Записная книжка 1910 № 5

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 5.

Идетъ неперестающая борьба о Леве: простить или отплатить словомъ жестокимъ, ядовитымъ. Начинаю яснее слышать голосъ добра. Францизскъ[630]

————————————————————————————————————

Какъ легко выместить деломъ, словомъ... и какъ трудно простить.[631] [632]

————————————————————————————————————

Вера, то чему верятъ, это суеверiе. Люди предпочитаютъ веру сознанiю, п[отому] ч[то] вера тверже, также твердо, какъ обычаи, обществ[енное] мненiе определяетъ поступки, но сама вера не тверда и не движетъ духовной жизни. Она всегда неподвижна и задорна, нуждается въ обращенiи другихъ, т[акъ] к[ак]ъ основана на обществ[енномъ] мненiи. (Чемъ больше людей разделяютъ веру, темъ она тверже.) Вера есть дело мiрское, удобное условiе для телесной жизни. Духовное сознанiе (всего человечества) — дело души, неизбежное условiе разумной, хорошей жизни.

Вера всегда stationaire[633]— неподвижна, дух[овное] сознан[iе] всегда движется. — Для «верующихъ» движенiе совершается въ жизни телесной, для духовныхъ движенiе въ жизни духовной.[634]

Не могу въ душе простить Вер[у] за ея паденiя. Ясно понялъ сейчасъ всю безумную несправедливость этого, если только вспомнить свое мужское прошедшее, да и всехъ мущинъ. Да, видно, что обществ[енное] мненiе устанавливалось не женщинами, а мущинами.

Женщина ужъ потому менее, чемъ мущина достойна осужденiя, что она несетъ всю великую тяжесть последствiй — роды, ребенокъ, стыдъ, позоръ. Мущина же ничего, «не уличенъ, не — воръ». Падшая женщина[635] и родившая девушка, или какъ...... опозорена передъ всемъ мiромъ, или прямо вступаетъ въ классъ презренныхъ существъ б.....[636] Мущина же чистъ и правъ, если только не заразился.

Хорошо бы выяснить это.[637]

————————————————————————————————————

Вы спрашиваете,[638] какъ понимать такiя и такiя слова Ев[ангелiя], Откр[овенiя] или библiи, находя въ такихъ словахъ или противоречивое, или неясное, или просто нелепое. На это ваше недоуменiе отвечаю следующимъ: Читать надо Ев[ангелiе] и все книги, признаваемыя Св. Пис[анiемъ], точно также обсуживая ихъ содержанiе, какъ мы обсуживаемъ содержанiе всехъ техъ книгъ, к[оторыя] читаемъ и потому, встречая противоречивое, неясное или нелепое, не отъискивать разъясненiй, а прямо откидывать все таковое, приписывая важность и значенiе только тому, что согласно съ здравымъ смысломъ и, главное, нашей совестью.

Только при тако[мъ] отношенiи къ, такъ называемому, Св[ященному] Пис[анiю], чтенiе его и въ особенности Евангелiй можетъ быть полезно.[639]

————————————————————————————————————

Наука это богадельня или, скорее поприща успеха среди голпы, открытыя для всехъ самыхъ умственно и нравственно гупыхъ людей. Занимаясь наукой, онъ можетъ, не сознавая того, что онъ делаетъ, считая букашекъ или перечисляя книги и выписывая изъ нихъ, что́ подходитъ подъ избранную тему, можетъ или ничего не думать[640] или выдумать[641] въ томъ безжизненномъ, никому ни на что не нужн[омъ] соображенiи какую нибудь теорiю и быть вполне увер[еннымъ], что онъ делаетъ самое важное на свете дело.[642] —

————————————————————————————————————

1. Типъ ученаго

2. Типъ честолюбца

3. — корыстолюб[ца]

— верующа[го] консерватора

5. Типъ кутилы

6. — разбойника въ принятыхъ пределахъ и

7. въ непринятыхъ

8. [643]правдиваго честнаго, но въ обмане

9) Славолюб[ца] писателя

10) Соцiалиста рево[люцiонера]

11) Ухаря весельча[ка]

12) Христiани[на] полнаг[о]

13) борющаго[ся]

14).....[644]

Нетъ конца этимъ чувствуем[ымъ] мною типамъ.[645]

————————————————————————————————————

[27 июля.] Исторiя наказанiя есть постоянная его отмена.

Іерингъ.[646]Спасаясь отъ разбойниковъ случайныхъ, признаваемыхъ разбойниками, мы отдаемся въ руки раабойниковъ постоянныхъ, организованныхъ, признаваемыхъ благодетелями, отдаемся въ руки правительствъ.[647]

Человекъ сознаетъ себя Богомъ, и онъ правъ, п[отому] ч[то] Богъ есть въ немъ. Сознаетъ себя свиньей, и онъ тоже правъ, п[отому] ч[то] свинья есть въ немъ. Но онъ жестоко ошибается, когда сознаетъ свою свинью Богомъ.[648]

————————————————————————————————————

Старушка говоритъ, что мiръ и человека сотворилъ Батюшка Царь Небесный, а ученый професоръ, что происхожденiе человека есть результатъ борьбы видовъ зa существованiе и что мiръ есть тоже продуктъ эволюцiи. Разница между эти[ми] двумя воззренiями, и явно въ пользу старушки, та, что старушка своими словами о творчестве Батюш[ки] Царя небеснаго явно признаетъ, какъ въ происхождении человека — его души, такъ и въ происхождении мiра нечто непонятное, недоступное уму человеческому; ученый же професоръ хочетъ своими крошечными наблюденi[ями] и выводами изъ нихъ, хочетъ прикрыть то основное, непонятное и недоступное, что должно быть признано и отделено отъ доступнаго и понятна[го] для того, чтобы это доступное и понятн[ое] было действительно доступно и понятно.[649]

————————————————————————————————————

а видимъ, видимъ въ вещественномъ мiре законъ борьбы, свойственный животному, и потому признаемъ законъ борьбы, приписывая его человеку. Какое ужасное и грубое заблужденiе! А оно то считается мiросозерцанiемъ, свойственнымъ самымъ просвещеннымъ людямъ.[650]

————————————————————————————————————

Хорошо спросить себя: что согласишься ли ты, делая то, что ты считаешь деломъ Божiимъ — своимъ назначенiемъ, не говоря уже о личномъ счастьи, согласишься ли быть всеми осуждаемымъ и презреннымъ? Хорошо спросить себя и ответить: да, но къ счастью такого положенiя, при к[отор]омъ человекъ, делая дело Божiе, не нашелъ бы ни въ комъ сочувствiя, такого положенiя никогда не было и не можетъ быть.[651]

————————————————————————————————————

На 5-е августа.[652]

Привычка великое дело. Привычка делаетъ то, ч[то] те поступки, к[оторые] прежде всякiй разъ требовали усилiя борьбы духовн[аго] съ животн[ымъ], уже перестаютъ требовать усилiя и вниманiя, к[отор]ыя могутъ быть употреблены на следующiя въ работе дела. Это извеска, к[оторая] скрепляетъ положенные камни такъ, что на нихъ можно класть новые. Но та же благодетельная сторона привычки можетъ быть причиною величайшихъ[653] безнравственностей, когда борьба была решена въ пользу животнаго: есть людей, казнить, воевать, владеть землей пользоваться проституцiей и т. п.[654] [655]

————————————————————————————————————

Да, вера, суеверiя, фанатизмъ даютъ большую силу самоотреченiя въ жизни, но происходитъ это отъ того, что устанавливается одно главное, даже единственное возможное большей частью дело жизни, дающее исполненiе всего закона жизни —: исполненiе церковн[ыхъ] законовъ, оскопленiе, самосожиганiе, уничтоженiе неверныхъ и т. п. —

Безъ веры суеверiя для исполненiя закона Бога нужно не исполненiе чего либо одного определеннаго, a решенiе всехъ самыхъ различныхъ вопросовъ жизни на основанiи общаго закона Бога: — любви. И такая деятельность не даетъ такихъ яркихъ проявленiй, какъ первая.[656]

Чемъ больше самоотреченiя, темъ труднее удержаться въ смиренiи, и на оборотъ.[657]

1 Ав. Слова умирающаго особенно значительны. Но ведь мы умираемъ всегда и особенно явно въ старости. Пусть же помнитъ старикъ, что слова его могутъ быть особенно значительны.[658]

————————————————————————————————————

Онъ бросился на колени, плакалъ, причиталъ, прос[илъ] Б[ога] научить, спасти его, но въ глубине души чувствовалъ,[659] что это все вздоръ и никто не слышитъ его.[660],[661]

Какая ужасная или, скорее, удивительная дерзость или безумiе техъ мисiонеровъ, к[оторые], чтобы цивилизовать, просветить «дикихъ», учатъ ихъ своей церковной вере.[662]

————————————————————————————————————

То, ч[то] мы называемъ мiромъ, слагается изъ двухъ частей: изъ сознанiя и того, чтò сознается. Не б[ыло] бы сознанiя, не б[ыло] бы мiра; но нельзя сказать, что не б[ыло] бы мiра — не б[ыло] бы сознанiя. (Такъ ли?)[663]

————————————————————————————————————

Часто на словахъ говоришь, ч[то] съ человекомъ нельзя говорить о вещахъ, недоступныхъ ему, но на деле не удержишься и часто совершенно безполезно тратишь слова и раздражаешься за то, ч[то] тебя не понимаетъ тотъ, кто не можетъ понять.[664]

состоянiе — сумашествiе.[666] Таково положенiе многихъ женщинъ, жившихъ съ детства законно эгоистич[еской] жизнью, потомъ эгоист[ической] семейной, животной любовью, потомъ эгоистич[еской] супружеской любовью, потомъ материнствомъ и потомъ, лишившись семейной внеэгоистич[еской] жизни: детей, остающих[ся] съ разсудкомъ, но безъ любви всеобщей въ положенiи животнаго. Положенiе это ужасно и оч[ень] обыкновенно.[667]

————————————————————————————————————

1 Деньги за произв[едения.]

2 Не лгать о зак[оне] Б[ога.]

3 Искать вину не вне себя, а въ себе

————————————————————————————————————

5 Aв. Ты хочешь служить другимъ, работникъ хочетъ работать. Но для того, чтобы съ пользой работать, нужно иметь орудiе, и мало того — иметь, надо чтобы орудiе б[ыло] хорошо. Что же ты съ своими свойствами, характеромъ, привычками, знанiями, представляешь ли ты изъ себя хорошее орудiе для служенiя людямъ? Служить надо тебе не людямъ, но Богу, и служ[енiе] Ему ясно определено. Оно въ томъ, чтобы ты увеличивалъ въ себе любовь. Увеличивая же въ себе любовь, ты не можешь не служить людямъ и будешь служить такъ, какъ это нужно и тебе, и людямъ, и Богу.[668]

————————————————————————————————————

Несчастенъ не тотъ,[669] кому делаютъ больно, а тотъ, кто хочетъ сделать больно другому.[670]

————————————————————————————————————

Всякiй человекъ всегда находится въ процессе роста, и потому нельзя отвергать его. Но есть люди до такой степени чуждые, далекiе въ томъ состоянiи, въ к[оторомъ] они находятся, что съ ни[ми] нельзя обращаться иначе, какъ такъ, какъ обращаешь[ся] съ детьми — любя, уважая, оберегая, но не становясь съ ними на одну доску, не требуя отъ нихъ пониманiя того, чего они лишены. Одно затрудняетъ въ такомъ обращенiи съ ними это то, что вместо любознательности, скромности детей, у этихъ детей равнодушiе, отрицанiе того чего они не понимаютъ, и главное, самое тяжелое — самоуверенность.[671]

————————————————————————————————————

Сама же держится и распространяется толь[ко] благодаря этому правительству.[672]

————————————————————————————————————

Редко встречалъ человека более меня одареннаго всеми пороками: сластолюбiемъ, корыстолюб[iемъ], злостью, тщеславiемъ и, главное, себялюбiемъ. Благодарю Бога за то, ч[то] я знаю это, виделъ и вижу въ себе всю эту мерзость и все таки[673] борюсь съ нею. Этимъ и объясняется успехъ моихъ писанiй.[674]

Записная книжка 1910 № 5

И[675] одуренiе это особенно сильно и неизлечимо, п[отому] ч[то] люди не видятъ, не хотятъ, не могутъ видеть его. А не хотятъ, не могутъ видеть, п[отому] ч[то] вполне довольны собой, своимъ положенiемъ. Мы въ эволюцiи, въ прогрессе. У насъ аэропланы, у насъ[676].... подводныя лодки.... Чего же еще? Вотъ дай срокъ, и все будетъ прекрасно. И въ самомъ деле, нельзя не восхищать[ся] — не мыслящимъ людямъ — аэроплан[ами] и т. [п.]...... Къ чему нибудь да появились они. А появились они, п[отому] ч[то][677] 0,99 рабовъ делаютъ то, чтò велятъ 0,01 и, правда, что делаются чудеса. И люди верятъ, ч[то] чудеса эти нужны, и потому не могутъ, не хотятъ изменять жизнь, производящую эти чудеса. Чудеса поддерживаютъ дурную жизнь. Дурная жизнь производитъ чудеса. Разве можно улучшить жизнь, продолжая жить дурно. Одно нужно: поставить на первое место нравственныя требованiя, а поставь на первое место нравств[енныя] требованiя, и тотчасъ уничтожатся аэропланы и.....[678]

Масарикъ писалъ: Дело не въ томъ, что нетъ религiи, а есть глупая, ложная религiя. — Религiя прогресса. И пока она не уничтожит[ся], нетъ исправленiя. Вера въ эволюцiю, а потому «служить». Получаю письма. Самоуверен[ность] общая, здесь самоувер[енность] частная. Служить тому, что мы знаемъ и чего хот[имъ]. Религiя же истинн[ая] въ томъ, чтобы служить тому, чего мы не знаемъ. А мы хотимъ служить, какъ мы хотимъ и какъ служимъ. И что дальше, то все хуже, но говор[имъ]: пройдетъ!

Намъ нужна вера въ эволюцiю.[679]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Если ужъ говорить о Б[оге], Боге Творце, то Б[огъ], сотворившiй по ихъ понятiю человека, не могущаго понимать иначе какъ при ограниченiи пространства и времени, этотъ Богъ, по ихъ понятiю, находится тоже въ пространстве и времени, т. е. вездесущъ (пространство) и веченъ (время).[681]

Оч[ень] хорошо.

————————————————————————————————————

Сначала кажется, что жить только передъ Б[огомъ] не твердо, мало, искусственно, неестественно. А только попытайся жить[682] такъ и увидишь, какъ легко и твердо и естественно. Ведь все такъ то.

Не для того ли и дана человеку жизнь во времени, чтобы онъ могъ утвердить себя въ жизни въ Боге?

Разве не то же самое, когда люди живутъ только передъ людьми: политическ[iе] деятели, ученые, художнн[ки]. Какъ ни пусты все эти деятельности, какъ ни сомнительны ихъ результаты, люди отдаютъ имъ всю жизнь. То какже не отдать всю свою жизнь на деятельность для души, всегда плодотворную, всегда свободную и всегда вознаграждаемую?[683]

1) Герасимъ

2) Кандау[ровъ]

3) Сем. Вл.

4) Ершовъ

5) Хролковъ

————————————————————————————————————

Саше взять день[ги] и раздать по 3—60 на душу.

————————————————————————————————————

Въ 112 выехать верховымъ.

————————————————————————————————————

Помоги мне,[684] Источникъ нашей жизни, Духъ всемiрный, помоги мне хоть на последокъ жить въ этомъ поганомъ моемъ теле жить только передъ Тобой и для Тебя.[685]

————————————————————————————————————

Какъ легко простить кающагося, смиреннаго — и какъ трудно потушить въ себе rancune[686] недоброжелательство къ оскорбившему тебя самоуверенному, довольному.[687] А[688] такихъ то и важно выучиться прощать.[689]

10 Авг. Въ первый разъ вчера, когда писалъ письмо Гале Ч[ертковой], почувствовалъ свою виноватость во всемъ и естественное желанiе просить прощенiя (Фран[цискъ] Асиз[скiй]) и сейчасъ, думая объ этомъ, живо чувствую «радость, эту почти, совершенную». Какъ просто, какъ легко, какъ освобождаетъ отъ тщеславiя, какъ облегчаетъ отношенiя съ людьми! Ахъ, если бы это не былъ самообманъ и удержалось бы![690]

Любовь есть сознанiе себя проявленiемъ всего — сознанiе единства себя и Всего — любовь къ Б[огу] и ближнему.[691] [692]

Если сознаешь себя смиреннымъ, то перестаешь быть смиреннымъ.[693]

Въ письмо прибавить:

1) о загробной жизни,

2) писанiе и разумъ.

Кому же изъ двухъ верить?

————————————————————————————————————

Полезно практиковать, прiучать себя къ поступкамъ,[694] когда одинъ на одинъ, такимъ, к[отор]ые не сделаешь при людяхъ — не убить муху, не обругать въ душе.... и такимъ, когда на людяхъ, к[оторые] желалъ бы скрыть отъ людей.[695]

————————————————————————————————————

асфальтъ

————————————————————————————————————

Богъ это сама въ себе та духовная сила, к[отору]ю я знаю въ себе.[696]

————————————————————————————————————

Самоотреч[енiе]. 12 авг. К[ругъ] Ч[тенiя]. Эпиктетъ.

————————————————————————————————————

Ед[иную] З[аповедь] послать полную.

————————————————————————————————————

Изменить 2, 3, 4 отделы въ Предис[ловiи.]

————————————————————————————————————

Суеверiя половой любви, патрiотизма.[697]

————————————————————————————————————

Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любитъ.[698]

————————————————————————————————————

Вместо того, чтобы учиться жить любовной жизнью, люди учатся летать. Летаютъ очень скверно,[699] но перестаютъ учиться жизни любовной, только бы выучиться хоть кое какъ летать. Это все равно, какъ если бы птицы перестали[700] летать и учи[ли]сь бы бегать или[701] строить велосипеды и ездить на нихъ.[702]

[16 августа.] × Люди отдадутъ детей въ гимнадзiю, где ихъ учатъ З[акону] Б[ожiю], т. е. въ корне извращаютъ ихъ понят[iя] и развращаютъ ихъ нравственно, и родители эти потомъ наивно спрашиваютъ: что нужно делать, чтобъ хорошо[703] воспитать детей? Все равно, какъ если бы человекъ высеялъ свои семена на землю, заросшую сорными травами и спрашивалъ бы пот[омъ][704], что надо сделать для того, чтобы хорошо возрастить эти, высеянныя въ сорную траву семена? Происходитъ это отъ того, что люди въ деле воспитанiя приписываютъ важность чему хотите — ореографiи, исторiи, пенiю, латин[скому] языку, чему хотите, но только не тому одному, чтò одно важно, т. е. не катехизису и т. п., а истинному закону Божiю, т. е. объясненiю смысла жизни и установленiю вытекающаго изъ него нравствен[наго] руководства. Мало того, что не приписываютъ важности, но зная несомненно, что все то, чтò обязательно преподается въ казенныхъ заведенiяхъ подъ именемъ З[акона] Б[ожiя], есть явный обманъ и ложь, родители все таки отдаютъ детей въ эти заведенiя. Вообще главное правило въ деле воспитанiя не только у насъ, но и везде, по моему, въ неделанiи, т. е. въ томъ, чтобы воздерживаться насколько возможно отъ деятельнаго — не говорю уже насильствен[наго], но какого бы то ни было воздействiя на детей,[705] какъ наприм[еръ], отдача ихъ въ казенное заведенiе или принудительное обученiе. Деятельность же воздействiя воспитатель долженъ позволять себе не по разсужденiю, не по советамъ чужихъ людей, не по теорiямъ, а только тогда, когда[706] они всемъ существомъ чувствуютъ, что не могутъ поступать иначе. Правило это, неделанiе, само собой разумеется, допустимо только тогда, когда сами родители живутъ духовной жизнью, т. е.[707] сами нравственно совершенствуются.

Хожу и думаю о томъ, какое состоян[iе] у детей Сухот[иныхъ], сколько шаговъ кругомъ парка. Буду ли сейчасъ по приходе пить кофе. И мне ясно, что и моя ходьба, и все эти мысли — не жизнь. Чтò же жизнь? И ответъ я знаю только одинъ: Жизнь есть освобожденiе духовнаго начала — души отъ ограничивающая ее тела. И потому явно, что те самыя условiя, к[отор]ыя мы считаемъ бедствiями, несчасть[ями], про к[отор]ыя говоримъ: это не жизнь, что это самое только и есть жизнь или, по крайней мере, возможность ея. Только при техъ положенiяхъ,[708] к[оторыя] мы называемъ бедствiя[ми] и при к[отор]ыхъ начинается борьба души съ теломъ и является возможность жизни и[709] самая жизнь, если мы боремся сознательно и побеждаемъ, т. е. душа побеждаетъ тело.

Временная жизнь въ пространстве даетъ мне возможность сознавать свою вневременность, независимость[710] отъ времени и пространства. Если бы не было движенiя во времени и[711] вещества въ пространстве, я бы не могъ сознавать свою безтелесность и вневременность — не было бы сознанiя.

Только[712] сознанiе своего неизменяющагося, безтелеснаго[713] себя даетъ возможность постигать тело, движенiе, время, пространство. И только движенiе вещества во времени и пространстве даетъ возможность сознавать себя. Одно определяетъ другое. (Не хорошо).[714]

————————————————————————————————————

Въ предисловiе Н[а] К[аждый] Д[ень] о Боге.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Внешнiй мiръ есть только[716] вещество въ движенiи.[717]

Для того чтобы было движенiе вещества, необходима отделенность предметовъ вещества. Отношенiя предметовъ вещества между собою определяются мерами пространства. Отношенiя движенiя предметовъ определяются мерою времени.[718]

————————————————————————————————————

Всемъ равно.[719]

Плохо коли богатымъ не стыдно, a беднымъ завидно. Хорошо тогда, когда богатымъ стыдно, a беднымъ не завидно.[720]

Я могу сознать то, что мне хочется есть, могу сознать и то, что мне хочется сердиться.

Кто же сознаю[щiй]?[721]

————————————————————————————————————

Ехали кузены съ няней, захватила мятель, заехали въ избу. Ребенокъ плачетъ, молока нетъ, другiе обступили. Няня поитъ детей.

Н[яня] даетъ чай, молоко.

Дети не едятъ.

Т[аня.] Не могу. М[ика.] И я тоже.

Таня отдаетъ свое и Мика тоже. Себе оставь. Т[аня.] Не хочу.

М[ика.

Н[яня.] Всехъ не накормишь.

М[ика.] A разве ихъ мн[ого]?

Хоз[яйка.] Да все почитай.

Т[аня.] Не можетъ быть, все голодны. Я хочу посмотреть.

Х[озяйка.] Да что смотреть. Вотъ они. (Входитъ баба, за ней ребята).

М[ика] и Т[аня] несмотря на протесты няни, отдаютъ и молоко, и хлебъ, и конфе[ты].

Т[аня.] Неужели все такъ?

Х[озяйка.] А то какже? Где возьмешь?

М[ика] (къ няне). Няня, это правда?

Н[яня.] Не наше это съ вами дело, а вы кушайте.

Т[аня] (энергично). Не буду, не буду, и дома не буду, пока у всехъ будетъ.

М[ика.] И я тоже.

Н[яня.] Всехъ нельзя уравн[ять]. Вамъ Богъ далъ.

Т[аня.] Отчего же онъ не далъ имъ.

Н[яня.] Это не намъ судить, такъ Богу угодно.

Т[аня.] Богу? Зачемъ же Ему такъ угодно?[722] (Со слезами). Злой Б[огъ], гадкiй Б[огъ]. Не буду ему за это никогда молиться.

М[ика.] И я тоже.

Н[яня

М[ика.] И скажи. Мы решили и все. Не надо.

Н[яня.] Чего не надо?

М[ика.] А того, чтобы у однихъ б[ыло] много, a у другихъ ничего.

Таня.] И я говорю: коли Б[огъ] такъ сделалъ, такъ злой онъ. Не буду Е[му] молиться. Злой, злой, нехорошiй Богъ.

М[ика.] А можетъ онъ нарочно.

Т[аня.] Нетъ, злой.

Ст[арикъ] съ печки. Ахъ, ребятки, ребятки. Хорошiе вы ребятки, да неладно говорите.[723]

(Дети удиви[ли]сь, смотр[ятъ] стараго худаго старика.)

[Старикъ.] Богъ не злой, Б[огъ] добрый, Богъ всехъ любитъ. А что одни куличи едятъ, а у другихъ хлеба нетъ, это не Онъ, а люди сделали. — Забыли люди Б[ога], вотъ такъ и сделали. А живи люди по божьи, у всехъ бы было.

Т[аня.] А какже надо[724] сделать, чтобъ у всехъ было?

М[ика.] Только скажи, я такъ и сделаю, когда вырас[ту] большой.

Ст[арикъ.] А такъ надо делать, чтобы лишняго не брать, а съ нищимъ делиться.

Т[аня.] Сделаю, сделаю такъ.

М[ика.][725] Я[726] прежде тебя сказалъ, что сделаю, чтобъ никого бедныхъ не б[ыло].

Н[яня.] Ну будетъ пустое болтать, кушайте последнее молоко.

М[ика] и Т[аня.] Не будемъ, не будемъ и не будемъ.

Т[аня

М[ика.] И я. Непременно.

Ст[арикъ.] Ну, детки, молодцы. Ужъ мне не видать, какъ жить станете, когда вырастите. А помогай Богъ.

Т[аня.] И буду, и буду, и буду. Что хотятъ делаютъ, а я буду.

М[ика.] И я тоже.

Ст[арикъ.][727] Я то уже, видно, оттелева на васъ полюбуюсь. Смотрите не забывай[те].

Т[аня.] Не забудемъ.

М[ика.] Ни за что.

————————————————————————————————————

Церковники и правительство съ спокойн[ымъ] духомъ передаюсь народъ — «науке».[728]

————————————————————————————————————

Въ «Всемъ равно» изображать характ[еры] какъ крестьянъ, такъ и богатеевъ.

————————————————————————————————————

Во «В[семъ] Р[авно]». Какъ умори[ли] девочку подъ хлороформомъ.

————————————————————————————————————

Духовенство и сознательно и преимущественно безсознатель[но] старается для своей выгоды держать народъ въ дикомъ суеверiи.[729]

Понятiе греха и совершенiе поступковъ, и воздержанiе отъ поступковъ не ради выгоды или славы людской, а во имя греха есть необходимое условiе истинно человеческой разумной, доброй жизни. Люди, живущiе безъ понятiй греха и безъ воздержанiя отъ греха, живутъ одной животной жизнью. А такъ живутъ[730] все, такъ называем[ые], просвещенные люди.[731]

————————————————————————————————————

[] Былъ царь молодой, красивый, здоровый, богат[ый], все у него было. И нечего б[ыло] желать и стало ему скучно.[732] И виделъ онъ только молодыхъ, здоровыхъ. И пошелъ онъ гулять и видитъ старика.

— Что это такое? Видитъ мертвое тело. Это что?

И я такой буду? И со мн[ой] тоже будетъ? — Да. Пришелъ домой еще скучнее.

Зачемъ жить? — —

— Что тебе весело?

— И какъ весело. Лучше нèкуда.

— И всегда?

— Всегда. Все есть, хорошо кормятъ, работа легкая. Наработую, песни пою, заботы нетъ, съ товарищами играю...

Ст[арецъ.] Ты говоришь, работникъ веселъ. Спроси у него, отъ чего?

— Спросилъ, онъ говор[итъ].....[733]

— Отъ того, что ты свою должность забылъ.

— Да какая же[734] моя должность? Я царь, а не работникъ.[735]

— Неправда, ты человекъ. A всякiй челове[къ] работ[никъ].

— У кого же я работникъ?

— У кого? У Бога, Онъ тебе[736] жизнь далъ и даетъ. Кормитъ, поитъ, радуетъ. Его ты и работникъ, Ему долженъ и работать.

— Что?

— Что? Его работу, Его дело.[737] A дело Его въ томъ, чтобы всемъ намъ б[ыло] хорошо жить. Вотъ и[738] служи Ему. Делай Его дело.

— Какъ?

— Какъ? Люби людей, всехъ людей, служи имъ.

— Ну, а какже старость и смерть?

— Только делай, что Онъ велитъ, служи Ему и не увидишь ни старости ни смерти.

— Что же делать?

— A[739] сделай такъ, чтобы не тебе служили люди, а ты бы служ[илъ].

— Какъ это сделать?

— Уйди изъ дворца, поди вотъ къ[740] такому человеку и живи у него въ работникахъ, учись работать. Сделай такъ и проживи лето, и потомъ приди ко мне и скажи, какъ прож[илъ]. Если хорошо, оставайся; худо, то вернись къ себе.

Царь поверилъ и пошелъ домой и сказалъ жене, что онъ хочетъ уйти изъ двор[ца] и жить въ деревне, самому работать.

и когда пришелъ къ старцу, то скавалъ, что[744] ему такъ хорошо, какъ никогда не было, что онъ сталъ песни петь.

————————————————————————————————————

Это не любовь: любовь уважаетъ, веритъ, желаетъ блага, любитъ то, чтò любитъ любимый, забываетъ себя ради блага любимаго. А когда не уважаешь, неверишь, не желаешь блага, не любишь, а не[на]видишь то, что онъ любитъ, когда помнишь только про себя, то это не любовь, а[745] ревность, требованiе любви къ себе — чувство самое противуположное любви и очень близкое къ ненависти, и часто переходящее въ нее.[746]

————————————————————————————————————

К[ъ] сказке. Какъ онъ сталъ раздавать, какъ пришелъ обманщикъ, вокр[угъ] него стала вражда, ненави[сть], пересталъ давать, ненав[исть], зависть. — Старецъ велелъ уйти къ бабке. Какъ онъ скосилъ вдове до зари и какъ зап[елъ] песню.

————————————————————————————————————

Странная моя судьба и странная моя жизнь! Едва ли есть какой бы ни было забитый, страдающiй отъ роскоши богат[ыхъ] беднякъ, [который бы] чувствовалъ и чувствуетъ всю несправедливость, жестокость, безумiе богатства среди бедности такъ, какъ я, а между темъ я то и живу и не могу, не умею, не имею силъ выбраться изъ этой ужасной мучающей меня среды. — Особенно живо чувствую[747] это теперь у Мих[аила] Сер[геевича] именно п[отому], ч[то] онъ порядочный, благообразный насильникъ — (разумеется, не виноватый въ томъ, ч[то] не чувствуетъ).

Можетъ быть, это мое положенiе затемъ, чтобы я сильнее,[748] безъ примеси зависти и озлобленiя, а съ чувствомъ раскаянiя и стыда сознавалъ бы это и яснее, живее высказалъ бы всю ложь, весь ужасъ этого положенiя. Сейчасъ у скотной голые оборван[ные], грязные дети и дома Таничка малень[кая], чистенькая съ нянями, игрушка[ми], сластями, заботами о росте Танички. Да, только бы далъ Богъ силы обличить громко, сильно, такъ, чтобы услыша[ли]. Помоги Богъ (29 Авг. утро на гуляньи).

Смотрю — голыя дети. Вшивый, грязи[ый] старикъ въ черной избе, богатый владе[лецъ] нанимаетъ нищихъ за нищенскую плату, солдатъ: «такъ точно». Табунщикъ пьетъ и съ гордостью говор[итъ] про это. У мальч[иковъ] нетъ книгъ. Учитель учитъ тому, что считаетъ дурнымъ. Продавецъ водки. Сенаторъ присуждаетъ. 180 т[ысячъ] въ тюрьм[ахъ],[749] милiонъ въ солдатахъ. Милiардъ рублей съ народа. Отчего? Отчего лож[ная] рел[игiя]? Отчего все это? Отъ чего? Одинъ ответъ — отъ того, что нетъ веры. A нетъ веры п[отому], ч[то] те, кто жив[етъ] неправдой, боятся истинной веры. —

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

И не только не учатъ правде, но разрушаютъ ту правду, съ к[оторой] родятся дети, обучая ихъ сознательно лжи.

————————————————————————————————————

Жизнь безъ пониман[iя] ея, т. е. безъ религiи, есть то, ч[тò] называется сумашествiемъ. Когда же оно совокупное, поддерживаемое многими, оно становится особенно твер[до] и смело проявляется. Мало того, при такомъ совокупномъ сумашеств[iи] люди здравые считают[ся] сумашедшими или преступниками и запираю[тся] въ желтые дома или казнятся.

————————————————————————————————————

Я — мой духъ, я кончаетъ жить въ моемъ теле, но тотъ же мой истинный я, мой духъ живетъ въ людяхъ, и я живу и буду жить этимъ живущимъ въ другихъ духомъ. «Но не моимъ». То то и хорошо, что не моимъ.[752]

————————————————————————————————————

Говорятъ: въ смерти ужасно потеря сознанiя. Но ведь сознанiе это личность, это то мешаетъ слiянiю со Всемъ.

————————————————————————————————————

[1 сентября.] Отецъ мой Богъ,[753] Помоги.[754]

————————————————————————————————————

Хочу быть доброй и быть всемъ довольной, ни съ кемъ не ссориться, всехъ, всехъ любить, всемъ, съ кемъ ни сойдусь, делать Добро.[755]

Знаю, что ты, Богъ, хочешь, чтобы все люди любили другь друга. И я хочу любить всехъ, хочу ни съ кемъ не ссориться, ни на кого не сердиться, думать больше о другихъ, чемъ о себе, не брать всего, отдавать другимъ, чего себе хочется. Хочу жить такъ, да забываю и сержусь, и ссорюсь, и о себе пом[ню], а объ другихъ забываю. Помоги мне, Богъ, всегда помнить тебя и то, че[го] Ты хочешь, и быть доброй со всеми, со всеми людьми на свете.[756]

————————————————————————————————————

Сначала кажется что движусь я, «ego» — со всемъ мiромъ, но чемъ дальше живешь, темъ яснее становится, что движусь не я,[757] а «я» неподвиженъ, а движется мимо него мiръ, освобождая его отъ обмана своей подвижности (не вышло).[758]

————————————————————————————————————

— божественность, темъ яснее онъ понимаетъ свою неподвижность и обманъ своего движенiя во времени.[759]

————————————————————————————————————

[2 сентября.] Да, сначала кажется, что мiръ движется во времени и я иду вместе съ нимъ, но чемъ дальше живешь и чемъ больше духовн[ой] жизнью, темъ яснее становится, что мiръ движется, а ты стоишь. Иногда ясно сознаешь, иногда опять впадаешь въ заблужденiе, что ты движешься со временемъ.[760] Когда же понимаешь свою неподвижность — независимость зависимость отъ времени, понимаешь и то, что не только мiръ движется, а ты стоишь, но съ мiромъ вместе движется твое тело: ты седеешь, беззубеешь, слабеешь, болеешь, но это все делается съ твоимъ теломъ, съ темъ, что[761] не ты. А ты все тотъ же — одинъ и тотъ же всегда, 8-летнiй и 82-летнiй. И чемъ больше сознаешь это, темъ больше сама собой переносится жизнь вне себя въ души другихъ людей.[762] Но не это одно убеждаетъ тебя въ твоей неподвижн[ости], независимости отъ времени — есть более твердое сознанiе того, что я, то, чтò составляетъ мое я, независимо отъ времени, одно, всегда одно и несомненно есть. Это[763] сознанiе своего единства со Всемъ, съ Богомъ.[764]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Гаврилъ Мартыновъ.

————————————————————————————————————

Яковъ Гавриловъ.

————————————————————————————————————

Разве бы я могъ, удержавъ память, бòльшую часть духовнаго вниман[iя] направлять на сознанiе и поверку себя.[765]

Хорошо: я неподвижно, но оно освобождается, т. е. совершается процессъ освобожденiя, а процессъ непременно совершается во времени. Да,[766] то снятiе покрововъ, к[отор]ое составляете освобожденiе, совершается во времени, но я всетаки неподвижно. Освобожденiе сознанiя[767] совершается во времени: было больше, стало меньше, или б[ыло] меньше стало — больше сознанiя. Но само сознанiе одно неподвижно, оно одно ЕСТЬ.[768]

————————————————————————————————————

Тщеславiе, желанiе славы людской основано на способности переноситься въ мысли, чувства другихъ людей. Если челов[екъ] живетъ одной телесной, эгоистической жизнью, эта способность будетъ использована имъ опять та[ки] для себя, для того чтобы, догадываясь о мысляхъ и чувствахъ людей, вызвать въ нихъ похвалы, любовь къ себе. Въ человеке же, живущемъ духовной жизнью, способность эта вызоветъ только[769] состраданiе другимъ, знанiе того, чемъ онъ можетъ служить людямъ — вызоветъ въ немъ любовь. Я слава Б[огу], испытываю это.

————————————————————————————————————

Никогда не испытывалъ въ сотой[770] доле того состраданiя, состраданiя до боли, до слезъ, к[оторое] испытываю теперь, когда хоть въ малой степени стараюсь жить только для души, для Б[ога].[771]

————————————————————————————————————

— мера вещества, (Время — мера движенiя). —

Если я говорю, ч[то] вещество твердо, то я говорю только то, ч[то] оно тверже другаго менее твердаго: железо тверже камня, камень — дерева, дерево — глины, глина — воды, вода — воздуха, воздухъ — эфира, эфиръ — чего?[772] Все это меры твердости по отношенiю нуля твердости, к[оторый] я знаю въ себе. Тоже съ пространствомъ. Сирiусъ дальше солнца, сол[нце] — земли, зем[ля] — луны, луна — Сибири, Сибирь —Моск[вы], и такъ до моей руки, моего тела, до нуля разстоянiя, к[оторый] я знаю въ себе. Опять тоже въ движенiи — времени. Геологич[ескiе] первороды раньше растенiй, растенiя раньше живот[ныхъ], животн[ыя] раньше челове[ка], Египтяне раньше Евр[еевъ], Евр[еи] — Грековъ, и такъ далее до[773] нуля времени[774] во мне, тоже до нуля движенiя во времени, к[оторый] я знаю въ себе. И потому есть и реально только то, ч[то] безтелесно — внепространственно и неподвижно, т. е. вневременно. И это есть то самое, чтò я сознаю собою. Дурно выра[зилъ], но хорошо.[775]

————————————————————————————————————

Материнство для женщины не есть

————————————————————————————————————

Самый глупый человекъ это тотъ, к[оторый] думаетъ, что все понимаетъ. Это особый типъ.[777]

————————————————————————————————————

Думать и говорить, что мiръ произошелъ посредствомъ эволюцiи, или что онъ сотворенъ Богомъ въ 6 дней, одинаково глупо. Перв[ое] всетаки глупее. И умно въ этомъ только одно: не знаю, и не могу и не нужно знать.[778]

————————————————————————————————————

Вместо того, чтобы[779] те, на кого работаютъ, были благодар[ны] темъ, кто работаютъ — благодарны те, кто работаетъ, темъ, кто ихъ заставляетъ на себя работать. Что за безумiе![780]

Не могу привыкнуть смотреть на ея слова, какъ на бредъ, а это одно нужно. Отъ этого вся моя беда.

Нельзя говорить съ ней, п[отому] ч[то] для нея не обязательны ни логика, ни правда, ни сказанныя ею же слова, ни[781] совесть. Это ужасно.[782]

————————————————————————————————————

: чтобы люди думали, что я люблю ее. Вотъ это то и ужасно.[783]

————————————————————————————————————

Одно и только одно мы[784] несомненно знаемъ, это одно единcтвенн[о], несомненно и прежде всего известное намъ есть наше «я», наша душа, т. е. та безтелеcная сила, к[оторая] связана съ нашимъ теломъ. А потому и всякое определенiе чего бы то ни б[ыло] въ жизни, всякое знанiе въ основе своей имеетъ это одно, общее всемъ людямъ знанiе.[785]

————————————————————————————————————

Прогрессъ ни для отдельнаго человека, ни для рода человеческаго не имеетъ никакого значенiя, п[отому] ч[то] происходить во времени, к[оторое] безконечно. Прогрессъ во времени есть только необходимое условiе возможности сознанiя блага совершенствованiя.[786]

————————————————————————————————————

Худож[ественное] не могу, какъ не могу въ игрушки играть.

Примечания

2019—10. Повидимому, эта запись представляет собою вычисление Толстого, сколько на одного крестьянина придется из присланных Моодом 417 рублей, причем, вероятно, для округления взято 400 р. См. запись на стр. 203 прим. 1131 и 1880.

1879. 2023—17Запись эта послужила материалом к статье Толстого «О безумии». См. прим. 451.

1880. 2037—12. 1) Герасим..... по 3-60 на душу. — —1916), 5) Никита Яковлевич Хролков (1861—1931). По записи Д. П. Маковицкого, 31 июля Толстой ходил к своему бывшему ученику, яснополянскому крестьянину Тарасу Карповичу Фоканову посоветоваться, кому из крестьян следует раздать 417 р., присланные Моодом (см. прим. 1131). На следующий день к нему приходили три крестьянина: Т. К. Фоканов, Д. Козлов и А. Житков, которые назвали четырех крестьян, которые не нуждались в семенах ржи. Возможно, что данная запись Толстого и относится к этим крестьянам.

В дальнейшей беседе крестьяне посоветовали Толстому, во избежание нареканий, ссор и зависти, распределить всем поровну. Может быть Толстой принял их совет, что и отметил в своей Записной книжке и поручил Александре Львовне взять у С. А. Толстой присланные Моодом 417 р. и разделить их по 3 р. 60 к. на каждого сеющего рожь. См. запись: на стр. 201 и прим. 1878.

1881. 20313. В 11/2 выехать с верховым. — Возможно, что эта запись относится к проводам В. Г. Короленко, который вместе с Толстым выезжал из Ясной поляны в экипаже 7 августа в 3 ч. дня. Проводив его, Толстой пересел на верховую лошадь, отправленную заранее с В. Ф. Булгаковым. См. прим. 1158.

2046—9. В письмо прибавить..... из двух верить? — Запись относится к письму А. Мирову от 11 августа 1910 г. См. прим. 1188, 1668, 1885 и т. 82.

1883. 20417[ение]. — Повидимому, запись сделана после разговора Булгакова с Толстым 12 августа о значении самоотречения, как задачи жизни. «Лев Николаевич говорил: что самоотречение освобождает духовное начало в человеке; что бывает часто чувство, скорее, желание смерти, чем страха ее; что смерть и есть достижение идеала самоотречения». (Дневник Булгакова, стр. 293.)

1884. 20417. 12 авг. К[руг] Ч[тения] В связи со своими мыслями о самоотречении (см. предшествующее примечание) Толстой отмечает помещенную им в «Круг чтения» на 12 августа мысль Эпиктета на эту тему, Эпиктет (р. около 60 г.) — римский мудрец из рабов, мысли которого высоко ценил Толстой.

1885. 20418. Ед[иную] З[аповедь] послать полную. — Подразумевается: послать — А. Мирову (см. прим. 1882), в письме к которому Толстой писал: «... Весь закон бога, как и сказал Христос в том, чтобы любить бога всем сердцем и душою, ближнего, как самого себя. И что в этом одном весь закон бога (Мф. XXIII, 36—40). Об этом самом подробно сказано в книжке «Единая заповедь», которую и посылаю вам». См. т. 82. «Единая заповедь» — статья Толстого, написанная в 1909 г., впервые опубликована в «L Юбилейном сборнике литературного фонда 1859—1909», Спб. См. т. 38.

20419. отделы в Предисловии. — Говорится о Предисловии к «Пути жизни». Приводим слова Толстого по записи В. Ф. Булгакова в его Дневнике, от 12 августа (стр. 293—294): «В предисловии я раньше начинал с сознания в себе духовного начала. Было так: вера, потом духовное в себе, потом — духовное во всех других существах, потом бог. И так было лучше. А после я «Бог» поставил сначала. И для этого я не имел оснований, потому что бога я определяю, как само в себе, сознаваемое человеком в своей душе и во всем живом. Между тем об этом сознании я еще не говорил. Поэтому нужно будет опять поправить».

1887. 2071220919[ика.] Ни за что. — Запись представляет собою первоначальный набросок сказки, рассказанной Толстым 23 августа в Кочетах детям Тане и Мике, озаглавленной «Всем равно». См. прим. 1233 и т. 38. В записи Дневника от 23 августа сказано: «Наметил сказку».

1888. 20924—25. В «Всем равно»..... девочку под хлороформом. — Обе записи являются сюжетами задуманного Толстым произведения в виде отдельных очерков под общим заглавием «Всем равно». См. записи в Дневнике, от 23 и 24 августа под № 8, прим. 1233.

210521127. Был царь молодой, красивый..... что он стал песни петь. — Запись является до сих пор совершенно неизвестным наброском художественного произведения Толстого, публикуемого впервые.

1890. 212—10. К сказке..... запел песню. — Запись относится к вышеприведенной «сказке о молодом царе, ушедшем в работники». См. стр. 210—211 и прим. 1889.

1891. 212112138— Запись является черновиком первой главы второго варианта рассказа «Нет в мире виноватых». См. прим. 525 и 1840.

1892. 2139—10. Торговля женщин[ами]29 августа Толстой прочитал в газете «Голос Москвы», 1910, № 197 от 27 августа заметку из Сосновиц, о пограничной торговле женщинами между Пруссией и Россией. Д. П. Маковицкий в «Яснополянских записках» от 29 августа сообщает, что, прочитав эту заметку, Лев Николаевич «записал себе в Записную книжку для статьи о самоубийстве и безумии современного общества».

1893. 214—14. Отец мой бог, помоги со всеми людьми на свете. — «Молитвы детям. (Для Танички Сухотиной)», написание которой Толстой отметил 1 сентября в Дневнике, см. прим. 1275.

1894. 21514—15. Гаврил Мартынов, Яков Гаврилов. — Ктò они были, не установлено.

21525. Читает историю о Фуксе[?]. — Чтò отмечает Толстой этой записью, не выяснено.

Сноски

630.

631. Зачеркнуто: за то какъ оси[лишь]

632. Ср. Дневник от 20 июля, записъ № 2.

634. Ср. Дневник от 20 июля, запись № 3.

635. Следующие три слова вписаны между строк.

636. Многоточие в подлиннике.

637. Ср. Дневник от 20 июля, запись № 4.

638. ч[то] значатъ

639. Ср. Дневник от 21 июля, запись № 1.

640.В подлиннике: въ той безжизненной никому ни на что не нужно

641. и вместе

642. Ср. Дневник от 21 июля, запись № 2.

643. Зачеркнуто: истинно но: [ правдиваго честнаго.

644. Многоточие в подлиннике.

645. См. Дневник от 21 июля, запись № 3.

646. См. Дневник от 27 июля, запись № 1.

647.

648. Ср. Дневник от 27 июля, запись № 3.

649. Ср. Дневник от 27 июля, запись № 4.

650. Ср. Дневник от 27 июля, запись № 5.

651. Ср. Дневник от 27 июля, записъ № 6.

652.

653. Зачеркнуто: бедствiй

654. Последние шесть слов подчеркнуты вероятно рукой Булгакова.

655. Ср. Дневник от 5 августа, з

656. Ср. Дневник от 5 августа, запись № 2.

657. Ср. Дневник от 5 августа запись № 3.

658. Ср. Дневник от 5 августа, запись № 4.

659. В подлиннике по написанному до конца записи нарисован рукой Толстого круг с двумя радиусами. См. таблица между стр. 176 и 177, рисунок № 9.

660.

661. По последним написанным словам начерчен рукой Толстого, карандашом круг с двумя радиусами. См. таблица между стр. 176 и стр. 177, рисунок № 10.

662. Ср. Дневник от 5 августа, записъ № 6.

663. Ср. Дневник от 5 августа, запись № 7.

664. Ср. Дневник от 5 августа, запись № 8.

665. Полный эгоизмъ есть полное сумашествiе

666. Зачеркнуто: У женщинъ живущихъ сначал

667. Ср. Дневник от 5 августа, записъ № 9.

668.

669. Зачеркнуто: кто хочетъ

670. Ср. Дневник от 5 августа, запись № 11.

671. Ср. Дневник от 5 августа, запись № 12.

672.

673. Зачеркнуто: кое какъ

674. Ср. Дневник от 7 августа, запись № 1.

675. Написано по зачеркнутому: Да

676. подводныя лодки

677. Зачеркнуто: половина

678. Ср. Дневник от 7 августа, запись № 2.

679.

680. Ср. Дневник от 7 августа, запись № 4.

681. Ср. Дневник от 7 августа, запись № 5.

682. Зачеркнуто: только для Бога

683. плодотворной, всегда свободной и всегда вознагражденной. Ср. Дневник от 7 августа, запись № 6.

684. Зачеркнуто: Отецъ

685. «Дневник для одного себя» от 10 августа.

686. [злопамятство]

687. В подлиннике написано: самоувереннаго, довольнаго

688. Зачеркнуто:

689. Ср. Дневник от 10 августа, записъ № 1.

690. Ср. «Дневник для одного себя» от 10 августа.

691. Зачеркнуто: Какъ только

692.

693. Ср. Дневник от 10 августа, запись. № 3.

694. Зачеркнуто: такимъ

695. Ср. Дневник от 12 августа, запись № 1.

696.

697. Ср. с последней частью записи в Дневнике от 12 августа.

698. Ср. Дневник от 15 августа, запись № 1.

699. Зачеркнуто: Нетъ

700. Зачеркнуто:

701. Зачеркнуто: езд[ить]

702. Ср. Дневник от 15 августа, запись № 1.

703. Зачеркнуто:

704. Зачеркнуто: какъ

705. Зачеркнуто: Только бы не делать имъ вреднаго: Следующие 10 слов вписаны над строкой.

706. ни можетъ

707. Вымарано рукой Толстого одно неразобранное слово.

708. Зачеркнуто: техъ самыхъ; которая мы называемъ бедствiя[ми]

709. Зачеркнуто: действительн[ая]

710. Зачеркнуто: <свободу>

711. Зачеркнуто: простра[нстве]

712. Зачеркнуто: съ точки зренiя

713. сознанiя себя можно; слово себя восстановлено.

714. Ср. Дневник от 24 августа, записи №№ 1—4.

715.

716. Зачеркнуто: движенiе

717. Зачеркнуто: <Для понятiя вещества> необходимо вне п> вещества необходимо переделаны в: вещество немыслимо без пространства, движенiе не мыслимо безъ времени

718. Ср. Дневник от 24 августа, запись № 6.

719.

720. Ср. Дневник от 24 августа, запись № 7.

721. Ср. Дневник от 24 августа, запись № 9.

722. Зачеркнуто: Злой

723. Зачеркнуто:

724. Зачеркнуто: жить

725. Зачеркнуто: И я то [же]

726. Зачеркнуто:

727. Зачеркнуто: Ну

728. Ср. Дневник от 24 августа, запись № 10.

729. Ср. Дневник от 24 августа, запись № 11.

730. Написано:

731. Ср. Дневник от 4 сентября, запись № 1.

732. Последние 6 слов зачеркнуты и вновь восстановлены.

733. Зачеркнуто: <Такъ> Вотъ и тебе надо работникомъ быть

734. какже

735. Зачеркнуто: Все на меня работаютъ, — Ты гов

736. Исправлено из: Далее зачеркнуто: кормить

737. Зачеркнуто: Онъ

738. Зачеркнуто:

739. Зачеркнуто: брось царст[вовать]

740. Зачеркнуто: ко мне въ соседи <я т> тутъ умеръ мужикъ и жена, остались две девочки. Поди къ

741. Если хорошо

742. Зачеркнуто: такъ ему хор[ошо]

743. Зачеркнуто:

744. Зачеркнуто: лучше

745. Зачеркнуто: требованiе

746. «Дневник для одного себя» от 2 сентября.

747. В подлиннике далее поставлена скобка.

748. Зачеркнуто: я обличилъ всю неправду этого. Сейчасъ у скотной избы — грязныя голыя дети

749. Зачеркнуто: 1500

750.

751. Ср. Дневник от 4 сентября, запись № 3.

752. Ср. Дневник от 4 сентября, запись № 4.

753. Зачеркнуто: Знаю, ч[то] ты послалъ меня

754. делать то что ты хочешь. Буду стараться

755. Зачеркнуто: Помоги мне въ этомъ

756. Далее зачеркнуто с красной строки:

757. Зачеркнуто: и не мiръ

758. Ср. Дневник от 2 сентября, запись № 1.

759. Ср. Дневник от 2 сентября, запись № 2.

760. Но съ

761. Зачеркнуто: независимо не

762. Зачеркнуто:

763. Далее до конца абзаца написано поверх карандашной записи, от которой осталось одно слово: лошадь

764. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 1, первый абзац.

765. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 2.

766. но покровы осво

767. Зачеркнуто: своего я.

768. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 1.

769. любовь

770. Сотой переправлено из: самой; малой

771. Ср. Дневник от 15 сентября, записи №№ 3 и 4.

772. Зачеркнуто: Ноля

773. Зачеркнуто: наст

774. до настояща[го] момента

775. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 5.

776. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 6.

777. Ср. Дневник от 15 сентября, записъ № 7.

778.

779. Зачеркнуто: благо[дарить]

780. Ср. Дневник от 15 сентября, записъ № 9.

781. Зачеркнуто: нра

782. «Дневник для одного себя» от 10 сентября.

783. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 11.

784. Зачеркнуто: все

785. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 12.

786. Ср. Дневник от 15 сентября, запись № 13.