Записная книжка 1910 № 1

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ 1910 г.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 1.

[Январь.] Одно изъ высшихъ свойствъ Бога есть высшiй разумъ. Какъ же странно, когда для того, чтобы убедить насъ въ существованiи Бога, намъ говорятъ, что онъ поступаетъ противно разуму, т. е. делаетъ чудеса.

————————————————————————————————————

Къ тому, ч[то] я писалъ вамъ и черезъ васъ Шм[иту] о большей воспрiимчивости высшихъ религiозн[ыхъ] истинъ неучеными, чемъ учеными, хочется прибавить еще вотъ что:

Не можетъ пройти даромъ загроможденiе мозга самыми ненужными и большей частью ложными понятiями и представленiями. Но, не говоря объ этомъ, даже и самыя понятiя «научныя» несравненно более неразумны и ложны, чемъ понятiя самыя грубыя религiозныя. Такъ, н[а]п[римеръ], возьмемъ хоть бы самый обычный вопросъ о происхожден[] мiра. Какъ представить себе во времени происхожденiе человека (себя), не могущаго представлять себе ничего вещественнаго иначе какъ во времени, или о томъ, какъ найти конечную точку безконечнаго времени, — вопросъ по существу своему ложно поставленный. И вотъ религiя въ своей самой грубой форме отвечаетъ на него темъ, что сотворилъ мiръ Б[огъ] въ 6 дней и т. д. Ответъ нелепый, но въ немъ есть понятiе Бога — чего то непонятнаго, находящагося вне возможности представленiя человека и потому вне време[ни]. Ответъ, нелепый по подробностямъ, но верный по существу: [387] сущность его въ томъ, что происхожденiе мiра имеетъ причину безвременную. И ответъ въ основе своей разумн[ый]. Онъ говоритъ, что начало жизни вне времени. Какже отвечаетъ на этотъ же вопросъ наука? Самымъ наивнымъ, чтобы не сказать просто глупымъ, разсужденiемъ и сложными, многословными описанiями наблюден[iй], какъ одни предметы въ нашемъ поле наблюденiя переходили изъ однихъ видовъ въ другiе. Она не допускаетъ и мысли о томъ, — что само собой бросается въ глаза всякому человеку, не одуренному суеверiемъ науки, чтò происхожденiе предметовъ и зависимость ихъ другъ отъ друга въ мiре вещественномъ, к[оторый] мы не можемъ себе представлять иначе, какъ въ безконеч[номъ] пространстве и безк[онечномъ] времени, никакъ не могутъ быть определены и, что занятiя вопросами о зависимости и происхожд[енiи] предмет[овъ] есть самое праздное и глупое занятiе.

А между темъ, эволюцiя есть любимое слово и понятiе научныхъ людей, совершенно, какъ пресуществленiе и т. п.

На дняхь прiезжалъ ко мне ученый докторъ — онъ и писалъ мне — съ вопросомъ о томъ, какъ изложить ясно и точно научно пониманiе смысла жизни. Я сказалъ ему, что по моему мненiю смыслъ жизни определяется стремлен[iемъ] къ благу того невещественнаго начала, к[оторое] мы сознаемъ въ себе. Ученый докторъ не слушалъ меня... и перебилъ меня, сказавъ, что все это субъектив[но], а желательно объективн[ое] определенiе смысла жизни. Когда я спросилъ, какой же можетъ быть объект[ивный] смыслъ жизни, онъ ответилъ мне словомъ эволюцiя.

Услыхавъ это слово, я извинился, что не могу далее продолжать беседу. Все это я пишу для того, чтобы показать на опыте, насколько выше самое грубое религiозное пониманiе жизни, такого же пониманiя научнаго. Тамъ есть понятiе вневременное, внепространственное, неподвижное и невещественное — Богъ, к[оторое] отвечаетъ на все не разрешим[ые] вопросы, стоящiе передъ человекомъ, отвечаетъ признанiемъ недоступнос[ти] для человека этихъ вопросовъ. Богъ сотвори[лъ] мiръ и меня, собственно, значить то, ч[то] я не знаю и не могу знать, какъ произошли я и мiръ, но знаю, что есмь и я, и мiръ, и начало всего. Научные же люди вполне уверены, что они знаютъ, могутъ знать и наверно узнаютъ, какъ произош[елъ] мiръ и человекъ и вполне уверены, что та доступная имъ безконечно малая частица знанiя той, безконеч[но] великой области незнан[iя] есть[388] настоящее знанiе и нетъ ничего недоступнаго знанiю человека. Поэтому то я, не только думаю, но и по разсужденiю и опыту знаю, что рел[и]гiозный человекъ съ самымъ грубымъ религiознымъ представленi[емъ], всетаки по воспрiимчивости къ истине стоить неизмеримо выше[389] «научнаго суевера».

1)

Ус[илiе]

4

2)

Ус[илiе] мы[сли]

6

3)

Ус[илiе] слова

7

4)

Ус[илiе] поступковъ, воздержанiе

8 Недел[анiе]

5)

Настоя[щее] —

5

6)

Правда —

1

7)

2

8)

Самоотреч[енiе]

3

9)

Нетъ зла

 

10)

После смерти

 

11)

Жизнь благо

 

12)

Государство

 

————————————————————————————————————

Какое хорошее чувство то, к[оторое] я испытывалъ нынче: ясное сознан[iе] своего ничтожества — не то что передъ Богомъ, а передъ людьми — своей умственной, волевой слабости, своей безнравственности: тщеславiя, лживости, похотливости — ничтожества всего того, что я писалъ и за что меня хвалятъ.[390]

Какъ противуположно это чувство тому самовозвеличенiю, к[оторое] иногда испытываешь, и какъ это чувст[во] благотворно и какъ то губительно.

————————————————————————————————————

Сознанiе есть чувствован[iе] себя всемъ и частью всего. Чувствованiе себя всемъ вызываетъ любовь ко всему, чувствованiе себя частью всего вызываетъ борьбу съ другими частями всего. Деятельность любви даетъ благо, — борьбы лишаетъ его. Движенiе жизни вообще — это[391] переходъ отъ деятельности борьбы, вытекающей изъ сознанiя себя частью, къ деятельности любви, вытекающей изъ сознанiя себя[392] всемъ.

Что такое сознанiе? Это чувствованiе себя Всемъ и потому[393] чувствованiе себя и Всемъ и частью. Чувство это[394] вызываетъ и борьбу и любовь.[395]

————————————————————————————————————

Нетъ, не одно съ любовью. А чувство это вызываетъ[396] любовь. Сначала, вызывая борьбу, нарушая благо свое и общее, потомъ вызывая любовь, даетъ благо и себе, и другимъ. Процессъ жизни есть переходъ отъ[397] деятельно[сти] борьбы и къ деятельно[сти] любви.

————————————————————————————————————

Человекъ имеетъ способность созна[нiя].

Сознанiе есть чувствованiе себя всемъ и чувствованiе себя частью всего. Чувствованiе себя всемъ проявляется[398] въ любви ко Всему, чувствованiе себя частью проявляется любовью къ[399] одному себе.

Кроме того, сознанiе себя всемъ, и вместе съ темъ частью всего, и такими же частями[400] все друг[iя] отдельныя существа, даетъ человеку возможность знанiя, могущаго быть употребленнымъ на деятельность[401] единенiя и мира или на деятельность[402] борьбы и вражды.

Жизнь вообще,[407] вся жизнь, какъ отдельнаго человека, такъ и всего мiра, есть постепенный переходъ отъ деятельности борьбы и вражды къ[408] деятельно[сти] единенiя, мира, любви, отъ[409] зла къ благу.

ВКЛАДНЫЕ ЛИСТКИ.

[410]А не живутъ такъ люди — такъ какъ же мне одному начинать?[411] Въ каждомъ изъ насъ живетъ два человека: одинъ человекъ духовный, а другой телесный. Духовный человекъ

<6. Грехи, соблазны, суеверiя>

Примечания

1783. 14751491. К тому, ч[[иту]..... научного суевера. — Вся запись, представляет собою черновик письма к А. А. Шкарвану от 9 января 1910 г., «прибавление к письму Шмиту о науке». См. запись в Дневнике от 9 января, прим. 32 и 59 и текст этого письма в т. 81.

1784. 1498—19Запись представляет собою первоначальный набросок распределения мыслей нового сборника, позднее получившего название «Путь жизни». См. прим. 174.

Сноски

387. Зачеркнуто: мiръ произошелъ

388. оч[ень] важное

389. Два следующих слова написаны рукой A. Л. Толстой.

390. Ср. Дневник от 18 января.

391. Зачеркнуто: <деятельности любви> надъ сознанiемъ себя частью и потому

392. частью всего

393. Зачеркнуто: понимать

394. одн[о] съ любовью

395. Далее текст от слов: Нетъ не одно до слов: отчеркнут на полях с пометой: пр[опустить]

396. Зачеркнуто: борьбу и

397. <Оно> борьбы

398. Надписаны рукой A. Л. Толстой: над словом: любовью слова:

399. Слово: одному

400. Слова: надписаны рукой А. Л. Толстой.

401. Зачеркнуто: борьбы, разделенiя

402. Зачеркнуто:

403. Зачеркнуто: Деятельность любви даетъ единенiе и благо, деятельность борьбы — разделенiе и зло.

404. Зачеркнуто: отреченiю отъ себя.

405.

406. Зачеркнуто: не признанiю другихъ сущ[ествъ] и

407. Зачеркнуто: есть перехо[дъ]

408. проявлен[iю] любви.

409. Зачеркнуто: разъединенiя къ единенiю, отъ зла къ благу

410. Зачеркнуто начало листка:

411. Зачеркнуто: Говорить всякiй

412. Зачеркнуто: одинъ и тотъ же во всехъ душахъ людскихъ