Листы из записной книжки 1910, № 1

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, № 1.

[9—10 января.] 1) Телят[инскому] солдату отказать въ книгахъ. 2) Шкарвану послать поправки. 3) Молитва должна постоянно изменяться.

Нетъ предела зла. — Идеалъ абсолютно прямой. А если идеалъ по прямой, то нетъ предела зла (?) А идеалъ: равенство, любовь и уваженiе ко Всемъ.[413]

Идеалъ надо чтобъ было совершенство, а если не совершенство, то и все для насъ ни что (?) Одно только важно — внутреннее.[414]

Не анархизмъ, a исполненiе закона, а о последствiяхъ не знаю.[415]

Комета захватитъ.[416]

Написать о своемъ положенiи. — Характеръ детей эгоистиченъ. — 1) Только самъ рости духовно, и комета не помешаетъ.[417]

Если время идетъ, то что нибудь стоитъ. Стоитъ сознанiе моего я. — Если есть что нибудь въ пространстве, то есть и вне пространства (?). Опять «Я», мое сознанiе своего «я».[418]

Дорого и важно усилiе душевное именно тогда, когда встречаешься съ непрiятными людьми.

Отлично играть въ шахматы, въ винтъ. Ни на минуту не отводить отъ этого вниманiе. Какъ только вопросъ о жизни, такъ равнодушiе сознанiя, что жизнь должна быть осуждена разсужденiями. Если же уже попадаются мысли, осуждающiя жизнь, то остроумiе, насмешка.

[9 февраля.] Чер[ткову] телеграмму, что так[ое] ст[атья] Этапъ [моей жизни]. Объ авторскомъ пр[аве] Буланже. О Будде. 2) Письмо И[ванова]. 3) Попова. 4) Письмо написанное. 5) Хирьяковъ.

Какъ въ вещественномъ мiре все ко всему притягивается, такъ и въ мiре духовномъ.[419]

Заснуть, потерять сознанiе. Что такое я явился? Отчего я?[420]Наказанiе приписали Богу.[421]

1) Жизнь дурна, отъ того что люди живутъ дурно. Я человекъ.[422]

[27 февраля.] Яроцкiй — обобщенiе болезней, болей. 1) Голова, животъ.. 2) Желудокъ, кишки, почки, 3) Какое зараженiе: дифтеритъ, туберк[улезъ] 4) ? болезнь — высшее управленiе духовной деятельности центровъ. 5) Почему же не будетъ еще высшихъ и еще мельчайшихъ, и тогда безконечность.

— Заспался, пора проснуться. Начинаю просыпаться уже, начинаю видеть настоящую жизнь и не верить въ одно виденье.

Наказаньемъ исправлять все равно, что тянуть кверху растете; можно только принудить делать, что хочешь, но не исправить. — Я сужу себя какой я. Сознанiе.

Противъ ложнаго ученiя — сознанiе своего божественнаго Я. — Нетъ, у меня есть только то, что во мне. Нужно главное потому, что ничто такъ не укрепляетъ въ вере, какъ такое[423] знанiе основъ другихъ религiй. Укрепляетъ потому, что оно показываетъ, что въ другихъ религiяхъ такъ и въ своей, есть истинныя основы одной общей всемъ, и то, что всегда за истины, а между темъ не признается другими религiями. Вотъ такое то знанiе другихъ религiй более всего уясняетъ свою и укрепляетъ въ вере, а главное — основы ея. А это то особенно нужно у насъ въ Россiи, и именно въ наше время, когда вера начинаетъ падать[424]

Вы пишете, что духъ — это воздухъ. Это не такъ. Воздухь мы узнаемъ нашимъ теломъ, ощупью; а то, что мы называемъ духомъ, это то, что мы познаемъ не теломъ, a чемъ то безтелеснымъ; посредствомъ этого безтелеснаго мы познаемъ все, что познаемъ, все, что видимъ, слышимъ, чуемъ, все вещи на свете и даже свое тело.

Есть люди, которые думаютъ для себя и потомъ сообщаютъ свои мысли людямъ; и есть такiе, которые думаютъ для того, чтобы сказать людямъ, а потомъ сами начинаютъ верить въ то, что сказали.[425]

Какъ Ал[ександра] Анд[реевна] (бабушка) не могла не верить въ «Искупленiе». Но веря въ Иск[упленiе], она должна была осудить свою жизнь и изменить ее. Она чувствовала это. Отъ этого нелепость веры. Другiе не чувствуютъ этого; имъ лучше жить безъ всякой веры.[426]

[9—10 марта.] Въ ответъ Яп[онцу] изъ 15 І[ю]ля 4.

Въ первый разъ понялъ Бога. Богъ — творецъ въ 6 дней, Троица, Брама, Вишну, Сива, Юпитеръ, Христосъ и т. д. такъ нелепъ, что мы отвергаемъ его, a нe думаемъ о томъ, что понятiе Бога духовнаго, Начала всего есть такое великое и необходимое понятiе, до котораго мы никогда не додумались бы, если бы оно не было открыто намъ мудростью величайшихъ сердецъ и умовъ. Это огромный шагъ человечества, а мы воображаемъ, что имея радiй, аэропланы и электричество, можемъ жить и безъ Него. Да, можемъ, но только какъ животныя, а не какъ люди, какъ мы и живемъ въ нашихъ Лондонахъ, Парижахъ, Нью-Іоркахъ, Петербургахъ.

12 Мар. 1910.[427]

15 мар. Для того, чтобы понять какой бы то ни было вещественный предметъ, надо знать его происхожденiе и причину, и отношенiе къ другимъ предметамъ. A происхожденiе и причина скрываются въ безконечномъ времени. Отношенiе же къ другимъ предметамъ есть отношенiе къ [?] безконечно малаго къ безконечно великому, такъ что ни происхожденiе, ни причины предмета не могутъ быть намъ известны (?), отношенiе ихъ къ другимъ предметамъ не могутъ быть намъ ни известны, ни понятны. Время существованiя не только моего тела, но существованiе нашей земли миллiоны летъ есть моментъ среди безконечнаго времени, и потому все причины происхожденiя ея не могутъ быть мне известны и понятны, и такъ и отношенiе меня и всего другого съ другими предметами. Я и земля суть безконечно малыя песчинки среди безконечнаго мiра. Удивительна не эта безконечность времени и предметовъ въ пространстве, но хочется сказать, что удивительна глупость людей считающихъ матерiальные явленiя самыми понятными, такими, к[оторыя] имъ безъ необходимости признанiя чего нибудь духовнаго, объясняютъ жизнь.[428]

Дали человеку то, чего лучше онъ ничего представить себе не можетъ.[429]

— это трудъ, дающiй возможность жизни себе и даже помощи другимъ. Жизнь интеллигента — это средство и усилiе выдвинуться знанiемъ того, что считается нужнымъ и важнымъ въ ихъ праздной среде. Какъ же не будетъ много разумнее пониманiе жизни мужика.[430]

Въ духовномъ мiре есть больше сложности чемъ въ вещественномъ.[431]

Злой, глупый, ученый — все ничего не значущiе люди (?).

Значенiе и благо жизни меряется никакъ не временемъ, а качествами.[432]

Ты о людяхъ, а Богъ о тебе. Ты о себе, Богъ о людяхъ.[433]

2) Счастье, — удовольствiе для тела. Для души — благо. Удовольствiе и благо редко сходятся. Удовольствiе подчиняетъ душу телу; благо освобождаетъ ее.[434]

3) Спорятъ, спорятъ изъ за горшковъ — безумные. Спорятъ, спорятъ изъ за метлы (?), вещицы, изъ за домовъ, земли, — несчастные! Спорятъ изъ за царства, изъ за званiя — бедные! Ужъ если за что спорить и ссориться, такъ изъ за того, что у меня отняли любовь. А этого то и нельзя, а если бы было можно, то я не могъ бы ссориться, потому что я самъ бы нашелъ у себя то, что мне дорого.

Отношенiе къ людямъ наравне какъ къ животнымъ, не презрительна (?), но одинаковая (?) любовь уважительна.

[29 марта.] Поступилъ къ намъ такой соцiалистъ н....... Онъ меня во всю науку произвелъ. Перечиталъ книгъ. Я станокъ могъ изобресть.

Mиx. И ловокъ же, сук[инъ] сынъ, до всего дошелъ.

А. Ахъ, бонжуръ. Хороша, хформенная ты, ее не оправляй, она и такъ хороша. Въ годочкахъ, да что делать.. Кабы у меня такая бы у меня была баба, любилъ бы ее (къ Марье) Такъ, кума?

Ак. Напрасно такъ. A зачемъ она фордыбачитъ. Я могу понимать. Ты какъ мою старуху понимаешь? Я мою старуху во какъ уважаю.

Мар. Уважаешь!

Мих. А ее нак (?) просили у меня старуху (?) Одно слово. То-то и оно-то. На суде могли мне такое слово: ты укралъ. Я говорю: я не укралъ, крадетъ воръ, а я экспропрiаторъ. Ты и не моги мне ответъ дать. Да чтожъ имъ делать. Только и сказали: веди въ тюрьму, значитъ въ заточенiе свободной жизни.

Что на смехъ поднимать.

Пр. Необразованiе одно.

Им.: Я, ведь, любя (2 сл. неразобрано) Я человека угостить хочу. Наливаетъ. Просимъ милости.

Пр. Потому, если я могъ экспропрiацiю сделать....

Mиx. Ты мне зубы не заговаривай, а слухай о чемъ говорить буду.

Ак.

Мих. Это онъ вечоръ видно о себе говорилъ, что какъ выпьетъ, такъ и того.... То-то онъ Михайле и голову повинную (?)...

Понятiе зла есть суеверiе.[435]

Какъ легко усваивается то, что называется цивилизацiей, настоящей цивилизацiей и отдельными людьми, и народами. Пройти университетъ,[436] отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу и готовъ самый цивилизованный человекъ.

Въ медицине тоже, какъ и во всехъ наукахъ: ушла далеко безъ поверки, знанiя некоторыя ненужныя.[437]

Можно предположить, что процессъ развитiя человечества по крайней мере въ наше доступное историческое время, такой. Высшiе умы [сознаютъ] ту истину, которая нужна всемъ людямъ, истина эта соединяетъ отчасти людей, но все больше и больше извращается. Но въ извращенiи своемъ даже враждебные люди объединяютъ ихъ. И тогда новое объясненiе, высшее, силы жизни и опять земли (?) Нетъ и соедине... (?)[438]

На себе чувствую какъ благодетельно на душу действуетъ изученiе жизни народовъ, всехъ народовъ земного шара. Читаю Reville, Religion des non civilisés. Среди какихъ миллiардовъ людей, жившихъ и живущихъ, и имеющихъ жить живу я — ничтожное, исполненное всякихъ несовершенствъ — существо. Какъ мне думать, что я,[439] что нибудь передъ этими миллiардами миллiардовъ существъ. Если я что нибудь, то только передъ Богомъ, передъ самимъ собою, на сколько я божественъ.[440]

У Ч[ерткова] спросить о «№ газеты».[441]

Помоги мне, Господи, исполнять Твою волю. Что это значить? А во-первыхъ, то, что я личность могущая только мыслить въ пространстве и времени. Невольно представляю себе невидимое начало всего — личностью. Во вторыхъ, я хочу соединиться съ этимъ началомъ, хочу устранить все то, что мешаетъ этому соединенiю. (Не вышло). А думалось какъ хорошо.[442]

У Тани спросить о Дорике и Вере.

Крестьяне видятъ во всемъ ложь, и сами лгутъ, пот[ому] что ихъ прiучали ко лжи.[443]

Во мне начало жизни всего. Я знаю это потому, что чувствую весь мiръ, живу со всемъ мiромъ, только чувствую его ограниченнымъ своимъ теломъ въ пространстве и времени. Себя въ пределахъ своего тела я чувствую вполне ясно, другихъ людей менее ясно и по пространству и по времени, животныхъ еще менее, еще менее все неодушевленное. Но я не столько знаю, чувствую Моисея и Кордильеры.[444]

Пресерьезно описываетъ Табу и ужасается, кто же тотъ для кого собственность священна.[445]

Общаясь съ человекомъ, заботься не о томъ, чтобы онъ призналъ въ тебе любовное къ нему[446] отношенiе, сколько о томъ чувствуешь ли самъ къ нему истинную любовь. (Очень важно).[447]

[22 мая.] Ив[ану] Ив[ановичу] предисловiе. Все дело ведь очень просто. Завоеватели, убiйцы, грабители подчинили рабочихъ... Имея власть раздавать ихъ трудъ <рабочихъ>, они для распространенiя, удержанiя и укрепленiя своей власти призываютъ изъ покоренныхъ себе помощниковъ въ грабеже и за это даютъ имъ долю грабежа. То, что делалось просто, явно въ старину <тоже делается> ложно, скрытно, делается теперь. Всегда изъ покоренныхъ находятся люди, не гнушающiеся участiемъ въ грабеже, частью, особенно теперь отъ солдата, жандарма до сенатора, министра и, очевидно, никакимъ другимъ способомъ не можетъ окончиться, какъ только во 1-хъ, пониманiемъ этого обмана, а во 2-хъ, настолько высоким нравственнымъ развитiемъ, чтобы отказаться отъ своихъ выгодъ темъ, что не участвовать въ порабощенiи и страданiяхъ ближнихъ.

Члены парламента, банкиры, профессора, архiереи, палачи, тюремщики.[448]

а въ исканiи другихъ и смело следуетъ тому, что открыли другiе. (Подр[азделенiе]): а) Держится[451] одного разъ навсегда б) переменяетъ. 3) Не ищетъ истины, но беретъ то, что придетъ въ голову и попадется, и держится того, пока не мешаетъ жить. 4) Не ищутъ ни того, что попалось, держится для приличiя (подразделенiе): a) религiозное и научное. 5) Не признаетъ[452] никакой истины а) признаетъ это, не признаетъ именно потому, что онъ Христ[iанинъ?][453]

Въ первый разъ живо почувствовалъ случайности этого мiра. Зачемъ я такой? Ясный[454] разумный простой, добрый въ этой безумной злой путанице.[455]

Можетъ знать и знаетъ.

[27 мая.] Если бы только понимали эти несчастные — глупые, грубые, самодовольные злодеи — если бы они только понимали то, чтò они делаютъ, сидя зa своимъ столомъ и повторяя безсмысленныя слова, написанные и напечатанные въ позорящихъ человека книгахъ, которыя они называютъ законами, если бы они только понимали, что то, чтò они называютъ законами, теми законами, которые написаны въ ихъ совести. — Люди въ крестахъ безъ всякаго недоброжелательства. Именно потому, что они христiане, ч[то] деянi[емъ (?)] мошенничествъ тысячей людей и «святыхъ отцовъ», христiанство изуродовано такъ, что оно поощряетъ убiйства, а не запрещаетъ того, чтò запрещаетъ чувство, здравый смыслъ. На дняхъ былъ у меня солдатъ и онъ разсказывалъ, что стрелявшихъ (?) съ нимъ въ месте, которое называлось священнымъ, зa кощунство приговорили къ каторжнымъ работамъ, а эти совершающiе самыя ужасныя кощунства, надругавшись надъ всемъ святымъ въ человеке, вс[е] какъ только могутъ. Одинъ (?) человекъ душевно боленъ отъ того, что сделалъ то, чему ему обманнымъ образомъ научили; а другой убилъ съ ненавистью къ убiйству, а Царь обманываетъ невиннаго ребенка, развращая его обычными военными, т. е. оправданiями и поощренiями убiйствъ. И делаютъ это люди, даже добрые люди, какъ люди, и христиане. И какъ ни странно это сказать, делаютъ все.....[456]

Все непрiятное, дурное чувство къ с[ыну] Сергею, и даже внуку. Надо бороться. За то къ Соне чувство изменилось — такое доброе. Раздраженiе отъ ея болтливости (?) само собой, а чувство само собой.[457]

Все не могу прiучиться жить только для себя передъ Нимъ. Желаю исполнить требованiя Его. А Душа такъ переплелась съ тщеславiемъ, что никакъ не отделишь одного отъ другого.[458]

Да, надо учиться любить, какъ учатся играть на скрипке. Но какъ быть, когда онъ противенъ тебе всемъ существомъ да еще самоуверенъ? Хочется презирать, но это противно любви. Избегать его? Да, но надо быть готовымъ полюбить. А для этого: 1) Поискать хорошенько, нетъ ли въ твоемъ отвращенiи чего нибудь личнаго, оскорбленнаго самолюбiя.... 2) Не позволить себе вспоминать и думать недоброе о немъ.[459]

Сердце указываетъ что любить, а потомъ о чемъ думать и что изучать.[460]

Зло есть только отступленiе отъ закона, а тоже и смерть.[461]

Называя собою Я, это безтелесное Я. A безтелесное это то, чтò я себя знаю, знаю въ себе жизнь. Вотъ это то и есть духъ и этотъ духъ не можетъ пропасть. Вотъ этотъ духъ и живъ въ нашемъ теле, и все дело нашей жизни въ томъ чтобы все больше и больше освобождать его; жить больше для духа, а не для тела. Вы спросите: Зачемъ? A затемъ, что въ этомъ наше благо, чемъ свободнее духъ, темъ лучше, не знаешь никакого зла, ничего не боишься, и все хорошо. А напротивъ — живешь для тела — всего боишься и все плохо.

О томъ, что будетъ после смерти — это намъ не дано знать, о томъ же, что жизнь есть благо, мы чувствуемъ, и это даетъ намъ знанiе о существованiи всего и о существованiи отдельныхъ, такихъ же какъ самъ отдельныхъ существъ, это же чувство проявляется и въ желанiи любви, блага, чувству ко всему и себе одному.[462]

Какъ естественно, что просвещенные люди закрываютъ все тело, особенно женщины, оставляя открытыми только то, на чемъ печать духовности — лицо. Оголенiе тела теперь признакъ паденiя. Должно бы быть и у мужчинъ.[463]

Человекъ познаетъ въ себе нечто невидимое, безконечное, данное на служенiе и благо ему. Это нечто невидимое, неосязаемое, безтелесное въ сам....(?)

Въ очень сильномъ, задушевномъ молитвенномъ настроенiи. Хочется молиться. И пытаюсь молиться. Помоги мне быть съ Тобою, исполнить дело Твое. Победить все дурное въ себе. И все, что я ни думаю, все не то, все не нужно и сознаю, что просить не о чемъ, что все, что я могу желать, все дано мне, все есть у меня. Могу одно: благодарить.[464]

Соединить можетъ только пониманiе того, что соединяет только одна религiя — одно пониманiе жизни. Но религiи такой нетъ — какъ церкви или Бахаисты, а только стремленiе къ такой единой религiи. Мешаетъ единенiю, во первыхъ, непониманiе того, что въ этомъ цель, и 2-хъ, и главное — пониманiе этого, но съ предположенiемъ, что эта религiя найдена, что она католицизмъ, Бахаизмъ...[465]

Встретилъ Эстонца, приказчика деловитаго, трезваго, красиваго человека, и въ первый разъ ясно понялъ значенiе Россiи — Орда заграбившая хорошихъ, нравственныхъ и умственно стоящихъ выше ,[466] и теперь гордящихся этимъ и всеми силами удерживающихъ покоренныхъ. Какъ ни отвратительно самое дело, еще более отвратительно оправдыванье его[467] величiемъ патрiотизма.[468]

Всегда нерешителенъ. Егоръ, короткая встреча.

Ужасно не безсвязное личное единичное, а организованное, общественное всеобщее безумiе.[469]

Жизнь есть ничто иное, какъ только стремленiе этого разумнаго (?) начала к соединению, съ темъ отъ чего она отделена. Стремленiе этого сознанiя — человеческая любовь и чемъ больше достижима (?), темъ больше даетъ блага.[470]

Примечания

1785. 1521. 1) Телят[инскому] солдату отказать в книгах. — Имя и фамилия посетителя — телятинского солдата не установлены.

1786. 1522. поправки. — Повидимому, подразумевается добавление к письму А. А. Шкарвану от 9 января, см. прим. 1784.

1787. 1534. Этап [моей жизни]. — См. прим. 210.

1788. 1534. Буланже. — Подразумевается статья П. А. Буланже о Будде, к которой Толстой написал предисловие. См. прим. 75 и 214.

1535. письмо И[ванова]. — Возможно, что говорится о «ругательном» письме Н. Н. Иванова от 14 февраля. Николай Никитич Иванов (1867—1913) бывший последователь Толстого, впоследствии совершенно отошедший от него, в 1910 г. писал Толстому обличительные («ругательные») письма. На одно из них Толстой ответил Иванову 7 января, прося его прекратить присылку писем; но Иванов не унимался и продолжал осаждать Толстого подобными письмами. Подробнее см. письмо Толстого к Иванову от 7 января 1910 г., т. 81.

1790. 1535. 3) Попова. — Вероятно упоминается о письме Евгения Ивановича Попова — одного из старых единомышленников Толстого (р. 1864 г., см. Дневник 1888 г. т. 50), от 21 января, на которое Толстой ответил 13 февраля. См. т. 81.

1791. 1535. 4) Письмо написанное. — Возможно, что эта запись относится к письму к Георгию Князеву из Минусинска о «загробной жизни», которое Толстой написал 26 января и исправил 16 февраля. См. т. 81.

1792. 1536. 5) Хирьяков. — Вероятно запись относится к намерению Толстого написать письмо сидевшему в одиночной тюрьме А. М. Хирьякову. (См. прим. 244.) Письмо это Толстой написал 15 февраля. См. т. 81.

1793. 15313. Яроцкий — обобщение болезней, болей. — Запись представляет собою замечания Толстого на книгу проф. А. И. Яроцкого: «Идеализм, как физиологический фактор», которую Толстой читал в январе — марте 1910 г. См. прим. 178 и 319.

1794. 153271545. Против ложного учения..... когда вера начинает падать —

1795. 1547—11. Вы пишете, что дух — это воздух..... и даже свое тело. — Запись эта является первоначальным наброском ответа неизвестному корреспонденту. Письмо это не найдено. См. т. 81, Письма с недошедшим текстом.

1796. 15421. В ответ Яп[онцу] из 15 И[ю]ля 4. — Пометка о том, чтобы в ответе японцу Киносуке Шираиши указать мысль 4 от 15 июля из «На каждый день» (см. т. 44, стр. 28—29). Письмо к Киносуке Шираиши см. т. 81 и записи в Дневнике от 9 и 10 марта, прим. 358.

1797. 156141576. Поступил к нам такой социалист..... и голову повинную.— Запись представляет собою черновой набросок комедии «От ней все качества». См. прим. 427 и Листы из Записной книжки № 2, стр. 165—166.

1798. 1581. У Ч[ерткова] спросить о «№ газеты». — «Номер газеты» — статья Толстого, написанная 22 февраля 1909 г. по поводу прочтения им в газетах: 1) известия о международном положении на Балканах, 2) статьи «Работа и историческая предшественность», 3) статьи: «Вопрос о государственных преступлениях на московском съезде криминалистов», и 4) о канонизации Иоанна Кронштадтского. Подробнее см. т. 38.

1589. о Дор[ике] и Вер[е]. — О Федоре Михайловиче Сухотине (см. прим. 217) и, вероятно, о Вере Сергеевне Толстой (см. прим. 1055).

1800. 15825. Ив[ану] Ив[ановичу] предисловие. — «Посреднике» сборника «Путь жизни», о печатании Предисловия к этому сборнику. См. прим. 726.

1801. 16115—13. Называя собою Я..... всего боишься и всё плохо. — Ср. мысли, перечисленные в прим. 46.

16215. Егор, короткая встреча. — Раскрыть эту запись не удалось.

Сноски

413. Ср. Дневник от 10 января, запись № 1.

414.

415. Ср. Дневник от 13 января, запись № 1.

416. Ср. Дневник от 13 января, запись № 2.

417. Ср. Дневник от 14 января, запись № 1.

418. Ср. Дневник от 15 января, запись № 1.

419.

420. Ср. Дневник от 13 февраля, запись № 1.

421. Ср. Дневник от 13 февраля, запись № 3.

422. Ср. Дневник от 15 февраля, запись № 1.

423. В тексте написано:

424. В тексте написано: Две строки прочесть нельзя.

425. Ср. Дневник 3 марта, запись № 1.

426. Ср. Дневник 7—8 марта.

427.

428. Ср. Дневник от 17 марта, запись № 4.

429. Ср. Дневник от 17 марта, запись № 3.

430. Ср. Дневник от 17 марта, запись № 5.

431. Ср. Дневник от 17 марта, запись № 5.

432.

433. Ср. Дневник от 27 марта, запись № 7.

434. Ср. Дневник от 27 марта, запись № 8.

435. Ср. Дневник от 11 мая, запись № 1.

436. Далее восстанавливается по Дневнику, см. запись № 1 от 12 мая. В копии С. А. Толстой написано: Разобрана и переписана лишь часть фразы: съездить заграницу, и готовъ.

437. Ср. Дневник от 13 мая, запись № 2.

438. Ср. Дневник от 18 мая, запись № 1.

439. что я повторены дважды.

440. Ср. Дневник от 18 мая. запись № 2.

441. Примечание в тексте С. А. Толстой:

442. Ср. Дневник от 20 мая, запись № 1.

443. В копии вся фраза написана дважды. Ср. Дневник от 20 мая, запись № 2.

444. Ср. Дневник от 20 мая, запись № 3.

445. Ср. Дневник от 20 мая, запись № 4.

446. и наше. Исправлено по Дневнику.

447. Ср. Дневник от 22 мая, запись № 1.

448. Эта запись переработана Толстым в Дневнике от 22 мая, запись № II.

449. подроб. Исправлено по Дневнику.

450. В копии переписано явно ошибочно: насилiемъ.

451. В копии держатся... переменяется. Исправлено по Дневнику.

452. В копии С. А. Толстой переписано, вероятно, ошибочно: Исправлено по Дневнику.

453. Ср. Дневник от 22 мая, запись № III.

454. В переписанной копии после этого слова поставлен знак вопроса.

455. Ср. Дневник от 27 мая, запись № I.

456.

457. Ср. Дневник от 3 июня.

458. Ср. Дневник от 3 июня, записъ № 1.

459. Ср. Дневник от 4 июня, запись № 3.

460. Ср. Дневник от 14 июня, запись № 2.

461.

462. Ср. Дневник от 14 июня, запись № 4.

463. Ср. Дневник от 14 июня, запись № 5.

464. Ср. Дневник от 14 июня, запись № 6.

465. Ср. Дневник от 14 июня, запись № 7.

466. орды нацiй.

467. По тексту Дневника: величаемое патрiотизмомъ

468. Ср. Дневник от 14 июня, запись № 8. Далее написано С. А. Толстой:

469. Ср. Дневник от 19 июня, запись № 1.

470. Ср. Дневник от 5 июля, последний абзац записи № 1.

Раздел сайта: