ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.
4 с[ентября]. 1) Человек весь в грязи и не лезет из нее, а других учит, как им очищаться.
————————————————————————————————————
2) Faites ce que je d[is], mais ne pas ce que je fais.[233]
————————————————————————————————————
3) Заставлять силой людей[234] перестав[ать] делать худое, всё равно ч[то] запрудить реку и радоваться, что река на время мелеет.[235]
————————————————————————————————————
Можно насилием на время заглушить му[дрость] божию и в себе и в других, но добра нельзя сделать насилием.
————————————————————————————————————
4) Отчего револю[ции] и жестокос[ть] их — оттого, что насилие властвующих учит[236] суевер[ию] устройства насилием.[237]
————————————————————————————————————
6) Только тот, к[отор]ый не верит в бога, может верить в то, что насилием можно заставить человека делать не то, ч[то] он хочет.[238]
————————————————————————————————————
7) Суеверие устройства насил[ием] тем ужасно, ч[то] оно преемственно.[239]
————————————————————————————————————
8) Если человек верит в бога в себе и людях, он не может насил[ием] устраивать жизнь люд[ей].[240]
9) Как только устраивать жизнь других насилием, непременно устраивать ее для своей выгоды.[241]
————————————————————————————————————
10) Устроить всегда сначала только оправдание, а потом уж выставляется цель.[242]
————————————————————————————————————
11) Только освободись люди от суеверия устройства, и государство станет невозможность[ю].[243]
————————————————————————————————————
12) Была бы любовь, не могло бы быть госуд[арственного] насилия. Не было бы госуд[арственного] насилия, была бы любовь.[244]
————————————————————————————————————
13) Главный соблазн устроительства в том, ч[то], будучи поставлено выше всех законов, он освобождается от[245] личного совершенствования.[246]
————————————————————————————————————
14) Если бы был поставлен вопрос, как сделать так, чтоб человек совершенно освободил себя от нравствен[ной] ответственности? то нельзя придумать другого средства, как суеверие о том, ч[то] человек может силою устраивать жизнь других людей.[247]
————————————————————————————————————
15) Суевер[ие] это тем ужа[сно], что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.[248]
————————————————————————————————————
16) Хуже всего то, ч[то] это суеверие требует заглушения или извращения нравственного закона.
————————————————————————————————————
17) Отчего так извращено христианство и все веры, отчего так пала нравственность? Одна причина: вера в благодетельность насильнического устройства.
————————————————————————————————————
18) Суеверие это, как всякое суеверие, делает то, что то, во ч[то] верят, уже считается не подлежащим обсуждению. Так в государ[стве] говорят о свободе, не позволяя себе касаться вопроса госуда[рственного] устройства.
————————————————————————————————————
19) Смерт[ные] каз[ни], война признаю[тся] необходимыми людьми, не могущими перенести мысль об мучительстве животных. Как это могло случиться? Одно средство — суеве[рие] устройства.[249]
————————————————————————————————————
20) Суеверия разрушают только страдания мучеников за правду. Так и в разрушении суеверия устроительства они могут, должны быть и есть. Но как ни страшны и жалки их страдания — их страдания 1/1000 тех, к[оторые] вызывают суеверия.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
22) Про какое ни подумайте матерьяльное бедствие людей нашего времени, поищите его корни: оно в суеверии госуд[арственного] устройства.[250]
————————————————————————————————————
23) Как много нужно для разрушения госуд[арственного] устройства извне и как мало изнутри. Только признание суеверия суеверием.[251]
————————————————————————————————————
24) Всякое суеверие разрушается истинной верой. То же и с суеверием гос[ударственного] устройства.[252]
————————————————————————————————————
25) Как, казалось бы, трудно думать, что от того, что я выпью вина и хлеба, я получу святость, а люди верят. Но еще страннее думать, ч[то], если я заставлю людей[253] под страхом насилия исполнять то, ч[то] я хочу, то они станут луч[ше], но люди верят и в это.
26) Заставить людей силой делать то, ч[то] мне кажется хорошим, это самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим.[254]
————————————————————————————————————
Всякий человек знает, что всякое насилие зло. И вот, чтобы отучить людей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, ч[то] мы — люди, требующие к себе высш[его] уважения, — делаем для этой дели самые ужасные насилия: тюрьмы, казни.[255]
————————————————————————————————————
27) Человек, совершающий насилие, менее свободен, чем тот, к[оторый] терпит его.[256]
————————————————————————————————————
5 с[ентября]. Всё дело в том, чтобы переделать любовь к себе в любовь к богу, ко вс[ему].
————————————————————————————————————
Если бы в человеке не было любви, не к себе, а ко всему, он бы был хуже скот[ины].
————————————————————————————————————
Ты говоришь: я не могу любить всех. Да ты попробуй. Скажи себе, что это можно. Всем
————————————————————————————————————
Если жизнь в настоящем, то какая же смерть? Умирая, я в том же положении, как и в продолжение всей жизни.
————————————————————————————————————
6 сент[ября]. 1) Как ни странны суеверия о том, что есть люди, к[оторым] бог открыл всё[257] о жизни в этом мире и о невидимом мире после смерти, или о том, ч[то] для блага людей им нужно как можно больше подробностей о вещественном мире и об его происхождении и о том, ч[то] с ним будет, или о том, что людям нельзя иначе жить, как только разделяясь на разные государства, т. е. что для их блага им необходимо выделяться с одной частью людей от всех остальных и враждовать со всеми остальными, и для этой цели нести самые тяжелые лишения, — как ни странны все эти суеверия, едва ли не страннее их всех то, по которому люди, не могущие знать каждый про себя, что с ним будет в каждый будущий год, день, час, верят, что они могут знать, что[258] если они, многие, сойдутся вместе, [то, что] с ними будет в будущем, и, ради этого воображаемого будущего, несут величайшие лишения, бедствия и совершают величайшие преступления.
————————————————————————————————————
2) Ты говоришь, что если мы все поступим так — перебьем всех революционеров или всех властителей и установим такие или такие законы, то всё будет прекрасно. Но ведь когда ты устраиваешь одну свою жизнь, жизнь твоя никогда не складывается так, как ты хотел; а ты б[ыл] властен в ней, как же ты хочешь устроить жизнь тысяч, миллионов людей, к[оторые] все живут по своей, а не по твоей воле?
————————————————————————————————————
3) Ты устраиваешь жизнь людей силою, потому силою, ч[то] есть много и много людей, иногда и большинство людей, к[оторые] считают твое устройство ложным, дурным, как же ты можешь надеяться, что оно удержится? А для установления этого устройства ты губишь счастье людей и свою душу.
————————————————————————————————————
4) Понятно, ч[то] есть люди, к[оторым] выгодно суеверие власти и к[оторые] поэтому верят в возможность насильнического устройства жизни людей. Но ты подчиняешься этому устройству, как же ты не веришь голосу совести, бога, к[оторый] говорит тебе, ч[то] не надо выделять себя из друг[их] людей, не надо судить, казнить, воевать, давать на дурные дела деньги, — а делаешь всё это, п[отому] ч[то] веришь, ч[то] то, что делают люди для устройства твоей жизни, неизбежно, необходимо, а сам и понятия не имеешь о том, в чем это устройство. Какое удивительное суеверие.
————————————————————————————————————
5) Одни люди верят в то, ч[то] насилием можно устроить благую жизнь людей, п[отому] ч[то] другие люди верят в это. А почему все верят? Никто не знает. Стоит одному сказать: зачем? — и все скажут то же.
————————————————————————————————————
6) Понятно, что сильный человек покоряет слабого и двое покоряют одного, но отчего сильные люди и многие покоряются слабым и немногим? А только оттого, ч[то] они не сознают себя людьми, не сознают своей божественной природы и ее требований.
————————————————————————————————————
7) Не слушаешься отца матери, послушаешься барабанной шкуры, говорит пословица. Надо бы только заменить слова: отца матери словом: бога.
————————————————————————————————————
8) Всякое суеверие разрушается истинной верой. Так это особенно ясно видно в суеверии насильнического устройства....[259]
————————————————————————————————————
9) Все бедствия революции только от суеверия насил[ьнического] устр[ойства]. Вы хотите так устроить, а мы этак. Оба действуют по суеверию, и пока оба служат одному суеверию, нельзя убедить ни того, ни другого.[260]
————————————————————————————————————
10) Люди придумывают всё, как им кажется, всё лучшее и лучшее устройство своей жизни, а им для их блага нужно одно, ч[то] им нужно, — не насил[ьническое] устройство, а ясное сознание того, что жизнь их будет только тогда хорошая, когда, сложится свободно.
————————————————————————————————————
11) Говорят: отказаться от насилия, будет беда, пострадаешь от насилия. Давно это можно бы б[ыло] говорить, если бы теперь люди не страдали от насилия, и так, ч[то] трудно себе представить больше.[261]
————————————————————————————————————
12) Но что же будет, если не будет насил[ьнического] устр[ойства]?
Не знаю, так же, как не знаю и при насил[ьническом] устр[ойстве], но знаю наверное, ч[то] не буду участвовать в насилии.
————————————————————————————————————
13) Все суеверия изживают[ся], т. е. люди страдан[иями] приведены к [262] освобождению от суеверия. Так это совершается теперь с суевер[ием] нас[ильнического] устр[ойства].
————————————————————————————————————
14) Хорошо б[ыло] вер[ить] в неизбежность нас[ильнического] устройства], когда люди знали одно свое государство, как это б[ыло] в Риме, как это [263] б[ыло] в средн[ие] века, теперь же, когда все знают всё, ч[то] делается вез[де], и на других народах видят то, ч[то] делается в своем, трудно верить, ч[то] то насильн[ическое] устр[ойство], к[оторому] я подчиняюсь, самое лучшее и необходимое.
————————————————————————————————————
15) Из К[руга] Ч[тения], 6 сент[ября], 6.
Есть ли в отд[еле] собл[азн] возм[ездия] из К[руга] Ч[тения] 4 июля?
————————————————————————————————————
16) Из К[руга] Ч[тения] нед[ельное] чт[ение] Ламене 15 июля.
————————————————————————————————————
7 сен[тября]. 1) Всё неосновательно: а) как устроится, когда власть будет в ру[ках] народа? б) как разделить землю по работникам; в) нехор[ошо] ненависть, хорошо только то, ч[то] хорошо для всех.
2) Всё можно, п[отому] ч[то] насил[ие]. Если вы можете, то и они могут. Почему вы лучше? После Луд[овпка] б[ыл] Марат потом Нап[олеон].
3) Главное же то, что вы хотите делать то самое, ч[то] вас возмущает. Вы в том же суеверии — устройст[ва].
4) Лишаете себя могущ[ества] и дает[е] справедливый повод репресс[иям].
В правд[ивость] из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 4 сент[ября].
В мысль из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 5 сен[тября].
В недобр[ожелательство] [из] М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 6 сен[тября].
8 сен[тября].
1
От гр[еха] самоотр[ечение], от соблаз[на] смирение, от суеверия правдивость.
2
Нельзя быть безгрешным, но можно быть всё меньше и меньше грешным.
3
Не б[ыло] бы грехо[в], не б[ыло] жизни. Не б[ыло] бы освобождения от грехов, тоже не б[ыло] бы жизни.[264]
4
Подумай, ч[то] ты безгрешный, и нет жизни.
5
Грехи сладки, но слаще всех грехов сознание греха и возможность освобождения.
6
Сознание своих грехов самое нужное дело. Перебирать свои грехи — в этом молитва.
7
8
Только тот, кто испытал это, знает, какое радостно-восторженное чувство испытывает человек, когда в первый раз поймет, ч[то] его дело в борьбе с собой.
9
Как всё трудно, когда полагаешь все беды вне себя, и как всё легко, когда поймешь, что всё в тебе.
10
Только тот, кто понял, ч[то] всё дело жизни в освобождении от г[рехов], с[облазнов] и с[уеверий], не подпадает под новые г[рехи], с[облазны] и с[уеверия], не зам[еняет] одни другими, как это делает человек, непонимающий жизни.[266]
11
Грехи сразу видны, но трудно отвыкать; соблазны труднее увидать, особенно п[отому], ч[то] они заменяются один другим, но зато освобождение от них легче, чем от грехов. Суеверия труднее всего познаются, но зато, когда познали, уже навсегда уничтожаются.[267]
12
Государство.
1
Нельзя слушаться бога и государя и всякое начальство. Нельзя, п[отому] ч[то] бог велит всех любить, всем прощать, ни у кого ничего не отнимать, всех людей считать равными братьями. Государь и всякое начальство велят судить, наказывать людей, велят отбирать от людей их имущество и на эти деньги строить крепости, пушки, устраивать военные команды, велят самим идти в солдаты, учат убивать и убивать людей, велят одних людей почитать сверх всего, а других считать ни за что, а третьих вовсе считать врагами.
Стоит подумать об этом, чтобы видеть то, что нельзя быть слугой бога и царя. Мы не видим этого только п[отому], ч[то] не хотим видеть; а не хотим видеть п[отому], ч[то] боимся царя, а не боимся бога.
2
Оттого, ч[то] нельзя верить в бога и в начальство, а хочешь не хочешь надо верить в одн[ого] из двух — того или другого, все люди во всех государствах придумали себе такую веру, к[оторая] скрыв[ает] зак[он] бога, не согласный с законом правителей, а вместо закона поставлены чудеса рождения человек[а]-бога, воскресения, искупления и разные обряды.
3
и закон его. Стоит людям только поверить в закон бога настоящий, тот, к[оторый] пря[мо] противен всем законам государства, и без стачек, союзов и революций люди тотчас же станут свободны. Познаете истину, и истина освободит вас.
————————————————————————————————————
10 сентября.
1
Большая бывает разница между жизнью такого человека, к[оторый] считает себя отделенным от всех людей, и такого, к[оторый] понимает, что все люди одно, ч[то] один бог живет во всех.
2
Тот, кто знает, ч[то] то же самое, ч[то] живет в нем, живет во всех, знает, ч[то] когда умирает он сам или другой человек, то это не значит то, ч[то] уничтожается человек, а только то, ч[то] то, [что] жило в умирающем, покинуло то тело, в к[отором] жило, но, как и прежде жило, так и теперь живет во всем.
3
то, от чего взялось и то и другое яблоко, одно и то же и в том и другом: яблочное зернышко. То же и в людях и во всем живом.
————————————————————————————————————
Суев[ерие] устр[оительства].
1
Спасать людей — спасай себя.
2
Какое безумие.
————————————————————————————————————
Извращение вер.
Анекдот о гор.
————————————————————————————————————
15 сент[ября].
————————————————————————————————————
2) Суеверие руководительства других людей. —
Примечания
19 листов из блокнота небольшого формата с тремя отверстиями на каждом листке для стержневого скрепления листов в книжке. Все листки написаны карандашом с обеих сторон. Почти все записи перечеркнуты.
«На каждый день».
Датируются в соответствии с записями в Дневнике (см. подстрочные примечания к этим листкам).
* * *
1. 21176. — См. т. 42, стр. 18—20.
2. 2118. собл[азны] возм[ездия]. — «На каждый день»: «Соблазны наказания» (см. т. 44, с. тр. 394).
3. 21111. Из К [руга] Ч [тения].... Ламенэ 15 июля. — Недельное чтение «Устройство мира» Ламенэ в «Круге чтения» помещено под 14 июля, а не под 15-м (см. т. 41, стр. 497).
4. 21124. В прелюбодеяние. — Этот отдел в Предисловии к «На каждый день» называется: «Грех блуда» (см. т. 44, стр. 394).
24. ... из М[ыслей] М[удрых] людей 2 сен[тября]. — См. т. 40, стр. 471.
6. 21126. В правдивость— Этот отдел в Предисловии к «На каждый день» называется: «Усилие правдивости» (см. т. 44, стр. 395).
7.21126. ... из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 4 сент[ября]. — См. т. 40, стр. 172.
8. 21127. В мысль. — Отдел, названный в Предисловии к «На каждый день»: «Усилие воздержания в мыслях» (см. т. 44, стр. 395).
9. 21127— См. т. 40, стр. 172.
10. 211—213—16. 8 сен[тября]. 1. От гр[еха] самоотр[ечение].... опять надо кормиться. — Записки к отделу, названному в Предисловии к «На каждый день»: «Грехи, соблазны, суеверия» (см. т. 44, стр. 393).
Сноски