ясной Поляны. В настоящее время один из крупных центров металлургической промышленности Подмосковного района.

Октябрь. Стр. 269—271.

1005. 2706—7. Шекспир.... Причина дурного вкуса англич[ан]. — Запись вызвана чтением статьи В. Д. Спасовича «Дружба Шиллера и Гёте», где, в разном контексте, упоминается об отношении Шиллера и Гёте к Шекспиру.

1006. 2709. , — О крестьянке Марии Алехиной, обвинявшейся в убийстве своего ребенка, см. заметку в «Тульских губернских ведомостях», 1894, 23 апреля, № 16.

1007. 27020. Нат[алья] Петр[овна], — Наталья Петровна Охотницкая, старуха-приживалка, долгое время жившая в Ясной Поляне. См. т. 47.

1008. 27020. князь? — Душевнобольной крестьянин Григорий Блохин, который называл себя князем и считал, что может не работать, так как он «окончил всех чинов» и должен жить как господа, ничего не делая, «для разгулки времени». См. т. 25, стр. 387.

1009. 2712. перемет. — Вероятно, Яков Васильевич Цветков (1848—1921), крестьянин деревни Воробьевка, с которым Толстой в молодости ходил на охоту, или брат его, Николай Васильевич. Оба были учениками Толстого в Яснополянской школе.

Ноябрь. Стр. 271.

1010. 2716-9. — Поручение Т. Л. Толстой отослать П. А. Буланже книгу Огюста Гюйара (см. прим. 696).

1011. 27127. Эсперантист. — Свое мнение о международном языке «эсперанто» Толстой высказал в письме к воронежским эсперантистам от 27 апреля 1894 г. См. т. 67.

Декабрь. Стр. 272—274.

1012. 272—5. Соблазны.... В том — К работе над «Христианским учением».

1013. 2727—8. Сопоцько. Кони. — См. письма к М. А. Сопоцько и к А. Ф. Кони от 11 декабря 1894 г. (т. 67).

1014. 27214. Письмо Алехина. — Письмо М. В. Алехина к Е. И. Попову от начала декабря 1894 г., на которое Толстой ответил 11 декабря. См. т. 67.

1015. 27220—23. Спросить.... 4) где вместо Кары. — Вопросы, приготовленные, вероятно, для Н. В. Давыдова. Запись свидетельствует о возобновлении в это время интереса к роману «Воскресение». Прервав в июне 1891 г. работу над ним, Толстой вернулся к ней лишь в мае 1895 г.

1016. 27223. где вместо Кары. — С середины 1870-х до середины 1890-х гг. на Каре, в Восточно-Сибирском крае, были сосредоточены каторжные тюрьмы для революционеров. Толстой был хорошо знаком с условиями жесточайшей карийской каторги благодаря своим хлопотам за Н. А. Армфельд и С. Н. Богомолец. См. тт. 49 и 51.

1017. 27231. Ваня — Иван Иванович Раевский-сын.

1018. 27232. Еропкину. Лахману. — Письмо к В. В. Еропкину неизвестно; письмо к И. И. Лахману от 31 декабря см. в т. 67.

1019. 2732—5. 1) Простить нель[зя].... что не сказала. — Записи относятся к столкновению с С. А. Толстой из-за уничтоженных ею негативов групповой фотографии Толстого и его друзей. Ср. в Дневнике запись от 31 декабря 1894 г. и прим. 763.

1020. 27З7. В казармах перновских — Казармы гренадерского Перновского полка в Москве были в Хамовниках, недалеко от дома Толстых.

1021. 27311—12. Только узнал.... поздравление. — Черновик телеграммы, которую Толстой послал (или предполагал послать) П. Д. Боборыкину, по случаю отмечавшегося 30 декабря 35-летия его литературной деятельности.

1022. 27316. Братья изгои Виноградова— Николай Иванович Виноградов (ум. ок. 1920), педагог, впоследствии директор Московской 3-й мужской гимназии, писатель, сотрудник «Русского богатства», автор романов «Доктор Сафонов» (М. 1889), «Братья изгои» (М. 1895) и рассказа «Замок» (М. 1901), напечатанных им под псевдонимом Н. Раменский.

1023. 2747—13. В[асилий] А[ндреич].... кафтан и сапоги. — К гл. IX рассказа «Хозяин и работник». Детали о том, что Никита дал зарок не пить, после того как пропил «хороший кафтан и кожаные сапоги», не было в первоначальной редакции «Хозяина и работника». Она включена только в рукописи № 7 (см. «Описание рукописей» в т. 31), датируемой январем 1895 г.

1024. 27416. Покориться нельзя. Тоже будет хуже. — Отголосок разговоров в редакции «Посредника». Ср. в Дневнике запись от 31 декабря 1894 г.

1025. 27417—21. В[асилий] А[ндреич] боится думать о себе.... Ложись, где лежал. — К гл. IX рассказа «Хозяин и работник».

Сноски

330.

331. Ср. там же, 2.

332. Ср. Дневник 1893 г., 23 мая, 1.

333. Ср. там же, 2.

334. Ср. Дневник 1893 г., 23 мая, 4.

335.

336. Ср. там же, 5.

337. Ср. там же, 4.

338. Ср. там же, 7.

339. Зачеркнуто:

340. Против последних пяти строк слева на полях написано рукой Толстого: просят, а справа: Бароновка

341.

342. Ср. Дневник 1893 г., 29 мая, 2.

343. Ср. Дневник 1893 г., 5 июня, 1.

344. Ср. Дневник 1893 г., 5

345. Ср. там же, 4.

346. Ср. там же, 5.

347. Ср. там же, 6.

348. Ср. там же, 7.

349.

350. Ср. там же, 9.

351. Ср. Дневник 1893 г., 5 июня, 10.

352. Ср. Дневник 1893 г., 10 июня, 1.

353.

354. Ср. там же, 3.

355. Ср. там же, 4 и 5.

356. На полях против этой записи написано: Тросне

357.

358. Ср. там же, 7.

359. Ср. там же, 8.

360. [разгром,]

361. Ср. Дневник 1893 г., 10 июня, 9.

362.

363. На полях против последних двух записей написано: нужно

364. На полях против этой записи написано: Пр[опустить].

365.

366. Ср. Дневник 1893 г., 21 июня, 3.

367. Ср. там же, 4.

368. Ср. Дневник 1893 г., 18 июля, 2.

370. Ср. Дневник 1893 г., 18 июля, 3.

371. Ср. там же, 4.

372. Ср. там же, 2.

373.

374. Ср. там же, 6.

375. Ср. Дневник 1893 г., 19 июля, 7.

376. Ср. там же, 8, 3 и 4.

377. Ср. там же, 9.

378. воскр.

379. Ср. Дневник 1893 г., 19 июля, 9.

380. Ср. там же, 10.

381.

382. Ср. там же, 11.

383. Против трех последних строк на полях написано слева: Об избах, а справа:

384. На полях против этой строчки записано: Алекc[андровка].

385. Ср. Дневник 1893 г., 16 августа, 1.

386. Зачеркнуто:

387. Ср. Дневник 1893 г., 16 августа, 2.

388. Ср. там же, 3.

389. Ср. Дневник 1893 г., 16 августа, 4.

390. Ср. там же, 5.

391.

392. Переделано из: хороша или дурна

393. Ср. Дневник 1893 г., 16 августа. 7.

394. Ср. там же, 8.

395.

396. Ср. Дневник 1893 г., 23 августа, 1.

397. Ср. там же, 2.

398. Ср. там же, 3.

399. Ср. там же, 3.

400.

401. Ср. там же, 4.

402. Ср. Дневник 1893 г., 23 августа, 5.

403. Ср. там же, 7.

404. Ср. там же, 7.

405. просить прокурора

406. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 1.

407.

408. Ср. там же, 3.

409. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 4.

410. Ср. там же, 5.

411. Ср. там же, 6.

412.

413. Зачеркнуто: готова к полету

414. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 8.

415. Ср. там же, 9.

416. атом

417. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 10.

418. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 12.

419. Переделано из:

420. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 13.

421. [«Мадам Батист» из «Орля». «Прощай» из «Сказок дня и ночи».]

422. Ср. Дневник 1893 г., 5 октября, 14.

423. Ср. там же, 15.

424.

425. Ср. там же, 2.

426. Ср. там же, 3.

427. Ср. там же, 4.

428. Ср. Дневник 1893 г., 5 ноября, 5.

429. стать

430. Ср. Дневник 1893 г., 22 декабря, 2.

431. Ср. там же, 3.

432. Ср. там же, 4.

433.

434. Ср. там же, 6.

435. Ср. Дневник 1893 г., 22 декабря, 6.

436. Ср. там же, 7.

437.

438. Ср. там же, 8.

439. Ср. Дневник 1894 г., 24 января, 1.

440. Ср. Дневник 1894 г., 24 января, 2.

441.

442. Зачеркнуто: науки

443. Ср. Дневник 1894 г., 24 января, 3.

444.

445. Ср. там же, 5.

446. Ср. там же, 6.

447. Зачеркнуто: довольно

448.

449. Ср. там же, 3.

450. Ср. там же, 2.

451. [Получил тревожную телеграмму от Левы. Он просит сестру приехать за ним. Ввиду неустойчивости его здоровья и его настроения прошу известить, не говоря ему, о его состоянии и о неотложности [1 неразобр.]

452. Ср. Дневник 1894 г., 23 марта, 1.

453. Ср. там же, 2.

454. Ср. там же, 3.

455. Ср. там же, 5.

456.

457. Ср. там же, 7.

458. Ср. там же, 8

459. Ср. Дневник 1894 г., 21 апреля, 1.

460. Ср. там же, 2.

461.

462. Ср. там же, 4.

463. Ср. Дневник 1894 г., 3 мая, 1.

464. [Вечное существо, раз оно есть, существует всегда.]

465. Ср. Дневник 1894 г.,

466. [«Милый друг». «Сумасшедший» и в «На воде».]

467. [Стул]

468. Ср. Дневник 1894 г., 15 мая, 1.

469. Ср. Дневник 1894 г., 2 июня, 2.

470.

471. Ср. Дневник 1894 г., 25 июня, 4.

472. Ср. Дневник 1894 г., 13 июня, 2.

473. Ср. там же, 1.

474. Ср. Дневник 1894 г.,

475. Ср. Дневник 1894 г., 14 июня.

476. Зачеркнуто: Не начинается ли

477.

478. Ср. Дневник 1894 г., 14 июня, 2.

479. Ср. Дневник 1894 г., 25 июня, 4.

480. Ср. там же, 1.

481. Ср. там же, 3.

482.

483. Ср. там же, 4.

484. Ср. Дневник 1894 г., 26 июня, 1.

485. Ср. Дневник 1894 г., 6 июля, 1.

486.

487. Ср. там же, 3.

488. Ср. Дневник 1894 г., 11 июля, 3.

489. Cp. Дневник 1894 г., 17 июля, 1.

490. Ср. Дневник 1894 г., 9 августа, 2.

491.

492. Ср. Дневник 1894 г., 15 и 18 августа.

493. Ср. Дневник 1894 г., 18 августа.

494. Ср. Дневник 1894 г., 22 августа.

495. Ср. Дневник 1894 г., 30 августа.

496. Хатунка

497. Ср. Дневник 1894 г., 6 сентября.

498. Ср. Дневник 1894 г., 8 сентября.

499. Ср. Дневник 1894 г., 10 сентября, 2.

500.

501. Запись сделана неизвестной рукой.

502. Зачеркнуто: Бароненков

503. Ср. Дневник 1894 г., 16 сентября.

504.

505. Ср. Дневник 1894 г., 20 сентября.

506. Ср Дневник 1894 г., 24 сентября.

507. Ср. Дневник 1894 г., 29 сентября.

508. Против этой записи па полях слева написано: Кат.

509. Ср. Дневник 1894 г., 29 сентября, 1 и 2, и 4 октября, 1.

510. Ср. Дневник 1894 г., 4 октября. 2.

511. Ср. там же, 3.

512.

513. Ср. там же, 5.

514. Ср. там же, 6.

515. Ср. Дневник 1894 г., 13 Октября, 1.

516. Ср. там же, 2.

517. г., 13 октября.

518. Ср. Дневник 1894 г., 21 октября, 1.

519. Ср. Дневник 1894 г., 13 октября.

520. г., 21 октября, 2.

521. Ср. Дневник 1894 г., 26 октября, 1.

522. Ср. там же, 2.

523. г., 27 октября.

524. Ср. Дневник 1894 г., 30 октября, 1.

525. Ср. там же, 2.

ам же, 2.

527. Ср. Дневник 1894 г., 10 ноября.

528. Ср. Дневник 1894 г., 20 ноября, 1.

529. Ср. там же, 2.

530.

531. Ср. там же, 4.

532. Ср. Дневник 1894 г., 16 ноября.

533. Ср. Дневник 1894 г., 20 ноября, 5.

534.

535. Ср. Дневник 1894 г., 25 декабря, 1.

536. Ср. там же, 3.

537. Ср. там же, 4.

538. Ср. там же, 5.

539.

540. Ср. там же, 2.

541. Зачеркнуто: мое

Раздел сайта: