ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1903—1904 гг.
[1903]
Единение отдельных существ есть закон — процесс жизни. Если он не совершается сознательно, он совершается бессознательно — синдикаты, стачки, пресса. Следовать закону сознательно — счастье; быть вынужденным следовать ему против воли — несчастье.
————————————————————————————————————
Что-то очень важное думал и забыл.
————————————————————————————————————
27 фев[раля]. Человек неисправимый эгоист — нельзя не думать, помнить, заботиться о себе. Одно средство: сделать заботу о себе полезной другим. Средство это совершенствование для бога.[113]
————————————————————————————————————
Замечаю, что нек[оторые] вещи помню из тучи забытых. Отчего? Нынче вспомнил свой вчерашний разговор с Щ, и подробности — мес[то], где я был. Отчего это выделилось? Оттого, что, говоря про это, именно про Горького, про незаслуженную славу, я спросил себя, хорошо ли я делаю? т. е. вызвал сознание.
Вывод: Мы помним то, когда при действии возникает вопрос, хорошо ли я делаю?
————————————————————————————————————
Видел во сне: меня спрашивают: как мы узнаем чужую жизнь?Я говорю: мы узнаем тем духовным существом, которое составляет нашу жизнь, и узнаем не только себе подобных, но самого себя.
————————————————————————————————————
Помнится то, когда сознаешь свое бож[еское].
[Март.] Главные изменения в нашей душе: воспоминания, грусть, озлобление...
Различие социал[изма] и анархии.[114]
————————————————————————————————————
Мережк[овский] ненавист[ник].
————————————————————————————————————
От любви — зависть.
————————————————————————————————————
Окошечки, в к[оторые] смотришь на бога.[115]
————————————————————————————————————
Эволюция во врем[ени] — атомы, эфир.[116]
————————————————————————————————————
Ищи милосердия, тогда будет justice.[117]
————————————————————————————————————
<Сознание-окошечки. >
————————————————————————————————————
Жизнь старик[а] больше.[118]
————————————————————————————————————
Книга произведение типографии, симфония произведение оркестра.[119]
————————————————————————————————————
[Апрель.] Цивилизованный и дикий равны. Человечество идет вперед только в любви, а от технич[еского] усовершенствования прогресса нет и не может быть. <Как поверхно[стная] вода.>[120]
————————————————————————————————————
Руководство историческое. В частной жизни?[121]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Рукавицы, марганц[евый] ка[ли].
————————————————————————————————————
Жизнь есть только сознание. То, что физиологи считают жизнью, есть только предположение о сознании. Сознание может быть высшее и низшее.[123]
————————————————————————————————————
Расширяется до возможных пределов, потом разрывается.[125]
————————————————————————————————————
[Май.] Мы не узна[ем] организмов слишком малых и слишком больших.[126]
————————————————————————————————————
Как молод[ым] свойственно и радостно рас[ти], так стар[ым] свойственно и радостно уничтожать пределы.[127]
————————————————————————————————————
Игра — важное дело. От этого торжественность варений мира — царск[ие] выходы. А то ничего не останется.[128]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Времени нет. Это только ограниченные пределы растут и разрушаются для всех одинаково. Мудрость только в том, чтобы жить в неизменном, в духовном. В этом благо.[130]
————————————————————————————————————
Происхождение организмов от клеточки есть <пространст[венное]> временное, нереальное объяснение, как эфир, атом, пространство — нереальные объяснения.[131]
————————————————————————————————————
Пора понять, что дело не в том, в чьих руках власть, а в самой власти. Лудов[ик] XVI, Комитет Salut public, директория, Наполеон, Лудов[ик] XVIII. Люди научатся [?] только, когда перестанут бороться.
————————————————————————————————————
Если вы точно хотите служить народу, не пишите прокламаций, не ходите[132] к фабричным, не устраивайте стачки, не пишите из-за границы статейки, а определите свое мировоззрение и боритесь с обманом и проповедуйте истину.
Правда, это труднее, чем прочесть хоть не Маркса, а о Марксе, и Энгель[са] или [?] речи Бебеля. Надо прежде много и упорно над собой поработать.
————————————————————————————————————
Феминизм ложен, п[отому] ч[то] женщины отличаются от мужчин, и потому их совершенствование должно быть иное.[133]————————————————————————————————————
Для того, чтобы существо б[ыло] отделено от другого, нужно, чтобы оно не могло слиться с ним, а это возможно только при непроницаем[ости] тел в пространстве.[134]
————————————————————————————————————
Чем больше живешь для души, тем меньше судьбы, и наоборот.[135]
————————————————————————————————————
Трудно. Главное, трудно п[отому], ч[то] нельзя сделать этого нарочно, что надо привести себя к такому состоянию, в к[отором] не можешь не сделать.
————————————————————————————————————
оно и портит жизнь, надо пользоваться им.[136]
————————————————————————————————————
Ненаучность науки.[137]
————————————————————————————————————
Они правы и в том, что только созн[ание] уничтожит власть, и потому они стоят впереди всех социальных учений и занимают то место, к[оторое] десять лет тому назад занимали социалисты, но, к сожалению, держась матерьялист[ического] мировоззрения, 1 мая они не могут найти достаточных мотивов для того, чтобы <честные> люди могли бороться с властью. Одни хотят основать борьбу на сознании общ[ественного] блага (Годвин), другие — справедливости (Прудон), третьи — прогресса и личного интереса. Но все эти мотивы недостаточны для борьбы. Кроме того всего, они не имеют никакого права предполагать, что, устран[ив] власть, люди с матер[иалистическим] мировоззр[ением] сложатся в формы лучшие, чем теперешние.
————————————————————————————————————
Долго, но что же делать. Скоро — будет только подобие, как и делает государство.
Нехорошо и то, что обман[ывают], и то, что развращают.
————————————————————————————————————
Создание жиз[ни], но когда начинает[ся] ж[изнь] [?][138]
————————————————————————————————————
Аналогия с сном: проснуться с страданием или нет.[139]
————————————————————————————————————
Обман времени во сне.[140]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Множество дает понятие времени и движения.[142]
————————————————————————————————————
Не то христианство формальное, кот[орое] требует, не изменяя жизни, только исполнения внешних обрядов, и не то сентиментальное христианство, к[оторое] довольствуется, не отрицая сущест[вующего] порядка, верой и проповедью искупления, а то единое истинное христианство, к[оторое] становится руководством всех поступков жизни и неизбежным условием своего исповедания ставит не только неучастие в делах правительства, но неповиновение требованиям их, так как все требования правительств, начиная от судов и податей и до полиции и войска, противны христ[ианскому] учению.
————————————————————————————————————
А если это так, то очевидно, что не на установление новых форм должна быть направлена деятельность людей, а на внутреннее изменение их мировоззрений и свойств. — Причем, не надо думать, что можно одновременно усовершенствовать и формы жизни и свойства людей. Формы жизни вытекают из свойств и мировоззрений людей. Мировоззрения не изменяются, вследствие измен[ения] форм. Изменять формы, надеясь этим изменить свойства людей, всё равно что.....
Естественно, что люди думают, что изменение форм изменит свойства людей, п[отому] ч[то] изменять свойства людей трудно и незаметно, изменять же формы легко и дает славу. Но думать так — ужасное, зловредное заблуждение <, сделавшее и продолжающее делать величайшее зло людям,> более всего другого задерживающее приближение человечества к тому идеалу, кот[орый] уже выяснил[ся] перед ним.
————————————————————————————————————
У каждого есть незатрогиваемые [.] противоречия. Чем он[и?] больше, тем тяже[лее] жизнь.
————————————————————————————————————
25 мая. Нынче много обдумывал.
————————————————————————————————————
2) Я — существо духовное, следовательно неограниченное; будучи отделенным, стремится разорвать эти ограничения, от этого — движение.
————————————————————————————————————
3) Всякое движение: питание желудком, легкими, кожей и, главное, полового акта есть стремление захватить в себя другие существа, сделать другие существа собою. Это совершается всем живым от инфузорий до человека.
————————————————————————————————————
4) Сознание себя живым проявляется в этой жизни, или, скорее, эта жизнь есть одно из проявлений сознания.
————————————————————————————————————
5) Зачем проявляется в этой жизни раздробленное, отделенное друг от друга и от всего и стремящееся к соединению сознание? Не дано знать человеку.
[143] Но это расширяющееся сознание делает какое-то нужное дело.
————————————————————————————————————
7) И жизнь эта не есть иллюзия, а вечная жизнь, совершающаяся сознаниями в этой отделенности.
8) Так что человек, умирая, т. е. уходя из этой отделенности, переходит в другую форму отделенности или сливает[ся] со Всем; жизнь же это объединяющая, или скорее формы жизни, — остается.
25 мая.[144]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
[Июнь.] Всякая власть чует, что она существует только благодаря невежеству, и потому более всего боится просвещения. Но есть условия, при которых власть должна делать сделки с просвещением. Но есть условия — такие силы власти, что этих уступок не нужно. В таких условиях б[ыл] Ник[олай]. Он понял это и так и действовал.[145]
————————————————————————————————————
Ник[олай] считал всех людей такими же, как те, к[оторые] окружали его. А т[ак] к[ак] те, к[оторые] окружали его, б[ыли] подлецы, то он всех людей считал подлецами.[146]
————————————————————————————————————
Надо жить перед богом не только при встрече с людьми, а и когда один: воздержание, труд.[147]
————————————————————————————————————
Он б[ыл] злодей, сотни тысяч жизней погублены им. Он развратил людей жестокостью, он извратил религию. Но он ли сделал всё это? — Он, кажет[ся], один ответствен. Но зато и готовили его. Вся жизнь его была приготовлением к этому.
————————————————————————————————————
—
————————————————————————————————————
Средство же воздействия на добрую жизнь людей есть только одно: своя добрая жизнь.
————————————————————————————————————
Расширение сознания совершается любовью. Любить естественно легче существа наиболее подобные себе. Так мы и любим людей своих, чужих, потом животных, смотря по большему или меньшему сходству с нами.[148]
————————————————————————————————————
К Корейшу. Вы думаете, что я навсегда получил отвращение к телесн[ому] наказан[ию].[149]
————————————————————————————————————
Разговор с Никитиным. Отчего христиане не следуют идеалу, а материалисты исповедуют?
Два сознания: отделяющее и соединяющее.[150]
————————————————————————————————————
Jgnorabimus [Мы не будем знать]. Мудрость = знать, что мы не знаем, чего не знаем и не можем знать.[151]
————————————————————————————————————
Разделение всех людей.[152]
————————————————————————————————————
[.]
————————————————————————————————————
[Июль.] 1) Медицина, две крайности: утонченность и грубость.
2) Лучше самый неприятный человек 999 раз, но раз вполне до конца человек, чем всегда приятный и никогда до конца не отдающийся.[153]
————————————————————————————————————
Причина — сознание духовности.[154]
————————————————————————————————————
Жизнью мы называем: 1) Сознание духовного начала и проявление его во времени и пространстве, наблюдаемое нами. Первое — действ[ительность], второе — иллюзия.
Основа жизни — это третье — это бог.[155]
————————————————————————————————————
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, но счастливы все вместе.[156]
[Ноябрь.] Человек, исповедующий самую грубую религию, но признающий бога и не конечность этой жизни, без сравнения просвещеннее самого ученого профессора матерьялиста.[157]————————————————————————————————————
Март 24.
————————————————————————————————————
На Свинской Николаев
сошел с ума.
————————————————————————————————————
Donatienne — R. Bazin.
————————————————————————————————————
Бордашев солдат Ламинцов[ский].
————————————————————————————————————
Мясновские крестьяне об усадьбе.
————————————————————————————————————
[Август.] Как прививается, самовнушается любовь.[159]
————————————————————————————————————
Свобода воли. Области матерьяльная и духовная.[160]
————————————————————————————————————
Март 29.
Макарий Николаевич Волков.
————————————————————————————————————
[Сентябрь.] Вижу ящик, а не колпак, слышу колок[ольчики], а не индюшки, обоняю труп, а не яйцо, ощу[щаю или пываю?] — два шарика, а не один, чую[161] вкус мяты, а не — .[162] Всё зависит от того, чего ждешь. В моей жизни я приготовил свое представление. Его хватает на 80 лет жизни. Заблуждения же в этой жизни разрушаются тотчас.[163]
————————————————————————————————————
Март 31.
Ночью боль груди. Погода теплая.[164]
————————————————————————————————————
[Октябрь.
————————————————————————————————————
[Ноябрь.] Одна награда, одно счастье — любовь людей.[166]
————————————————————————————————————
— орган общения.[167]
————————————————————————————————————
Апрель 3.
Здоровье хорошо, дождь, пишу послесловие.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Апрель 4.
Ездил верхом к М[арии] А[лександровне].
————————————————————————————————————
Спал хорошо. Дождь. Писал хорошо послес[ловие].
————————————————————————————————————
[Октябрь.] Безнравственно жить только п[отому], ч[то] сейчас хочется; высшая нра[вственность] — жить в виду вечной жизни.[168]
————————————————————————————————————
[Ноябрь.] Желез[ная] дор[ога], игрушка, к[оторую] нельзя давать детям.[169]
————————————————————————————————————
1) Лампочка.
— бог.[170]
3) Прогресс только в уяснении.[171]
1) Гёте также безнр[авственный].
2) Мозаика-Ше[кспир] [?]
3) Старость и болезнь делают легким спуск к смерти.[172]
————————————————————————————————————
Как только сознаешь свою духовность, так постоянный рост.[173]
————————————————————————————————————
Жизнь не прекращается смертью.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Апрель 10.
Ходил на Козл[овку]. Приехала Тан[я] сестра.
Погода чудная, березки распустились.
————————————————————————————————————
[Ноябрь.] Отчего нельзя умирать в жизни, служа?
————————————————————————————————————
Как насмешка разрушает духовное понимание.
«Воняет».[175]
————————————————————————————————————
Апрель 12.
Насморк.[176]
————————————————————————————————————
[] Два треугольника[177]
————————————————————————————————————
Апрель 13.
Дурно спал. Жар 37,3.
————————————————————————————————————
Вопрос уже не в том, хорош ли он и что хор[ошо]? а в том, почему он хорош.
————————————————————————————————————
Апрель 14.
Приехали две Тани.
[] Могу[178] перенестись в самого ужасного злодея, но не в дурака.[179]
————————————————————————————————————
Как нам кажется без борьбы жизнь животных, так существам выше нас кажется без борьбы наша жизнь.[180]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Апрель 18.
Погода чудная. Здоровье хорошо.
————————————————————————————————————
[] Всякая победа доброго в одном человеке сама собой помогает другому.
————————————————————————————————————
Художник и математик, вообще ученый. У первого нет задерживающих центров.[181]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Машинист Сухотиных.[183]
————————————————————————————————————
Из окт. Wegweiser.
————————————————————————————————————
Апрель 24.
Ходил на Козлов[ку]. Жара. Тяжелый спор с Левой.
————————————————————————————————————
[] Низшая ступень: отдаваться чувству.
Вторая: подчин[иться] внушению.
Третья, высшая, — жить по разуму.
Вся жизнь борьба между тремя.[184]
————————————————————————————————————
Евангелие читает по складам.
Что легко дается, то редко стоит брать [?].
Араб[ская] погов[орка].
————————————————————————————————————
— только для бога или для своей души.[185]
————————————————————————————————————
Смерть.
Падение.
————————————————————————————————————
Сначала думал, что надо прежде разобраться, чтò удержать из прогресса, но теперь вижу, что удержать сущность прогресса и установить добрую жизнь — невозможно. Одно из двух.[186]
————————————————————————————————————
Только тогда мы начинаем понимать нашу жизнь, когда подумаем о том, что нас не было.[187]
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Трудолюбие следствие от [?] человечности [?].[189]
————————————————————————————————————
Долг госуд[арства].[190]
————————————————————————————————————
Как трудно жить религиозно.[191]
————————————————————————————————————
Ребенок плачет, рожаясь.
Старик печалится, умирая.[192]
————————————————————————————————————
Как соединить то, что разделено временем?
Мы соединяем это сознанием в себе. Я — то, что был 70 и 65 и 60...... лет тому назад. — Я всё это вместе. Для высшего существа не только я разных времен одно существо, но одно существо я, и мои дети, и мои предки.[193]
Я есмь одно цельное, составленное из меня, прошедшего через время.[194]
————————————————————————————————————
Но это когда-то будет? —
<Когда бы ни было>, это одно средство. Но когда-то будет. Но если одно, то надо делать то, чтò приближает к нему, а не то, что отдаляет.
————————————————————————————————————
————————————————————————————————————
Свобода не насил[ие].[196]
————————————————————————————————————
В пробуждении складываются воедино сновидения.[197]
————————————————————————————————————
Мы всегда на границе смерти, т. е. такого переворота, значения к[оторого] мы даже представить себе не можем.[198]
————————————————————————————————————
Этюд о гипнозе.[199]
————————————————————————————————————
— выгода индивидуальная или народная, обществ[енная], к[оторой] в сущности и н[ет].
Да [2 неразобр.].
Отчего это? От того, что в нашем обществе нет религии. А без религии жизнь не может не быть уродлива и несчастна.[200]
————————————————————————————————————
Иван Матвеев Куркин.
————————————————————————————————————
Способные люди без своих мыслей, без сердца.
————————————————————————————————————
Дневник княгини Метерних.
Russland. Grimm.
————————————————————————————————————
[1903]
Июнь 10.
— бал и сквозь строй.[201]
Нынче вспомнил [1 неразобр.] безносую пару в [1 неразобр.].
————————————————————————————————————
Июль 8.
Жара. Слабость несколько дней. А[202] желудок хорош. Ничего не писал последнее время.
————————————————————————————————————
Июль 27.
————————————————————————————————————
Июль 28.
Последствий падения, кажется, нет. Pas encore pour cette fois.[203] Поправлял сказки.
Примечания
— в сером коленкоровом переплете с оттиснутой на нем надписью: «0152. Записная книжка на каждый день». На титульном листе: «Агенда, изд. Неманской ф-ки переплетных изделий». Содержит 142 лл. (с титулом). Первые 95 лл. заняты календарем (каждый лист разделен на четыре числа, проставленных в начале и середине страницы), остальные листы для «заметок» (они остались незаполненными).
Записи Толстого — двоякого рода: 1) сделанные под печатной датой календаря, по времени соответствующие ей и носящие чисто бытовой характер (регистрация погоды, здоровья, приезжающих и т. п.); таких записей семнадцать: 26, 27, 29 и 31 марта, 3, 4, 5, 10, 12, 13, 14, 18 и 25 апреля, 10 июня и 8, 27, 29 июля; 2) сделанные вне зависимости от даты календаря и представляющие собой в своем подавляющем большинстве краткие записи мыслей, которые потом в развернутом виде переносились в Дневник; для записи мыслей Толстой пользовался всеми незаполненными местами записной книжки, несмотря на дату и часто обходя или зачеркивая сделанную ранее запись под той или иной датой. Вторая из этих записей (первая не датирована), сделанная под 2 января, датирована Толстым 27 февраля, и далее продолжаются записи недатированные (за исключением одной, записанной под 22 февраля и датированной Толстым 25 мая). Эти недатированные записи сделаны между 27 февраля 1903 г. и 3 мая 1904 г., что явствует из сопоставления их с записями в Дневнике (см. подстрочные примечания к этой Записной книжке).
Печатные даты в книжке, как не имеющие никакого отношения ко времени писания тех или иных мыслей, не воспроизводятся, за исключением лишь тех, под которыми сделаны записи, относящиеся к первому разделу.
Записи производились как чернилами, так и карандашом. Карандаш местами стерся и текст — трудночитаемый.
* * *
1903
27 февраля. Стр. 179.
1. 17917. ...— Очевидно, имеется в виду Антон Петрович Щербак (Щербаков, 1863—1930), уроженец г. Сумы, Харьковской губ., бывший революционер, знакомый Толстого с 1896 г. См. о нем в т. 71, стр. 518.
4 марта 1903 г. С. А. Толстая записала в своем Ежедневнике: «Приезжал Щербаков» (ГМТ).
Март. Стр. 180.
2. 1805. Мережковский. — —1941), реакционный писатель, белоэмигрант.
Май. Стр. 181—185.
3. 18115. Ник[олай] Пав[лович]. — Николай I Павлович (1796—1855). Упоминание о Николае, как в данном случае, так и в дальнейшем, связано с работой над главой XVI «Хаджи-Мурата» и изучением материалов, относящихся к Николаю I (см. т. 35).
4. 18126. Лудов[ик] XVI. — —1793), французский король, казненный 21 января по приговору Национального конвента.
5. 18126. Комитет Salut public. — Комитет общественного спасения — руководящий орган якобинской диктатуры, созданный декретом Конвента 6 апреля 1793 г. и прекративший свое существование с роспуском Конвента — 26 октября 1795 г.
6. 18126. Директория. — С октября 1795 г. по ноябрь 1799 г. руководящий орган власти во Франции.
7. 18127. — Наполеон I Бонапарт (1769—1821).
8. 18127. Лудов[ик] XVIII. — Людовик XVIII (1755—1824), французский король.
9. 1822. ... речи Бебеля. — —1913), один из виднейших деятелей и основателей германской социал-демократической партии и II Интернационала.
10. 18221. Рёскин. — Джон Рёскин (1819—1900), английский историк искусства и моралист.
11. 18235. (Годвин). — Уильям Годвин (1756—1836), английский политический писатель анархического направления и беллетрист.
12. 18236— Пьер Жозеф Прудон (1809—1865), французский мелкобуржуазный экономист и социолог, теоретик анархизма.
Июнь. Стр. 186.
13. 1864. К Корейшу... к телесн[ому] наказан[ию]. — Имеется в виду рассказ «После бала», который Толстой в то время только «обдумывал», предполагая написать его для сборника в пользу евреев, пострадавших от погрома в Кишиневе.
«После бала». Подробнее об этом см. в т. 34, стр. 550—551.
14. 1867. Разговор с Никитиным. — Дмитрий Васильевич Никитин (р. 1874), в 1902—1904 гг. домашний врач у Толстых. Имеется в виду его разговор с Хрисанфом Николаевичем Абрикосовым (1877—1957) (см. т. 54, стр. 178—179).
Март. Стр. 187.
15. 1876. Бутурлин. — —1916), знакомый Толстого с 1879 г.
16. 18714. ... солдат Ламинцов[ский]. — Из Ламинцова, села Крапивенского уезда Тульской губ.
17. 18717. Мясновские крестьяне. — Из деревни Мясновка, Епифановского уезда Тульской губ.
18. 18724— О нем сведений не имеется.
Апрель. Стр. 188.
19. 18817. ... к М[арии] А[лександровне]. — М. А. Шмидт (1843—1911), близкий друг семьи Толстых; в то время жила в Овсянникове, близ Ясной Поляны, на хуторе Т. Л. Сухотиной.
20. 18820— Имеется в виду статья «К политическим деятелям», задуманная как послесловие к статье «К рабочему народу». Была начата в конце января или в начале февраля 1903 г. и закончена около 1 июня того же года. Впервые опубликована в изд. «Свободное слово», № 85, Christchurch, Hants, England, 1903 (см. т. 35).
Ноябрь. Стр. 189.
21. 1892. Мозаика — — Упоминание в данном случае о Шекспире могло быть связано у Толстого с его работой над статьей о нем (см. т. 35).
Апрель. Стр. 189—190.
22. 18912. Таня сестра. — Татьяна Андреевна Кузминская (1846—1925), свояченица Толстого.
23. 18932— Т. Л. Сухотина и Т. А. Кузминская.
24. 19021. Машинист Сухотиных. — Толстой, очевидно, имеет в виду кого-либо из служащих в имении М. С. и Т. Л. Сухотиных Кочетах, Новосильского уезда Тульской губ.
25. 19023-24. Wegweiser. Фома Кемпийский. — «Theosophischer Wegweiser» (Лейпциг), в октябрьском номере которого за 1903 г. были напечатаны афоризмы христианского мистика Фомы Кемпийского (1380—1471).
26. 19027. спор с Левой. — Лев Львович Толстой (1869—1945), третий сын Толстого.
[1904]
—март. Стр. 192.
27. 1924. К войне. — Запись относится к статье «Одумайтесь» (гл. 12), над которой Толстой в то время работал (см. т. 36).
28. 19220. Этюд о гипнозе. — Такой этюд написан не был.
29. 19230— Селезневка, деревня Епифанского уезда Тульской губ.; Полевые Озерки, деревня Епифанского уезда Тульской губ.
[1903]
Июнь. Стр. 193.
30. 1936. Писал Николая. —
31. 1937. 1) Беса, взывающего к Иисусу. — Этот замысел выполнен не был.
32. 1937. 2) Кто я теперь. —
33. 1938. В сборник.... сквозь строй. — См. прим. 13.
Сноски
Далее следует рисунок.