Записная книжка № 4, 1898—1899 гг.

[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 4, 1898—1899 гг.]

——————————————————————————————————

Озерские 

Авдот[ья] Печник[ова] вдова

Татьяна Печников[а]

Афимья Спатова

———————————————————————————————————

Олимпия Казначее[вская]

Софья Вороб[ъевская]

Дарья Вороб[ъевскал]

———————————————————————————————————

Нов[ая] Колп[на] — Василий Дудинов.

———————————————————————————————————


Крыльцово

<Устинья Алешина

Анна Михайл[ова]>

———————————————————————————————————

Колпны  

 

Дарья Стружи[на]

Вера Струж[ина]

———————————————————————————————————

<Сергей Телятинск[ий]>

———————————————————————————————————

Лукерья Телятин[ская]

———————————————————————————————————

Никитин на воды Грума[нт]

———————————————————————————————————

Аксинья Телят[инская]

Иван Март[ынов]

Скуратовские погорелые —

———————————————————————————————————

<Прокофью дать 1 — 50 —>

———————————————————————————————————

Узнать, сколько осталось муки.

———————————————————————————————————

Тане письмо.

———————————————————————————————————

6)[810] 1) Взялись управлять, т. е. заботиться о благе, и не вышло; нашлись люди, к[оторые] упрекают в эт[ом]. Тогда эти защищаются и показывают, что это правда. И вся забота в этом.[811] —

В Крапивне 2000 р[ублей], и некому давать.[812]

———————————————————————————————————

7) 2) Смерть есть несомненное уничтожение пределов с существом земли.[813]

———————————————————————————————————

Деньги — Соне и Изюмченко.

———————————————————————————————————

8) Любить нельзя, можно во всякий данный момент относиться по-божьи = добро.[814]

Андриану муки.

———————————————————————————————————

Адрес Худякова.

С. Амчинское. Якутской об[ласти] и округа. Земскому заседателю 2-го участка для перед[ачи] Н. Ф. Худякову на Усть-Натору.[815]

———————————————————————————————————

Из Косова Василий Павлов.

———————————————————————————————————

Головенская Анна Трифонова.

———————————————————————————————————

9) Бог милостив и не таких грешников прощает. А ты что? Не робей, молись.[817]

———————————————————————————————————

10) Как непрочно всякое благо, основанное человеком не на христ[ианстве]. Испанско-Амер[иканская] война.[818]

———————————————————————————————————

11) Я часто молился (не веря, испытуя), чтобы Б[ог] устроил мою жизнь как я хочу, нынче молился просто — общался с Б[огом]. И после этого вспомнил о своем желании и попытался обратиться к Б[огу], и тотчас почувствовал ошибку и ясно увидел, что лучше будет по Его, а не по-моему, и без малейшего условия сказал: да будет не моя, но Твоя воля.[819]

———————————————————————————————————

12) Духовная жизнь значит то, чтобы видеть связь причины и следствия в духовн[ом] мире, и этой связью руководить свою жизнь.[820]

———————————————————————————————————

Материялисты не видят этой связи и потому не верят в нее, а видят физическ[ую] и верят — физическая же связь есть всегда только следствие следствия.[821]

———————————————————————————————————

13) Вычесть из жизни личность, что останется? Некоторым кажется, что ничего. Но это только кажется — останется то, что составляет основу нашей жизни — любовь.[822]

———————————————————————————————————

4-я часть Замочн[ой] ул[ицы] д. Сизовой.[823] Александра Денисьевна.

———————————————————————————————————

О <Петрове> Берсу

Люди старательно свяжут себя и потом веревку от этой связи отдадут, кому попало.

Ведь связка нужна была только как защита.[824]

———————————————————————————————————

Из Мостов[ой]: 1) Пелагея Будылки[на]

———————————————————————————————————

Помыслы мечтаниям — м[ечтания] страстям, ст[расти] бесам.[825]

———————————————————————————————————

17) Природа — для всех.[826]

———————————————————————————————————

16) Как трудно установить жизнь только перед Богом.[827]

———————————————————————————————————

14) Один — хорош, а с людьми — слом[ится].[828]

———————————————————————————————————

Бабур[инский]: Иван Сухотин.

———————————————————————————————————

13) Хочешь видеть результат своих трудов. А не Моисей — а Христос. — Вскую оставил меня.[829]

———————————————————————————————————

12) От[ец] Сер[гий] до тех пор не успокоился, пока не стал жить среди людей для установления Ц[арства] Б[ожия] здесь.[830]

———————————————————————————————————

11) Насилие — есть если, то есть злоупотребление. Дарвиновское.[831]

———————————————————————————————————

что то, что они сделают, хорошо, а чего не сдел[ают], то дурно.[832]

Аксинья Крыльцов[ская]

———————————————————————————————————

Марья Чунаева Озерск[ая]

———————————————————————————————————

9) Совершенно ясно, что выгоднее всё делать сообща. Но одним механическ[им] путем — из выгоды — недостаточно. Надо, чтобы участвовало и сердце. — Нарочно Богом сделано так, чтобы разум видел и не мог достигнуть и потребовал бы на помощь сердце.[833]

———————————————————————————————————

8) По Марксу можно сказать только то, что при языческом мировоззрении деспотизм будет перемещаться, но никогда не уничтожится.[834]

———————————————————————————————————

7) Движет человечеством духовный рост — религия. Марксисты не видят этого и хотят вывести движение из эконом[ических] причин.[835]

———————————————————————————————————

6) Почему капиталы перейдут обществу? Они останутся собствен[ностью] правителей.[836]

———————————————————————————————————

5) Ничто так не размягчает сердце, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.[837]

———————————————————————————————————

Рабочие пойманы и нет выхода.[838]

———————————————————————————————————

4) Закон сохранения энергии — доказывают. Но энергия есть не что иное, как отвлеченное понятие, так же как материя. И отвлеченное понятие всегда равно сам[о] се[бе].[839]

3) Вера в чудеса есть не что иное, как сознание того, что мир наш есть только произведение наших чувств.[840]

