Записная книжка 1908 г. №3

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1908 г. №3.

[Оглавление]

<1) Всему конецъ>

<2) Детск[iй] Кр[угъ] Чт[енiя] (3)>

3) <Детск[ое] Еванг[елiе]> <Орловъ> Художеств[енное]

4) <Детск[ая] географ[iя]> Письмо индусу

5) Кр[угъ] Чт[енiя] старый

6) Кр[угъ] Чт[енiя] новый (1)

7) Мысли (2)

8) Деньги

9) Письма

10) Смесь

11) Юбилей (2)

12) (На память)

13) <Воззванiе о повешенныхъ 20-и>

14) Жалкiе люди

15) О земле

16) Жизнь или Все правы

———————————————————————————————————

[1]

Стремленiе это въ очень грубой, легкомысленной и невежественной фор[ме] выражается въ томъ, ч[то] среди людей хр[истiанскаго] мiра называется наукой, т. е. случайно набранн[ыя] сведенiя изъ ка[кой] нибудь одной области. Тутъ и Теософiя, и соцiализмъ, и спиритизмъ, и соцiологi[я], и всякiя случай[ныя] сведенiя. Но не это, а то призна[нiе], сознанiе той бедственн[ости] и безу[мiя] к[оторое]..., ничемъ какъ н[е можетъ] быть решен[о]. Решенiе возмож[но] только въ тако[мъ] определ[енiи] смысла жизни, к[оторый] былъ бы доступенъ всемъ и былъ одинаков[о] сроденъ душе человеч[еской] и потому могъ бы соединять всехъ людей въ одномъ пониман[iи] смысла жизни и вытекающаго изъ него руководств[а] поведенiя. И так[ое] решенi[е] ника[къ] не въ соцiали[зме] и д[р.], а въ одно[мъ], въ религiозномъ ученiи.

———————————————————————————————————

Недоразуменiе выразилось на деле въ войнахъ (но въ войнахъ скрывал[ся] патрiотизмъ), въ особенно[сти] же въ революцiяхъ. Убиваютъ другъ друга и говорятъ, что мы христiане, исповедуемъ законъ любви. —

Это особенн[о] заметн[о] при усовершенствованiя[хъ] технически[хъ] и теперь особенно въ Россiи; съ одной стороны, по выдуман[н]ости революцiи, съ другой — по христ[iанскому] духу русскаго народ[а]. Отъ этого революц[iя] будетъ, надо думать, последняя.

Да, революцiя, истинная революцiя никакъ не въ завоеванiяхъ таки[хъ] или иныхъ учрежд[енiй], а въ уничтоженiи всякихъ учрежденi[й], и она-то и совершается теперь въ Россiи.

———————————————————————————————————

О значенiи непротивл[енiя] у Буки: въ томъ, ч[то] заповедь непрот[ивленiя], определяя место для борьбы со зломъ, разрешаетъ вопросъ вечнаго противореч[iя] между внешнимъ мiромъ вечной борьбы и духовн[ымъ] мiромъ единенiя и любви въ одно царство Бога (Іоан[на][1450] I, 51).

———————————————————————————————————

Поймите, все судьи, офицеры, министр[ы], професора, —

Можно б[ыло] делать это, пока не знал[и].[1451]

———————————————————————————————————

Только бы дела[ли] все, что онъ, Икон[никовъ].

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но делали бы не для переустройства мiра, а для себя, для души. Христiанство и революцiонер[с]тв[о] несоединимы. Делай для устройств[а] жизн[и] другихъ — и все тщетн[о], делай для души — и себе благо и всему мiру. Делай, что тебе свойственно, а устройство сделаетъ Богъ. Следуй своем[у] закону, и будешь служить благу всехъ. Ведь левъ, заяцъ, голубь не устраиваю[тъ] жизни львовъ, зайц[евъ], голубей, а живутъ по своему закону, и жизнь ихъ устраивается такой, какою она долж[на] быть. Тоже и съ людьм[и]. «Но злой обидитъ не мен[я], а другихъ». Но зачемъ же онъ будетъ обижать, когда обществ[енное] мн[енiе] будетъ противъ него и т. д.

«Придите ко мне».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Христосъ призываетъ, я напоминаю.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Говорю всемъ, но надежды мало. У нихъ уже мног[о] игрушекъ, и игруш[ки] занятны: патрiот[измъ], право, наука, искус[с]т[во].

——————————————————————————————————

Зак[онъ] н[асилiя] и з[аконъ] л[юбви]. Вставить главу о религiоз[номъ] по[ни]ма[нiи].[1452]

[16 Іюня]. Эпиграфы изъ 16 Іюня, 6.

17 Іюня. Сначала 1) ухудшаетъ пол[оженiе], 2) обществ[енное] мненiе, потомъ 3) не больше шансовъ смерт[и] и бедъ. Но для этог[о] нужна вера, а когда ея нетъ.

Но что же будетъ? Будетъ, то ч[то] долж[но] быть.

Спрашиваемъ, какъ будто мы всегда знаемъ, ч[то] будетъ. Все это только отъ тог[о], что мы веримъ не вечному закону, а своимъ выдумкамъ.

Суеверi[е].[1453]

Такъ ч[то] въ конце концо[въ] противленi[е] насил[iемъ] тольк[о] оправдан[iе] мести, зависти, коры[сти], злобы.[1454]

——————————————————————————————————

18 Іюн. Ведь мы такъ привыкли къ этому суеверiю, какъ къ суеверiю о томъ, что кр[о]вь Хр[иста] какъ-то очища[етъ] насъ отъ греха. A суеверi[е] кро[ви] не более стра[нно], чемъ суеверiе устройства чуж[ихъ] жизней.

——————————————————————————————————

Чистить грязь грязью.

——————————————————————————————————

Такъ что противленiе злу зломъ, не име[я] никакого разумнаго смыс[л]а, можетъ быть объяснено только темъ, ч[то] это есть оправданiе.....[1455]

2

Святые и мудрые какъ дети.

1) Предан[ность] в[оле] Б[ожiей], покорность, 2) равенство, 3) прощенiе, 4) смиренi[е], 5) земля божья, 6) уваженiе и любовь къ труду, 7) презренi[е] къ потехамъ роскоши, 8) строгость половая, 9) состраданiе къ животнымъ, 10) сердiе.

——————————————————————————————————

3

Телесная энергiя требуетъ исхода.

4

1) Путешествiе по меридiану на северъ и югъ. Путешествiе по своему кругу и по другимъ круг[амъ] экватора, еще 3-мъ — 2-мъ севернымъ и двумъ юж[нымъ] кругамъ. Потомъ по меридiан[у] Америки.

5

Въ эпиг[рафы] 23 Февр[аля] 1, 2, 5, 7 и закл[юченiе].

[6]

1) Вести по 2 дня въ день такъ, что начавъ съ 15 довести какъ должно быть до 1-го Марта.

3) Б[ога] не в[иделъ] н[икто] н[икогда], н[о] е[сли] м[ы] л[юбимъ] б[ратьевъ] с[воихъ], т[о] Б[огъ] п[ребываетъ] в[ъ] н[асъ].

4) Б[огъ] е[сть] д[ухъ], и п[оклоняться] Е[му] н[ужно] в[ъ] д[ухе] и и[стине].

Первый отделъ: ученiе о благе, Evangelium.

5) Усилiе мысли въ томъ, ч[то]бы читать то, что оставили намъ мудрые и святые.

[7]

Въ знанiи важно не количество знанiй, даже не точность ихъ (п[отому] ч[то] точныхъ совершенно[1456] знанiй нетъ и никогда не будетъ), а разумная связность ихъ, — то, чтобы они со всехъ сторонъ освещали мiръ. Въ роде того, ч[то] бываетъ въ постройкахъ. Постройка можетъ быть великолепна — зимнiй дворецъ и шалашъ; и то и другое разумныя постройки, если защищаютъ со всехъ сторонъ отъ непогоды и даютъ возможность жить въ нихъ. Но самыя великолепныя три стены безъ четвертой или безъ крыши — не постройка и вне сравненiя съ шалашомъ. Тоже и въ научныхъ теперешнихъ знанiяхъ въ сравненiи съ[1457] знанiями безграмотнаго крестьянина. Эта истина должна быть основой воспитанiя и образованiя. Расширять знанiя надо равномерно.

——————————————————————————————————

1) Трудность объясненiя жизни не въ томъ, чтобы объяснить происхожденiе духовнаго, а въ томъ, чтобы объяснить одинаковыя представленiя телеснаго.

2) Весь мiръ для меня, для человека, зрительный: я вижу все, я ощущаю, прислушиваюсь только когда не верю глазамъ. Для собаки весь мiръ пахнетъ, и, поверяя запахъ, она смотритъ. Когда собака лаетъ на видный предметъ, не успевъ обнюхать, то это тоже, что со мной, когда я глазами ищу, что такъ воняетъ.

— не дурно.

23 Мар.

Если бы было известно, что смерть ухудшаетъ наше положенiе, жизнь въ виду неизбежной смерти была бы ужасна. Если же бы мы наверно знали, ч[то] смерть улучшаетъ наше положенiе, мы пренебрегали бы жизнью.

——————————————————————————————————

Прежде, чемъ б[ылъ] Авраамъ, я есмь — можетъ, долженъ сказать каждый человекъ. Все сознаемъ свою жизнь безъ начала ея. А если ей не было начала, то не будетъ и конца.

——————————————————————————————————

Живо почувствовалъ грехъ и соблазнъ писательства; почувствовалъ его на другихъ и перенесъ основательно на себя.

——————————————————————————————————

Нужно два: любовь и правда. Первое я зналъ. Надо работать надъ вторымъ. Нетъ, три: воздержанiе, правда и любовь. —

Счастье сознательнаго добра — соединенiе съ Богомъ.

——————————————————————————————————

Какъ Императоры убеждены въ благодетельности монархiи и президенты республикъ...., а капиталисты] въ необходимости капиталовъ, а професора, фармацевты въ необходимости медицины, такъ все они убеждены въ необходимости противленiя злу — насилiя.

——————————————————————————————————

Законъ жизни прекрасно изображается пальцами въ перчатке: отделя[ешь], воображая увеличить тепло, каждый палецъ, и всемъ холодно, и чемъ лучше отделялъ, темъ холоднее; откинулъ перегородки — соедин[илъ] — всемъ хорошо.

——————————————————————————————————

я отбиваюсь.

——————————————————————————————————

Только тогда делаешь дело Божiе, когда не знаешь, что его делаешъ. —

——————————————————————————————————

Хорошо знать, что то, что ты делаешь, ты делаешь только для Бога и что ничто не можетъ помешать мне делать то, ч[то] я делаю.

——————————————————————————————————

23 Ап. Все таинств[енное] и чудесное люди признаютъ только п[отому], ч[то] они видятъ и признаютъ не тамъ, где оно есть. Самое таинств[енное] и чудесн[ое] это мое происхожденiе. То, отъ чего я произошелъ, и то, что я буду, т. е. собственно ч[то] я такое.

——————————————————————————————————

5 Мая. Ученые изучаютъ ноги букашекъ, мозгъ Менделеева, разстоянiя звездъ въ надежде, что это что-то можетъ вытти. Но эта надежда такъ же тщетна, какъ надежда школьника (очень обыкновенны[й] типъ), к[оторый] отвечаетъ, что взбредетъ въ голову, надеясь, что нибудь выйдетъ.

——————————————————————————————————

12 Мая (очень важное). Главная ошибка людей — смотреть на свою жизнь какъ на что-то цельное, отдельное, тогда какъ[1458] я — съ своей жизнью— есмь только органъ какого-то огромнаго, (для меня) живущаго полной жизнью существа, того существа, к[оторое] люди называютъ Богомъ. Въ этомъ, въ признанiи себя органомъ — и не органомъ, а частицей, подобно тому какъ моя рука, нога, голова, желудокъ есть частица моего тела, есть частица Бога, Всего — въ этомъ вся мудрость жизни. Уничтожаются все те горести, отъ к[оторыхъ] мы страдаемъ, все разочарованiя, и устанавливается жизнь разумная, спокойная, всегда если не радостная, то спокойная, даже всегда радостная, такъ какъ изчезаетъ главная причина страданiй: желанiе удовлетворенiя своего «я», а есть всегда нужное (наверно нужное) и всегда возможное дело — исполненiя своего назначенiя, какъ органа ЦЕЛАГО. долгъ. Fais ce que doit, advienne que pourra.[1459] Сделать долгъ целью жизни — и жизнь благо, п[отому] ч[то] исполнить всегда можешь.

Для того же, чтобы исполнять это дело жизни, нужно руководиться двумя: разумомъ и любовью.

——————————————————————————————————

Я несу всю тяжесть богатой жизни, не пользуясь ничемъ изъ ея благъ.

——————————————————————————————————

26 Мая. Не любовь, какъ у Кришны и у Павл[а], нужна, а не делать[1460] зла людямъ, не допускать такихъ условiй, при к[оторыхъ] зло можно — непротивле[нiе].

——————————————————————————————————

3 Іюня. Сердишься, огорчаешься на невоспрiимчивость людей, что не усвоиваютъ ясную, несомненную, нужную правду. А подумаешь и видишь, какъ это хорошо «устроено». Устроено это затемъ, чтобы ты делалъ свое дело не для достиженiя своей коротенькой цели (не говорю уже для славы людской), а для исполненi[я] непонятнаго, не могущаго быть понятымъ[1461]тобой, дела Бога. Я знаю, что то, что я делаю въ согласiи съ Нимъ, хорошо и нужно, хотя и не знаю, что это такое;[1462] мало того, знаю, что это для меня самое лучшее — чего же мне еще?

5 Іюня. Непременно любить прежде Бога, а потомъ ближняго. Богъ это то все, чего я частица, органъ. Какже капле крови не любить всего тела. Если она любитъ другую каплю, то прежде люби[тъ] все тело. (Чепуха.)

——————————————————————————————————

Матерьялисты считаютъ истинно существующимъ — тело, а между темъ тело и жизнь, то, что въ пространстве и времени, явно не существуетъ, а только кажется. По пространству тело есть часть чего-то безконечнаго, т. е. ничто. Жизнь есть тоже по времени часть безконечнаго — тоже ничто.

——————————————————————————————————

Если я, умирая, буду креститься, то пусть не думаютъ, что я верю въ Христа Бога и въ церковное ученiе — крещусь[1463] я[1464]п[отому], ч[то] это движенi[е] выражаетъ для меня преданность воле Божье[й] и сознанiе своей греховности и желанiе освободиться отъ нея.

——————————————————————————————————

Писательство вредно п[отому], ч[то] требуетъ и приучаетъ къ славе людской, къ заботе о сужденiи людей. Отъ этого я такъ плохо освобождаюсь отъ этого порока.

——————————————————————————————————

13 Іюн. Я — органъ (членъ — слуга) непонятнаго и недоступна[го] мне Всего и имею возможность и благо сознательно служить этому Всему, к[оторое] я называю Богомъ.

——————————————————————————————————

21 Іюня. Непротивленiе надо исполнять не п[отому], ч[то] оно предписано Богомъ, а п[отому], ч[то] оно такъ важно и велико, ч[то] люди, понявшi[е] его, признали Богомъ того, кто открылъ его людямъ. Другiе же люди эти[мъ] признанiемъ того, кто открылъ законъ непротивленiя, Богомъ, скрыли отъ людей самы[й] законъ.

——————————————————————————————————

23. Себялюбiе — или великое заблужденiе и источни[къ][1465]зла, или великая истина и источи[и]къ[1466] блага. Оно источникъ зла, когда относится къ личност[и], и источиикъ благ[а], когда относится къ тому духовному началу, проявленiе котораго составляетъ жизнь человека.[1467]

Сердиться на другого, считая его виноватымъ передъ собою. А виноватъ никто не можетъ быть передъ другимъ, п[отому] ч[то] никто не можетъ знать души другого, виноватъ можетъ быть человекъ только передъ собою. И потому знай, ч[то] если ты считаешь кого ли[бо] виноватымъ передъ собой, ч[то] виноватъ наверно ты.

——————————————————————————————————

Одни люди до такой степени признали величiе закона непротивленiя, что назвали Богомъ открывшаго. Другiе — признавъ божественность открывшаго, скрыли законъ.[1468]

——————————————————————————————————

3 Іюля. Я сознаю себя отделеннымъ[1469] среди существъ, отделенныхъ другъ отъ друга, вследствiе движенiя вещества, съ которымъ я сознаю себя связаннымъ.

— понятiе пространства. —

[1470]И то и другое вместе даютъ сознанiе отделенности — числа, множественности существъ.

Два предмета мыслимы только тогда, когда они въ пространстве или во времени.

(Не то

——————————————————————————————————

Жилища людей происходить вотъ какъ: Все жилища стремятся къ расширению, и для этого вырабатываются въ нихъ способности. Способности эти вырабатываются борьбой за существованiе. И способности эти определяютъ ихъ видъ. Такъ, где тесно, на густо населенны[хъ] улица[хъ] они поднимаются, появляются многоэтажные дома. Отъ этого же появляются каменные жилища съ железн[ыми] кровлями и т. д.

О томъ же, для чего эти жилища и кемъ они строятся — ни слова. —

Сущность всего дела — сознанiе своего отделеннаго существованiя человекомъ, темъ, кт[о] все наблюдаетъ и видитъ все отделеннымъ, проходится молчанiемъ, и все решается приложенiемъ глупаго слова индивидь.

——————————————————————————————————

10 Іюл. Есть «я», есть «Оно». Отношенiе «я» къ «Оно» это — «ты». «Ты» это жизнь.

——————————————————————————————————

Сознанiе себя — тела: ребенокъ, — себя — животнаго: юноша, — себя —человека: мужч[ина], женщина, — себя — души: стареющiйся человекъ, — себя — Бога: умирающiй.

——————————————————————————————————

18 Іюл. 1) Я есмь вне времени. То, ч[то] я открываюсь себе, представляется мне временемъ. Открыванiе это себя себе и есть жизнь. —

«Я» съ «я» другихъ, соеди[не]нiе разделеннаго открывающагося Бога. Нельзя не желать признака этого единенiя. Но закон[на] только тогда, когда могу обойтись безъ него. 3) То, что я сознаю и называю своей жизнью, — есть постепенное открыванiе Себя во мне, какъ и во всехъ существахъ, Единаго Начала.[1472] Наши жизни и жизнь мiра — Его дыханiе.

Зачемъ это Ему нужн[о], я не знаю и не могу знать, также какъ не знаетъ и не можетъ знать клеточка моего тела, зачемъ она нужна телу. Все, что она можетъ знать, это то, что она нужна телу и что она делаетъ его дело.

19 Іюля. Я есмь вне причины, вне времени и вне вещества и вне пространства. То, ч[то] мое[1473] я представляется[1474] мне во времени въ зависимости отъ причины и въ пространстве, связаннымъ съ веществомъ, происходитъ отъ того, что[1475] я живу его, не могло бы быть[1476] тог[о], что мы называемъ жизнью.

Жизнь есть проявленiе невещественнаго вечнаго во временномъ и вещественномъ.

——————————————————————————————————

21 Іюля. Помоги мне, Гос[поди], жить вне времени въ настоящемъ и вне пространства въ другихъ.

— думалъ лучше.)

——————————————————————————————————

22 Іюля. Сознанiе. Свободно въ человеке одно — сознанiе, т. е. способность сознавать, перенести всего себя, свое вниманiе, чувство на то или другое. Въ самомъ простомъ виде сознанiе это — сознанiе того или другого члена своего тела. Могу направить, перенести сознанiе на руку, ногу, левую, правую, на палецъ, ухо...., могу перенести сознан[iе] на ощущенiя зренi[я], слуха.... Могу перенести, направить сознанiе на[1477] желанiя, на голодъ, похоть..... Могу наконецъ направить на всего себя, на свою способность сознанiя, могу перенесть на другiя существа Это перенесете сознанiя на другихъ есть причин[а], условiе возможности любви.

Помню, въ детстве у меня была удивлявшая меня мысль и чувство, ч[то] я сознаю себя, и сознаю, ч[то] сознаю себя, и сознаю, ч[то] сознаю, ч[то] сознаю себя. Эта[1478] мысль, чувство, состоянiе показывало только то, ч[то] я могу сознавать себя, свое тело, но что это сознанi[е][1479] ничемъ не определяется и вполне свободно. Никакiе детерминисты не докажутъ мне, что я не могу сейчасъ сознать (перенести сознанiе) на левую пятку или на нижню[ю] губу. Это кажется не важно, а между темъ на этомъ сознанiи основана свобода, божественность, вневременность, внепространственность жизни, а потому и; всякое разумно[е] и доброе мiросозерцанiе.

——————————————————————————————————

Записать надо въ дневникъ мое счастливое состоянiе довольн[о] чуткаго и много обнимающаго суда надъ собой: разболтался съ рабочимъ — вспомина[ю] и каюсь. Сказалъ о Сине-кинемотогр[афе], чтобы сказать, ч[то] помню по греческ[и], и опять вспоминаю и каюсь. Какъ это хорошо. И какой живой интересъ.

——————————————————————————————————

Еще записать, ч[то] начинаю чувствовать возможность делать такое доброе съ лишенiемъ, к[оторое][1480] мне для меня не нужно. О, какъ бы жить для Тебя, въ Тебе, Тобою!

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

12 Іюля 1908.

Въ Тул[е]

 

3100

Въ Москв[е]

1500

——————————————————————————————————

23 Іюля. Я могу по своей воле перенести сознанiе съ одного предмета, но не могу перестать по своей воле сознавать то, что сознаю. Это показываетъ то, что сознанiе есть высшее мое свойство.

——————————————————————————————————

25 Іюл. я не могъ приблизить его къ своимъ убежденiя[мъ] (скорее обратное), сколько я приблизилъ его къ себе, а потому и къ свои[мъ] убежденiямъ, доброто[й] съ нимъ.

——————————————————————————————————

27 I. Матер[iя] не не реальна, а реальна для меня, отделеннаго существа, но не сама въ себе.

Непонятно, недоступно[1481] мне не матерьяльное само въ себе, но духовное само въ себе.

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————

Ценил[и] власть, теперь начинаютъ презирать ее, какъ и должн[о].

Не могу жалеть мухъ — есть преде[лъ].

——————————————————————————————————

Отъ этого все зло. Если Иванъ може[тъ] решить, ч[то] для общаго блага можно убить Петр[а], то тоже само[е] можетъ решить П[етръ] объ Иван[е].

——————————————————————————————————

30 Іюл. То, ч[то] мы называемъ жизнью, есть для себя сознанiе, для другихъ присутств[iе] въ отдельномъ временно пространств[енномъ] существе Единаго безвременнаго и невеществ[еннаго] начала. Это начало мы называемъ Богомъ.

1) Та twam asi. Ты это я. Смерть есть распаденiе[1483]известныхъ соединенiй. Духъ не соединенiе, а простое. И потому не подлежи[тъ] смерти и также рожденiю.

2) Жизнь истинная въ настоящемъ — уничтожая время, и въ любви — уничтожая пространств[о].

——————————————————————————————————

3) Какъ не можетъ самъ понять и веритъ, т. е. подчиняется — Машенька и др., это понятн[о] и достойно, но когда можетъ и хочетъ опереться на преданiе, на таин[ства] — Соловьевъ и tutti qua[nti],[1484] тогда плохо.

——————————————————————————————————

5 Авг. Конституцiя не средство освобожденiя, а новое средство порабощенiя.

——————————————————————————————————

6 Авг.

8

къ тому духовному началу, проявленiе к[отораго] составляетъ жизнь человека.

10

1) Поразительно мне въ Индейск[омъ] журнал[е], какъ Jim, проведшiй годъ въ религiозномъ созерцанiи, не понимаетъ, получивъ письмо отъ жены, что тако[е] жена, что тако[е] онъ самъ. Очень верн[о] и хорошо.

11

1) Напомнить Китайск[ую] пословицу: кто бранитъ за глаза; тотъ боится, а кто хвалитъ въ глаза, тотъ презираетъ.

——————————————————————————————————

12

Издать отдельн[о] и дешево послан[iя] Іоанна.

——————————————————————————————————

13

Ведь это для меня. Ведь это моя жизнь обезпечивается этимъ ужасомъ. Не хочу я этого, не могу, лучш[е] сто разъ проделать каторгу, лучш[е] виселица, чемъ сознанiе так[ого] обезпеченiя.

Не хочу я этог[о].

——————————————————————————————————

Оставьте вы въ покое «Россiю», то, чего нетъ, а подумайте о томъ, что есть — о себе, о своей душе.

Удивительная слепота. Хотелось бы думать, ч[то] только слепота. Нетъ, это хуже: Après nous le déluge.[1485] A самому захватить власть, ден[ь]г[и].

Я думалъ, ч[то] онъ только глупъ, но онъ и золъ.

Пишу это, не смягчая, въ надежде, ч[то] онъ постарается отомстить мне, сославъ, заключивъ и, самое лучшее, убивъ меня. Про Николая я не говор[ю], онъ несчастный невменяемый въ своемъ ужасномъ положен[iи].

——————————————————————————————————

Мало того, что сами развратны, развращаютъ несчастныхъ бедняковъ въ шпiоны, тюремщик[и], палачи.

——————————————————————————————————

14 Мая. Если бы я и не зналъ, что нужно для успокоенi[я] (а я знаю: нужно освободить земл[ю]), то и тогда бы ясн[о] б[ыло], ч[то] все то, что вы делаете, никакъ не можетъ улучшить, а можетъ тольк[о] ухудшить положен[iе].

——————————————————————————————————

Вы говорите: революц[iонеры] жестоки, но въ 1-хъ, они мень[ше] делаютъ. Не дел[аютъ] съ русски[ми] людьми [1 строка стерта.]

——————————————————————————————————

Свобода есть полная въ сознанiи. Я сейчасъ могу сознать — почувствовать все то, что ощущаетъ права[я] нога, колено, ступня.

15

Я писалъ министру: если хотятъ успокоить, а они.

Рабочiе безъ податей

Будетъ то....

16

2) Все отвратительны, все все делающiе для меня. Пускай они все делаютъ, но чтобъ я не видалъ [видала?] ихъ.

——————————————————————————————————

Святой самоотверженн[ый] въ жизни — солдатъ. И святой въ пустыне не помнитъ, что такое жена? ч[то] такое онъ самъ?

——————————————————————————————————

Стр. 347—361.

1166. 3473. Всему конец — точнее: «Всему бывает конец» — первоначальное название статьи «Закон насилия и закон любви».

1167. 3475. Детское Евангелие — «Учение Христа, изложенное для детей».

1168. 3475. Орлов. О предисловии Толстого к альбому картин Н. В. Орлова см. прим. 348.

1169. 3476. Детская география — уроки по географии с яснополянскими мальчиками. См. прим. 31.

1170. 34715 — О письме к индусу Tarakuatta Das см. прим. 329 и 403.

1171. 34715. Воззвание о повешенных 20-и — статья «Не могу молчать».

1172. 34719. Жизнь, или Все правы. — Очевидно, вариант заглавия задуманного художественного произведения из жизни революционеров, названного впоследствии «Нет в мире виноватых».

1173. 34820. Значение непротивления у Буки. — Имеется в виду статья «Добро», помещенная в «Круге чтения» (т. первый, изд. «Посредник», М. 1906, стр. 264—266). Статья подписана псевдонимом «Бука». Автор — Александр Иванович Архангельский (1857—1906), единомышленник Толстого, бывший ветеринарный фельдшер, под влиянием взглядов Толстого оставивший службу в земстве и занявшийся часовым ремеслом. Выдержка взята из его обширного сочинения «Кому служить?», написанного в 1890 гг. и в то время еще не напечатанного (впервые появилось в Болгарии в 1911 г.). О перечитывании Толстым в «Круге чтения» статьи «Буки» в дневнике H. Н. Гусева 7 апреля 1908 г. рассказывается:

«Утром, когда я в кабинете Льва Николаевича убирал книги, он читал «Круг чтения» на сегодняшний день и сказал мне:

— Как хорош этот «Бука» — Архангельский! Какая сила и сердца, и ума... «Добро» вы помните? И то самое, что я пишу о непротивлении...

— Ах, как хорошо! — сказал Лев Николаевич, продолжая читать. — Ветеринарный фельдшер... какое мужество!..» (H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 128).

1174. 3496. Приидите ко мне. — Текст из Евангелия от Матфея, гл. 11, ст. 28—30.

[16 июня]. Стр. 349.

1175. 34915. Эпиграфы из 16 июня, 6. — Эпиграф из «Круга чтения» на 16 июня, 6 (мысль Канта) взят Толстым к XVI главе статьи «Закон насилия и закон любви».

1176. 35017. В эпи[графы]..... закл[ючение]. — Указанные мысли из «Круга чтения» Толстой думал поместить в качестве эпиграфов к главам своей статьи «Всему бывает конец» («Закон насилия и закон любви»); однако эпиграфов этих в статье не находим.

1177. 35019. Вести по 2 дня..... 1-го Марта. — Запись относится к работе над «Новым кругом чтения» («На каждый день»).

1178. 350—23. Бр[атья]..... е[сть] л[юбовь]. — Текст взят из «Первого соборного послания» Иоанна Богослова, гл. 4, ст. 7—8.

1179. 35024—26. Б[ога] не в[иделъ]..... в[ъ] н[асъ]. — Текст взят из «Первого соборного послания» Иоанна Богослова, гл. 4, ст. 12.

1180. 35027—28. Б[ог] е[сть] д[ух]..... и и[стине]. — Текст взят из Евангелия от Иоанна, гл. 4, ст. 24.

5 мая. Стр. 352.

1181. 35231 — Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — профессор химии в Петербургском университете, управляющий лабораторией морского министерства, автор многих работ по своей специальности, из которых считается классическим сочинение «Основы химии» (1868 г.). Открыл один из основных законов современной химии — периодический закон химических элементов.

26 мая. Стр. 353.

1182. 35323 у Кришны — Кришна — индусское божество, восьмое воплощение Вишну. Верующие приписывают ему много поучительных слов Толстой в 1907 г. читал английскую книгу о Кришне Baba Prеmanand Bharati (см. прим. 676).

1183. 35323. — Апостол Павел писал о любви в «Первом послании к Коринфянам», гл. 13, ст. 1—8, 13.

12 июля. Стр. 358.

1184. 35812—15. В Тул[е] 1500. — Толстой подсчитывал, сколько имеется у него денег для благотворительных целей в Тульском и Московском банках. Подсчет производился им в связи с мыслями об уходе из Ясной поляны. См. запись от 7 июля 1908 г. в «тайном» Дневнике, стр. 172.

30 июля. Стр. 359.

1185. 35917. Машенька — сестра Толстого, Мария Николаевна Толстая (1830—1912), монахиня. См т. 46.

1186. 35919. Соловьев — философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900).

20—28 февраля. Стр. 359—360.

1187. 35931—34. Поразительно мне хорошо. — Поразившую его повесть Толстой прочел в индусском журнале «The Light of India» [«Свет Индии»], издававшемся Баба Бхарати в Лос-Анжелесе. Продолжение повести помещено в январском № этого журнала за 1908 г. (р. 31—37) и называется «Jim». An Anglo-Indian Romance Founded on Real Facts by Baba Bharati.

«Два года с Л. Н. Толстым» (изд. 1928 г., отр. 94) в записи от 21 февраля 1908 г. о чтении Толстым этой статьи рассказывается: «Вчера вечером Лев Николаевич прочитал нам вслух выдержку из английского журнала «The Light of India» (который он очень одобряет) о том, как один человек, возвышаясь духом, настолько переместил центр тяжести своей жизни из материального в духовное, что забыл почти всё, относящееся к материальной жизни. Он получил письмо от Лизы и спрашивает: — Кто такое Лиза? — Кажется, она жена. Чья жена? — Моя жена. — А кто такое я?»

1188. 3602—3. Напомнить..... презирает. Вспомнившуюся ему китайскую пословицу Толстой привел в письме к И. А. Самсонову от 24 февраля 1908 г., применяя ее к тем общественным деятелям, которые в то время готовились праздновать его 80-летие.

1189. 360l0. Издать..... Иоанна. — Об отношении Толстого к входящим в состав «Нового завета» посланиям Иоанна см. прим. 418. Издание посланий Иоанна не было осуществлено.

[10—13 мая]. Стр. 360.

1190. 36032. «Après поus le déluge» — «после нас хоть потоп»: выражение» употребленное впервые французским писателем Габриелем Бонно Мабли (1709—1785) в применении к тогдашнему французскому аристократическому обществу.

1191. 36025. Я думал,что он..... зол. — Речь идет о тогдашнем премьер-министре П. А. Столыпине.

Сноски

1450. В подлиннике: Іоан[на] пос[ланiе]

Ср. «Закон насилия и закон любви», гл. XVIII—XIX (т. 37).

1452. Далее в подлиннике оставлены незаполненными девять строк.

1453. «Закон насилия и закон любви», гл. XVI.

1454. Ср. «Закон насилия и закон любви», гл. XVII.

1455. Ср. «Закон насилия и закон любви», гл. XVII.

Написано: совершенныхъ

1457. Зачеркнуто:

1458. Зачеркнуто: всякая — и моя жизнь

1459. [Делай, что должно, и пусть будет, что будет.]

Зачеркнуто: дурног[о]

1461. Написано:

1462. Слова: хотя... и такое вписаны карандашом над строкой.

Переделано из: креститься

1464. Зачеркнуто:

1465. Зачеркнуто: велик[аго]

1466. велик[аго]

1467. От слов: къ тому.... жизнь человека написано рукой В. Г. Черткова. Ср. Дневник 23 июня 1908 г.

1468. Ср. выше запись от 21 июня 1908 г., стр. 354.

Зачеркнуто: отъ Всего

1470. Зачеркнуто:

1471. Ср. ниже запись от 6 июля 1908 г., стр. 365.

1472. Зачеркнуто:

1473. Слово мое вписано над строкой.

1474. Переделано из: далее зачеркнуто: себе

1475. Зачеркнуто: открываюсь самъ себе

Зачеркнуто: открыванiя, не могло бы быть

1477. Зачеркнуто:

1478. Написано: Это

1479. Зачеркнуто: уже

Зачеркнуто: ником[у] не будетъ изв[естно]

1481. Зачеркнуто:

1482. Зачеркнуто: мате[рьяльное]

1483. уничтоженiе.

1484. [все прочие, им подобные]

1485. [После нас хоть потоп.]

Раздел сайта: