Листы из записной книжки 1904 г.

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
1904—1906 гг.

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1904 г.

Лихтенб[ергъ].

Pères de l’eg[lise].[1184] [Стерты 2 строки].

Сознанiе есть добро себе и другимъ и сознанiе добра.[1185]

————————————————————————————————————

Сознанiе не можетъ иметь награды; добро — законъ.

————————————————————————————————————

<Чер[ткову]> Жизнь есть ростъ сознанiя. Событiя жизни, какiя бы ни были, черезъ нихъ совершается сознанiе.[1186] — Свобода есть перенесенiе жизни въ сознан[iе]. Въ событiяхъ несвобода. Въ сознанiи всегда свободенъ.[1187]

————————————————————————————————————

Какъ ни желательно безсмертiе души, его нетъ, п[отому] ч[то] нетъ души, есть только сознанiе Бога. Умирая, кончается та форма сознанiя, какая бы[ла] здесь, прекращается сознанiе, но то, что сознавало, неизменно. Тутъ и нужна вера въ Бога. Умирая, я верю, что я[1188] какъ и все, въ Боге, и потому то, чт[о] б[ыло] я, не погибнетъ, a вечно.[1189]

————————————————————————————————————

Я смотритъ на себя, т. е. настоящiй Я смотритъ на свои пределы, к[оторые] кажутся ему собою.[1190]

————————————————————————————————————

Разница въ томъ, что Богъ не можетъ быть ограниченъ, сознанiе можетъ.[1191]

Я чувствую себя. Кто Я? и кто себя? Я действительны[й] чувствуетъ себя воображаемаго.[1192]

————————————————————————————————————

Важно одно: ростъ души.[1194]

————————————————————————————————————

Смерть страшн[а] п[отому], ч[то] думаешь о ней полный жизни.[1195]

————————————————————————————————————

Смерть — закроется окошко.[1196]

————————————————————————————————————

Чемъ глупее, темъ торжеств[еннее].[1197]

————————————————————————————————————

Сонъ соединяетъ разбитое по времени: мертв[ый] Гротъ. О Спенсе[ре].[1198]

————————————————————————————————————

Что-то заб[ылъ]

?

————————————————————————————————————

Нетъ ни прошедша[го], ни будуща[го], ни настоящаг[о].[1199]

————————————————————————————————————

Я говорю съ Маевск[имъ], онъ мертвый, но это не мешаетъ. Онъ разсказываетъ о своей математ[ике], о решенiи уравненiй высшихъ степ[еней], когда 3 величин[ы] известны. Moе возраженiе: если х, но х не одинъ, а изъ иксовъ. Это говорятъ и Маевск[iй], и еще другой кто-то, и Кузм[инскiй], и Никол[инька], и еще кто-то, к[оторый] тутъ же и былъ и не былъ.

Маевск[iй] разсказываетъ что-то, я не вслушиваюсь во все, но конецъ тотъ, что то, что меня выпустили изъ низа, дало имъ возможность вернуться. — Играетъ ли онъ въ шах[маты]? Нетъ. А мы играемъ, Николи[нька], онъ же Сережа, я и нашъ прiятель Водовозовъ (оказывается, что тотъ, другой, б[ылъ] Водовозовъ). Маевск[iй] говоритъ, что я бледенъ. Я чувству[ю], что это не мож[етъ] б[ыть] иначе после того, что я сделалъ. И я сдела[лъ] что-то дурное, кот[орое] и б[ыло] и есть, и я прошу его не говорить это жене, к[оторая] сейчасъ можетъ и должн[а] прiехать, чтобы не открыть ей мо[его] преступленiя. (Преступлен[iе] бы[ло], но не могу его вспомнить.) Выходимъ въ перед[нюю], тамъ маленьк[iй] солдатъ.

— Что ты? —

— Къ ваш[ему] сiятельству покойн[ика].

Смотрю, въ углу передней больш[ая] куча веретьевъ, прикрывающ[ихъ] тело. —

Оказывается, что я что-то сдел[алъ] дурное, и не я, a многiе, и имъ привозятъ покойник[а], к[отораго] они убили. Я думалъ, что мне не будетъ, и вотъ ко мне привезли.

————————————————————————————————————

Нетъ личности, нетъ времени, нетъ простран[ства].[1201]

————————————————————————————————————

Мне становится страшно: я заглядываю туда, куда не дано человек[у] заглядывать.[1202]

————————————————————————————————————

Какъ только есть одинъ Богъ, такъ все люди въ одинаковой зависимости отъ него. —[1203]

————————————————————————————————————

Признанiе Бога есть признанiе братства и потому любви. —

Богъ не есть любовь, но изъ Бога вытекаетъ любовь.[1204]

————————————————————————————————————

У Машень[ки] свой мiръ.

Какой?

У каждаго свой.

У Тотлебе[на].[1205]

————————————————————————————————————

Рабъ Божiй или человеч[ескiй].

————————————————————————————————————

Безсмертiе только безличн[ое]. Уйдешь въ безличность, окунешься въ нее. Мож[етъ] быть, чтобы опять проявиться личностью, но только мож[етъ] быть.[1206]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Благо все большаго и больша[го] сознанi[я] божеств[а].[1208]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Старость, разрушенiе органи[зма] — расширен[iе] пределовъ. — Смерть — уничтоженiе ихъ.[1210]

————————————————————————————————————

Какъ радостно въ юности усиленiе сознанiя (телеснаго), такъ радостно въ старости усиленiе сознанiя духовнаго. Если сейчасъ я въ старости не чувствую въ этомъ усиленiи духовн[аго] сознан[iя] такую же радость, к[оторую], мне казалось, я испытывалъ при усиленiи сознанiя телеснаго, то это происходитъ отъ того, что то — воспоминанiе.[1211]

————————————————————————————————————

Сначала предвиди[шь], потомъ чувств[уешь], потомъ пер[е]жи[ваешь].

————————————————————————————————————

Сначала преде[лы] принимаетъ за сво[е] существ[о], потомъ то, что въ предел[ахъ], потомъ то, что проявл[яется].[1212]

Движенiе происходитъ отъ расширенi[я] пределовъ сознан[iя].[1213]

————————————————————————————————————

Стремленiе къ будущему есть исполненiе закона расширенiя сознан[iя].[1214]

————————————————————————————————————

Егоръ Чедаевъ. Освободительное свидетельство отъ службы. 1902, Мая. —

————————————————————————————————————

монастыре после Суздальск[аго] заточенiя. Вы такъ умеете обнародовать эти известi[я], что посы

————————————————————————————————————

Пробужденiе и мое и всего мiра.

————————————————————————————————————

Величiя нетъ, есть исполненiе. Не велико, а должно.[1215]

————————————————————————————————————

[Не только] цари, но и мудр[ецы] не велики передъ Богомъ.[1216]

————————————————————————————————————

Къ Царю отношенiе какъ къ убiйце. Не нужн[о] особенной жалост[и].[1217]

————————————————————————————————————

Ни во времени ни въ пространстве нетъ вещественному мiру нетъ ни начала ни конца. —

Такъ что действительно есть только одно — наше сознанiе жизни, то самое, безъ к[отораго] не было и не могло бы быть и мiра вещественнаго.[1219]

————————————————————————————————————

Что же такое мiръ? И на то, на что не могло ответить наблюденiе, отвечаетъ сознанiе. «Мiръ это существа такiя же, какъ я (духовныя), соприкасающiяся со мною, отделяющiя меня отъ нихъ и себя отъ меня». Отделенность свою и ихъ я могу познавать только въ виде[1220] движущагося вещества. И потому матерьяльный мiръ, движущееся веществ[о] есть только форма моего отделенiя и отделен[iя] всехъ существъ другъ отъ друга. Сознанiе[мъ], только сознанiемъ я познаю другiя существа, весь мiръ. Сознанiе говоритъ мне, что[1221] человекъ (всякiй человекъ) есть другое такое же, какъ я, отделенно[е] существо. Тоже говоритъ оно мне про все живое. Тоже говоритъ мне и про то, что мне представляется мертвымъ, какъ земля, на к[оторой] я живу, какъ звезды, солнце. Я знаю, что земля есть тело и движущееся тело, только п[отому], что я знаю свое движущееся тело. Такъ что истинное существованiе есть только духовное, и истинное знанiе тоже только духовно[е].[1222].

————————————————————————————————————

1) Споръ съ Колей: просвещенiе, уничтожить обманъ.

2) Японская война хуже бедъ революцiи.[1223]

Примечания

669. 2961. — Гр. Эдуард Иванович Тотлебен (1818—1884) — генерал-адъютант, военный инженер. В 1854 г. руководил инженерными работами в Севастополе, в 1877—1879 гг. — осадой Плевны. С 1879 г. был генерал-губернатором в Одессе, потом в Вильне. Толстой виделся с Тотлебеном в Севастополе в 20-х числах 1855 г. (запись в Дневнике 23 января 1855 г.). Упоминание о Тотлебене в записной книжке объясняется тем, что он является прообразом «генерал-губернатора южного края», выведенного в повести «Божеское и человеческое», которою был тогда занят Толстой.

670. 2977-8. Егор Чедаев. Освободительное свидетельство от службы. 1902, Мая. — Сохранилась копия письма Толстого от 1 июля 1904 г. крапивенскому воинскому начальнику относительно выдачи нового (взамен утраченного) освободительного от военной службы свидетельства крестьянину деревни Грецовки, Ясенецкой волости Егору Чедаеву. См. т. 75.

671. 29710-16. Дорогой Александр Степанович..... , что посы. — Это недоконченное письмо адресовано писателю и исследователю сектантства, Александру Степановичу Пругавину (1850—1920). См. т. 49, прим. к записи Дневника от 22 июля 1881 г. В 1902—1904 гг. в журнале «Право» печатались статьи А. С. Пругавина: «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», вышедшие затем (в 1905 г.) отдельно в издании «Посредник». Судя по черновику письма, статьи нравились Толстому. Однако, письмо не было переписано и не было отправлено А. С. Пругавину, который ничего не упоминает о нем в своей статье «Письма и записочки Л. H. Толстого» («Вестник Европы» 1911, 2, стр. 270—285; также в сборнике статей автора: «О Льве Толстом и толстовцах», М. 1911, стр. 99—128). Упоминаемый в письме Ф. Стахеев и женщина сектантка нам неизвестны.

Сноски

1184. [Отцы церкви]

Ср. Дневник 25 февраля 1904 г., 1.

1186. Ср. Дневник 25 февраля 1904 г., 2.

1187. , 3.

1188. Зачеркнуто: въ Боге

1189. г., 4.

1190. Ср. Дневник 27 февраля 1904 г., 2.

1191. Ср. Дневник 27 февраля 1904 г., 1.

Ср. Дневник 27 февраля 1904 г., 2.

Ср. Дневник 7 марта 1904 г., 1.

1194.

1195. Ср. Дневник 7 марта 1904 г., 2.

1196. Ср. Дневник 7 марта 1904 г., 3.

Ср. Дневник 7 марта 1904 г., 4; 10 марта, 2.

1198. Ср. Дневник 7 марта 1904 г., 5.

1199. Ср. Дневник 10 марта 1904 г., 3.

Ср. Дневник 10 марта 1904 г., 3.

1201. Ср. Дневник 10 марта 1904 г., 3.

1202. г., 4.

1203. Ср. Дневник 10 марта 1904 г., 5.

1204.

1205. Ср. Дневник 29 марта 1904 г., 4.

1206. Ср. Дневник 29 марта 1904 г., 5.

Ср. Дневник 29 марта 1904 г., 6.

1208. Ср. Дневник 29 марта 1904 г., 7.

1209.

1210. Ср. Дневник 29 марта 1904 г., 8.

1211. Ср. Дневник 29 марта 1904 г., 9.

Ср. Дневник 30 апреля 1904 г., 4.

1213. Ср. Дневник 30 апреля 1904 г., 2.

1214.

Ср. Дневник 15 августа 1904 г., 1.

1216.

1217. Ср. Дневник 15 августа 1904 г., 2.

1218. Зачеркнуто:

1219. Ср. Дневник 17 августа 1904 г., 3.

1220. матер[iи]

1221. Зачеркнуто: другой

Дневник 18 августа 1904 г., 1.

1223. г., 1.