Записная книжка 1906 г.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1906 г.

1906. 9 Іюня.

Я знаю, что живу въ этомъ мiре, что живя мне надо увеличивать любовь. Я спрашиваю: для чего это? И ответа нетъ. Но я верю, не могу не верить, что это хорошо, что это такъ надо.

Въ этомъ вера.

Когда же спрашиваю себя, кто же сделалъ то, что это такъ, и знаетъ, для чего это такъ? я тоже не нахожу ответа, но я верю, не могу не верить, что есть[1733] тотъ, кто сделалъ это и знаетъ, зачемъ.

Въ этомъ вера въ Бога.[1734]

————————————————————————————————————

Какъ люди понимаютъ противное ихъ сужденi[ю] по своему (Лева). «Онъ притворя[е]тся».[1735]

————————————————————————————————————

Поймите, что нельзя избавиться отъ насилiя насилiемъ. Нельзя зломъ исправлять зло, огнемъ тушить огонь. —

————————————————————————————————————

Ты какъ лошадь на колесе, делать будешь. Задача твоя только въ томъ, чтобы себя делать лучше, ближе къ Богу. А будешь ближе къ Богу — и все, что будешь делать, будетъ лучше и для тебя и для людей.[1736]

Благодарю Того, кто сделалъ это такъ. Лучше ничего для человека быть не можетъ. (14 Іюня.)[1737]

Богатые, землевладел[ьцы] осуждаютъ рабочихъ, крестьянъ Да ведь все, что они могутъ сделать дурнаго, все лучше того, что делаете вы. — И они чуютъ это. Вы разрушаете своей жизнь[ю] всякую нравственно[сть] въ людяхъ, а потомъ жалуетесь на безнравственность людей. (14 Іюня.)[1738]

————————————————————————————————————

15 Іюня. (Къ Кругу Чт[енiя]). 4 отдела: 1) Человекъ живетъ не для себя, а для исполненiя свое[го] назначенiя, воли Бога,

2) Что такое Богъ,

3) Въ чемъ это назначенiе,

4) Что его ожидаетъ.

Ничего не ожидаетъ, а благо возможно и доступно.[1739]

————————————————————————————————————

(Къ Д[вумъ] Д[орогамъ]). Условiя эти многообразны: и разделившiяся векам[и] сословiя богатыхъ и бедныхъ, и землевладенiе, и установивш[iяся] привычки, и мног[iя] другiя, но главное — установившееся вследствiи власти ложное представленiе о томъ, что та власть, объединяющая многихъ людей, иногда многiе народы, не есть только власть насилiя, а есть что-то особенное, необходимое, неизбежное,[1740] нечто такое, что важне[е] всего на свете, чему все должно быть пожертвовано и что называется государств[омъ].[1741]

————————————————————————————————————

Вера въ мистиче[ское] государство и мудрость жрецовъ, заведующихъ его таинствами.[1742]

————————————————————————————————————

Движенiе лишь есть время.[1743]

————————————————————————————————————

29 стр. Ре[с]кина. Теперешн[iя] бедствiя привычн[ыя] и распределенныя, но хуже, трудн[о].[1744]

Воля народа? Узнать ее можно только по состоян[iю] каждаго.[1745]

————————————————————————————————————

16 Іюня. Кр[угъ] Чт[енiя].

————————————————————————————————————

18 Іюня.Очень важн[ое].

1) Жизнь есть только обязанность (дл[я] К[руга] Ч[тенiя]).

2) Передъ кемъ обязанн[ость].

3) Въ чемъ обязанн[ость]

4) И въ чемъ последств[iя].[1746]

————————————————————————————————————

Надняхъ б[ылъ] въ самомъ дурномъ духе, и противенъ мне былъ только я самъ. Слава Богу.[1747]

————————————————————————————————————

Отъ Гончар[енко] озлобленное письмо. Сначал[а] огорчило, но потомъ подумалъ: какъ ему тяжело злиться. — Вспомнилъ Александ[ра] Петровича и начина[ю] чувствовать жалость. Только начина[ю]. Очень трудно.[1748]

————————————————————————————————————

Моисевичъ. Вешки.

————————————————————————————————————

Дело Г-жи Шестериковой, Берзон и Кут[?]

————————————————————————————————————

Отношенiе къ Микадо.

Отношенiе Китайцевъ къ власт[и].

————————————————————————————————————

Нетъ религiи.[1749]

————————————————————————————————————

Все отъ того, что одни люди настаив[аютъ] на томъ, что все въ томъ, что попъ накроетъ фартук[омъ], и все грехи простятся.

Взросл[ые] люди не могли веритъ этому. И свою религiю не могли выдумать, а взяли то, что есть: безбожiе.[1750]

————————————————————————————————————

Но если мы и не можемъ знать, каково будетъ будущее общество, мы не можемъ не представлять себе будущаго, какое же оно будетъ?

1) Будетъ земледелi[е]. Мы думаемъ, что земледелi[е] только одно изъ...

2) Техническ[iя] усовершенствованiя будутъ только те, к[оторыя] нужны.

3) Огражденiе людей будетъ только обществ[енное] мненiе.[1751]

————————————————————————————————————

Мы представляемъ себе древнихъ детьм[и], a дети мы.[1752]

————————————————————————————————————

Такъ жили и въ Индiи, и въ Германiи, и Фра[нцiи], такъ жили все старинныя общины. Для русск[аго] народа разница въ томъ, что онъ живетъ общин[ой] среди того просвещенiя, к[отораго] достигл[и] народы. Повтор[яю], въ этомъ его особенно[е] положенiе.

————————————————————————————————————

Покуда будетъ фикцiя государств[а], не можетъ быть свободы, также какъ покуда будетъ фикцiя церкви, не можетъ быть религiи.[1753]

————————————————————————————————————

И грехъ этотъ долженъ быть развязанъ. Человечеств[о] дожило до того возраста, при кот[оромъ] оно уже не можетъ продолжать повиноваться власти. И бедствiя развращ[енной] власти и выяснившееся сознан[iе] народовъ требуетъ отъ нихъ изменен[iя] своего отношенiя къ власти. И я думаю, что именно русскiй народъ призванъ къ этому по тому-то и том[у]-то...[1754]

Меня обидел[и]. Какъ хорош[о], я могу простить, иметь радость прощенiя.[1755]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Если мы нециви[ли]зов[анные] варвар[ы], то у насъ есть буду[щее]. Они же циви[ли]з[ованные] варвары, и имъ на этомъ пут[и] нетъ надежд[ы]. Не подражать западн[ымъ] народа[мъ], a жалеть ихъ.[1756]

————————————————————————————————————

Намъ завидовать и подражать западнымъ народа[мъ] также неразумно, какъ здоровому, неиспорченному крестьянск[ому] малому завидовать тому Парижск[ому] плешивому буржуа, к[оторый] повторялъ: Ah, que je m’embête![1757]

————————————————————————————————————

Одно сознанiе отделенности, другое сознанiе единства со всем[ъ].[1758]

————————————————————————————————————

Есть только 2 сознанiя: сознанiе своей отделенности и сознанiе своей нераздельности.[1759]

————————————————————————————————————

Какое безстрашiе, если[1760] желать только одного: исполнить дело Божiе сейчасъ — любить людей. И объ одномъ этомъ думать.[1761]

————————————————————————————————————

Пробудись, возрости, укрепись во мне и покори во мне животное и заставь его служить[1762] по воле Отца.[1763]

————————————————————————————————————

Любите другъ друга.[1764]

Есть ли Богъ? Не знаю. —

Знаю, что есть законъ[1765] моего духовн[аго] существа. Источникъ, причин[у] этого закона и называю Богомъ.[1766]

————————————————————————————————————

Чемъ больше служишь другимъ (съ усилiемъ), темъ радостнее. Чемъ больше себе (безъ усилi[я]), темъ тяжелее жизнь.[1767]

————————————————————————————————————

— въ томъ, чтобы развязать грехъ власти, к[оторый] доше[лъ] до него. И развязать грехъ можно только темъ, что[бы] переста[ть] повинов[аться] и участвовать во власти.[1768]

————————————————————————————————————

Но разве можн[о] жить обществ[у] безъ власти...

......................................................................................

Городск[iе] и т. д.

Русск[имъ] люд[ямъ] на[до] перестать...

И что же они делаютъ.

Но это будетъ черезъ 1000 летъ.

— Нетъ. Дюм[а].[1769]

————————————————————————————————————

Жизнь моя раскрывается мне, a мн[е] кажется, что я движусь.[1770]

————————————————————————————————————

Людямъ необходим[о] быть правымъ, чтобы жить.

Для живущаго духовной жизнью возможно признанiе неправоты своего животнаго во имя правоты духовнаг[о]. Но не живущiй духовной жизнью, во имя чего ему признать себя неправымъ — нельзя.[1771]

————————————————————————————————————

Малообразованн[ые] дерзки въ мысляхъ.[1772]

Я рабъ Божiй и потому долженъ чувствовать ответственность.[1773]

————————————————————————————————————

Опасность знанiя того, что будетъ. Знаю, что реакцiя победитъ, и потому бей, вешай. Знаю, чт[о] революцiя победитъ — тоже.[1774]

————————————————————————————————————

— кругъ.[1775]

————————————————————————————————————

Размноженiе для кроликовъ, а не для людей. —

Животн[ыя] поедаютъ др[угъ] др[уга] и размножаются. Но и поеданiе и размноженiе ограничивается само собою. У людей же оно ничемъ не можетъ быть ограничен[о], кроме[1776] сознанiемъ добра, самоотречен[iемъ]. Поеданi[е] и размноженi[е] — эгоизмъ.[1777]

————————————————————————————————————

Начало самоотре[ченiя] — самоотр[еченiе] сем[ей]ное — целомудрiе.[1778]

————————————————————————————————————

Сущность Буддизма — соединенiе съ духовнымъ Начал[омъ] всего, — съ Богомъ и вытекающее изъ этого: самоотреченiе, единенiе со всемъ живымъ и сострадан[iе].[1779]

————————————————————————————————————

Все веры различны во внешности — на поверхности. Но все ближе и ближе сходятся по мере углубленiя.[1780] —

————————————————————————————————————

Церковь, наука, искусств[о], цивилизацiя, государств[о], гражд[анское], угол[овное], гос[ударственное] право, все это евфемистическ[iя] наименованiя оправдываемыхъ и непрекращаемыхъ гадостей и глупостей, к[оторыя] делаютъ люди.[1781]

Не для того, чтобы стало лучше, а для того, чтобы люди поняли, что отъ этого не будетъ лучше, и для того, чтобы не быть въ необходимости сдержива[ть], карать.[1782]

————————————————————————————————————

Ошибся по гр[е]ческ[и] и [объ] І[оанне] З[латоусте], и досадно. Вспомнилъ, для чего живу, и радостно.[1783]

————————————————————————————————————

О молитве:

1) какъ повторяя всю молитву, иногда[1784] сильно чувствую одно: н[а]п[римеръ], иногда предан[ность] воле Б[ога], иногда — любовь, иногда въ самоотверже[нiи].[1785]

————————————————————————————————————

2) Часто молюсь по самому просто[му], крещусь, говор[ю]: Г[оспо]ди, помилуй — молюсь не мыс[лью], а однимъ чувство[мъ] зависимости отъ Б[ога]. И думаю, что это хорошо.[1786]

————————————————————————————————————

Я просилъ людей, чтобы вывели меня изъ моег[о] положенiя, но путь этотъ ложный. Мне никого не нужно. И мне не выходить изъ своего положенiя нужно, а нужно одно: жить хоро[шо], и тогда я выйд[у] изъ своего пол[о]женiя.[1787]

————————————————————————————————————

Если люди сами управляютъ собо[й], то им[и] нечего и управлять. Они упр[авляютъ].[1788]

————————————————————————————————————

Или подъ власть[ю] одного, или подъ властью большинства, или все управляютъ всем[и], т. е. никто не управляетъ.[1789]

————————————————————————————————————

Обыкн[овенно] говорится, что погибнетъ цивил[изацiя], т. е. все, что сделан[о] человеч[ествомъ], и это дурно, п[отому] ч[то] предпола[га]ет[ся], что все, что да[ла][1790] ц[ивилизацiя], хорошо. Но это неправда, во 1-хъ, не все, что дала ц[ивилизацiя] — хорош[о], во 2-хъ, п[отому], ч[то] погибнетъ не все, что дала ц[ивилизацiя].[1791]

————————————————————————————————————

Вредъ письма. Все религi[и] — устно.[1792]

————————————————————————————————————

Я не анархистъ, a христiанинъ, и потому въ вопрос[е] общественнаго устройства — анархистъ. Такъ и вегетарьянецъ, и свободномыслящ[iй], и антимилитаристъ и т. п.[1793]

————————————————————————————————————

Жизнь есть снятiе покрововъ. Смерть есть снят[iе] последня[го] покрова.[1794]

————————————————————————————————————

[1795] Когда все снято, кончается жизнь.[1796]

————————————————————————————————————

Страхъ передъ безвластiемъ тольк[о] отъ неверiя.[1797]

————————————————————————————————————

Анархисты несостоятельны п[отому], ч[то] не признаютъ закона Бога. Безъ подчине[нiя] одному закону невозможна общест[венная] жизнь.[1798]

————————————————————————————————————

Да, Зап[адные] народы далек[о] впереди насъ, но для того, чтобы имъ итти по настоящему пути, имъ надо пройти длинный путь по тому ложному пути, по к[оторому] они шли; намъ же только немного свернуть съ того пути,[1799] на к[оторый] мы тольк[о] что вступили и по к[оторому] намъ навстреч[у] возвращаются западные народы.[1800]

Наши хулиган[ы] это образецъ тог[о], къ чему мы идемъ.[1801]

————————————————————————————————————

Меня восхваляютъ, а я знаю, что я самый обыкновенн[ый], скорее, даже наверное[1802] малоспособный и плохой человекъ.[1803]

————————————————————————————————————

Какъ хорошо помнить это![1804]

————————————————————————————————————

Какъ смерть умиротворяетъ.[1805]

————————————————————————————————————

Соня открывается намъ, умирая. Открывается до техъ поръ, пока видна.

Также открыва[юсь] и я самъ себе, пока виденъ.[1806]

————————————————————————————————————

Жизнь, усилiя жить въ одномъ: въ сознанiи себя духовнымъ существо[мъ] въ этомъ мiре. Духов[ное] существо не имеетъ страстей — желанiй и сознаетъ свое единство со всемъ. Отъ этого любовь.[1807]

————————————————————————————————————

Виделъ во сне, Лева какъ-то не понимаетъ или нарочно что-то разсказываетъ про Гете, и мне непрiятно. Потомъ, что Чеховъ сказалъ, что моя деятельность какъ муха, и это оскорбило, огорчило меня, и я не могъ вызвать сознанi[я] освобождающаго. Разница бденiя и сна то, что во сне невозможно усилiе сознанiя.[1808]

————————————————————————————————————

Что такое неловко[сть], какъ бы укоры совести за отнош[енiя] съ Машей Сережино[й]?[1809]

————————————————————————————————————

Всякое правительств[о] обязано прежде всего другаго —

введена съ меньшими треволненiями, какъ въ народ[е], такъ и среди землевладельцевъ.[1810]

————————————————————————————————————

Насколько дело жизни — отношенiя съ людьм[и] дороже, важнее писанiя. Тутъ ты прямо въ общенiи съ людьми действуешь на нихъ, тамъ ты мож[етъ] б[ыть] подействуешь, а можетъ б[ыть] нетъ; тутъ ты видишь успехъ или неуспехъ, тамъ ничего не знаешь.[1811]

————————————————————————————————————

Тайна въ томъ, что я каждую минуту другой и все тотъ же.

То, ч[то] я все тотъ же, делаетъ мое сознанiе; то, ч[то] я всякую минуту другой, делаетъ пространство и время.[1812]

————————————————————————————————————

Я и мiръ, сознаваемый мною, открываются м[не] черезъ снятiе покрововъ = время. A мне кажется, что то, что открылось прежде, причина того, ч[то] открылось после.[1813]

————————————————————————————————————

Вчера нашла минут[а] сомненiя во всемъ. Главное: зачемъ хорошо жить? Безъ своего блага нельзя объяснить. Только не своего личнаго, а блага всего, a желанiе блага всего есть любовь.[1814]

————————————————————————————————————

Не любишь себя (и никого) — пропалъ, любишь себя одного — пропалъ.

Хорошо только, когда любишь себя и все, т. е. Бога.[1815]

————————————————————————————————————

Тогда Богъ есть и субъектъ и объектъ, и то, что любишь, и то, что любитъ.[1816]

önes Herz,[1817] какъ въ детстве; но плохо, когда любишь свое тело, какъ женщины.[1818]

————————————————————————————————————

Жизнь благо. Благо сознанiе, благо и раскрыванiе.[1819]

————————————————————————————————————

Что такое порода? Черты предковъ. Я несу въ себе всехъ предковъ, я со всеми моими свойствами только переходн[ая] точка существа — породы. (Глубоко и неясн[о] еще.)

Я — временная частиц[а] Толстыхъ и Волк[онскихъ], а Волк[онскiе] и Толсты[е] — времен[ныя] частицы сотенъ тысячъ другихъ. Такъ что я — частица этого всего уже не временнаго только, но и пространственна[го] существованi[я]. Я — частица Всего Безконечнаго.[1820]

————————————————————————————————————

Можно считать собою то, въ чемъ проявляется моя жизнь, и можно — то, что проявляется. Первое — въ детстве, молодости; второе — въ старости. — Первое вполне проявляется при рожденiи, второе — вполне при смерти.[1821]

Молитва къ Богу есть только признанiе втораго.[1822]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Говорятъ о перенаселенiи — въ Зн[аченiе] Р[усской Р[еволюцiи].[1824]

————————————————————————————————————

Ничто не можетъ помешать каждому существу предназначенное ему дело, мож[но] помешать последствiя[мъ], но не делу: грибу расти, мыши плодиться, яблоне цвест[и] и человеку делать свойственное разумному существу дело: разумное добро. Ничто не можетъ помеш[ать] человеку быть добрымъ.[1825]

————————————————————————————————————

Человекъ несвободенъ, только действуя противно своей природе.[1826]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Разница въ пониманiи. — Слышалъ, понялъ, разсказалъ — одно, почувствовалъ — друго[е].

————————————————————————————————————

Удивленiе передъ признаками разума въ[1828] жизни[1829] животныхъ. Такое же передъ признаками[1830] животности въ разумныхъ.[1831]

————————————————————————————————————

Время даетъ возможность свободы отделенному существу.[1832]

————————————————————————————————————

Пространство — множест[во].

Время — движенiе.[1833]

————————————————————————————————————

Успешность революцiи въ зависимости отъ освобожденiя отъ заблужд[енiй].[1834]

————————————————————————————————————

Читалъ свое О смысле жизни и вижу, что теперь я яснее понима[ю]. А тогда казалось, что лучше нельзя. Тоже будетъ и съ теперешнимъ.[1835] Тоже будетъ вечно. А я хочу все понять. Если все понять, также какъ и все обнять, не б[ыло] бы жизни.[1836]

Жизнь все въ боль[шемъ] раскрыванiи. И пониманi[е] Бога какъ Творца и Бога Хр[иста] также законно, какъ и мое.[1837]

————————————————————————————————————

Законъ и Пророки до Іоанна.

Отделенiе отъ Павловской религiи.[1838]

————————————————————————————————————

Все — спектакл[ь]. Ist nur ein Gleichniss.[1839]

————————————————————————————————————

Чемъ меньше желанiя на внешнее, темъ более желанi[я] на внутреннее.[1840]

————————————————————————————————————

Властвующiе люди устраиваютъ такую жизнь, въ к[оторой] успеваютъ те люди, к[оторые] имеютъ ихъ свойств[а] — похожи на нихъ. Нашу жизнь устроил[и] Евреи — ренегаты, какъ Павелъ.[1841]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Заводъ — наказ[анiе][1843] работникамъ.

————————————————————————————————————

Радость въ томъ, чтобы достигать того, чего желаешь. Всегда достигать можно тольк[о] однаго: становиться лучше.[1844]

————————————————————————————————————

Кто хочетъ узнать, пусть испытаетъ. Нетъ помехи. Нетъ конца. И награда — радо[сть] любви своей и къ себе.[1845]

————————————————————————————————————

Какъ можно прiучить себя жизнь класть въ чинахъ, богатстве, колекцiонерстве, такъ можно и въ соверш[енствованiи]. Можно испытать сейчасъ: посадить[1846] семя, или пироги въ печь, или белье въ букъ, и будешь ждат[ь] и радоваться совершенi[ю] ожидаемаго.[1847]

————————————————————————————————————

ò[1848] да не тò.[1849]

————————————————————————————————————

Въ этой жизни нельзя ни все понять, ни все отдать, а надо стараться понять и отдать какъ можн[о] больше, и чемъ больше поймешь и отдашь, темъ будешь счастливее.[1850]

————————————————————————————————————

Человекъ[1851] такъ упорно держится своего, п[отому] что онъ только что понялъ то, что понялъ, осудивъ прежнее, а ему предлагаютъ осудить это его новое просветленiе.[1852]

————————————————————————————————————

Если есть Богъ, то Онъ не три, не 23, даже[1853] не одинъ, вообще число не приложимо къ понятi[ю] Бога.[1854]

————————————————————————————————————

Любовь — фальш[ь]. Нужна намъ не любовь, а отсутствi[е] ненависти, угнетенi[я] — нужна справедливость. Лакомъ покрывать нетесанну[ю] доску.[1855]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Сонъ есть воспомина[нiе].[1857]

Разговоръ съ Америк[анцемъ]: разреш[енiе] Фран[цузское] одно — русск[ое] другое.[1858]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Я движусь или, скорее, я открываюсь самъ себе вместе съ открывающимся мне мiромъ, a мне представляется, что мiръ движется: Все, что я узнаю, всю мою жизнь, всю жизнь мiра, все то, что я не знаю изъ прошедшаго, и все, что я узнаю изъ сама[го] далекаго будуща[го], все это есть уже и только мне неизвестно и мне открывается. Я по наблюденi[ю] знаю, что мне откроется моя смерть, и[1861] я дума[ю], что ея нетъ, но она уже есть, и все то, что откроется после нея. — Такъ что случиться со мной и со всемъ мiр[омъ] ничего не можетъ: все уже есть, и я только имею счастье быть частью мiра, творить часть его.[1862]

————————————————————————————————————

Быть довольнымъ темъ, чтобы ничемъ не выделяться, ничемъ не служить, кроме добрыхъ отношенi[й] съ Всемъ живымъ.[1863]

————————————————————————————————————

Что сновиденiя — воспоминанiя, видно изъ того, что не знаешь, что было прежде, что после. Связываешь же все воспоминанiя въ последовательность въ моментъ пробужденi[я]. Отъ этого кажется длинный сонъ кончающимся звукомъ разбудивш[имъ].[1864]

————————————————————————————————————

Подумалъ, что если буду такъ совершенствоваться, то скоро нечего будетъ делать. Не бойся, 1000 летъ проживешь, не доделаешь 1/1000 части.[1865]

————————————————————————————————————

Любовь Фофа[нова?] — такой уже не было.

————————————————————————————————————

Успехъ — потомъ все меньше и мень[ше] — скучно.

————————————————————————————————————

Мать ревновал[а] къ отцу. Отъ этог[о] не выказыва[ла?][1868]

————————————————————————————————————

Нужно корм[ить], хотела показ[ать], поняла. Онъ ушелъ. Взглянула въ его лицо: не сердитое, но страдальч[еское]. Онъ очень правдивый и чуткiй. Онъ самъ не б[ылъ] развратн[ымъ], у него б[ылъ] сынъ незаконный.[1869]

————————————————————————————————————

Fais ce que doit, advienne que pourra.[1870]

Человекъ ходитъ, Богъ водитъ.

Все въ этомъ: въ томъ, чтобы не думать о последствiяхъ, а о томъ, чтобы поступать, какъ должно.

Это изменяетъ всю жизнь. —[1871]

————————————————————————————————————

Я не движусь, а во всякiй моментъ открыванiя могу чувствовать себя[1872] Богомъ, т. е. свободнымъ.[1873]

————————————————————————————————————

Просить Б[ога] не о чемъ. Можно только благодарить и пользоваться даннымъ мне благомъ.[1874]

————————————————————————————————————

Надо прiучиться[1876] спокойно переносить, даже вовсе не заботиться о превратномъ о себе мненiи.[1877]

————————————————————————————————————

Во мне борятся две жизни, — три жизн[и]: одна — животная, другая — для мненiя людско[го], третья — для Бога. — Последняя одна настоящая, вечная, свободная, радостн[ая].[1878]

————————————————————————————————————

— Прибавить къ этому большую или меньшую способность 1) памяти, 2) быстроты соображенi[я], 3) художественности, 4) религiозности.[1879]

————————————————————————————————————

А чтобъ жалеть, надо приравнивать человека къ тому, чемъ онъ могъ бы быть: [1880]

————————————————————————————————————

<Илья, Сер[ежа], Лева, Вл[адимиръ] Щур[овскiй]>

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Я думалъ, что можн[о] радоваться на свое совершенств[ованiе], какъ радуешься на ростъ посеяннаго, но это неправда. Совершенствованi[я] никогда не видишь, а если видишь, то его нетъ. — Можно только прiучить себя къ этому, какъ къ всякому труду.[1882]

————————————————————————————————————

Кр[угъ] Ч[тенiя].

————————————————————————————————————

Только соскочило, отсохло страстн[ое] животное: похоть, славолюбiе, и обнажилась сущность души — любовь.[1883]

Если понялъ, что жизнь въ освобожден[iи] отъ ограниченiя плоти, то смерть есть полное освобожденiе и не можетъ б[ыть] страшна, а тольк[о] радостна. А такъ [какъ] ничто хорошее не дается безъ труда и страданi[я], то и умиранiе есть трудъ и страданiе.[1884]

————————————————————————————————————

Великое — мерзость.

Не давай себе импонировать.

————————————————————————————————————

О пустяшности ума.[1885]

————————————————————————————————————

Я просыпаюсь въ постели и сознаю себя, какимъ я былъ въ 35 летъ. Это не то что я вспоминаю, а я именн[о] такой. Мне надо вспомнить, что я теперь, чтобы сказать, что это — воспоминанiе. А это не воспоминанiе, а это то, что я теперь и такой, какой я теперь, и такой, какой я былъ 40, 30, 20, 10 летъ тому назадъ. То, что я называю воспоминанiемъ, есть только сознанiе невозможност[и] проявить себя темъ, чемъ я есмь: соединенiе всего того, что я пережилъ во времени.[1886]

————————————————————————————————————

Историки для Дорика.

————————————————————————————————————

Замена обрядо[въ] церк[овныхъ] христiанст[вомъ] разумны[мъ].[1887]

————————————————————————————————————

Дурное веселье.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Уроки задава[ть] нравственные:

1) не осуждать,

2) не объедаться,

4) не лениться,

5) не лгать,

6) не спорить. И т. д.[1889]

————————————————————————————————————

съ темъ б[ылъ] готовъ всякую минуту [быть] отосланъ хозяиномъ на другую работу или, мож[етъ] б[ыть], и совсемъ.[1891]

————————————————————————————————————

Время есть неспособность, невозможность понять себя всего (въ длину), а пространство — невозможность, неспособность понять[1892] все вне себя (въ ширину).[1893]

————————————————————————————————————

Противл[енiе] злу — цель практич[еская]. Непрот[ивленiе] — духовная.[1894]

————————————————————————————————————

Письмо съ 2 марками.

————————————————————————————————————

Христiанс[тво] — вообще вера только въ томъ и состоитъ, чтобы не верить[1895] себе, a верить[1896] Богу — не верить кажущимся ему последствiямъ, a верить неизвестнымъ ему божескимъ.[1897]

————————————————————————————————————

— и безъ соедин[енiя] съ зломъ и проявле[нiя] его, а ты заботишься о будущемъ и съ примесью зла и въ себе и вне себя.[1898]

————————————————————————————————————

Съ особенной ясностью, приложимостью къ жизни почувствовалъ всю сложность условiй жизни и невозможность предвидеть последствiя своихъ поступковъ: Разумны тольк[о] поступки, вытекающiе или изъ животной потребности, или изъ[1899] духовной потребност[и] — веленiй совести — исполнен[iя] воли Бога.[1900]

————————————————————————————————————

Тоже, что считается умной деятельн[остью] — наука, поисти[не] самое глупое.[1901]

————————————————————————————————————

Всю жизнь для тщеславiя, какже трудно отвыкнуть.[1902]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

[1904] Вызывать добро, а зло найдутъ сами.[1905]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Какъ трудно различить: служишь ли людямъ для нихъ, или для похвалы отъ нихъ. Поверка одна: будешь ли делать тоже, зная, что никто не узнаетъ.[1907]

————————————————————————————————————

При каждомъ поступке — не животнаго побужденi[я] — спроси: для кого?[1908]

1) Чуткость........ и до тупости.

2) Страстность....... и до лени.

3) Смиренiе........ самодовольств[о], самоуверенность.

4) Умъ............ глупость.

————————————————————————————————————

Человеку свойствен[но] стремленi[е] къ увеличенiю. То это количест[во] картинъ, лошад[ей], спичеч[ныхъ] коробо[чекъ], качество соба[къ], то милiонъ, а одно нужн[о] — свою доброт[у].[1910]

————————————————————————————————————

Люди, подчинявшi[еся] власти, были гораздо людей, участвующихъ во власти.[1911]

————————————————————————————————————

Воля Бога въ томъ, чтобы было хорошо, но не мне одному, а всемъ.[1912]

————————————————————————————————————

— оправданiе зла.[1913]

Примечания

715. 37630. 29 стр. Ре[с]кин. — На 29-й странице первого тома «Круга чтения» издания 1906 г. (10 января, 5) напечатана следующая мысль Дж. Рескина: «Предмет истинного воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости».

716. 3772. 16 Июня Круг Чтения. — «Круг чтения» на 16 июня содержит мысли на тему: «Улучшить устройство жизни может только нравственное совершенствование людей». См. т. 41.

717. 37718-19. Вспомнил Александ[ра] Петровича — Иванова. См. прим. 49.

718. 37722. Моисеевич — по-видимому, один из местных крестьян.

719. 37724. , Берзон и Кут[?] — Нам ничего неизвестно о Шестериковой и ее деле, равно и о других упоминаемых в этой записи лицах.

720. 38018. Нет, Дюма. — Александр Дюма-сын (1824—1895) — французский романист и драматург. Толстой включил в свою статью «О значении русской революции» (гл. XV) выдержку из его письма к редактору «Gaulois» (о грядущем торжестве любви в человеческой жизни). Об этом письме Толстой писал еще в 1893 г. в статье «Неделание», противопоставляя его речи Зола к молодежи и указывая, что в речи Зола нашла свое выражение «мертвая сила инерции, стремящаяся удержать человечество на раз избранном им пути», а в письме Дюма — «живая сила разума, влекущая его к свету».

721. 3826. Ошибся по гр[е]ческ[и] и [об] И[оанне] З[латоусте]. — Иоанн Златоуст (род. ок. 344 г., ум. 397 г.) — епископ Константинопольский. Толстой ценил его как писателя. В письме к В. Г. Черткову 23 января 1887 г., посылая ему составленную Л. П. Никифоровым для народа книжку выбранных мест из поучений Иоанна Златоуста, Толстой называет ее «драгоценной рукописью». В письме от 21 февраля ему же та же книжка названа «чудесной». («Толстовский ежегодник 1913 года», Спб. 1914, отд. II, стр. 45, 48.) — В 1912 г. в сборнике «О религии Льва Толстого», изд. «Путь», М., стр. 76—113, появилась статья проф. киевской дух. академии Вас. Ил. Экземплярского: «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых». После появления этой статьи проф. Экземплярский, по определению Синода, был лишен кафедры за то, что «дерзнул сопоставлять великого учителя церкви св. Иоанна Златоуста с отлученным от церкви за отрицание ее и ее учения писателем гр. Львом Толстым». (Василий Экземплярский, «За что меня осудили?» Киев, 1912, стр. 6.) По «Яснополянским запискам» Д. П. Маковицкого, разговор об Иоанне Златоусте происходил в Ясной поляне 4 и 6 августа 1906 г. по поводу того, что Толстой получил от П. В. Великанова выписку из слова Иоанна Златоуста против присяги. Великанов предлагал включить этот отрывок в «Круг чтения».

722. 3891. бук — по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля — щелок, в котором парят белье.

723. 39238. Илья..... Щур[овский]. — Толстой перечисляет лиц, съехавшихся по случаю болезни его дочери Марии Львовны. Владимир Андреевич Щуровский (род. в 1852 г.) — врач, ассистент при клинике внутренних болезней в Москве. Приезжал ко Льву Николаевичу в Ясную поляну летом 1901 г. и в Крым во время его тяжелой болезни в 1902 г.; присутствовал и при последних днях его в Астапове. В. А. Шуровский приехал из Москвы 24 ноября 1906 г.

724. 3938. — для занятий с Федором Михайловичем Сухотиным.

725. 3939. великоемерзость. — Взято из Евангелия от Луки, XVI, 15.

726. 39422. Письмо с 2 марками. — На письма, при которых были приложены марки для ответа, Толстой считал себя обязанным отвечать. Упоминаемое письмо было написано Э. Степонайтисом; оно датировано 25 ноября 1906 г. и содержит вопрос о военной службе, которую автор письма должен был отбывать через год. На конверте письма Толстой сделал пометку: «Отвеч[ать]? 2 марки». Он ответил на это письмо 10 декабря 1906 г.

Сноски

1733. этотъ

1734. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 1.

1735. г., 2.

1736. Против этой мысли на полях поставлено NB.

1737.

1738. Дата поставлена на полях. Ср. Дневник 1906 г. 3 июля, 4.

1739. Ср. Дневник 3 июля 1906

1740. Зачеркнуто: есть госуд[арство]

1741. Ср. «О значении русской революции», гл. X (т. 36).

1742. Ср. «О значении русской революции», гл. X.

Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 6.

1744. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 7.

Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 8.

1746. На полях против этой мысли поставлено NB. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 9.

1747. г., 10.

1748. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 11.

1749. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 12.

Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 12.

1751. Ср. «О значении русской революции»,

1752. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 13.

1753. Эта мысль на полях отчеркнута пунктиром.

Эта мысль на полях отчеркнута пунктиром. Ср. «О значенiи русской революции», гл. IX.

1755.

1756. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 15.

1757. [Ах, как я бешусь от скуки!]. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 15.

Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 16.

1759. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 16.

1760. думать и

1761. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 17.

1762. Богу и тебе

1763. Ср. Дневник 3 июля 1906 г., 18.

1764. г., 19.

1765. Зачеркнуто: духо[внаго]

1766.

1767. Ср. Дневник 30 июля 1906 г., 2.

1768. Эта запись в подлиннике отчеркнута с левой стороны. Ср. Дневник 30 июля 1906 г., 3.

Ср. «О значении русской революции», гл. XIII, XIV, XV.

Ср. Дневник 30 июля 1906 г., 4.

1771. Ср. Дневник 30 июля 1906 г., 5.

1772. г., 6.

1773. Ср. Дневник 30 июля 1906 г., 7.

1774. Ср. Дневник 30 июля 1906 г., 8.

Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 1.

1776. Зачеркнуто: разумны[мъ]

Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 2.

1778. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 3.

1779. г., 4.

1780. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 5.

1781. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 6.

Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 7.

1783. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 8

1784. преим[ущественно]

1785. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 9.

1786. г., 10.

1787. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 11.

1788. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 12.

Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 13.

1790. Начало этой мысли до слова: дала

1791. Ср. «О значении русской революции», гл. XIII.

Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 16.

1793. Ср. Дневник 24 августа 1906 г., 14.

1794.

1795. Зачеркнуто: Съ той разницей что въ жизни я удержив

1796. г., 6.

1797. Эта мысль на полях отмечена NB. Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 7.

1798. г., 8.

1799. Зачеркнуто: по к[оторому] прош[ли] ошибившись.

1800. Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 9.

1801. Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 10.

Зачеркнуто: исключительно

1803. Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 11.

Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 11.

1805. Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 12.

1806.

1807. Ср. Дневник 2 сентября 1906 г., 14.

1808. Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 10.

Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 11.

1810. Ср. «Единственное возможное решение земельного вопроса», т. 36.

1811.

1812. Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 13.

1813. Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 14.

1814.

1815. Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 16.

1816. Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 16.

1818. Ср. Дневник 24 сентября 1906 г., 17.

1819. Ср. Дневник 30 сентября 1906 г., 1.

Ср. Дневник 30 сентября 1906 г., 2.

1821. Ср. Дневник 11 октября 1906 г., 8.

1822.

1823. Ср. Дневник 11 октября 1906 г., 10.

1824. Ср. «О з», гл. V, VI, VII

1825. Ср. Дневник 11 октября 1906 г., 11.

1826.

1827. Ср. Дневник 11 октября 1906 г., 14.

1828. Зачеркнуто:

1829. Зачеркнуто: неразумн[ыхъ].

1830. неразумности

1831. Ср. Дневник 11 октября 1906 г., 16.

1832.

1833. Ср. Дневник 20 октября 1906 г., 4.

1834. Ср. Дневник 20 октября 1906 г., 6.

Зачеркнуто: А я хо[чу]

1836. Ср. Дневник 20 октября 1906 г., 6.

Ср. Дневник 20 октября 1906 г., 7.

1838. Ср. Дневник 20 октября 1906 г., 8.

1839. [только подобие].

1840. Ср. Дневник 20 октября 1906 г., 10.

1841. Ср. Дневник 23 октября 1906 г., 1.

Ср. Дневник 23 октября 1906 г., 2.

1843. Переделано из: про[клятие?]

Ср. Дневник 26 октября 1906 г.

1845. Ср. Дневник 28 октября 1906 г.

1846. дер[ево]

1847. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 7.

1848.

1849. Ударение на слове то поставлено автором. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 8.

1850. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 9.

Зачеркнуто: потому

1852. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 10.

Слова: не 23, даже вписаны над строкой.

1854.

1855. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 13.

1856. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 14.

Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 15.

1858. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 16.

1859. Ступе[ни] револю[цiи]

1860. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 17.

1861. но

1862. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 18.

1863. Ср. Дневник 9 ноября 1906 г., 19.

Ср. Дневник 17 ноября 1906 г., 1.

1865. Ср. Дневник 17 ноября 1906 г., 2.

1866. Тоск

1867. Ср. «Что я видел во сне»..., гл. II.

1868. Ср. «Что я видел во сне»..., гл. II.

Ср. «Что я видел во сне»..., гл. III, II.

1870. [Делай, что должно, и пусть будет, что будет.]

1871. Ср. Дневник 17 ноября 1906 г., 3.

Зачеркнуто: свобод[нымъ]

1873. Ср. Дневник 17 ноября 1906 г., 4.

Ср. Дневник 17 ноября 1906 г., 5.

1875. Ср. Дневник 18 ноября 1906 г., 1.

1876. къ

1877. Ср. Дневник 18 ноября 1906 г., 2.

1878. Ср. Дневник 26 ноября 1906 г., 1.

Ср. Дневник 26 ноября 1906 г., 1.

1880. Ср. Дневник 26 ноября 1906 г., 2.

1881.

1882. Ср. Дневник 26 ноября 1906 г., 3.

1883. Ср. Дневник 1 декабря 1906 г., 1.

Ср. Дневник 1 декабря 1906 г., 2.

1885. Ср. Дневник 1 декабря 1906 г., 3.

1886.

1887. Ср. Дневник 23 декабря 1906 г., 14.

1888. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 15.

Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 16.

1890. Зачеркнуто: на работу

Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 17.

1892. Зачеркнуто: себя всего (въ ширину)

Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 18.

1894. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 19.

1895. въ себя

1896. Зачеркнуто: въ Бога

Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 20.

1898. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 21.

1899. требованiй совести

1900. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 22.

1901.

1902. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 24.

1903. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 25.

Зачеркнуто: Открывать

1905. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 26.

Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 27.

1907. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 28.

1908.

1909. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 29.

1910. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 30.

Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 31.

1912. Ср. Дневник 29 декабря 1906 г., 32.

1913.

Раздел сайта: