Гудзий Н. К.: Лев Толстой
Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Толстой не разрешил и не способен был разрешить коренных задач, какие ставила перед ним жизнь и какие выдвигались законами общественного развития; он предлагал утопические, ошибочные рецепты спасения человечества от социальных зол, но он «с громадной силой, уверенностью, искренностью поставил целый ряд вопросов, касающихся основных черт современного политического и общественного устройства»1. Как художник он сказал свое новое могучее слово и проник в новые глубины человеческих характеров и чувств, до него с таким реалистическим мастерством не показанных другими гениями словесного искусства.

«Толстой, — по словам Горького, — это целый мир... этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век, и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой»2.

Толстой преданно любил свой народ, питал к нему сыновнее уважение, считал его настоящим творцом родной истории и высоко ценил его природную даровитость. В своей записной книжке в 1870 году он отмечает: «Читаю историю Соловьева. Все, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать. Правительство стало исправлять. И правительство это такое же безобразное до нашего времени. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России. Но как же так ряд безобразий произвели великое, единое государство? Уж это одно доказывает, что не правительство производило историю. Но, кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли? Кто и как кормил хлебом весь этот народ? Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черно-бурых лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото, железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Кто блюл святыню религиозную, поэзию народную, кто сделал, что Богдан Хмельницкий передался России, а не Турции и Польше?»3

В неопубликованной части дневника домашнего врача Толстого Д. П. Маковицкого записаны следующие слова Толстого: «Мы все учимся у народа — Ломоносов, Державин, Карамзин, Пушкин, Гоголь и даже о Чехове это можно сказать, да и я». В другой раз, когда Толстому сказали, что читатели из народа ценят его народные рассказы, он сказал: «Да, но это я от них взял и им же отдал... ведь сам я тоже частичка народа».

Кровная связь Толстого со своим народом обусловила подлинную народность его гениальных художественных созданий.

Толстой — национальная гордость русского народа; он гордость и всего человечества, ибо влияние его гения выходит далеко за пределы его отечества. Влияние Толстого на мировую литературу не однажды было признаваемо со стороны самых крупных зарубежных писателей, и сила этого влияния не убывает и в наши дни.

и этические проблемы эпохи. Они учились у Толстого мастерству психологического анализа, искусству изображения человека в его глубоких связях с жизнью общества и природой; их привлекало убеждение Толстого в высокой моральной миссии писателя как учителя жизни, друга и помощника людей в их духовных исканиях и житейских невзгодах.

Ромен Роллан писал о Толстом: «Никогда еще подобный голос не звучал в Европе... Нам было слишком мало восхищаться творчеством Толстого; мы жили им, оно было наше...» Он же говорил о том, что «Война и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича» были для него дороже всех великих произведений французской литературы. Анатоль Франс сказал: «Как эпический писатель Толстой — наш общий учитель». О Толстом Томас Манн говорил: «Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнима; каждое соприкосновение с ним... вливает в талант, обладающий восприимчивостью, потоки силы, бодрости, первозданной свежести». Сильное влияние Толстого-художника сказалось в творчестве ряда писателей славянских стран. Влияние Толстого — особенно как мыслителя и проповедника — проникло в страны Востока, главным образом в Индию и Китай. Высоко ценил Толстого-мыслителя выдающийся общественный деятель Индии М. Ганди. В Японии наибольшую популярность приобрел Толстой как автор «Воскресения»4.

Бесспорно, очень большое влияние оказано Толстым-художником на развитие русской литературы. Оно обнаруживается в творчестве Гаршина, Чехова, Куприна, Бунина и многих других русских писателей. Выдающийся классик украинской литературы Ив. Франко называл Толстого одним из своих учителей. Художественный метод Толстого оказал плодотворное воздействие на советскую литературу, в частности на творчество таких ее мастеров, как Фадеев, Шолохов, Федин, Сергеев-Ценский.

Взыскательное отношение Толстого к вопросам идейного содержания и художественной формы произведений, к слову является поучительным примером для советских писателей — законных наследников лучших традиций русской классической литературы, традиций, завещанных гением Толстого.

В какой бы форме Толстой ни писал, он писал для того, чтобы уяснить и для самого себя и для других то, что он считал истиной и что всегда страстно и мучительно искал и притом не в келейной замкнутости от людей, а в личной и действенной связи с народной стихией.

— качеством «заражения». Художественное мастерство Толстого действительно с необыкновенной силой «заражает» читателя, заставляя его переживать то, что пережито самим автором, и это Толстой также считал величайшим признаком истинного искусства.

Притягательная сила Толстого заключается не только в его произведениях, но и в его взглядах на задачи писателя, в тех стимулах, которыми направлялось его творчество. Пусть не во всех своих суждениях о том, что необходимо человечеству, был прав Толстой, пусть он был порой сильнее в своей критике, чем в положительных утверждениях, — важны побудительные мотивы его писательской деятельности. Они заключались в стремлении, в конечном счете, отозваться на все то, что могло волновать в сфере нравственной и общественной его читателей.

В наследстве Толстого, по словам Ленина, сказанным в год смерти писателя, «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему»5. Ленин говорил, что великие художественные произведения Толстого, в ту пору известные лишь ничтожному меньшинству даже в России, станут достоянием всех в результате социалистического переворота, который избавит десятки миллионов от темноты, забитости, каторжного труда и нищеты. И когда через семь лет совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Ленин вскоре, в 1918 году, поставил вопрос об издании в государственном порядке полного собрания сочинений Толстого без каких-либо исключений и урезок. Начатая вскоре после этого работа над подготовкой такого издания завершилась в 1958 году выходом в свет девяностотомного Полного собрания сочинений Толстого, включившего в себя все без изъятия сочинения Толстого: художественные, публицистические, религиозно-философские, а также его дневники и все обнаруженные до сих пор письма. Критически проверенные и обстоятельно комментированные тексты в этом издании сопровождены публикацией черновых редакций и рукописных и печатных вариантов.

Перед читателями и исследователями открылось огромное литературное богатство великого художника и гуманиста, утверждавшего принципы искусства, близкого народу, страстного глашатая мира и согласия между людьми.

Мировое признание Толстого ширится с каждым десятилетием. Высокое искусство его становится все более и более влиятельным как в среде художников слова, так и в среде читателей всех стран и народов.

1 В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 300.

2 М. Горький, История русской литературы, Гослитиздат, М. 1939, стр. 295.

3 Толстой, Полн. собр. соч., т. 48, стр. 124.

4 См. Т. Л. Мотылева— «Л. Н. Толстой». Сборник статей. Пособие для учителя под общей редакцией Д. Д. Благого (здесь высказывания иностранных писателей о Толстом, стр. 464—467); Н. К. Гудзий, Мировое значение русской литературы. — «Ученые записки МГУ», вып. 107, 1946, стр. 130—132; Ф. И. Булгаков, Граф Л. Н. Толстой и критика его произведений, русская и иностранная, изд. 3-е, М. 1899, ч. 2-я, стр. 1—128.

5 Ленин

Раздел сайта: