Записная книжка 1910 № 6

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 6.

Воспитанiе зиждется на религiозн[омъ] обученiи. И везде религiозн[ое] обуче[нiе] не то, ч[то] отсутствуетъ, но безъ сравнен[iя] хуже — заменяется ложью.

....«Кто соблазнитъ един[аго] изъ мал[ыхъ] сихъ».

————————————————————————————————————

Различiе настроенiй — перемен[ы] богатст[ва] натур[ы].

————————————————————————————————————

В[алентину] Ф[едоровичу]. Найти объ угожденiи телу. Вегетарьянство. Где Шопенгауера о собаке въ зеркале?

————————————————————————————————————

В[алентину] Ф[едоровичу]. Передать книжечки.

————————————————————————————————————

Душану: статисти[ка] самоуб[iйетвъ] на милiонъ и общая въ годъ.

У Душ[ана] немецкое письмо, попросить у Ч[ерткова] карто[чку].

————————————————————————————————————

1) Илья Ко[пыловъ] 2

2) Семенъ Ерш[овъ] 2

3) Фокан[овъ] 3

4) Гераси[мъ] 3

5) Ник[олай] Хр[олковъ] 2

————————————————————————————————————

[] 1 Душану Vedic Magaz[ine].

2 Саше — Ив[ану] Ив[ановичу], ч[то] окон[чилъ].

3) Одеяло подши[ть].

Правда ли Копыловъ?

Кто Мих. Ив.?

Клепка? [787]

Правда ли пр[екратили] газету?

Китайца камнемъ и убиваютъ?

Откуда деньги для проезда въ Кишиневъ?

Явка?

Граница?

216 стр. Когда въ тюрьму?

Въ Берлин[е] откуда деньги?

Въ Англi[и], Америк[е] откуда?

317. Грецiи [?] чудов. неясно.

Зачемъ неразбериха?

Ангелъ?

————————————————————————————————————

Переписку о нравствен[номъ] преподаванiи.

————————————————————————————————————

Правда.

Суеверiя[788] мешаютъ доброй жизни. Освобождаетъ отъ суеверiй только правдивость, не только передъ людьми, но и передъ самимъ собой.[789]

Въ книжке Смиренiе есть мысль: о томъ, что человекъ всегда одинаково удаленъ отъ совершенства. Мысль эта должна быть выражена такъ:

Если человекъ стремится къ Богу, то онъ никогда не можетъ быть доволенъ собою. Сколько бы онъ ни подвинулся,[790] онъ чувствуетъ себя всегда одинак[ово] удаленнымъ отъ совершенства, такъ какъ совершенство безконечно.

Ив[ану] Ив[анович]у: Нельзя ли включить въ Смиренiе 2-е изъ 29 Авг. (Вишну Пурана) и въ Правду внести 8-е изъ 29 же Авг. (Эмерсонъ)

Душану. О L’ére nouvelle.

Просить дать адресъ Edward Р. и заплатить за полученiе и прислать Qu’est ce qu’un anarchiste.

Составить книгу объ отказавшихся Булгак[ову.] Хлебы месить — закваска съ вечера.

Рано месить.

На лопату хлебы.

————————————————————————————————————

Стирка. Подъ пятницу. Въ субботу моются.

Корову на зорьку, а потомъ доить.

Овецъ моютъ и стригутъ два paзa.

Дети тряпки, кромку отъ сукна.

Перемычка до крещенiя.

Портки до 3-хъ летъ.

Девочка с 7, 8 летъ сарафанчикъ ситцевой, кафтанчики редки.

Фуражки, шапки.

Весна — холсты.

Полокъ.

Чай чугунокъ.

Похлебкой мыла ребенка.

————————————————————————————————————

Лапша въ праздн[икъ], пшеничная и черная.

Больной лежитъ на полу въ[791] избе.

————————————————————————————————————

Рожанице на солом[е] и дерюжка — попонка.

————————————————————————————————————

Топятъ соломой, или хворостъ рубятъ бабы.

Мыломъ моются редко.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Кателку[792] жуетъ. Завязываетъ соску въ тряпочку, завязываетъ ниткой. — Соска до году, или изъ каши жуютъ.

————————————————————————————————————

Живутъ съ женами до конца.

После родовъ пьютъ.

Главн[ое] украшен[iе] платки.

Стирка две недели.

Прусаки тараканы.

————————————————————————————————————

Не узнаю, только сознаю.

————————————————————————————————————

Передъ челов[екомъ], передъ Б[огомъ].

И это все делается спокой[но], самоуверен[но] добрыми людьми?

Дома сказку о Фук

————————————————————————————————————

Эпиграфъ къ Д[етской] Мудр[ости] МФ XI, 25, 26.

————————————————————————————————————

Къ[793] письму о непрот[ивленiи).[794] «И Хрис[тосъ] сказалъ тоже, когда говорилъ о томъ, что бремя его легко и иго Его благо».

————————————————————————————————————

п[отому] ч[то] такiе люди достигнутъ совершен[ства] и <уничтожится жизнь>.

[795]Представить себе жизнь людей несовершенныхъ, такихъ, каковы мы, безсмертными безъ способности совершенствованiя — былъ бы адъ. Нельзя также представить себе жизнь людей[796] несовершенныхъ, но совершенствующихся и вместе съ темъ безсмертныхъ, — нельзя, п[отому] ч[то],[797] совершенствуясь вечно, люди достигли бы совершенства и не было бы жизни.[798]

Нужно стало быть, для того, чтобы б[ыла] жизнь, именно то, ч[то] есть: [799] рожденiе и смерть существъ несовершенныхъ, но способныхъ къ совершенствованiю. Способность же совершенствованiя даетъ всякому смертному и несовершенному человеку, полагающему въ этомъ совершенствованiи свою жизнь, постоянное, при какихъ бы то ни б[ыло] условiяхъ неотъемлемое благо.

Есть то самое, что даетъ смыслъ и благо человеческой жизни.

————————————————————————————————————

Письма Поссе, Ч[ерткову] и Копы[лу][800].

Ив[ану] Ив[анович]у[801] не: нетъ зла и нетъ смерти, а зло и смерть.

————————————————————————————————————

19 Окт[ября.] О смысле жизни: Вступленiе и заключенiе.

И тоже вступлен[iе] и заключен[iе]. 26 Окт[ября].

Любить ближн[яго] Левитъ XIX, 18 и галатамъ V, 14.

Примечания

1896. 2194. Кто соблазнит един[ого] из мал[ых] сих. — Текст взят из «Евангелия» от Матфея гл. 18, ст. 6, где сказано, что соблазнившему ребенка «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».

1897. 2196–7. В[алентину] Ф[]. Найти об угождении телу. Вегетарианство. — Запись относится к 21 июня. В. Ф. Булгаков в своем Дневнике от 21 июня на стр. 242 пишет: „Через Александру Львовну передал мне Лев Николаевич книжку «Угождение телу», чтобы я подобрал недостающие мысли о вегетарианстве и «вообще привел в порядок третий отдел — грех объедения»“. Выпуск седьмой сборника «Путь жизни», который сначала назывался «Угождение телу», окончательно получил название «Излишество».

1898. 2197. Где Шопенгауера о собаке и зеркале? — В той же записи (прим. 1897) В. Ф. Булгаков отметил, что Толстой поручил ему найти в «Круге чтения» одну мысль Шопенгауера об осуждении, для включения ее в «Мысли о жизни». Эту мысль Шопенгауера см. т. 40, «Круг чтения» — на 28 марта, и т. 45, «Путь жизни» — глава «Смирение».

1899. 2198. В[алентину] Ф[едоровичу]. Передать книжечки. — Повидимому, поручение В. Ф. Булгакову: передать корректуры глав «Пути жизни» И. И. Горбунову-Посадову.

1900. 2199. Душану статисти[ку] самоуб[ийств]. — была Толстому для его работы «О безумии».

1901. 21911. немецкое письмо. — К какому письму относится заметка Толстого, не установлено.

1902. 21911. у Ч[] карточку. — Вероятно, пометка обозначает, чтобы Чертков, много снимавший Толстого, дал несколько снимков Толстому для раздачи посетителям.

1903. 21913—17[пылов].... 5) Ник[ита] Хр[олков] — яснополянские крестьяне: 1) Илья Иванович Копылов — Кандауров (р. 1879 г.), 2) С. Я. Ершов — см. прим. 1883, 3) вероятно, Тарас Карпович Фоканов (1852—1924) — один из любимых учеников Толстого, 4) Г. Е. Фоканов — см. прим. 1881, 5) Н. Я. Хролков — см. прим. 1881. Повидимому, Толстой записал их имена в связи со своим намерением раздать присланные Моодом деньги беднейшим крестьянам, у которых пострадала озимь. См. прим. 1881.

1904. 21918[ine]. — 25 августа Толстой читал журнал «Vedic Magaz[ine]. См. Дневник от 25 августа и пр. 1248. Возможно, что он хотел передать его для прочтения Д. П. Маковицкому.

1905. 21919. что окон[чил]. — «Пути жизни».

1906. 2202. Правда ли пр[екратили] газету? — «Новая Русь», закрытой в мае 1910 г., в которой печатался «На каждый день». См. прим. 86 и 303.

1907. 2203—12. Китайца камнем убивают?..... Ангелы. — Может быть, записи относятся к рукописи крестьянина И. Чепурина, побывавшего в разных странах и описавшего по совету Толстого свою жизнь. И. Чепурин привозил свою рукопись к Толстому в Кочеты 27 августа. См. запись в Дневнике от этого числа и прим. 1251.

22013. Переписку о нравствен[ном] преподавании. — Толстой отмечает о своей переписке с А. Ф. Аншиной, о преподавании в школе «нравственных мыслей» по сборнику «На каждый день». См. письма к А. Ф. Аншиной от 24 августа и 31 августа — 1 сентября, т. 82 и Дневник от 1 сентября, прим. 1276.

1909. 220—17. Ив[ану] Ив[ановичу]. Правда и перед самим собой. — 28 сентября Толстой работал над двадцать шестой главой «Пути жизни», озаглавленной «Правдивость». Начало комментируемой записи обозначает, чтобы И. И. Горбунов-Посадов, печатавший сборник, включил записанную мысль в главу «Правдивость». Запись о суеверии и была включена, как вводная мысль, в указанную главу.

1910. 220—24. В книжке Смирения..... Если человек стремится..... совершенство бесконечно. — Записанная формулировка мысли включена в 25 главу «Пути жизни»: «Смирение», отдел II, № 1.

1911. 22025—27. Ив[[ановичу]: 1) Нельзя ли включить..... Вишну Пурана)..... (Эмерсон). — Просьба к И. И. Горбунову-Посадову: включить из «Круга чтения» на 29 августа, приведенную там, под № 2 цитату из индусской эпической поэмы «Вишну Пурана», о благодетельном значении отречения от гордости, в двадцать пятую главу «Пути жизни» — «Смирение». Изречение Вишну Пурана включено в отдел IV этой главы, под № 4. Далее, — о включении в главу двадцать шестую («Правдивость») мысли Эмерсона, помещенной в «Круге чтения» на 29 августа, № 8. См. «Путь жизни» — «Правдивость», отдел V, № 9. Вероятно, записи произведены 29 августа, когда Толстой читал «Круг чтения» на этот день.

1912. 22028’ère nouvelle — L’Ère nouvelle — анархистский журнал, издававшийся в Орлеане (Франция). В. Ф. Булгаков в своем Дневнике (стр. 297) приводит письмо Д. П. Маковицкого из Кочетов от 30—31 августа 1910 г., в котором Маковицкий сообщает, что Толстой, читая 30 августа «L’Ère Nouvelle», нашел, что они ничего не знают про отказы от воинской повинности в России и Болгарии, и поручил просить Булгакова и телятинскую молодежь составить книгу об отказах и сообщить в «L’Ère Nouvelle» выдержки из писем отказавшихся.

1913. 22029. Просить дать адрес Edward Р. — Возможно, что Толстой разумеет издателя журнала «L’Ère Nouvelle» Эдуарда Арманда и письмо Д. П. Маковицкого к Э. Арманду от 16 сентября 1910, по поручению Толстого (т. 82). В яснополянской библиотеке имеется книга: E. Armand, «Qu’est-ce qu’un anarchiste? Thèses et opinions». Editions de L’anarchie. Paris, 1908.

2211. Составить книгу об отказавшихся Булгак[ову]. — См. прим. 1912.

1915. 22118. Похлебкой мыла ребенка. — В. Ф. Булгаков в своем Дневнике, рассказывая про обед в Ясной поляне 24 сентября, на стр. 313 пишет: «Когда подали и разнесли суп, Лев Николаевич вдруг сказал: «Вот этой похлебкой нельзя ребенка вымыть! — И в ответ на общее удивление рассказал случай, который он слышал от фельдшерицы кочетовской больницы: у одной бабы только что родившей, не нашлось в хате горячей воды, чтобы вымыть ребенка; была только похлебка в печи, но такая пустая и жидкая, что ею и вымыли ребенка».

1916. 22122222. Хлебы меситьЗаписи эти представляют наблюдения над крестьянской жизнью в окрестных с Кочетами деревнях.

1917. 2227. Дома сказку о Фук — К чему относится эта запись, редакцией не установлено. См. прим. 1895.

2228. Эпиграф к Д[етской] Мудр[ости] Мф. XI, 25, 26. — «Детская мудрость», опубликованная в 1911 в «Посмертных произведениях», т. II, изд. A. Л. Толстой, эпиграфа не имеет. Приводим эпиграф, намеченный Толстым из указанного места «Евангелия» от Матфея: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю тебя, отче, господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, отче! ибо таково было твое благоволение».

2229—10. К письму о непрот[ивлении]..... ». — Как видно Толстой предполагал включить в свое письмо к Ганди, от 7 сентября 1910 г., текст «Евангелия» от Матфея, гл. II, стр. 30. Текст этот в письмо к Ганди остался не включенным.

1920. 2237. Письма Поссе, Ч[] и К[опылу]. — По-видимому, Толстой отмечает свои письма: 1) В. А. Поссе от 10 сентября — ответ на его письмо с просьбой прислать что-либо для напечатания в журнале «Жизнь для всех»; 2) В. Г. Черткову от 10 сентября — по поводу получения его письма от 5—6 сентября, с письмом Черткова к С. А. Толстой (см. прим. 1317) и 3) Е. Копылу от 10 сентября — по поводу его «ругательных» писем (см. прим. 1292).

1921. 2238—9. Зло и смерть. — Запись относится к заглавиям двух выпусков «Пути жизни»: двадцать седьмому и двадцать восьмому. И. И. Горбунов-Посадов 23 сентября послал Толстому корректуры этих двух выпусков, прося утвердить заглавие: «Нет зла» и «Нет смерти». Толстой изменил эти заглавия на «Зло» и «Смерть». См. т. 45.

1922. 22310—11. О смысле жизни: Вступление и заключение. И тоже вступление и заключение. — По-видимому, запись относится к «Кругу чтения» на 19 октября, где во вводной и в заключительной частях помещены мысли о смысле жизни.

22312. Левит XIX, 18 и Галатам V. 14. — Ссылка на «Библию», третья книга Моисеева «Левит», гл. 19, стр. 18: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». Последние шесть слов повторены в послании апостола Павла к Галатам, гл. 5, ст. 14.

Сноски

787. Рукой Д. П. Маковицкого написаны цыфры рядом с текстом Толстого с левой стороны в столбец: 232, 356, 402.

788. затрудняютъ испол

789. В подлиннике против этого места на полях рукой А. Л. Толстой написано: это внести в книжечку Правды вместо не лгать.

790. Зачеркнуто:

791. Зачеркнуто: черной

792. [Баранку]

793. Зачеркнуто:

794. Зачеркнуто: Иго

795. Зачеркнуто: нельзя

796. Зачеркнуто:

797. Зачеркнуто: люди

798. Зачеркнуто: совершенствованiя, а было бы, одно животное <жизнь> существованiе,

799. Зачеркнуто: 1 неразобр.] каждому человеку стать на сторону совершенствованiя, т. е., совершенствуясь <способность совершенствованiя, дающую человеку несомненное хоть и единственное благо, к[оторымъ] всякiй, везде и во всехъ условiяхъ можетъ пользоваться> <превращающая жизнь смертнаго и несовершеннаго> пользоваться темъ единственнымъ за то высшимъ истиннымъ благомъ, к[оторое] дано ему человеку.

800. Зачеркнуто: ’y просит[ельное]

801. Зачеркнуто: Essais de Montaigne выписать.

Раздел сайта: