Листы из записной книжки 1910, № 3

ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ, № 3.

Не любить Бога, а сознавать Бога въ себе и любить ближняго.

————————————————————————————————————

[19 июня.] Души Шарко. Ванны Келога.

Самъ себя не жертвую но и самъ не заб[ываю?], что [2 неразобр] на игрушечную.

А какже съ сказкой.[589] Забылъ и не могу разобрать.

————————————————————————————————————

Какъ смешно думать, что самое понятное и основа всего — матерiя, вещество. Матерiи, вещества нетъ, есть только средст[ва][590] общенiя разделеннаго самого въ себе духовнаго.

————————————————————————————————————

Какъ нетъ[591] или есть более или мен[ее] резкое деленiе между сномъ и бденiемъ, такъ нетъ тако[го] и между безумiемъ и разумной жизнью.[592] Приэнакъ одинъ: нравственное сознанiе и усилiе.[593]

————————————————————————————————————

Деленiе такое же, какъ и въ психiатрiи, по 3 класа[мъ], съ подразделенiями, и потомъ все подразделенiя делятся еще на безп[окойныхъ], полуспок[ойныхъ], спокойныхъ, испытуемыхъ (т. е. выздоравливающихъ или симулянтовъ).

Какъ пчела беретъ не для себя и этимъ самымъ разносить и оплодотворяетъ.[594]

————————————————————————————————————

Бросаешь чудные цветы, п[отому] ч[то] ихъ много. Тоже и съ цветами жизни.[595]

————————————————————————————————————

3 молитвы: 1) не передъ людьми, а передъ Богомъ, 2) Сейчасъ, въ настоящемъ и 3) Благодарн[ости].[596]

Заблудился и сейчасъ 3 Молитвы: 1) передъ Б[огомъ]. 2) Сейчасъ, 3) умру здесь, и прекрасно.

————————————————————————————————————

«Не укралъ, а взялъ». Да, укралъ только тотъ, кто взялъ то, что принадлежитъ всемъ, а это берутъ все землевладельцы, все капиталисты, фабриканты, чиновники.[597]

Волюнтаристическiй плюрализмъ, прагматизмъ

————————————————————————————————————

Сумашествiе всегда следствiе неразумной и потому безнравственной жизни.[598]

————————————————————————————————————

Сумашедшiе всегда лучше, чемъ здоровые, добиваются своихъ целей. Это отъ того, что для нихъ нетъ никакихъ нравственныхъ преградъ: ни стыда, ни совести, ни истины, ни даже страха.[599]

————————————————————————————————————

? Разделенное само отъ себя духовное начало сознаетъ себя разделеннымъ темъ, чтò намъ представляется теломъ. Сознаетъ же оно свое разделенiе темъ, ч[то] намъ представляется движенiемъ. Тело нераздельно съ простраиствомъ, а движете съ временемъ.[600]

————————————————————————————————————

Операцiю опухоли опасно нервъ перерезать. Году... въ Берлине.

Читаю псалтырь по князю Хованскому.[601]

————————————————————————————————————

Виделъ во сне, что говорю съ Сер [ежей] и говорю следующее:

Мы живемъ темъ, что ищемъ блага. Есть блага телесныя: [602] здоровье, похоти тела, богатство, половая любовь, слава, почес[ти], власть. И все эти блага: 1) вне нашей власти, 2)[603] всякую минуту могутъ оборваться смертью и З)[604] не могутъ быть благами для всехъ. И есть другое благо духовное — любовь къ людямъ, к[оторое]: 1) всегда въ нашей власти, 2) не обрывается смертью: можно умирать любя и 3) нетолько возможно для всехъ, но темъ более радостно, чемъ больше людей живутъ ради этого блага.

Не совсемъ такъ виделъ во сне: короче и лучше. И во сне, когда кончилъ сказалъ: докажи, что это неправда. Ведь нельзя. И Сережа и все замолчали.[605]

————————————————————————————————————

Кошка грязн[ая]. Нарушенiе

Ната [?].[606]

————————————————————————————————————

Отсутствiе всякого религiознаго пониманiя жизни и вместо него самое странное, ни на чемъ не основанное пониманiе жизни, не выдерживающее никакой критики и ничего не объясняющее. Пониманiе жизни, заключающееся въ томъ, что[607] законъ жизни человеческой можетъ, долженъ быть выведенъ изъ законовъ, наблюдаемыхъ нами въ мiре природы. И какъ въ этомъ мiре происходятъ борьба, измененiя видовъ — движете, прогрессъ, въ этомъ и законъ жизни людей. Т. е. въ сущности то, чтò то самое, чтò делаютъ люди, то и должне делаться. И вследствiе этого удивительнаго безумiя, еще более свойственн[аго] всемъ душевно больнымъ, ничемъ непоколебимая самоуверенность, самодовольство. —

Такъ что не только не существуетъ никако[го] разумнаго религiознаго пониманiя жизни, но существуетъ и царствуетъ самое нелепое пониманiе жизни, совершенно исключающее возможность какого бы то ни б[ыло] истинно религiознаго пониманiя жизни. Этимъ только и можно объяснить то, кажущееся снача[ла] непонятное[608] существованiе и даже возрожденiе разныхъ квази христiанскихъ, дикихъ для нашего времени верованiй католич[ескихъ], лютер[анскихъ], баптистскихъ и другихъ.[609] Люди съ более чуткимъ самосознанiемъ[610] чуютъ нелепости и внутреннее противоречiе царствующаго пониманiя жизни — эволюцiи, прогресса, т. е. признанiя хорошимъ и должнымъ все то, чтò делается все[ми], и faute de mieux[611] хватаются за самыя странныя, но все таки отвечающiя на высшiя требованiя души, суеверiя.

доводамъ и разсужденiямъ и по мере все большаго и большаго обезуменiя — становятся все более и более самоуверенными и самодовольными.

————————————————————————————————————

Удивительное дело: мы менее всего понимаемъ то, чтò лучше всего знаемъ, или: лучше всего знаемъ то, чего совсемъ не понимаемъ: свою душу, можно сказать, и Бога.[612]

————————————————————————————————————

Мы живемъ безумной жизнью, продолжаемъ жить ею, но знаемъ въ глубине души, не можемъ не знать, что живемъ безумно.[613]

————————————————————————————————————

То, чтò даетъ намъ жизнь и чтò мы знаемъ въ себе, ограниченное теломъ и потому несовершенное, мы называемъ душою. Тоже, ничемъ неограниченное и потому совершенное, мы называемъ Богомъ. Жизнь есть стремленiе и деятельность соединиться съ темъ, отъ чего она отделена, съ другими душами и Богомъ, съ Его совершенствомъ.[614]

————————————————————————————————————

Доказать и докажу. —

————————————————————————————————————

Въ первый разъ ясно понялъ все значенiе смиренiя для жизни, для свободы, радости въ ней. —

Я плохъ и плохо прожилъ, не умелъ и не осилилъ устроить жизнь хорошо. Но, если ясно понялъ такъ, какъ, мне кажется, другiе не понимаютъ, все зло — ошибки жизни, какже мне хоть въ уплату за свою дурную жизнь не сказать этого. Мож[етъ] б[ыть] кому нибудь и пригодится.[615]

————————————————————————————————————

Вера всегда нетверда. Можно разувериться или поверить въ другое. Твердо только сознанiе. И не ожидай того, ч[то], когда тебя ударятъ по одной и ты подставишь другую, что бьющiй опомнится, перестанетъ бить и пойметъ значенiе твоего поступка. Нетъ. Онъ, напротивъ того, и подумаетъ и скажетъ: вотъ какъ хорошо, что я побилъ его. Теперь ужъ, по его терпенiю, ясно, ч[то] онъ чувствуетъ свою вину и все мое превосходство передъ нимъ.

Но знай, что несмотря на это, все таки лучшее для себя и для всехъ, что ты можешь сделать, когда тебя бьютъ по одной щеке это то, чтобы подставить другую. Въ этомъ «радость совершенная». Только исполни. И тогда за то, ч[то] кажется горемъ, можно только благодарить.

————————————————————————————————————

и главный грехъ половой нечистоты при соединенiи съ чистой девушкой. По деломъ...[616]

Можно только благодарить за мягкость наказанiя. И когда знаешь, за что — нетолько легче нести, но не чувствуешь тяжести.[617]

Примечания

1845. 1833. Души Шарко. — Ванны Келлога. «Лев Николаевич Толстой в Московской окружной лечебнице для душевно-больных» (см. прим. 870) на стр. 730 пишет: «Лев Николаевич заходил в электро-водо-лечебницу, посмотрел души, электрические аппараты и электрическую световую ванну. Когда ему демонстрировали подвижной душ, или, как его чаще называют, душ Charcot [Шарко], то Лев Николаевич сделал какую-то пометку в своей Записной книжке; точно так же, когда врач, дающий объяснения, сказал, что шкаф для электричества световых ванн устроен по идее Kellogg’a [Келлогга], Лев Николаевич переспросил фамилию и быстро сделал пометку в своей Записной книжке».

18315—18. Деление такое же..... или симулянтов. — Эта запись в несколько развитом виде включена в статью «О безумии». См. прим. 870.

1849—11. «Не украл, а взял»Толстой цитирует слова психически больного С. П. Данилина (см. прим. 844). Вся запись послужила материалом для статьи «О безумии».

1848. 18412. Волюнтаристический плюрализм, прагматизм. — Вероятно, Толстой отмечает эти слова, как образец малопонятных иностранных слов.

184241851. Операцию опухоли..... псалтырь по князю Хованскому. — Установить в точности значение этих записей не удалось.

1850. 185181862. Отсутствие всякого религиозного..... самоуверенными и самодовольство. — Запись эта очевидно связана с работой Толстого над статьей «О безумии».

1874. Доказать и докажу — —1895) из его рассказа «Затмение солнца».

1852. 18722—23. «радость совершенная». — Выражение Франциска Ассизского. См. прим. 1055.

Сноски

589. Поперек написанного, сбоку карандашом написаны чернилами следующие пять слов.

590. соединенiя

591. Следующие 5 слов вписаны над строкою.

592. Зачеркнуто: Но.

593. Ср. Дневник от 27 июня, запись1.

594.

595. Ср. Дневник от 27 июня, запись № 4.

596. Ср. Дневник от 27 июня, запись № 5.

597. Ср. Дневник от 27 июня, запись № 6.

598. Ср. Дневник от 27 июня, запись № 7.

599

600. Ср. Дневник от 1 июля, запись № 1.

601. На полях сбоку надпись чернилами рукой А. Л. Толстой: не разобрала.

602. Зачеркнуто:

603. Зачеркнуто: нарушаютъ

604. Зачеркнуто: нарушаютъ любовь промежъ людей: все это нужно всемъ

605.

606. Около этой записи рукой А. Л. Толстой написано: не разобрала.

607. Зачеркнуто: ученiя.

608. въ наше время

609. Зачеркнуто: Более чут[кiе]

610. Зачеркнуто:

611. [за неимением лучшего]

612.

613. Ср. Дневник от 16 июля, запись № 1.

614. Ср. Дневник от 5 июля, запись № 1.

615. , записи №№ 1, 2.

616. Далее следуют чертежи Пифагоровой теоремы. См. таблица между стр. 176 и 177, рисунок № 7.

617. Ср. Дневник от 16 июля, записъ № 2.

Раздел сайта: