ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1906 г.
1906. 9 Іюня.
Я знаю, что живу въ этомъ мiре, что живя мне надо увеличивать любовь. Я спрашиваю: для чего это? И ответа нетъ. Но я верю, не могу не верить, что это хорошо, что это такъ надо.
Въ этомъ вера.
Когда же спрашиваю себя, кто же сделалъ то, что это такъ, и знаетъ, для чего это такъ? я тоже не нахожу ответа, но я верю, не могу не верить, что есть[1733] тотъ, кто сделалъ это и знаетъ, зачемъ.
Въ этомъ вера въ Бога.[1734]
————————————————————————————————————
Какъ люди понимаютъ противное ихъ сужденi[ю] по своему (Лева). «Онъ притворя[е]тся».[1735]
————————————————————————————————————
Поймите, что нельзя избавиться отъ насилiя насилiемъ. Нельзя зломъ исправлять зло, огнемъ тушить огонь. —
————————————————————————————————————
Ты какъ лошадь на колесе, делать будешь. Задача твоя только въ томъ, чтобы себя делать лучше, ближе къ Богу. А будешь ближе къ Богу — и все, что будешь делать, будетъ лучше и для тебя и для людей.[1736]
Благодарю Того, кто сделалъ это такъ. Лучше ничего для человека быть не можетъ. (14 Іюня.)[1737]
Богатые, землевладел[ьцы] осуждаютъ рабочихъ, крестьянъ Да ведь все, что они могутъ сделать дурнаго, все лучше того, что делаете вы. — И они чуютъ это. Вы разрушаете своей жизнь[ю] всякую нравственно[сть] въ людяхъ, а потомъ жалуетесь на безнравственность людей. (14 Іюня.)[1738]
————————————————————————————————————
15 Іюня. (Къ Кругу Чт[енiя]). 4 отдела: 1) Человекъ живетъ не для себя, а для исполненiя свое[го] назначенiя, воли Бога,
2) Что такое Богъ,
3) Въ чемъ это назначенiе,
4) Что его ожидаетъ.
Ничего не ожидаетъ, а благо возможно и доступно.[1739]
————————————————————————————————————
(Къ Д[вумъ] Д[орогамъ]). Условiя эти многообразны: и разделившiяся векам[и] сословiя богатыхъ и бедныхъ, и землевладенiе, и установивш[iяся] привычки, и мног[iя] другiя, но главное — установившееся вследствiи власти ложное представленiе о томъ, что та власть, объединяющая многихъ людей, иногда многiе народы, не есть только власть насилiя, а есть что-то особенное, необходимое, неизбежное,[1740] нечто такое, что важне[е] всего на свете, чему все должно быть пожертвовано и что называется государств[омъ].[1741]
————————————————————————————————————
Вера въ мистиче[ское] государство и мудрость жрецовъ, заведующихъ его таинствами.[1742]
————————————————————————————————————
Движенiе лишь есть время.[1743]
————————————————————————————————————
29 стр. Ре[с]кина. Теперешн[iя] бедствiя привычн[ыя] и распределенныя, но хуже, трудн[о].[1744]
Воля народа? Узнать ее можно только по состоян[iю] каждаго.[1745]
————————————————————————————————————
16 Іюня. Кр[угъ] Чт[енiя].
————————————————————————————————————
18 Іюня. — Очень важн[ое].
1) Жизнь есть только обязанность (дл[я] К[руга] Ч[тенiя]).
2) Передъ кемъ обязанн[ость].
3) Въ чемъ обязанн[ость]
4) И въ чемъ последств[iя].[1746]
————————————————————————————————————
Надняхъ б[ылъ] въ самомъ дурномъ духе, и противенъ мне былъ только я самъ. Слава Богу.[1747]
————————————————————————————————————
Отъ Гончар[енко] озлобленное письмо. Сначал[а] огорчило, но потомъ подумалъ: какъ ему тяжело злиться. — Вспомнилъ Александ[ра] Петровича и начина[ю] чувствовать жалость. Только начина[ю]. Очень трудно.[1748]
————————————————————————————————————
Моисевичъ. Вешки.
————————————————————————————————————
Дело Г-жи Шестериковой, Берзон и Кут[?]
————————————————————————————————————
Отношенiе къ Микадо.
Отношенiе Китайцевъ къ власт[и].
————————————————————————————————————
Нетъ религiи.[1749]
————————————————————————————————————
Все отъ того, что одни люди настаив[аютъ] на томъ, что все въ томъ, что попъ накроетъ фартук[омъ], и все грехи простятся.
Взросл[ые] люди не могли веритъ этому. И свою религiю не могли выдумать, а взяли то, что есть: безбожiе.[1750]
————————————————————————————————————
Но если мы и не можемъ знать, каково будетъ будущее общество, мы не можемъ не представлять себе будущаго, какое же оно будетъ?
1) Будетъ земледелi[е]. Мы думаемъ, что земледелi[е] только одно изъ...
2) Техническ[iя] усовершенствованiя будутъ только те, к[оторыя] нужны.
3) Огражденiе людей будетъ только обществ[енное] мненiе.[1751]
————————————————————————————————————
Мы представляемъ себе древнихъ детьм[и], a дети мы.[1752]
————————————————————————————————————
Такъ жили и въ Индiи, и въ Германiи, и Фра[нцiи], такъ жили все старинныя общины. Для русск[аго] народа разница въ томъ, что онъ живетъ общин[ой] среди того просвещенiя, к[отораго] достигл[и] народы. Повтор[яю], въ этомъ его особенно[е] положенiе.
————————————————————————————————————
Покуда будетъ фикцiя государств[а], не можетъ быть свободы, также какъ покуда будетъ фикцiя церкви, не можетъ быть религiи.[1753]
————————————————————————————————————
И грехъ этотъ долженъ быть развязанъ. Человечеств[о] дожило до того возраста, при кот[оромъ] оно уже не можетъ продолжать повиноваться власти. И бедствiя развращ[енной] власти и выяснившееся сознан[iе] народовъ требуетъ отъ нихъ изменен[iя] своего отношенiя къ власти. И я думаю, что именно русскiй народъ призванъ къ этому по тому-то и том[у]-то...[1754]
Меня обидел[и]. Какъ хорош[о], я могу простить, иметь радость прощенiя.[1755]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Если мы нециви[ли]зов[анные] варвар[ы], то у насъ есть буду[щее]. Они же циви[ли]з[ованные] варвары, и имъ на этомъ пут[и] нетъ надежд[ы]. Не подражать западн[ымъ] народа[мъ], a жалеть ихъ.[1756]
————————————————————————————————————
Намъ завидовать и подражать западнымъ народа[мъ] также неразумно, какъ здоровому, неиспорченному крестьянск[ому] малому завидовать тому Парижск[ому] плешивому буржуа, к[оторый] повторялъ: Ah, que je m’embête![1757]
————————————————————————————————————
Одно сознанiе отделенности, другое сознанiе единства со всем[ъ].[1758]
————————————————————————————————————
Есть только 2 сознанiя: сознанiе своей отделенности и сознанiе своей нераздельности.[1759]
————————————————————————————————————
Какое безстрашiе, если[1760] желать только одного: исполнить дело Божiе сейчасъ — любить людей. И объ одномъ этомъ думать.[1761]
————————————————————————————————————
Пробудись, возрости, укрепись во мне и покори во мне животное и заставь его служить[1762] по воле Отца.[1763]
————————————————————————————————————
Любите другъ друга.[1764]
Есть ли Богъ? Не знаю. —
Знаю, что есть законъ[1765] моего духовн[аго] существа. Источникъ, причин[у] этого закона и называю Богомъ.[1766]
————————————————————————————————————
Чемъ больше служишь другимъ (съ усилiемъ), темъ радостнее. Чемъ больше себе (безъ усилi[я]), темъ тяжелее жизнь.[1767]
————————————————————————————————————
— въ томъ, чтобы развязать грехъ власти, к[оторый] доше[лъ] до него. И развязать грехъ можно только темъ, что[бы] переста[ть] повинов[аться] и участвовать во власти.[1768]
————————————————————————————————————
Но разве можн[о] жить обществ[у] безъ власти...
......................................................................................
Городск[iе] и т. д.
Русск[имъ] люд[ямъ] на[до] перестать...
И что же они делаютъ.
Но это будетъ черезъ 1000 летъ.
— Нетъ. Дюм[а].[1769]
————————————————————————————————————
Жизнь моя раскрывается мне, a мн[е] кажется, что я движусь.[1770]
————————————————————————————————————
Людямъ необходим[о] быть правымъ, чтобы жить.
Для живущаго духовной жизнью возможно признанiе неправоты своего животнаго во имя правоты духовнаг[о]. Но не живущiй духовной жизнью, во имя чего ему признать себя неправымъ — нельзя.[1771]
————————————————————————————————————
Малообразованн[ые] дерзки въ мысляхъ.[1772]
Я рабъ Божiй и потому долженъ чувствовать ответственность.[1773]
————————————————————————————————————
Опасность знанiя того, что будетъ. Знаю, что реакцiя победитъ, и потому бей, вешай. Знаю, чт[о] революцiя победитъ — тоже.[1774]
————————————————————————————————————
— кругъ.[1775]
————————————————————————————————————
Размноженiе для кроликовъ, а не для людей. —
Животн[ыя] поедаютъ др[угъ] др[уга] и размножаются. Но и поеданiе и размноженiе ограничивается само собою. У людей же оно ничемъ не можетъ быть ограничен[о], кроме[1776] сознанiемъ добра, самоотречен[iемъ]. Поеданi[е] и размноженi[е] — эгоизмъ.[1777]
————————————————————————————————————
Начало самоотре[ченiя] — самоотр[еченiе] сем[ей]ное — целомудрiе.[1778]
————————————————————————————————————
Сущность Буддизма — соединенiе съ духовнымъ Начал[омъ] всего, — съ Богомъ и вытекающее изъ этого: самоотреченiе, единенiе со всемъ живымъ и сострадан[iе].[1779]
————————————————————————————————————
Все веры различны во внешности — на поверхности. Но все ближе и ближе сходятся по мере углубленiя.[1780] —
————————————————————————————————————
Церковь, наука, искусств[о], цивилизацiя, государств[о], гражд[анское], угол[овное], гос[ударственное] право, все это евфемистическ[iя] наименованiя оправдываемыхъ и непрекращаемыхъ гадостей и глупостей, к[оторыя] делаютъ люди.[1781]
Не для того, чтобы стало лучше, а для того, чтобы люди поняли, что отъ этого не будетъ лучше, и для того, чтобы не быть въ необходимости сдержива[ть], карать.[1782]
————————————————————————————————————
Ошибся по гр[е]ческ[и] и [объ] І[оанне] З[латоусте], и досадно. Вспомнилъ, для чего живу, и радостно.[1783]
————————————————————————————————————
О молитве:
1) какъ повторяя всю молитву, иногда[1784] сильно чувствую одно: н[а]п[римеръ], иногда предан[ность] воле Б[ога], иногда — любовь, иногда въ самоотверже[нiи].[1785]
————————————————————————————————————
2) Часто молюсь по самому просто[му], крещусь, говор[ю]: Г[оспо]ди, помилуй — молюсь не мыс[лью], а однимъ чувство[мъ] зависимости отъ Б[ога]. И думаю, что это хорошо.[1786]
————————————————————————————————————
Я просилъ людей, чтобы вывели меня изъ моег[о] положенiя, но путь этотъ ложный. Мне никого не нужно. И мне не выходить изъ своего положенiя нужно, а нужно одно: жить хоро[шо], и тогда я выйд[у] изъ своего пол[о]женiя.[1787]
————————————————————————————————————
Если люди сами управляютъ собо[й], то им[и] нечего и управлять. Они упр[авляютъ].[1788]
————————————————————————————————————
Или подъ власть[ю] одного, или подъ властью большинства, или все управляютъ всем[и], т. е. никто не управляетъ.[1789]
————————————————————————————————————
Обыкн[овенно] говорится, что погибнетъ цивил[изацiя], т. е. все, что сделан[о] человеч[ествомъ], и это дурно, п[отому] ч[то] предпола[га]ет[ся], что все, что да[ла][1790] ц[ивилизацiя], хорошо. Но это неправда, во 1-хъ, не все, что дала ц[ивилизацiя] — хорош[о], во 2-хъ, п[отому], ч[то] погибнетъ не все, что дала ц[ивилизацiя].[1791]
————————————————————————————————————
Вредъ письма. Все религi[и] — устно.[1792]
————————————————————————————————————
Я не анархистъ, a христiанинъ, и потому въ вопрос[е] общественнаго устройства — анархистъ. Такъ и вегетарьянецъ, и свободномыслящ[iй], и антимилитаристъ и т. п.[1793]
————————————————————————————————————
Жизнь есть снятiе покрововъ. Смерть есть снят[iе] последня[го] покрова.[1794]
————————————————————————————————————
[1795] Когда все снято, кончается жизнь.[1796]
————————————————————————————————————
Страхъ передъ безвластiемъ тольк[о] отъ неверiя.[1797]
————————————————————————————————————
Анархисты несостоятельны п[отому], ч[то] не признаютъ закона Бога. Безъ подчине[нiя] одному закону невозможна общест[венная] жизнь.[1798]
————————————————————————————————————
Да, Зап[адные] народы далек[о] впереди насъ, но для того, чтобы имъ итти по настоящему пути, имъ надо пройти длинный путь по тому ложному пути, по к[оторому] они шли; намъ же только немного свернуть съ того пути,[1799] на к[оторый] мы тольк[о] что вступили и по к[оторому] намъ навстреч[у] возвращаются западные народы.[1800]
Наши хулиган[ы] это образецъ тог[о], къ чему мы идемъ.[1801]
————————————————————————————————————
Меня восхваляютъ, а я знаю, что я самый обыкновенн[ый], скорее, даже наверное[1802] малоспособный и плохой человекъ.[1803]
————————————————————————————————————
Какъ хорошо помнить это![1804]
————————————————————————————————————
Какъ смерть умиротворяетъ.[1805]
————————————————————————————————————
Соня открывается намъ, умирая. Открывается до техъ поръ, пока видна.
Также открыва[юсь] и я самъ себе, пока виденъ.[1806]
————————————————————————————————————
Жизнь, усилiя жить въ одномъ: въ сознанiи себя духовнымъ существо[мъ] въ этомъ мiре. Духов[ное] существо не имеетъ страстей — желанiй и сознаетъ свое единство со всемъ. Отъ этого любовь.[1807]
————————————————————————————————————
Виделъ во сне, Лева какъ-то не понимаетъ или нарочно что-то разсказываетъ про Гете, и мне непрiятно. Потомъ, что Чеховъ сказалъ, что моя деятельность какъ муха, и это оскорбило, огорчило меня, и я не могъ вызвать сознанi[я] освобождающаго. Разница бденiя и сна то, что во сне невозможно усилiе сознанiя.[1808]
————————————————————————————————————
Что такое неловко[сть], какъ бы укоры совести за отнош[енiя] съ Машей Сережино[й]?[1809]
————————————————————————————————————
Всякое правительств[о] обязано прежде всего другаго —
введена съ меньшими треволненiями, какъ въ народ[е], такъ и среди землевладельцевъ.[1810]
————————————————————————————————————
Насколько дело жизни — отношенiя съ людьм[и] дороже, важнее писанiя. Тутъ ты прямо въ общенiи съ людьми действуешь на нихъ, тамъ ты мож[етъ] б[ыть] подействуешь, а можетъ б[ыть] нетъ; тутъ ты видишь успехъ или неуспехъ, тамъ ничего не знаешь.[1811]
————————————————————————————————————
Тайна въ томъ, что я каждую минуту другой и все тотъ же.
То, ч[то] я все тотъ же, делаетъ мое сознанiе; то, ч[то] я всякую минуту другой, делаетъ пространство и время.[1812]
————————————————————————————————————
Я и мiръ, сознаваемый мною, открываются м[не] черезъ снятiе покрововъ = время. A мне кажется, что то, что открылось прежде, причина того, ч[то] открылось после.[1813]
————————————————————————————————————
Вчера нашла минут[а] сомненiя во всемъ. Главное: зачемъ хорошо жить? Безъ своего блага нельзя объяснить. Только не своего личнаго, а блага всего, a желанiе блага всего есть любовь.[1814]
————————————————————————————————————
Не любишь себя (и никого) — пропалъ, любишь себя одного — пропалъ.
Хорошо только, когда любишь себя и все, т. е. Бога.[1815]
————————————————————————————————————
Тогда Богъ есть и субъектъ и объектъ, и то, что любишь, и то, что любитъ.[1816]
önes Herz,[1817] какъ въ детстве; но плохо, когда любишь свое тело, какъ женщины.[1818]
————————————————————————————————————
Жизнь благо. Благо сознанiе, благо и раскрыванiе.[1819]
————————————————————————————————————
Что такое порода? Черты предковъ. Я несу въ себе всехъ предковъ, я со всеми моими свойствами только переходн[ая] точка существа — породы. (Глубоко и неясн[о] еще.)
Я — временная частиц[а] Толстыхъ и Волк[онскихъ], а Волк[онскiе] и Толсты[е] — времен[ныя] частицы сотенъ тысячъ другихъ. Такъ что я — частица этого всего уже не временнаго только, но и пространственна[го] существованi[я]. Я — частица Всего Безконечнаго.[1820]
————————————————————————————————————
Можно считать собою то, въ чемъ проявляется моя жизнь, и можно — то, что проявляется. Первое — въ детстве, молодости; второе — въ старости. — Первое вполне проявляется при рожденiи, второе — вполне при смерти.[1821]
Молитва къ Богу есть только признанiе втораго.[1822]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Говорятъ о перенаселенiи — въ Зн[аченiе] Р[усской Р[еволюцiи].[1824]
————————————————————————————————————
Ничто не можетъ помешать каждому существу предназначенное ему дело, мож[но] помешать последствiя[мъ], но не делу: грибу расти, мыши плодиться, яблоне цвест[и] и человеку делать свойственное разумному существу дело: разумное добро. Ничто не можетъ помеш[ать] человеку быть добрымъ.[1825]
————————————————————————————————————
Человекъ несвободенъ, только действуя противно своей природе.[1826]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Разница въ пониманiи. — Слышалъ, понялъ, разсказалъ — одно, почувствовалъ — друго[е].
————————————————————————————————————
Удивленiе передъ признаками разума въ[1828] жизни[1829] животныхъ. Такое же передъ признаками[1830] животности въ разумныхъ.[1831]
————————————————————————————————————
Время даетъ возможность свободы отделенному существу.[1832]
————————————————————————————————————
Пространство — множест[во].
Время — движенiе.[1833]
————————————————————————————————————
Успешность революцiи въ зависимости отъ освобожденiя отъ заблужд[енiй].[1834]
————————————————————————————————————
Читалъ свое О смысле жизни и вижу, что теперь я яснее понима[ю]. А тогда казалось, что лучше нельзя. Тоже будетъ и съ теперешнимъ.[1835] Тоже будетъ вечно. А я хочу все понять. Если все понять, также какъ и все обнять, не б[ыло] бы жизни.[1836]
Жизнь все въ боль[шемъ] раскрыванiи. И пониманi[е] Бога какъ Творца и Бога Хр[иста] также законно, какъ и мое.[1837]
————————————————————————————————————
Законъ и Пророки до Іоанна.
Отделенiе отъ Павловской религiи.[1838]
————————————————————————————————————
Все — спектакл[ь]. Ist nur ein Gleichniss.[1839]
————————————————————————————————————
Чемъ меньше желанiя на внешнее, темъ более желанi[я] на внутреннее.[1840]
————————————————————————————————————
Властвующiе люди устраиваютъ такую жизнь, въ к[оторой] успеваютъ те люди, к[оторые] имеютъ ихъ свойств[а] — похожи на нихъ. Нашу жизнь устроил[и] Евреи — ренегаты, какъ Павелъ.[1841]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Заводъ — наказ[анiе][1843] работникамъ.
————————————————————————————————————
Радость въ томъ, чтобы достигать того, чего желаешь. Всегда достигать можно тольк[о] однаго: становиться лучше.[1844]
————————————————————————————————————
Кто хочетъ узнать, пусть испытаетъ. Нетъ помехи. Нетъ конца. И награда — радо[сть] любви своей и къ себе.[1845]
————————————————————————————————————
Какъ можно прiучить себя жизнь класть въ чинахъ, богатстве, колекцiонерстве, такъ можно и въ соверш[енствованiи]. Можно испытать сейчасъ: посадить[1846] семя, или пироги въ печь, или белье въ букъ, и будешь ждат[ь] и радоваться совершенi[ю] ожидаемаго.[1847]
————————————————————————————————————
ò[1848] да не тò.[1849]
————————————————————————————————————
Въ этой жизни нельзя ни все понять, ни все отдать, а надо стараться понять и отдать какъ можн[о] больше, и чемъ больше поймешь и отдашь, темъ будешь счастливее.[1850]
————————————————————————————————————
Человекъ[1851] такъ упорно держится своего, п[отому] что онъ только что понялъ то, что понялъ, осудивъ прежнее, а ему предлагаютъ осудить это его новое просветленiе.[1852]
————————————————————————————————————
Если есть Богъ, то Онъ не три, не 23, даже[1853] не одинъ, вообще число не приложимо къ понятi[ю] Бога.[1854]
————————————————————————————————————
Любовь — фальш[ь]. Нужна намъ не любовь, а отсутствi[е] ненависти, угнетенi[я] — нужна справедливость. Лакомъ покрывать нетесанну[ю] доску.[1855]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Сонъ есть воспомина[нiе].[1857]
Разговоръ съ Америк[анцемъ]: разреш[енiе] Фран[цузское] одно — русск[ое] другое.[1858]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Я движусь или, скорее, я открываюсь самъ себе вместе съ открывающимся мне мiромъ, a мне представляется, что мiръ движется: Все, что я узнаю, всю мою жизнь, всю жизнь мiра, все то, что я не знаю изъ прошедшаго, и все, что я узнаю изъ сама[го] далекаго будуща[го], все это есть уже и только мне неизвестно и мне открывается. Я по наблюденi[ю] знаю, что мне откроется моя смерть, и[1861] я дума[ю], что ея нетъ, но она уже есть, и все то, что откроется после нея. — Такъ что случиться со мной и со всемъ мiр[омъ] ничего не можетъ: все уже есть, и я только имею счастье быть частью мiра, творить часть его.[1862]
————————————————————————————————————
Быть довольнымъ темъ, чтобы ничемъ не выделяться, ничемъ не служить, кроме добрыхъ отношенi[й] съ Всемъ живымъ.[1863]
————————————————————————————————————
Что сновиденiя — воспоминанiя, видно изъ того, что не знаешь, что было прежде, что после. Связываешь же все воспоминанiя въ последовательность въ моментъ пробужденi[я]. Отъ этого кажется длинный сонъ кончающимся звукомъ разбудивш[имъ].[1864]
————————————————————————————————————
Подумалъ, что если буду такъ совершенствоваться, то скоро нечего будетъ делать. Не бойся, 1000 летъ проживешь, не доделаешь 1/1000 части.[1865]
————————————————————————————————————
Любовь Фофа[нова?] — такой уже не было.
————————————————————————————————————
Успехъ — потомъ все меньше и мень[ше] — скучно.
————————————————————————————————————
Мать ревновал[а] къ отцу. Отъ этог[о] не выказыва[ла?][1868]
————————————————————————————————————
Нужно корм[ить], хотела показ[ать], поняла. Онъ ушелъ. Взглянула въ его лицо: не сердитое, но страдальч[еское]. Онъ очень правдивый и чуткiй. Онъ самъ не б[ылъ] развратн[ымъ], у него б[ылъ] сынъ незаконный.[1869]
————————————————————————————————————
Fais ce que doit, advienne que pourra.[1870]
Человекъ ходитъ, Богъ водитъ.
Все въ этомъ: въ томъ, чтобы не думать о последствiяхъ, а о томъ, чтобы поступать, какъ должно.
Это изменяетъ всю жизнь. —[1871]
————————————————————————————————————
Я не движусь, а во всякiй моментъ открыванiя могу чувствовать себя[1872] Богомъ, т. е. свободнымъ.[1873]
————————————————————————————————————
Просить Б[ога] не о чемъ. Можно только благодарить и пользоваться даннымъ мне благомъ.[1874]
————————————————————————————————————
Надо прiучиться[1876] спокойно переносить, даже вовсе не заботиться о превратномъ о себе мненiи.[1877]
————————————————————————————————————
Во мне борятся две жизни, — три жизн[и]: одна — животная, другая — для мненiя людско[го], третья — для Бога. — Последняя одна настоящая, вечная, свободная, радостн[ая].[1878]
————————————————————————————————————
— Прибавить къ этому большую или меньшую способность 1) памяти, 2) быстроты соображенi[я], 3) художественности, 4) религiозности.[1879]
————————————————————————————————————
А чтобъ жалеть, надо приравнивать человека къ тому, чемъ онъ могъ бы быть: [1880]
————————————————————————————————————
<Илья, Сер[ежа], Лева, Вл[адимиръ] Щур[овскiй]>
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Я думалъ, что можн[о] радоваться на свое совершенств[ованiе], какъ радуешься на ростъ посеяннаго, но это неправда. Совершенствованi[я] никогда не видишь, а если видишь, то его нетъ. — Можно только прiучить себя къ этому, какъ къ всякому труду.[1882]
————————————————————————————————————
Кр[угъ] Ч[тенiя].
————————————————————————————————————
Только соскочило, отсохло страстн[ое] животное: похоть, славолюбiе, и обнажилась сущность души — любовь.[1883]
Если понялъ, что жизнь въ освобожден[iи] отъ ограниченiя плоти, то смерть есть полное освобожденiе и не можетъ б[ыть] страшна, а тольк[о] радостна. А такъ [какъ] ничто хорошее не дается безъ труда и страданi[я], то и умиранiе есть трудъ и страданiе.[1884]
————————————————————————————————————
Великое — мерзость.
Не давай себе импонировать.
————————————————————————————————————
О пустяшности ума.[1885]
————————————————————————————————————
Я просыпаюсь въ постели и сознаю себя, какимъ я былъ въ 35 летъ. Это не то что я вспоминаю, а я именн[о] такой. Мне надо вспомнить, что я теперь, чтобы сказать, что это — воспоминанiе. А это не воспоминанiе, а это то, что я теперь и такой, какой я теперь, и такой, какой я былъ 40, 30, 20, 10 летъ тому назадъ. То, что я называю воспоминанiемъ, есть только сознанiе невозможност[и] проявить себя темъ, чемъ я есмь: соединенiе всего того, что я пережилъ во времени.[1886]
————————————————————————————————————
Историки для Дорика.
————————————————————————————————————
Замена обрядо[въ] церк[овныхъ] христiанст[вомъ] разумны[мъ].[1887]
————————————————————————————————————
Дурное веселье.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Уроки задава[ть] нравственные:
1) не осуждать,
2) не объедаться,
4) не лениться,
5) не лгать,
6) не спорить. И т. д.[1889]
————————————————————————————————————
съ темъ б[ылъ] готовъ всякую минуту [быть] отосланъ хозяиномъ на другую работу или, мож[етъ] б[ыть], и совсемъ.[1891]
————————————————————————————————————
Время есть неспособность, невозможность понять себя всего (въ длину), а пространство — невозможность, неспособность понять[1892] все вне себя (въ ширину).[1893]
————————————————————————————————————
Противл[енiе] злу — цель практич[еская]. Непрот[ивленiе] — духовная.[1894]
————————————————————————————————————
Письмо съ 2 марками.
————————————————————————————————————
Христiанс[тво] — вообще вера только въ томъ и состоитъ, чтобы не верить[1895] себе, a верить[1896] Богу — не верить кажущимся ему последствiямъ, a верить неизвестнымъ ему божескимъ.[1897]
————————————————————————————————————
— и безъ соедин[енiя] съ зломъ и проявле[нiя] его, а ты заботишься о будущемъ и съ примесью зла и въ себе и вне себя.[1898]
————————————————————————————————————
Съ особенной ясностью, приложимостью къ жизни почувствовалъ всю сложность условiй жизни и невозможность предвидеть последствiя своихъ поступковъ: Разумны тольк[о] поступки, вытекающiе или изъ животной потребности, или изъ[1899] духовной потребност[и] — веленiй совести — исполнен[iя] воли Бога.[1900]
————————————————————————————————————
Тоже, что считается умной деятельн[остью] — наука, поисти[не] самое глупое.[1901]
————————————————————————————————————
Всю жизнь для тщеславiя, какже трудно отвыкнуть.[1902]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
[1904] Вызывать добро, а зло найдутъ сами.[1905]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Какъ трудно различить: служишь ли людямъ для нихъ, или для похвалы отъ нихъ. Поверка одна: будешь ли делать тоже, зная, что никто не узнаетъ.[1907]
————————————————————————————————————
При каждомъ поступке — не животнаго побужденi[я] — спроси: для кого?[1908]
1) Чуткость........ и до тупости.
2) Страстность....... и до лени.
3) Смиренiе........ самодовольств[о], самоуверенность.
4) Умъ............ глупость.
————————————————————————————————————
Человеку свойствен[но] стремленi[е] къ увеличенiю. То это количест[во] картинъ, лошад[ей], спичеч[ныхъ] коробо[чекъ], качество соба[къ], то милiонъ, а одно нужн[о] — свою доброт[у].[1910]
————————————————————————————————————
Люди, подчинявшi[еся] власти, были гораздо людей, участвующихъ во власти.[1911]
————————————————————————————————————
Воля Бога въ томъ, чтобы было хорошо, но не мне одному, а всемъ.[1912]
————————————————————————————————————
— оправданiе зла.[1913]
Примечания
715. 37630. 29 стр. Ре[с]кин. — На 29-й странице первого тома «Круга чтения» издания 1906 г. (10 января, 5) напечатана следующая мысль Дж. Рескина: «Предмет истинного воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости».
716. 3772. 16 Июня Круг Чтения. — «Круг чтения» на 16 июня содержит мысли на тему: «Улучшить устройство жизни может только нравственное совершенствование людей». См. т. 41.
717. 37718-19. Вспомнил Александ[ра] Петровича — Иванова. См. прим. 49.
718. 37722. Моисеевич — по-видимому, один из местных крестьян.
719. 37724. , Берзон и Кут[?] — Нам ничего неизвестно о Шестериковой и ее деле, равно и о других упоминаемых в этой записи лицах.
720. 38018. Нет, Дюма. — Александр Дюма-сын (1824—1895) — французский романист и драматург. Толстой включил в свою статью «О значении русской революции» (гл. XV) выдержку из его письма к редактору «Gaulois» (о грядущем торжестве любви в человеческой жизни). Об этом письме Толстой писал еще в 1893 г. в статье «Неделание», противопоставляя его речи Зола к молодежи и указывая, что в речи Зола нашла свое выражение «мертвая сила инерции, стремящаяся удержать человечество на раз избранном им пути», а в письме Дюма — «живая сила разума, влекущая его к свету».
721. 3826. Ошибся по гр[е]ческ[и] и [об] И[оанне] З[латоусте]. — Иоанн Златоуст (род. ок. 344 г., ум. 397 г.) — епископ Константинопольский. Толстой ценил его как писателя. В письме к В. Г. Черткову 23 января 1887 г., посылая ему составленную Л. П. Никифоровым для народа книжку выбранных мест из поучений Иоанна Златоуста, Толстой называет ее «драгоценной рукописью». В письме от 21 февраля ему же та же книжка названа «чудесной». («Толстовский ежегодник 1913 года», Спб. 1914, отд. II, стр. 45, 48.) — В 1912 г. в сборнике «О религии Льва Толстого», изд. «Путь», М., стр. 76—113, появилась статья проф. киевской дух. академии Вас. Ил. Экземплярского: «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых». После появления этой статьи проф. Экземплярский, по определению Синода, был лишен кафедры за то, что «дерзнул сопоставлять великого учителя церкви св. Иоанна Златоуста с отлученным от церкви за отрицание ее и ее учения писателем гр. Львом Толстым». (Василий Экземплярский, «За что меня осудили?» Киев, 1912, стр. 6.) По «Яснополянским запискам» Д. П. Маковицкого, разговор об Иоанне Златоусте происходил в Ясной поляне 4 и 6 августа 1906 г. по поводу того, что Толстой получил от П. В. Великанова выписку из слова Иоанна Златоуста против присяги. Великанов предлагал включить этот отрывок в «Круг чтения».
722. 3891. бук — по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля — щелок, в котором парят белье.
723. 39238. Илья..... Щур[овский]. — Толстой перечисляет лиц, съехавшихся по случаю болезни его дочери Марии Львовны. Владимир Андреевич Щуровский (род. в 1852 г.) — врач, ассистент при клинике внутренних болезней в Москве. Приезжал ко Льву Николаевичу в Ясную поляну летом 1901 г. и в Крым во время его тяжелой болезни в 1902 г.; присутствовал и при последних днях его в Астапове. В. А. Шуровский приехал из Москвы 24 ноября 1906 г.
724. 3938. — для занятий с Федором Михайловичем Сухотиным.
725. 3939. великое — мерзость. — Взято из Евангелия от Луки, XVI, 15.
726. 39422. Письмо с 2 марками. — На письма, при которых были приложены марки для ответа, Толстой считал себя обязанным отвечать. Упоминаемое письмо было написано Э. Степонайтисом; оно датировано 25 ноября 1906 г. и содержит вопрос о военной службе, которую автор письма должен был отбывать через год. На конверте письма Толстой сделал пометку: «Отвеч[ать]? 2 марки». Он ответил на это письмо 10 декабря 1906 г.
Сноски