ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
1904—1906 гг.
ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1904 г.
Лихтенб[ергъ].
Pères de l’eg[lise].[1184] [Стерты 2 строки].
Сознанiе есть добро себе и другимъ и сознанiе добра.[1185]
————————————————————————————————————
Сознанiе не можетъ иметь награды; добро — законъ.
————————————————————————————————————
<Чер[ткову]> Жизнь есть ростъ сознанiя. Событiя жизни, какiя бы ни были, черезъ нихъ совершается сознанiе.[1186] — Свобода есть перенесенiе жизни въ сознан[iе]. Въ событiяхъ несвобода. Въ сознанiи всегда свободенъ.[1187]
————————————————————————————————————
Какъ ни желательно безсмертiе души, его нетъ, п[отому] ч[то] нетъ души, есть только сознанiе Бога. Умирая, кончается та форма сознанiя, какая бы[ла] здесь, прекращается сознанiе, но то, что сознавало, неизменно. Тутъ и нужна вера въ Бога. Умирая, я верю, что я[1188] какъ и все, въ Боге, и потому то, чт[о] б[ыло] я, не погибнетъ, a вечно.[1189]
————————————————————————————————————
Я смотритъ на себя, т. е. настоящiй Я смотритъ на свои пределы, к[оторые] кажутся ему собою.[1190]
————————————————————————————————————
Разница въ томъ, что Богъ не можетъ быть ограниченъ, сознанiе можетъ.[1191]
Я чувствую себя. Кто Я? и кто себя? Я действительны[й] чувствуетъ себя воображаемаго.[1192]
————————————————————————————————————
—
Важно одно: ростъ души.[1194]
————————————————————————————————————
Смерть страшн[а] п[отому], ч[то] думаешь о ней полный жизни.[1195]
————————————————————————————————————
Смерть — закроется окошко.[1196]
————————————————————————————————————
Чемъ глупее, темъ торжеств[еннее].[1197]
————————————————————————————————————
Сонъ соединяетъ разбитое по времени: мертв[ый] Гротъ. О Спенсе[ре].[1198]
————————————————————————————————————
Что-то заб[ылъ]
?
————————————————————————————————————
Нетъ ни прошедша[го], ни будуща[го], ни настоящаг[о].[1199]
————————————————————————————————————
Я говорю съ Маевск[имъ], онъ мертвый, но это не мешаетъ. Онъ разсказываетъ о своей математ[ике], о решенiи уравненiй высшихъ степ[еней], когда 3 величин[ы] известны. Moе возраженiе: если х, но х не одинъ, а изъ иксовъ. Это говорятъ и Маевск[iй], и еще другой кто-то, и Кузм[инскiй], и Никол[инька], и еще кто-то, к[оторый] тутъ же и былъ и не былъ.
Маевск[iй] разсказываетъ что-то, я не вслушиваюсь во все, но конецъ тотъ, что то, что меня выпустили изъ низа, дало имъ возможность вернуться. — Играетъ ли онъ въ шах[маты]? Нетъ. А мы играемъ, Николи[нька], онъ же Сережа, я и нашъ прiятель Водовозовъ (оказывается, что тотъ, другой, б[ылъ] Водовозовъ). Маевск[iй] говоритъ, что я бледенъ. Я чувству[ю], что это не мож[етъ] б[ыть] иначе после того, что я сделалъ. И я сдела[лъ] что-то дурное, кот[орое] и б[ыло] и есть, и я прошу его не говорить это жене, к[оторая] сейчасъ можетъ и должн[а] прiехать, чтобы не открыть ей мо[его] преступленiя. (Преступлен[iе] бы[ло], но не могу его вспомнить.) Выходимъ въ перед[нюю], тамъ маленьк[iй] солдатъ.
— Что ты? —
— Къ ваш[ему] сiятельству покойн[ика].
Смотрю, въ углу передней больш[ая] куча веретьевъ, прикрывающ[ихъ] тело. —
Оказывается, что я что-то сдел[алъ] дурное, и не я, a многiе, и имъ привозятъ покойник[а], к[отораго] они убили. Я думалъ, что мне не будетъ, и вотъ ко мне привезли.
————————————————————————————————————
Нетъ личности, нетъ времени, нетъ простран[ства].[1201]
————————————————————————————————————
Мне становится страшно: я заглядываю туда, куда не дано человек[у] заглядывать.[1202]
————————————————————————————————————
Какъ только есть одинъ Богъ, такъ все люди въ одинаковой зависимости отъ него. —[1203]
————————————————————————————————————
Признанiе Бога есть признанiе братства и потому любви. —
Богъ не есть любовь, но изъ Бога вытекаетъ любовь.[1204]
————————————————————————————————————
У Машень[ки] свой мiръ.
Какой?
У каждаго свой.
У Тотлебе[на].[1205]
————————————————————————————————————
Рабъ Божiй или человеч[ескiй].
————————————————————————————————————
Безсмертiе только безличн[ое]. Уйдешь въ безличность, окунешься въ нее. Мож[етъ] быть, чтобы опять проявиться личностью, но только мож[етъ] быть.[1206]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Благо все большаго и больша[го] сознанi[я] божеств[а].[1208]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Старость, разрушенiе органи[зма] — расширен[iе] пределовъ. — Смерть — уничтоженiе ихъ.[1210]
————————————————————————————————————
Какъ радостно въ юности усиленiе сознанiя (телеснаго), такъ радостно въ старости усиленiе сознанiя духовнаго. Если сейчасъ я въ старости не чувствую въ этомъ усиленiи духовн[аго] сознан[iя] такую же радость, к[оторую], мне казалось, я испытывалъ при усиленiи сознанiя телеснаго, то это происходитъ отъ того, что то — воспоминанiе.[1211]
————————————————————————————————————
Сначала предвиди[шь], потомъ чувств[уешь], потомъ пер[е]жи[ваешь].
————————————————————————————————————
Сначала преде[лы] принимаетъ за сво[е] существ[о], потомъ то, что въ предел[ахъ], потомъ то, что проявл[яется].[1212]
Движенiе происходитъ отъ расширенi[я] пределовъ сознан[iя].[1213]
————————————————————————————————————
Стремленiе къ будущему есть исполненiе закона расширенiя сознан[iя].[1214]
————————————————————————————————————
Егоръ Чедаевъ. Освободительное свидетельство отъ службы. 1902, Мая. —
————————————————————————————————————
монастыре после Суздальск[аго] заточенiя. Вы такъ умеете обнародовать эти известi[я], что посы
————————————————————————————————————
Пробужденiе и мое и всего мiра.
————————————————————————————————————
Величiя нетъ, есть исполненiе. Не велико, а должно.[1215]
————————————————————————————————————
[Не только] цари, но и мудр[ецы] не велики передъ Богомъ.[1216]
————————————————————————————————————
Къ Царю отношенiе какъ къ убiйце. Не нужн[о] особенной жалост[и].[1217]
————————————————————————————————————
Ни во времени ни въ пространстве нетъ вещественному мiру нетъ ни начала ни конца. —
Такъ что действительно есть только одно — наше сознанiе жизни, то самое, безъ к[отораго] не было и не могло бы быть и мiра вещественнаго.[1219]
————————————————————————————————————
Что же такое мiръ? И на то, на что не могло ответить наблюденiе, отвечаетъ сознанiе. «Мiръ это существа такiя же, какъ я (духовныя), соприкасающiяся со мною, отделяющiя меня отъ нихъ и себя отъ меня». Отделенность свою и ихъ я могу познавать только въ виде[1220] движущагося вещества. И потому матерьяльный мiръ, движущееся веществ[о] есть только форма моего отделенiя и отделен[iя] всехъ существъ другъ отъ друга. Сознанiе[мъ], только сознанiемъ я познаю другiя существа, весь мiръ. Сознанiе говоритъ мне, что[1221] человекъ (всякiй человекъ) есть другое такое же, какъ я, отделенно[е] существо. Тоже говоритъ оно мне про все живое. Тоже говоритъ мне и про то, что мне представляется мертвымъ, какъ земля, на к[оторой] я живу, какъ звезды, солнце. Я знаю, что земля есть тело и движущееся тело, только п[отому], что я знаю свое движущееся тело. Такъ что истинное существованiе есть только духовное, и истинное знанiе тоже только духовно[е].[1222].
————————————————————————————————————
1) Споръ съ Колей: просвещенiе, уничтожить обманъ.
2) Японская война хуже бедъ революцiи.[1223]
Примечания
669. 2961. — Гр. Эдуард Иванович Тотлебен (1818—1884) — генерал-адъютант, военный инженер. В 1854 г. руководил инженерными работами в Севастополе, в 1877—1879 гг. — осадой Плевны. С 1879 г. был генерал-губернатором в Одессе, потом в Вильне. Толстой виделся с Тотлебеном в Севастополе в 20-х числах 1855 г. (запись в Дневнике 23 января 1855 г.). Упоминание о Тотлебене в записной книжке объясняется тем, что он является прообразом «генерал-губернатора южного края», выведенного в повести «Божеское и человеческое», которою был тогда занят Толстой.
670. 2977-8. Егор Чедаев. Освободительное свидетельство от службы. 1902, Мая. — Сохранилась копия письма Толстого от 1 июля 1904 г. крапивенскому воинскому начальнику относительно выдачи нового (взамен утраченного) освободительного от военной службы свидетельства крестьянину деревни Грецовки, Ясенецкой волости Егору Чедаеву. См. т. 75.
671. 29710-16. Дорогой Александр Степанович..... , что посы. — Это недоконченное письмо адресовано писателю и исследователю сектантства, Александру Степановичу Пругавину (1850—1920). См. т. 49, прим. к записи Дневника от 22 июля 1881 г. В 1902—1904 гг. в журнале «Право» печатались статьи А. С. Пругавина: «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», вышедшие затем (в 1905 г.) отдельно в издании «Посредник». Судя по черновику письма, статьи нравились Толстому. Однако, письмо не было переписано и не было отправлено А. С. Пругавину, который ничего не упоминает о нем в своей статье «Письма и записочки Л. H. Толстого» («Вестник Европы» 1911, 2, стр. 270—285; также в сборнике статей автора: «О Льве Толстом и толстовцах», М. 1911, стр. 99—128). Упоминаемый в письме Ф. Стахеев и женщина сектантка нам неизвестны.
Сноски