Листы записной книжки 1908 г.

ЛИСТЫ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.

16 Іюн. 08

Ты говоришь: какъ заставить себя любить всехъ? Уничтожь въ себе себялюбiе.

——————————————————————————————————

Ночью кур[ьерскiй]

4 11

Утромъ скор[ый]

4—45 д[ня]

Пасаж[ирскiй]

10, 20 веч[ера]

7 20 утр[а]

——————————————————————————————————

Только посмотри человекъ со стороны на жизнь людей, забудь про себя, и ясно, какъ ден[ь], будетъ то, чт[о] признанiе необходим[ости] противленiя злу зломъ есть только оправданiе пороковъ: злости, мести, зависти, корысти.....[1486]

——————————————————————————————————

Но что будетъ? Да ничего не будетъ. Вы говорите, буду[тъ] насиловать. Зачемъ, когда обществ[енное] мненiе буд[етъ] такъ[1487] требовать это, какъ[1488] теперь требуетъ отмщенiя. Да почему же будетъ хуже, чемъ теперь? Раззе теперь вы знаете, что будетъ съ вам[и]? Будетъ тольк[о] меньше поводовъ къ злости.

А что будетъ, никт[о] не знаетъ.

Но для этого надо, чтобъ люди б[ыли] религiозны. Но когда ж[е] эт[о] будетъ?[1489]

——————————————————————————————————

Также уверен[ы], какъ въ непогрешимости папы. И больш[е] всехъ самъ папа.

Потомъ, когда подвинулся въ добре, думаешь зло и страдаешь.

——————————————————————————————————

22 Іюн. Какое удивительно безнравственное, антихристiанское и глупое[1490] ученiе объ искупленiи Христомъ греховъ людей. Богъ такой злой, что требуетъ возмездiя, и такой глупы[й], чт[о][1491] ничего умней не придумалъ, какъ то, чтобы казнить сына. — Не проще ли было сделать то, что свойственно всякому доброму челове[ку] — просто простить.

Удивительно. Очевидн[о], чемъ глупее ученiе, темъ больше оно распространяется, и темъ тверже за него держат[ся] люди.

——————————————————————————————————

[1492]24 Іюн.[1493] Хорошо всегда, когда бранятъ, осуждаютъ.

Когда за дело, то можешь исправиться, узнавъ свои недостатки. Когда же незаслуженно, то две выгоды: 1) что есть случай простить и не дать подняться недоброму чувству къ осуждающему, и 2) ничто такъ не показываетъ ясно тщету заботы о людскомъ мненiи (слава людская): что не делай, всегда будутъ люди, осуждающiе тебя.

——————————————————————————————————

Нынче ночью была страшная головная боль, и я почувствовалъ себя однимъ съ Богомъ и, страшно сказать, не могъ установить отношенiя къ Нему. Говорилъ себе: 1) вотъ случай безропотно страдать, 2) это приближаетъ къ освобожденiю смертью и 3) это заставляетъ ценить здоровую жизнь. Но сколько не старался, не могъ вызвать въ себе должнаго чувства сознанiя блага и благодарности. А это нужно и должно. По недовольству собой чувствую, ч[то] это должн[о] и можно.[1494]

25 Іюн. Какъ ни странно это сказать: я сожале[ю] о томъ, ч[то] у меня не б[ыло], какъ вчера, мучительн[ой] головной боли. Жалею п[отому], ч[то] б[ылъ] недоволенъ темъ, какъ перенесъ эту боль вчера, и хотелъ перенест[и] лучше, безъ недовольств[а], а съ благодарностью. Ужъ и то хорошо.[1495]

——————————————————————————————————

Слепого 8 летъ.

——————————————————————————————————

Да, не то ч[то] прощать, а любить, делать добро ненавидящимъ, обижающимъ есть благо, выше к[отораго] нетъ ничего. Надо испытать это. И люди лишаютъ себя этого!

——————————————————————————————————

Жить на своихъ местахъ, а не устраивать бож[ескую] жизнь.

——————————————————————————————————

Самоотреченiе, тольк[о] самоотреченiе решаетъ вопросъ: хорошо или дурно то, что я делаю или собираюсь делать.

——————————————————————————————————

Читаю Индуса. Очень остроумно, многословно и пусто. Онъ хочетъ оправдать ихъ верованiя въ объект[ивныя] существа и ихъ сомне[нiя] въ нихъ. И все это пустая болтовня. Одно есть и одно несомненно: моя жизнь и моя возможность и необходимость решать, какъ проводить ее. Одно, одно это — основа всехъ религiй, всехъ философiй. И одно это есть.

——————————————————————————————————

3 Іюля. Все въ томъ, что я проявленiе Бога: я Все и ничто. Отъ этого отделенность. Для того, чтобы могла быть отделенность: движенiе и вещество, время и пространство.

——————————————————————————————————

Кто хуже: палачъ или тотъ, кто не своими деньгами подкупаетъ[1496] человека, чтобъ онъ былъ палачомъ?

——————————————————————————————————

4 Іюля. Сознанiе себя, своей жизни есть сознанiе своей божественности, отделенной отъ Всего. Въ этомъ только жизнь. Телесные процессы безъ сознанiя не жизнь. Сознанiе безъ ограниченности телесностью тоже ничто. Сознанiе сознающаго себя сознанiя, сознающа[го] себя.....

— тоже, что телесная жизнь вне меня и про к[оторую] я не знаю.

——————————————————————————————————

Перенесенiе своей жизни въ сознанiе, въ духовное неразделенное, неограниченное — нетолько свобода, но всемогущество. И вся жизнь есть приближенiе къ этой свободе, всемогуществу, к[отор]аго она никогда не достигнетъ, п[отому] ч[то] достиженiе уничтожало бы движенiе. А въ этомъ движенi[и] неперестающее благо.

——————————————————————————————————

Матерьялисты говорятъ, ч[то] все это оч[ень] просто — делаются руки, ног[и], мозгъ, глаза и потомъ сознанiе,[1497] т. е. то, что человекъ знаетъ про себя, что онъ есть. Что онъ — онъ. Оч[ень] просто. Ведь это было бы смешно, когда бы не было такъ дерзк[о] глупо.[1498]

——————————————————————————————————

6 Іюля. Вивикананда говоритъ, ч[то] вечное уничтоженiе зла и увеличенiе блага невозможно, но это невозможно только при представленiи времени или при представленiи осуществленiя. Но ни того ни другаго не должно быть.[1499] Увеличенiе добра въ себе и въ мiре есть жизнь и моя и жизнь мiра. И[1500] увеличенiе это не можетъ быть осуществлено, но[1501]процессъ этого увеличенiя есть сама жизнь. — Исполняя свое назначенiе жизни — увеличенiя добра, я только исполняю свое назначенiе (волю Бога), какъ исполняетъ свое назначенiе каждый малейшiй органъ тела. Я органъ Бога и если исполняю свое назначен[iе], не ища своего, a делая, что должно, я блаженъ. А это только и нужн[о] всемъ.

——————————————————————————————————

Ужасно положенi[е] того, кто уверенъ, ч[то] онъ все знаетъ

——————————————————————————————————

Эгоизмъ женщинъ, доходящi[й] до комизма.

——————————————————————————————————

Борьба за существован[iе] между жил[и]щам[и]. Победителемъ остается сильны[й] — каменный, железомъ крытый; деревянный, соломой крыты[е] погибаютъ. Изъ борьбы развиваются новые органы, вторы[е] и треть[и] и седьмые этажи. И всегда темъ лучше, чемъ интенсивне[е] борьба — въ больш[и]хъ городахъ.

Чтоже такое жил[и]ща? Жилища это индивидъ. Происхожденiе видовъ путемъ естествен[наго] отбора, переживанiе наиболее приспособленнаго.

7 Iл. Какъ просто по мужицки: «жить для души», а не для тела. Все въ этомъ.

——————————————————————————————————

9 Iл. М[ихаилъ] С[ергеевичъ] — спокойная красивая иронiя надо всемъ. Сначала внушаетъ, но потомъ видишь, ч[то] за иронiей ничего нетъ. Иронiя ради иронiи.

——————————————————————————————————

11 Іюля. Если бы всегда помнить, сходясь съ людьми, о томъ, чтоб[ы] жить для него, а не дл[я] себя. Начинаю понимать возможность этог[о] — того, что [бы] интерес[ъ] жизни б[ылъ] не я, а ты и Онъ.

——————————————————————————————————

14 Іюля. Помнишь ли ты, ч[то] ты сейчасъ жив[ъ] и сейчасъ умеръ. Если помнишь (а это надо помнить, нельзя не помнить), то какое же можетъ быть человеку дело, кроме какъ исполнять въ настоящемъ то, что должно.

Только тогда «переходишь отъ смерт[и] въ жизнь».

——————————————————————————————————

Какъ хорошо, успокоительно не на словахъ, а въ душе признавать себя виноватымъ, особенно въ томъ, ч[то] тебе тяжело. А поищи и всегда найдешь свою виноватость. А признай виноватость, и все легко. И на оборотъ. Какъ это ясно и какъ благотворно, и какъ удивительн[о], что люди не знаютъ этого, не зналъ и я.

——————————————————————————————————

15 Іюля. Я это сознанiе Бога.[1502]

——————————————————————————————————

16. Въ глуши вижу, созрелъ плодъ — какiя-то крупныя ягоды. И подумалъ: никто ихъ не видитъ, никому они не нужны, и имъ (этому растенiю) никто не нуженъ, а они неукоснительно, во всю, делаютъ свое дело, т. е. не свое, а то, какое имъ предназначено, исполняя волю того Я,[1503] к[оторое] въ виде отдельнаго существа живетъ въ немъ, въ этомъ растен[iи]. Также и человекъ, кроме того имея счастье еще сознательно жить этимъ всемiрнымъ Я, сознава[ть] его въ себе. Да я — Л[евъ] Н[иколаевичъ], я — писатель, я — губернаторъ я — нищi[й], я — царь, это — большо[е] заблужденiе. Отъ него все страданiя людей. Есть только одинъ Я, a мы проявленiя его. И благо намъ, если мы не принимаемъ свое проявлени[е] за «Я» «Я». И горести, самыя разнообразныя и неизбежныя горести и страдаиiя, если мы живемъ въ заблужденiи о томъ, что я есть наше я, отд[ельнаго] сущес[тва]. Жизнь — въ исполненiи воли Я; или иначе: жизнь — въ стремлен[iи] къ соединенiю съ этимъ Я. А это соединенiе есть лучшее благо нашей жизни — любовь.[1504]

——————————————————————————————————

28 Іюл. Правительство своимъ успехомъ противъ насильнической революцiи верне[е] смерти готовитъ на себя революцi[ю] христiанскую неустранимую.

——————————————————————————————————

Революцiонерамъ надо сказать: нельзя, друзья, воздвигать храмовъ неумелым[и] руками да еще и нечистыми.

——————————————————————————————————

31 Іюля.

5 Августа. Съ особенной ясностью почувствовалъ нынче всю значительность пониманiя жизни какъ короткимъ временнымъ призванiемъ исполненiя назначения до всякую минуту могущей наступить смерти, и безумiя жизни, принимаемой какъ что-то такое, имеющее смыслъ въ самомъ себе, могущее иметь цели, достиженiе к[оторыхъ] разумн[о].

15 Авг. 1908. 1) Не думай, ч[то] отъ того, ч[то] большинство людей подъ словомъ Богъ разумеетъ нечто неразумное и сверхъестественное, ч[то] само понятi[е] Бога есть понятiе ложное и не нужное, к[оторое] можно откинуть. Это показываетъ только то, ч[то] понятiе это извращено, но не то, чтобы понятiе б[ыло] ложно или излишне; напротивъ, это понятiе самое и разумное и естественное, безъ к[отораго] нельзя жить разумному человеку: тутъ все 3 определен[iя].

——————————————————————————————————

2) Человекъ не можетъ вполне верить въ свою веру, когда онъ знаетъ, что рядомъ съ нимъ милiоны людей векам[и] считали только свою[1505] веру истинной. И такихъ веръ десятк[и] съ милiонами исповедниковъ, и считаютъ мою веру ложной, какъ это считается Магометаниномъ по отношенiю къ хри[с]тiанству, къ Буддизм[у], Таосизму, Брам[а]низму. Потребност[ь] убедить людей въ истинности своей веры такъ настоятельна, ч[то] люди готовы даже насилiемъ, мечомъ, ч[то] противно основамъ ихъ веры, застав[лять] другихъ верить въ ихъ веру.

И въ самомъ деле, разве можетъ спокойно перенести всякiй верующ[iй] челов[екъ] сознанiе того, что люди разумные и добрые не убеждаютс[я] его разумными доводами въ истинности исповедуемой имъ веры и считаютъ разумным[и] доводам[и] те, к[оторые] разрушаютъ его веру.

Выходъ одинъ, и самый безумный: считать всехъ неверующихъ въ его веру людьми и недобрыми и неразумными, тоже самое, что делаютъ люди другихъ [веръ] относительн[о] его.

Зная, ч[то] не все разумные люди веря[тъ] въ его веру, челове[къ] не можетъ искренн[о] верить.

веры люди наиболе[е] ограниченные, такъ наз[ываемые] учены[е] — интелигенцiя. А между темъ, вопросъ решается очень просто: истинная, разумная, общая всему человечеству вера всегда б[ыла] и есть. Общiя основы всехъ веръ одне и теже во всехъ вероученiя[хъ], но эти основы такъ загромождены всяки[ми] обрядам[и], суеверiям[и], ч[то] люди ужъ не видятъ основъ, и то, ч[то] затемняе[тъ] у каждаг[о] народа по своему истин[н]ую религiю, считаютъ самой религiей.

Религiя только тогда истинная, когд[а] она общая всемъ. И такая религiя есть, и надо умет[ь] выделять ее. Тольк[о] тогда, когда челов[екъ] веритъ въ такую религiю, у нег[о] ужъ не можетъ быть сомненiй.

3) Все больше и больше начинаю освобождаться отъ авторитета Евангелiя.[1506]

——————————————————————————————————

16 Авг. Если повернешь сделанное для Бога любви дело — для славы людской, то не достигнешь[1507] очень часто ни того ни другаго. Очень часто, лишивъ себя для славы людск[ой] блага любви, не получишь и сл[авы] л[юдской]. И если иногда на время и достигнешь сл[авы] люд[ской], то ужъ наверное лишишь себя значенi[я], награды перваго — награды не въ будущемъ, а сейчасъ (вечно) плода любви, блага приближенiя къ Б[огу].

——————————————————————————————————

17 Авг. 1908. Целомудрiе при допущенiи полового общенiя въ известны[хъ] условiяхъ (бракъ) не есть целомудрiе. Любовь при допущенiи противленiя насилiемъ не есть любовь.

——————————————————————————————————

Худ[ожественное]. 1) Ребенокъ въ богатой буржуазной] семье атеистическ[ой] научно либеральной — предается церковности. Онъ черезъ 15 летъ революц[iонеръ] анархистъ.

2) Кроткiй, искреннiй[1508] сынъ священника, хорош[о] учится и въ школ[е] и въ семинарiи. Его женятъ, постригаютъ. Дочь[1509] его сосед[а] прихожанин[а][1510] даетъ матушке, тщеславно[й] интелигентк[е], книг[у]. Онъ читаетъ[1511] Толстог[о], и пробуждаются вопросы.

3) Мальчикъ, 6-й сынъ слепог[о] нищаго, вызываетъ сочувств[iе] жены первого либерала атеиста. Его берутъ, отдаютъ въ школу, блестящi[я] способности, выводятъ его въ магистры наукъ. Онъ едетъ на родину, встр[е]чается съ товарищами, ужасается, передумыва[етъ] все и отрицаетъ науку, и истину одну и спасенiе видитъ въ вере въ Бога.

4)[1512]Одинъ изъ товарищей началъ торговать, нажилъ милiонъ и либеральничая живетъ трудами р[а]бочихъ.

5) Сынъ аристокр[атической?] семьи[?] ведетъ къ сводне, потомъ филантр[опiя][?], потомъ отреченi[е] отъ всего.

6) Сынъ разорившагося полуаристо[крата], тщеславный, делаетъ карьеру женитьбой, сынъ сдержанный делаетъ кар[ье]ру, — вешаетъ. Онъ льстилъ первому, теперь важничаетъ.

7) Такой же сынъ буржуа аристократическiй писат[ель], живетъ, журналистик[ой], чувствуетъ гадость и не можетъ.

18 Авг.

Вт теле каждаго человека живетъ духъ Божiй. Не было бы въ теле людей единаго для всехъ д[уха] Б[ожьяго], не было бы жизни.[1513]Не б[ыло] бы телъ людск[ихъ], разделяющихъ людей, также не б[ыло] бы жизни.

——————————————————————————————————

2

Любовь чел[овека], соединяя его съ людьм[и] и Богомъ, даетъ ему высшее благо. Этой любв[и] не б[ыло] бы, если бы не б[ыло] тела, и потому тел[о] необходим[о] для блага людей.

3

Жизнь это освобожденiе души отъ тела, и когда освобо[жденiе] въ любви, жизнь благо.

4

Освобожденiе отъ жизни любовь[ю] — благо. Мешаетъ этому благу ошибки — грех[и].

——————————————————————————————————

5

Если бы не было духа, заключенна[го] въ теле, не было бы жизни. Мы не имеемъ никако[го] права говорить о духе и о теле отдельно. Мы не знаемъ и не можемъ знать ни того ни другаго въ разделенiи, но не можемъ[1514] понимать нашу жизнь безъ этого разделенiя, т[акъ] к[акъ] знаемъ, ч[то] вся наша жизнь есть[1515] неперестающее уничтоженiе тела[1516] и уясненiе[1517] духа. При смерти совершается полное уничтоженiе тела и уясненiе духа и изчезновенiе[1518] его.[1519]

20 Ав.[1520] Вредно угождать[1521] телу и потому, ч[то] оно никогда не довольн[о], а хочетъ все больш[аго] и большаго, и п[отому], ч[то] чемъ больш[е] служишь телу, темъ больш[е] ослабляешь душу.[1522]

Страдать можно только теломъ. Духъ не знаетъ страданiй.[1523]

Чемъ слабее духовная жизнь, темъ сильнее страданiя. Какая же ошибка жить для тела, а не для душ[и].[1524]

Посмотри со сторон[ы] на людскую телесную жизнь. Спать, одеваться, есть, пить, испражняться — какая гадость. Неужел[и] въ этомъ жизнь человек[а] съ его душ[ой]?

——————————————————————————————————

21 Авг. Хотелъ переделать молитву по Кругу Чт[енiя] и ужаснулся холодности. Такой молитвы нетъ, тутъ нужно чувство, а не разсужденiя по рубрикамъ.

22 Ав. Б[огъ] это законодат[ель] жизни, т. е. я по своему человечеству допускаю законодателя за закономъ.[1525]

——————————————————————————————————

[1526]Царь и рабочi[й].

——————————————————————————————————

Неужел[и] изъ за сладкаго куска?

——————————————————————————————————

Ужасн[о] то, ч[то] мы отвык[ли] отъ люб[ви] и, еще хуж[е], привы[кли] къ нелюб[в]и настольк[о], что не могли бы [2 или 3 неразобр. написанного по ранее написанному тексту].

——————————————————————————————————

Есть законъ жизни. Б[огъ] это законодатель.

——————————————————————————————————

«Хочу исполнить законъ Твой...»

——————————————————————————————————

Богъ не любить постороннихъ лицъ.[1527] Съ Нимъ можно общаться только одинъ на одинъ.

——————————————————————————————————

Виделъ отвратительный по безнравственности сонъ. И больше чемъ когда нибудь убедился, ч[то] нравств[енность] не можетъ иметь матерь[яльнаго] начала. Она то [?] главный призн[акъ] духовной природ[ы].

23 [Августа]. Верю, ч[то] то, ч[то] живитъ весь мiръ, то невидимое, неосязаемое, но одно истинно существующее есть во мне и живетъ въ самомъ себе. Хочу соединиться съ Нимъ[1528] во всехъ проявленiяхъ его и знаю, что соединен[iе] это дается любовью. Любовь же даетъ высшее благо. Мешаютъ этому благу грехи тела, грехи ума, грехи веры. Грехи тела: объяденiе,[1529] леность, половая похоть, недоброжелатель[ство] къ людямъ и живы[мъ] существамъ; грехи ума, соблазны: гордость, тщеславiе, неравенство,[1530] корысто- и властолюбi[е],[1531] желанiе возмездiя; грехи веры: суеверiе ложнаго закона Бога, суеверiе ложной науки,[1532] суеверiе возможности для блага ихъ устроенiя людей насилiемъ, суеверiе различiя государствъ, народовъ.[1533]

Помоги мне, Отецъ и сынъ, Богъ въ себе и Богъ во мне, своимъ усилiемъ и мысл[и] и дел[а] освобождаться отъ этихъ греховъ.[1534] Помоги мне[1535] презирать свое телесное я, забывать его, помоги мне[1536] воздерживаться и въ деле и слове отъ всякаго поступка, неруководимаго любовью и удаляющаго отъ освобожденiя. Помоги мне сознать свою жизнь въ освобожденiи себя отъ греховъ тела любовью.[1537] Помню, хочу всегда помнить, ч[то] жизнь моя, истинная жизнь[1538] въ освобожденiи отъ греховъ тела только въ настоящемъ, что жизнь эта въ моей власти, и проявленiе ея любовью даетъ мне неизменное благо, ненарушимое никакими страданiями или смертью.[1539]

Помоги мне, Богъ въ себе и во мне, помнить то, что то, ч[то] мы называемъ жизнью, есть ничто иное, какъ только постепенно[е] освобожденiе души отъ тела, ч[то] не было бы этого тела и[1540] постепеннаго освобожденiя отъ него, не б[ыло] бы и того, ч[то] мы называемъ жизнью, и того блага, к[оторое] даетъ намъ это постепенное освобожденiе.

Сказалъ бы: благодарю, но некого, но всетаки чувствую и хочу чувствовать неперестающую благодарность и благо жизни.

——————————————————————————————————

[1541]Помоги, помоги, помоги мне не оступая[сь] итт[и] по пути этого освобожденiя, памятуя то, ч[то] въ немъ одно[мъ] благо и жизнь.

24 /Августа/. [1)] Ни на чемъ такъ нельзя видеть того страшнаго зла, к[оторое] производитъ ложный законъ Б[ога], какъ на внесенномъ въ мнимо богооткровенныя книги ужасномъ, глупомъ, животномъ законе[1542] мести «око за око», внесенномъ когда-то дикими людьми и принимаемомъ теперь христiанами за выраженiе воли Бога.

Богомъ. Разумный человекъ, не могущiй не понимать, что всякое зло уничтожается противнымъ ему, какъ огонь — водой, вдругъ делаетъ прямо противное тому, ч[то] говорить ему разумъ, и законъ будто бы Божi[й] говорить ему, ч[то] такъ и долженъ поступать человекъ.[1544]

«Непротивленiе злу!? Какъ это неисполним[о], дико», говорятъ люди теперь. А это непротивленiе не есть что нибудь новое, это только опроверженiе того обмана, въ к[оторый] были введены люди, ч[то] разумны[я] существа могутъ, не отказываясь отъ разума, для уничтоженiя зла увеличивать зло, могутъ признавать порывы своей низшей животной природы своимъ закономъ жизни. Ужасно!

2) Все живое имеетъ сознанiе; въ сознанiи себя отдельнымъ существомъ и жизнь, и всякое живое сущес[тво] сознаетъ себя подчиненнымъ общимъ и своимъ законамъ: камень — и тяготенiя, и непроницаемос[ти], растенiя — и тяготен[iю], и росту, и[1545] воспроизве[денiю], животно[е] — и тяготенiю, и росту, и[1546] воспроизведенiю, и общенiю съ себе подобными, человекъ — и тяготенiю, и росту, и воспроизведенiю, и общенiю, и разумнонравственному поведенiю.

25 [Августа]. 1) Только освободись отъ исключительной любви къ себе и къ некоторымъ — и ты невольно сольешься душою съ ближним[и].[1547]

все то, что мешаетъ единенiю, и быть единымъ въ дух[е] со всеми, и ты получишь[1548] радость, съ к[оторой] не могутъ сравниться никак[iя] радости отдельной жизни.[1549]

3) Всякое искусств[о], особенно музык[а], темъ хороши, ч[то] они соединяютъ людей, т. е. хотя временно приводятъ ихъ въ то состоянiе, к[оторое] свойственн[о] ихъ природе.

4) Человекъ чувствуетъ себя въ несвойственномъ и тяжело[мъ] для него состоянiи, когда нетолько не сознаетъ, но не чувствуетъ своего духовнаго единства со всем[и] людьм[и] мiра. Естественно[е] и свойственное человеку состоянiе то, когда, сознавая себя единымъ со всем[и], радуется радости и печалится горестью всякаго сближающагося съ нимъ человека.

5) Часто люди, особенно молодые, тяжело тоскуютъ о томъ, что они одиноки, ч[то] никто не любитъ ихъ. <Это самое естественное чувство для людей, не понявшихъ еще того, что все они едино.> Чувство это есть только смутное ощущенiе[1550] неестественности своего разъединенiя, своей отделенности. Сознай свое духовное единство со все[ми], и чувство тоски перейдетъ въ чувство радости.[1551]

6) Какъ человекъ мiрской испытываетъ радость, исключительно, страстн[о] любя друга одно[го] ли или разныхъ половъ въ полномъ единенiи съ нимъ, такъ и духовно живущiй человекъ находитъ радость въ сознанiи един[ен]iя со всеми людьм[и] мiра. Правда, первое чувство сильнее, но не только можетъ оборваться, но можетъ быть[1552] источникомъ страданiй и перейти въ обратн[ое]. Сознанiе же единенiя со всем[и] даетъ другаго рода хоть и менее сильную, но более полную радость, никогда не уменьшающуюся, а напротивъ, всегд[а] растущую.

8) Два[1554] понимани[я] жизни: одно, при кот[оромъ] все отделены другъ отъ друга и я отъ всехъ, и другое, где все одн[о] и я одинъ со всеми.

26 [Августа]. Грех[и], собл[азны] и суев[ерiя] всегда был[и], есть и будутъ. Жизнь и благо ея въ освобожденiи отъ нихъ.[1555]

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

28 [Августа]. Короткая молитва: Не оставляй меня Ты (не могу назвать Тебя). Помогай мне служить Тебе въ[1556] дел[е] Тво[емъ], быть съ Тобою, въ Тебе и Тобою.

28 [Августа]. это толь[ко] тотъ, кто испыта[лъ] это.

——————————————————————————————————

29 [Августа]. 1) Что больше отдаешь телеснаго, то больш[е] получаешь духовнаго, и наоборотъ. Смотри, что изъ двухъ тебе нужн[е].[1559]

2) Безъ жертвы не[тъ] жизни. Вся жизнь есть жертва телеснаго (духовному).[1560]

——————————————————————————————————

Если только пон[и]ма[ть] жизнь какъ должн[о], то всегда перенесенн[ая] болезнь и несчас[тье] на пользу душе.

——————————————————————————————————

Анархiя страшн[а] только п[отому], ч[то] при анархiи въ зле людей другъ противъ друга люди[1561] знаютъ[1562] виновниковъ и сами виновник[и][1563] видятъ[1564] зло, ими совершаемое. При государств[енномъ] же устройст[ве] все совершаемое зло совершается людьми, не признаваемыми виноватыми ни другим[и] ни ими самими.

——————————————————————————————————

30 А.

——————————————————————————————————

Зачемъ человекъ подчиненъ закону любви, и что выйдетъ для мiра изъ его[1566] подчиненiя этом[у] закону, не знаю. Знаю только то, что чемъ больше исполняю этотъ законъ, темъ лучше и мне и другимъ.

<Единый истинно сущiй во мне и вне меня.> Не оставляй меня и помоги мне, Господи,[1567] исполнить волю Твою, всегда быть Тобою[1568] въ любви ко[1569] всему живому. Не оставляй меня и помоги мне.

2 Сент.

Благодарю Тебя, Господи, за жизнь и за благо ея. Помоги мне прожить ее по Твоей воле въ любви ко всему и не оставляй меня, чтобы мне помнить, что Ты во мне и что я живъ только Тобою.

——————————————————————————————————

1) Правдивость въ мелочахъ.

2) Правдивость въ томъ, чтобы не скрывать.

——————————————————————————————————

2 Сент. Верю, ч[то][1574] есть только Ты и что Ты[1575] во мне и во всемъ живомъ.[1576] Чувствую себя отделенн[ымъ] отъ Тебя, но жизнь моя[1577] въ Тебе, и потому стремл[юсь] любовью соединяться съ Тобой и всемъ живымъ, темъ, что отъ Тебя. Хочу этого соединенiя и потому борюсь съ темъ, что отделяетъ меня отъ Тебя: съ похотью тела, съ ленью, съ сладострастьемъ и главн[ое] съ недобротою. Борюсь съ соблазнами гордости, тщеславiя, корысти,[1578] возмездiя, борюсь съ суеверiями властолюбiя,[1579] государства,[1580] богословiя, науки. Борюсь усилiемъ дела и мысли, самоотречен[iемъ], смиренiемъ, правдивость[ю] и воздержанiемъ въ деле и слове.[1581]

Знаю, что жизнь только въ любви въ настоящемъ и что для духовной жизни нетъ страданiй, нетъ смерти, есть тольк[о] — чего желаетъ душа — только благо.

——————————————————————————————————

Прошу васъ возвратить мне добытую вами черезъ горничную карточку моей дочери и прекратить[1582] писанiе ей[1583] безсмысленно[1584] неприличныхъ писемъ,[1585] представляющихся мне поступкомъ или невменяемого или очень злого человека.

——————————————————————————————————

Полагая, ч[то] прилагаемое заявленiе, поданное мною въ Т[ульское] Ж[андармское] у[правленiе], можетъ относиться и къ другимъ подобнымъ же случаямъ, прошу редакцiю газеты NN[1586] напечатать это заявленiе и другiя газеты перепечатать его.

[1587]Прибавить къ этому только объясненiе о томъ, почему я считаю распространенiе моихъ книгъ, техъ, к[оторыя] вызываютъ преследованi[я] правительства, полезнымъ и даже обязательнымъ для себя. Считаю я это распространенiе полезнымъ и обязательнымъ для себя, во 1-хъ, п[отому], какъ я и говорилъ это, ч[то] не хочу[1588] хотя бы однимъ молчанiемъ о техъ злодеянiяхъ, к[оторыя] совершаются правительствомъ, признавать себя участникомъ[1589] въ нихъ, а во 2-хъ же и главное п[отому], ч[то][1590] только въ распространенiи усвоенiи людьми техъ христ[iанскихъ] истинъ, к[оторыя] я старался, какъ умелъ, выразить или, скорее, подтвердить въ этихъ книгахъ, только въ этомъ спасенiе отъ ужасовъ нашей жизни. Истина христианская, ч[то] какое бы то ни б[ыло] насилiе и участiе въ немъ и темъ более насилiе съ мучительствомъ въ тюрьмахъ всякаго рода и убiйства, несовместимыя нетолько съ исповедуемымъ въ мiре христ[iанскимъ] ученiемъ, но ни съ какой хотя бы самой низкой человеческой нравственностью, только въ одномъ распространена и признанiи этой истины вижу спасенiе отъ ужасовъ нашей жизни.

Только тогда могутъ прекратиться злодеянiя какъ[1591] враговъ правительства, такъ и[1592] правительственныхъ лицъ, когда большинство людей христ[iанскаго] мiра пойметъ, что насилiе какое бы то ни б[ыло] и всякое участiе въ немъ въ виде[1593] губерна[тора], судьи, полицейск[аго], солдата, несовмести[мы] нетолько съ христiан[ствомъ], к[оторое] мы исповедуемъ, но съ самой низкой ступенью нравствен[ности], главное же несовмести[мы] съ мирной жизнью людей, только тогда могутъ уничтожиться ужасы нашей жизни.

Если же въ своихъ книгахъ я[1594] указываю преимущественно на злодеянiя правительства, а не столько на злодеянiя враговъ его, то происходить это отъ того, ч[то] злодеянiя враговъ правительства совершаются[1595] временно лицами неизвестными[1596] и скрывающимися, тогда какъ злодеянiя правительства совершаются постоянно и лицами всемъ известными, нетолько нескрывающимися, но какъ бы гордящимися своими принимаемыми ими за полезное дело злодействами.

22 С. Хочешь соедин[иться] — не со[е]дини[ш]ься. Хочешь тольк[о] жить дл[я] себ[я] хорошо — и соедини[ш]ься.

——————————————————————————————————

Зачемъ любить непрiятныхъ? Затемъ, что въ этомъ благо.

——————————————————————————————————

Богъ[1597] открывается только одинъ на одинъ.

——————————————————————————————————

Хочу жить здесь Тобою.

——————————————————————————————————

Въ жизни нашей одна дель — благо[1598] мое. И цель эта достигается,[1599] Но для этого жизнь должна быть во врем[ени] и пространстве.

[1600]Главное свойство жизни, общее всемъ существамъ — это стремленiе къ благу. Благо же не есть нечто постоянное. Благо есть то, ч[то] прiобретается. И именно такое благо дано намъ темъ, что мы познаемъ все больше и больше свою божественность, т. е.[1601] все большую и большую — после стесненiя — свободу, после неудовлетворенiя —[1602] вс[е] больш[ее] и боль[шее] удовлетворенiе, — после одиночества отдельности все большее и большее единство со всемъ. Благо дано намъ. Наше дело только въ томъ, чтобы знать это.

——————————————————————————————————

28 Сен. То, что мужъ и жена не два, но едины, это несомненно знаютъ дети. Скажите ребенку, что его отецъ или мать стали муже[мъ] или женой другог[о], онъ не поверитъ.

29 Сент. Одно изъ необходимыхъ условiй наступленiя Ц[арства] Б[ожiя], соединяющее людей, есть прогрессъ матерьяльный — средствъ общенiя. Прогрессъ этотъ совершался и совершается, но люди увлеклись имъ и вообразили себе, ч[то] средств[о] есть цель. Въ роде того, какъ если бы люди все пахали одну и ту же землю и не сеяли.[1603] Для [того], чтобы прогресъ матерьяльный прин[есъ] свои плоды, нужн[о], чтобы б[ылъ] прогресъ духовный, прогресъ любви.

Для этого надо только не быть скотомъ, покорнымъ рабомъ или озлобленнымъ зверемъ — только быть человекомъ.

А мы хотимъ, не будучи человекомъ, иметь человеческую жизнь. Въ этомъ недоразуменiе.[1604]

——————————————————————————————————

Люди, или покоряясь самымъ унизительнымъ для человека требованiямъ порабощенiя, совершая такiя же злодеянiя, какъ и те, отъ которыхъ мы хотимъ избавиться, хотятъ быть людьми, иметь разумную, добрую жизнь. Въ этомъ недоразуменiе. Можно понять, что человекъ, не понимая совершаемаго надъ нимъ обмана самопорабощенiя, участвуетъ въ немъ или, не понимая того, что причина его угнетенiя — насилiе, по инстинктивно животному чувству делаетъ насилiе за насилiе; но и непонятно, и непростительно, когда человекъ, понимая обманъ, которымъ онъ опутанъ, и все то зло, которое терпитъ не онъ одинъ, а его братья отъ этого обмана, самъ участвуетъ въ немъ, самъ сечетъ себя и братьевъ, отнимаетъ у себя плоды своихъ трудовъ, участвуетъ или деятельно или молчаливымъ соглашенiемъ во всехъ злодеянiяхъ администрации, судовъ, войска, въ которыхъ ему велятъ участвовать, или, понимая причину своихъ бедъ въ насилiяхъ, самъ совершаетъ ихъ.

государства или совершенiя насилiя для уничтоженiя насилiя: революционеры.[1605]

——————————————————————————————————

Страшны лишенiя, страданiя, рискъ, но, не говоря уже о революцiонерахъ, рискующихъ несравненно больше техъ, кто отказывается отъ участiя въ правительстве, разве не тотъ же или почти тотъ же рискъ по теперешнему времени и людей правительственныхъ? Революцiонеры и бомбы сравняли шансы — хоть на это они пригодились, и шансы эти все более и более уравниваются. Такъ что теперь, если человекъ предпочитаетъ покорность властямъ, т. е. дряннымъ людямъ, покорности Богу и своей совести, онъ делаетъ это только по глупости или[1606] потому, что предпочитаетъ[1607] ложь истине, подлость благородству, или [если] самъ предпочитаетъ делать насилiя, какъ революционеры, то только потому, что предпочитаетъ. зверство человечности, ненависть любви и ложь правде.

Такъ это по расчету, но человекъ становится человекомь только жертвой. Есть сторонники суеверiя[1608] государства, которые идутъ на жертву ради своего суеверiя; есть, и еще чаще, такiе революционеры; такъ должно и не можетъ не быть и есть среди людей, не говорю: христiанъ, но просто людей разумныхъ и добрыхъ.

Такъ вотъ будьте ими, и вы найдете истинное благо и дадите его людямъ.[1609]

——————————————————————————————————

2 Окт. Кто ты? что ты? чтобъ тебе обращаться, стать въ общенiе съ Начал[омъ] Всего, съ темъ, ч[то] ты называешь Богомъ. Все, ч[то] мы можемъ, это знать, ч[то] есть Его воля — въ тебе.

——————————————————————————————————

2 ок. Когда страшн[о], тяжело, запутанн[о], вспомни, ч[то] жизнь только въ настоя[щемъ], и все просто, ясн[о], благо.

——————————————————————————————————

8 Окт. Говорятъ о вечно[сти] въ будущемъ, въ какой[-то] другой жизни. Какое недоразуменiе!

Вся наша жизнь происходить въ вечности, т. е. вневременности въ настоящемъ.

Движенiе въ жизни нашей есть, но тольк[о] не во времени, а въ приближенiи къ совершенству, к[отор]ое происходить независимо отъ времени и к[отор]ое въ своей незаконченности (какъ это есть во времени и пространстве и причинности) не заключаетъ въ себе никакого противоречiя, а к[отор]ое — движенiе къ совершенству — немыслимо безъ незаконченности.

——————————————————————————————————

Сделать сокращенн[ый] Кругъ

15 Ок. Чел[овекъ] не знаетъ, ч[то] ему делать, но зная то, чего ему надо не делать, определяетъ то, ч[то] ему нужно делать.

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Кто думаетъ о себе, смотритъ самъ на себя?

——————————————————————————————————

16 окт.

——————————————————————————————————

Богомъ я называю въ своей цельности то, что я въ ограниченномъ состоянiи сознаю въ себе.

——————————————————————————————————

Душою я называю то, что я сознаю нетелеснымъ въ себе. Богомъ то, ч[то] сознаю нетелеснымъ во всемъ мiре.

——————————————————————————————————

Примечания

26 июня. Стр. 364.

1193. 3644 Слепого 8 лет. — Речь идет о восьмилетнем мальчике, сыне слепого крестьянина, приходившего к Толстому Толстой хотел куда-нибудь пристроить этого мальчика, о чем просил своих знакомых. См. прим. 389.

1193. 36415 Читаю Индуса — Свами Вивекананду. В воспоминаниях Христо Досева «Вблизи Ясной поляны» (изд. «Посредник», М., без обозначения года, стр. 70—71) записано следующее суждение Толстого:

«Восторгаясь силой, глубиной и значительностью индусских писателей Вивекананды и Баба-Барати, он говорил:

— Жаль только одного: передавая нам, западным народам, всё то глубочайшее, до чего дошла их религия и философия, они стараются вместе с тем представить в лучшем свете и заблуждения и суеверия своего народа. К ним очень хорошо применима прекрасная мысль Канта о том, что когда человек воспитан в известных суевериях, он становится потом софистом этих же суеверий».

6 июля. Стр. 366.

1194. 36523. Ужасно положени[е] того, кто уверен, ч[то] он все знает. — Запись вызвана наблюдениями над С. А. Толстой. См запись в тайном Дневнике 14 июля 1908 г., стр. 173.

1195. 36525. Эгоизм женщин, доходящи[й] до комизма. —Запись относится к С. А. Толстой. См. запись в «тайном» Дневнике 14 июля 1908 г., стр. 173.

9 июля. Стр. 366.

1196. 3664. М[ихаил] С[ергеевич] — М. С. Сухотин.

14 июля. Стр. 366.

1197. 36617. «переходишь от смерт[и] и в жизнь». — Выражение заимствованно из 14 ст. третьей главы «Первого соборного послания» Иоанна богослова: «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти».

17 августа. Стр. 369.

1198. 36936. Ренана. — Жозеф-Эрнест Ренан (1823—1892) — французский историк и философ, автор книги «Vie de Jésus» («Жизнь Иисуса») и других книг по истории древнего христианства.

1199. 37110. Хотел переделать молитву по Кругу Ч[тения] — Толстой предполагал включить в «Новый круг чтения» («На каждый день») особую молитву, составленную применительно к тем отделам, по которым расположен материал и содержание которых было кратко выражено в предисловии. Таким образом каждому отделу должна была соответствовать определенная часть «молитвы». Первая редакция «молитвы» была написана в январе 1908 г., после чего Толстой отложил ее и не возвращался к ней вплоть до 18 декабря 1909 г., когда впервые исправил переписанный текст «молитвы». После этого Толстой более к «молитве» не возвращался. В записной книжке 23 августа и 2 сентября 1908 г. (см. стр. 372—373 и 377—378) имеем попытки совершенно нового изложения «молитвы». Первоначальный текст «молитвы», исправленный 18 декабря 1909 г., см. в томе 44, стр. 397—402.

1200. 37810—14. Прошу вас возвратить очень злого человека. — Это — черновик письма к жителю Ясенков Н. Ференцеву, преследовавшему А. Л. Толстую пошлыми ухаживаниями.

20 сентября. Стр. 378—379.

1201. 3781537928. Полагая, что злодействами. — Это — черновой текст заявления в газеты, которое Толстой хотел отправить после вызова его секретаря H. Н. Гусева 19 сентября 1908 г. в Тульское жандармское управление. Гусева допрашивали по поводу посланных им по почте запрещенных статей Толстого. В своем заявлении в Тульское жандармское управление от 20 сентября Толстой написал, что Гусев посылал книги по его поручению. Дело кончилось в 1909 г. высылкой Гусева на два года в Пермскую губернию.

1202. 38237. Сделать сокращенный Круг. — Запись указывает на замысел Толстого составить сокращенный «Круг чтения». Замысел осуществлен не был.

Сноски

1486. «Закон насилия и закон любви», гл. XVII (т. 37).

1487. Зачеркнуто: запрещать

1488. запрещаешь

1489. Ср. «Закон насилия и закон любви», гл. XIV—XV.

1490. и глупое вписаны над строкой.

1491. Слова: вписаны над строкой.

1492. Зачеркнуто: Прiятно, когда ругаютъ 1) отъ того, ч[то] мож[ешь] про[стить], 2) отъ то[го]

Зачеркнуто: Прiя[тно]

1494. Слово можно

1495. Ср. Дневник 26 июня 1908 г.

1496. Зачеркнуто:

1497. Подчеркнуто тремя чертами.

1498. Здесь автором поставлен знак ×), указывающий на продолжение этой мысли в Дневнике 4 июля 1908 г. (см. стр. 140).

1499. Зачеркнуто: Улучшенiе моей жизни и вместе

Зачеркнуто: улучшенiе

1501. Зачеркнуто:

1502. Cp. Дневник 20 июля 1908 г., 1

1503. Подчеркнуто дважды.

Ср. Дневник 20 июля 1908 г., 2.

1505. Зачеркнуто: рел[игiю]

Зачеркнуто: Я только теперь, вернулся изъ

1507. Зачеркнуто:

1508. Зачеркнуто: мальчикъ

1509. Дочь вставлено над строкой.

1510. Написано:

1511. Зачеркнуто: Ренана

1512. 5; так же ошибочно пронумерованы и следующие мысли.

1513. Написано по: живыхъ; людей.

1514. Зачеркнуто: не знать ч[то]

Зачеркнуто: освобожденiе отъ

1516. Зачеркнуто:

1517. Написано: уясненiя

1518. духа

1519. Ср. «На каждый день» 7 мая, 8 (т. 44, стр. 255).

1520. Зачеркнуто:

1521. Написано по: жить; далее зачеркнуто: для

Ср. «На каждый день» 8 января, 4 (т. 43, стр. 16).

1523. Ср. «На каждый день» 8 января, 3 (т. 43, стр. 15)

1524. «На каждый день» 8 января, 3 (т. 43, стр. 15).

1525. Эта мысль, занявшая в рукописи четыре с половиной строки, написана по тексту предыдущей мысли, кончая словом: холодности.

1526. что не могли бы и дальнейшие написаны по ранее написанному тексту.

1527. Зачеркнуто:

1528. Зачеркнуто: и въ самомъ себе и

1529. праздно[сть]

1530. Зачеркнуто: богатство

Зачеркнуто: соблазнъ справедливо[сти]

1532. Зачеркнуто:

1533. Ср. Дневник 23 августа 1908 г.

1534. Зачеркнуто:

1535. Зачеркнуто: <быть> забывать

1536. воздержива[ться], памятуя, ч[то] всякiй поступокъ <или можетъ> ради тела увеличиваетъ власть его, удаляетъ меня отъ освобожденiя

1537. Предложение: Помоги мне... любовью

1538. Зачеркнуто: только

1539. Во всемъ этомъ, въ страданiя[хъ] и смерти говорю: да будетъ воля высшаго начала. Помоги мне помнить, помоги мне помнить одно: ч[то] благо жизни въ <сознательномъ> освобожденiи своими усилiями своего божественнаго «я» отъ тела и всего связаннаго съ нимъ. Ср. Дневник 23 августа 1908 г.

1540. Зачеркнуто:

1541. Зачеркнуто: Благодарю за это благо <и всеми силами хочу приня[ть] <велик[ое]> такое>, и благо <выше к[отораго]> это такъ велик[о], что мы ничего не можемъ себе представить <и к[оторое] все> выше его. А оно въ <нашей> моей власт[и].

1542. законъ вместо законе, и все прилагательные согласованы со словом в винительном падеже.

1543. Зачеркнуто: идi[отъ]

Ср. «На каждый день» 14 сентября, 8 (т. 44, стр. 156).

1545. Зачеркнуто: плодоношенiю

Зачеркнуто: плодоношенiю

1547. Ср. «На каждый день» 5 марта, 4 (т. 43, стр. 126).

Зачеркнуто: и силу и

1549. Ср. «На каждый день» 5 июля, 3 (т. 44, стр. 10).

Зачеркнуто: того, ч[то] люди по духу все едины, но что они разделены

1551. Ср. «На каждый день» 5 июля, 4 (т. 44, стр. 10).

Зачеркнуто: и всегда бываетъ

1553. Ср. «На каждый день» 5 апреля, 2 (т. 43, стр. 189).

Зачеркнуто: рода

1555. Ср. «На каждый день» 7 августа, 1 (т. 44, стр. 82).

1556. людя[хъ]

1557. Зачеркнуто: Прiятно

Зачеркнуто: для дру[гого]

1559. Ср. «На каждый день» 26 февраля, 1 (т. 43, стр. 109).

Ср. «На каждый день» 26 февраля, 2 (т 43, стр. 109).

1561. Зачеркнуто: <вин[ить]> знать

1562. Написано рукою Н. Н. Гусева.

1563. Зачеркнуто:

1564. Переделано рукой Н. Н. Гусева из: видеть

1565. Соединяться; далее зачеркнуто: можетъ

1566.

1567. Зачеркнуто: Помоги мне служить Тебе и людямъ

1568. жить въ Тебе. Далее зачеркнуто: быть полнымъ Тобой

1569. къ; далее зачеркнуто: людямъ

1570. Зачеркнуто: <этимъ благомъ> ею по воле Твоей. Помоги мне жить въ любви къ Тебе и ко всемъ проявленiямъ Тебя. Помоги мне жить въ Тебе и Тобою, помнить себя и Тебя и жить въ Тебе и Тобою. Помоги мне, Господи, и не оставляй меня, чтобы жить

1571. Зачеркнуто: непрестанной

1572. ко всемъ проявленiямъ Тебя, чтобы, понимая себя и Тебя, жить въ Тебе и Тобою.

1573. Зачеркнуто: Помоги мне жить

Зачеркнуто: Ты

1575. Написано по: я

1576. Я

1577. Зачеркнуто: это освобожденiе

1578. желанiя властолюбiя

1579. Зачеркнуто: зако[на Бога]

Зачеркнуто: закон[а Бога]

1581. Переделано из:

1582. Зачеркнуто: (ваше) могущее иметь для васъ непрiятныя последствiя

1583. ничемъ не <вызванныхъ> оправдываемыхъ

1584. Зачеркнуто: оскорбительныхъ

Зачеркнуто: <писанiе <которыхъ> можетъ> что съ вашей стороны

1586. Так в подлиннике.

Зачеркнуто: Считаю нужнымъ прибавить къ этому <только заявленiе> еще объясненiе почему

1588. Зачеркнуто: <молчанiемъ> <согл[асiемъ]> <допускать> быть хотя бы молча

1589. Зачеркнуто: <злодеянiй правительства> совершаемыхъ

1590. полагаю единств[еннымъ] спасенiемъ отъ <этихъ злодеянiй> ужасовъ <жизни> нашего времени, равно и отъ техъ, к[оторыя] совершаются врагами правительства, только признанiе, какъ правительствами, такъ и врагами ихъ

1591. Зачеркнуто: безумныя и безнравственныя <злодеянiя> посту[пки]

Зачеркнуто: самихъ

1593. Зачеркнуто:

1594. Зачеркнуто: обращаюсь

1595. случайно

1596. Зачеркнуто: мне

1597. люб[итъ одиночество]

1598. Зачеркнуто: И благо

Зачеркнуто: прiобретен[iемъ] его.

1600. Зачеркнуто:

1601. Зачеркнуто: полну[ю]

1602. полно[е]

1603. Зачеркнуто; или все поднимали бы плотину пруда, не запруживая.

Последнее предложение обведено чертой со всех сторон.

1605. Ср. «Воззвание» [«Время пришло»] (т. 37).

1606. по подлости

1607. Зачеркнуто: ложь добру

Зачеркнуто: власти

1609. Ср. «Воззвание» [«Время пришло»].