ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1907 г. № 2
Радуйся, и паки реку: радуйся. Старому только радость.[602]
——————————————————————————————————
Сознанiе ограничено пространство[мъ] и временемъ, но независимо отъ нихъ. Оно искра божiя.[603]
——————————————————————————————————
Не хотелось бы умереть, не выразивъ то, что нынче особенн[о] ясн[о] чувствовалъ и понималъ: смешн[о] писать такой труизмъ въ конце жизни, а онъ для меня новъ, какъ я его теперь понимаю — скорее, чувствую — что надо всехъ любить и всю жиз[нь] строить такъ, чтобы можно был[о] любить.
Хотелось бы написать такой законъ Божiй для детей.[604]
——————————————————————————————————
Да, спасать надо не Россiю, а то, что въ мил[i]оны милiон[ов]ъ разъ, неизмеримо дороже фикцiи Россiи, свою душу.[605]
——————————————————————————————————
Не надо думать, что жизнь религiозныхъ людей должна быть вся поглощена заботой о поддержанiи своей религiозности и жизнь отвлеченная и скучная. Напротивъ, жизнь людей, установившихъ религiозную основу ея, не можетъ не быть радостн[ой] и совершенно свободной отъ заботъ о своей религiознос[ти].[606]
——————————————————————————————————
Думать такъ все равно, ч[то] думать, ч[то] люди съ государственно-научны[мъ] мiросозерцанiемъ будутъ только т[о] и делать, что говорить о науке и политике.[607]
Религiозное ученiе есть основа воспитанiя. Воспитани[е] и образованiе безъ религiозн[аго] ученiя есть не воспитанiе и образован[iе], a развращенiе и отупленiе.[608]
——————————————————————————————————
Для того, чтобы жить, надо иметь надежду радост[и] впереди себя. — Какая же это радость, когда стареешься?
Духовное совершенство любви вполне осуществляется самой смертью.[609]
——————————————————————————————————
Думалъ: отчего такой успехъ Евреевъ? Отъ того, что нашъ мiръ живетъ еврейскимъ религiознымъ закономъ, противны[мъ] христiанству. Они же живутъ вполне своимъ закономъ Талмудистско-павловскимъ. Мы живемъ христiански-павловскимъ, а они библейско-павловскимъ. Ихъ цельнее.[610]
——————————————————————————————————
Въ первый разъ, глядя на портреты друзей 1856 года, — все умершiе, — ясно понялъ, что это Онъ, проявлявшiйся въ нихъ. Тоже понялъ и глядя на играющихъ въ винтъ; тоже и Shaw, и Великан[овъ]. Если бы всегда нетол[ь]к[о] помнить, но чувствовать это.[611]
——————————————————————————————————
Все менее и менее реальны люди по мере остаренiя.[612]
——————————————————————————————————
Все думалъ о томъ, что время есть, какъ говоритъ Амiель, вращенiе передо мной сферы. Но я-то где? И вдругъ ясно стало, ч[то] я вращаюсь вместе съ безконечной сферой и вместе стою[613] надъ ней, созерцая ее. И въ самомъ деле. Если есть движенiе, то только относительно чего либо неподвижнаго. И это неподвижное и есть духовный я.
Какое удивительно ясное не доказательство, a уясненiе своей безсмертной духовности. Мне кажется это очень важнымъ.[614]
——————————————————————————————————
Для того, чтобы ясно понять нереальность времени и пространства, а то, что это только ограниченность нашег[о] мышленiя, надо подумать о томъ, что мое время жизн[и] и мое тело въ пространстве одинаков[о] безконечно малы въ сравненiи съ безконечн[о] великимъ и безконечно велики въ сравненiи съ безконеч[но] малымъ.[616]
——————————————————————————————————
Браманизмъ испорченъ церковность[ю]. Также и все веры.[617]
——————————————————————————————————
— любовь любви, любовь нетолько ко всемъ людямъ, но ко всему.[618]
——————————————————————————————————
Боже, помоги мне жить въ этой любви.[619]
——————————————————————————————————
Революционерами руководятъ властолюбiе и зависть. И что хуже всего, эти низкiя чувства прикрываются мнимой любовью и состраданiемъ къ народу и любовью къ свободе.[620]
——————————————————————————————————
Мы думаемъ и говоримъ даже: отчего Богъ не сказалъ намъ словами — но мы забываемъ, то, что только наша слабость говоритъ неточными, не достаточным[и], односторонними словам[и], а что у Бога есть другой[621] языкъ, другое средство передачи истины: весь мiръ и то, что вложено въ насъ. (Хорошо.)[622]
——————————————————————————————————
[6 февраля.] Сейчасъ ходилъ и думалъ: Основа жизни нашей: [623] Жизнь наша ограничена, и мы часто — даже никогда — не можемъ получить того блага, к[отор]аго желаемъ, но мы не отдельныя существа, и благо, к[отор]аго мы ищемъ и для к[отор]аго работаемъ, можетъ получить то целое человечеств[о], мiръ, к[отор]аго мы составляемъ частицу. Ничто лучш[е] этого не подтверждаетъ того, что жизнь наша не кончается этой или, скорее, не ограничивается этой —: мы живемъ и своей отдельной жизнью, и жизнью другаго боле[е] обширнаго, включающаго наши существованiя, какъ наше тело — отдельныя клетки, существа. И потому наша деятельность для блага Всего не пропадаетъ, какъ не пропадаетъ деятельность клетк[и] для организма.
Такъ что смерть можетъ быть только перенесенiемъ сознанiя изъ клетки во все тело,[624] [изъ] личности въ Общее. И это вероятно, п[отому] ч[то] вся жизнь есть ничто иное, какъ все большее и большее расширенiе сознанiя.
(Очень м[ожетъ] б[ыть] важно.)[625]
——————————————————————————————————
— состоянiе, но кажется движенiемъ п[отому], ч[то] постоянно раскрывается.[626]
——————————————————————————————————
Такъ просто то, что делается. Все, кто внизу, хотятъ влезть на техъ, которые держатъ всехъ. — Подъ видомъ ученi[я], просвеще[нiя].[627]
——————————————————————————————————
Читая Паскаля, понялъ въ первый разъ, какъ надо понимать l’homm[е] dans l’état de pêché[628] и la[629] Rédemption.[630] То, что есть естествен[ный] процессъ жизни: переходъ отъ непосредств[еннаго] состоян[iя] животнаго къ требованiя[мъ] духовн[ой] жизни, онъ (и вс[е] церковники) называютъ спасенi[емъ], откровенiемъ, происшедшимъ отъ Христа.[631]
——————————————————————————————————
Еклезiа — собранiе избранныхъ — первый грехъ — нарушенiе заветовъ Христа — всемiрна[го] братства.[632]
——————————————————————————————————
Темъ вредна революцiя наш[а], ч[то] она руководится эгоизмомъ. Изменить существующ[iй] строй можетъ только деятельнос[ть] для Бога. —[633]
Читаю письмо съ самоуверенны[мъ] решенiемъ вопроса непротивленiя: ... если убиваютъ, насилуютъ..., отказаться отъ воен[ной] службы, когда за меня пойдетъ семейный....
—[634]
——————————————————————————————————
Жизнь раскрывается. Ну а ты что же при этомъ? Можешь или не можешь содействовать этому раскрытiю?
— темъ, чтобы соблюсти свою неподвижность, а не двигаться вместе съ темъ, что закрываетъ тебя.[635]
——————————————————————————————————
——————————————————————————————————
Для того, чтобы простить, надо забыть все прошедшее, начинать отношенiя съ начала.[636]
——————————————————————————————————
Іуда за 30 сребрен[никовъ] и повеси[лся]. Такъ и мы за пустяки.
——————————————————————————————————
Только теперь началъ жить. Сталъ бояться однаго судьи.[637]
——————————————————————————————————
Борозды сеетъ.
——————————————————————————————————
— разсказъ о [1 неразобр.] или вера въ Бога?
——————————————————————————————————
Молиться въ тайн[е].
——————————————————————————————————
Читалъ письмо Веригина и подумалъ о вреде осужденiя. Лучше 1000 разъ ошибиться, принявъ несовершенныхъ людей за добры[хъ], чемъ одинъ разъ ошибиться обратно. Помог[и], Господи.[638]
——————————————————————————————————
Самое грубое пониманiе Бога мало отличается отъ самаг[о] высокаго въ сравнен[iи] съ темъ, что понимается. —[639]
——————————————————————————————————
Написать для детей день о[641] губительныхъ привычк[ахъ] одурманенiя опiумомъ, алкоголемъ, табакомъ, онанизмо[мъ].
——————————————————————————————————
Какое ужасное положенiе людей, не[642] понимающихъ своей духовной жизн[и], когда они стареются. Я испытываю обратное.[643]
——————————————————————————————————
——————————————————————————————————
Думалъ о свободе воли: Та свобода, к[оторую] мы имеемъ изменять теченiе своей жизни, не можетъ изменить общаг[о] хода жизни. Какъ если бы каждо[е] зерно изъ высыпаемаго четверика могло изменять свое положенiе — можно и не зер[но], а пчелы, черви — какъ бы не изменя[ли] свое полож[е]н[iе] з[ерно], п[чела], общее последств[iе] высыпанiя было бы одно и тоже. Тоже и съ людьми, не подчиняющим[ися] общему закону. Свобода въ томъ, что человекъ можетъ иметь радость сознательно подчиняться высшему закону своей жизни.[645]
——————————————————————————————————
Богатые будутъ жить богато, a бедные бедно и отнима[646]
——————————————————————————————————
Не солнце движется, а земля къ нему поворачивается. Также и не года, врем[я] идетъ, а я открываюсь самъ себе.[647]
——————————————————————————————————
Какая все тайна для стариковъ, и какъ все просто детямъ.[648]
——————————————————————————————————
——————————————————————————————————
Надо жить такъ: содействовать единенi[ю].[650]
Орлова объ егоиз[ме] личномъ, семейн[омъ], государственн[омъ].[651] Есть только два [—] божескiй егоизмъ — личное и безкон[ечное].
——————————————————————————————————
——————————————————————————————————
Почему хр[истiанскiе] народы въ бедств[енномъ] положен[iи]? Мирное и счастливое сожительство возмож[но] только при соединенiи людей одной верою. У христ[iанскихъ] наро[довъ] б[ыла] одна извращен[ная] вера. Когда извращенiе распалось, распалось и согласiе общества.[653]
——————————————————————————————————
Лошадь не слушается, а поддается тому мотиву, какой есть, т[акъ] к[акъ] ей все равно. Такъ и люди безъ веры.[654]
——————————————————————————————————
Любовь къ семейн[ымъ] — школа любви.
——————————————————————————————————
Слова Христ[а] — дурны[я] слова.
——————————————————————————————————
<3>
<Ходи[те въ] свете 2>
Мног[о] ли з[емли] н[ужно] 2
Цветн[икъ] 1
Зерно съ к[уриное яйцо] 1
Где люб[овь], та[мъ] и Б[огъ]
Кавк[азскiй] плен[никъ].
Примечания
Стр. 220—226.
1039. 22618. — Имеется в виду следующее место из Евангелия от Луки (гл. 8, ст. 19—21): «И пришли к нему матерь и братья его; и не могли подойти к нему, по причине народа. И дали знать ему: мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: матерь моя и братья мои суть слушающие слово божие и исполняющие ого».
1040. 22620—27. Пуст[ой] Бар[абан]..... Кавк[азский] плен[ник]. — Толстой перечисляет свои народные рассказы: «Пустой барабан» (точнее — «Работник Емельян и пустой барабан»), «Ходите в свете, пока есть свет», «Много ли человеку земли нужно», «Зерно с куриное яйцо», «Иван Дурак» (точнее — «Сказка об Иване Дураке»), «Где любовь, там и Бог», «Кавказский пленник», а также выпущенный «Посредником» при его ближайшем участии сборник «Цветник» — повидимому, как материал для чтения яснополянским мальчикам, с которыми он тогда занимался. Цыфры: 1, 2 и 3, поставленные после названий рассказов, означают, быть может, разряды — первый, второй и третий, к которым он относил эти рассказы по их внутренним достоинствам.
1221. 2261 — Возможно, что здесь Толстым записана мысль, высказанная знакомым ему художником Николаем Васильевичем Орловым, о котором см. прим. 348.
Сноски