Записная книжка 1903—1904 гг.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1903—1904 гг.

[1903]

Единение отдельных существ есть закон — процесс жизни. Если он не совершается сознательно, он совершается бессознательно — синдикаты, стачки, пресса. Следовать закону сознательно — счастье; быть вынужденным следовать ему против воли — несчастье.

————————————————————————————————————

Что-то очень важное думал и забыл.

————————————————————————————————————

27 фев[раля]. Человек неисправимый эгоист — нельзя не думать, помнить, заботиться о себе. Одно средство: сделать заботу о себе полезной другим. Средство это совершенствование для бога.[113]

————————————————————————————————————

Замечаю, что нек[оторые] вещи помню из тучи забытых. Отчего? Нынче вспомнил свой вчерашний разговор с Щ, и подробности — мес[то], где я был. Отчего это выделилось? Оттого, что, говоря про это, именно про Горького, про незаслуженную славу, я спросил себя, хорошо ли я делаю? т. е. вызвал сознание.

Вывод: Мы помним то, когда при действии возникает вопрос, хорошо ли я делаю?

————————————————————————————————————

Видел во сне: меня спрашивают: как мы узнаем чужую жизнь?Я говорю: мы узнаем тем духовным существом, которое составляет нашу жизнь, и узнаем не только себе подобных, но самого себя.

————————————————————————————————————

Помнится то, когда сознаешь свое бож[еское].

[Март.] Главные изменения в нашей душе: воспоминания, грусть, озлобление...

Различие социал[изма] и анархии.[114]

————————————————————————————————————

Мережк[овский] ненавист[ник].

————————————————————————————————————

От любви — зависть.

————————————————————————————————————

Окошечки, в к[оторые] смотришь на бога.[115]

————————————————————————————————————

Эволюция во врем[ени] — атомы, эфир.[116]

————————————————————————————————————

Ищи милосердия, тогда будет justice.[117]

————————————————————————————————————

<Сознание-окошечки. >

————————————————————————————————————

Жизнь старик[а] больше.[118]

————————————————————————————————————

Книга произведение типографии, симфония произведение оркестра.[119]

————————————————————————————————————

[Апрель.] Цивилизованный и дикий равны. Человечество идет вперед только в любви, а от технич[еского] усовершенствования прогресса нет и не может быть. <Как поверхно[стная] вода.>[120]

————————————————————————————————————

Руководство историческое. В частной жизни?[121]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Рукавицы, марганц[евый] ка[ли].

————————————————————————————————————

Жизнь есть только сознание. То, что физиологи считают жизнью, есть только предположение о сознании. Сознание может быть высшее и низшее.[123]

————————————————————————————————————

Расширяется до возможных пределов, потом разрывается.[125]

————————————————————————————————————

[Май.] Мы не узна[ем] организмов слишком малых и слишком больших.[126]

————————————————————————————————————

Как молод[ым] свойственно и радостно рас[ти], так стар[ым] свойственно и радостно уничтожать пределы.[127]

————————————————————————————————————

Игра — важное дело. От этого торжественность варений мира — царск[ие] выходы. А то ничего не останется.[128]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Времени нет. Это только ограниченные пределы растут и разрушаются для всех одинаково. Мудрость только в том, чтобы жить в неизменном, в духовном. В этом благо.[130]

————————————————————————————————————

Происхождение организмов от клеточки есть <пространст[венное]> временное, нереальное объяснение, как эфир, атом, пространство — нереальные объяснения.[131]

————————————————————————————————————

Пора понять, что дело не в том, в чьих руках власть, а в самой власти. Лудов[ик] XVI, Комитет Salut public, директория, Наполеон, Лудов[ик] XVIII. Люди научатся [?] только, когда перестанут бороться.

————————————————————————————————————

Если вы точно хотите служить народу, не пишите прокламаций, не ходите[132] к фабричным, не устраивайте стачки, не пишите из-за границы статейки, а определите свое мировоззрение и боритесь с обманом и проповедуйте истину.

Правда, это труднее, чем прочесть хоть не Маркса, а о Марксе, и Энгель[са] или [?] речи Бебеля. Надо прежде много и упорно над собой поработать.

————————————————————————————————————

Феминизм ложен, п[отому] ч[то] женщины отличаются от мужчин, и потому их совершенствование должно быть иное.[133]————————————————————————————————————

Для того, чтобы существо б[ыло] отделено от другого, нужно, чтобы оно не могло слиться с ним, а это возможно только при непроницаем[ости] тел в пространстве.[134]

————————————————————————————————————

Чем больше живешь для души, тем меньше судьбы, и наоборот.[135]

————————————————————————————————————

Трудно. Главное, трудно п[отому], ч[то] нельзя сделать этого нарочно, что надо привести себя к такому состоянию, в к[отором] не можешь не сделать.

————————————————————————————————————

оно и портит жизнь, надо пользоваться им.[136]

————————————————————————————————————

Ненаучность науки.[137]

————————————————————————————————————

Они правы и в том, что только созн[ание] уничтожит власть, и потому они стоят впереди всех социальных учений и занимают то место, к[оторое] десять лет тому назад занимали социалисты, но, к сожалению, держась матерьялист[ического] мировоззрения, 1 мая они не могут найти достаточных мотивов для того, чтобы <честные> люди могли бороться с властью. Одни хотят основать борьбу на сознании общ[ественного] блага (Годвин), другие — справедливости (Прудон), третьи — прогресса и личного интереса. Но все эти мотивы недостаточны для борьбы. Кроме того всего, они не имеют никакого права предполагать, что, устран[ив] власть, люди с матер[иалистическим] мировоззр[ением] сложатся в формы лучшие, чем теперешние.

————————————————————————————————————

Долго, но что же делать. Скоро — будет только подобие, как и делает государство.

Нехорошо и то, что обман[ывают], и то, что развращают.

————————————————————————————————————

Создание жиз[ни], но когда начинает[ся] ж[изнь] [?][138]

————————————————————————————————————

Аналогия с сном: проснуться с страданием или нет.[139]

————————————————————————————————————

Обман времени во сне.[140]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Множество дает понятие времени и движения.[142]

————————————————————————————————————

Не то христианство формальное, кот[орое] требует, не изменяя жизни, только исполнения внешних обрядов, и не то сентиментальное христианство, к[оторое] довольствуется, не отрицая сущест[вующего] порядка, верой и проповедью искупления, а то единое истинное христианство, к[оторое] становится руководством всех поступков жизни и неизбежным условием своего исповедания ставит не только неучастие в делах правительства, но неповиновение требованиям их, так как все требования правительств, начиная от судов и податей и до полиции и войска, противны христ[ианскому] учению.

————————————————————————————————————

А если это так, то очевидно, что не на установление новых форм должна быть направлена деятельность людей, а на внутреннее изменение их мировоззрений и свойств. — Причем, не надо думать, что можно одновременно усовершенствовать и формы жизни и свойства людей. Формы жизни вытекают из свойств и мировоззрений людей. Мировоззрения не изменяются, вследствие измен[ения] форм. Изменять формы, надеясь этим изменить свойства людей, всё равно что.....

Естественно, что люди думают, что изменение форм изменит свойства людей, п[отому] ч[то] изменять свойства людей трудно и незаметно, изменять же формы легко и дает славу. Но думать так — ужасное, зловредное заблуждение <, сделавшее и продолжающее делать величайшее зло людям,> более всего другого задерживающее приближение человечества к тому идеалу, кот[орый] уже выяснил[ся] перед ним.

————————————————————————————————————

У каждого есть незатрогиваемые [.] противоречия. Чем он[и?] больше, тем тяже[лее] жизнь.

————————————————————————————————————

25 мая. Нынче много обдумывал.

————————————————————————————————————

2) Я — существо духовное, следовательно неограниченное; будучи отделенным, стремится разорвать эти ограничения, от этого — движение.

————————————————————————————————————

3) Всякое движение: питание желудком, легкими, кожей и, главное, полового акта есть стремление захватить в себя другие существа, сделать другие существа собою. Это совершается всем живым от инфузорий до человека.

————————————————————————————————————

4) Сознание себя живым проявляется в этой жизни, или, скорее, эта жизнь есть одно из проявлений сознания.

————————————————————————————————————

5) Зачем проявляется в этой жизни раздробленное, отделенное друг от друга и от всего и стремящееся к соединению сознание? Не дано знать человеку.

[143] Но это расширяющееся сознание делает какое-то нужное дело.

————————————————————————————————————

7) И жизнь эта не есть иллюзия, а вечная жизнь, совершающаяся сознаниями в этой отделенности.

 

8) Так что человек, умирая, т. е. уходя из этой отделенности, переходит в другую форму отделенности или сливает[ся] со Всем; жизнь же это объединяющая, или скорее формы жизни, — остается.

25 мая.[144]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

[Июнь.] Всякая власть чует, что она существует только благодаря невежеству, и потому более всего боится просвещения. Но есть условия, при которых власть должна делать сделки с просвещением. Но есть условия — такие силы власти, что этих уступок не нужно. В таких условиях б[ыл] Ник[олай]. Он понял это и так и действовал.[145]

————————————————————————————————————

Ник[олай] считал всех людей такими же, как те, к[оторые] окружали его. А т[ак] к[ак] те, к[оторые] окружали его, б[ыли] подлецы, то он всех людей считал подлецами.[146]

————————————————————————————————————

Надо жить перед богом не только при встрече с людьми, а и когда один: воздержание, труд.[147]

————————————————————————————————————

Он б[ыл] злодей, сотни тысяч жизней погублены им. Он развратил людей жестокостью, он извратил религию. Но он ли сделал всё это? — Он, кажет[ся], один ответствен. Но зато и готовили его. Вся жизнь его была приготовлением к этому.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Средство же воздействия на добрую жизнь людей есть только одно: своя добрая жизнь.

————————————————————————————————————

Расширение сознания совершается любовью. Любить естественно легче существа наиболее подобные себе. Так мы и любим людей своих, чужих, потом животных, смотря по большему или меньшему сходству с нами.[148]

————————————————————————————————————

К Корейшу. Вы думаете, что я навсегда получил отвращение к телесн[ому] наказан[ию].[149]

————————————————————————————————————

Разговор с Никитиным. Отчего христиане не следуют идеалу, а материалисты исповедуют?

Два сознания: отделяющее и соединяющее.[150]

————————————————————————————————————

Jgnorabimus [Мы не будем знать]. Мудрость = знать, что мы не знаем, чего не знаем и не можем знать.[151]

————————————————————————————————————

Разделение всех людей.[152]

————————————————————————————————————

[.]

————————————————————————————————————

[Июль.] 1) Медицина, две крайности: утонченность и грубость.

2) Лучше самый неприятный человек 999 раз, но раз вполне до конца человек, чем всегда приятный и никогда до конца не отдающийся.[153]

————————————————————————————————————

Причина — сознание духовности.[154]

————————————————————————————————————

Жизнью мы называем: 1) Сознание духовного начала и проявление его во времени и пространстве, наблюдаемое нами. Первое — действ[ительность], второе — иллюзия.

Основа жизни — это третье — это бог.[155]

————————————————————————————————————

Бог хотел, чтобы мы были счастливы, но счастливы все вместе.[156]

[Ноябрь.] Человек, исповедующий самую грубую религию, но признающий бога и не конечность этой жизни, без сравнения просвещеннее самого ученого профессора матерьялиста.[157]————————————————————————————————————

Март 24.

————————————————————————————————————

На Свинской Николаев

сошел с ума.

————————————————————————————————————

Donatienne — R. Bazin.

————————————————————————————————————

Бордашев солдат Ламинцов[ский].

————————————————————————————————————

Мясновские крестьяне об усадьбе.

————————————————————————————————————

[Август.] Как прививается, самовнушается любовь.[159]

————————————————————————————————————

Свобода воли. Области матерьяльная и духовная.[160]

————————————————————————————————————

Март 29.

Макарий Николаевич Волков.

————————————————————————————————————

[Сентябрь.] Вижу ящик, а не колпак, слышу колок[ольчики], а не индюшки, обоняю труп, а не яйцо, ощу[щаю или пываю?] — два шарика, а не один, чую[161] вкус мяты, а не — .[162] Всё зависит от того, чего ждешь. В моей жизни я приготовил свое представление. Его хватает на 80 лет жизни. Заблуждения же в этой жизни разрушаются тотчас.[163]

————————————————————————————————————

Март 31.

Ночью боль груди. Погода теплая.[164]

————————————————————————————————————

[Октябрь.

————————————————————————————————————

[Ноябрь.] Одна награда, одно счастье — любовь людей.[166]

————————————————————————————————————

— орган общения.[167]

————————————————————————————————————

Апрель 3.

Здоровье хорошо, дождь, пишу послесловие.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Апрель 4.

Ездил верхом к М[арии] А[лександровне].

————————————————————————————————————

Спал хорошо. Дождь. Писал хорошо послес[ловие].

————————————————————————————————————

[Октябрь.] Безнравственно жить только п[отому], ч[то] сейчас хочется; высшая нра[вственность] — жить в виду вечной жизни.[168]

————————————————————————————————————

[Ноябрь.] Желез[ная] дор[ога], игрушка, к[оторую] нельзя давать детям.[169]

————————————————————————————————————

1) Лампочка.

— бог.[170]

3) Прогресс только в уяснении.[171]

1) Гёте также безнр[авственный].

2) Мозаика-Ше[кспир] [?]

3) Старость и болезнь делают легким спуск к смерти.[172]

————————————————————————————————————

Как только сознаешь свою духовность, так постоянный рост.[173]

————————————————————————————————————

Жизнь не прекращается смертью.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Апрель 10.

Ходил на Козл[овку]. Приехала Тан[я] сестра.

Погода чудная, березки распустились.

————————————————————————————————————

[Ноябрь.] Отчего нельзя умирать в жизни, служа?

————————————————————————————————————

Как насмешка разрушает духовное понимание.

«Воняет».[175]

————————————————————————————————————

Апрель 12.

Насморк.[176]

————————————————————————————————————

[] Два треугольника[177]

————————————————————————————————————

Апрель 13.

Дурно спал. Жар 37,3.

————————————————————————————————————

Вопрос уже не в том, хорош ли он и что хор[ошо]? а в том, почему он хорош.

————————————————————————————————————

Апрель 14.

Приехали две Тани.

[] Могу[178] перенестись в самого ужасного злодея, но не в дурака.[179]

————————————————————————————————————

Как нам кажется без борьбы жизнь животных, так существам выше нас кажется без борьбы наша жизнь.[180]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Апрель 18.

Погода чудная. Здоровье хорошо.

————————————————————————————————————

[] Всякая победа доброго в одном человеке сама собой помогает другому.

————————————————————————————————————

Художник и математик, вообще ученый. У первого нет задерживающих центров.[181]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Машинист Сухотиных.[183]

————————————————————————————————————

Из окт. Wegweiser.

————————————————————————————————————

Апрель 24.

Ходил на Козлов[ку]. Жара. Тяжелый спор с Левой.

————————————————————————————————————

[] Низшая ступень: отдаваться чувству.

Вторая: подчин[иться] внушению.

Третья, высшая, — жить по разуму.

Вся жизнь борьба между тремя.[184]

————————————————————————————————————

Евангелие читает по складам.

Что легко дается, то редко стоит брать [?].

Араб[ская] погов[орка].

————————————————————————————————————

— только для бога или для своей души.[185]

————————————————————————————————————

Смерть.

Падение.

————————————————————————————————————

Сначала думал, что надо прежде разобраться, чтò удержать из прогресса, но теперь вижу, что удержать сущность прогресса и установить добрую жизнь — невозможно. Одно из двух.[186]

————————————————————————————————————

Только тогда мы начинаем понимать нашу жизнь, когда подумаем о том, что нас не было.[187]

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Трудолюбие следствие от [?] человечности [?].[189]

————————————————————————————————————

Долг госуд[арства].[190]

————————————————————————————————————

Как трудно жить религиозно.[191]

————————————————————————————————————

Ребенок плачет, рожаясь.

Старик печалится, умирая.[192]

————————————————————————————————————

Как соединить то, что разделено временем?

Мы соединяем это сознанием в себе. Я — то, что был 70 и 65 и 60...... лет тому назад. — Я всё это вместе. Для высшего существа не только я разных времен одно существо, но одно существо я, и мои дети, и мои предки.[193]

Я есмь одно цельное, составленное из меня, прошедшего через время.[194]

————————————————————————————————————

Но это когда-то будет? —

<Когда бы ни было>, это одно средство. Но когда-то будет. Но если одно, то надо делать то, чтò приближает к нему, а не то, что отдаляет.

————————————————————————————————————

————————————————————————————————————

Свобода не насил[ие].[196]

————————————————————————————————————

В пробуждении складываются воедино сновидения.[197]

————————————————————————————————————

Мы всегда на границе смерти, т. е. такого переворота, значения к[оторого] мы даже представить себе не можем.[198]

————————————————————————————————————

Этюд о гипнозе.[199]

————————————————————————————————————

— выгода индивидуальная или народная, обществ[енная], к[оторой] в сущности и н[ет].

Да [2 неразобр.].

Отчего это? От того, что в нашем обществе нет религии. А без религии жизнь не может не быть уродлива и несчастна.[200]

————————————————————————————————————

Иван Матвеев Куркин.

————————————————————————————————————

Способные люди без своих мыслей, без сердца.

————————————————————————————————————

Дневник княгини Метерних.

Russland. Grimm.

————————————————————————————————————

[1903]

Июнь 10.

— бал и сквозь строй.[201]

Нынче вспомнил [1 неразобр.] безносую пару в [1 неразобр.].

————————————————————————————————————

Июль 8.

Жара. Слабость несколько дней. А[202] желудок хорош. Ничего не писал последнее время.

————————————————————————————————————

Июль 27.

————————————————————————————————————

Июль 28.

Последствий падения, кажется, нет. Pas encore pour cette fois.[203] Поправлял сказки.

Примечания

— в сером коленкоровом переплете с оттиснутой на нем надписью: «0152. Записная книжка на каждый день». На титульном листе: «Агенда, изд. Неманской ф-ки переплетных изделий». Содержит 142 лл. (с титулом). Первые 95 лл. заняты календарем (каждый лист разделен на четыре числа, проставленных в начале и середине страницы), остальные листы для «заметок» (они остались незаполненными).

Записи Толстого — двоякого рода: 1) сделанные под печатной датой календаря, по времени соответствующие ей и носящие чисто бытовой характер (регистрация погоды, здоровья, приезжающих и т. п.); таких записей семнадцать: 26, 27, 29 и 31 марта, 3, 4, 5, 10, 12, 13, 14, 18 и 25 апреля, 10 июня и 8, 27, 29 июля; 2) сделанные вне зависимости от даты календаря и представляющие собой в своем подавляющем большинстве краткие записи мыслей, которые потом в развернутом виде переносились в Дневник; для записи мыслей Толстой пользовался всеми незаполненными местами записной книжки, несмотря на дату и часто обходя или зачеркивая сделанную ранее запись под той или иной датой. Вторая из этих записей (первая не датирована), сделанная под 2 января, датирована Толстым 27 февраля, и далее продолжаются записи недатированные (за исключением одной, записанной под 22 февраля и датированной Толстым 25 мая). Эти недатированные записи сделаны между 27 февраля 1903 г. и 3 мая 1904 г., что явствует из сопоставления их с записями в Дневнике (см. подстрочные примечания к этой Записной книжке).

Печатные даты в книжке, как не имеющие никакого отношения ко времени писания тех или иных мыслей, не воспроизводятся, за исключением лишь тех, под которыми сделаны записи, относящиеся к первому разделу.

Записи производились как чернилами, так и карандашом. Карандаш местами стерся и текст — трудночитаемый.

* * *

1903

27 февраля. Стр. 179.

1. 17917. ...Очевидно, имеется в виду Антон Петрович Щербак (Щербаков, 1863—1930), уроженец г. Сумы, Харьковской губ., бывший революционер, знакомый Толстого с 1896 г. См. о нем в т. 71, стр. 518.

4 марта 1903 г. С. А. Толстая записала в своем Ежедневнике: «Приезжал Щербаков» (ГМТ).

Март. Стр. 180.

2. 1805. Мережковский. — —1941), реакционный писатель, белоэмигрант.

Май. Стр. 181—185.

3. 18115. Ник[олай] Пав[лович]. — Николай I Павлович (1796—1855). Упоминание о Николае, как в данном случае, так и в дальнейшем, связано с работой над главой XVI «Хаджи-Мурата» и изучением материалов, относящихся к Николаю I (см. т. 35).

4. 18126. Лудов[ик] XVI. — —1793), французский король, казненный 21 января по приговору Национального конвента.

5. 18126. Комитет Salut public. — Комитет общественного спасения — руководящий орган якобинской диктатуры, созданный декретом Конвента 6 апреля 1793 г. и прекративший свое существование с роспуском Конвента — 26 октября 1795 г.

6. 18126. Директория. — С октября 1795 г. по ноябрь 1799 г. руководящий орган власти во Франции.

7. 18127. — Наполеон I Бонапарт (1769—1821).

8. 18127. Лудов[ик] XVIII. — Людовик XVIII (1755—1824), французский король.

9. 1822. ... речи Бебеля. — —1913), один из виднейших деятелей и основателей германской социал-демократической партии и II Интернационала.

10. 18221. Рёскин. — Джон Рёскин (1819—1900), английский историк искусства и моралист.

11. 18235. (Годвин). — Уильям Годвин (1756—1836), английский политический писатель анархического направления и беллетрист.

12. 18236Пьер Жозеф Прудон (1809—1865), французский мелкобуржуазный экономист и социолог, теоретик анархизма.

Июнь. Стр. 186.

13. 1864. К Корейшу... к телесн[ому] наказан[ию]. — Имеется в виду рассказ «После бала», который Толстой в то время только «обдумывал», предполагая написать его для сборника в пользу евреев, пострадавших от погрома в Кишиневе.

«После бала». Подробнее об этом см. в т. 34, стр. 550—551.

14. 1867. Разговор с Никитиным. — Дмитрий Васильевич Никитин (р. 1874), в 1902—1904 гг. домашний врач у Толстых. Имеется в виду его разговор с Хрисанфом Николаевичем Абрикосовым (1877—1957) (см. т. 54, стр. 178—179).

Март. Стр. 187.

15. 1876. Бутурлин. — —1916), знакомый Толстого с 1879 г.

16. 18714. ... солдат Ламинцов[ский]. — Из Ламинцова, села Крапивенского уезда Тульской губ.

17. 18717. Мясновские крестьяне. — Из деревни Мясновка, Епифановского уезда Тульской губ.

18. 18724О нем сведений не имеется.

Апрель. Стр. 188.

19. 18817. ... к М[арии] А[лександровне]. — М. А. Шмидт (1843—1911), близкий друг семьи Толстых; в то время жила в Овсянникове, близ Ясной Поляны, на хуторе Т. Л. Сухотиной.

20. 18820— Имеется в виду статья «К политическим деятелям», задуманная как послесловие к статье «К рабочему народу». Была начата в конце января или в начале февраля 1903 г. и закончена около 1 июня того же года. Впервые опубликована в изд. «Свободное слово», № 85, Christchurch, Hants, England, 1903 (см. т. 35).

Ноябрь. Стр. 189.

21. 1892. Мозаика— Упоминание в данном случае о Шекспире могло быть связано у Толстого с его работой над статьей о нем (см. т. 35).

Апрель. Стр. 189—190.

22. 18912. Таня сестра. — Татьяна Андреевна Кузминская (1846—1925), свояченица Толстого.

23. 18932— Т. Л. Сухотина и Т. А. Кузминская.

24. 19021. Машинист Сухотиных. — Толстой, очевидно, имеет в виду кого-либо из служащих в имении М. С. и Т. Л. Сухотиных Кочетах, Новосильского уезда Тульской губ.

25. 19023-24. Wegweiser. Фома Кемпийский. — «Theosophischer Wegweiser» (Лейпциг), в октябрьском номере которого за 1903 г. были напечатаны афоризмы христианского мистика Фомы Кемпийского (1380—1471).

26. 19027. спор с Левой. — Лев Львович Толстой (1869—1945), третий сын Толстого.

[1904]

—март. Стр. 192.

27. 1924. К войне. — Запись относится к статье «Одумайтесь» (гл. 12), над которой Толстой в то время работал (см. т. 36).

28. 19220. Этюд о гипнозе. — Такой этюд написан не был.

29. 19230Селезневка, деревня Епифанского уезда Тульской губ.; Полевые Озерки, деревня Епифанского уезда Тульской губ.

[1903]

Июнь. Стр. 193.

30. 1936. Писал Николая. —

31. 1937. 1) Беса, взывающего к Иисусу. — Этот замысел выполнен не был.

32. 1937. 2) Кто я теперь. —

33. 1938. В сборник.... сквозь строй. — См. прим. 13.

Сноски

113. Ср. Дневник 1 марта 1903 г. (1), т. 64, стр. 157. 12*

114. .

115. Ср. Дневник 13 марта 1903 г. (2), т. 54, стр. 162163.

116. Ср. Дневник 13 и 14 марта 1903 г. (3), т. 54, стр. 163—164

117. Ср. Дневник 14 марта 1903 г. (4), т. 54, стр. 164.

118. ), т. 54, стр. 167.

119. Ср. Дневник 20 марта 1903 г. (2), т. 54, стр. 167168.

120. Ср. Дневник 14 апреля 1903 г. (1),

121. Ср. Дневник 14 апреля 1903 г. (2), т. 54, стр. 169.

122. Ср. Дневник 14 апреля 1903 г. (3), т. 54, стр. 169.

123. Ср. Дневник 29 апреля 1903 г. (1), т. 54, стр. 169170.

124.

125. Ср. Дневник 29 апреля 1903 г. (3), т. 64, стр. 170.

126. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (4), т. 64, стр. 170.

127. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (6), т. 54, стр. 170.

128. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (6), т. 54, стр. 170.

129.

130. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (8), т. 54, стр. 170171.

131. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (10), т. 54, стр. 171.

132. Зачеркнуто:

133. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (11), т. 54, стр. 171.

134. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (12), т. 64, стр. 171.

135. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (13), т. 64, стр. 171.

136. г. (14), т. 54, стр. 171172.

137. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (15), т. 54, стр. 172.

138. стр. 172.

139. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (17), т. 54, стр. 172.

140. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (18), т. 54, стр. 172.

141. Ср. Дневник 1 мая 1903 г. (19), т. 54, стр. 173.

142.

143. Зачеркнуто: 6)

144. Ср. Дневник 27 мая 1903г. (18), т. 54, 175.

145. Ср. Дневник 3 июня 1903 г. (1), т. 54, стр. 176177.

146. Ср. Дневник 3 июня 1903 г. (2), т. 54,

147. Ср. Дневник 3 июня 1903 г. (3), т. 54, стр. 177.

148. Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (1), т. 54, стр. 178.

149. Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (2), т. 54, стр. 178.

150. 4), т. 54, стр. 178—180.

151. Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (5), т. 54, стр. 180.

152. Ср. Дневник 19 июня 1903 г. (1), т. 54, стр. 180.

153.

154. Ср. Дневник 16 июля 1903 г. (4), т. 54, стр. 186.

155. Ср. Дневник 17 июля 1903 г. (1), т. 54, стр. 186187.

156. Ср. Дневник 25 июля 1903 г. (3), т. 54, стр. 188.

157. 194.

158. Эта запись, сделанная под печатной датой Запиской книжки, обведена чертой. Она перебивает текст предыдущей записи между слов: «религию» и «но».

159. Ср. Дневник 9 августа 1903 г., т. 54, стр. 189.

160. Ср. Дневник 27 августа 1903 г. (1), т.

161. Надписано над зачеркнутым: слышу.

162. В подлиннике проведена черта.

163. Ср. Дневник 8 сентября 1903 г. (1), т. 192.

164. Эта запись, сделанная под печатной датой, перебивает текст предшествующей записи (от сентября) между словами: «Всё зависит от» и «того, чего».

165. Ср. Дневник 6 октября 1903 г. (1), т. 54, стр. 192.

166. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (8), т. 54, стр. 195.

167.

168. Ср. Дневник 6 октября 1903 г. (2), т. 54, стр. 192193.

169. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (1), т. 54, стр. 193.

170. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (2), т. 54, стр. 193194.

171. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (3), т. 54, стр. 194.

172. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (4), т. 54, стр. 194.

173. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (5), т. 54, стр. 194—195.

174. Ср. Дневник 14 ноября 1903 г. (6), т. 54, стр. 195.

175. .

176. Эта запись перебивает текст предыдущей записи между словами: «духовное» и «понимание».

177. Ср. Дневник 24 ноября 1903 г. (3), т. 54, стр. 197.

Далее следует рисунок. 

178. Зачеркнуто:

179. Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (2), т. 54, стр. 201.

180. Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (3), т. 54, стр. 201.

181. Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (4), т. 54, стр. 201.

182. Ср. Дневник 19 декабря 1903 г. (6), т. 54, стр. 201.

183.

184. Ср. Дневник 30 декабря 1903 г. (2), т. 54, стр. 203.

185. Ср. Дневник 30 декабря 1903 г. (1), т. 54, стр. 203.

186. Ср. Дневник 3 января 1904 г. (1), т. 55, стр. 4.

187. Ср. Дневник 28 января 1904 г. (1), т. 55, стр. 11.

188.

189. Ср. Дневник 28 января 1904 г. (3), т. 55, стр. 1112.

190. Ср. Дневник 28 января 1904 г. (4), т. 55, стр. 12.

191. Ср. Дневник 2 февраля 1904 г. (1), т. 55, стр. 12.

192.

193. Ср. Дневник 23 февраля 1904 г. (1), т. 55, стр. 1415.

194. Ср. Дневник 23 февраля 1904 г. (1), т. 55, стр. 15.

195. .

196. Ср. Дневник 10 марта 1904 г. (1), т. 55, стр. 19.

197. Ср. Дневник 10 марта 1904 г. (4), т. 55, стр. 19.

198. Ср. Дневник 29 марта 1904 г. (2), т. 55, стр. 23.

199. С

200. Ср. Дневник 3 мая 1904 г. (1), т. 55, стр. 42.

201. Ср. Дневник 18 июня 1903 г. (1

202. Зачеркнуто: здоров[ье]

203. [Нет еще на этот раз.]

Раздел сайта: