ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 3.[563]
1) Крики. 2) Оборванцы на палаткахъ кричатъ: не ходите.
3) поднимаютъ детей по головамъ.
4) Около вала на обе стороны раздавленные.
5) Въ Петр[овскомъ] парке палаточн[ики].
6) Народъ бежитъ.
7) Казаки бьютъ
8) Артельщи[ца] разда[вленная].
9) Полицiя тоже.
10) Бросали гостинцы въ народъ.[564]Суеверiе церкви состоитъ въ томъ, ч[то] будто бы были и есть такiе люди, к[отор]ые, собравшись вместе и назвавъ себя церковью, могутъ разъ навсегда и для всехъ людей решить вопросъ о томъ, какъ надо понимать Бога и законъ Его.
Суеверiе науки, подобное суеверiю церкви — въ томъ, что будто бы те знанiя, к[отор]ыя[565] прiобретены теми немногими, освободившими себя отъ необходимаго для жизни труда людьми и суть те самыя знанiя, называемый ими наук[ой], к[оторыя] важны и нужны для всехъ людей.
————————————————————————————————————
Говорятъ, что нельзя безъ вина при покупкахъ, продажахъ, условiяхъ, а пуще всего на праздникахъ, на крестинахъ, на сватьбахъ, на похоронахъ.
————————————————————————————————————
Казалось бы, для всякой продажи, покупки, условiя — хорошень[ко] подумать, обсудить надо, а не дожидаться спрыску, выпивки. Ну да это еще меньшее горе. А вотъ праздникъ. Праздникъ значитъ ручному труду перерывъ, отдыхъ. Можно сойтись съ близкими, съ родными, съ друзьями побеседовать, повеселиться. Главное дело, о душе подумать можно. И тутъ то заместо беседы, веселья съ друзьями, родными напиваются виномъ, и вместо того, чтобы о душе подумать — сквернословiе, часто ссоры, драки. А то крестины. Человекъ родился, надо подумать, какъ его хорошо воспитать. А чтобы хорошо воспитать, надо самому себя получшить, отъ плохаго отвыкать, къ хорошему прiучать, и тутъ вместо всего пьянство. Тоже и еще хуже на сватьбахъ. Сошлись молодые люди въ любви жить, детей растить. Надо, казалось бы, имъ примеръ доброй жизни показать. Вме[сто] этого опять вино. А ужъ глупее всего на похоронахъ.[566] Ушелъ человекъ туда, откуда пришелъ, отъ Бога и къ Богу. Казалось бы, когда о душе подумать, какъ не теперь, вернувшись съ кладбища, где зарыли тело отца, матери, брата, к[оторые] ушли туда, куда мы все идемъ и чего никто не минуетъ. И что же, вместо этого вино[567] и все, что отъ него бываетъ. А мы говоримъ: нельзя не помянуть, такъ[568] стариками заведено. Да ведь старики не понимали, что это дурно. А мы понимаемъ. А понимаемъ, такъ и бросать надо. А брось годъ, другой, да оглянись назадъ и увидишь, что первое, въ годъ рублей 30, 50, а то и[569]вся сотня дома осталось, второе, много глупыхъ и скверныхъ словъ, а также и плохихъ делъ осталось несказанными и не сделанньми; третье,[570] въ семье и согласiя, и любви больше, и четвертое, главное, у самого на душе[571] много лучше стало.
[Конец июня.] Ненависть снизу. И все держится только однимъ религiознымъ и научнымъ обманомъ.[572]
Суеверiе зла. Зла нетъ. Жизнь благо. Если нетъ блага, то знай, ч[то] ты ошибся. И тебе дано время, чтобы исправить свою ошибку, чтобы иметь радость (высшее благо) исправить свою ошибку. Только для того и есть время. Если же ты не исправишь свою ошибку, то[573] она исправится помимо твоей воли смертью.[574] Да, жизнь благо, зла нетъ. Есть только ошибки наши: общiя и наши личныя, и намъ дана радость черезъ время исправлять ихъ. А въ исправленiи ихъ и высшая радость.
————————————————————————————————————
Мы не подвинулись въ религiозн[омъ] пониманiи. Тотъ же анимизмъ, тотъ же фетишизмъ.
Для того, чтобы понять это, человеку нужно только понять, какiя въ немъ требованiя привычки и какiя требованiя его человеч[еской] природы: разума и любви, и проверить то, что стало привычными требованiями своей природы.
[575]И не требованiя разума и любви подчинять требованiямъ привычки, какъ это делается теперь, а напротивъ на основанiи требованiй разума и любви провер[ить] то, что привычно. И тогда....
Только представить себе свободн[аго] отъ привычки человека въ какомъ бы то ни б[ыло] положенiи людей нашего общества, — принадлежащаго [или] къ неимущему рабочему или, къ такъ называемому, богатому сословiю... что бы увидалъ этотъ человекъ въ томъ мiре, въ к[оторомъ] мы живемъ, не видя, не чувствуя, не понимая всего ужаса, всего безумiя нашей жизни.[576] [577]
Когда узнаешь[578] про поступокъ, а особенно когда видишь такой совершенный поступокъ, к[оторый] желалъ бы сделать, то кажется, что это я самъ делаю и испытываю радость совершенiя, считаемаго[579] хорошимъ, поступка. Но такъ какъ поступки, к[отор]ые люди желали бы совершить, различны, то и впечатленiя, получаемые отъ описанiя или вида поступка, также различны.
————————————————————————————————————
Есть фр[анцузская] поговор[ка]: Les amis de nos amis sont nos amis. [580] И потому, считая васъ близкимъ челове[комъ], радъ исполнить ваше желанiе.
Среди нашихъ чувствъ и убежденiй есть так[iя], к[оторыя] соединяютъ насъ со всеми людьми и есть такiя, к[оторыя] разъединяютъ насъ. Будемъ[581] отдаваться темъ чувствамъ и убежденiямъ, к[оторые] соединяютъ насъ всехъ проявле[нiя] вторыхъ въ слове и деле.
Будемъ же[584] утверждать себя въ такихъ убежденiяхъ и чувствахъ и руководствоваться ими въ[585] поступкахъ и, напротивъ[586] сдерживаться въ техъ чувствахъ и убежденiяхъ, к[оторыя] разъединяютъ[587] и съ осторожностью[588] руководствоваться ими въ своихъ словахъ и поступкахъ.
Примечания
1842. 1791—9. — Набросок этот несомненно представляет собою конспект рассказа Толстого «Ходынка», написанного 25 февраля 1910 г. Возможно, что приводимую запись Толстой сделал 6 февраля по рассказу И. В. Сидоркова, как об этом сообщает Д. П. Маковицкий. См. прим. 289.
1843. 17920 — 18029. Говорят, что нельзя без вина..... у самого на душе много лучше стало. — —6 апреля 1910 г. См. прим. 487.
1844. 1827—22. Есть фр[анцузская] [ка]..... проявление вторых в слов[ах] и поступках. — Запись эта является черновиком автографа на портрете, который Толстой послал приговоренному к году крепости сибирскому социал-демократу А. А. Руфину, знакомому В. Ф. Булгакова. См. письмо к А. А. Руфину от 1 августа 1910 г., т. 82 и Дневник Булгакова, стр. 274—275. Булгаков по поводу этого автографа пишет, что «надпись эта далась Льву Николаевичу не сразу, он ее несколько раз исправлял».