———————————————————————————————————

2) Большое заблуждение думать, что разум человека совершен и может открыть ему всё.[841]

———————————————————————————————————

2) Разум человека так же слаб и ничтожен в сравнении с тем, что есть, как разум (средство познания) козяв[ки], амёбы. Разум не может видеть ничего вне времени и пространства. Всё равно как человек, не знающий алгебры или высш[ей] математ[ики], чувствует свое бессилие перед задачами. Вот предел знания — это знание пределов знания.[842]

———————————————————————————————————

1) Т[ак] к[ак] я добровольно не хочу выдти из двора, где сгорю, Бог гонит меня со двора кнутом. А я прошу Б[ога], чтобы он избавил меня от этого кнута.[843]

———————————————————————————————————

17 И[юля]. Недоразумения: 1) о вере, 2) о противл[ении] злу, 3) о целомудрии, 4) об искусстве.[844]

———————————————————————————————————

[1 неразобр.] погорел[ые]

———————————————————————————————————

И. И. Горбунов, г. Калуга, Ильинская улица. Жорин переулок д. Воинова.[845]

———————————————————————————————————

Женщина точно орудие Д[ьявола]. Он дает ей на подержание ум, к[оторого] у нее нет, если она на него работает.[846] —

———————————————————————————————————

Жить и плодиться — важнее жить —

Спасение от Мальтус[ианства] в целомудрии.[847] —

———————————————————————————————————

К Воск[ресению]. Нельзя было об этом думать и быть довольным собой, поэтому надо б[ыло] вовсе не думать.[848] —

———————————————————————————————————

Спросить  

Как водят солдаты, сменяются] ли? Могут ли поесть?

Кто отпускает из суда?


———————————————————————————————————

Я увидал, что требую невозможного: оценки чувства любви чувством нравственно[сти], когда чувства нравственного — нет.[849]

———————————————————————————————————

Упадок человечест[ва] виден п[отому], ч[то] большинство людей поставлено в такое положение, что цель их только кормиться.[850]

———————————————————————————————————

Вроде того, как если бы люди, поступая на завод, думали только бы о том, где жить и что есть.[851]

———————————————————————————————————

Целомудренную женщину воспитать.[852]

———————————————————————————————————

Для меня мир разделен так, но я могу представить себе его разделен[ным] и иначе.[853]

———————————————————————————————————

Мост[овский] один с детьми, Степан Алексеев.

———————————————————————————————————

— Кон[с]т[антин] на избу.

———————————————————————————————————

Фильтр — яд.

Закон о женитьбе на каторжной.

———————————————————————————————————

— Доволен ли ты?[854]

Как трудно угодить людям и как легко угодить Богу. Людям нужно и прошедшее и будущее; Богу одно настоящее.[855]

———————————————————————————————————

Думать постоянно о других, и награда лучшая в мире — любовь других.[856]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Деспотизм [1 неразобр.][858]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Если не позволи[шь] себе жить для себя, то невольно от скуки будешь иска[ть] жизни для других.[860]

———————————————————————————————————

Женщины не могут руководиться в жизни мысл[ью]. У них мысль служит чувству.[861]

———————————————————————————————————

Акулина Федюкова из Городны.

———————————————————————————————————

1) С Кипра как освободить, день[ги] посл[ать].

2) О Канаде известить телеграммой.

———————————————————————————————————

Человек судит по себе. Если на него действует одно матерья[льное], он думает, что и весь мир таков.[862]

———————————————————————————————————

Хорошо на жизнь здесь смотреть как на проезд, на постоялый, не напакост[ить], не поссориться, но все-таки постоялый.

———————————————————————————————————

1) едят вместе или нет?

2) где?

3) Назначение дел.

5) Кто отпускает из суда?

В Головеньках

Из Глинок убит Федор Бредихин у Гиля.

Кончается тем, что 7x7.

———————————————————————————————————

Неужели?

Да.

Думаешь, что ты один, а ты со всеми вместе, все тоже, только заслон[ены].[863]

———————————————————————————————————

Бандаж —

———————————————————————————————————

Бог этого мира.[864]

———————————————————————————————————

Инжавино Чичер[ин?]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Пираговскому погорелому.

———————————————————————————————————

Тяжело, что жизни нет, а только эгоизм — принят.[866]

———————————————————————————————————

Бродяга мальчик.

———————————————————————————————————

Общая молитва.

———————————————————————————————————

Татарская улица Руновск[ий] пер. 2 Шкробова. Рус[анов].

———————————————————————————————————

От узников узнику.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Гор. Курмыш. Барсуманской вол[ости] сельца Рославки кре[стьянина?] Александра Полякова.

Адмир[алтейская]

Наб[ережная] 6[867]

———————————————————————————————————

Комис[сия] проше[ний] в Отделении 2-го Департ[амента].

———————————————————————————————————

771. Судопр[оизводство].

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

[868]Отдельной партией женщин не задерживать и выдать на руки.

———————————————————————————————————

Сознание, направлен[ное] на духовное я— убивает, парализует ее.[869]

———————————————————————————————————

Написать Якутс[ким]. Ст. Амгинская Якутск[ой] обл. и округа. Земскому заседателю 2 участ[ка], передать Петру Семеновичу] Светлищеву, на Усть-Нотор.

———————————————————————————————————

г. Тобольск. Алекс[андр] Иван[ович] Степанов, село Завальное.

— 12, — чтоб дал извест[ие], сколько будет печатать еженедельно.

———————————————————————————————————

Страдания удерживают от смерти.[870]

———————————————————————————————————

Величайшее чувство я

———————————————————————————————————

Чтобы избавиться от нравств[енных] страданий, есть два средства: уничтожить предмет страдания или то чувство в себе, от к[оторого] происходит страд[ание].[872]

———————————————————————————————————

Прогресс через старость.[873]

———————————————————————————————————

<лицемерк.

———————————————————————————————————

Прогрес техническ[ий] не задерживается, прогресс религиозн[ый] задержа[н].[874]>

———————————————————————————————————

Одно из ужаснейших суеверий это забота отдельных людей об устройстве общес[твенном]. Это последств[ие] деспотизма. — Вредное последствие — невнимание к себе.[875]

———————————————————————————————————

Кощунств[енно] предположение, что мы — часть можем познать всё целое, Бога. Мы можем только иметь некоторое представление о том, какое Оно.[876]

———————————————————————————————————

сотворение мира. Для всякого свободн[ого] челове[ка] нет ни начала, ни конца, ни времени, ни пространства во все стороны от меня. От этого нелепого суеверия — нелепость происхождения видов.[877]

———————————————————————————————————

Ученики не выше учителя — народ.[878]

———————————————————————————————————

21) 20 н[оября]. Бог позади своих законов. А мы хотим знать Его, а не хотим знать Его законов.[879]

———————————————————————————————————

20) Природа входит в человека и челов[ек] носит ее в себе.[880]

———————————————————————————————————

Дети думают, что это такая вся жизнь.

———————————————————————————————————

Управляет мир[ом] злоба.[881] Берс.[882]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

19) Искусство наше есть только соус.[883]

———————————————————————————————————

18) Пока не в любовном настроении — не действуй.[884]

———————————————————————————————————

17) Управляет миром насилие — злоба, и потому все несамостоятельные, шатк[ие] элем[енты] переходят на сторону злобы. А надо бы, чтобы они переходили на сторону добра. Для этого нужно, чтобы добро, не робея, всегда проявляло себя. Это огромной важнос[ти].[885]

———————————————————————————————————

В Сенате и дело о сект[антах].

———————————————————————————————————

Старухи — сумашедш[ие]

———————————————————————————————————

18) Сложность знания признак ложности.[886]

———————————————————————————————————

— как выгодно юродство для нравств[енности].[887]

———————————————————————————————————

14) Справедливость недостаточна — Есть зулусы. Нужно противодействовать.[888]

———————————————————————————————————

13) Работа важна, п[отому] ч[то] мешает уму работать бесцельно.[889]

———————————————————————————————————

12) Пожалуй, что важнее знать, о чем не надо думать, чем то, чтобы знать, о чем надо думать.[890]

———————————————————————————————————

11) Женщины слабы и хотят не знать своей слабости, и хвастать своей силой. Что может б[ыть] отвратительн[ее]?[891]

———————————————————————————————————

1) О вере — ч[то] ее н[ет]

2) О земле

3) О пьянстве

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Фирлеевич Артемид Иванович, Яузский бульвар, д. Веденеева кв. Бруханской.

Срет[енка]. Даев пер. д. Силуянова — А. В. Цингер.

———————————————————————————————————

— нет религии.[893]

———————————————————————————————————

[1899]

8) Приближаешься к месту назначения — думаешь о том, куда едешь.[894]

———————————————————————————————————

6) Во время болез[ни] не исполняе[шь] волю Бога, п[отому] ч[то] переходишь в другую форму.[896]

———————————————————————————————————

5) Работать над своей душой — не видать, а это настоящая работа.[897]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Крап[ивенский] Алтух[ов] Гавр[ила] Алтухов, жена, 2 детей, невестка —

———————————————————————————————————

Тюремный устав.

———————————————————————————————————

Очерки Р[усских] остр[огов] Соколовск[ого]. Заметки об Энис[ейском] остр[оге] Кривошапкина.[899]

———————————————————————————————————

Искусство — разврат.[900]

Доктора говорят о[901]

———————————————————————————————————

3) Не делать противно в[оле] Б[ога], а отдаваться тому, что в воле Его. Способ исключения.

———————————————————————————————————

2) Самое великое поучение в учении Хр[иста] это его смерть, брошенно[го] и забытого всеми.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Женщины рождают, воспитыва[ют] нас, дают наслажд[ение], потом начинают мучать, потом развращают и потом убивают.[902]

Записная книжка № 4, 1898—1899 гг.

———————————————————————————————————

Просишь о чем-нибудь Бога — обратишься к Богу, поймешь свое положение и сейчас же: не моя, но твоя воля.[903]

———————————————————————————————————

Катюша отвращение получила к половой жизни, потом отдалась ей в форме любви и брака.

———————————————————————————————————

Эртел[ев] № 3, 22. Каменский.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

13) Всякий день примериваться: броси[ть] свое дело.[904]

О Голицыне.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

12) Сама машина правительства есть адская машина, кот[орую] нельзя держать. Опасно.[905]

———————————————————————————————————

11) Писатель думает об изображении во время страданий. Так надо: духов[ное] изоб[ражение] великое дело — страдания и смерть ничтож[ные].[906]

———————————————————————————————————

10 линия д. 41, кв. 74 Сергей Николаевич Салтыков.

———————————————————————————————————

10) Человечество — это огромное животное, кот[орое] ищет и не может найти, что ему нужно. Очень медленно афекты передают мозгу, и мозг вызывает поступки. — Социалисты и либералы это попытки гальванизировать, заставить действовать животное, действуя на мышцы. А есть два органа: спинной мозг — насил[ие] и головной мозг — религия.[907]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

9) Мне тяжело, я прошу Бога помочь мне. Да ведь Он мною делает свое дело...[908]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Что-то забыл, а помню 3.

8) то, что жизни индивидуальной нет, есть только функция — я, орудие чего-то.[909]

———————————————————————————————————

подъе[ма] дух[а].[911]

5) Зло мира — причина его очень проста. Все ищут midi à 14 heures, то в политическ[ом], то в эконом[ическом] устройстве. Сейчас читал рассуждения в Прусск[ой] палате о том, что крестьяне бегут в город, и как помочь этому. И разрешение всех вопросов одно, и никто не признает его и не интересуется. А разрешение одно: ясное, несомненное: Власть имеющие развратились, п[отому] ч[то] они имеют власть и составили себе учение религиозн[ое], соответствующее их развращению. И это самое учение они усиленно с детства прививают народу, сами веря в него.

Спасение стало быть одно, в разрушении ложного учения.[912]

26 Март 1899.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Как, где живут сиделки в больнице?

Как одеты?

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Докладывает ли председ[атель]?

Как идут дебаты?

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

3) Сновидение это ч[асть?] впечатлени[й] — вдруг.

———————————————————————————————————

2) На мостовую, дождь.

Какие помещения?

В каком году?

Как сменяли конвойн[ых]?

———————————————————————————————————

— нет. Мы делаем будущее, свое и всего мира.[915]

———————————————————————————————————

Бесконечное время и пространство есть только слабость (предел) мысли.[916]

———————————————————————————————————

Резвов. Швейцария — Мясницкая — 48

———————————————————————————————————

14) Мы думаем о будущ[ем], устраиваем его, а ничто не важно, п[отому] ч[то] важно делать творческое дело любви, а это дело такое, к[оторое] можно делать во всех возможн[ых] условиях.[917]

———————————————————————————————————

165 рублей — От Ал. Ан. Бранта.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменить, а всё это есть не что иное, как указание: что делать. Я в тюрьме, значит, думай.

Всё равно, как лошадь, запряженная, сердится на хомут.[918]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Пр[охор] Андр[еевич] Ларионов 3-я Тв[ерская] Ямск[ая], св[ой] д[ом].

Взял Хр[истианское] уче[ние]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

1256 Вос[кресение].

Боги умнее нас.

———————————————————————————————————

— совсем или смягчение?

———————————————————————————————————

Разтиразов[?]

———————————————————————————————————

Печать это лживость with vengeance.[919]

———————————————————————————————————

Всё разрозненно. Соединение наше есть часть Бога.[920]

———————————————————————————————————

Постоянно разрушаем и вновь понимаем Бог, но выше и выше.[921]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

С женщинами как с лошадью, толь[ко] бы заставить ее делать, что нуж[но].[923]

———————————————————————————————————

Глубокое, 18 в[ерст] от Иркутска. Монастырь 7 верст. Острог за рекой.

———————————————————————————————————

Рабочие с той же верой будут теми же рабами.[924]

———————————————————————————————————

Разговор о том, что свободен только тот, кто поборет страсти, а потом хотят освободи[ть] людей, полных страстей.[925]

———————————————————————————————————

[1 неразобр.] Настасья Холодк[овская].

Из Мостов[ой] Кате[рина?]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Разумной убежденности никогда не бывает, полной — полная только у женщин.[926]

———————————————————————————————————

Марксист, верую[щий] в Иверск[ую].[927]

———————————————————————————————————

На зло отвеч[ай] добром, уничтож[ишь] для злого причину зла — уничтож[ишь] зло.[928]

———————————————————————————————————

Потап Павлов Дорогов[929] Тульск. губ. Тул. уезда. 57 года. Орловского внутр[еннего] гарнизона. — 69 лет известие [?] — жене 62 г.

———————————————————————————————————

21 Июня.

———————————————————————————————————

22 Июня. Ошибка: мы невольно думаем, что мне будет — хорошо есть, а не будет, от добра.[931]

———————————————————————————————————

1) Вера нужна. Ее нет. Заменяет вера в науку. В какую? В современную? Современная же наверно ложная.[932]

———————————————————————————————————

3) Люди из образованных, употребляющие свое образование не на просвещение и освобождение рабочего народа, а на одурение его, подобны рабочим, употребляющим свою силу не на поддержание жизни, а на разрушение или убийство. Это интеллигентные Пугачевы и Стеньки Разины.[934]

4) Читал статью о том, что Хр[истос] не существовал, а миф.[935]

———————————————————————————————————

6 Июля[936].

———————————————————————————————————

Что такое связь памяти, к[оторая] делает из меня одно существо с детства до смерти? Надо спросить, не что такое связь, а отчего я чувствую разделение? Разделение это те условия време[ни], в кот[орых] я должен проявляться. Я уже есмь, какой я есмь. Я не могу сознать себя сразу всего, а должен проявляться во времени. Должен же проявляться во времени для общения с друг[ими] существа[ми] и воздейство[вать] на них.[938]

———————————————————————————————————

8 Июля. — (самого человека), чтобы заменить чем же?..[939]

———————————————————————————————————

Никитская ул. д. Боголюбова. Петр Степан[ович] Аллейников.

———————————————————————————————————

Тебя упрекают в воровстве, злобе, разврате — приводят доказат[ельства]. Отвечать на это надо вопросами: пойдешь купаться? Хочешь малины? Хорош[ая] погода, повесть и т. п. И это лучшие отве[ты], достигающие це[ли].[940]

———————————————————————————————————

Дороже всего добрые отношения между людьми, а устанавливаются добрые отношения не вследствие разговоров; напротив, от разговоров портятся.[941]

———————————————————————————————————

Питаясь, я уничтожаю пределы между собой и др[угими] существами, и производя детей. Результа[ты] физиче[ского] разрушения пределов видны, результат[ов] духовно[го] единения не видно п[отому], ч[то] обширнее.[942]

———————————————————————————————————

Если ты чего-нибудь желаешь, чего-нибудь боишься, то значит, что ты не веришь в того Бога любви, к[оторый] есть в тебе, и если ты живешь им, то тебе ничего не нужно, п[отому] ч[то] всё возможно и всё хорошо.[943]

———————————————————————————————————

Лаодзе: не думать, что знаешь, в чем воля Божья, а быть смиренным, и будешь любовным.[944]

Люди с извращенным разумом уверяют всех, что разум не может быть верным руководителем в жизни.[945]

———————————————————————————————————

Bernard Bosanquet.

History of Aesthetic—10 s. bd, Essais and Addresses 2 s bd.[946]

Swan Sonnenschein of London

———————————————————————————————————

— это, когда вам кажется, что вы несчастливы. Это случай совершенствования, подъема на высшую ступень. Надо дорожить этими минута[ми]. Это приготовление себя к работе — духовная пища.[947]

———————————————————————————————————

То простой человек — животное Л. H., а то Посланник Бога — тот же человек — но только судья в цепи при исполнении своих обязанностей. Надевать цепь.[948]

20 Июля.

Люди существа отделены, разделены. И это им представляется пространством, то же,

———————————————————————————————————

Пространство разделяет, время соединяет.[949]

———————————————————————————————————

11 полка. У Ротного Жигмана Ив. Мих. Шабалин.

———————————————————————————————————

Братство естествен[но]. Его старательно воспитывают.[950]

———————————————————————————————————

Иногда хочется по-детски кому-то (Богу) жаловаться, просить помощи. Хорошее ли это чувство? — Нехорошее — слабость, неверие. То, что боль[ше] всего похоже на веру, есть именно неверие — неверие в то, что зла нет. И то, что с тобой происходит, то, что тебе предстоит, и есть то самое, что должно быть.[951]

3 Августа.

———————————————————————————————————

Всё, что живет без сознания, как живу я во сне, когда сплю, или младенцем, живет нематерьяльно, не знает материи. Стараясь вспомнить свое состояние до сознан[ия], на пороге сознания — нет материи, есть только чувства радости, тяжести, удовольствия. — Материя является только тогда, когда является сознание. Является пот[ому], ч[то] сознание дает мне понять, что во мне живет начало всего. И в то самое время, как я сознаю, что я начало всего, я сознаю и то, что я не всё начало, а часть его. И вот эта-то частичность, пределы, отделяющие меня от всего, я и сознаю материей — материей своего тела и всего окружающего[952].

———————————————————————————————————

Колединские погорелые.

7 Авг.

———————————————————————————————————

10) Игры заманчивы п[отому], ч[то] выдуманы для blasés.[954]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

10 Ав.

———————————————————————————————————

8) Желают, волнуются, страдают только из-за глупостей или из-за дурного. Хорошее совершается без волнения. Оттого и слово сердце значит злость.[956]

———————————————————————————————————

7) Пространство есть сознание своего предела — сознание множества: 2 не один, a 2 и потому 3, 4, 5...∞. Время есть множество в глубину, т. е. в одном и том же пространстве нe 1, а 2 и потому 2, 3, 4...∞, это бесконечность в глубину.

Всё ещё не ясно.[957]

———————————————————————————————————

6) Анархия не значит отсутствие учреждений, а только так[их] учреждений, к[оторым] подчиняются свободно без насилия.

———————————————————————————————————

Казалось бы, так[ими] и должны быть учреждения существ, одаренных разум[ом].[958]

———————————————————————————————————

5) Если бы был один, то указал бы грех. Затем , чтобы вместе справлялись по одному страда[нию].[959]

Память личная — память общест[ва].[960]

Подъезжая к месту, думае[шь] о том, куда ед[ешь][961].

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Озерский Михаил Агафонов.

———————————————————————————————————

Полезен грех, вызывающий раскаяние совести, выводящий из области суда людского, тщеславия.[962]

———————————————————————————————————

Рост физический это только приготовление запасов для деятельности духовной, к[оторая] начинается при увядании тела.[963]

———————————————————————————————————

Елань, Поскотн[ые].

Дворы какие?

Ярушники.

Лапшу, щи,

баско — хорошо

одемш[и]

— скором[ное],

молочное — мясо,

лонесь — прошлый, поза[прошлый?]

коевадни — третьегодн[и],

язви тебя в таки [?],

чо.. пошто — зачем,

лопоть — одежда,

чембары — бродни,

чирки — женск[ая] обувь,

— Б

якорь тебе. —

Дивно — много,

эка ты паря.

———————————————————————————————————

— —

пиловый истоп [?],

озям,

жигана, паралич [?],

правая — левая,

подаяние.

———————————————————————————————————

Староста, десятск[ий].

———————————————————————————————————

Жизнь материи в движении, как бы ни смотрели: субъективно или объективно. Материя есть предел того, что мы считаем собою и не собою в пространстве, т. е. вне времени.

Движение есть предел того, что мы счита[ем] собою и не собою во времени, вне пространства.[964]

———————————————————————————————————

О свободе воли:

Человек свободен во всем духовном, может любить или ненавидеть, но не свободен во всем матерьяльном.[965]

———————————————————————————————————

Война, проституц[ия], суды, казни, угнетение рабочих и мн[огое] др[угое], всё это необходимые, неизбежные условия языч[еского] строя жизни. И нельзя уничтожить ни одного из этих явлений. — Что ж делать? Изменять этот строй жизни. Чем? Тем, чтобы не участвовать в нем. Делать то, в чем человек свобод[ен]: вместо ненависти — любить.

Жизнь есть освобождение заключенн[ого] — расширение пределов, в к[оторых] действует бесконе[чное] абсолютное начало. —

Представляются же эти пределы при расширен[ии] м[атерии] в виде движен[ия] материи. — Материя в пространстве есть предел расширения в пространстве. Часть материи, признаваем[ая] собой — есть тело мое. Движение есть предел расширения во времени. Часть движения, признаваемая собою, есть жизнь органическая.[967]

———————————————————————————————————

Многоголосная музыка. Нужно, чтобы голос говорил что- нибудь, а то много голосов и каждый нич[его] не говорит.[968]

———————————————————————————————————

О грубости еврейского личного Бога — личность, тогда как Бог прежде всего не ограничен, т. е. не личен.[969]

———————————————————————————————————

Надо победить смерть — не бояться ее, ждать ее.

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Движение атомов, недоступн[ых] нашим чувствам.

Существа могут быть сквозные.[971]

———————————————————————————————————

что дела[ет] человек.[972]

———————————————————————————————————

Читал о книге Энгел[ьгардта] Прогресс эволюции жестокости. Одна из главных причин прогресса жестокости это то, что общественное устройство скрывает ее.[973]

Как должен относиться Бог к молитвам? Всё дано, просить нече[го]. Не просить воды, когда она перед тобой, а идти и пить.[974]

———————————————————————————————————

Маталаеву [?] свой дом. Юл[ии] Сергеевне.

———————————————————————————————————

При существующем религиозн[ом] мировоззрении — теперешний экономический (и политический) строй есть наилучший.[975]

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Хорошо бы было графически или хоть числами выразить различие пользования чужими трудами людей — простыми, подлежащими учету трудами — как н[а]п[ример], столярным, стеклянным и т. п.[977]

———————————————————————————————————

Всё, что глубоко, то прозрачно. Что не ясно, то мелко. Как сор на поверхности и чистая вода на глубине.[978]

———————————————————————————————————

Одна часть людей — большая, процентов 20, одержима сумашестви[ем] эгоизма, доходящего до того, что интересует только то, что касается личности, другая огромная часть, около 80%, подлежит гипнозу художеств[енному], научному, государственному и преимущественно религиозному.[979]

———————————————————————————————————

Испытываю чувство успокоения, удовлетворен[ия], когда заболеваю, когда совершается разрушение пределов моей личности. Как толь[ко] выздоравливаю, испытываю обратное: беспокойство, неудовлетворенность. Но есть ли это явный признак того, что разрушение пределов этой жизни есть вступление в жизнь в новых пределах?[980]

———————————————————————————————————

Предел отдельности — материя; предел общения — движен[ие]. Свою отдельность познаю материей в пространстве; свою общность познаю движением во времени.

Я отдельное существо, общающееся со Всем. Свою отдельность я познаю материей в себе и вне себя.

Свое общение со познаю движением в себе и вне себя. — Одну часть материи и движения я признаю собою, другую миром — Всем. В этом жизнь.

———————————————————————————————————

В сознании одной части материи и движения собою и состоит [981]

———————————————————————————————————

Для Всего — нет материи и нет движения. Материя и движение суть понятия, вытекающие только из понятия отдельности и общения. Материя есть сознание предела отдельно[сти], движение — сознание предела общения.

Если бы не было сознания отдельности, не было бы понятия материи; не было бы сознания общен[ия], не было бы понят[ия] движения.

Человек в жизни стремится выдти из того и другого предела. — Из первого его выводит любо[вь], из второго разум. Любовь разрушает отдельность. Разум действует в области, где нет движения.[982]

———————————————————————————————————

К 14 сюжетам еще два: 1) обмен ребенка в воспитательн[ом] дом[е]. 2) Легенда о старик[с] в церкви.

1-я Мещанская, д. Богданова, кв. № 3 Марь[я] Сергеев[на] Угличанинова.

———————————————————————————————————

Если ребенку раз внушили, что 2 х 2 = 5, орудие его познания навеки извращено.[983]

———————————————————————————————————

Бутырск[ий] проезд д. Борданова, первая церковная улица.

———————————————————————————————————

Затем не видать успеха, чтобы мы действовали не для успеха, а для спасен[ия] душ[и][984].

———————————————————————————————————

———————————————————————————————————

Три побудителя деятельности (жизни): 1) удовлетворение своей личной похоти, 2) славы людской, 3) исполнение воли Бога.

Перейти с первой на вторую, т. е. делать больше для славы людской, чем для похоти, легко и не хорошо, перейти же с второй на 3-ю, т. е. жертвовать и похотью и славой для служения Богу, трудно и прек[расно] и нужно.

Надо нриучать[ся] к этому.[986]

———————————————————————————————————

[25 декабря.] Рождество 1899.

Живи для похоти, и не удовлетвор[ишь] ее. Живи для славы, то удовлетворишь похоть, но не удовлетвор[ишь] славу. Живи для Бога, то удовлетворишь и Бога, и славу, и похоть.[987]

Вопрос о прерывн[ости] и непрерывности материи потому неразрешим, что материя есть представление об отдельности соприкасающейся; движение же есть перемена места, котор[ая] может совершать[ся] только при пути.[988]

———————————————————————————————————

Ясно стало на конке, что здесь постоял[ый] двор.[989]

———————————————————————————————————

Допрос солдат[а] на том свете.[990]

Примечания

1898

1177. 3516 — Запись в связи с распределением муки по столовым в деревнях Чернского и Мценского уездов.

1178. 3518. Тане письмо. — Это письмо к Т. Л. Толстой неизвестно.

1179. 35113. В Крапивне 2000 р[ублей], и некому давать. — См. прим. 854.

1180. 35118. Деньги — Соне и Изюмченко. — Речь идет о деньгах Софье Николаевне Толстой, посланных в Гриневку, на поддержание столовых, о чем Толстой писал С. Н. и И. Л. Толстым в июне 1898 г. (т. 71), и о посланных тогда же двадцати рублях заключенному Николаю Трофимовичу Изюмченко (см. прим. 66).

1181. 35125. Адрес Худякова. — Николай Федорович Худяков, сосланный в Сибирь духобор, писавший Толстому 8 апреля 1898 г. из Александровской тюрьмы. Толстой отвечал ему 26 июня 1898 г. См. т. 71.

1182. 35131 — Головенки, или Головеньки, деревня в 9 км. от Ясной Поляны.

1183. 3533. Из Мостов[ой]: — Мостовская, деревня в 11 км. от Ясной Поляны.

1184. 35314. Бабур[инский]: — Бабурино, деревня в 4 км. от Ясной Поляны.

1185. 35530. От Мальтус[ианства] — К теории английского буржуазного экономиста, апологета капитализма, пастора Томаса Роберта Мальтуса (1766—1834) Толстой относился резко отрицательно. См. гл. VII трактата «Что такое искусство?» (т. 30).

1186. 3564—5. Как водят солдаты.... Кто отпускает ив суда— Записи к «Воскресению».

1187. 35627. Закон о женитьбе на каторжной. — Запись к «Воскресению».

1188. 35722—24. 1) С Кипра как освободить..... 3) О количестве денег. — Переселение духоборов на остров Кипр оказалось неудачным, и было решено перевезти духоборов в Канаду. Об этом переписывался Толстой с Чертковым. Подробнее см. в письме к Черткову от 1 сентября 1898 г., т. 88.

1189. 3583—7. 1) едят вместе или нет?.... 5) Кто отпускает из суда? — Записи к «Воскресению».

1190. 3589. Из Глинок убит Федор Бредихин у Гиля. — Был убит рабочий Федор Бредихин на цементном заводе Гиля, близ ст. Щекино Московско-Курской ж. д.

1191. 35828—32. Книгу посмотр[еть]. Церковь.... Общая молитва. — Возможно, что записи сделаны в поездку Толстого 25—27 сентября 1898 г. в Орел, для осмотра тюрьмы в связи с работой над «Воскресением».

1192. 3591. Татарская улица.... Рус[анов]. — Московский адрес Г. А. Русанова.

1193. 3595. Якутский губернатор. — Якутским губернатором в 1898 г. был Владимир Николаевич Скрипицын. К нему Толстой обращался 5 декабря 1898 г. с просьбой оказать содействие переселению жен духоборов, сосланных в Якутскую область с Кавказа. См. т. 71.

1194. 3597. Гор. Курмыш. — Город Курмыш, Симбирской губ.

1195. 359—20. Комис[сия] проше[ний] в Отделении 2-го Департ[амента].... не задерживать и выдать на руки. — 2-й департамент Сената. Запись к «Воскресению»; сделана была, очевидно, в связи с посещением Орловской тюрьмы.

1196. 35926. Написать Якутс[ким]. — 13 декабря 1898 г. Толстой послал письма духоборам в Якутскую и Александровскую тюрьмы под Иркутском. Письма неизвестны.

1197. 35927 — Усть-ноторский заседатель С. И. Меликов, к которому Толстой обращался 24 марта 1898 г. по делам сосланных в Якутскую область духоборов. См. т. 71.

1198. 35980. Алекс[андр] Иван[ович] Степанов, — Духобор. Письмо Толстого к нему неизвестно.

1199. 3601—212, — чтоб дал извест[ие], сколько будет печатать еженедельно. — Уполномоченный В. Г. Черткова по печатанию «Воскресения» в Англии и Америке Арчер просил о том, чтобы печатание «Воскресения» в «Ниве», издававшейся А. Ф. Марксом, началось не ранее 12 марта 1899 г. См. письма Толстого Марксу и Арчеру от 12 декабря 1898 г. (т. 71).

1200. 36115 — Сектант-молоканин, близкий с духоборами, переписывался с Толстым. См, письмо Толстого к нему от 24 марта 1898 г., т. 71.

1201. 36127—3621. В Сенате.... Старухи — сумашедш[ие] — Записи к «Воскресению».

1202. 3631 — Александр Васильевич Цингер (1870—1934), знакомый семьи Толстых. См. т. 50. Его воспоминания «Ненаписанный рассказ Толстого» напечатаны в «Сборнике Государственного Толстовского музея», М. 1937, стр. 143—146.

 

1899

1203. 36321. Тюремный устав. — Один из источников для описания в «Воскресении» тюремных порядков.

1204. 36323—24 — Книги, просмотренные Толстым в связи с его работой над «Воскресением».

1205. 36416—17. Катюша.... любви и брака. — Запись к «Воскресению».

1206. 3653 — Возможно, запись об Иване Ивановиче Фидлере, директоре реального училища и Курсов по распространению коммерческого образования в Москве.

1207. 36512. Сергей Николаевич Салтыков. — В то время студент Петербургского университета, один из руководителей студенческого движения 1899 г., бывший у Толстого в Москве 13 и 14 февраля 1899 г. См. запись в Дневнике от 21 февраля 1899 г., стр. 219, и прим. 940. Впоследствии Салтыков был членом III Государственной думы и кооперативным деятелем.

1208. 36527. Прокопий Сокольников. — Прокопий Нестерович Сокольников (1867—1919), якут, врач; окончив Петербургский университет в 1899 г., вернулся на родину в Якутскую область на должность участкового врача. По просьбе Толстого сопровождал в Якутскую область жен духоборов, переселившихся с Кавказа к сосланным мужьям. Сокольников оказывал духоборам постоянную помощь, получая от Толстого пожертвования и распределяя их. См. письма Толстого к П. Н. Сокольникову 1899—1900 гг., т. 72, №№ 95, 269, 414.

1209. 36621—22. Как, где живут сиделки в больнице? Как одеты? — Запись к «Воскресению».

1210. 36627—30. — Записи к «Воскресению».

1211. 36634—3674. На мостовую, дождь.... Как сменяли конвойн[ых]? — Записи к «Воскресению».

1212. 36711 — Гостиница в Москве на Мясницкой ул.

1213. 36717. 165 рублейОт Ал. Ан. Бранта. — Запись о пожертвовании в пользу голодающих.

1214. 36719. Останков. — Петр Матвеевич Останков (1842—1911), председатель Казанской губернской земской управы (1896—1899). Ему Толстой посылал деньги, пожертвованные в пользу голодающих. См. письмо в редакцию газеты «Русские ведомости», т. 72, № 114.

1215. 36726. д. Дукмасов[а] Каретн[ая] Садовая. — Московский адрес лица, бравшего книги.

1216. 367—29. Пр[охор] Андр[еевич] Ларионов.... св[ой] д[ом] — Адрес Ларионова, взявшего у Толстого «Христианское учение».

1217. 36732. От Сони Нечаев[ой] 25 р. — Пожертвование в пользу голодающих.

1218. 36734 — Деньги в пользу духоборов от печатания «Воскресения».

1219. 3681—2. Как милу[ю]т.... или смягчение? — Запись к «Воскресению».

1220. 368—20. Глубокое, 18 в[ерст] от Иркутска.... за рекой. — Запись в связи с работой над «Воскресением».

1221. 36830. Сенат касировал, но их все-таки ссыла[ют]. — Запись к «Воскресению».

1222. 371—17. Bernard Bosanquet.... 2s bd. — Бернар Бозанкет (1848—1923), английский философ-идеалист, автор книг, которые отмечает в своей записи Толстой.

1223. 3741537512. Елань.... подаяние. Староста, десятск[ий]. — Записи к «Воскресению».

1224. 37530—31. К 14 сюжетам еще два: 1) обмен ребенка в воспитательн[ом] дом[е]. 2) Легенда о старик[е] в церкви. — Повидимому, дополнение к списку художественных замыслов, составленному Толстым 13 декабря 1897 г. в Дневнике (их записано там не четырнадцать, а тринадцать, см. стр. 170).

Сноски

810.

811. Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 6.

812. Ср. Дневник 1898 г., 12 июня.

813. Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 7.

814. Ср. там же, 8.

815.

816. Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 9.

817. Ср. Дневник 1898 г., 30 июня, 10.

818. Ср. там же, 11.

819. Ср. там же, 12.

820.

821. Ср. там же, 13.

822. Ср. там же, 15.

823. Зачеркнуто: Петров

824.

825. Ср. Дневник 1898 г., 17 июля, 1.

826. Ср. там же, 2.

827. Ср. там же, 3.

828. Ср. там же, 4.

829.

830. Ср. там же, 6.

831. Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 1.

832. Ср. там же, 2.

833. Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 3.

834.

835. Ср. там же, 5.

836. Ср. там же, 6.

837. Ср. там же, 7.

838. Ср. там же, 8.

839.

840. Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 10.

841. Ср. там же, 11.

842. Ср. там же, 12.

843. Ср. там же, 13.

844.

845. Написано рукой И. И. Горбунова-Посадова.

846. Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 15.

847. Ср. там же, 16 и 17.

848. Ср. Дневник 1898 г., 3 августа, 19.

849.

850. Ср. там же, 18.

851. Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 2.

852. Ср. там же, 3

853. Ср. там же, 4, и 2 ноября, 1.

854.

855. Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 6; и 14 ноября; 1.

856. Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 8, и 14 ноября, 2.

857. Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 3.

858. Ср. Дневник 1898 г., 24 августа, 10.

859.

860. Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 4.

861. Ср. там же, 5.

862. Ср. там же, 6.

863. Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 7.

864.

865. Ср. там же, 9.

866. Ср. там же, 10.

867. Далее в подлиннике записаны вычисления: умножение и деление чисел.

868. Зачеркнуто: 100

869.

870. Ср. Дневник 1898 г., 14 ноября, 12.

871. Ср. там же, 13.

872. Ср. там же, 14.

873. Ср. там же, 15.

874.

875. Ср. Дневник 1898 г., 25 ноября, 1.

876. Ср. там же, 3.

877. Ср. Дневник 1898 г., 25 ноября, 5.

878. Ср. там же, 2.

879.

880. Ср. там же, 2.

881. Ср. там же, 5.

882. Зачеркнуто: Лиза

883. Ср. Дневник 1899 г., 2 января, 3.

884.

885. Ср. там же, 5.

886. Ср. Дневник 1899 г., 2 января, 6.

887. Ср. там же, 7.

888. Ср. там же, 8.

889.

890. Ср. там же, 10.

891. Ср. там же, 11.

892. Ср. там же, 12.

893. Ср. Дневник 1899 г., 2 января, 13.

894.

895. Ср. там же, 15.

896. Ср. там же, 16.

897. Ср. там же, 17.

898. Ср. там же, 18.

899.

900. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 21.

901. Далее оставлено место на три незаписанные строчки.

902. Ср. рисунок: рожд[ение], Восп[итание], насл[аждение] — стр[адания], разв[ращениe], сме[рть].

903.

904. Ср. там же, 19.

905. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 20.

906. Ср. там же, 21.

907. Ср. там же, 22.

908.

909. Ср. там же, 24.

910. Ср. там же, 25.

911. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 26.

912. Ср. там же, 27.

913.

914. Ср. там же, 29.

915. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 30.

916. Ср. там же, 31.

917. Ср. там же, 32.

918.

919. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 34.

920. Ср. там же, 35.

921. Ср. там же, 36.

922. Ср. там же, 37.

923.

924. Ср. там же, 39.

925. Ср. там же, 40.

926. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 41.

927. Ср. там же, 39.

928.

929. Зачеркнуто: Языков

930. Ср. Дневник 1899 г., 26 июня, 43.

931. Ср. там же, 44.

932.

933. Ср. там же, 2.

934. Ср. там же, 3.

935. Ср. Дневник 1899 г., 4 июля.

936. В подлиннике описка:

937. Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 1.

938. Ср. там же, 2.

939. Ср. там же, 3.

940. Ср. там же, 4.

941.

942. Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 6.

943. Ср. там же, 12.

944. Ср. там же, 13.

945. Ср. там же, 14.

«История эстетики», «Статьи и речи».]

947. Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 15.

948. Ср. там же, 16.

949. Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 7.

950. Ср. там же, 8.

951.

952. Ср там же, 11.

953. Ср. там же, 17.

954. Ср. Дневник 1899 г., 28 сентября, 18.

955. Ср. там же, 19.

956.

957. Ср. Дневник 1899 г., 2 октября, 1.

958. Ср. там же, 2.

959. Ср. там же, 3.

960. Ср. Дневник 1899 г., 2 октября, 4.

961. , 5.

962. Ср. там же, 6.

963. Ср. там же, 7.

964. Ср. Дневник 1899 г., 13 октября.

965. Ср. Дневник 1899 г., 27 октября, 1.

966.

967. Ср. Дневник 1899 г., 27 октября, 3.

968. Ср. Дневник 1899 г., 18 декабря, 1.

969. Ср. там же, 2.

970. Ср. там же, 3.

971.

972. Ср. там же, 5.

973. Ср. там же, 6.

974. Ср. Дневник 1899 г., 18 декабря, 7.

975. Ср. там же, 8.

976.

977. Ср. там же, 10.

978. Ср. там же, 11.

979. Ср. там же, 12.

980. Ср. Дневник 1899 г., 18 декабря, 13.

981.

982. Ср. Дневник 1900 г., 1 января, 1, т. стр. 3—4.

983. Ср. Дневник 1900, 1 января, 2, т. 54, стр. 4.

984. Ср. Дневник 1900 г., 1 января, 3, там же, стр. 4.

985. Ср. там же, 4, стр. 4.

986. 5.

987. Ср. там же, 6, стр. 5.

988. Ср. Дневник 1900 г., 1 января, 7, т. 54, стр. 5.

989. Ср. там же, 8, стр. 5—6.

990. Ср. там же, 9, стр. 6.

Раздел сайта: