Митрополит Антоний Вадковский. Ответ графине С. А. Толстой на ее письмо

Митр. Антонiй Вадковскiй († 1912 г.)

Ответъ графине С. А. Толстой на ея письмо по поводу оповещенiя Святейшаго Сѵнода объ отпаденiи отъ Православной Церкви графа Л. Н. Толстого.

Милостивая государыня, графиня Софiя Андреевна.

Не то жестоко, что сделалъ Сѵнодъ, объявивъ объ отпаденiи отъ Церкви вашего мужа, а жестоко то, что самъ онъ съ собой сделалъ, отрекшись отъ веры въ Іисуса Христа, Сына Бога живаго, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отреченiе и следовало давно излиться вашему горестному негодованiю. И не отъ клочка, конечно, печатной бумаги гибнетъ мужъ вашъ, а отъ того, что отвратился отъ Источника жизни вечной. Для христiанина не мыслима жизнь безъ Христа, по словамъ Котораго «верующiй въ Него имеетъ жизнь вечную и переходитъ отъ смерти въ жизнь, а неверующiй не увидитъ жизни, но гневъ Божiй пребываетъ на немъ» (Іоан. III, 15. 16. 36; V, 24), и потому объ отрекающемся отъ Христа одно только и можно сказать, что онъ перешелъ отъ жизни въ смерть. Въ этомъ и состоитъ гибель вашего мужа, но въ этой гибели повиненъ только онъ самъ одинъ, а не кто-либо другой.

Изъ верующихъ во Христа состоитъ Церковь, къ которой вы себя считаете принадлежащей, и для верующихъ, для членовъ своихъ Церковь эта благословляетъ именемъ Божiимъ все значительнейшiе моменты человеческой жизни: рожденiй, браковъ, смертей, горестей и радостей людскихъ, но никогда не делаетъ она этого и не можетъ делать для неверующихъ, для язычниковъ, для хулящихъ имя Божiе, для отрекшихся отъ нея и не желающихъ получать отъ нея ни молитвъ, ни благословенiй, и вообще для всехъ техъ, которые не суть члены ея. И потому съ точки зренiя этой Церкви распоряженiе Сѵнода вполне постижимо, понятно и ясно, какъ Божiй день. И законъ любви и всепрощенiя этимъ ничуть не нарушается. Любовь Божiя безконечна, но и Она прощаетъ не всехъ и не за все. Хула на Духа Святаго не прощается ни въ сей, ни въ будущей жизни (Матф. XII, 32). Господь всегда ищетъ человека Своею любовiю, но человекъ иногда не хочетъ идти на встречу этой любви и бежитъ отъ Лица Божiя, а потому и погибаетъ. Христосъ молился на кресте за враговъ Своихъ, но и Онъ въ Своей первосвященнической молитве изрекъ горькое для любви Его слово, что погибъ сынъ погибельный (Іоан. XVII, 12). О вашемъ муже, пока живъ онъ, нельзя еще сказать, что онъ погибъ, но совершенная правда сказана о немъ, что онъ отъ Церкви отпалъ и не состоитъ ея членомъ, пока не покается и не возсоединится съ нею.

Въ своемъ посланiи, говоря объ этомъ, Сѵнодъ засвидетельствовалъ лишь существующiй фактъ, и потому негодовать на него могутъ только те, которые не разумеютъ, что творятъ. Вы получаете выраженiя сочувствiя отъ всего мiра. Не удивляюсь сему, но думаю, что утешаться вамъ тутъ не чемъ. Есть слава человеческая и есть слава Божiя. «Слава человеческая какъ цветъ на траве: засохла трава, и цветъ ея опалъ, но слово Господне пребываетъ во векъ» (1 Петр. I, 24-25).

К и молитвъ? Последовали обращенiя къ Сѵноду, и онъ въ руководство священнослужителямъ секретно далъ и могъ дать только одинъ ответъ: не следуетъ, если умретъ, не возстановивъ своего общенiя съ Церковiю. Никому тутъ никакой угрозы нетъ, и иного ответа быть не могло. И я не думаю, чтобы нашелся какой-нибудь, даже не порядочный, священникъ, который бы решился совершить надъ графомъ христiанское погребенiе, а если бы и совершилъ, то такое погребенiе надъ неверующимъ было бы преступной профанацiей священнаго обряда. Да и зачемъ творить насилiе надъ мужемъ вашимъ? Ведь, безъ сомненiя, онъ самъ не желаетъ совершенiя надъ нимъ христiанскаго погребенiя?

Разъ вы — живой человекъ, хотите считать себя членомъ Церкви, и она действительно есть союзъ разумныхъ существъ во имя Бога живаго, то ужь падаетъ само собою ваше заявленiе, что Церковь для васъ есть понятiе отвлеченное. И напрасно вы упрекаете служителей Церкви въ злобе и нарушенiи высшаго закона любви, Христомъ заповеданной. Въ сѵнодальномъ акте нарушенiя этого закона нетъ. Это, напротивъ, есть актъ любви, актъ призыва мужа вашего къ возврату въ Церковь и верующихъ къ молитве о немъ.

Пастырей Церкви поставляетъ Господь, а не сами они гордо, какъ вы говорите, признали себя во главе ея. Носятъ они бриллiантовыя митры и звезды, но это въ ихъ служенiи совсемъ не существенное. Оставались они пастырями, одеваясь и въ рубище, гонимые и преследуемые, останутся таковыми и всегда, хотя бы и въ рубище пришлось имъ опять одеться, какъ бы ихъ ни хулили, и какими бы презрительными словами ни обзывали.

В

Благослови васъ Господь и храни, и графа — мужа вашего — помилуй!

Антонiй, Митрополитъ С. -Петербургскiй.  

1901. Марта 16.

Митрополитъ Антонiй.  — Изданiе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографiя, 1912. — С. 515-519.

Раздел сайта: