Записная книжка № 3, 1897—1898 гг.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 3, 1897—1898 гг.]

[До 16 июля 1897 г.]

Ст[епан] Вас[ильевич] Шидловский,

Троф[им] Фед[орович] Готовцев

адрес: Местечко Буки Киевск[ой] губ. Село Кищенцы

[1 неразобр.] Коханенку. Тальное Киевск[ой] губ.[600]

———————————————————————————————————

[До 15 августа 1897 г.]

Вместо того, чтобы служить людям, иск[усство] эксплуатир[ует] их.[601]

———————————————————————————————————

Дети для меня. Сережа — Андр[юша], Таня — Таня, и т. п.[602]

———————————————————————————————————

Мы так привыкли к мысли о том, что всё для нас, что земля моя, что, [когда] приходит[ся] умирать, нас удивляет: как моя земля останется, а я уйду? Тут главная ошибка в том, что земля (или что другое) кажется приобретенным, приложенным ко мне, тогда как это я приобретен землей, приложен к ней.[603]

———————————————————————————————————

С тем же вниманием жить, с кот[орым]играть на фортепьяно.[604]

[Август? — сентябрь? 1897 г.]

———————————————————————————————————

Ясно представил, как, если [?] только точно вполне отдать свою жизнь Богу, как радостно спокойна может быть эта жизнь.

———————————————————————————————————

Я страдаю болезнями, смертями других. Своя же смерть только новое назначение.[606]

———————————————————————————————————

Во сне видел, что говорю: что дело в том, чтобы сделать усилие, то самое, что говор[ит] Хр[истос]. Учение же церковное говорит то, что усилие грех, учение светское, что усилие бесполезно, а всё среда.[607]

———————————————————————————————————

К Х[аджи] М[урату]: 1) тень орла бежит, 2) следы по песку,

———————————————————————————————————

3) фыркает лошадь в лесу, 4) коза выскочи[ла].[608]

———————————————————————————————————

Как влюбленный любит свои мыс[ли], так Шекспира и Бетхов[ена].[609]

———————————————————————————————————

Только тогда можно понимать Бога, когда понимаешь, что матерьяльное есть только кожура?[610]

———————————————————————————————————

Ясно почувство[вал] Бога.[611]

———————————————————————————————————

Человеку, не умеющ[ему] каяться, укажешь на его грех, он только прибавит новый грех злобы на того, кто указал.[612]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Колонии неудачны, п[отому] ч[то] надо конкуриро[вать] с мужиком. А мужик поколения[ми] сделан таким рабом, а господин поколен[иями] сдел[ан] господином.[613]

———————————————————————————————————

Выделить чувственное от духовн[ого] — в этом задача.[614]

Эфир — это то существующее, что не познается нашим чувством.[615]

———————————————————————————————————

есть существующее, противное нашему разуму?[616]

1) Говорить только можно тогда, когда добр. А иначе молчи — не готов. Вникнуть в него и в его мотивы, прошедшее.[617]

2) Женщины только по авторитету.[618]

3) Служению другим есть предел, себе — нету.[619]

———————————————————————————————————

Василью Констан[тиновичу] Кудрину.

———————————————————————————————————

I, III и V выпуск о Кавказск[их] горцах.

письма для Ильи [?]

———————————————————————————————————

Штыковая ул. д. Ермакова. Иван Новиков.

———————————————————————————————————

Время только для тела. — Для духа, для истин[ной] жизни нет времени.[620]

———————————————————————————————————

Время.[621]

———————————————————————————————————

Мы ищем забыться: чтение, вино, куренье. Одно средство забыться это думать о других, для них работать. А я страшный эгоист.[622]

———————————————————————————————————

A. Maude.

Wickhams Farm Near Danbury.

———————————————————————————————————

Царь Ал[ександр] II знаешь?

— Не знаю.

Христос знаешь?

— Не знаю.

Как же ты молишься?

— А вот как.

Что же светлохрист[ово] воскресенье?

— Святой праздник.

А Богородицу знае[шь]?

— Знаю, праздник.

Говеешь?

— Говею.

— Нет мол.

Как же жить надо?

— А не ругаться, не красть. Своим трудом зарабат[ывать].

———————————————————————————————————

Материя — формы это наши пределы. Своими пределами мы узнаем пределы других существ. Если они больше нас прикасают[ся] (так сказать) с нами малыми частями, мы их не знаем как живых. Таков[ы] земля и — (кости Дуняши). Мы не знаем ее жизни и считаем ее мертвой, также как живущ[ее] один час насек[омое] считает мертвым мое тело и не знает его жизни.[623]

Пространство есть отношение между собой различных предельн[ых] существ. Оно есть. Время есть только отношение жизни и движения этих существ.[624]

Нельзя говорить с людьми пьяными, курящими и влюбленны[ми].[625]

———————————————————————————————————

Жить по правилам хорошо, так же, как играть п[о] п[равилам?] — нельзя.[626]

———————————————————————————————————

Уничтожаются в старости и болезни и чувства (sens): устанавливаются другие пределы.[627]

———————————————————————————————————

Gabe Hous Farm

London Chelmsford

———————————————————————————————————

Чем примачивать?

Можно ли смотр[еть]?

Опасно ли простуди[ть]?

Чего опасаться?

———————————————————————————————————

Закрутят и пустят.[628]

———————————————————————————————————

Христ[ианство] не есть смирение...[629] достоинство[630]

Вставить о педа[гогике],

о публик[е]

Перенести поэтов в прибавление.

———————————————————————————————————

Как Гюливера, привязали мужика волосками в Европе, у нас бечевками. Прежде было рабство — цепь. Она была видна, а теперь волоски. Так о[пу]тали[631] его, что он сам защищает своих врагов высасывателей. Ужасно это видеть.[632]

Жмурки: закрутят.[633]

———————————————————————————————————

Англичане в Африке. Можно ли обойтись без войны.

Очевидно они подготавливают просвещение.[634]

Наука сбилась, а потом составлена теория сбившей[ся] науки.[635]

———————————————————————————————————

Другой разбойник видит обман богатых.[636]

Когда в дурном духе, то важно помнить, что ты — настоящий. То же во всей жизни — помнить, кто ты.[637]

———————————————————————————————————

Toute réunion d’hommes est toujours inférieure aux éléments qui la composent.[638]

———————————————————————————————————

Опытные науки — что есть. Наука же — то, что должно быть.[639]

———————————————————————————————————

Дурная любовь это та, к[оторую] мы [меря]ем по [тому], ч[то] мы испытываем. Хорошая та, к[оторую] мы меряем по [тому], ч[то] испытывают те, кого мы любим.[640]

———————————————————————————————————

Иллюзия в том, чтобы больше быть заняту тем, как видится, нежели тем, что как есть.[641]

———————————————————————————————————

Писать только, когда очень хочет[ся] и нуж[но] не поправл[ять].

La illaha illa llàh Hù.[642]

———————————————————————————————————

привычка к тю[рьме][643]

———————————————————————————————————

притча о слугах, пирующих.[644]

———————————————————————————————————

Не верь себе, когда ты злишься. Это не ты.[645]

Думал — на старости лет найду я жел[анное] спокойствие.[646]

———————————————————————————————————

Самое ужасное то, что люди глупые и дурн[ые] рассуждают.[647]

———————————————————————————————————

Мы все ходим на колесе — служим. Служить должны — наше дело выбирать колесо.[648]

———————————————————————————————————

Меня любят оттого, что я хорош, а не оттого, что те хороши.[649]

———————————————————————————————————

Человек не видит чужих страданий, особенно, если он сам производит их. Раки любят, чтоб их варили живыми.[650]

———————————————————————————————————

Как говорят о себе. Захарьин о своей операции. Когда уж очень близко, то забываешь, что другие не я... Говорить можно только об общем.[651]

———————————————————————————————————

Мечешься, бьешься, всё оттого, что хочешь плыть по своему направлению. А рядом, не переставая и ото всех близко, течет божеств[енный] поток любви. Когда измучаешься, устанешь, оставь все свои направления, брось[ся] туда и свободно, нет преград, успокоительно и радостно.[652]

———————————————————————————————————

Только бы себя не любить — себя, своего Л. H., и будешь любить Бога и людей. Ты зажжен и не можешь не гореть. Только жги не себя, а других.[653]

———————————————————————————————————

Если человек говорит очевидную неправду или зло против тебя, то не только не сердись, но помни, что и то и другое несомненный признак внутреннего тяжелого страдания, и потому — жалей и помогай, как мож[ешь].[654]

———————————————————————————————————

Помоги мне Г[осподи]. А я решил уступить. Вот он и помог.

———————————————————————————————————

Поток любви Бога, к к[оторому] можно вести, но кто вступил, идет сам.[656]

———————————————————————————————————

Рецепты. 1) Было и прошло. 2) Могло быть хуже. 3) Это должно б[ыло] быть. Дело к лучш[ем]у.[657]

———————————————————————————————————

Калдерон. Жизнь есть сон.

Гризельда — Бокачио.

———————————————————————————————————

Watts.

———————————————————————————————————

Лаврову книги.

———————————————————————————————————

Не радоваться жизни — грех. А для радос[ти] сознания движе[ние] — вперед.[658]

———————————————————————————————————

Плотская связь с чуждой по духу женщиной — нужн.

———————————————————————————————————

Женщин[а] и мущи[на], стоящие ниже, поднимаются.[661]

———————————————————————————————————

Если допустить, всё погибнет —

———————————————————————————————————

Это всё старое.[662]

———————————————————————————————————

Ваганьк[овский] переулок д. Флорищ[евой] пустыни.

———————————————————————————————————

Совершенст[вование] в любви.[663]

———————————————————————————————————

Ягна рукопись в левом ящике.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Тане 95—97 г.[665]

———————————————————————————————————

Жалуюсь, что не любит душу. У ней нет органов понять ее.[666]

———————————————————————————————————

Краснов — 2 тома

Царство Б[ожие] в[нутри] вас.[667]

Тверская фот[ография] Курбат[ова].

———————————————————————————————————

— как пар в сосуде, выйдет и потому потеря[ет] форму, сольется с новым существом.[668]

———————————————————————————————————

спиритизм — пузырек.[669]

22, 2-я снизу admirable[670]

Задавлен — на машине.

и достигать своих целей.[672]

———————————————————————————————————

Loti. Lettre à Вrowon.[673]

Les contemporains.[674] 

Думаешь делать дела разные, а делаешь одно: свою жизнь.[675]

———————————————————————————————————

Казнь в Одессе.

…………………………..

———————————————————————————————————

Казнь декабристов.

———————————————————————————————————

Как только организация, так освобождение от человеческих нравственных обязанностей.[676]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Во сне видишь только стекло, а на яву сквозь стекло.[678]

Женщина видит достоинства мущины только через других.[679]

———————————————————————————————————

Когда полон энергии, то живешь для этого мира; когда болен, слаб, умираешь, то живешь для того, умираешь, готовиться к тому.[681]

———————————————————————————————————

Просить Бога, просить любви. Богу делать больше нечего.[682]

Женщины, как сами употребляют слова только для цели, — так думают и про других.[683]

———————————————————————————————————

Не шутка,что мы живем для самосовершенствования. Вспомни, как что-нибудь тяжело.[684]

———————————————————————————————————

Если есть деятельность, пусть она будет любовная; если нет потребности деятельности, если слаб, пусть слабость будет любовная.[685]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Зло есть непонятное добро — так же, как неорганическое есть непонятн[ый] организм — ноготь.[687]

———————————————————————————————————

<Арбат д. Орлова, кв. Башмаковой, Винер.>

———————————————————————————————————

Ничем нельзя лучше служить Богу, как делаясь лучше.[688]

———————————————————————————————————

Дипломатич[еское] поручение — не только всё равно, что думают, но часто нужно, чтобы думали дурно.[689]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Неправда, что он добр и дурно окружен, он просто дурен.[691]

———————————————————————————————————

Ратомский — Соболевскому Метроп[оль].

———————————————————————————————————

Нет разумного на свете дела, кроме самосоверш[енствования].[692]

———————————————————————————————————

Так добр, что готов сделаться дурным человек[ом].

———————————————————————————————————

— не люблю.[693]

———————————————————————————————————

Религиозное решение не может зависеть от последствий.[694]

Отчего вздрогнешь, когда мертвый зашевелится?[695]

———————————————————————————————————

— Прежние мысли стали неверные, и вот люди стараются их поддержать и не допускать новые, верные.[696]

———————————————————————————————————

Учиться жить без писань[я].[697]

———————————————————————————————————

пропущено.

———————————————————————————————————

Не готовиться к будущей жизни, а жить жизнью самодовлеющей духа, для к[оторого] нет смерти. Это то же, что готовиться к жизни будущей.[698]

———————————————————————————————————

Е[вгений] И[ванович] описывал Анну Никол[аевну]: как только заняты други[ми], кроме ею, она оскорблена. Ей кажется, что она их всех поддерживает, что ее трудами все живут. И ни малейшего сознания. Всех оскорбит и все забыла. Это крайняя степень, но то же само[е], тот же эгоизм в малой степени — во всех.[699]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Нельзя делать хорошего, не желая того, чтобы про это знали. Тому, у кого нет Бога, надо, чтобы знали это люди. У кого есть Бог, тому довольно, чтобы знал это Бог.[701]

———————————————————————————————————

Morlon

———————————————————————————————————

К роману: муж тронут неожиданной лаской — это она сделала гадость.[702]

———————————————————————————————————

Стр. 231 Jean Grave говорит, что прежде и важнее всего восстановить достоинство, силу человека — тогда только возможна революция. —

Как же это сделать?

— ясное миросозерцание — христианское.[703]

———————————————————————————————————

Мар. Серг. Дёмина.

———————————————————————————————————

Кажется. Всё кажется. Знаю, что шарик один, а как скрещу пальцы, то два.[704]

———————————————————————————————————

Постоянно раскаиваю[сь], что не отдал им[енье] мужикам.[705]

———————————————————————————————————

Только нынче понял причины консерватизма: нелепость религиозную, подлость перед властью, страх перед освобождением рабочего.

Этим же объясняется и возрождение церкви.[706]

———————————————————————————————————

А. И. Фаресов. Петер[бург], Лиговка д. 27, к. 13.

———————————————————————————————————

письма Леско[ва].

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

поп отказывается.[708]

———————————————————————————————————

литературство — проституция.[709]

———————————————————————————————————

Учится ходить.

———————————————————————————————————

Могила дедов — жили. И я умру. Зачем?

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Абрикосову Евангелие.

———————————————————————————————————

Человек текучее существо — ни добрый, ни злой.[710]

———————————————————————————————————

Хотят завладеть Китаем японцы. Китайцы хотят себя отстоять, — а все это только совершающееся единение — людей. Причащение желтой расы к христ[ианскому] мировоззрению.[711]

———————————————————————————————————

Пишет Le Bon хотят избавиться от этих отправлений и заменить их. Всё равно, как если бы люди так изуродовали свои отправления пота и дыхания, что искали бы средств заменить их.[712]

———————————————————————————————————

Чем больше живешь, тем меньше становит[ся] время жизни.[713]

———————————————————————————————————

Только когда живешь без соображения времени — прошедшего и будущего, — жив[ешь] жизнью истинною.[714]

———————————————————————————————————

Ошибка социализма: умнейший, сильн[ейший] всегда будет иметь больше, если будет служить себе, а не миру.[715]

———————————————————————————————————

Для того, чтобы жить с Богом, Богом, в Боге, нужно не ждать ничего извне и жить вне времени — прошедшего и будущего, а только в настоящем.[716]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Ищите Ц[арства] Б[ожия] и правды Е[го], а остальное прил[ожится] есть единственное достижение целей социализма.[718]

———————————————————————————————————

Никто не спорит, что дурно. Лекарство одних: фатализм религиозн[ый], 2) др[угих]: наилучшее устройство, постепенство, 3) социализм, 4) революция. Не верьте — только внутр[еннее] религиозн[ое]. Как лечат дыры.[719]

———————————————————————————————————

Пот[омственный] поч[етный] гражд[анин] И. П. Попов.

———————————————————————————————————

С одной частью материи я связан так, что могу направлять ее.[720]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Еще о том, что чел[овек] текучее.....[722]

———————————————————————————————————

Каждый человек не совершенен и совершенен по-своему, и один предъявляет к другому требова[ния].[723]

———————————————————————————————————

В Москве религиозная дикость вследст[вие] развлечений и хлопот.[724]

———————————————————————————————————

Человек изменяется как peepshow.[725]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Забава —

———————————————————————————————————

Военная служба приучает к отречению от своего разума.[727]

———————————————————————————————————

Есть два воззрения на мир; мир есть нечто определенно существующее и мир есть нечто постоянно текущее, образующееся, к чему-то идущее. При первом взгляде ищешь спокойно[го] пользования тем, что есть, и от этого недовольство — при втором ищешь способов содействия тому, что делает[ся] и должно быть, и от того спокойств[ие] и довольство.[728]

———————————————————————————————————

Корыстолюбие, честолюбие очень просто и тем заманчиво — рубль к рублю.[729]

———————————————————————————————————

с нашими внутренними состояниями. Всё равно, как безразлично то или другое состояние волн для человека, умеющего или не умеющего плавать.[730]

———————————————————————————————————

Говорил с Пешковой о женском вопросе. Есть вопрос свободы, равенства для всех, вопрос женский включен в эти вопросы.[731]

———————————————————————————————————

17 М[арта].

———————————————————————————————————

Когда сам виноват, ищешь вины другого...[732]

———————————————————————————————————

Жизнь в настоящем, всегда жизнь в Боге.[733]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Думать о будущем есть безумие и от того гадание.[735]

———————————————————————————————————

Ананьин. Б[ольшое] Евангелие 3 т[ома], Тихвинская ул. д. Жиделева. Бутырское мужское училище.[736]

———————————————————————————————————

Всякая победа над врагом есть увеличение своей силы.[737]

———————————————————————————————————

Свечн[ой] пер. д. 7, к. 5.

Петр Марков[738]

———————————————————————————————————

Для телеграммы

Владивосток Гучкову


Для писем


Владивосток, Канцелярия Охран[ной] стражи Восточной Китайск. жел. дор. Ф. И. Гучкову.[739]

———————————————————————————————————

Чувствует себя часть[ю][740]

———————————————————————————————————

Чертк[ов]. Англич[анин]

Александрополь Эриванск. губ. Семену Казазианцу. С пер[едачей] Семену.[741]

———————————————————————————————————

К Сытину. Накашидзе.

———————————————————————————————————

Нет возможности проявить себя — умру дураком в глазах людей, и это пишу для людей.[742]

———————————————————————————————————

H. H. Ге [?]

———————————————————————————————————

1-й Ушаковский переул[ок] д. Соболевой № 26, кв. 5.

Семен Ефимов Чернов.[744]

———————————————————————————————————

отдал больш[ое] Ева[нгелие]

Николай Яковлев Тароватый,[745]

Новая Божедомка, Александровская площ[адь] д. № 21.

Амиран 48

———————————————————————————————————

Сборник матерья[лов], выпуск 10-й.

———————————————————————————————————

Доктора, Таня, туберкулы.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Н. А. Альберг, Поварская ул., Мерзляковский пер. д. Гирша, кв. 34.[746]

———————————————————————————————————

Женщина мож[ет] быть свободна только если она христианка. Освободившаяся женщина не христианка есть ужасный зверь.[747]

———————————————————————————————————

Сергей Никитин Хазов. Фабрика Саввы Морозова. Станция Орехово- Зуево Московско-Нижегородской ж. д.

«Христианское Учение». [748]

———————————————————————————————————

Хорошему сыну состоянья не заводи, дурному не оставляй.[749]

———————————————————————————————————

Бог не знает, когда будет пробуждение людей.[750]

———————————————————————————————————

Мое пробуждение состояло в том, что я усумнился в реальности матерьяльн[ого] мира. Он потерял для меня всё значение.[751]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Я гадаю, спрашивая: если я буду действовать, как должно, то будет ли всё хорошо, уничтожатся ли все препятствия?

Вопрос этот плеоназм, это вопрос о том, что, когда я буду действовать в обще[стве], где нет препятствий, будут ли препятствия.[753]

———————————————————————————————————

для нас путей, и мы все-таки не идем на этот путь и жалуемся на то, что страдания отталкивают нас от пропасти, в к[оторую] мы хотим идти.[754]

<1) Понимающему значение своих поступков....

2) Средство давно известно и проповедовалось с древнейших времен христ[ианскими] учителями от Терт[уллиана] сначала и Оригеном и потом мононитами, квакерами, Даймондом, в последнее время Гаррисоном, Балу и др. исповедник[ами] непротивления. Я уж более 20 лет пишу одну книгу и стат[ью] за другою, указываю людям на это средс[тво]. Мало того, средство, давно употреблявшееся мучениками христ[ианскими] с древнейших времен, и в позднейшее вр[емя] стало всё чаще и чаще применяться.>

———————————————————————————————————

Деньги в Воскресенье.

———————————————————————————————————

Барышня просится приехать.

———————————————————————————————————

Одна из настоятельнейших потребностей после — даже наравне с едой и пр. — это проявить себя — я знаю —говорить и т. д.[755]

———————————————————————————————————

— в них божеств[енная] возможность знания — не извращенная.[756]

Губаревка

Ив[ан]

— 4

— — — — — — — — — 4

Ник[олай]

— 3

— — — — — — — — — 3

Аг[рафена]

— 3

— — — — — — — — — 3

Наст[асья]

— 3

— — — — — — — — — 3

4

— — — — — — — — — 4

Афа[насий]

— 2

— — — — — — — — — 2

Егор

— 2

— — — — — — — — — 2

Петр

 

— — — — — — — — — 1


Шаламовка

 

Матв[ей][757] Бадыки[н][758]

 

Серг. Базык[ин]

— 7

Бор[ис] Петр[ов]

— 4

Парфен

— 3

Ан. вдова

— 4

— 2

Фед[ор] Тим[офеев]

— 5

Алекс.

— 3

Пармен

— 3

Ефрем

— 2


Успенское

7

Филип[п] Луго[вкин]

— 7

Григ[орий]

— 3 ?

[1 неразобр.]

— 8

Кал. ?

— 5

Анк ?

— 7 ?

Митр[офан] Петр[ов]

— 3

Вл[адимир]

?

Авд[отья]

— 5

Мария Фед[оровна]

— 8

Петр Фед[оров]

— 6 ?

— —

Праск[овья]

— 2

Григ[орий]

— 3

Павел Гаст[ев]

— 5

Алекс[андра?] Кисел[ева?]

— 1

3

Ег[ор] Кисел[ев]

— 7

Петр Сигал[ов]

— 1

— <6>

— 4

Тим[офей] Суд[аков?]

— 2

Катер[ина]

— 6—1

Ст[епан] Павл[ов]

— 3

Пав[ел] Сиг[алов]

— 2

— 4

Ос[ип] Сигал[ов]

— 7

Фил[ипп] Але[ксеев?]

— 2

Петр Мих[айлов]

 — 

Аф[анасий]

— 2. 1 к. — 7.

Захар

— 3 1 —

Ег[ор] Ама [?]

— —

Пав[ел] Ам [?]

— 1 1 — 2

— 2 1 8

Пимен [?]

— 3—2 10

Кузьма

— 2—0 5

Гр[игорий] Камар[ов]

— 1—1 3

Акулина

— 1—1

— 2—1 — 3

Тр[ифон] Луг[овкин]

— 1—1 — 8

Матр[ена] Я

— 1 1 — 5

Стар[оста?]

— 2—12 10

Степ[ан]

— 1 1 — 5

2) Демид

3) Анна[760]

4) Филипп 

5) Дм[итрий] Кожухов[761]

 — 

6) Серг[ей] [1 неразобр.]

 

7) Дав[ыд] Комар[ов]

— х

 — 

7) Ак[улина] Разува[ева]

х

Макар —

 

Дарья —

3

— <6> х

Антон Горб[унов?]

— 4

Мих. Горб[унов?]

 — 

Нестер Гор[бунов?]

 — 

Роман Жар[ов]

 — 

— х

Уст[инья?] Колос[кова?]

— х

Ванина

— х

[762]Фед[ор] Кол [осков]

х

Петр Кол[осков]

<x>

[763]Архип

 — 

Мих[аил] Серг[еев]

х

Терент[ий]

х

[764]Степанида

— х

— <х>

Любовь

х

Антон

х

Филип[п] Кондр[атьев]

— 1

х

Прасковья Кли[мова?]

— х

Фед[ор] Колоск[ов]

———

— 1

Никифор

— 1

Еф[им] Баранов

— 1

Домна Жарова

х

Стеф[анида] Ник[олаева?]

— 2

Авдотья

— 3

Яков Род[ионов?]

— 1

Демьян

— 1

— 1

Митр[офан]

— 1

Мар[ья] Крючк[ова]

— х 2

Митр[офан] Ефст[афьев]

 — 

Наум

— х 2

Лукерья

— х 2

Старик [?] Степанов

— 1

Плат[он] Аким[ов]

— 1

Семен

— 1

Дм[итрий] Сем[енов]

х 7

Петр Дм[итриев]

х 2

Ив[ан] Андр[еев?]

1

Мартын

1

Петр

2 х

1

Стар[ик] Ак[имов?]

3 х

Нравственные основы — будет бороться, — безнравственные будет потакать.[765]

———————————————————————————————————

a 62

x Записная книжка № 3, 1897—1898 гг.

2ax = 62 2

(x + a)2 = 62 + x2

x2 + a2 + 2ax = 6 + x2

9 + 25 - 9 (= 16). 8

Дети эгоистичны без лжи. Старики неэгоисти[чны] без лжи. Процесс жизни в освобождении] от лжи.[766]

— Как только деньги.[767]

Лапашин[о].

Мишин

— 8 к.

Самошки

— 4 х

Глеб

— 5

Сергей

х

Алена

— х

Егор

х

Епифан

— 4 х

5

Никиф[ор]

5 х

Петр — — — — — — — — — —

———————————————————————————————————

Мих[аил] Градск[ов]

х

— х

Иван Фил[иппов]

х

[768]Аверьян

— 5

— 5 х

Митр[ий]

4

Семен

— 6 х

Тихон

— 6 х

6

Гаврил[а] Мал [?]

8

Иван Родин

— 4 х

Гордей

— 3 х

Андрей

— х

Митрий

— 4 х

— 3 х

Денис

— 2 х

Карп

— 6 1

Ант[он]

— 4 х

Алекс [?]

— 3 х

Феофи[л]

— 6 х

———————————————————————————————————

Когда дурно в душе — ничто не нужно, нельзя устроит[ь].[769]

———————————————————————————————————

Мир идет — цель жизни подлаживаться к жизни мира.[770]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Губаревка бо[льшая]

1 Савелий

— 2 — 1 л.

2 Ив[ан] Сух [?]

3 —

1 7

 

3 Егор

2

1 8

 

4 Фед[ор] —

2

1 л.

6

2

 — 

7

6 Петр Лев [?]

2

 

6

7 Мар[ья] Гус[ева]

3

 — 

3 1

2 л.

к.

7

9 Як[ов] Нов[иков]

3 —

 — 

4 х

10 Козь[ма] Фил[иппов?]

2 л.

к.

8

4 —

 

9 х

12 Нат[алья] Новик[ова]

3 — — — —

4 х

13 Ив[ан] Новиков

— — — —

3 х

14 Кост[ент]ин Голот[ов]

2 —

 

6 —

15 Ден[ис] Нов[иков]

 

5 х

16 Мар[ья] Нов[икова]

3 —

 

4 х

17 Прох[ор] Нов[иков]

2 —

 

18 Ив[ан] Ден[исов]

2 —

 

4 х

19 Гр[игорий] Красн[ов]

2 —

 

х

2 —

 

5 х

21) Ант[он] Нови[ков]

2 — 1

 

5 7

22) Семен Кук [?]

 

 — 

23) Илья Нов[иков]

1 —

 

х

———————————————————————————————————

— фаль[шь]

———————————————————————————————————

Каменк[а]

Митин —

2 х

6

Архип —

3

7

2.

5

Левон —

3

6

Еф[им] Мирон[ов]

5

12

Надежда —

3

6

Алекса[ндр] Макаров —

3

6

1

 

Стеф[ан] Мак[аров?]

4

9

Митр[офан?] Милютин[?]

2

4

Никиф[ор] — —

2

5

Бор[ис] Кузм[ин]

3

6

2

4

Аким Кузм[ин]

1

3

Ив[ан] Макар[ов]

2

5

Семен Мир[онов] 2[771]

Арефий 1

 — 

 

———————————————————————————————————

Лемзаль. Ан[не] Григ[орьевне] Бодянск[ой].

Как следишь за увеличением мускулов в гимнастике, так следи за увеличением любви, по крайней мере уменьшением злобы и лжи.[772]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

1 Дарья

 

 — 

х

3 — 1

 — 

 

5—0—2

3 Наталья

 

 

3 — 1

4 Василиса Артюх[?]

 

 — 

х

4 — 2

   

х

4 — 2

6 Федор

 

 — 

х

3 — 4

   

х

4 3

8 Павел Сокол[ов]

   

х

5 — 4

9 Николай Гол[?]

   

x

4 — 2

   

x

8 — 8 —

11 Майоров

   

x

7 — 2

12 Пелагея

 

 — 

x

4 — 3

13 Анна

 

 — 

 — 

— 1

       

———

56—32

Анархия — так всё сначала. Да сначала, но не с нравами жестокости, и сначала с нравами христианскими.[773]

Малая Камен[ка]

Дано Варе

1) Le salu est en v[оus][775]

2) Edling

3) Палки[н?]

———————————————————————————————————

Предмет веры есть только один Бог.[776]

———————————————————————————————————

Скучаю, что не пишу, а потом такая мысль: Важнее всего предмет веры — Бог, необходимый и достаточн[ый].[777]

———————————————————————————————————

     

Прок[офий] Косар[ьков]

 — 

2 —

4 п.

———————————————————————————————————

 — 

2 —

4 п.

Петр Афонин

 — 

6 п.

Марфа

 — 

1

 

Марья Косар[ькова]

 — 

1

 

Василий Борд[ин]

 — 

3 —

нн.

Аким Морозов

 

2

нн.

Варв[ара] Цапина

 

2 —

Родион Лога [?]

 — 

2

нн.

Кузьмин

 — 

2

———————————————————————————————————

Дарья Мокар[ова]

 — 

2

Матр[ена] Гриш[ина]

 — 

2

Васина

 — 

1

Фекла

 — 

1

Фед[ор?] Маслов

 — 

2

 

——

  28

Василиса Черкасова

 

2

130

———————————————————————————————————


Наталья Бока [?]

 

2

Михайла Крылов

 

2

Иван Бар[анов]

 

3

Федор Баран[ов]

 

4

 — 

2

Василий Котнов

 

3

Егор Андронин

 

2

Тит Андр[онин]

 

1

 — 

4

Никита Пит[?]

 — 

1 ?

Алексей Павл[ов]

 

1

 

1.

Лаврент[ий] Хах[?]

 

2

Арина

 — 

2

Лазарь Огор[одников]

 

1 ?

———————————————————————————————————

  4.

Иван Марк[ов?]

  4.

Фекла Афанасьева]

 

Анна Крылова

  2

Игнат Турк[ин]

  2.

  3

Степ[ан] Филип[пов]

 2

Ларион Евсик[ов]

 

Петр Евсиков

 3

Матв[ей]

 2

 — 3.

Митьк[а] Мерк[?]

 — 1

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Самое ужасное в дурном деле, что, совершая его, челов[ек] освобождает[ся] от совести.[781]

———————————————————————————————————

Движение есть время и пространство.[782]

Фекла Гришина Анисья Максим[ова]

Иван Гагин из Гущиной

———————————————————————————————————

Убогая из Манцева?

———————————————————————————————————

Егорова Марья

Артем[ьева] Анна.

———————————————————————————————————

Сучков

———————————————————————————————————

Бадыкин и Ткачев из Шелапова

Манцево

Авдотья

 — 

1.

Марья Рачит[?]

 

2.

Тарас Данил[ов]

 

1.

Семен Анох[ин]

 

1.

Григ[орий] Анох[ин]

 

1.

 

4.

Фед[ор] Шишков

 — 

3.

Еф[им] Фетисов

 

1.

Андр[ей] Куликов

 — 

1.

Андр[ей] Володин

 — 

2.

Тимоф[ей] Волод[ин]

 

2.

Гаврил [а] Фомич[ев]

 

2.

 — 

2.

Констан[тин] Антонов

 — 

2.

Павел Антонов

 — 

2.

Хватиков

 — 

1.

Николай Мешк[ов]

 

4.

———————————————————————————————————

 

 


Чапкино

Марья Упатова

 — 

3.

Алена Упатова

 — 

3 x

Сидор

 — 

2.

Александр

 

1.

Пелагея Молок[анова]

 

1.

Иван Кузнецов

 — 

1.

Матв[ей] Ермак[ов]

 — 

2.

Акулина

 — 

3.

 

1.

Митр[офан] Осип[ов]

 — 

2.

Алекс[?] Алекс[?]

 

2.

Яков Малов

 — 

1.

Иван Голост[упов?]

 — 

1.

Исай Попов

 — 

1.

 — 

1.

Роман

 — 

2.

Анисим Кузнец[ов]

 — 

1.

Гавр[ила] Иван[ов]

 — 

2

Ив[ан] Мозгун[ов]

 — 

1

 — 

1

Федосья

 — 

2.

Вас[илий] Карпов

 — 

1.

Яков Мозг[унов]

 — 

1.

Ив[ан] Карпов

 

2.

Федор Поляк[ов]

 

1

 

2[784]

Герасим

 — 

1.

Федул Лар[ионов]

 

1

 

3

Афанасий дв[?]

 

4.

Епифанов

 — 

2.

Серг[ей] Волков

 — 

2.

Алекс. Пшеничн[иков]

 

2.

Рыбкин Андр[ей]

 

2.


Кукуевка

Вас[илий] Борисов

 — 

1.

Тимоф[ей]

 — 

1.

Егор Фед[оров]

 — 

2.

 — 

2.

Пузырев

 — 

1 ?

Сергей Кули[ков]

 — 

2.

Михаил Пузыр[ев]

 — 

2.

Петр Ситрин

 — 

3.

 — 

1.

Тимоф[ей] Кругл[иков]

 

2.

Акулина

 — 

2.

 — 

1[785]

Человек весь в движении и ничего не может видеть вне движения. — Разница движения — вся жизнь. Бог есть покой: стремление к покою есть стремление к уничтожению движения — уничтожение движения это единение. Если бы всё двигалось одинаково, то был бы покой.[786]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Все согласны, что спастись из этого порядка вещей можно, только изменив сердца людей. Что же мы делаем для этого изменения? Мы все делали, чтобы сердца людей загрубели еще больше.

———————————————————————————————————

Шеламовка

 — 

4

Федор Сипанский [?]

 

2

Иван Козлов

 

2

Лар[ион] Козлов

 

2

 

3

Ефим Никиф[оров]

 

2

Иван Григор[ьев]

 

3

Тихон Иванов

 

2

Кузьма Семенки[н]

 

2

 

1.

Матвей Бадыкин

 

3.

Сергей Бадыкин

 

3—5

Борис Петров

 

2

 

2

Петр Кисель

 

2

Митрофан Иванов

 

3

Илья Васи[льев]

 

2

Никита Алек[?]

 

2

 

——

  47.

———————————————————————————————————

Акулина Кис[елева?] из Сидорова

———————————————————————————————————

— Комарова

———————————————————————————————————

Аграфена— Ко[марова?]

———————————————————————————————————

Григор[ий] Комар[ов]

———————————————————————————————————

Пармен Лучкин

———————————————————————————————————

Волк[ов] Сидор

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Василий Морф [?]

———————————————————————————————————

Нужно заявить себя.[788]

———————————————————————————————————

Предмет веры только Бог.[789]

———————————————————————————————————

[790]14. Часто бываем слишком строги. Он бедный ни на что не годен.[791]

———————————————————————————————————

12. Как не ужаснуться такому устройству, к[оторое] может дать в руки одного или нескольких людей власть над всеми — над их душой.[793]

———————————————————————————————————

11. революция дает только подтверждение тому, что государство обеспечивает безопасность граждан.

Гневиш[ино?]

 — 

3

Федосья

 — 

3

Илья Таенк[ов?]

 — 

3.

Степан Яковл[ев]

 — 

1.

Павел Толсто[в]

 — 

2.

 — 

3

Афанасий Толст[ов]

 — 

3

Николай Пенк[ин]

 

2

 

4

Захар Васильев

 

2

———————————————————————————————————

Катерина

  1

———————————————————————————————————

 

  24


Пармен. Плач детей

———————————————————————————————————

10) Работа мужиков у моих детей.[794]

———————————————————————————————————

9) Жизнь идет одна, но перегорож[ена] сознаниями.[795]

———————————————————————————————————

Бабинка — Мцен[ская]

———————————————————————————————————

7. Перемена декораций — смерть.[797]

6. Материи нет нигде — она есть только для разделенных существ.[798]

———————————————————————————————————

5. Жизнь — движение. Наши несчастия оттого, что мы хотим остановить; вроде того, что бы испытал человек, на ходу цепляющийся за рядом попадающиеся предметы.[799]

— послан с определенн[ыми] инструкциями, пр[о]ехать край. Это жизнь.[800]

———————————————————————————————————

3. Я выучился не зевать, когда зевают, надо выучиться не злить[ся], когда злятся.[801]

———————————————————————————————————

2) Три ответа:

Какой человек?

Какое дело?[802]

———————————————————————————————————

Казачинского Егора Григорьева выселяют.

———————————————————————————————————

1) Только религиозное чувство может дать отпор. А то банкиры, женщ[ины] орудуют.[803]

———————————————————————————————————

Paul Adam, le paysan.[804]

1) Если мы все провалимся, мужики будут жить, если же они провалятся, мы пропали.[805]

———————————————————————————————————

Лизунова — просит на избу.

———————————————————————————————————

Из Городны. — Полит [?] Степанов

г. Одоев, Скоморшенск[ая] волость, сельцо Сизенево, Ивану Никитину.

———————————————————————————————————

2) Отчего бывает досадно, когда в вопросах нравственных мне не верят?[806]

———————————————————————————————————

3) Для соблюдения целомудрия лучшее средство влюбление, оно для этого и сдела[но?].[807]

4) Как владеть рабами, не стал бы давать сове[та], также и о том, как владеть землей.[808]

———————————————————————————————————

5) Люди, стоящие на низшей нравственной ступени, не понимают людей, стоящих на высшей, но чтобы было возможно единение, этим людям дано уважение. Если же у людей нет этого — всё пропало.[809]

———————————————————————————————————

Примечания

1897

1127. 3133—6. Ст[епан] Вас[ильевич] Шидловский, Троф[им] Фед[орович] Готовцев.... Тальное Киевск[ой] губ. — Киевские сектанты, писавшие Толстому в июне 1897 г.

1128. 31512 — В. К. Кудрин, один из самарских молокан, у которых были отняты дети. См. т. 71.

1129. 31514. I, III и V выпуск о Кавказск[их] горцах. — «Сборник сведений о кавказских горцах», Тифлис, 1869—1881 (десять выпусков), изд. Горного управления, который изучал Толстой, работая над. «Хаджи-Муратом». См. т. 35.

1130. 31515. письма для Ильи[?] — Илья Львович Толстой 21 июля уехал в Москву к брату Андрею, который находился в военном лагере и просил выслать ему денег (ДСТ, II, стр. 141, 142). Какие письма хотел послать Толстой с сыном Ильей, не установлено.

1131. 31517. Штыковая ул. д. Ермакова. Иван Новиков. — Тульский адрес И. П. Новикова.

1132. 31528—29. A. Maude.... Danbury. — Английский адрес Э. Моода.

1133. 3161—16. Царь Ал[ександр] II знаешь?.... Своим трудом зарабат[ывать]. — Повидимому, запись одного из слышанных Толстым разговоров, который он в некоторой части использовал в «Воскресении», в разговоре Нехлюдова со стариком-сектантом на пароме.

1134. 3174—5 — Английский адрес В. Г. Черткова.

1135. 31715—17. Вставить.... поэтов в прибавление. — Записи в связи с работой над трактатом «Что такое искусство?». См. т. 30, стр. 196—199 и 532.

1136. 31820àh Hù — Ср. «Хаджи-Мурат», гл. XIX и XXV (т. 35, стр. 85 и 116).

1137. 32012. Калдерон. Жизнь есть сон. — Педро Кальдерон де ля Барка (1600—1681), испанский драматург. Его драма «La vida es sueño» [«Жизнь есть сон»] была переведена на русский язык Д. К. Петровым и вышла в Петербурге в 1898 г.

1138. 32013. ГризельдаБокачио. — Гризельда — героиня последней новеллы в «Декамероне» Боккаччо.

1139. 32014. Дефрегер. — Франц Дефреггер (1835—1921), швейцарский художник, воспроизводивший главным образом картины тирольского народного быта. В гл. XVI трактата «Что такое искусство?» Толстой упоминает Дефреггера как художника, «с уважением и любовью изображающего рабочего труженика».

1140. 32016. — Вероятно, имеется ввиду Джордж Фредерикс Уоттс, (р. 1818), английский исторический живописец и портретист.

1141. 320253211. Liberty это devergond[age].... До это[го] дошли века[ми]. — Вероятно, записи сделаны в связи с чтением переписки Син-Джона о половом вопросе или разговорами с ним 13 декабря 1897 г. Ср. Дневник, запись от 14 декабря, стр. 171.

1142. 3219. — Александр Николаевич Ягн — из села Баланды Саратовской губ., находился в переписке с Толстым с 1883 г. См. т. 49. Свою рукопись «Напрасные бедствия и страдания людей» Ягн прислал Толстому в октябре 1897 г. 16 февраля 1898 г. Толстой писал Ягну, что очень занят и потому не может просмотреть его рукопись. См. т. 71.

1143. 32119—20. Царство Б[ожие] в[нутри] вас.... фот[ография] Курбат[ова]. — Очевидно, В. Ф. Краснов взял у Толстого его книгу «Царство божие внутри вас», и Толстой записал его адрес.

1144. 322—5. Loti. Lettre à Browon. Les contemporains. — Пьер Лоти, псевдоним французского романиста Луи Мари Жюльена Вио (1850—1923).

1898

1145. 3229. Казнь в Одессе. — Ср. в Дневнике вались от 13 декабря 1897 г. и прим. 739.

1146. 32212 — Т. Л. Толстая (Сухотина) сообщает в своем дневнике (запись от 4 февраля 1898 г.), что на просьбу И. Е. Репина дать сюжет для картины Толстой предложил ему изобразить казнь декабристов: «Это момент, когда ведут декабристов на виселицы. Молодой Бестужев-Рюмин увлекся Муравьевым-Апостолом, скорее личностью его, чем идеями, и все время шел с ним заодно и только перед казнью ослабел, заплакал, и Муравьев обнял его, и они пошли так вдвоем к виселице» (ТПТ, 3, стр. 66—67). См. также письмо Репина к Т. Л. Толстой от 12 января 1898 г. — «И. Е. Репин и Л. Н. Толстой, 1. Переписка с Л. Н. Толстым и его семьей», изд. «Искусство», М.—Л. 1949, стр. 95 и 130. Предложенный Толстым сюжет не был использован Репиным.

1147. 32322.<Арбат д. Орлова, кв. Башмаковой, Винер> — Квартира Ольги Петровны Башмаковой, в Москве на Арбате, д. 12, где останавливалась Ц. В. Винер, жена Д. А. Хилкова.

1148. 3246. Соболевскому — Василий Михайлович Соболевский (1846— 1913), редактор либеральной московской газеты «Русские ведомости», знакомый Толстого.

1149. 3246. Метроп[оль]. — Гостиница в Москве.

1150. 32512. Morlon — Антони Морлон (1868—1905), французский художник-маринист. См. о нем в гл. XVI «Что такое искусство?» (т. 30).

1151. 325—15. К роману.... гадость. — Повидимому, запись к задуманному Толстым, но ненаписанному роману.

1152. 3263—7. А. И. Фаресов.... письма Лескова.... Малик[ова] неудача? — Запись относится к посещению Толстого Анатолием Ивановичем Фаресовым и к беседе Толстого с ним об А. К. Маликове и о письмах Н. С. Лескова. Письма Лескова к Толстому опубликованы в сборнике «Письма Толстого и к Толстому. Труды Публичной библиотеки СССР имени В. И. Ленина», Гиз, 1928. Письма Толстого к Лескову в большей своей части не сохранились. См. об этом заметку сына Лескова

А. Н. Лескова — сборник «Письма Толстого и к Толстому», стр. 61, прим. 1.

1153. 32619. Абрикосову Евангелие. — Хрисанф Николаевич Абрикосов. См. о нем т. 72, стр. 504.

1154. 32924—25. — Московский адрес лица, взявшего у Толстого его «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий».

1155. 32929. Свечн[ой] пер. д. 7, к. 5. — См. прим. 1102.

1156. 3303—7 — Федор Иванович Гучков (1862—1913), из семьи московских купцов-старообрядцев. В 1900-е гг. сотрудник реакционной газеты «Голос Москвы» и один из основателей, вместе со своими братьями, партии «Союза 17 октября». Сохранилось его письмо к Толстому от 30 января 1898 г., из которого видно, что он был у Толстого в Москве. На письме пометка Толстого: «Б[ез] О[твета]». Гучков, не получая ответа, снова заходил к Толстому 17 марта 1898 г., перед своим отъездом на Дальний Восток, и оставил свой адрес. Гучков предлагал Толстому поддерживать через него связь с ссыльными духоборами. См т. 88, письмо к В. Г. Черткову.

1157. 33012—13. Александрополь.... Семену. — Адрес духобора С. Е. Чернова.

1158. 33015 — Иван Дмитриевич Сытин, московский книгоиздатель, старый знакомый Толстого.

1159. 33015. Накашидзе. — Илья Петрович или Елена Петровна Накашидзе.

1160. 33024. Семен Ефимов Чернов. — Духобор, приезжавший к Толстому в апреле 1898 г., вместе с товарищем П. В. Планидиным, из Эриванской губ., в связи с хлопотами о переселении духоборов за границу и для организации поездки в Обдорск к Веригину. Об этом см. письма Толстого к В. Г. Черткову от 4 и 6 апреля 1898 г., т. 88.

1161. 33026—27. отдал больш[ое] Ева[нгелие] Николай Яковлев Тароватый, — Повидимому, Н. Я. Тароватый приходил к Толстому в апреле 1898 г., и Толстой дал ему свою книгу «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий».

1162. 3313. Сборник матерья[лов], выпуск 10-й. — «Сборник сведений о кавказских горцах», выпуск 10-й. См. прим. 1129.

1168. 3315. Доктора, Таня, туберкулы. — 19 апреля дочери Толстого Татьяне Львовне сделали «очень болезненную операцию» гайморита (ДСТ, III, стр. 49).

1164. 33211—20. <> — Запись представляет собою черновой набросок отрывка статьи Толстого «Carthago delenda est», датированной 23 апреля 1898 г. В несколько переработанном виде запись вошла в окончательный текст статьи.

1165. 33213. Терт[улиана] — Тертуллиан, богослов и писатель конца 2 — начала 3 вв. христианства. Тертуллиан в своих сочинениях, касаясь вопросов христианской этики, восставал против распущенности служителей римской церкви.

1166. 33214. Оригеном — Ориген (185 или 186—254 или 255), писатель восточной церкви, требовал практического осуществления христианской морали в жизни. Ориген был осужден вселенскими соборами как еретик.

1167. 33214. Даймондом, — Джонатан Даймонд (Jonathan Dymond, 1796—1827), квакер. См. т. 87, стр. 54.

1168. 33215. Гаррисоном, — Уильям-Ллойд Гаррисон (1805—1879), американский деятель движения за освобождение негров от рабства, издатель журнала «Liberator». Об отношении Толстого к Гаррисону см. т. 50 и трактат Толстого «Царство божие внутри вас», т. 28.

1169. 33215 — Адин Баллу (1803—1890), руководитель американской религиозной общины, проповедовавший непротивление злу насилием. Автор «Катехизиса непротивления». Толстой писал о нем в «Царстве божием внутри вас».

1170. 33224. Барышня просится приехать. — 30 апреля и 1 мая 1898 г. Толстой писал С. А. Толстой про барышню, которая через И. И. Горбунова выражала намерение приехать в Гриневку помогать голодающим. См. т. 84, письма №№ 704 и 705.

1171. 3331347134 Ник[олай] — 3.... Катерина 1 — Данная запись и последующие относятся к деятельности Толстого по организации помощи крестьянам Чернского уезда Тульской губ. и Мценского уезда Орловской губ., пострадавшим от неурожая. На собранные пожертвования в деревнях открывались столовые. Цифры означают число едоков в данной семье. Сын Толстого, Илья Львович, принимавший участие в помощи голодающим, в своей книге «Мои воспоминания» (изд. «Мир», М. 1933, стр. 199) пишет: «Самую трудную работу, — распределение количества едоков в каждой крестьянской семье, — отец почти везде производил сам, поэтому целые дни, часто до глубокой ночи, разъезжал по деревням».

«Дано 3» и цифры, написанные около имен, следует понимать как указание на отпуск продуктов из среднего расчета по числу едоков.

1172. 33310. — Село Шеламово, или Шаламово, Чернского уезда, по дороге из Мценска к Белеву, по правую сторону от шоссейного тракта.

1173. 33322. Успенское — 1) Село Успенское (Бобрик) — по левую сторону тракта из Ефремова в Мценск. 2) Село Успенское (Лужны) — по правую сторону того же тракта.

1174. 33920. Лемзаль. Ан[не] Григ[орьевне] Бодянск[ой]. — А. Г. Бодянская, жена бывшего харьковского помещика Александра Михайловича Бодянского (1845—1916), отказавшегося от земли и находившегося в ссылке в Лемзале Курляндской губ. См. т. 71.

1175. 33925. Хмелинки — Село Хмелинки — по левую сторону шоссе из Черни в Мценск.

1176. 34013. Дано Варе — Варвара Валериановна Нагорнова, племянница Толстого.

Сноски

600. См. Описание рукописей.

601. Ср. Дневник 1897 г., 15 августа, 4.

602. Ср. там же, 5.

603.

604. Ср. там же, 7

605. Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 1.

606. Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 2.

607. Ср. там же, 3.

608.

609. Ср. там же, 5.

610. Ср. там же, 6.

611. Ср. там же, 7.

612. Ср. там же 8.

613.

614. Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 10.

615. Ср. там же, 11.

616. Вопросительный знак в подлиннике.

617. Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 12 и 13.

618.

619. Ср. там же, 15.

620. Ср. там же, быть может, 19.

621. Ср. там же, быть может, 19.

622. Ср. там же, 17.

623.

624. Ср. там же, 19.

625. Вымарано карандашом: Миша, [1 неразобр.] Ср. Дневник 1897 г., 14 октября, 20.

626. Ср. Дневник 1897 г., 16 октября, 1.

627. Ср. Дневник 1897 г., 16 октября, 2.

628.

629. В подлиннике оторван уголок листа.

630. Ср. Дневник 1897 г., 10 ноября, 2.

631. Середина слова вырезана.

632. Ср. Дневник 1897 г., 10 ноября, 3.

633.

634. Ср. Дневник 1897 г., 14 ноября, 1.

635. Ср. там же, 2.

636. Ср. Дневник 1897 г., 14 ноября, 3.

637. Ср. там же, 4.

638. карандашами.

639. Ср. там же, 2.

640. Ср. Дневник 1897 г., 17 ноября, 2.

641. Ср. там же, 3.

642. [Нет бога кроме бога.]

643. Ср. Дневник 1897 г., 21 ноября, 1.

644. Ср. там же, 2.

645. Ср. там же, 3.

646.

647. Ср. там же, 2.

648. Ср. там же, 3.

649. Ср. Дневник 1897 г., 25 ноября, 1.

650. Ср. там же, 2.

651.

652. Ср. там же, 2.

653. Ср. там же, 3.

654. Ср. там же, 4.

655. Ср. Дневник 1897 г., 28 ноября, 5.

656.

657. Ср. Дневник 1897 г., 20 ноября.

658. Ср. Дневник 1897 г., 13 декабря, 2.

659. [Свобода]

660. [бесстыдство, распущенность,]

661.

662. Ср. Дневник 1897 г., 17 декабря.

663. Ср. Дневник 1897 г., 17 декабря.

664. Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 1.

665. Запись сделана рукой дочери Толстого Татьяны Львовны.

666.

667. Запись сделана рукой В. Ф. Краснова.

668. Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 5.

669. Ср. там же, 4?

670. [удивительный]

672. Ср. Дневник 1897 г., 29 декабря, 3.

673. [Лоти. Письмо Брауну.]

674. [Современники.]

675. Ср. Дневник 1898 г., 1 января, 1.

676.

677. Ср. там же, 2.

678. Ср. там же, 3.

679. Ср. там же, 4.

680. Ср. там же, 5.

681.

682. Ср. Дневник 1898 г., 3 февраля, 1.

683. Ср. там же, 2.

684. Ср. там же, 3.

685. Ср. там же, 4. Далее зачеркнуто:

686. Ср. Дневник 1898 г. 3 февраля, 3, второй абзац.

687. Ср. там же, 5.

688. Ср. там же, 6.

689. Ср. там же, 7.

690.

691. Ср. там же, 9.

692. Ср. там же, 10.

693. Ср. там же, 8.

694. Ср. там же, 11.

695.

696. Ср. Дневник 1898 г., 5 февраля, 2.

697. Ср. там же, 3.

698. Ср. там же, 4.

699. Ср. Дневник 1898 г., 5 февраля, 5.

700.

701. Ср. там же, 14.

702. Ср. Дневник 1898 г., 5 февраля, 6.

703. Ср. там же, 7.

704. Ср. Дневник 1898 г., 19 февраля, 1.

705.

706. Ср. Дневник 1898 г., 19 февраля, 3.

707. Ср. там же, 4.

708. Ср. там же, 5.

709. Ср. там же, 6.

710.

711. Ср. там же, 2.

712. Ср. Дневник 1898 г., 19 марта, 3.

713. Ср. там же, 4.

714. Ср. там же, 5.

715.

716. Ср. там же, 7.

717. Ср. там же, 8.

718. Ср. там же, 9.

719.

720. Ср. Дневник 1898 г., 21 марта, 11.

721

Ср. там же, 12.

722. Ср. там же, 13.

723. Ср. там же, 14.

724.

725. Ср. там же, 16.

726. Ср. там же, 17.

727. Ср. там же, 18.

728. Ср. там же, 19.

729.

730. Ср. там же, 21.

731. Ср. там же, 22.

732. Ср. там же, 23.

733. Ср. там же, 24.

734.

735. Ср. там же, 26.

736. Записано рукой, вероятно, Ананьина.

737. Ср. Дневник 1898 г., 12 апреля, 1.

738. адреса.

739. Записано рукой Ф. И. Гучкова.

740. Ср. Дневник 1898 г., 12 апреля, 2.

741. Записано рукой Т. Л. Толстой.

742.

743. [Учение Будды.]

744. Написано рукой неизвестного лица.

745. Далее адрес Н. Я. Тароватого, вероятно написанный его рукой.

746. Записано, вероятно, рукой Н. А. Альберга.

747.

748. Записано рукой С. Н. Хазова.

749. См. Дневник 1898 г., 27 апреля, 1.

750. Ср. там же, 2.

751. Ср. там же, 3.

752.

753. Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 2.

754. Ср. там же, 3.

755. Ср. там же, 4.

756. Ср. там же, 5.

757. Куренк[ов]

758. Зач.: Вдова Бады[кина].

759. Зач. Влади[мир]

760. Кузьм[а]

761. Зачеркнуто: Павел Кож[ухов]

762. Зач.: Ник.

763. Ал. Кол. — х

764. Зач.: Троф.

765. Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 6.

766. , 7.

767. Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 8.

768. Зачеркнуто: Филипп

769. Ср. Дневник 1898 г., 29 апреля, 9.

770.

771. Зачеркнуто: 5.

772. Ср. Дневник 1898 г., 4 мая, 1.

773. Ср. Дневник 1898 г., 4 мая, 2.

774. Ср. Дневник 1898 г., 5 мая, 1.

776. Ср. Дневник 1898 г., 5 мая, 3.

777. Ср. Дневник 1898 г., 5 мая, 3.

778. Второй ряд цифр написан рукой неизвестного лица.

779. Второй ряд цифр написан рукой неизвестного лица.

780.

781. Ср. там же, 3.

782. Ср. там же, 2.

783. Зачеркнуто: Ег[ор] Мозг[унов?]

784. 3

785. Зач.: Гав. Мих. Сит[рин]

786. Ср. Дневник 1898 г., 11 мая, 2.

787. Ср. в Дневнике 1898 г. записи от 3, 27 и 29 апреля.

788.

789. Ср. Дневник 1898 г., 9 мая, 3, и 11 мая, 1.

790. Нумерация записей сделана чернилами, вероятно при перенесении их в Дневник.

791. Ср. Дневник 1898 г., 12 июня, 1.

792. Ср. там же, 2.

793. , 3.

794. Ср. Дневник 1898 г., 12 июня, 12.

795. Ср. там же, 4.

796. Ср. там же, 5.

797. Ср. там же, 6.

798. , 7.

799. Ср. там же, 8.

800. Ср. Дневник 1898 г., 12 июня, 10.

801. Ср. там же, 11.

802. Ср. там же, 13.

803.

804. [Поль Адан, мужик.]

805. Ср. Дневник 1898 г., 28 июня, 1.

806. Ср. там же, 2.

807. Ср. там же, 3.

808.

809. Ср. там же, 5. 

Раздел сайта: