Гудзий Н. К.: Лев Толстой
Введение

Лев

ТОЛСТОЙ

ВВЕДЕНИЕ

Лев Толстой оставил великое художественное наследство, вошедшее в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. Произведения, созданные его гением, исполнены такой реалистической мощи, такой силы жизненной правды и психологической наблюдательности, такого необычайного мастерства в изображении человеческих характеров, что в этом отношении Толстой поистине не имел себе равных среди современных ему русских и зарубежных писателей. Еще при жизни Толстого Ленин назвал его великим, гениальным писателем, давшим «первоклассные произведения мировой литературы»1, а в 1910 году, отзываясь на смерть Толстого и отмечая кричащие противоречия в его произведениях и учении, Ленин в то же время говорил, что «Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» и должны рассматриваться «как шаг вперед в художественном развитии всего человечества»2. В 1919 году в беседе с А. М. Горьким Ленин сказал, что рядом с Толстым-художником в Европе некого поставить.

Чем же, по мнению Ленина, определялись мировое значение Толстого как художника и его мировая известность как мыслителя и проповедника? Тем, что и в творчестве и в учении Толстого отразилось мировое значение русской революции, революции 1905—1907 годов, тем, что Толстой был «зеркалом» этой революции, что в своих произведениях — художественных, публицистических и философских — он с поразительной рельефностью воплотил черты исторического своеобразия первой русской революции как крестьянской буржуазной революции с ее силой и ее слабостью.

— 1861 и 1905 годами. Это было время, когда явные пережитки крепостного права характеризовали всю хозяйственную и всю политическую жизнь России, когда в стране усиленно развивались капиталистические отношения. Правда, деятельность Толстого как писателя началась раньше и окончилась позже этого периода, но вполне сложился он как художник и мыслитель, по словам Ленина, именно в этот период, переходный характер которого определил все отличительные черты и художественных произведений Толстого и «толстовщины».

Величие Толстого, по Ленину, состоит в том, что его критика «с такой силой, которая свойственна только гениальным художникам, выражает ломку взглядов самых широких народных масс в России указанного периода и именно деревенской, крестьянской России»3. Ленин считал, что действительно великий художник должен отразить в своих произведениях хотя бы некоторые из существенных сторон революции, и Толстой, по его мнению, был именно таким художником, хотя он явно не понял революции, как не понимали ее порой и многие непосредственные ее участники.

Во всех высказываниях Ленина о Толстом как о писателе, наиболее глубоко отразившем своеобразие первой русской революции, и в той высокой оценке, какая дана Толстому Лениным именно по этому признаку, устанавливается та точная мера, которой следует мерить значение каждого писателя и его литературного наследства: подлинно великим может быть назван лишь тот писатель, который отразил в своем творчестве самые существенные стороны исторической действительности, а Толстой как раз отразил такие явления современной ему русской жизни, которые в истории его родины имели решающее, первенствующее значение для дальнейших ее судеб. Поэтому-то Ленин определил величие Толстого следующими словами: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции»4.

Примечания

1 В. И. Ленин

2 Там же, т. 16, стр. 293.

3 В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 302.

4  Ленин

Раздел сайта: